Мастер-класс. Катапульта для скоростных моделей

Модели планеров, взлетающие с катапульты, - это одни из самых простых и интересных моделей. Они прекрасно держатся в воздухе. Им несложно придать современные формы и привлекательный внешний вид. Но главное достоинство таких моделей - это их «чистый» и стремительный полет, способность выполнять фигуры пилотажа. Немудрено, что миниатюрные самолеты подобного класса весьма привлекательны для авиамоделистов, особенно начинающих.

При конструировании такой модели планера следует помнить, что она должна быть, возможно, более легкой. А центр ее тяжести - совпадать с передней кромкой крыла (при крыле прямоугольной формы) или с лобиком средней аэродинамической хорды (при стреловидном крыле). Несмотря на свою относительную простоту, модель планера должна иметь весьма совершенную аэродинамику - только в этом случае она покажет хорошие результаты по продолжительности полета и чистоте выполнения фигур пилотажа.

Так, при изготовлении весьма желательно оснастить ее крылом с плосковыпуклым профилем, а не фанерной пластиной со слегка скругленными передней и задней кромками. Немалое влияние на качество полета оказывает и отделка: лучше летают тщательно собранные и отполированные модели. При выборе аэродинамической схемы следует учитывать, что модели со стреловидным крылом более устойчивы в полете и стабилизатор их нельзя устанавливать под большим отрицательным углом.

Предлагаем три катапультируемые модели планеров

Первую модель планера - высокоплана - изготавливают целиком из легкой сосны. Для начала подбирают или выстругивают брусок прямоугольного сечения 35x20 мм. На нем размечают очертание фюзеляжа по виду сбоку, расположение и форму прорезей под крыло, стабилизатор и киль. Далее обрезают заготовку, размечают контур фюзеляжа в плане и окончательно обрабатывают этот элемент модели. Крыло, киль и стабилизатор планера вырезают из сосновых дощечек.

Максимальная толщина крыла у борта фюзеляжа - 5 мм, у законцовки - 3 мм. Профиль - плосковыпуклый, с максимальной толщиной, расположенной на расстоянии 1/3 хорды от лобика крыла. При изготовлении тщательно следят за симметричностью правой и левой половин с помощью простейших шаблонов из тонкой фанеры. Столь же внимательно относятся и к изготовлению стабилизатора и киля. Готовые крыло, стабилизатор и киль вклеивают в прорези фюзеляжа.

Крыло дополнительно фиксируют гвоздиками. Если при монтаже образуются щели, их заполняют кусочками дерева, закрепив клеем. После высыхания клея еще раз проверяют симметричность правой и левой половин крыла, тщательно ошкуривают модель. После этого крепят к фюзеляжу стартовый крючок из стальной проволоки или просто гвоздя и центруют безмоторку. Как уже упоминалось, центр ее тяжести должен совпадать с лобиком средней аэродинамической хорды (у высокоплана расстояние от плоскости его симметрии до средней аэродинамической хорды около 70 мм).

Если нос модели слишком легкий, его догружают кусочками свинца. Когда добиваются равновесия, кусочки снимают, плавят и заливают свинец в высверленное в носу отверстие. В завершение модель планера грунтуют, еще раз шлифуют и окрашивают нитроэмалью: верхнюю часть - красной, нижнюю - голубой. Поверх краски рекомендуется нанести слой паркетного лака. Масса готовой модели должна составлять примерно 60 г.

Вторая модель н планера несколько отличается от первой. В частности, она -со среднерасположенным крылом. Технология ее изготовления практически та же. Единственное отличие - врезанное в фюзеляж крыло. Планер окрашивают «серебрянкой», кабину и киль отделывают синей краской, цифры и звезды с помощью трафаретов «набивают» красной нитроэмалью. Окончательная отделка - также паркетным лаком. Среднеплан очень удачен по конструкции и при правильной регулировке легко выполняет одну за другой две петли Нестерова. Масса готовой модели - примерно 50 г.

Третий планер отличается от предыдущих в основном тем, что у него крыло, киль и стабилизатор делают из фанеры. У крыла установочный угол нулевой; у стабилизатора - отрицательный: 2-3°. Требуется очень точная регулировка. Особое внимание нужно уделять устранению перекосов крыла и стабилизатора. Тщательно отрегулированная модель на большой скорости выполняет исключительные по красоте полеты.

Самолетик окрашивают белой или алюминиевой краской, кабину и рули - голубой, а звезды и триммеры - красной. На рисунках показан вариант нанесения «швов» между листами обшивки, которые можно изобразить жидкой черной нитроэмалью или черной тушью с помощью рейсфедера. Правда, после туши модель необходимо покрыть одним слоем паркетного лака.

Устройство катапульты и запуск модели планера

Катапульта - из 15 нитей авиамодельной резины, сплетенных в косу. В петли на концах резинового шнура продевают металлические кольца. Общая длина шнура- 1,5 м. В состав катапульты входят также специальный колышек, в верхней части которого крепят крючок под кольцо резинового шнура. Катапультируемые модели планера рекомендуется запускать только там, где нет людей и строений, поскольку мини-самолеты развивают достаточно большую скорость и порой улетают довольно далеко.

В момент запуска впереди в секторе 90 градусов не должно быть никого. Сначала производят испытательные (регулировочные) полеты при слабом натяжении резинового шнура. Если модель сваливается на крыло, то это, как правило, из-за перекоса крыла или киля. Дефект исправляют отгибанием крыла или киля в сторону, противоположную сваливанию. Если модель выполняет восходящие «бочки», то отклоняют заднюю часть стабилизатора вниз или загружают нос.

Добившись устойчивого полета, мини-самолет запускают при полном натяжении резинового шнура катапульты. Хорошо отрегулированная модель на большой скорости выполняет петлю Нестерова, делает горку и, развернувшись, устойчиво планирует. Иногда она выходит из петли прямо над местом старта или даже сзади запускающего, поэтому при запусках нужно особо внимательно следить за траекторией полета. В противном случае скоростная модель может нанести спортсмену серьезную травму.

Катапультируемая модель планера из легкой сосны.

Катапульта для запуска планера: 1 - колышек; 2 - крючок; 3 -резиновый шнур из 15 нитей авиамодельной резины; 4 - кольцо; 5 - модель.

Траектории полета катапультируемых моделей планера в зависимости от натяжения резинового шнура катапульты: А - двойная петля с переходом на планирование из второго витка; Б - петля с переходом на горку и планирование; В - двойная петля с потерей скорости в верхней точке траектории второго витка и срывом в штопор; Г - петля с переходом к полупетле с переворотом через крыло (иммельман).

Мальчишки - народ непредсказуемый, озорной и очень веселый. Их головы постоянно забиты стратегиями сражений, осад вымышленных крепостей. Они прекрасно знают, что такое рогатка, катапульта. И очень часто могут соорудить это оружие из подручного материала. Но как расстраивается детское сердечко, когда сооруженная с большим трудом катапульта рассыпается после первого же выстрела! Ребенок еще не знает, как сделать катапульту, которая будет отличаться прочностью и дальностью стрельбы. Предложите своему сыну помощь. Изготовить самостоятельно такое орудие большого труда не составит. И вы точно знаете, или сможете узнать, как сделать катапульту своими руками.

Большая катапульта

Подобное орудие предназначено для развлечения во время отдыха на даче или в любом другом загородном доме. Не стоит применять его дома, в квартире. И, конечно, не забывайте о технике безопасности. Никогда не оставляйте детей без присмотра с этим приспособлением!

Лучше всего, если вы вместе с ребенком будете планировать, как сделать катапульту. Он с удовольствием включится в процесс творчества. А приведенная пошаговая инструкция подскажет, как сделать катапульту своими руками.

С чего начать?


Приятного времяпровождения!

Мини-катапульта

Никогда нельзя с точностью предсказать, когда понадобится катапульта. Она может стать отличным способом занять ребенка, если приходится долго ждать, а дети, как правило, ждать не любят. При помощи такого орудия можно устроить самые настоящие соревнования между друзьями. Дети по достоинству оценят ваши старания. И если изготовление большой катапульты требует заготовки материалов и взрослой мужской силы, то создание мини-варианта доступно даже ребенку.

Итак, как сделать мини-катапульту? Для самого простого варианта отлично подойдут палочки от мороженого. Их нужно 9 штук. Заготовьте пять резинок. Можно использовать обычные резинки для волос или для денег. Еще вам понадобится крышка от пластиковой бутылки.

  1. Соедините 7 палочек вместе. С обоих концов закрепите их неподвижно резинками.
  2. Оставшиеся две палочки сложите вместе и тщательно закрепите с одной стороны. Противоположные концы расщепите, и наденьте на подготовленную связку из семи палочек. Постарайтесь продвинуть связку как можно глубже. Такое положение закрепите двумя резинками для прочности в положении крест-накрест.
  3. К вершине катапульты (одной из расщепленных палочек) приклейте крышку от пластиковой бутылки. Для этого лучше всего использовать достаточно прочный клей, например «Момент». Можно применить

Мини-катапульта готова. Удачного времяпровождения и, конечно, побед в соревнованиях!

Катапульта из бумаги

Вы удивлены? И не представляете, как сделать из бумаги катапульту? На самом деле вариантов оригами очень много. Самый простой и доступный - это обычный самолетик. Запускать их любят все, абсолютно не зависимо от возраста и половой принадлежности. Главное при изготовлении учесть правила аэродинамики и подобрать качественную бумагу.

И как же хочется, чтобы именно ваш самолетик поднялся выше и пролетел дольше. Этого очень легко добиться, если точно знать, как сделать катапульту.

К основе вашего бумажного "летуна" прикрепите резинку. Именно это простое приспособление и карандаш помогут воспарить самолету выше других.

Для запуска этого чуда цепляете резинку за конец карандаша. Самолетик оттягиваете назад и отпускаете.

Стремительный полет на большую дистанцию гарантирован.

Катапульта из карандашей

Изготовить катапульту можно практически из любых предметов. Даже из обычных карандашей, которые всегда найдутся в доме, можно создать отличное Рассмотрим, как сделать катапульту из карандашей.

Для такого приспособления понадобится десять карандашей, четырнадцать резинок и одна крышка от бутылки.

  1. Создайте из четырех карандашей квадрат - это будет основа катапульты. Места их пересечения тщательно закрепите резинками.
  2. В каждое место пересечения вставьте вертикально по карандашу. Зафиксируйте их положение дополнительными резинками.
  3. Вертикальные карандаши соедините по два и скрепите. Стойки катапульты готовы.
  4. К верхним креплениям стоек добавьте еще один карандаш, расположив его горизонтально. Зафиксируйте положение при помощи резинок.
  5. На одну из сторон основы (см. на рисунок) наложите последний карандаш и тщательно закрепите. Это будет рычаг катапульты.
  6. К свободному концу рычага приклейте пластиковую крышку.
  7. К верхнему горизонтальному карандашу прикрепите последнюю резинку, протянув ее под рычагом.

Катапульта готова. Метких вам попаданий!

Катапульта из "Лего"

Оригинальные орудия получаются из обычного конструктора "Лего". Очень часто множество его деталей, из которых когда-то, согласно инструкции, строились шедевры, пылятся без надобности в коробках. А ребенок просит все новые и новые конструкторы. Стоит ли сразу покупать их? Ведь из многочисленных деталей можно самостоятельно построить прекрасные творения, которые ни в чем не уступят описанным в магазинных рекомендациях. Нужно немного времени и фантазии.

Предложите своему ребенку достать все ненужные детали лего. «Как сделать катапульту?» - спросите у него. Только не оставляйте его одного, помогите начать процесс строительства. Вы сами удивитесь, как быстро ваш малыш включится в творчество. У детей очень развита фантазия, но для ее стимуляции ребенку нужен толчок. Заинтересуйте его. Если вы сами не представляете, как сделать катапульту, с чего начать, посмотрите на картинки.

На ваших глазах создастся самый удивительный и неповторимый шедевр - плод фантазии вашего ребенка, самая лучшая в мире катапульта! Хвалите малыша и восхищайтесь его творением. Не успеете оглянуться, как возле построенной катапульты появятся солдатики, башни, замки, сооруженные одним-единственным архитектором - вашим ребенком!

Вместо заключения

Катапульта - очень простое сооружение. И если возник вопрос, как сделать катапульту своими руками, не стоит переживать. Главное, определите, из каких материалов вы будете создавать такое орудие. Запаситесь всеми необходимыми компонентами будущего шедевра. И вместе со своим ребенком начинайте покорять вершины самостоятельного творчества.

В вашем летнем лагере мальчики смогут оформить и зашитить классический ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ авиамодели, или научиться предпринимательству на ПРОЕКТЕ создания стартапа - создания своей фирмы по производству авиамоделей.
Ваши мальчики узнают как построить настоящее производственное предприятие!

Творческий проект мальчика-кружковца может состоять из:

  • Сама авиамодель самолета.
  • Пояснительная записка.
    • Описание проекта авиамодели.
    • Эмблема авиамодельного кружка.
    • Эскиз фирменной медали
    • Эскиз фирменной грамоты авиамодельного кружка для награждения кружковцев.
    • Технологический процесс (технология) изготовления авиамодели.
    • Эскизы окраски авиамодели (3-4 варианта: милитари, спортивный, декоративно-художественный флора-фауна).
    • Простейшее технико-экономическое обоснование и расчет себестоимости изготовления авиамодели.
    • Маркетинговые мероприятия популяризации кружка (реклама-анонсы, кричалки, авиашоу, обьявления-вывески, мастер-классы для желающих изготовить-запустить, авиамагазин-ярмарка, торжественное награждение победителей и др.)
  • Иллюстрированная инструкция по технике безопасности (можно в стихах).
  • Протокол участия авиамодели в выставке технического творчества.
  • Протокол участия авиамодели в авиамодельных соревнованиях с указанием занятого места.
  • Награды-грамоты-дипломы (если есть).
  • Оформленная в письменном виде речь мальчика на защиту ПРОЕКТА.
  • Публичное выступление - зашита ПРОЕКТА мальчиком-учеником перед аудиторией кружковцев-сверстников.

Действующая авиамодель-катапульта на резинке. Набор для творчества для мальчиков "СДЕЛАЙ САМ".
Мальчики сами обрабатывают детали авиамодели из различных материалов, используя разные инструменты.
Фигуры высшего пилотажа: бочка, мертвая петля, полет с креном вправо или влево, взлет с планированием.

Изготовитель (производитель) Россия. Собственное производство Школа кружковода "Сделай САМ" Ижевск.

Наши наборы для детского технического творчества – это мастер-классы учебного назначения, предназначенные для обучения трудовым процессам , сборке под непосредственным наблюдением родителей и педагогов, развития у мальчиков навыков занятия спортивным моделизмом.


Состав набора


1. Резинка для запуска авиамодели-катапульты - 1 шт.
2. Рейка-фюзеляж - 1 шт.
3. Рейка-груз - 1 шт.
4. Крыло планера - 1 шт.
5. Хвостовое оперение авиамодели - 1 шт.
6. Этикетка с инструкцией мастер-класса - 1 шт.

Необходимый инструмент:
1. Клей ПВА или Титан.
2. Иголки канцелярские.
3. Нож канцелярский.
4. Шкурка.

Ваши мальчики будут сами обрабатывать детали авиамодели из различных материалов, используя разные инструменты. Цель: изучить свойства различных материалов, и научиться их обрабатывать. Получить базовые навыки работы слесарным инструментом.

При сборке авиамодели использовать только клей ПВА или ТИТАН.
1. Приклеить рейку-грузик к передней части рейки-фюзеляжа, для этого обмотать их резинкой (см. первай рисунок).
2. Вырезать детали самолета-катапульты острым ножом (для этого подойдут современные канцелярские ножи) с запасом по контуру 1 мм, аккуратно зашкурить острые кромки деталей авиамодели.
3. После полного высыхания реек фюзеляжа планера зашкурить их наждачной бумагой.
4. Собрать авиамодель на клей. Детали авиамодели приколоть к рейке-фюзелюжу с помощью канцелярских иголок. Положение деталей см. на рисунке.
5. После высыхания клея вынуть иголки из самолета.

ОБЯЗАТЕЛЬНО проверить положение центра тяжести (ЦТ) авиамодели!
Для этого уравновесьте авиамодель на ребре ладони, двигая ее вперед-назад.
ЦТ должен находиться на середине крыла (см. рисунок) или чуть впереди, но ни в коем случае не сзади!
Если ЦТ не на месте - прилепите кусочек пластелина на нос авиамодели. Чем больше пластилина (тяжелее нос), тем ровнее полетит планер-катапульта с резинки, но будет хуже планировать. Нужно соблюсти золотую середину и меру!

ВНИМАНИЕ! Не следует торопиться и пытаться собрать авиамодель в один день. Следует дождаться полного высыхания клея на промежуточных этапах, и лишь затем приступать к следующему.

Мальчишки получат увлекательный, осмысленный и поучительный процесс раскраски собственных авиамоделей!






Ваши эскизы окраски авиамодели будут исполнены в трех-четырех вариантах: милитари, спортивный, декоративно-художественный флора-фауна.
Вариант милитари: защитная окраска, с целью стать невидимым для противника.
Вариант спортивный: прямо противоположный - стать ярким, веселым, заметным и привлекать побольше внимания. Кроме этого, цель яркой окраски авиамодели - удобство поиска потерявшейся авиамодели в траве или снеге.
Вариант декоративно-художественный: эстетическое совершенство.

Чтобы авиамодель хорошо летала ее лучше совсем не раскрашивать, чтобы не нарушить аэродинамическую форму. Достаточно раскрасить только верхнюю поверхность авиамодели-катапульты фломастерами.

Возможно использовать гуашь, но такой способ подойдет только для выставок. Гуашь очень тяжелая, и поэтому планер-катапульта с гуашью летать не будет. Но выглядит красиво! Поэтому решать мальчику - для каких целей он оформляет авиамодель.

Обязательно предусмотреть варианты раскраски для фломастеров, и варианты для гуаши.
После этого мальчиком оформляется альбом чертежей и эскизов окраски авиамоделей.

Ваши мальчики начнут изучать секреты аэродинамики! Узнают почему птицы не падают!
Станут понимать, почему самолет крыльями не машет, а летит и не падает как кирпич!


Начинать запуски планера нужно в тихую безветренную погоду или в спортзале и БЕЗ РЕЗИНКИ-КАТАПУЛЬТЫ!
Первое испытание планера всегда проводится рукой "на планирование" против ветра. Лучше даже присесть пониже на коленки, чтобы не разбить авиамодель.

Запустите авиамодель против ветра под небольшим углом вниз. Если модель пикирует (.....) подогните заднюю кромку стабилизатора вверх, если модель кабрирует (- - -) подогните заднюю кромку стабилизатора вниз. Чтобы пластик не треснул при изгибе – осторожно сомните кромку пальцами (щипательным движением). При правильной регулировке планер пролетит 10-15м.
ОСТОРОЖНО – ХРУПКОЕ!

Если авиамодель летит с правым креном (вправо) – заднюю кромку правого крыла отогнуть вниз, а левого крыла вверх.
- Если авиамодель летит с левым креном (влево) – заднюю кромку левого крыла отогнуть вниз, а правого крыла вверх.
Правильно отрегулированная авиамодель должна пролететь по прямой 10-15 м.

Ваши мальчики овладеют искусством запуска авиамоделей. Для этого необходима тренировка.
Будут выполнять фигуры высшего пилотажа: бочка горизонтальная и вертикальная, мертвая петля, полет с креном вправо или влево, взлет с продолжительным планированием, бреющий полет низко над землей.

Не следует запускать планер-катапульту в тот же день по окончании сборки. Запуск самолета-катапульты на резинке возможен только при полном высыхании клея, проверки правильности сборки авиамодели и отсутствии перекосов крыла, рейки-фюзеляжа и хвостового оперения.

Перед первым запуском катапульты необходимо провести настройку авиамодели.
Тренировки следует начинать только при благоприятных погодных условиях (отсутствие ветра). А также с небольшой высоты – до 1 метра.

Готовую авиамодель запускают с помощью резинки, зацепляя кольцо из резинки снизу за выступающую рейку-грузик в передней части фюзеляжа (подобно рогатке).
Для этого (см. рисунок) свободные концы резинки зажимают в левой руке, а получившееся резиновое кольцо перекидывают через большой палец.


Возможно сделать приспособление для запуска: прикрепить концы резинки на палочку-рейку. Получится катапульта с резинкой. Но на тренировках запуска авиамодели планера мальчики сами отказываются от катапульты и пользуются резинкой в руке. Говорят так удобней...

Не допускается попадание на авиамодель влаги. В этом случае планер необходимо просушить и заново отрегулировать – осмотреть самолет на отсутствие перекосов, и провести дополнительную настройку.

Одним из итогов мастер-класса Вы получите выставку авиамоделей со стендовой оценкой качества изготовления и оформления.
Оформленые руками мальчишек альбомы чертежей и эскизы окраски авиамоделей.



Оформление выставки авиамоделей: так будет!

Один из вариантов проведения выставки:
Выбирается жюри из участников, четное число - рекомендуем четыре члена жюри. Пятый - решающий голос педагога или приглашенный авторитетный член жюри (например девочка).
Авиамодели в произвольном порядке выкладывают на демонстрационный стол.
Из всех участников, каждый раз выбирается самая привлекательная авиамодель. Критерий - это ответ на вопрос: "Какую авиамодель я бы купил в первую очередь из всех оставшихся?"
Каждый раз выбирают лучшую авиамодель из оставшихся, и раскладывают на другом столе в порядке убывания качества.
Таким образом формируется список в порядке убывания качества, а соответственно занятое место.
В случае равенства голосов жюри, решающее слово остается за педагогом или приглашенным авторитетным членом жюри (например девочка).

Критерии оченки авиамоделей:
1. Качество и аккуратность изготовления авиамодели.
2. Замысел и качество оформления (раскраски) авиамодели.

Возможно проведение раздельных оценок дизайна и качества изготовления авиамодели (см. протокол на фото). В этом случае места, занятые авиамоделью на каждом этапе суммируются. Авиамодель, набравшая минимальную сумму мест по всем этапам, получает более высокое место в общем зачете.


Перед открытой презентацией вы будете оформлять протокол проведения выставки технического творчества и вывесите его на информационном стенде.
Образец см. на рисунке.

Важнейшим массовым мероприятием и промежуточным итогом мастер-класса Вы получаете авиамодельные соревнования.
Ваш лагерь получит полноценные соревнования по авиамоделированию со стендовой оценкой качества изготовления и оформления авиамоделей.



Один из множества вариантов мальчишеских состязаний:
Упражнение 1. Ставятся ворота (две стойки-лыжные палки на ширине 3 м) на расстоянии 5 м. Необходимо в них попасть.
Упражнение 2. На одной прямой ставятся двое ворот: первые – через 5м, вторые – через 10 м (коридор). Дальние ворота смещают в любую сторону на несколько метров. Необходимо отрегулировать авиамодель так, чтобы она с определенным виражом пролетела через первые и вторые ворота.

Вам необходимо провести несколько попыток запусков авиамодели (см. протокол на фото). В этом случае результаты, полученные авиамоделью в каждой попытке суммируются. Авиамодель, набравшая максимальный результат по всем попыткам в сумме, получает более высокое место в итоговом зачете.


После соревнований Вы будете оформлять протокол проведения авиамодельных соревнований и вывесите его на информационном стенде.
Образец см. на рисунке.

Инструкции - это весело!



МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ:
При изготовлении авиамодели запрещается:
Использовать мальчику в работе острые инструменты (нож, ножницы, пилки, шило, иголки и др.) без непосредственного присмотра взрослых.
Использовать для сборки авиамодели клей и краски, отличающиеся от указанных в инструкции.
При запуске авиамодели запрещается:
Запускать авиамодель во время дождя и грозы, в сильный и порывистый ветер.
Запускать авиамодель вблизи линий электропередач, проезжей части дорог и оживленных улиц, зданий и сооружений.
Запускать авиамодель в сторону людей, животных или препятствий.

ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ:
При эксплуатации авиамодели должны точно соблюдаться требования, изложенные на этикетке и в инструкции.
При сборке:
Не следует торопиться и пытаться собрать авиамодель в один день. Это сложно. Следует дождаться полного высыхания клея на промежуточных этапах, и лишь затем приступать к следующему.
При запуске:
Не следует запускать авиамодель в тот же день по окончании сборки. Запуск авиамоделей возможен только при полном высыхании клея, проверки правильности сборки и отсутствии перекосов.
Перед первым запуском необходимо провести настройку и регулировку авиамодели.
Тренировки следует начинать только при наиболее благоприятных погодных условиях (отсутствие ветра, дождя и препятствий). А также с небольшой высоты – до 1 метра.
Не допускается попадание на авиамодель влаги. В этом случае авиамодель необходимо просушить и заново отрегулировать – осмотреть на предмет отсутствия перекосов, и провести дополнительную настройку.

ской, а красной - прочертите центральную линию, старт м посадочный знак.

Наклонный щит сделайте из листа фанеры и прикрепите его двумя-тре-мя петлями к передней части посадочной зоны. О назначении этого щита нетрудно догадаться: он закрывает взлетно-посадочную полосу снизу и исправляет -ошибки пилота при посадке модели.

Готовые щиты соберите вместе и подгоните друг к другу по высоте. Затем скрепите их между собой крючками. Их можно подобрать готовыми ипи сделать из листового металла толщиной 2 мм.

Взлетную зону оборудуйте катапультой и стартовым устройством. Катапуль

той может быть жгут из пяти-восьми нитей авиамодельной резины длиной 1,5 м. Один конец жгута прикрепите к последнему щиту, другой - привяжите к дюралевому поводку.

Стартовое устройство собрано из скобы, штыря-фиксатора и троса. Скобу согните из жести толщиной 1 мм, фиксатор - из проволоки 02 мм. К фиксатору привяжите трос - прочную нить длиной 16,5 м. Скобу закрепите шурупами на центральной рейке щита.

В посадочной зоне (на первых трех щитах) установите тормозное устройство. Оно предназначено для посадки самопета с работающим двигателем (в хвостовой части модели крепится стальной крючок). Устройство состоит из шести тормозных нитей (капроновая или рыболовная леска толщиной 0,6- 1 мм), стоек и грузоа.

Согните из проволоки 01,5-2 мм дгенадцать стоек и закрепите их вертикально, по четыре на каждом из трех щитов посадочной зоны. Проследите, чтобы петли стоек находились на расстоянии 40-50 мм от поверхности щитов. Продерните в них нити длиной по 5 м и привяжите к их концам мешочки с песком весом 100-150 г.

Итак, основная работа выполнена, остается подобрать для аэродрома подходящую площадку (не менее 50x50 м) и уже на месте собрать взлетно-посадочную полосу.

Монтазн аэродрома и запуск модели

Если выбранная вами площадка грунтовая, вройте ножки щитов неглубоко в землю (на 5-10 см). Затем отступите от готовой к испытаниям полосы на 5-6 м, вбейте в землю столбики и натяните на них Ееревку.

Размотайте корд и, перемещая модель вдоль центральной линии ВПП, найдите центр кордодрома. Положите в центр площадки вырезанный заранее фанерный круг и закрепите его, например, длинным гвоздем. Встаньте в этот круг, возьмите в правую руку ручку управления и попросите помощника пронести модель по кругу. Так вы сможете убедиться, не мешают ли полету модели посторонние предметы.

Теперь пришла лора подготовить модель к старту: установить фиксатор в скобу, натянуть резиновый жгут катапульты и надеть поводок на переднюю стойку шасси, зацепить модель хвостовым крючком за фиксатор, запустить двигатель и ровно поставить самолет на азлетной площадке полосы. Выполнив все эти операции, помощник приносит пилоту стартовый трос.

Пилот проверяет систему управления и, отклонив руль высоты на 2-3° вверх, левой рукой выдергивает фиксатор стартового устройства. Самолет, увлекаемый катапультой и тягой двигателя, стремительно взлетает. Далее управление им ничем не отличается от обычного.

Взлетать с ВПП можно и без стартового устройства, если помощник будет держать модель с работающим двигателем и выпускать ее по сигналу пилота, то есть так, как это депают на всех соревнованиях по кордовому моделизму.

имеете с щруаъя.пи