Кто возглавил борьбу с половцами. Борьба русских войск с половцами

Начиная со второй половины XI века Руси пришлось вести долгую и напряженную борьбу с половцами, постоянно нападавшими на Русскую землю.

Основным занятием половцев было скотоводство. С детских лет они ездили на конях и владели луком. Половецкое войско состояло из легкой конницы и отличалось быстротой и ловкостью действий. Половцы были вооружены луками и саблями. Каждый половец умел пользоваться арканом. Со времени объединения половецких орд под властью хана Кончака (XII в.) в войске половцев появляются большие метательные машины. До нас дошли также сведения о том, что половцы пользовались греческим «живым» огнем.

О тактических приемах кочевников мы можем судить по сообщениям византийских писателей и нашей летописи. Византиец Евстафий

Солунский (XII в.) говорил о половцах: «В один миг половец близко, и вот уже нет его. Сделает наезд и, стремглав, с полными руками, хватается за поводья, понукает коня ногами и бичом и вихрем несется далее, как бы желая перегнать быструю птицу. Его еще не успели увидеть, а он уж скрылся из глаз».

Анна Комнен говорит, что боевой порядок половцев состоял из отдельных отрядов и что сзади в боевом расположении они располагали свои резервы.

Быстроту их действий и неожиданность нападений отмечают и наши летописцы. Половцы довольно часто применяли засады. С этой целью они вначале бросались в атаку, а затем быстро поворачивали коней и неслись назад, осыпая противника стрелами. Противник устремлялся в погоню, при этом его ряды расстраивались, и в этот момент, как сообщает Анна Комнен, свежие отряды половцев набрасывались на него с флангов и тыла. Когда половцам угрожал неприятель, они устраивали вокруг лагеря укрепления из телег. Через специальные проходы между телегами половцы делали быстрые вылазки, наносили в том или ином направлении удары по противнику и снова возвращались в свой укрепленный лагерь.

Борьбу с сильным и многочисленным противником - кочевниками-половцами - пришлось вести уже в новых условиях, в период начавшегося распада Киевской Руси.

Если против печенегов и тюрков выступали объединенные военные силы, то против половцев - лишь военные силы отдельных или нескольких южных русских княжеств. Организация совместных походов князей-феодалов, охваченных междоусобной борьбой, требовала исключительно больших усилий. С этой задачей, от решения которой зависел исход борьбы с половцами, блестяще справился Владимир Мономах. В борьбе с половцами развернулось большое полководческое мастерство Владимира Моно-

Маха. Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125 гг.) - выдающийся государственный деятель и полководец. Деятельность его проходила в условиях внутренних феодальных войн, княжеских усобиц, и в борьбе с кочевниками-половцами. Владимир Мономах был решительным сторонником государственного единства Руси. Став в 1113 году киевским князем, он сделал последнюю попытку объединить Русь вокруг единого центра - Киева; этой его попытке не суждено было осуществиться, но тем не менее предпринятые им усилия позволили собрать значительные военные силы для борьбы с внешними врагами Руси.

Киевские князья не раз громили противника на занимаемой им территории. Но это было в предшествующий период, когда киевский князь сам лично распоряжался всеми военными силами. Борьба с половцами сводилась к пассивной обороне. Единственной формой борьбы, которая приводила иногда к положительным результатам, было нападение на пути отхода половцев после набегов, с тем чтобы отбить пленных. Но эта форма борьбы не преследовала решительных целей, поскольку она применялась только для обороны и главным образом против отдельных небольших групп кочевников.

Стратегия Владимира Мономаха, умело примененная им в походах 1103 и 1111 годов, отличалась наступательным характером. Заслуга Владимира Мономаха как полководца заключается в изменении форм борьбы, в переходе от пассивной обороны к наступательным действиям, к переносу войны в глубь половецких степей. Полководческие способности Владимира Мономаха проявились также в организации быстрых маршей, в понимании роли родов войск и важности четкого их взаимодействия на поле боя, в искусном ведении боя, в обеспечении взаимодействия полков, каждый из которых возглавлялся князем той или иной русской области. Владимир Мономах,

В отличие, например, от киевского князя Святополка Изяславича, пренебрежительно относившегося к пешей рати, к «воям», широко привлекал ополчение «воев» и отдавал должное пехоте. Он усиливает конницу, прежде всего легкую, которая успешно состязалась с половцами в быстроте, ловкости и умении владеть луком и саблей (или легким копьем).

В этот исторический период успех войны и боя зависел прежде всего от согласованности действий князей-феодалов. Добившись этого, Мономах смог дать в 1111 году два больших сражения, с промежутком между ними в два дня.

Русский полководец искусно выстраивал войска в боевой порядок - в две линии по полкам - и вовремя вводил в бой их отдельные части.

Владимир Мономах написал для своих детей «Поучение», которое вместе с его письмом князю Олегу Черниговскому помещено в «Повести временных лет» под 1096 годом. «Поучение» содержит собственно наставление сыновьям и описание жизни и деятельности самого автора. Мономах, описывая свои многочисленные военные походы и сражения, касается ряда общих вопросов военного дела. «Поучение» решительно осуждает междоусобную борьбу русских князей. Действовать против врагов не разрозненно, а объединенными силами русских княжеств - вот главное требование «Поучения». Большое внимание в нем уделяется составлению продуманных планов похода, нанесению внезапных ударов, бдительности и храбрости в бою. Владимир Мономах требовал не позволять воинам во время походов «причинять вред ни своим, ни чужим ни в селах, ни в нивах».

При Владимире Мономахе и его сыне Мстиславе Киев как бы вновь приобретает значение стольного города, причем уже на базе более развитых феодальных отношений. Однако этот период был непродолжительным. Феодальная Русь неуклонно шла по пути дробления на

Отдельные области. Дальнейшее развитие русского военного искусства уже связано с периодом феодальной раздробленности.

Во второй половине XII века половцы усилили нападение на Русь. Половецкий хан Кончак в 1184 году совершил набег и опустошил большие области. Это заставило многих русских князей вновь объединиться. В том же 1184 году киевский князь Святослав, а вместе с ним до 12 князей Южной Руси (переяславский, смоленский, туровский, галицкий, волынский и другие) выступили в поход против половцев. Через пять переходов русская рать на берегу реки Угры встретила сильный передовой от-

Ряд половцев и разбила его. Богатая добыча попала в руки победителей, 7 тысяч половцев и 417 их князей было взято в плен.

Хан Кончак с главными силами шел навстречу русской рати. Половцы имели такие самострелы, которые едва могли натянуть 50 воинов. У них были неизвестные орудия, стрелявшие «живым огнем» (может быть, «греческим огнем»). Вблизи реки Хороля 1 марта 1185 года войско половцев было разбито. Эта победа воодушевила на борьбу северских князей, которых возглавил Игорь Святославич - князь Новгорода-Северского.

Путь войска Игоря Северского в Половецкую степь в 1185 г. (вариант проф. Кудряшова)

Няя к себе по пути своих союзников: дружину сына Владимира, дружину племянника из Рыльска, дружину князя путивльского, силы черниговского князя и своего брата Всеволода. Перейдя через Донец, русская рать сосредоточилась на берегах реки Оскол, а затем двинулась к рекам Дону и Сале.

Кончак и пять других половецких ханов с большим войском направились навстречу русским. Между Осколом и Доном, на берегу реки Сюурли (Сула), русские князья встретили передовые части половцев.

Русские дореволюционные и советские историки и археологи занимались исследованием вопроса о месте боя русских полков с половцами. Установлено, что бой произошел на направлении Изюм - Сла-вянск. Поражение передовым частям половцев было нанесено у Голой Долины, ночевали русские на берегу реки Макатихи, имевшей обрывистые берега (вся длина реки 7-8 км). В бою главных сил половцы теснили русских к Славянскому (Соленому) озеру. В 1894 году при постройке железной дороги между солеными озерами Вейсовым и Рай-ным было найдено много скелетов

И оружия. Это позволило уточнить место поля боя, которое находится в 250-300 км к северо-западу от предполагавшегося ранее пункта.

В летописном сказании о походе князя Игоря Северского мы находим следующее описание боевого порядка русских полков:

«И ти изрядиша полков 6: Иго-рев полк середе, а поправу брата его Всеволож, а полеву Святославль сыновця его, напереде ему сын Володимир и другой полк Ярославль, иже бяху с Ольстином Коуеве, а третий полк напереди же стрелцы, иже бяхуть от всих князий выведени; и тако изрядиша полкы своя».

Следовательно, боевой порядок русской рати был рассредоточен по фронту и в глубину. Первую линию составляли лучники, выделенные от всех полков; во второй линии находились два полка, в третьей линии - три полка, составлявшие главные силы. Такое построение русской рати обеспечивало устойчивость в бою.

Подойдя к реке Сюурли, русские полки увидели половцев. Из половецких отрядов отделились стрелки из лука, подскакали к реке, обстреляли русских и умчались в степи вместе с теми, которые стояли вдали от реки. Передовые полки русских стали преследовать половцев, а Игорь с главными силами двигался за передовыми полками в боевом порядке к реке Каяла. К вечеру русские овладели станом половцев и взяли пленных.

Игорь решил преследовать противника ночью, но лошади передовых полков сильно устали, и пришлось заночевать. На рассвете в субботу половцы сосредоточили все свои силы против русских. Противник, имея большое численное превосходство в силах, окружил русскую рать.

В создавшейся неблагоприятной обстановке русские князья решили пробиваться к реке Донец, спешив конных воинов и ведя бой в пешем строю. Князья говорили: «Если побежим, убежим сами, а простых людей оставим, то будем нам грех,

Что выдали их врагам, или умрем, или живы будем вместе». Следовательно, в походе участвовали не только дружины князей, но и «вои».

В субботу русские сражались успешно. Но на рассвете в воскресенье «возмятошася Коуеве в полку и побегоша». Игорь на коне бросился к отступавшим, чтобы вернуть их в строй, но безуспешно. Когда князь возвращался к своим полкам, половцы захватили его в плен. Бой продолжался и после пленения Игоря. Воины сражались в пешем строю.

В «Слове о полку Игореве» описан этот кровопролитный бой: «С зараниа до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, грим-лют сабли с шеломы, трещат копия харалужныя в поле незнаеме, зре-ди земли Половецкыи. Чръна земля под копыты костьми была посеяна, а кровию польяна: тугою взы-доша по Русской земли.

Бишася день, бишася другый; третьяго дни к полуднию падоша стязи Игоревы. Ту ся брата разлу-чиста на брезе быстрой Каялы; ту кровавого вина не доста; ту пия доканчаша храбрии русичи; сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую. Ничить трава жалощами, а древо с тугою к земли приклонилось» .

Половцы подавили русских своею численностью и уничтожили их рать. Раненый князь Игорь впоследствии с большим трудом бежал из плена. В походах 1187 и 1191 годов он жестоко отомстил половцам за свое поражение в 1185 году.

Автор «Слова о полку Игореве» указывает на причины поражения князя Игоря. Он пишет: «Уже бо, братие, невеселая година въстала, уже пустыни силу прикрыла. Въстала обида в силах Дажьбожа внука... Усобица князем на поганыя погыбе, рекоста бо брат брату: "Се мое, а то мое же". И начяша князи про малое "се великое" мълвити, а сами на себе крамолу ковати. А по-гании с всех сторон прихождаху с победами на землю Рускую». Автор древней поэмы призывал русских к

Объединению для борьбы с внешними врагами.

Феодальная раздробленность явилась причиной ослабления военной мощи русских княжеств. Вместо борьбы с половцами некоторые русские князья в ходе междоусобиц сами преступно призывали на русскую землю половцев, ставя свои феодальные интересы выше общерусских интересов. Однако внешняя опасность не раз заставляла князей объединять силы для того, чтобы дать отпор врагу. Русские княжества вели героическую борьбу с кочевниками, и Русь была барьером, который защищал от варваров Западную Европу.

«Слово о полку Игореве» воспевало храбрость и мужество русских

Путь войска Игоря Северского от

Сальницы до Каялы и места сражений у рек Сюурлин и Каялы

Воинов. Автор «Слова» подчеркивает, что высокое моральное состояние войск - залог их боевых успехов; он обрушивается на князей, которые, не подчиняясь руководителям похода, срывали успешное выполнение боевых задач и допускали «поганых с победами делать набеги на Русскую землю». В походе должен быть один полководец - таково убеждение автора «Слова».

Из летописного описания похода Игоря мы имеем первые данные о расчлененном по фронту и в глубину боевом порядке русской рати,

Обеспечившем маневрирование, наращивание усилий и стойкость в бою. Следует также отметить один технический момент. Можно полагать, что жара уменьшала упругость русских луков и тетив, чем значительно снижалась эффективность их применения.

Половцы (11-13-й вв.) - кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи - от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие , грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

Крещение Руси

В 988 г. великий князь киевский Владимир Святославович, его дети, дружина, тысячи жителей города Киева были крещены в водах Днепра византийскими митрополитом и священниками. Эта дата, отмеченная в древнейшей русской летописи «Повести временных лет», считается годом принятия Русью христианства. С 988 г. христианство стало государственной религией Киевской Руси.

Принятие новой религии имело свои предпосылки. Восточные славяне были язычниками. К концу X в. в жизни древнерусского общества произошли серьезные изменения: возвысилась великокняжеская власть, усилилось имущественное и социальное расслоение, киевские князья наладили интенсивные контакты (военные, торговые, дипломатические) с соседними государствами. Сохранение язычества мешало успешному развитию всех этих процессов. Внешнеполитические интересы Киевской Руси требовали отказа от старинной веры и принятия одной из религий, утвердившихся у ее западных, северных или восточных соседей.Отвергнув западное христианство, ислам, иудаизм, князь отдал предпочтение византийскому (восточному) варианту христианства - православию. За этим решением стояли давние торговые, культурные и династические связи Руси с Византией. Первой христианкой на Руси считается княгиня Ольга, бабка князя Владимира. Крещению Руси предшествовало заключение брака князя Владимира и византийской принцессы Анны в городе Корсуни. Свергнув идолов Перуна и других языческих богов, крестившись сам и крестив дружину, детей, киевлян, князь Владимир осуществил важнейшую по значению и последствиям реформу. Из Киева новая религия - мирно или насильственно - в течение многих десятилетий и даже столетий распространялась по всей территории Древнерусского государства. Киев стал центром русской митрополии, которая подчинялась константинопольскому патриарху, учреждались церковные округа - епископства, строились церкви, создавались монастыри.

Принятие христианства в качестве государственной религии является одним из наиболее важных событий в истории Руси. Княжеская власть получила в новой религии и исповедовавшей ее церкви надежную опору - духовную и политическую. Государство укреплялось, а вместе с ним преодолевались межплеменные различия. Постепенно складывалось общерусское самосознание. Христианство с его единобожием, признанием Бога источником власти и порядка в обществе внесло серьезный вклад в закрепление складывавшихся в Киевской Руси феодальных отношений. Крещение Руси превратило ее в равного партнера средневековых христианских государств и тем самым усилило внешнеполитическое, положение в тогдашнем мире. Духовное и культурное значение принятия христианства огромно. На Русь из Болгарии и Византии пришли богослужебные книги на славянском языке, возросло число тех, кто владел славянской письменностью и грамотой. Непосредственным следствием крещения Руси стало развитие живописи, иконописи, каменного и деревянного зодчества, церковной и светской литературы, системы образования. Православие, приобщив Русь к древней греко-римской и христианской традиции, стало вместе с тем одним из факторов, предопределивших особенности экономической, социальной, политической, религиозной, культурной, духовной истории нашей страны.



Русь в эпоху Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Владимир Святославич

Внутренняя политика:

Отроком Владимир был отправлен княжить в Новгород в сопровождении своего дяди – воеводы Добрыни. В 980г, хитростью расправившись со своим братом Ярополком (до этого убившим третьего сына Святослава - Олега), Владимир становится единовластным правителем Руси. В 988г Владимир крестился, а затем провозгласил христианство государственной религией Руси. Процесс полной христианизации Руси растянулся почти на два века, но новая вера достаточно быстро укрепилась в крупнейших городах. Для функционирования церкви требовались богослужебные книги и грамотные священнослужители. Поэтому принятие христианства способствовало возникновению и интенсивному развитию литературы.

Внешняя политика :

· В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше - 979) Владимир воевал с польским правителем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля;

· В 981-982 Владимир совершил походы на вятичей, который закончился обложением дани;

· В 983 году Владимир покорил литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике;

· В 984 году Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси;

· В 985 году Владимир воевал с «болгарами», тогда же им был подписан первый договор Киевской Руси с Булгарией. 985 обложил данью Хазарию;

· В 988 году Владимир покорил земли Таманского полуострова и посадил своего сына Мстислава на княжение в Тмутаракани. В 988-989 осада Корсуня в Крыму. В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов. В 992 успешная война с Польшей за Червенскую Русь. В 994-997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар, и двинулся на Северный Кавказ;

· Владимир вёл активную внешнюю политику, за время своего правления им было подписано множество мирных, торговых, дипломатических договоров с правителями разных стран

· Единственной проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов; построил ряд городов-крепостей вокруг Киева и на границах с враждебной Печенежской степью;

· Оказав военную помощь византийскому императору Василию II, Владимир получил в жены его сестру Анну.

Ярослав Мудрый (989-1054гг)

Внутренняя политика:

Первый период жизни Ярослава Мудрого связан с борьбой за киевский престол. В к. X - н. XI в. Ярослав владел Ростовской землей, где основал город Ярославль. В 1010 он был переведен отцом на княжение в Новгород Великий. В 1014 Ярослав перестал подчиняться отцу и выплачивать установленную дань Киеву. В 1015-19 он вел ожесточенную борьбу с двоюродным братом Святополком Окаянным за верховную власть. После смерти брата Мстислава, князя тмутараканского, в 1035 Ярослав стал полновластным правителем Киевской державы, кроме г. Полоцка, которым владел его брат Изяслав. В 1036 под Киевом были разбиты печенеги, прекратившие нападения на Русь. Он укрепил внутреннее положение государства введением свода законов - Русской Правды.В правление Ярослава Мудрого территория Киева сильно увеличилась. В 1051 по приказу Ярослава собор русских епископов избрал монаха Иллариона митрополитом Киевским и всея Руси, тем самым подчеркнув независимость Киевской митрополии от Константинопольского патриархата. За все эти деяния Ярослав получил прозвище Мудрый. Завещал сыновьям отказаться от междоусобий, однако, раздав им свои владения на уделы, Ярослав положил начало феодальной раздробленности.

Активная внешняя политика :

· Успешно воевал с Польшей и возвратил утерянные Русью в 1018 Червенские города;

· Совершил победоносный поход на чудь и построил в Чудской земле город-крепость Юрьев (сейчас Тарту);

· В 1036 разгромил под Киевом печенегов, положив конец их набегам на Русь; им были совершены успешные походы на ясов, ятвягов, литовцев, мозовшан, ямь.

· Организованный им поход на Византию в 1043, которым руководил его сын Владимир, оказался неудачным. Ярославом была создана оборонительная линия по р. Роси.

Политика Владимира Мономаха. Борьба с половцами.

ВЛАДИМИР МОНОМАХ(1053-1125)
Шестнадцать лет (1078-1094) княжил Мономах в Чернигове. Много раз приходилось Владимиру вступать я борьбу то с внешними, то с внутренними врагами. Когда Всеволод в 1093 г. умер, то на киевском престоле оказался не Владимир, а Святополк.Неопытность Святополка привела к страшному разгрому русских войск половцами. Вынужденный довольствоваться вместо Киева Черниговом, Владимир скоро утратил и его. Сорокалетнему князю с женой и детьми пришлось перебраться в Переяславль. Занявшись укреплением Переяславского княжества, Мономах не упускал из виду и дела в других русских землях. Весьма знаменательным для Мономаха стал год 1095. Разорвав недолгий мир с половцами, Владимир уговорил Святополка совершить поход в половецкую степь. Победа была полной; взято много пленных, коней и верблюдов. На следующий год на Днепре дружины Владимира разбили окончательно половцев и убили хана Тугоркана.
Менее успешно, но с Такой же энергией боролся Мономах за единство русских земель. Его соперниками были Святополк Киевский и Олег Черниговский.
В 1097 г. Владимир пытается организовать княжеский съезд, который осудил бы Олега за приводы на Русь половецких орд. Но съезд, созванный в древнем Любече, не принес победы Мономаху. Идея единства в противоборстве с внешними врагами, сохранения мира на Руси была поддержана князьями чисто формально. Зато четко прозвучала мысль: «Каждый да владеет отчиной своей».Со Святополком пришлось помириться перед лицом половецкой опасности. Мономаху удается организовать несколько общерусских походов (1103, 1107, 1111 гг.) против половцев. Во время последнего похода Владимир продвинулся глубоко в степь и нанес половцам жестокое поражение.
В 1113 г. Владимир Всеволодович становится великим киевским князем, хотя по Любечскому договору, который закрепил право отчинного владения, Киев должен был перейти к старшему сыну умершего в этом году Святополка. Решающим фактором, повлиявшим на вокняжение Владимира, послужило восстание киевлян 17 апреля 1113 г. Киевская знать призвала на киевский постол Владимира, известного всем своей борьбой с половцами.Усмирив восстание, Владимир остался в Киеве и правил княжеством 12 лет.
Годы правления великого князя Владимира Мономаха были относительно спокойными для Руси. Кончина его в 1125 г. была воспринята как большое горе. Авторитет великого князя остался на века.

Половцы остались в истории Руси как злейшие враги Владимира Мономаха и жестокие наемники времен междоусобных войн. Племена, что поклонялись небу, почти два века терроризировали Древнерусское государство.

Кто такие половцы?

В 1055 году Переяславльский князь Всеволод Ярославич возвращаясь из похода на торков, повстречал отряд новых, неизвестных до того на Руси, кочевников во главе с ханом Болушем. Встреча прошла мирно, новые «знакомые» получили русское название «половцы» и будущие соседи разошлись. С 1064 года в византийских и с 1068 в венгерских источниках упоминаются куманы и куны, также до этого неизвестные в Европе. Им предстояло сыграть немалую роль в истории Восточной Европы, превратившись в грозных врагов и коварных союзников древнерусских князей, став наемниками в братоубийственной междоусобице. Присутствие половцев, куманов, кунов, появившихся и исчезнувших в одно время, не осталось незамеченным, а вопросы, кем они были и откуда пришли, по сей день волнуют историков.

Согласно традиционной версии, все четыре вышеупомянутых народа, представляли собой единый тюркоязычный народ, который по-разному называли в различных частях света. Их предки – сары обитали на территории Алтая и восточного Тянь-Шаня, но образованное ими государство в 630 году было разбито китайцами. Остатки ушли в степи восточного Казахстана, где получили свое новое название «кипчаки», что, по легенде, означает «злосчастные». Под этим названием они упоминаются во многих средневековых арабо-персидских источниках. Однако как в русских, так и в византийских источниках кипчаки вообще не встречаются, а схожий по описанию народ зовется «куманами», «кунами» или «половцами». Причем этимология последнего так и остается неясной. Возможно, слово происходит от древнерусского «половь», что значит «желтый». По мнению ученых, это может говорить о том, что этот народ обладал светлым цветом волос и относился к западной ветви кипчаков – «сары-кипчаки» (куны и куманы относились к восточной и обладали монголоидной внешностью). По другой версии, термин «половцы» мог произойти от привычного нам слова «поле», и обозначать всех жителей полей, вне зависимости от их племенной принадлежности.

У официальной версии существует немало слабых сторон. Во-первых, если все вышеупомянутые народы изначально представляли единый народ – кипчаков, то в таком, случае, как объяснить, что ни Византии, ни Руси, ни Европе этот топоним был неизвестен. В странах ислама, где о кипчаках знали не понаслышке, напротив, совершенно не слышали о половцах или куманах. На помощь неофициальной версии приходит археология, согласно которой, главные археологические находки половецкой культуры – каменные бабы, воздвигнутые на курганах в честь воинов, павших в битве, были характерны лишь для половцев и кипчаков. Куманы, несмотря на свое поклонение небу и культу богини матери, не оставляли подобных памятников.

Все эти аргументы «против» позволяют многим современным исследователям отойти от канона изучения половцев, куманов и кунов как одного и того же племени. По мнению кандидата наук, Евстигнеева, половцы-сары – это тюргеши, по какой-то причине бежавшие из своих территорий в Семиречье.

Оружие междоусобиц

Половцы были отнюдь не намерены оставаться «добрым соседом» Киевской Руси. Как и подобает кочевникам, они вскоре освоили тактику внезапных набегов: устраивали засады, нападали врасплох, сметали на своем пути неподготовленного противника. Вооруженные луками и стрелами, саблями и короткими копьями, половецкие воины бросались в бой, на скаку засыпая врага кучей стрел. Они шли «облавой» по городам, грабя и убивая людей, угоняя их в плен.

Помимо ударной конницы, их сила заключалась еще и в разработанной стратегии, а также в новых, для того времени, технологиях, как например, тяжелые самострелы и «жидкий огонь», которые они позаимствовали, очевидно, у Китая еще со времен жизни на Алтае.

Однако до тех пор, пока на Руси держалась централизованная власть, благодаря порядку престолонаследия, установленному при Ярославе Мудром, их набеги оставались лишь сезонным бедствием, а между Русью и кочевниками даже завязались определенные дипломатические отношения. Велась оживленная торговля, население широко общалось в приграничных районах Среди русских князей стали популярны династические браки с дочерьми половецких ханов. Две культуры сосуществовали в хрупком нейтралитете, который не мог долго продолжаться.

В 1073 году триумвират трех сыновей Ярослава Мудрого: Изяслава, Святослава, Всеволода, которым он завещал Киевскую Русь – распался. Святослав и Всеволод обвинили своего старшего брата в заговоре против них и стремлении стать «самовластцем», подобно отцу. Это стало рождением большой и долгой смуты на Руси, которой воспользовались половцы. Не принимая до конца ничьей стороны, они охотно выступали на стороне человека, который сулил им большие «барыши». Так, первый князь, прибегнувший к их помощи – князь Олег Святославич, которого дяди лишили наследства, позволил им грабить и жечь русские города, за что и был прозван Олегом Гориславичем.

Впоследствии, призыв половцев в качестве союзников в междоусобной борьбе стал распространенной практикой. В союзе с кочевниками, внук Ярослава Олег Гориславич выгнал Владимира Мономаха из Чернигова, он же заполучил Муром, прогнав оттуда сына Владимира Изяслава. В итоге, перед воюющими князьями встала реальная опасность утраты собственных территорий. В 1097 году, по инициативе Владимира Мономаха, тогда еще князя Переславля, был созван Любечский съезд, который должен был покончить с междоусобной войной. Князья условились, что отныне каждый должен был владеть своей «отчиной». Даже киевский князь, который формально оставался главой государства, не мог нарушить границы. Так, благими намерениями на Руси была официально закреплена раздробленность. Единственное, что еще тогда объединяло русские земли, был единый страх перед половецкими нашествиями.

Война Мономаха


Самым ярым врагом половцев среди русских князей был Владимир Мономах, при великом княжении которого временно прекратилась практика использования половецких войск в целях братоубийства. Летописи, которые правда при нем активно переписывались, рассказывают о нем, как о самом влиятельном князе на Руси, который слыл патриотом, не жалевшим ни сил, ни жизни ради обороны русских земель. Натерпевшись поражений от половцев, в союзе с которыми стоял его брат и его злейший враг – Олег Святославич, он разработал совершенно новую стратегию в борьбе с кочевниками – воевать на их же территории. В отличие от половецких отрядов, которые были сильны во внезапных набегах, русские дружины получали преимущество в открытом бою. Половецкая «лава» разбивалась о длинные копья и щиты русских пеших воинов, а русская конница, окружая степняков, не давала им удирать на своих знаменитых легкокрылых конях. Было продумано даже время похода: до ранней весны, когда русские кони, которых кормили сеном и зерном, были сильнее отощавших на подножном корму половецкий лошадей.

Давала преимущество и излюбленная тактика Мономаха: он предоставлял возможность врагу атаковать первым, предпочитая защиту за счет пеших, поскольку, нападая, противник изматывал себя намного больше, чем обороняющийся русский воин. Во время одной из таких атак, когда пехота приняла на себя основной удар, русская конница обошла с флангов и ударила в тыл. Это решило исход сражения. Владимиру Мономаху было достаточно всего нескольких походов в половецкие земли, чтобы надолго избавить Русь от половецкой угрозы. В последние годы жизни Мономах отправил своего сына Ярополка с войском за Дон, в поход против кочевников, но он не нашел их там. Половцы откочевали подальше от границ Руси, в кавказские предгорья.

«Половецкие бабы», как и другие каменные бабы – не обязательно изображение женщины, среди них много и мужских лиц. Даже сама этимология слова «баба», происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец», и связано с культом почитания предков, а вовсе не с существами женского пола. Хотя, по другой версии, каменные бабы – следы ушедшего в прошлое матриархата, а также культа почитания богини-матери, у половцев – Умай, олицетворявшей земное начало. Единственный обязательный атрибут – сложенные на животе руки, держащие чашу для жертвоприношений, и грудь, которая также встречается у мужчин, и очевидно связана с кормлением рода.

Согласно верованиям половцев, которые исповедовали шаманизм и тенгрианство (поклонение небу), мертвые наделялись особой силой, позволяющей помогать своим потомкам. Поэтому, проезжающий мимо половец должен был принести статуе жертву (судя по находкам, это были обычно бараны), чтобы заручиться ее поддержкой. Вот как описывает этот обряд азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:
«И пред идолом гнётся кипчаков спина...
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклонясь, вонзает меж трав,
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо».

ПОЛОВЕЦКИЕ ПОХОДЫ - походы русских князей, военные предприятия правителей Древнерусского государства , а затем древнерусских княжеств по обороне южных границ и предотвращению половецких набегов в конце XI - начале XIII веков.

В по-след-ней четверти XI века южно-русские тер-ри-то-рии стре-ми-тель-но ур-ба-ни-зи-ро-ва-лись, рос-ло чис-ло ук-ре-п-лён-ных го-ро-дов, шло мас-со-вое строи-тель-ст-во и ре-кон-ст-рук-ция ук-ре-п-ле-ний. В начале XII века из-ме-ни-лась так-ти-ка борь-бы русских кня-зей с по-лов-ца-ми. Обо-ро-нительная так-ти-ка ук-ре-п-лён-ных ли-ний (го-ро-дищ по Су-ле и другим по-гра-нич-ным ре-кам), пе-ре-хва-та обо-зов степ-ня-ков при их от-сту-п-ле-нии до-пол-ни-лась, а в ка-кой-то ме-ре сме-ни-лась ре-гу-ляр-ны-ми рей-да-ми в глубь сте-пей, уда-рами по ко-чевь-ям и по-се-ле-ни-ям про-тив-ни-ка. Ве-сен-ние уп-ре-ж-даю-щие уда-ры в глубь сте-пи ока-за-лись край-не эф-фек-тив-ны, зи-ма ос-лаб-ля-ла ко-чев-ни-ков го-раз-до силь-нее, чем осед-лое население Древнерусского государства. На ру-бе-же XI и XII веков окон-ча-тель-но офор-ми-лась всад-ни-че-ская суб-куль-ту-ра древнерусской дру-жи-ны: кон-ная «ры-цар-ская» дру-жи-на ста-ла основным удар-ным эле-мен-том войска.

Ве-ро-ят-но, пер-вым соб-ст-вен-но половецким походом мож-но на-звать ор-га-ни-зо-ван-ный пе-ре-яс-лав-ским князем Вла-ди-ми-ром Все-во-ло-до-ви-чем Мо-но-ма-хом и ки-ев-ским князем Свя-то-пол-ком Изя-сла-ви-чем по-ход 1095 года, ко-гда их вой-ска за-хва-ти-ли по-ло-вец-кие по-се-ле-ния (ве-жи) и боль-шую до-бы-чу. На-чи-ная с 1103 года, по-сле ре-ше-ния До-лоб-ско-го съез-да об ор-га-ни-за-ции половецких походов си-ла-ми коа-ли-ции русских кня-зей, по-доб-ные по-хо-ды ста-ли ре-гу-ляр-ны-ми. 4.4.1103 года по-лов-цы бы-ли пол-но-стью раз-би-ты, 20 по-ло-вец-ких ха-нов по-гиб-ли, хан Бел-дюзь взят в плен и каз-нён. В декабре 1109 года вое-во-да Дмитр Иво-ро-вич за-хва-тил ве-жи на реке Дон. Вес-ной 1111 года со-сто-ял-ся круп-ней-ший половецкий поход, ко-то-рый воз-гла-ви-ли ки-ев-ский князь Свя-то-полк Изя-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Мо-но-мах и чер-ни-гов-ский князь Да-вид Свя-то-сла-вич. 24 мар-та русское вой-ско дош-ло до реки Дон, 27 мар-та по-лов-цы бы-ли раз-гром-ле-ны. В 1113 году од-ним сво-им вы-сту-п-ле-ни-ем к гра-ни-цам Древнерусского государства но-вый ки-ев-ский князь Вла-ди-мир Мо-но-мах за-ста-вил по-лов-цев бе-жать. В 1116 году пе-ре-яс-лав-ский князь Яро-полк Вла-ди-ми-ро-вич и сын чер-ни-гов-ско-го князя Все-во-лод Да-ви-до-вич за-хва-ти-ли на До-ну по-ло-вец-кие по-се-ле-ния Суг-ров, Ша-ру-кань и Ба-лин. В ки-ев-ское кня-же-ние Мсти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча (1125-1132) его вое-во-ды из-гна-ли по-лов-цев за Дон, Вол-гу и Яик, то есть фак-ти-че-ски очи-сти-ли южно-русские при-гра-нич-ные сте-пи. В ре-зуль-та-те по-бе-до-нос-ных по-хо-дов русских кня-зей по-лов-цы бы-ли раз-гром-ле-ны.

Половецкие походы со-ста-ви-ли боль-шин-ст-во из 83 точ-но на-зван-ных Вла-ди-ми-ром Мо-но-ма-хом его «пу-тей» (похо-дов), что сви-де-тель-ст-ву-ет о том, что в конце XI - начале XII веков русские кня-зья (осо-бен-но кня-зья Южной Ру-си) бу-к-валь-но жи-ли про-бле-мой степ-ной уг-ро-зы. Князь пом-нил прак-ти-че-ски всех сво-их про-тив-ни-ков и со-юз-ни-ков (за-час-тую это од-ни и те же ли-ца) сре-ди по-ло-вец-ких ха-нов по име-нам. Его «По-уче-ние» яр-ко от-ра-зи-ло двой-ст-вен-ное от-но-ше-ние русских кня-зей к по-лов-цам. С од-ной сто-ро-ны, Мо-но-мах 19 раз за-клю-чил мир с ко-чев-ни-ка-ми (это бы-ли прак-ти-че-ски еже-год-ные, ста-но-вив-шие-ся тра-ди-ци-ей, встре-чи с но-ма-да-ми ки-ев-ско-го кня-зя и, ви-ди-мо, чер-ни-гов-ско-го и пе-ре-яс-лав-ско-го кня-зей). С дру-гой сто-ро-ны, он пред-при-ни-мал по-сто-ян-ные во-енные вы-лаз-ки в степь, мно-гие его половецкие походы бы-ли со-вер-ше-ны в один и тот же год. Эти по-ходы в гла-зах со-вре-мен-ни-ков име-ли харак-тер свое-об-раз-ной «ре-ли-ги-оз-ной вой-ны», «кре-сто-во-го по-хо-да» (А.В. Ла-уш-кин). По-сле них по-лов-цы за-ня-ли под-чи-нён-ное ме-сто со-юз-ни-ков различных русских кня-зей в их меж-до-усоб-ной борь-бе, на-чи-ная с кня-зей Оле-га Свя-то-сла-ви-ча и Бо-ри-са Вя-че-сла-ви-ча в 1078 году.

Вновь не-об-хо-ди-мость ор-га-ни-за-ции спе-ци-аль-ных половецких походов воз-ник-ла лишь в 1150-х годах и бы-ла свя-за-на с ос-лаб-ле-ни-ем южно-русских кня-жеств (пре-ж-де все-го Ки-ев-ско-го) в ре-зуль-та-те ме-ж-ду-кня-же-ских усо-биц. В 1153 году для обо-ро-ны южных гра-ниц ки-ев-ский князь Изя-слав Мсти-сла-вич на-пра-вил про-тив по-лов-цев сво-его сы-на - Мсти-сла-ва Изя-сла-ви-ча. В 1159 году русские кня-зья со-вер-ши-ли 2 ус-пеш-ных половецких похода: сна-ча-ла сын чер-ни-гов-ско-го князя Свя-то-сла-ва Оль-го-ви-ча - Олег Свя-то-сла-вич одер-жал по-бе-ду над по-лов-ца-ми, а вско-ре его ус-пех по-вто-ри-ли до-ро-го-буж-ский князь Вла-ди-мир Ан-д-рее-вич и луц-кий князь Яро-слав Изя-сла-вич при под-держ-ке га-ли-чан. В 1161 году чёр-ные кло-бу-ки на-нес-ли по-ра-же-ние по-лов-цам на реке Рось. В 1164 году по-рос-ский князь Ва-силь-ко Яро-пол-чич по-вто-рил этот ус-пех. В конце 1166 года ки-ев-ские вой-ска под ко-мандованием вое-во-ды Вла-ди-сла-ва Ля-ха вы-сту-пи-ли для ох-ра-ны «Греч-ни-ка» - тор-го-во-го пу-ти по Днеп-ру. То-гда же нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич раз-бил си-лы ха-на Ко-бя-ка (в ле-то-пи-си оши-боч-но упо-ми-на-ет-ся Бо-няк), но од-но-вре-мен-но пе-ре-яс-лав-ский вое-во-да Шварн по-тер-пел по-ра-же-ние у Пе-ре-яс-лав-ля. В начале 1167 года Оль-го-ви-чи про-дол-жа-ли ак-тив-но дей-ст-во-вать про-тив ле-во-бе-реж-ных по-лов-цев: нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич взял «ве-жи Ко-зи-ны» (ха-на Кзы), а ста-ро-дуб-ский князь Яро-слав Все-во-ло-до-вич - «Бег-лю-ко-вы ве-жи». Од-но-вре-мен-но ки-ев-ский князь Рос-ти-слав Мсти-сла-вич ор-га-ни-зо-вал круп-ный по-ход коа-ли-ции южно-русских кня-зей для ох-ра-ны тор-го-вых пу-тей - «Греч-ни-ка» и «За-по-зни-ка».

В 1168 году ки-ев-ский князь Мсти-слав Изя-сла-вич пред-при-нял по-пыт-ку объ-е-ди-нить русских кня-зей пу-тём ор-га-ни-за-ции половецких походов. На его при-зыв от-клик-ну-лись поч-ти все со-сед-ние пра-ви-те-ли. В со-став коа-ли-ции, вы-сту-пив-шей 2 мар-та в половецкий поход, во-шли военные си-лы свыше 10 русских кня-зей. В ре-зуль-та-те это-го по-хо-да по-лов-цы бы-ли раз-би-ты на ре-ках Орель и Са-ма-ра, от-бро-ше-ны за реку Ос-кол. Кня-зья за-хва-ти-ли зна-чительный по-лон, од-но-вре-мен-но ос-во-бо-див многих плен-ных рус-ских.

Но-вая ак-ти-ви-за-ция половецких походов про-изош-ла в 1180-1190-х годах, по-сле ста-би-ли-за-ции в 1181 году по-ли-тической си-туа-ции в Южной Ру-си. В 1184 году половецкий поход пред-при-нял нов-го-род-се-вер-ский князь Игорь Свя-то-сла-вич , ко-то-рый вме-сте с бра-том, кур-ским и труб-чев-ским князем Все-во-ло-дом Свя-то-сла-ви-чем, двою-род-ным пле-мян-ни-ком Все-во-ло-дом Свя-то-сла-ви-чем Черм-ным и сы-новь-я-ми (Ро-ма-ном и Свя-то-сла-вом), а так-же чёр-ны-ми кло-бу-ка-ми под ко-мандованием Кул-ды-ря и Кун-дув-дыя, одер-жал по-бе-ду в сра-же-нии на реке Хи-рия. Ле-том то-го же го-да состо-ял-ся ос-нов-ной половецкий поход русских кня-зей под руководством ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Все-во-ло-до-ви-ча, бел-го-род-ско-го князя Рю-ри-ка Рос-ти-сла-ви-ча (всего свыше 10 кня-зей). Основное сра-же-ние со-стоя-лось 30 ию-ля, по-лов-цы бы-ли раз-гром-ле-ны, мно-гие пред-ста-ви-те-ли по-ло-вец-кой зна-ти бы-ли взя-ты в плен, в том числе Ко-бяк с дву-мя сы-новь-я-ми, Глеб Ти-рие-вич, Осо-лук (Осе-лук) и другие. По-лов-цам был на-не-сён су-ще-ст-вен-ный урон. В до-пол-не-ние к это-му нов-го-род-се-вер-ский князь Игорь Свя-то-сла-вич с бра-том Все-во-ло-дом, сы-ном Вла-ди-ми-ром и пле-мян-ни-ком - рыль-ским князем Свя-то-сла-вом Оль-го-ви-чем раз-бил не-боль-шой от-ряд по-лов-цев на реке Мер-ла.

В 1185 году но-вый половецкий поход на при-шед-ших к реке Хо-рол по-лов-цев ха-на Кон-ча-ка со-вер-ши-ли ки-ев-ский князь Свя-то-слав Все-во-ло-до-вич, бел-го-род-ский князь Рю-рик Рос-ти-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Гле-бо-вич, князь Мсти-слав Ро-ма-но-вич и чёр-ные кло-бу-ки во гла-ве с Кун-дув-ды-ем. В ре-зуль-та-те по-лов-цы бы-ли раз-би-ты 1 мар-та, хан Кон-чак бе-жал. В апреле 1185 года на по-ло-вец-кие ве-жи был на-прав-лен от-ряд чёр-ных кло-бу-ков под ко-мандованием Ро-ма-на Не-зди-ло-ви-ча, ко-то-рый на Пас-ху (21 апреля) за-хва-тил ве-жи, взяв боль-шой по-лон и мно-же-ст-во ко-ней. Ле-том 1185 года ки-ев-ский князь рас-счи-ты-вал на-пра-вить но-вый по-ход «на все ле-то» в са-мый центр по-ло-вец-ких ко-че-вий к реке Се-вер-ский До-нец. Од-на-ко этот за-мы-сел был на-ру-шен се-па-рат-ны-ми дей-ст-вия-ми нов-го-род-се-вер-ско-го князя Иго-ря Свя-то-сла-ви-ча, ко-то-рый пред-при-нял совместно с сы-ном Вла-ди-ми-ром, бра-том Все-во-ло-дом и пле-мян-ни-ком Свя-то-сла-вом Оль-го-ви-чем, а так-же с чер-ни-гов-ской «по-мо-щью» са-мо-сто-ятельный половецкий поход, за-вер-шив-ший-ся тя-жё-лым по-ра-же-ни-ем русских кня-зей 12 мая и пле-не-ни-ем всех ру-ко-во-ди-те-лей по-хо-да. Этим со-бы-ти-ям по-свя-ще-но од-но из главных про-из-ве-де-ний древнерусской литературы - «Сло-во о пол-ку Иго-ре-ве». Вес-ной 1187 года ки-ев-ский князь Свя-то-слав Все-во-ло-до-вич и бел-го-род-ский князь Рю-рик Рос-ти-сла-вич ре-ши-ли пред-при-нять но-вый половецкий поход, од-на-ко, уз-нав о вы-сту-п-ле-нии русских кня-зей, по-лов-цы бе-жа-ли в степь, а по-ход при-шлось пре-рвать из-за на-чав-ше-го-ся ле-до-хо-да на Дне-пре. Зи-мой 1189/1190 годов ду-ум-ви-ры на-пра-ви-ли про-тив по-лов-цев чёр-ных кло-бу-ков во гла-ве с Ро-ма-ном Не-зди-ло-ви-чем: ве-жи бы-ли взя-ты, но са-мих по-лов-цев там не бы-ло, по-сколь-ку они уш-ли на Ду-най. Зи-мой 1190/1191 годов чёр-ные кло-бу-ки при под-держ-ке тор-че-ско-го князя Рос-ти-сла-ва Рю-ри-ко-ви-ча и князя Рос-ти-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча одер-жа-ли по-бе-ду над по-лов-ца-ми, ко-че-вав-ши-ми на пра-вом бе-ре-гу реки Днепр, за-хва-тив боль-шой по-лон. Той же зи-мой про-тив пра-во-бе-реж-ных по-лов-цев ус-пеш-но дей-ст-во-вал сын ки-ев-ско-го кня-зя Глеб Свя-то-сла-вич, ос-тав-лен-ный от-цом кня-жить в Ка-не-ве . Он су-мел раз-бить от-ряд Кун-дув-дыя у города То-ва-ров на реке Рось. В 1191 году основное про-ти-во-дей-ст-вие ле-во-бе-реж-ным по-лов-цам ока-за-ли чер-ни-го-во-се-вер-ские кня-зья. Сна-ча-ла ус-пеш-ный по-ход про-тив них со-вер-шил нов-го-род-се-вер-ский князь Игорь Свя-то-сла-вич «с брать-ею». А зи-мой 1191/1192 годов боль-шая коа-ли-ция, в ко-то-рую во-шли нов-го-род-се-вер-ский князь Игорь Свя-то-сла-вич, кур-ский и труб-чев-ский князь Все-во-лод Свя-то-сла-вич, три сы-на ки-ев-ско-го кня-зя (Все-во-лод, Вла-ди-мир и Мсти-слав Свя-то-сла-ви-чи), кня-зья Рос-ти-слав Яро-сла-вич и Да-вид Оль-го-вич, со-вер-ши-ла без-ре-зуль-тат-ный по-ход до реки Ос-кол, не най-дя по-лов-цев. В 1192 году Свя-то-слав Все-во-ло-до-вич и Рю-рик Рос-ти-сла-вич стоя-ли у Ка-не-ва для ох-ра-ны южных гра-ниц Ки-ев-ско-го княжества. В декабре 1193 года ус-пеш-ный по-ход на по-лов-цев со-вер-ши-ли тор-че-ский князь Рос-ти-слав Рю-ри-ко-вич, его двою-род-ный брат Мсти-слав Мсти-сла-вич Удат-ный (си-дев-ший вме-сте с бра-том Вла-ди-ми-ром в Тре-по-ле) и чёр-ные кло-бу-ки. Зи-мой 1193/1194 годов Свя-то-слав Все-во-ло-до-вич и Рю-рик Рос-ти-сла-вич стоя-ли с пол-ка-ми у Ва-си-лё-ва, при-кры-вая Ки-ев-ское княжество. Зи-мой 1200/1201 годов (по да-ти-ров-ке А.В. Май-о-ро-ва) по-лов-цев раз-гро-мил га-лиц-ко-во-лын-ский князь Ро-ман Мсти-сла-вич, вы-сту-пив-ший на по-мощь ви-зантийскому императору Алек-сею III Ан-ге-лу Ком-ни-ну.

По-след-ний круп-ный половецкий поход со-сто-ял-ся в начале 1203 года (по уточ-нён-ным дан-ным); его ру-ко-во-ди-те-ли - ки-ев-ский князь Рю-рик Рос-ти-сла-вич, га-лиц-ко-во-лын-ский князь Ро-ман Мсти-сла-вич и пе-ре-яс-лав-ский князь Яро-слав Все-во-ло-до-вич.