Крест в священной топографии соловецкого архипелага. Соловецкие кресты

В неделю Крестопоклонную

Голгофо-Распятский скит на острове Анзер был основан преподобным Иовом в начале XVIII века. По преданию, святой удостоился откровения Богородицы, указавшей ему: «Эта гора отныне называется второй Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа и учредится скит… Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки». Скит находится на том же меридиане, что и Храм Гроба Господня в Иерусалиме и ему Промыслом Божиим была уготована похожая судьба. В 1923 году, после закрытия монастыря, на его месте был помещен так называемый стационар Соловецкого лагеря для тифозных больных. Сотни священнослужителей приняли здесь унижения, поругания и мученическую смерть, взойдя путем Христа на свою Голгофу, чтобы потом воскреснуть и пополнить сонм Новомучеников Российских, на земле Российской просиявших. По пути мы проходим луг, который называется Богородичным. По преданию здесь прошла Пресвятая Богородица, и в тех местах, где Она ступала, выросли незабудки, и эти цветы стали называть слезами Богородицы. Поклонный Крест встречает нас у подножия горы, и скит уже виден в далекой перспективе.

Поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко», и меня охватывает трепет! Это невероятно - вот три точки на одной прямой, уходящей в небо: это я, грешный человек, Поклонный крест и гора Голгофа. Ведь сказано, что в жизни каждого верующего человека есть свой крест и своя Голгофа. А воздух наполнен благоуханием трав и цветов, целомудренного северного многоцветия, кроны деревьев тянутся ввысь вопреки суровому климату, стремящемуся пригнуть их к земле. Слава Богу, создавшему такую красоту! Впереди самый трудный участок пути - восхождение к Голгофо - Распятскому скиту. Становится совершенно ясно, что боль в руках и ногах, - это тяжесть собственных грехов. Рюкзак просто опрокидывает назад. «Ты устал? Отдохни, присядь, зачем тебе вообще лезть туда?» - как будто нашептывает лукавый. Да, пожалуй, можно и присесть. Но вдруг перед глазами вырастает невообразимое чудо - береза в виде креста. Она выросла рядом со скитом после войны тогда, когда виновники преступлений, стараясь замести свои кровавые следы, вырубили почти все кресты на Соловках. Господь воздвиг свой нерукотворный крест. Это символ памяти, которую уничтожить невозможно.

Я смотрю на эту необыкновенную березу и вспоминаю главную заповедь Евангелия. Горизонтальный ствол - это любовь к Богу, вертикальный ствол - это любовь к людям. Как просто и ясно. «…Господь Бог твой есть Бог Единый и возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, всей душой твоею, всей крепостью твоею и всем помышлением твоим… И вторая заповедь подобная ей - возлюби ближнего твоего, как самого себя». Как же возлюбил нас милосердный Господь, что взяв на себя все грехи наши, понес их на Голгофу! Устыдившись малодушия, встаю и несу свои грехи на вершину горы, в Голгофо - Распятском скиту каюсь, как могу, и тяжесть падает с плеч. Как легко и радостно становится на душе. Воздух наполняется благодатью. Здесь небо так близко к земле! Слава тебе, Господи, за величие и красоту природы, созданной тобой! Море сливается с небом, пышные зеленые леса отражаются в голубых озерах. Стоя на краю земли, кажется, что ты летишь. Я - тоже творение Божие. Значит, Господь, создавший такую красоту, любит и меня и всех окружающих меня людей. Какие хорошие люди окружают меня, какие добрые у них глаза! Какое счастье жить с Богом и ощущать всю полноту жизни!

Мы вымолены дорогою ценой крестных страданий Новомученников Российских. Говорят, что здесь вся земля является Антиминсом, на котором можно служить Литургию, потому что вся она полита кровью и усеяна мощами Новых Российских Святых.

Непременно побывайте в этих святых местах, они помогают исцелению души, укрепляют веру, помогают любить ближних и благодарить Бога за все.

"Воздвижение крестов на Соловецких островах - традиция давняя. Еще в древние времена монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, ибо это спасительное знамение победы Сына Божия над смертию было для них малой церковью, присным напоминанием о цели иноческого подвига. Поэтому и первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало водружение Поклонного Креста . Это событие изображается на многих иконах, в том числе и на чудесно обретенной около десяти лет назад при возрождении обители...

"...крест этот ужасный, все пропорции нарушены... он установлен в память расстрела 1933 года. Это были уголовники, они терроризировали весь лагерь – грабежи, побои, убийства. Да и расстреляны они были на Секирке, а не здесь... А табличку украли, наверное. (Юрий Бродский . Соловецкий пос. 1999).

Иеромонах Лонгин о поклонных крестах Соловков

Перед закрытием монастыря в 1920 году на Соловецких островах насчитывалось около 3000 крестов: обетных, поклонных, придорожных, отмечающих памятные события (в Старой Сосновке крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, получившей позднее наименование "Сосновской"). В духе этой многовековой традиции и решено было воздвигнуть на московском подворье крест в честь новомучеников и исповедников Соловецких. (Н.Копылова. В память о новомучениках и исповедниках Соловецких. Московский журнал, № 4, 04.2001 )

Зачем на Русском Севере ставят кресты

Севернорусские и соловецкие кресты - интереснейшие памятники культуры, оказались на грани исчезновения. "А ведь испокон веку жизнь русского человека нельзя было представить без деревянного креста. И хотя невелик он, по сравнению с церковью, велика была сила его эмоционального воздействия. Крест это и памятник крестьянской письменности, архитектуры, культа, и навигационный знак поморов, нанесенный на лоцманские карты.

Кресты, которые на Русском Севере сохранились до нашего времени, в основном датируются XIX веком. Большая часть их расположена на побережье Белого моря, островах Соловецкого архипелага, Новой Земле, Каргополье, по рекам Мезени и Пинеге.

Поклонные, маячные, кладбищенские, поминальные, благодарственные, памятные, охранительные... Ставились кресты по разным случаям. Сошли моряки на берег живыми, одолел ребенок страшную болезнь... Самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать "на крест" отрез материи или полотенце. Высокие, с двухэтажный дом, кресты Мезени и Поморья украшались фартуками, шелковыми платками, куклами, к ним клали деньги. К наиболее почитаемым крестам ездили за многие километры...(Ледяева Марина. В Малых Карелах установят "Хранителя Вселенной". Газета "Правда Севера", Архангельск, 31.05.2000 )

Кресты устанавливают строго по старинной Соловецкой традиции

Памятники старины на Соловецких островах
На Б. Соловецком острове Амбар валунный в Сосновой губе | Дорога Монастырь - Новая Сосновка | Дорога Монастырь - Реболда | Дорога Монастырь - Сергиевский скит | Изба на м. Белужий (основание) | Кирпичный завод | Колодец у часовни преп. Зосимы | Крест в губе Долгая (основание) | Кресты монастырские на м. Перечь-Наволок | | Поселок Реболда | Тоня Березовая | Тоня Новая Сосновка | Тоня Старая Сосновка | Часовня Варваринская (основание) | Часовня Печерская (основание) | Часовня преп. Германа (основание) | Часовня преп. Зосимы (основание) | Часовня Филимоновская (основание) Гидротехнические сооружения Гидросистемы Большого Соловецкого острова | Судоходная озерно-канальная система | Дамба на оз. Красное (большая) | Дамба на оз. Красное (малая) | | | Памятники других островов Древние памятники домонастырского периода


Информ. сообщение. Ото всюду обо всем.Правда Севера, Архангельск, 20.01.2004 )
Новые кресты на Соловках

"В конце XX - начале XXI века послушники монастыря установили на Соловках 20 поклонных крестов, например, на месте уничтоженной в 1930-е годы Варваринской часовни. По словам наместника Спасо-Преображенского монастыря архимандрита Иосифа, "кресты напоминают о былом величии обители, так как устанавливаются на месте утраченных храмов, часовен, памятных мест". " (Автор не известен. На Соловках создается Музей креста как символа христианства. Религия и общество. NEWSru.com. Москва. 09.02.2011 )

Выставка на Бутовском полигоне продлится до 1 июля. Это очень обидно, потому что она замечательная. Жаль, мало кто сможет ее увидеть. Поскольку я немного в теме, чувствую ответственность за просвещение интересующихся и готов провести экскурсию для желающих.

«Крест - мучеников похвала»



С первых веков христианства крест из орудия позорной казни превратился в символ славы, и образ Креста, устремленного в небо, возвысившегося над адом, является выражением сущности христианства. В нем находит совершенное выражение Любовь Божественной Троицы - добровольная жертва Бога за спасение рода человеческого.

Лаконичный язык символики Креста сложился издавна и легко узнаваем: это символы страстей - копие, прободившее ребра Христа и копие с губкой (трость), на котором воины подали напоенную уксусом губку, табличка над головой Христа, гора Голгофа, череп Адама, гвозди, Солнце и Луна...

Название выставки взято из похвального слова Кресту Господню святителя Иоанна Златоустого: «Крест - верных утверждение и бодрствующих утешение! Радуйся, кресте, оружие днем и охрана ночью! Крест - милостыни поощрение и жестокосердия наказание. Радуйся, кресте, всех крепкая помощь и упования крепкая порука! Крест - начало спасения и утверждение Царства. Радуйся, кресте, опора апостолов и проповедь пророков! Радуйся, кресте, похвала мучеников и проповедание преподобных! Крест - нуждающихся помощь и подвизающихся союзник. Радуйся, кресте, скорбящих отрада и благоденствующих ограждение!». Так великий проповедник обозначил внутреннюю связь между Крестом Голгофским и крестом мученическим, принимая который на себя сотни тысяч исповедников Православной Веры в годы безбожных гонений от советской власти остались верными Единому Подвигоположнику, вместе с ним «смертию смерть поправ». Поэтому тема Креста и традиции Его почитания имеют такое значение на Бутовском полигоне под Москвой, месте особого почитания подвига Новомучеников Русских.

Экспозиция условно делится на пять частей: деревянные символические резные кресты-иконы, работы Соловецкой кресторезной мастерской; эскизные проекты поклонных крестов (в центральной части выставки); стенд с фрагментами древних поморских соловецких крестов; фотографии установленных поклонных крестов и видеоряд о деятельности мастерской.


Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Система символов очень емка, особенно когда речь идет о символических изображениях Креста, где в отличие от икон Распятия Христова рассказ о Голгофской Жертве идет на языке предельно формализованных знаков, условных обозначений, криптограмм и богослужебных текстов. При переводе иконографических образов в пластику рождается новый изобразительный язык, дающий возможность создавать тематические программы с многоуровневой символикой. Так, изображение головы Адама - не только изображение ветхозаветного события, но и символ омывания кровью Христа первородного греха Адама и его Искупления.

Все четыре измерения, которые присутствуют на земле, символически присутствуют и на кресте. Высота креста олицетворяет устремление человеческой души в небо, осуществляя связь между небом и землей и надежду на спасение. Ширина, т.е. раскинутые на Кресте руки Спасителя символически обозначают власть Христа над Землей и миром. Глубина - то, что уходит в землю, обозначает власть над адом. Долгота - измерение за крестом, - бесконечная глубина земного пространства.

Православной Церковью признаются все виды крестов, и известны сотни их разновидностей: якорный, буквенный, просфорный, 4-х, 7-ми, 8-миконечный… Назначение Креста не меняется ни от формы, в которой он выполнен, ни от надписей, которые украшают его, ведь в любом случае это - напоминание человеку об искупительной жертве Христа. Насыщенными ключевыми образами Крест призван материализовать духовное начало в человеке, чтобы разбудить его сердце и приобщить его к высоким христианским ценностям.

Назначение крестов может быть самым разнообразным: нательный крест есть у каждого верующего, наперсный у священника, в храме - аналойный, для домашней молитвы - келейный, на кладбище - поминальный. Среди русских резных поклонных крестов прошлого выделяют памятные, межевые, придорожные, приметные, обетные, благодарственные, каждый из которых ставился по особому случаю. Но назначение любого креста едино: это проповедание Христа и принесенной Им Гологофской Жертвы, а, значит, напоминание о том, что смерть побеждена и Небо отверсто каждому христианину.

На Севере России до начала XX века сохранилась традиция изготовления символических крестов различных форм и назначения. Только на островах Соловецкого архипелага поклонных поморских крестов насчитывалось около трех тысяч. Большинство из них были уничтожены во время деятельности Соловецкого концлагеря.

Но сама традиция не погибла. В 1992 году по благословению архимандрита Иоанна (Крестьянкина) началась деятельность Кресторезной мастерской на Соловецких островах под руководством Георгия Кожокаря.

Сегодня в мастерской на Соловках создают не только большие многометровые кресты, но и работы меньших размеров: кресты-иконы, кресты-доски, раскрашенные по старинной традиции - их изготовлено более 800.

«Наша мастерская занимается изготовлением крестов на основе работ, созданных нашими отцами, - подчеркивает Георгий Кожокарь, - и всё же, это новые кресты, они относятся уже к другому, нашему поколению - хоть и изготавливаются в традиции православных крестов Соловков, Русского Севера. Мы выполняем их из дерева и металла, как делались кресты в старые времена. Выдерживаем пропорции, которые использовали наши отцы, изучаем символику, используем ее - но и идем дальше, создаем новые формы. Мы не стараемся воспроизводить образцы один в один, вкладываем свое понимание, свое прочтение первоисточника, современное видение традиционной символики и пластики креста».


Крест, установленный заключенными во времена СЛОН (Соловецкого Лагеря Особого Назначения) на острове Анзер, мыс Колгуев 3 мая 1933 г.


Ступень лестницы на Секирную гору, где был размещен штрафной изолятор СЛОН в Вознесенском скиту упраздненного Соловецкого монастыря. 1930-е гг.


Крест, вырезанный на лемехе главы храма Вознесения Господня, что на Секирной горе.

Многометровые резные поклонные соловецкие кресты освящают пространство Европейской части России - от Соловков на Белом море до Сочи на море Чёрном; от Самары на Волге до Санкт-Петербурга на Неве.

В центре этого символического креста на карте нашего Отечества, близ Москвы воздвигнут наиболее известный Бутовский поклонный крест высотой 12 метров, на котором выполнено около тридцати квадратных метров тонкой резьбы. Он был доставлен от пристани Соловецкого монастыря до Бутово, за движением этого крестного хода наблюдала вся страна. Величественный крест на специальном постаменте, установленном на барже и украшенном цветами, торжественно везли по Беломоро-Балтийскому каналу, затем по системе рек и озер до Волги и далее, каналом Москва-Волга, в столицу. Путь пролегал по рукотворным водным артериям, созданным руками заключенных ГУЛАГа. Установка Креста на подмосковном Бутовском полигоне - месте приведения в исполнение 21 тысячи расстрельных приговоров в годы репрессий, была приурочена к 8 августа - дате начала массовых казней в 1937 году.

В подготовке выставки приняли участие Соловецкая кресторезная мастерская, Приход храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове, Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово» и Московская международная киношкола.

Руководители проекта: Прот. Кирилл Каледа, Георгий Кожокарь, Игорь Гарькавый, Михаил Виноградов. Оргкомитет выставки выражает благодарность всем потрудившимся в ее подготовке и монтаже. В частности: Ольге Керзиной, Александру Првуль, Сергею Кузнецову, Никите Кожокарю, Владимиру Бердюгину, Елене Гуваковой, Маргарите Мамаевой и др.

Для посетителей экспозиция будет открыта 1 июня с 15 до 17 часов. Далее выставка будет открыта до 1 июля - по выходным 12 до 17.
Вход свободный.

В рабочие дни - посещение выставки по согласованию с паломнической службой Прихода. Во время богослужения экспозиция закрыта. Для заказа экскурсий по выставке просьба обращаться по телефону паломнической службы Прихода 89099746299.

Дополнительную информацию можно получить на сайте Прихода храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове www.martyr.ru.
Вопросы и предложения просим направлять на почту [email protected]


Уникальный центр изучения Креста

Еще сто лет назад побережье и острова Беломорья были усеяны большими и малыми крестами - обетными, поклонными, памятными. Жизнь поморов всегда была наполнена трудностями и опасностями, и каждый крест означал уникальную историю своего появления. На одних только Соловецких островах таких деревянных крестов насчитывалось более трех тысяч. Сюда добирались с большими трудностями и риском для жизни, с молитвой и обещаниями Богу. И обеты воплощались в крестах.

В 20-х годах прошлого столетия символы христианства уничтожались беспощадно. Проводились специальные акции по сжиганию крестов, поставленных нашими предками. А на Соловках в начале 20-х, по воспоминаниям очевидцев, костер, пожирающий собранные со всего архипелага кресты, полыхал четыре дня подряд. Происходило это на мысу бухты Благополучия, как раз напротив монастыря.

Прошло несколько десятилетий, и именно на этом месте начала существовать и развиваться мастерская, в которой изучаются и создаются кресты. В этом году ей исполняется десять лет, почти столько же, сколько возрождающемуся Соловецкому монастырю.

Основатель и главный мастер кресторезной мастерской Соловецкого монастыря - Георгий Кожокарь. По специальности он архитектор, поэтому не удивительно, что его заинтересовала в первую очередь не практическая сторона - изготовление крестов, а научная. А как православный верующий Георгий изучает Крест Господень и с богословской точки зрения. Все это делает кресторезную мастерскую Соловецкого монастыря уникальным Центром изучения Креста. Пожалуй, второй такой же нет пока во всем православном мире.

Все кресты, выходящие из-под инструмента мастеров, разные. Огромные поклонные (до 9 метров) и маленькие - нательные, напрестольные кресты и кресты-иконы, украшенные ажурной резьбой и символическими надписями на многих языках, в том числе и древних. Больших крестов, изготовленных в соловецкой кресторезной мастерской, уже пятнадцать - они стоят не только на Соловках, но и в Москве, в ближнем и дальнем Зарубежье. А крестов небольшого формата уже более семисот разошлось по всему православному миру. Есть соловецкий крест и у Святейшего Патриарха, и у президента Путина, и у Владыки Тихона, и у многих значительных духовных и политических лиц.

О своем “детище” Георгий Георгиевич рассказывает очень интересно и увлеченно:

Раньше во всех православных монастырях были собственные кресторезные мастерские, а мастера назывались “крестичниками” или “резами”. Крестами благословлялись благотворители и жертвователи, их изготавливали и просто на продажу. Конечно, с закрытием монастырей эта традиция прервалась.
Когда я в конце 80-х годов приехал на Соловки и начал работать в Соловецком музее, то обратил внимание, что тема крестов, как ни странно, тут совсем не разработана. Я предложил найти все оставшиеся поклонные и обетные кресты на островах архипелага, обозначить их, исследовать. Была организована экспедиция, мы шли от креста кресту, фотофиксировали, снимали кальки с них в натуральную величину - для этого придумали специальное сооружение, которое устанавливали рядом с изучаемым крестом. Впрочем, кресты были в разном состоянии и положении. В вертикальном, наклонном и горизонтальном, а также вообще в разбросанном. Представьте себе: пестрый ягодник, и в нем - замшелый кусочек старинного дерева с надписью “Царь Славы”. Мы аккуратно доставали обломки креста, фиксировали. В результате экспедиции появились подробные описания тридцати крестов Соловецкого архипелага и графические листы, изображающие эти кресты.

Впечатляют истории установления некоторых крестов. Так, на Анзере у святого источника стоит крест, установленный 24 октября (по старому стилю) 1917 года - в день свершения революции. Знаменательно, что он выкрашен в красный цвет. Как ни странно, крест сохранился до наших дней, хотя во время СЛОНа (Соловецкого лагеря особого назначения) на Анзере был изолятор. На Анзере же сохранился колоссальный 11-метровый крест, установленный ровно 100 лет назад, в 1903 году. А еще мы там нашли небольшой поклонный крест, установленный заключенными в 1933 году, 3 мая. Это ведь подвиг - в такое время и в таком месте поставить крест!

Изучая этот христианский знак, мы пришли к выводу, что соловецкий крест - особенный. На нем мы не видим изображения распятого Иисуса Христа, а только тексты - имена Божии. Такие кресты называются аскетическими, голгофскими, вселенскими, богоименными, тричастными и т.д. Неподготовленному человеку так просто и не прочесть, что написано на кресте: столько тут знаков и сокращений. Можно даже говорить о тайнописи, которая для посвященных несет глубокий богословский и философский смысл. Крест - это ключ к пониманию Ветхого и Нового Заветов.

Десять лет назад, по благословению старца Иоанна (Крестьянкина), я занялся созданием этой мастерской. Архимандрит Иосиф, наместник Соловецкого монастыря, очень поддержал это начинание. Здесь мы изучаем и осмысливаем изображение креста в его различных видах - в первую очередь православного креста, но и вселенского тоже. И делаем кресты по образу и подобию тех крестов, которые создавались в древности.

В нашу мастерскую приезжают поработать люди со всей страны, самых разных профессий и специальностей: не только резчики, реставраторы, но и журналисты, священнослужители, физики, математики, музыканты, керамисты. Они у нас живут и помогают. Конечно, каждый в меру своих умений и возможностей. Некоторые сперва опилки подметают, а некоторые выполняют действительно сложную работу. Узнают о нас по интернету, или просто от тех, кто уже побывал тут. А приходят познакомиться с нашей работой ежегодно тысячи людей. Я считаю, что наша мастерская создавалась всем православным миром, потому что у нас много благотворителей и жертвователей, тех, кто вносил свою лепту в работу кресторезной.

Первый крест был установлен у подножия Секирной горы, в дни перенесения мощей Соловецких преподобных в 1992 году в присутствии Святейшего Патриарха Алексия. Этот крест - копия креста с горы Вербокольской, что на острове Анзер. Именно с этого креста и пошла наша серьезная работа по изучению и осмыслению крестов.

В мастерской крест изучается не только в его богословском, но и в историческом, археологическом и ставрографическом значении, охватываются все виды изображения креста (дерево, металл, керамика.) Исследуются древние традиции изображения креста в золотном шитье. Данное рукоделие воспроизводится на основе современных материалов (ниток и тканей). Работа это очень тонкая и кропотливая. Одна икона-крест создается много месяцев, замысловатую букву надписи, по признанию нашей мастерицы, можно вышивать целый день. Для такой работы нужен особый настрой, и это благодатный труд.

Иоанн (Крестьянкин), старец Псково-Печерского монастыря, проявляет внимание к деятельности мастерской, всегда интересуется, как у нас дела, духовно поддерживает. Как-то я поинтересовался у батюшки, как долго мне предстоит заниматься резьбой крестов на Соловках. Старец сказал: “ Так-так, а сколько, ты говоришь, там крестов было?” Я отвечаю: “Три тысячи”. “Ну вот, - говорит, - когда все три тысячи поставите, так можете и отдыхать”.

Так что работы у нас еще много.

Валентина Музыкина

Нет во всей Центральной России места более трагичной истории, чем поляна в подмосковном лесу близ деревни Дрожжино, получившая в середине 30-х годов XX века название «Бутовский полигон». Здесь, наряду с аналогичным полигоном в Коммунарке и тюрьмой особого режима в Суханово , в период с 8 августа 1937 года по 19 сентября 1938 было расстреляно 20 762 человека: священников, крестьян и рабочих.

Пик сталинского «большого террора» пришелся на 1937-1938 года и менее чем за два года по всей стране без суда и следствия были убиты около 700 000 человек - из них подавляющее большинство были специалистами различных областей науки и промышленности, культуры и искусства - цвет русского общества.

После нового постановления правительства от 31 июля 1937 года “Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов” в тюрьмах Москвы начались массовые расстрелы и столичные кладбища перестали справляться с огромным потоком захоронений. Тогда правительство распорядилось сделать в ближнем Подмосковье два полигона-спецобъекта: «Бутовский» и «Коммунарка». В Коммунарку привозили так называемых «политических» - неугодных офицеров Красной армии и членов партийного аппарата, представителей дворянства, инженеров, работников культуры и искусства. В Бутово по ночам на грузовых машинах с надписью «хлеб» везли простых крестьян, рабочих, представителей духовенства, бывших белогвардейцев и прочих «антисоветских элементов». После расстрела тела бросали в глубокие и широкие рвы, общая длина которых составляла порядка 900 метров. Родственникам казненных ничего не сообщалось - им оставалось только строить домыслы, но догадаться об истинной причине исчезновения близких было несложно.

После 1938 года бушующие по всей стране аресты и расстрелы пошли на спад, как и советская промышленность, оставшаяся практически без специалистов. Правительство СССР во главе со Сталиным спохватились и даже начали вести репрессии против «троек» НКВД, якобы казнивших слишком много невинных людей. Нашли и «козла отпущения» - наркома внутренних дел СССР Ежова Н.И., обвинив его во всех бедах и затем расстреляв, но было уже слишком поздно - стране в прямом смысле угрожал голод.

Бутовский спецобъект продолжал использоваться для захоронения заключенных, казненных в московских тюрьмах, но на самом полигоне расстрелы больше не велись. Вместо этого буквально сразу за забором построили дом отдыха для старших офицеров НКВД: Берия и его соратники по выходным здесь выпивали и закусывали черной икрой - в нескольких метрах от останков тысяч невинных жертв.

Даже после прочтения этих строк нашему современнику сложно представить, что все эти события действительно имели место не только на бумаге, но и в реальной жизни наших родителей, дедушек и бабушек. Трудно поверить, глядя на современную Москву и Подмосковье, что всего несколько десятилетий назад, ровно здесь же, где мы сейчас живем достаточно мирно и свободно, сами выбираем свой жизненный путь и решаем на каком море отдохнуть летом, могли происходить подобные ужасы - вот уж действительно все познается в сравнении. И если мы не властны изменить страшные страницы прошлого, то в наших силах не совершать ошибок в будущем и достойно почтить память предков.

После распада СССР вплоть до 1995 года Бутовский полигон находился под охраной войск госбезопасности, велось расследование и изучение огромного архива личных дел убитых, на основе которых впоследствии была создана «Книга памяти». В 1994 году родственники погибших установили поклонный крест у одной из братских могил, а через год неподалеку был заложен небольшой деревянный храм.

В последующие годы на Бутовском полигоне был создан большой мемориальный комплекс, а имена жертв навеки высечены в камне.

Построили и новый большой храм, освященный в 2007 году в честь Новомучеников и Исповедников Российских. В притворе храма была устроена экспозиция, где и сейчас, словно в Освенциме, можно увидеть многочисленные личные вещи убитых: очки, обувь, книги, узелки. Эти предметы лучше всех письменных свидетельств открывают перед посетителями страницы нашей истории.

Гуляя вокруг красивого храма и любуясь его остроконечными шатрами с золочеными маковками, сложно не обратить внимание на огромный деревянный крест, установленный на возвышении чуть поодаль. Серая от дождей и вьюг древесина креста покрыта прекрасным резным узором, каждый элемент которого словно хочет нам что-то сказать.

Этот Большой Поклонный крест посвящен прославлению подвига святых Новомучеников и Исповедников Российских и увековечению памяти всех пострадавших в годы репрессий. Он был освящен на Соловках 25 июля и установлен на Бутовском полигоне 7 августа 2007 года, в память 70-летней годовщины начала массовых казней 1937-1938 годов. Крест создан в кресторезной мастерской Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря под руководством мастера Георгия Кожокаря, по образу традиционных крестов Русского Севера. Такой крест является раскрытой книгой, но для того, чтобы услышать его послание, нужно понять многочисленные символы и знаки. Он - икона и молитвослов одновременно, памятник прошлого и свидетель нашего покаяния.

Высота креста составляет 12,5 метров, а ширина 7,5 метров. Подобно Голгофскому кресту он является «трисоставным». Вертикальная перекладина изготовлена из сибирского кедра, горизонтальная из карельской сосны, а косая перекладина - из кипариса. Копье и трость выполнены из соловецкой сосны.

Интересна история водружения креста на Бутовском полигоне. Кто-то может подумать, что столь массивный крест доставили в Подмосковье по частям, а затем собрали, но это было не так. Крест попал в Подмосковье по воде, в результате одного из самых больших в истории водных крестных ходов, соединивший Соловецкие острова и Бутовский полигон - «две русские Голгофы».

Поклонный крест прошел на корабле по водам Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балтийского и канала имени Москвы - по водным системам, созданным ценой нечеловеческого труда, а нередко и жизни многих тысяч заключенных. Таким образом крест стал памятником не только пострадавшим на Соловках и Бутовском полигоне, но и всем жертвам советских репрессий в разных частях нашей страны.

Координаты полигона: 55°31"58"N 37°35"43"E