Крещение господне. Богоявление господне

Словарь Ушакова

Богоявление

богоявление (Богоявление), (Б прописное), Богоявления, ср. (церк. ). Один из христианских праздников - то же, что Крещение.

Православие. Словарь-справочник

Богоявление

(Крещение Господне)

двунадесятый праздник, отмечаемый Православной Церковью 6 (19) января. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан (греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом «крещение», буквально значит «погружение»). Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9, 23). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя (Мф. 3, 14). Праздник Крещения также называется праздником Богоявления – в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех Лицах Своего Божества: Бог Сын – Иисус Христос – принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него, Бог Отец засвидетельствовал об Иисусе Христе гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня установлен строгий пост (Крещенский сочельник). Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.

Православный энциклопедический словарь

Словарь церковных терминов

Православная энциклопедия

Вестминстерский словарь теологических терминов

Богоявление

♦ (ENG Epiphany Sunday)

воскресенье между 2 и 8 янв., когда христианская церковь празднует явление Бога. Признается, что откровение Иисуса Христа предназначалось всему миру, как это показано в сцене поклонения волхвов младенцу Христу (Мф. 2).

Словарь Богословских Терминов (Майерс)

Богоявление

Theophany

Физическое проявление Бога. Иногда означает явление Христа, - богоявление относящиеся к явлению Христа в человеческом обличии в Ветхом Завете (Бытие 18, Судей 6).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Богоявление

(επιφάνεια, τα " έπιφάνια, τα " θεοφάνια) - великий двунадесятый праздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня; так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна в Иордане (Матф. 3, 13-17; Марк 1, 9-11; Лук. 3, 21-22). Первое же название усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небес гласом свидетельствовал о крещаемом Сыне, и Св. Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечерие этого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестили оглашенных, и поэтому праздник называли праздником светов, праздником просвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие Крещения Спасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарь Крещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение..". Церковное празднование Богоявления как праздника великого продолжается двенадцать дней, 2-14 января. Ближайший перед праздником воскресный день называется неделею перед Просвещением. В праздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: в навечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того и другого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник или Сочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящение воды (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие в церкви и в самый праздник вне церкви на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящение в этот день на древнем русском языке называлось водокрещением. Богоявленская , или Крещенская , вода издревле считалась великою святынею (агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года, ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни и дают пить тем, кто по каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению.

С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялись представления о нескольких священных событиях. На Востоке он праздновался, по свидетельству Климента Александрийского, с II века в воспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали его даже гностики, последователи Василида, понимая самое событие, конечно, в духе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении Б. праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг. восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Τα φωτα, ήμέρα των φώτων, φωτα τοΰ Χριστοΰ"; потому что этими словами обозначалось Крещение. Со временем Крещения совпадает время вступления Христа на общественное служение; поэтому с праздником стали соединять представление о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св. Духом при Крещении. Чудо в Кане Галилейской было первым откровением Мессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником, и название Епифания стало указывать собственно на крещение, а Феофания - указывало собственно на Чудо. Далее: 6-е января в Египте считали днем Рождения Христа и, таким образом, вместе с явлением Мессии воспоминали и вообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представление распространилось на Востоке, тем удобнее, что до конца IV века не было определено время празднования Рождества Христова. Таким образом, с одним днем соединялось троякое воспоминание: О вступлении Мессии на общественное служение, Откровение его достоинства в первом Чуде и, наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались те же, и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначают и Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит, что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа и на Востоке перенесли на 25-е декабря, а 6 января воспоминали Крещение Христа и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие о праздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан, впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другими христианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Dies epiphaniorum, Dies apparationis или ap p arationum - и праздновали 6-го янв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т. е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которого являются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то и праздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) или праздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо в Кане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось мало внимания, они перед поклонением волхвов отступили на задний план.

Богоявление - это большой праздник, который отмечается всеми христианами. Многие не знают, что он означает, каковы его цель, смысл и история.

Большинство христиан, которые не углубляются в религиозные познания, уделяют особое внимание лишь Рождеству Христову , Пасхе и Великому посту. Про Богоявление мало кто помнит, потому что регулярно посещает церковь не так много народа. Чтобы понять смысл важных праздников, нужно ознакомиться с библейской историей. Богоявление, которое отмечается 19 января, не является исключением, потому что для понимания сути этого праздника необходимо знать его предысторию.

История праздника Богоявления

У этого события есть альтернативные названия: Явление, Просвещение. Начало празднования датируется примерно вторым веком, то есть этот праздник настолько же древний, насколько древним является Рождество Христово или Пасха.

Когда праздник только появился, его смысл был не таким, как сейчас. Он напоминал людям о рождении Сына Божьего, о поклонении ему волхвов и о Крещении. К 4 веку Богоявление уже праздновалось во всех частях света, где христианство признавалось как полноценная религия. Именно тогда и произошел духовный раскол церквей на те, которые продолжили праздновать Богоявление стандартное, и на те, которые праздновали его по-новому.

До сих пор есть конфессии, где Богоявление представляет собой праздник-симбиоз Крещения и Рождества Христова. Это два праздника в одном, как было в самом начале постбиблейских событий. Католики разделяют Крещение и Богоявление, празднуя их отдельно от Рождества. В православии же Богоявление и Крещение — это лишь два разных названия одного и того же праздника. Именно поэтому многие люди просто не знают об альтернативном названии и помнят только о Крещении. Так что если вы подумали о том, что пропускаете каждый год великое празднество, то вы ошиблись: Богоявление и Крещение — это одно и то же.

Библейские события Крещения

Когда Христу исполнилось 30 лет, он должен был принять обряд посвящения в веру и крещения. Он отправился к Иоанну Крестителю, чтобы сделать то, что предначертано ему было заранее. Когда Иоанн Креститель, называемый также Предтечей, увидел Христа, о котором говорили древние письмена, то сказал, что не он должен крестить Христа, а Христос должен крестить его, ибо перед ним стоит Мессия.

Иисус сказал, что правда должна быть исполнена, ведь так хочет Господь, Отец Его Всемогущий. Иоанн Предтеча продолжил свою миссию, окрестив множество людей в других городах и местах. Иисус же отправился в пустыню для поста и молитвы. Это и есть Великий пост, который мы тоже соблюдаем год от года.

На том месте, где предположительно принял крещение сам Иисус, возведен храм в честь Иоанна Крестителя. Каждый человек может совершить паломничество к святым землям, чтобы увидеть это место своими глазами, чтобы стать духовно ближе к нему.

Смысл и традиции праздника

Церковь отмечает, что данное торжество прославляет силу Бога и всех трех его сущностей: Святого Духа, Отца и Сына. Это время, которое показывает людям их равнозначность перед Богом, каким бы титулом или положением они ни обладали. Равны перед Богом все — даже те, кто исповедует другую веру. Никто не может ставить себя выше кого-то.

Это праздник-благодарность Отцу нашему за его милость. Дело в том, что церковь трактует этот праздник не как возможность вспомнить о приобщении Иисуса Христа к вере путем крещения в Иордане, а как освящение всех вод нашего мира в тот день. Это Иисус Христос освятил воду собой, чтобы мы могли приобщиться к его благодати.

Что касается традиций, то 19 января принято освящать воду и купаться в проруби. Многие люди приходят в храм для того, чтобы освятить воду или набрать уже освященной на богослужении воды. Эта традиция, так же как и купание, не являются обязательными.

Сам праздник является двунадесятым и отмечается всегда в одно и то же время, то есть дата непереходящая. Церковнослужители советуют каждому человеку посетить церковь в этот день, чтобы послушать праздничную службу. Это светлый праздник, но с ноткой грусти, ведь Иисус Христос знал, что ему предстоит отдать свою жизнь во благо всех людей, живших ранее, живущих ныне и будущих. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.01.2018 05:34

Существует множество икон в православии, которые посвящены различным событиям, праздникам. Одной из них является «Богоявление». ...

Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот же праздник, ведь оба события выпадают на 19 января. Однако изначально Богоявление имело совсем другой смысл.

История праздника

Богоявление — один из древнейших христианских праздников, прежде называемый «Явлением» или «Просвещением». Он был посвящен сразу трем эпизодам евангельской истории: рождению Спасителя, пришествию Волхвов и крещению Христа в водах реки Иордан. Богоявление праздновалось 6 января, и главное внимание уделялось именно факту появления Спасителя на свет — явлению Богочеловека в земном мире.

Вместе с тем расстановка смысловых акцентов у разных христианских общин различалась. Кто-то придавал первостепенный смысл Рождеству, кто-то выделял Крещение. Именно поэтому с течением времени Рождество Христово разделили с Богоявлением, выделив его в отдельный праздник 25 декабря, и именно в эту дату Рождество до сих пор отмечается католической церковью. Богоявление же по-прежнему праздновали 6 января, чествуя в этот день два события: приход Волхвов и Крещение Спасителя.


Последующее развитие праздника в католицизме и православии проходило по-разному. В католической традиции Богоявление все больше связывалось с поднесением Волхвами даров, а в православной — с Крещением Господним.

Суть Богоявления в православной традиции

В наши дни Крещение и Богоявление — один и тот же праздник. Суть Богоявления по сравнению с тем смыслом, который этот праздник имел в древности, существенно изменилась. Сейчас под словом «Богоявление» подразумевают то, что в момент таинства крещения на Спасителя сошел Святой Дух в образе голубя, а с Божественный глас возвестил, что в мир пришел Сын Божий. Таким образом, во время омовения Христа в водах Иордана Господь явил себя в трех ипостасях: Бог-Сын, Бог-Отец, ниспославший свой голос с небес, и Святой Дух, сошедший в образе птицы. Верующим была открыта тайна Божественного Триединства.


Празднование Богоявления

Праздничные богослужения начинаются вечером 18 января, в Крещенский сочельник, называемый также Навечерием Богоявления . В это время происходит водосвятие: священнослужители освящают воду в иорданях — крестообразных прорубях, куда верующие в ночь с 18 на 19 января и в течение всего праздника окунаются для духовного очищения. Считается, что крещенская вода обладает особыми целебными свойствами , а потому омовение ею способствует избавлению от моральных и физических недугов. Также на Богоявление следует набрать крещенской воды домой. Небольшую емкость с ней нужно поставить в красный угол, а часть сохранить на весь год — крещенская вода не может испортиться.

Крещение, или Богоявление, — важнейший праздник для каждого верующего человека. Встречайте его с радостью в сердце и миром в душе, творите добро и дарите окружающим положительные эмоции — в светлые даты календаря это особенно важно.

19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня . В этот день православная церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан.

До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день — 6 января — и назывался этот праздник Богоявлением. Затем празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово "навечерие" означает преддверие церковного торжества, а второе название "сочельник" (сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой.

Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII веков водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие.

Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.

В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать "Иордань" и в других местах, где были реки или озера.

К освященной богоявленской воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, она является святыней. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. И эта вода не портится и иногда два и три года остается свежей.

В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню . Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней.

В качестве дополнительных после- и внебогослужебных (и вовсе не обязательных) упражнений в православных и не только в православных странах . В России погружаются в "иордань" (специально выстроенную купель), в Греции юноши прыгают за крестом, который священник бросает в воды моря, и соревнуются в том, кто первым его достанет. Это — народно-фольклорные продолжения богословского смысла праздника, который для православных верующих состоит прежде всего в воспоминании Крещения Иисуса Христа от Иоанна в реке Иордане.

Погружение в воду в праздник Крещения Господня — это прикосновение ко святыне, христианин поклоняется не водному естеству, а стремится прикоснуться к той освященной воде, которая освящена прикосновением Божества к этой воде. Это является духовным действием и должно быть связано с молитвой. Для христианина более чем достаточным будет прикоснуться, вкусить освященной воды и с благоговением чтить праздник, а не проявлять героизм, окунаясь в водоемы на морозе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Επιφάνια - Эпифания ); ещё одно название - Просвеще́ние (греч. Φώτως ) - один из древнейших христианских праздников (наряду с Пасхой и Пятидесятницей), посвящённый рождению Иисуса Христа и событиям, сопутствовавшим ему, а также крещению Иисуса Христа в Иордане . Первые сообщения о праздновании Богоявления восходят ко II веку и упоминаются у Климента Александрийского и гностиков .

В ходе истории смысл праздника претерпел в разных христианских традициях большие изменения (в частности, Рождество Христово стало отдельным праздником), в результате чего в настоящее время исторические церкви отмечают праздник по-разному.

История

Слово Επιφάνια (эпифания) первоначально использовалось применительно к самому факту явления Христа в мир, то есть Его рождению . Изначально праздник был посвящён воспоминанию трёх евангельских событий: рождества Христа , поклонения волхвов , а также крещения Иисуса в Иордане в начале Его служения. Датой празднования почти повсеместно было 6 января. О празднике Богоявления, как о празднике, посвящённом Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым, говорится, например, в проповедях Григория Неокесарийского , Григория Богослова и в древних лекционариях .

Первые упоминания о празднике относятся к рубежу и III веков . В начале IV века празднование Богоявления приобрело массовый характер на Востоке, а чуть позже и на Западе. В том же веке сначала на Западе, а к концу века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество.

Дата 6 января и смысл, соответствующий смысловому наполнению праздника христианской Церкви IV века, сохраняется в Армянской апостольской церкви , которая, отвергнув решения Халкидонского собора (451), во второй половине VI века по указанию католикоса Нерсеса II (548-557) окончательно утвердила обычай праздновать Рождество и Крещение в один день.

В IV-V веках в Церкви распространилась практика отдельного празднования Рождества Христова 25 декабря, а Богоявление 6 января стали праздновать как воспоминание прихода трёх волхвов и Крещения Господня. Тем не менее Иоанн Кассиан Римлянин описывал, что в христианском Египте в V веке 6 января в празднике Богоявления продолжали праздновать Рождество Христово и Крещение Господне .

Современное празднование

  • Древние восточные церкви : 6 января - Богоявление: воспоминание Рождества Христова, поклонения волхвов и Крещения. Отдельные праздники Рождества Христова и Крещения отсутствуют. Коптская православная церковь празднует единое Богоявление 7 января .
  • Православие : 25 декабря (7 января) - Рождество Христово ; Богоявления - 6 (19) января . В Православии для литургических целей используют юлианский (см. Старостильные церкви) или новоюлианский календари; в XX-XXI веках 6 января по юлианскому календарю соответствует 19 января по григорианскому, 25 декабря юлианского счисления - 7 января