Краткое житие апостола андрея первозванного. Святой апостол Андрей Первозванный (†ок.62)

Святой апостол Андрей Первозванный - это первый из двенадцати проповедников, которых избрал Господь, дабы они несли в народ евангельские наставления. О славном житие, иконах, храмах, возведенных в его честь, а также о том, как чтят память праведника, читайте далее в этой статье.

Житие

Будущий святой апостол Андрей Первозванный появился на свет в Галилее, в городе Вифсаиде. Со временем переехал в Капернаум, где жил там с родным братом Симоном. Их дом находился вблизи Геннисаретского озера. Зарабатывал юноша на жизнь тем, что ловил рыбу.

Еще с детства апостол Андрей тянулся к Богу. Он решил, что никогда не женится, и пошел в ученики к Будучи на Иордане, пророк указал ему и на человека, которого назвал Агнцем Божиим. Это был Иисус Христос, за которым Андрей последовал незамедлительно, как за своим Господом.

В Евангелии говорится, что святой первым отозвался на призыв божий, за что и получил имя Первозванного. Кроме того, он привел к Христу брата Симона, который вскоре стал Именно он указал Иисусу на мальчика с двумя рыбами и пятью хлебами, которые вскоре удивительным образом умножились, накормив большое количество народа.

Посещение Руси

Андрей Первозванный был свидетелем многих чудес, которые творил Христос. Святой апостол побывал на киевских горах, где водрузил крест, сказав, что здесь воссияет Божия благодать и на этом месте будет стоять великий город с множеством прекрасных церквей. Приезжал он и в Новгородскую землю, о чем рассказано в некоторых старинных рукописях.

В 1030 году один из сыновей князя Ярослава Мудрого при крещении получил имя Андрей. Через 56 лет он решил основать в Князь назвал его Андреевским. В 1089 году был освящен новый храм Переяславским митрополитом Ефремом. Это была церковь святого апостола Андрея Первозванного. Ближе к концу XI века в честь него был воздвигнут еще один храм, теперь уже в Новгороде. С тех пор прошло много времени, но добрые деяния Андрея Первозванного все так же чтит и помнит множество людей по всему миру.

Казнь

Несколько последних лет своей жизни святой апостол Андрей Первозванный прожил в Патрах. Здесь, впрочем, как и везде, где он побывал, святой проповедовал веру Христову. Он сумел создать весьма внушительную христианскую общину. В городе он совершал разные чудеса, включая исцеление наложением рук, а также воскрешал умерших.

Примерно в 67 году правитель Эгеат, который все еще поклонялся языческим богам, приказал казнить апостола путем распятия его на кресте. Андрей Первозванный считал, что он недостоин умереть так же, как и Иисус Христос. Поэтому крест для его распятия имел достаточно необычный вид, потому что был скошенным. Сейчас он считается одним из самых почитаемых символов в христианском мире. Крест же в честь казненного апостола стал называться «Андреевским».

Правитель Эгеат, главенствовавший в то время в Патрах, дал распоряжение не прибивать святого к кресту, а только привязать, дабы продлить его страдания. Однако апостол проповедовал и оттуда еще в течение двух дней. Люди, которые пришли его послушать, начали требовать прекращения казни. Опасаясь народного гнева, Эгеат приказал снять святого с креста. Но Андрей Первозванный решил здесь принять свою смерть ради Христа.

Как воины, а затем и простые люди, не старались, но они так и не смогли развязать его путы. По словам очевидцев, когда проповедник умирал, он озарился ярким светом.

Теперь 30 ноября (13 декабря) празднуется как день святого апостола Андрея Первозванного. Согласно преданиям, вскоре на месте его казни забил животворящий источник.

Православная святыня - Андреевский крест

В старинных письменных источниках и, в частности, в тексте Ипполита Римского, датированного II веком, прямо говорится, что апостол был распят в городе Патры. После кончины святого крест, на котором он умер, поместили в величественный ковчег, повторяющий такую же Х-образную конфигурацию. До сих пор фрагменты этой святыни хранятся в специальном киоте при самом большом православном греческом соборе в Патрах.

По церковной традиции, Андреевский крест был сделан из оливкового дерева, некогда произраставшего в Ахаии. После того, как его обнаружили в Массалии, ученые провели целый ряд научных исследований. Они выяснили, что крест действительно относится к тому временному отрезку, когда был казнен апостол Андрей.

Православный храм в Греции

В честь святого апостола Андрея Первозванного в 1974 году в Патрах наконец-то завершилось возведение величественного собора. Из истории храма известно, что конкурс по разработке этого архитектурного проекта был объявлен еще в далеком 1901 году. Спустя 7 лет, по приказу короля Георга I заложили фундамент.

Изначально строительством руководил Анастасиос Метаксас - известнейший греческий архитектор, а после его кончины храм святого апостола Андрея Первозванного продолжил возводить Георгиос Номикос.

Начиная с 1910 года и в последующие 20 лет никакие работы не проводились по причине нестабильности грунта. В 1934-м возвели купол, а уже в 1938-м строительство опять заморозили сначала из-за войны, а потом из-за тяжелейшего экономического положения, сложившегося в Греции. В 1955 году возведение храма продолжили, введя специальный налог для горожан.

Сейчас сооружение является самой большой православной церковью в Греции. Рядом с ней стоит другой храм, посвященный этому апостолу, строительство которого было завершено еще в 1843 году. Неподалеку от него находится источник. Предположительно на этом месте и был некогда распят Андрей Первозванный.

Возвращение святыни в Патры

В 1980 году священник Панагиотис Симигиатос посетил место, где долгое время пребывала часть Креста апостола Андрея. Он решил вернуть его в город Патры, откуда святыня была когда-то вывезена. Местный митрополит Никодим, объединив свои усилия с Римско-Католической Церковью, добился возвращения святыни на историческую родину.

В середине января 1980 года в Патрах ее встречали с большими почестями тысячи людей во главе с клиром и представителями городских властей.

Высшая награда

Орден святого апостола Андрея Первозванного учредил своим указом Петр I в 1698 году. Скорее всего, царя вдохновили рассказы о проповеднике, который некогда проводил миссионерскую деятельность на Руси и погиб от рук язычников, распявших его на кресте.

Первая награда досталась графу Федору Головину, который получил ее в 1699 году. За следующие 100 лет этого ордена удостоилось более 200 человек, а за 2 столетия их уже было около тысячи. При императоре Павле I им начали награждать лиц, имеющих духовные звания, а с 1855 года - военных за ратные подвиги.

Орден Андрея Первозванного отменили в 1917-м. Возвратили его только в 1998 году специальным указом президента РФ Бориса Ельцина. Он является которую вручают как своим гражданам, так и главам правительств других государств за заслуги перед Россией.

Значение иконы

Лик Андрея Первозванного можно найти практически в любом православном храме. На иконах его обычно изображают возле Креста. Чаще всего одной рукой он благословляет всех верующих людей, а в другой держит свиток. Иногда он может быть изображен и по-другому. На некоторых иконах у святого апостола руки сложны на груди, что говорит о его смирении. Когда умирал Иисус, апостол находился рядом и видел все его мучения, но, несмотря на это, решился повторить подвиг своего наставника, который заключался в передаче людям благой вести.

Ежедневно большое количество верующих преклоняются перед святынями. Они молятся апостолу, прося у него здоровья своим родным и близким, а также о содействии в решении возникших проблем.

Андрей Первозванный - заступник моряков, рыбаков и представителей остальных морских профессий. Большинство из них молятся ему перед выходом в плавание. Кроме того, святой является покровителем учителей иностранных языков и переводчиков, а родители незамужних девушек просят его о счастливом браке для своих дочерей. следует так:

Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша.

Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь.

Акафист святому апостолу Андрею Первозванному можно услышать в православных храмах по всему миру. Он является покровителем Украины, Беларуси, России, Румынии, Сицилии, Шотландии и Греции.

Пройдя невероятное количество земель, от Византии до Скифии, Фессалии, Эллады, Фракии и Македонии, Апостол Андрей Первозванный всем этим народам нес Благую Весть, проповедуя о явлении Мессии, сошедшего на землю ради спасения рода человеческого. А получил Святой Андрей свое прозвище Первозванный в честь того, что первым был принят в ученики Иисусом. Христово слово нес Апостол Андрей людям, дабы прозрели, за это и принял смерть мученическую, познав Царствие Небесное.

Акафист, или хвалебная молитва Андрею Первозванному, – это путеводитель по его подвигам на ниве проповедования Благой Вести о Сыне Божьем. Весь путь Апостола и его истовая отдача Небесному Учителю описаны благодарными словами христианских мудрецов, елейными одами славящих благословенный путь первого из учеников Христовых.

Конечно, давно всем известна история Галилейских рыбаков Андрея и Симона. Родившиеся в Вифсаиде братья ушли в поисках лучшей доли в Капернаум, где и стали продолжать то дело, которым привыкли себя кормить. Так бы и прожили свою жизнь оба брата, будучи неизвестными рыбаками, но встретился им Христос.

С юношества Андрей выбрал непорочную жизнь и, отказавшись от брака, хотел посвятить себя служению Всевышнему. Услышав от людей, что некий Иоанн по прозвищу Предтеча глаголет благую весть о приходе Мессии, будущий Апостол отправился к нему. Там же на Иордане, где Креститель проповедовал, Андрею посчастливилось обрести начало своего великого пути – стать его учеником.

  • Кондак 2 – величает встречу Андрея и Крестителя, которая стала тем поворотным моментом, давшим людям верного ученика и Апостола Господу нашему Иисусу.

Андрей и Симон встретили того, кто дал им смысл существования. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», – обратился Христос к рыбакам на берегу. Что им оставалось делать, как ни следовать Его зову, не смели они ослушаться Сына Божьего. С тех пор житие братьев Андрея и Симона посвятилось Иисусу, шли они по стопам его, внимая каждому слову мудрости. Симон впоследствии принял имя Петр, что на арамейском означало твердыню или камень – это свидетельствовало о крепости его веры учению Иисуса. Андрею же суждено было обратить в Святую Веру Христову северные земли.

По истечении пятидесяти дней от Вознесения Сына Божьего, на Апостолов снизошли неопалимые огненные языки Святого Духа. Получили они с Небес дар врачевания плоти и исцеления духа, возможность прозрения и знание разных языков, дабы разойтись по земным пределам и нести людям Благую Весть. Петр стоял у истока Христовой Церкви на землях Римской империи, а биография Андрея гласит, что он прошел дорогой на север, обращая народы Византии и Скифии в христианство.

  • Кондак 3 – в нем воспевается событие, названное сошествием Святого Духа на Апостолов. Это стало для них и для нас доказательством великого чуда – Воскресения Христова.

Путь Апостола в северные земли

Апостол Андрей Первозванный – тот, кому выпал жребий идти и проповедовать в земли Скифские и Фракийские. Согласно изученному наследию средневековых философов и тем артефактам, которые нашлись впоследствии, Святой Апостол дошел до земель современной Абхазии, Грузии, Причерноморья и даже далее. В давних трудах упомянуты Босфор, Херсонес, Феодосия, как те места, которые отмечены святостью посещения Христовым Учеником. В этом описании земель несложно угадать, к каким народам дошел с Благой Вестью Апостол Андрей, – это Русь в новом, современном понимании.

  • Кондак 1 – в нем поется хвала тому, кто водрузил святой крест веры истинной в землях Скифии и во всей северной стороне от Иудейского царства.

Но по какой-то странной причине эти факты замалчиваются, что вызывает, как минимум, удивление. Почему широко известны Евангелия всего четырех Апостолов, ведь несомненно, что свои воспоминания о Христе оставляли все Его ученики. Странно, что Евангелие от Андрея Первозванного попало в апокрифы и причислено к сомнительному учению, волею догматов от западных церквей. Наверняка неудобная тема сокрыта за этой волной обесценивания деятельности того, кто может претендовать на основание Святой Апостольской Церкви в землях Руси. Ведь тогда будет утрачено первенство Рима в этом вопросе.

  • Кондак 8 – благодарственная песнь тому, кто благословил милостью Божией и наполнил Святым Духом Русь Православную.

Совершенно справедливо Апостол Андрей Первозванный считается основателем и покровителем Святой Православной Константинопольской Церкви и, как ее наследницы Церкви Русской. После его визита в город, который со временем получил название Константинополь, там образовалась христианская община. В епископы константинопольской общины был рукоположен некий Стахий. Современники того события упоминали множества чудес, сотворенных руками, – воскрешения, исцеления и других дивных поступков. Также в «Повести временных лет» упоминается путешествие Апостола от Причерноморья до Ладоги, и то, как проповедовал в этих землях ученик Иисуса.

Андрей Первозванный нес им учение, что молитва – это важный разговор с Богом. Стоит осмысленно произносить молитвы, вчитываясь в их смысл и пропуская сквозь свою душу. Крайне необходимо доверять Всевышнему и быть искренним, уметь прощать врагов и отвечать добром на всякое зло. Господь узрит вашу доброту и сторицей ответит, дабы развеять печаль и даровать Царствие Небесное.

Подвиг и смерть Апостола Андрея Первозванного

После трудов праведных и долгого путешествия по Скифским и Причерноморским краям, Апостол стремился встретиться с братом Петром. В то время Римом правил Нерон – жестокий и непримиримый к первохристианам император, который узрел опасность своей власти от верующих во Христа. Нерон был инициатором страшнейших гонений и казней, в которых тысячами гибли носители истинной веры. Та же участь постигнет и братьев.

На острове Пелопоннес, где наместником императора был Эгеат, Андрей попал ему в немилость, когда заступился за своих последователей и попытался вразумить властелина. Благую Весть о сотворении мироздания и людском грехопадении Эгеат не воспринял, ибо языческие верования глубоко укоренились в нем. Повествование о Мессии, погибшем на кресте, будучи распятым, вообще заставило рассвирепеть императорского наместника. Ведь в то время казнь подобным образом применялась исключительно к тем, кого хотели унизить и опозорить.

Понимая, что угрожает за дерзость его, Андрей не отказался от своей миссии нести Божье Слово, поэтому очутился в темнице. Вердикт о казни был практически готов, когда последователи Апостола решились освободить его, устроив бунт у стен тюрьмы. Но Апостол остановил их, дав твердый отказ – он сам выбрал свою судьбу и путь следования за Сыном Бога, поэтому и смерть свою принял с радостью.

  • Для казни мучителями был выбран крест в форме Х. Чтобы смерть не была скорой и доставила наибольшие страдания, его привязали, а не прибили гвоздями.
  • Два дня страдал Христов Апостол, но не прекратил нести людям Слово истинного Бога. Многие прозрели и уверовали, впечатленные его искренностью и стойкостью.
  • Максимилла, жена городского правителя Патры, исцеленная волею Святого Духа и стараниями Апостола, проявила к казненному свою чуткость. Она сняла его тело с креста и погребла в городе, соблюдая уважение и почести.

Впоследствии крест в форме Х назвали Андреевским. Он стал символом верности своему делу, храбрости и стойкости. С тех пор многие государства из уважения к верности вере христовой, впечатленные подвигом Апостола и силой его духа, внесли на свой флаг символ Андреевского креста.

Молитва о помощи свершает чудеса

День памяти Апостола, когда ему воздают хвалу, в Православной Церкви назначен на 13 декабря (по новому стилю). Но молитва Апостолу Андрею Первозванному не только в эту дату несет в себе невероятную силу исполнения желаний, стоит лишь склониться к нему в должном почтении, чтобы получить помощь и заступничество. Вера в сердце православном – залог получения благодатей и даров Небесных.

Покровитель моряков и рыбаков

В древней легенде упоминается, что Андрей воскресил утопленников. В Патры, где проповедовал Андрей, плыли паломники, дабы услышать его благословенные речи. Однако буря и шторм перевернули корабль и разбили о скалы, все плывшие на нем утонули. Волной вынесло их тела на берег, где волею божественного проведения оказался Апостол.

Помолился Андрей над телами погибших и вернул в них жизнь. За этот поступок Апостол впредь считается покровителем мореплавателей и рыбаков. Флаг флота русского украшен Андреевским крестом неспроста. Он символизирует верность, силу духа и храбрость людей, так же как и Апостол перенес все страдания во славу Господа Иисуса.

  • Отправляясь в плавание, по обычаю окропляют флаг святой водой и служат молебен, дабы он хранил в экспедиции весь личный состав от бед и несчастий, от нападения коварного врага и поражения в ратном труде.
  • Благословенный флаг с крестом Андрея первозванного обязательно реет на мачте корабля, являя собой гордость флота русского. Этот флаг для каждого матроса является напоминанием того подвига крепости веры и смелости, которые не утратил Апостол, покровительствующий им в нелегкой службе.
  • Рыбаки в обязательном порядке перед выходом в море читают молитву своему заступнику и покровителю в бедах, чтобы улов был щедрым, а волны милостивы к ним.
  • Икона, на которой изображен Андрей Первозванный, обязательно хранится в капитанской рубке. В случае опасности ей воздают мольбы о помощи, дабы Божьим промыслом утихомирить волну морскую да избежать гибели.

Текст молитвы Андрею Первозванному.

«Первозванне Апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю, всехвальный Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя и с Ним во веки пребываеши на небеси, идеже и любиши ны тоюжде любовию, еюже возлюбил еси нас, егда Духом Святым прозрел еси наше, еже ко Христу обращение, и не точию любиши, но и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако веруем и тако сию веру нашу исповедуем во храме, иже во имя твое, святый Андрее, преславно создася, идеже святыя мощи твоя почивают: верующе же, просим и молим Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, да молитвами твоими, яже присно послушает и приемлет, подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие по гласу Господа, оставль мрежи своя, неуклонно Ему последовал еси, сице и кийждо от нас да ищет не своих си, но еже к созиданию ближняго и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом и во веки веков. Аминь».

О замужестве и достойном женихе

Апостолу Андрею возносят свои мольбы молодые девушки и их матери о том, чтобы судьба была милостива и послала достойную партию девице. Обычно Андрею Первозванному о замужестве принято молить перед Светлым праздником Воскресения Христова или на Рождество. Считается, что в эти дни Небеса наиболее благосклонны к желаниям людей вступить в брак.

  • Молитва читается вместе с полным акафистом Первозванному Ученику Христову Андрею.
  • Перед ликом Апостола нужно зажечь лампаду или свечу – это символ вашей искренней веры.
  • После того, как прочтете кондак 13 акафиста, вместо канонической читается молитва о хороших женихах.
  • Затем читается заключительный тропарь и величание.
  • Девице, перекрестившись, следует идти опочивать.
  • Если мать читает за счастье дочери, то молебен завершают Псалмом 90, который считается дивным средством для достижения целей и исполнения заветных желаний.

Чаще такие молебны проводят на ночь. Испокон повелась примета, что ночью невесте приснится ее суженый, Божьей волей посланный. Обычно после молитв Первозванного Апостола девица встречает желанного мужа, а в течение года обязательно будет свадьба. Одно условие тому предшествует – истовая вера Небесным Покровителям.

Молитва о замужестве Апостолу Андрею Первозванному.

«О, Всеблагий Господи и Апостоле Его Первозванный Андрее, я знаю, что великое счастие мое зависит от того, чтобы я возлюбила вас всею душею и всем сердцем моим и чтобы исполняла во всем волю Всевышнего. Управляй же Сам, о Боже мой, душею моею и наполняй сердце мое: я хочу угождать Тебе Одному, ибо Ты Создатель и Бог мой. Сохрани меня от гордости и самолюбия: разум, скромность и целомудрие пусть украшают меня. Праздность противна Тебе и порождает пороки, подай же мне охоту к трудолюбию и благослови труды мои. Поелику же закон Твой повелевает жить людям в честном супружестве, то приведи мя, Отче Святый, к сему освященному Тобою званию, не для угождения вожделению моему, но для исполнения предназначения Твоего, ибо Ты Сам сказал: не добро быти человеку одному, и, создав ему жену в помощницу, благословил их расти, множитися и населяти землю. Услышь смиренную молитву мою, Андрее Апостоле Первозванный, из глубины девичьего сердца Тебе возсылаемую; дай мне супруга честного и благочестивого, чтобы мы в любви с ним и согласии прославляли Тебя и милосерднаго Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Мольбы о здравии и помощи больным

Апостолу Андрею, как и другим Апостолам, дана была сила не только выполнять желания, одаривать верных христиан благодатями, но совершать настоящие чудеса – воскрешать и лечить. Если возопить молитвой к Андрею и просить его о выздоровлении близкого человека, то он обязательно смилостивится и дарует вам радость.

Обращаться в молитве о выздоровлении или успешном лечении можно в любое время дня и ночи. Этот особый случай никогда не регламентируется каноническим церковным уставом. Здоровье и жизнь человека всегда приоритетны для милостивого Создателя. Если есть необходимость, молите и обрящете помощь в беде.

  • Вместе с молитвой Апостолу читают краткий вариант акафиста, начиная с икоса 10, где рассказывается о способности апостольской врачевать и воскрешать.
  • Также молят об исцелении одержимых и душевнобольных, дабы Господь освободил их разум от бесовского наваждения.

Икос 10 – исцеление болящим и одержимым.

«Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный».
Святой Апостол Андрей назван Первозванным, потому что был призван первым из апостолов и учеников Иисуса Христа. До последнего дня земного пути Спасителя Святой Апостол Андрей следовал за Ним. После крестной смерти Иисуса Христа, святой Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Спасителя. В , через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса, в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа в виде огненных языков на апостолов. Так, вдохновляемые Духом Божим, апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность говорить на разных наречиях о великих делах Господа.

Евангелие об Андрее Первозванном до Воскрешения и Вознесения Христова.

Святой Андрей упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (Мф. 10:2 ), от Марка (Мк. 3:18 ), от Луки (Лк. 6:14 ), а также в Деяниях Апостолов (Деян. 1:13 ).
Св. апостол Андрей и его брат Симон (будущий св. Пётр) родились в городе Вифсаиде в Галилее. Их отца звали Ионою. Галилея - северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе значит "мужественный". Позже, братья перебрались в Капернаум (город на берегу Генисаретского озера), где обзавелись собственным домом и занимались рыбной ловлей.
Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником св. пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда св. Иоанн Креститель указал на Иордане свв. апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом.
Как повествуется в Евангелии, св. апостол Андрей не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра.
Евангелия от Матфея, от Марка и от Иоанна по-разному описывают встречу Андрея с Иисусом. В Евангелии от Иоанна (Ин. 1:35-40 ) говорится о том, что Андрей впервые увидел Спасителя, когда святой Предтеча указал на идущего Иисуса Христа и произнёс: "Вот Агнец Божий". Услышав это, Андрей вместе с другим учеником Предтечи, имя которого евангелист не приводит, оставил Крестителя и последовал за Христом. Позже св. Андрей привел своего брата Симона (св. Петра) к Иисусу.
В Евангелиях же от Матфея (Мф. 4:18-19 ) и от Марка (Мк. 1:16-18 ) говорится о том, что Спаситель встретил Андрея и его брата Симона Петра на берегу Генисаретского озера, где братья ловили сетью рыбу. Иисус обратился к ним со словами: "Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков". Андрей и Симон (Петр) последовали за Иисусом, оставив свои сети.
В Святом Писании приводятся сведения об апостоле Андрее. Так, в Евангелии от Иоанна сказано о том, что во время чуда умножения хлебов, Андрей указал на мальчика, имевшего "пять хлебов ячменных и две рыбки" (Ин. 6:8-9 ). Андрей же показал Спасителя язычникам, пришедшим в Иерусалим для поклонения истинному Богу (Ин. 12:20-22 ). По свидетельству евангелиста Марка, святой Андрей был одним из четырёх учеников Иисуса (Петр, Иаков, Иоанн), которые вопрошали Его на Елеонской горе о будущем разрушении Иерусалима и о признаках Второго Пришествия Спасителя, и которым Спаситель открыл судьбы мира (Мк. 13:3-4; Мф. 24,1-14; Лк. 21,5-19 ).

Третье путешествие св. апостола Андрея Первозванного. Служении в Скифии.


Свое третье путешествие св. апостол Андрей Первозванный совершил в Херсонес, где проповедовал долгое время. В летописи сохранилось описание пути апостола Андрея. В этих краях он проповедовал многократно, предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола, вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных. До наших времен сохранились развалины древних храмов, чьи основания восходят к I в., а среди них - следы древнейшего храма Святого Андрея с высеченным на скале престолом его имени.
Отсюда апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру, который тогда назывался Борисфеном. По откровению Божию, святой остановился в тех местах, где сейчас находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, св. апостол водрузил Крест и, исполненный пророческого духа, сказал своим ученикам: "Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей".
По преданию, продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим, а затем посетил Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70 апостолов Христовых - Стахия. Так имя апостола Андрея связывает Константинопольскую и Русскую Православные Церкви

Апостол Андрей воскрешает усопших.

Житие апостола повествует о нескольких случаях воскрешения им усопших: - В городе Амасеев апостол Андрей воскресил мальчика по имени Египтий, умершего от лихорадки, по просьбе отца мальчика Деметрия.
- В Никомидии во время погребального шествия апостол воскресил мальчика, погибшего от того, что его тело было разорвано собаками.
- В Фессалониках по просьбе одного из жителей города апостол публично воскресил мальчика, который умер от удушения.
- В Фессалониках апостол воскресил маленького мальчика, умершего от укуса змеи.
- Разгневанный проповедями апостола Андрея проконсул Вирин послал воинов, чтобы они силой привели апостола к нему. Один из воинов упал замертво, как только выхватил меч, после чего апостол молитвой воскресил его.
- Проконсул Вирин приказал подвергнуть пыткам апостола на стадионе, выпустив на арену по очереди вепря, быка и леопарда. Но звери не тронули апостола, в то время как леопард набросился на сына проконсула и удавил его. После долгой молитвы апостол воскресил сына Вирина.
В городе Патры апостол Андрей проповедовал в доме проконсула Лисбия. Бывшая наложница проконсула Трофима последовала учению апостола и ушла от своего мужа. Муж Трофимы пришёл к жене проконсула Калисте и оклеветал свою жену, обвинив её в возобновлении связи с проконсулом. По приказу Калисты Трофиму насильно поместили в дом терпимости для надругательства, но Трофима так сильно молилась, что все мужчины, пытавшиеся к ней прикоснуться, погибали, после чего одного из них она воскресила.
- Жена проконсула отправилась в баню со своим любовником, где они оба скончались. По просьбе кормилицы Калисты апостол Андрей воскресил умершую, после чего Лисбий и его жена уверовали во Христа.
- В городе Патры во время проповеди апостола Андрея волной на берег выбросило утопленника, которого апостол воскресил своей молитвой. Это был Филопатр, сын Сострата, жителя Македонии, который плыл на корабле в Патры с целью ознакомиться с новым учением, но его унесло волной с корабля во время бури.
- Филопатр обратился с просьбой апостолу воскресить его друзей и слуг, также унесённых с корабля в море. Когда апостол Андрей помолился, то на берег волной вынесло ещё 39 человек, и толпа, окружавшая апостола, обратилась к нему с просьбой об их воскрешении. Апостол попросил сложить тела в одно место и своей молитвой воскресил всех погибших.
- В городе Синоп апостол Андрей по просьбе женщины воскресил её мужа найденного в яме убитым.
- В городе Ацкури (современная Грузия) по молитве апостола воскрес умерший, и это чудо подвигло жителей города принять Святое крещение.

Мученическая кончина св. апостола Андрея Первозванного.


Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Апостол Андрей не раз обращался к нему со словами Благовестия. Святой апостол взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Правитель Егеат не поверил проповеди апостола и велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. По преданию, крест, на котором был распят св. апостол Андрей имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского. Два дня святой Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Андрей Первозванный пожелал крестной смерти за Господа. Воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест, и когда оно прекратилось, люди увидели, что святой Апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело Апостола и с честью погребла его. Случилось это, когда святому апостолу Андрею было 62 года. Дата кончины: 13 декабря около 70-го года.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного.

Мощи святого Андрея Первозванного находились на месте его мученической кончины - в Патрах (Греция) с момента кончины св. апостола Андрея и до середины 4-го века.
В 357 году, при императоре Константине Великом мощи (кроме честной главы) были перенесены военачальником великомучеником Артемием в Константинополь и помещены в основание церкви Святых апостолов рядом с мощами св. евангелиста Луки и ученика апостола Павла - апостола Тимофея. В VI веке, при императоре Юстиниане I, обретенные при разборке ветхого храма мощи апостолов Андрея Первозванного, Луки и Тимофея были торжественно перенесены в новый храм Святых апостолов и погребены под престолом. В 1208 г. Константинополь был взят крестоносцами. Мощи св. апостола Андрея были перевезены кардиналом Петром Капуанским (духовником четвертого крестового похода) в Италию и помещены в кафедральном соборе Святого Андрея Первозванного в г. Амальфи, где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.
Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1458 (1462) году, при Папе Римском Пие II честная глава и крест св. апостола Андрея Андрея были перенесены в Рим и положена в соборе Святого Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.
В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного - крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом - большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол.

Богослужение в День Памяти Святому Апостолу Андрею Первозванному. 30 ноября с.с. (13 декабря н.с.).

30 ноября с.с. (13 декабря н.с.) 13 декабря (30 ноября по старому стилю) Русская православная церковь чтит память святого апостола Андрея Первозванного. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. На Руси рост почитания Андрея Первозванного относится к XI веку. В 1030 году Всеволод Ярославич – младший сын князя Ярослава Мудрого получил в крещении имя Андрей, в 1086 году он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь. В 1089 году в Переяславле был освящен каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы X). До ноября 1917 года (с петровских времен) Андреевский крест был изображен на кормовых флагах военных кораблей Российского флота. В соответствии с указом президента Российской Федерации от 21 июня 1992 года Андреевский флаг был вновь поднят на кораблях и судах военно-морского флота России. Также с именем Андрея Первозванного издавна связано начало христианской проповеди в Грузии. Проповедническая деятельность Андрея Первозванного на территории Грузии считалась Грузинской церковью неопровержимым фактом.

Богослужение. Гимнография.

Тропарь Апостола Андрея Первозванного, глас 4.

Яко апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость. Дважды.

Кондак Апостола Андрея Первозванного, глас 2

Мужества тезоименитаго Богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кондак 1 Акафиста Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Величание Святому Апостолу Андрею Первозванному.

Величаем тя, апостоле Христов Андрее, и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове.

Иконография.

Апостол Андрей представлен во многих евангельских сюжетах и деяниях апостолов.
Наиболее ранние его изображения сохранились:
- на фреске из катакомбы в Кармузе (Египет), IV-VI вв.;
- в купольной мозаике Баптистерия православных (Равенна), середина V века;
- редкие единоличные образы - на диптихе слоновой кости, 450-460 гг. (Музей Виктории и Альберта. Лондон), и ампулах (напр., на керамической ампуле из Двина).
- в оратории Архиепископской капеллы (Равенна), 494-519 года;
- в церкви Сан-Витале (Равенна), около 547 года;
- в апсиде кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 года;
- на фреске апсиды капеллы VI в Бауите (Египет), VI век;
- в апсиде церкви Санта-Мария Антиква (Рим), 705-707 года и др.
- в византийской агиографической литературере встречаются упоминания о чудотворных образах Андрея Первозванного;
- по свидетельству Епифания Монаха, древний, написанный на мраморе образ апостола находился в часовне в Синопе;
- другой образ апостола находился над вратами дома Иоанна Схоластика близ Пердикса в Константинополеполе.
Уже в ранних памятниках облик Андрея Первозванного имеет ярко выраженные индивидуальные особенности: - седые взъерошенные волосы и недлинная густая борода;
- как и др. апостолы, он облачен в хитон с клавами и гиматий.
Согласно описанию Епифания Монаха, "он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен ".
В после иконоборческое время Андрей Первозванный, как правило, изображался:
- со свитком в руке, например на мозаиках нартекса Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XII в.№ - - с крестом на длинном древке, например на мозаике апсиды ц. Санта-Мария Ассунта в Торчелло, ок. 1130 г.; на мозаике капеллы дель Сакраменто собора в Триесте, 1-я пол. XII в.; на мозаике кафедрального собора в Чефалу в Сицилии, ок. 1148 г.
Образ Андрея Первозванного присутствует в композициях "Евхаристия", "Тайная вечеря", "Вход Господень в Иерусалим", "Уверение Фомы", "Вознесение Господне" (например, в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г., Андрей Первозванный изображен с крестом), "Сошествие Св. Духа", "Успение Пресвятой Богородицы" и др., а также – "Умножение хлебов и рыб" (мозаика Сант-Аполлинаре Нуово (Равенна), ок. 520), "Крещение Господне" (церковь Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция), кон. XII в.); на иконах "Собор 12 апостолов" (1-я треть XIV в.; ГМИИ; ок. 1432; НГОМЗ).
Особое почитание Андрея Первозванного на Руси отразилось в его изображении на миниатюре Радзивиловской летописи (БАН ОР. 34. 5. 30. Л. 3об.; кон. XV в. ).
Мученичество Андрея Первозванного, распятого на кресте (получившем название «андреевский»), представлено:
- в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 215, 976-1025 гг. );
- на иконе "Минея на сентябрь, октябрь, ноябрь", XII в. (монастырьрь вмц. Екатерины на Синае) помещено распятие Андрея Первозванного на древе.
В XVII-XIX вв. иконография мученичества Андрея Первозванного, распятого на кресте получила развитие в русской иконописи (например, "Апостольские деяния и страдания", XVII в. (ГММК ). Эта тема была распространена в католическом искусстве.
Полный цикл из 80 миниатюр с житием Андрея Первозванного содержится в рукописи XVII в. (ОЛДП F 137. Л. 1-96об ).
Наряду с образами первоверховных апостолов, образ Андрея Первозванного часто вводился в состав высокого иконостаса, где помещался, как правило, напротив апостола Иоанна Богослова:
- на иконе из иконостаса 1408 г. Успенского собора во Владимире (ГТГ );
- на иконе из деисуса 1444-1445 гг. церкви Успения с Пароменья во Пскове (ПИАМ ) - в красном хитоне и темно-зеленом гиматии, с Евангелием в руках;
- на иконе XV в. из деисуса (Музей-заповедник «Дмитровский Кремль»);
- на ростовской иконе из деисусного чина, кон. XV в. (ГМЗРК ),- со свитком в руке;
- На иконе середины XVI в. (ЦАК МДА ) он представлен вместе с архангелом Михаилом;
- на образе из Николо-Коряжемского монастыряря (до 1661; СИХМ ) - в рост, в молении Христу;
- на вологодской иконе "Ап. Андрей Первозванный в житии" 1717 г. (ВГИАХМЗ ).

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

Краткая биография Андрея Первозванного описывает, как простой рыбак стал апостолом Христовым. Вместе с другими свидетелями Воскресения своего Учителя апостол, — что значит свидетель, — переквасил всю вселенную новой спасительной верой, невиданной и немыслимой раньше. Это было такое новшество, что все, кто встречался Андрею, возгорались либо любовью и преданностью Богу, либо отторжением и ненавистью. Апостол Андрей Первозванный был тем, кто просветил нас с вами – через свою миссию в современной Украине и России. Сегодня множество мест в Крыму доселе свидетельствуют об этом – сохранились даже храмы, которые начал возводить сам апостол.

Апостол Андрей был галилеянином, земляком сыновей Зеведеевых – апостолов Иоанна и Иакова. Сделавшись сначала учеником Иоанна Крестителя, он первым отреагировал на призыв Спасителя на проповедь. В связи с тем, что он удостоился чести быть первым, кто последовал за Христом, его прозвали Первозванным. Будущий апостол следует за Мессией, предшествуя Иоанну и Петру.

Житие Андрея Первозванного

Андрей Первозванный жил на севере Святой Земли в местности под названием Галилея. Так как область граничила с Грецией, было много общения между двумя народами. Поэтому Андрей и получил себе греческое имя, в переводе которое означает «Мужественный». Будущий апостол с юности сохранил целомудрие и свое горячее стремление служить Богу, он откликнулся сначала на проповедь Иоанна Крестителя и был одним из его учеников. После крещения Христа и указания Предтечи о Нем, что «вот Агнец Божий, который берет на себя грехи мира», апостол Андрей, не раздумывая, последовал за Ним. С ним был Иоанн, будущий любимый ученик Христа. Так появились первые четыре апостола: Андрей позвал своего брата, будущего апостола Петра, а сейчас просто Симона, а Иоанн – Иакова: «Мы нашли Мессию!».

Святой Андрей Первозванный был с Христом с самого начала его выхода на проповедь, и до последнего: он был с ним во время откровения Господом о судьбах мира, рассказал у кого были пять хлебов и две рыбы перед чудом умножения. Он был с Ним и на Елеонской горе, где Христос вознесся на небо после Своего Воскресения.

По обещанию Спасителя, на 50 день после Его Вознесения произошло сошествие Святого Духа на апостолов и Божию Матерь. Апостолы после просвещения благодатью и наполненные множеством Святых даров вышли на проповедь. В Сионской горнице они кинули жребий – кому, в какую страну идти проповедовать. Апостолу Андрею достались наши земли – север черного моря. В своих странствиях он дошел до будущего Киева, где водрузил крест и предрек, что Господь просветит эту землю Святым Крещением и воздвигнет на ней множество церквей.

После возвращения в Грецию, за множество исцелений и обращений в христианство, апостол Андрей разделил судьбу большинства других апостолов: нечестивым языческим правителем он был распят. Но распят таким образом, чтобы мучения его длились дольше. Для этого его привязали к кресту, напоминающую букву Х, не приколачивая гвоздями, чтобы святой не умер быстро. После двух дней страданий, в молитве апостол отошел ко Господу и присутствующие видели, как яркий свет озарил крест с мучеником и в этом сиянии он предал свою душу.

Почитание Святого Андрея Первозванного

Апостол Андрей считается покровителем Русской Церкви, так как она – прямая наследница Византии – переняла преемство, которое Константинопольская Церковь вела от Андрея Первозванного.

В России всегда торжественно праздновали его память – в большей степени до революции. Особое почитание ввел Петр 1 — высший наградной орден его имени и утвердил Андреевский флаг, под которым совершалось множество побед. Флаг изображает Х-образный крест – голубой на белом фоне – на котором был распят апостол.

Мощи святого Андрея хранятся в Греческом городе Патры, на месте распятия апостола. В 1974 году здесь возвели грандиозный собор его имени, известный на весь мир.

Андрей Первозванный: о чем молятся?

Андрей Первозванный — покровитель Украины и России, а также других стран, расположенных на территории, где он проповедовал: это современные Греция, Турция, Македония, Малая Азия. Также он покровительствует рыбакам и морякам. Андреевский боевой стяг известен всему миру: с 17 века он является государственным флагом морского флота России. Андрею Первозванному молятся об обращении к святой вере, об успехе в обороне отечества, о благополучии мореплавателей.

Из Святого Предания известны случаи не просто безотказного исцеления, но и воскрешения Андреем людей: как и другие апостолы, он неоднократно пользовался даром Христа и возвращал людей к жизни. Поэтому, ему можно молиться об исцелении от болезней.

На месте его мученической кончины забил источник с водой, имеющей свойство исцелять. Сейчас здесь находится огромный собор его имени. Славный своим великолепием, он строился без малого 60 лет.

Молитва Андрею Первозванному

Молитвой чтится память святого Андрея Первозванного. Верующие молятся об исцелении и здоровье.

Молитва святому Андрею Первозванному

Первозванне апостоле Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Церкве последователю верховный, всехвальне Андрее! Славим и величаем апостольския труды твоя, сладце поминаем твое благословенное к нам пришествие, ублажаем честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси, лобызаем священныя мощи твоя, чтим святую память твою и веруем, яко жив Господь, жива же и душа твоя, и с ним во веки на небеси пребываеши, идеже и нас любовию твоею не оставляеши, якоже возлюбил еси отцы наша, егда Духом Святым прозрел еси земли нашея ко Христу обращение. Веруем же, яко и молиши о нас Бога, зря во свете Его вся нужды наша. Тако сию веру нашу во храме твоем исповедуем, и Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молим, да молитвами твоими подаст нам вся потребная ко спасению нас грешных: да якоже ты абие ко гласу Господа, оставль мрежи твоя, неуклонно Тому последовал еси, сице и кийждо от нас не своих сих да ищет, но еже к созиданию ближняго, и о горнем звании да помышляет. Имуще же тя предстателя и молитвенника о нас, уповаем, яко молитва твоя много может пред Господем и Спасителем нашим Иисусом Христом, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь Андрею Первозванному

Яко апостолов первозванный и верховнаго сущий брат Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Кондак Андрею Первозванному

Мужества тезоименитаго богоглагольника и Церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему и ныне нам воззва: приидите, обретохом Желаемаго.

Кратко исследуя биографию Андрея Первозванного, перед нами открывается мужественный человек, бесстрашный перед лицом нечеловеческих испытаний: проповедь среди диких, варварских народов была вдвойне отважной, если вспомнить нравы диких язычников. Но любовь Христова пылала в его сердце и, поэтому, сегодня мы просвещены Христовой верой. Будем же ценить заслуги своего покровителя, и помнить его житие, которое так поучительно для нас.