Конспект НОД. Тема: «Эти удивительные насекомые

Елена Петрова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему «Насекомые»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ .

ТЕМА : «Насекомые »

ЦЕЛЬ : Продолжать расширять знание о многообразии насекомых . Познакомить с особенностями их строения. Учить различать по внешнему виду, находить отличия. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Развивать логическое мышление

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ : познавательное развитие , речевое развитие, художественно –эстетическое, физическое развитие, социально –коммуникативное развитие.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА : чтение художественной литературы, беседа, рассматривание иллюстраций.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ : Предметные картинки по теме : «Насекомые » (Бабочка, жук, комар, муха, игрушки «Насекомые » , карточки с недорисованными насекомыми , карандаши.

Ход ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1 Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами пришли на луг. Посмотрите вокруг , кто же здесь живёт? (Воспитатель показывает игрушки насекомых )

Дети : (называют) Бабочка, кузнечик, жук.

Воспитатель : А как можно назвать одним словом, тех кого мы перечислили?

Дети : Насекомые .

Воспитатель : Молодцы! Вот о них мы сегодня и поговорим. Название «Насекомые » произошло от слова насечки . Дело в том, что на теле насекомых есть поперечные полоски, похожие на насечки . Вот от этих слов «Насечки » , «насекать » и произошло название «Насекомые » У насекомых есть свои особенности строения. Тело насекомых состоит из трёх частей (отделов) : головы, груди и брюшка (показывает на плакате) . На голове располагаются : глаза, рот, усы. На туловище имеются три пары конечностей, тоесть всего 6 лапок, и крылья. У некоторых на брюшке есть жало (пчела, шмель)

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, чем питаются насекомые ?

Дети : Выдвигают свои предположения.

Воспитатель : Пища насекомых разнообразна . Одни –питаются нектаром, например, шмели, бабочки. Другие поедают листья и стебли растений, например, жуки-листоеды, жук майский. Есть хищные насекомые , которые поедают других насекомых- это стрекозы , кузнечики, муравьи. Остатками пищи человека питаются мухи и тараканы.

2 Пальчиковая игра «Насекомые »

Дружно пальчики считаем

Насекомых называем :

(сжимаем и разжимаем пальцы)

Бабочка, кузнечик, муха,

Это жук с зелёным брюхом

(поочерёдно сжимают пальцы в кулак)

Кто же это тут звенит?

(вращаем мизинцем)

Ой, сюда комар летит!

Прячьтесь!

(прячем руки за спину)

3 Воспитатель : А теперь, ребята, загадки отгадаем, и кто обитает на лугу скорей, сейчас узнаем!

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,-

Он вспорхнул и улетел!

Что это за насекомое ?

Дети : Бабочка.

Воспитатель показывает картинку с изображением бабочки .

Воспитатель : С чем в загадке сравнили крылья бабочки?

Дети : с цветком.

Воспитатель : Какие крылья у бабочки?

Дети : Яркие, воздушные, лёгкие, большие.

Воспитатель : Сколько крыльев у бабочки?

Дети : Четыре.

Воспитатель : А как вы думаете, чем питаются бабочки?

Дети : Нектаром цветов.

Воспитатель : Нектар бабочки собирают при помощи хоботка, порхая с цветка на цветок.

А теперь следующая загадка :

Если ты увидишь на цветах и листочках

На красной спинке чёрные точки,

Летает и бегает ловко

Скажи ка скорее кто это?

Дети : Божья коровка.

Воспитатель : Ребята, посмотрите на картинку божья коровка –это очень известный и узнаваемый жук. Мы любим её за такую яркую необычную окраску. Божья коровка хищное насекомое , она питается тлями. Тля –это вредное насекомое , которое питается соками растений. Божьи коровки съедают тлю, тем самым, спасая растения от гибели. На нашей планете очень много разнообразных жуков . Все они, очень интересны. (воспитатель показывает иллюстрации с жуками)

Воспитатель : А теперь, ответьте мне на вопрос : «Сколько ножек у жука?» ,

Дети : Шесть.

Воспитатель : А есть ли крылышки?

Дети : Да!

Воспитатель : А теперь давайте превратимся в божьих коровок!

4 Физкультминутка «Божьи коровки»

Мы божьи коровки (прыжки)

Быстрые и ловкие, (бег на месте)

По травке сочной мы ползаем, (волнообразные движения руками )

А после в лес гулять пойдём (идём по кругу)

В лесу черника (тянемся вверх) и грибы (приседаем…

Устали ноги от ходьбы, (наклоны)

И кушать мы давно хотим (гладят животик)

Домой скорее полетим (летят на свои места)

Воспитатель : А теперь послушайте следующую загадку :

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой

Похлопочет над цветком

Он поделится медком.

Дети : Пчела.

Воспитатель : Ребята, рассмотрите изображение пчелы . А есть ли у неё крылышки?

Дети : Да!

Воспитатель : А ножки? Сколько их?

Дети : Шесть.

Воспитатель : Правильно! Пчёлы –это большие труженицы. Целый день они летают с цветка на цветок, собирают пыльцу и нектар, которые перерабатывают в мёд. Живут пчёлы большой дружной семьёй в улье. А теперь ребята, давайте с цветочной поляны перенесёмся к опушке леса. Что это там под сосной? (Воспитатель показывает картинку с изображением муравейника )

В лесу у пня беготня, суетня

Народ рабочий весь день хлопочет

Без работы хоть убей

Жить не может

Дети : Муравей.

Воспитатель : А как называется дом муравьёв?

Дети : Муравейник.

Воспитатель : А как вы думаете, из чего строят дом муравьи?

Дети : Выдвигают свои предположения (Из хвои, листьев, крошек смолы, кусочков земли, дерева)

Воспитатель : Муравьи очень дружны, делают всю работу сообща, помогают дргуг другу. Питаются муравьи разнообразно : они поедают вредных насекомых , незря их называют санитарами леса, любят лакомиться сладкими ягодами, соками растений и делают запасы на зиму.

А вот ещё одна загадка :

Среди травы живёт скрипач

Носит фрак и ходит вскачь.

Дети : Кузнечик.

Воспитатель : (показывает изображение кузнечика ) Рассмотрите ножки у кузнечика, какие они?

Дети : Длинные, три пары.

Воспитатель : Правильно. Благодаря длинным ногам кузнечики высоко прыгают. Питаются они мелкими насекомыми и листьями . «Поют» кузнечики, благодаря крыльям, потирая их друг о друга, получается знаменитое стрекотанье. А вот еще одно насекомое я вижу вдали , отгадайте загадку и вы узнаете какое :

Охотницей быстрой слывёт,

Стремителен, лёгок, полёт.

Солнечной летней порой

Летает она над водой

Большие имеет глаза

Кто это скажи –

Дети : Стрекоза. (Рассматривают изображение стрекозы )

Воспитатель : Сколько пар крыльев у стрекозы?

Дети : Две.

Воспитатель : А ног?

Дети : Три.

Воспитатель : Правильно. Чаще всего стрекозу можно увидеть над водой. Она охотится на комаров и других мелких насекомых , и очень быстро летает. А как вы думаете, почему стрекоза быстрее многих насекомых ?

Дети : Потому что у неё две пары крыльев.

Воспитатель : А теперь ребята, давайте поиграем!

5 Дидактическая игра :«Чего не хватает?»

Дорисуйте на карточках части тела насекомых , с помощью, которых они передвигаются. Как передвигаются мухи, бабочки, стрекозы? (летают) Как передвигаются муравьи? (бегают) . Как передвигается кузнечик? (прыгает) . Дети выполняют задания.

6 Дидактическая игра «Назови правильно»

Под зелёным листком спрятались насекомые . Дети достают насекомых и называют .

Воспитатель : Ребята, вижу вы постарались, всё правильно дорисовали, всех насекомых нашли ! Наше путешествие по лугу подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы с вами сегодня узнали.

О, ком мы сегодня разговаривали?

Какие особенности строения тела насекомых вы запомнили ?

Чем питаются насекомые ?

С какими насекомыми мы сегодня познакомились ?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

Воспитатель : Молодцы, всё правильно запомнили! Наше занятие закончено.

Материал для знакомства детей с насекомыми, в процессе которого будут решены образовательные задачи: расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе, расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Презентация совместной деятельности воспитателя и детей, созданная самостоятельно с использованием электронного образовательного ресурса.

Презентация создана воспитателем логопедической группы Скориченко Ольгой Михайловной

Санкт-Петербург, 2014г.

Конспект занятия (подготовительная группа).

Тема: «Насекомые – какие они?»

Цели:

  • Образовательные: расширить и закрепить знания детей о насекомых, вызвать интерес к окружающему миру, сформировать реалистические представления о природе. Расширить у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях насекомых, их многообразии и среде обитания, о вреде и пользе, приносимой ими людям. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела).
  • Воспитательные: воспитать доброе отношение к маленьким соседям по планете, желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, поле, у открытых водоемов и рек, не разрушать условия жизни насекомых.
  • Развивающие: развить зрительную и слуховую память, активизировать и обогатить словарный запас детей по теме. Развить связную и образную речь. Активизировать внимание детей, развить логическое мышление. Научить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщение. Продолжаем учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.

Оборудование: телевизор, ноутбук, иллюстрации больших размеров с видами реки, леса, цветущего луга, расположенные в группе, конспект занятия с образовательным материалом.

Ход занятия: Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительными обитателями нашей планеты – с насекомыми. Подойдите ко мне и посмотрите на лесную полянку.

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше

Через кустики и кочки, через ветви и пенечки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?»

Посмотрите – на поляне никого нет. Присядем.

«Когда в душистом сосняке

Присядешь летом на пеньке,

Внимательно вглядись вокруг –

Ты многое заметишь вдруг!

Личинку тащит муравей,

Спешит куда-то меж корней

Большой сосны. На толстый сук

Уселся золотистый жук.

Порхает легкий мотылек,

Пьет хоботком душистый сок,

И собирает мёд пчела.

Все заняты, у всех дела.

Мой друг, внимательно вглядись,

Волшебную увидишь жизнь!»

Ребята, послушайте внимательно и попробуйте догадаться, кто это.

«Он работник настоящий,

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.»

«На лужайке росла большая сосна,

А под сосной кипела работа:

Без работы, хоть убей,

Жить не может…»

Дети: Муравей!

Воспитатель: Посмотрите на экран, вот какие они труженики, эти удивительные муравьи. А кто знает, как называется их дом?

Дети: Муравейник!

(Приложение 1, 2)

Воспитатель: Слышите, кто-то пищит у самого уха?

«Ни зверь, ни птица,

носок, как спица.

Летит – пищит.

Сядет – молчит».

«Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случай не упустит:

Сядет и укусит».

«Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь».

Догадались, ребята?

Дети: это комар!

(Приложение 3)

Воспитатель: посмотрите, кто это ползет на листочке земляники?

«Всех жучков она милей,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки».

Дети: Божья коровка!

(Приложение 4)

Воспитатель:

«Божья коровка, алая спинка,

Уцепилась ловко коровка за травинку,

Вверх неспешным ходом

Ползет по стебельку

К пахнущему медом

Яркому цветку.

Поедает быстро

Коровка вредных тлей,

И цветок душистый

Спасибо скажет ей!»

Они в огромном количестве поедают тлей, щитовок, паутинных клещей, личинок жуков-листоедов. Эти милые и беззащитные насекомые – хищники, но они наши помощники. Они уничтожают вредителей сельского хозяйства.

Обратите внимание на тонкие серебристые между травинок сети.

«Одежды не шью,

А ткань везде тку.»

«Растянул он свои сети,

Даже муха не заметит -

Попадётся " на крючок",

А поймает...»

Кто это?

Дети: Паучок!

(приложение 5)

Воспитатель: Паучка, конечно, видел каждый. В наших краях наиболее распространены пауки-крестовики. У паука-крестовика гладкое шарообразное брюшко, на котором сверху отчетливо виден светлый узор в виде крестика. Тело разделено на две части: головогрудь и брюшко, соединенные между собой тонким перехватом. На голове у паука есть восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. Пауки относятся к классу паукообразных. Этот класс очень близок к классу насекомых.

«На кусты туман набросил,

Золотистые шелка,

На опушке возле сосен

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб под стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

Хорошо видна окрестность,

Кочки высохших болот.

В долгий солнечный полет!

Не беда, что паутинка

Зацепилась за сучок,

В новом месте, на осинке

Свяжет сети паучок».

Паутинка для паука – словно маленький парашют, держась за нее, паучок переносится по воздуху с места на место. Посмотрите, у кого так много ног!

Дети: это сороконожка!

(Приложение 6)

Воспитатель: Она является хищником в мире насекомых. На передних лапках у нее есть ядовитые когти, она питается другими насекомыми.

Что-то на лесной опушке стало прохладно. Давайте выйдем из леса и отправимся на цветущий луг. Посмотрите, как красиво! Я вам открою секрет. Здесь живет наш давний знакомый. Попробуйте догадаться, кто это.

«На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь».

«Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он».

«Имя взял у кузнеца,

Цвет – у огурца,

Крылья – у мошки,

Ножки – у блошки».

Дети: это кузнечик!

(Приложение 7)

Физминутка :

«Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок». (Дети поднимают и опускают плечи и прыгают высоко на месте).

«Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем». (Дети садятся на корточки, приставляя пальчик к губам).

«Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко». (Дети встают и снова выполняют прыжки).

Воспитатель: посмотрите вокруг. Ой, что это? Цветы летают?

«На цветок пахучий сел цветок летучий,

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел!»

«Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок».

Ребята, вы уже, наверное, догадались, кто это?

Дети: бабочка!

Физминутка :

«Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела». (Движения повторяются за воспитателем).

Воспитатель: Дети, а бабочки, которые летают ночью, как называются, кто знает?

Дети: Мотыльки!

(Приложение 8)

Воспитатель: Верно. Посмотрите на наш цветущий луг! А это кто?

«Над цветком я жужжу,

Целый день в заботах –

Я пыльцу в карман беру,

Наполняю соты.»

«Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком».

«Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила,

А зовут ее…»

Дети: пчела!

(Приложение 9)

Воспитатель: ребята, вы знаете о том, что особенно хорошо пчелы видят синий, фиолетовый, белый и желтый цвета? Пчелиные крылышки полупрозрачные, перепончатые, у пчелки большие глаза, сильные челюсти называют жвалами, они помогают насекомому размягчать воск. Язычок пчелы имеет форму желобка и покрыт волосками. Им она всасывает сладкий цветочный нектар и воду. Пчелка может больно ужалить, ведь в ее брюшке прячется острое жало. Когда пчела кусает человека, она не может вытащить жало и погибает. Пчелки – наши друзья. Рабочие пчелы собирают мед, вылетая из улья. Они летят за пчелами-разведчицами. Самая крупная пчела – царица не покидает улья, ее называют маткой, она откладывает яички в восковые ячейки улья. В начале лета из ячеек появляются молодые пчелы.

Ребята, пойдемте за мной через луг. Впереди нас река, и рядом с ней живет много наших знакомых.

«Посмотрите, что за девчонка:

В поясе тонка, огромные очи,

Летит – стрекочет».

«У реки над камышами,

Вот с такущими глазами,

Зависает вертолёт.

Пассажиров не берёт!

И пропеллер, и глаза,

Да ведь это…»

Дети: стрекоза!

(Приложение 10)

Воспитатель: Молодцы! Обратите внимание, по воде бегают жуки-плавунцы. Они – хищники и могут нападать даже на головастиков и мальков рыб.

А вот водомерка. Тело и кончики ее ног покрыты жёсткими не смачиваемыми в воде волосками, благодаря чему она приспособлена к скольжению по воде. А теперь давайте посмотрим: на берегу реки тоже много представителей насекомых. И сейчас я хочу вам рассказать о тех из них, кого вы чаще всего можете встретить повсюду. Они живут и в лесу, и в парке, и на лугу, и на этом берегу, и в огороде, и даже в нашем доме.

«Он рогатый и усатый,

Многоногий и крылатый,

Издаёт гудящий звук

При полёте толстый…»

Дети: Жук!

(Приложение 11)

Воспитатель: В этот отряд насекомых входит самый маленький жук – жук-перокрылка (его размер меньше миллиметра), и самый крупный – палочник (его размер почти полметра). А жук-голиаф - самый тяжелый жук весит почти сто граммов. Представляете, жук-геркулес может поднять вес в 850 раз больше собственного тела!

А пение такого маленького сверчка за печкой в пригородном доме очень хорошо слышно уху человека.

И не чудо ли природы жук светляк, маленький фонарик в ночи?

(Приложение 12)

Мир насекомых разнообразен. Называются они так, потому что у многих из них, словно глубокими насечками, тело разделено на несколько частей. Появились они очень давно – 250 млн. лет назад. Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми из них. Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать и бегать. Наша знакомая всем муха способна ползать вниз головой. Помните загадку про муху?

Возрастная группа: подготовительная к школе

Цель : Овладение элементарными представлениями о живой природе.

Программное содержание

Образовательные задачи: учить узнавать насекомых по описанию систематизировать знания детей о насекомых.

Развивающие : развивать логику, мышление, внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Предварительная работа: чтение произведений о насекомых, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, загадывание загадок, собирание разрезных картинок на тему, проведение бесед «Кто такие насекомые?», «Вред или пользу приносят насекомые?»

Словарная работа: шестиногие, водомерка, насечка.

Материалы и оборудование: загадки про насекомых, презентация — «Насекомые», фитболы по количеству детей, посылка с письмом и играми «Что лишнее?», «Сложи картинку», «Отгадай насекомое».

Ход деятельности:

Воспитатель. Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку к нам в детский сад. Она адресована вам. Давайте посмотрим, что в ней? (Открывает и достает диск.) Интересно, кто нам его прислал и что на нем? А вот и письмо. Оно из леса от нашего знакомого дедушки — Ау. Я вам его прочитаю, хотите?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Как и обещал, отправляю вам фильм о лесных жителях. Чтобы узнать о ком он, надо отгадать загадки, которые я вам посылаю. А еще я дарю вам игры, очень надеюсь, что они вам понравятся». Вот загадки дедушки Ау.

В ярком платье модница - погулять охотница,

От цветка к цветку летает, утомится - отдыхает.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.

Сок из цветов она берет

И в сотах копит сладкий мед

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

Точка, точка, два крючочка —

Это лапки у жука.

Справа — точка, слева- точка.

В черных крапинках бока.

(Божья коровка)

Ребята, как можно назвать одним словом бабочку, кузнечика, комара, божью коровку и пчелу? (Насекомые)

Насекомые самая многочисленная группа животных. Слово «насекомые» происходит от слова «насечка», «насекать». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. Как вы думаете, почему насекомых называют «шестиногими»? (Потому что у них шесть ног.) Значит фильм, который нам прислал дедушка Ау, о насекомых. Давайте его посмотрим.

Первый слайд -«Пчела»

Маленькая собачка
Не лает, не бает,
А больно кусает.
(Пчела)

Второй слайд - «Муравьи» Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Возле пня дом строит.
Вот так дом - в тысячу окон!
(Муравьи и муравейник)

Третий слайд - «Комар»

Не зверь, не птица,
Нос, как спица.
Там, где садится,
Может кровь пролиться.
(Комар)

Четвертый слайд - «Бабочка»

Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает.
(Бабочка)

Пятый слайд - «Кузнечик»

Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца.
(Кузнечик)

Шестой слайд - «Жук»

Черен, да не ворон,
Рогат, а не бык,
Летает, а не птица.
(Жук)

Седьмой слайд - «Муха»

Кто над нами вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает?
(Муха)

Восьмой слайд - «Божья коровка»

Какая коровка, скажите, пока
Еще никому не дала молока?
(Божья коровка)

Девятый слайд — «Стрекоза»

Целый день она стрекочет
И молчать она не хочет:
Все расскажет, все обсудит,
Всех рассердит, всех разбудит.
(Стрекоза)

Физминутка с использованием фитболов

Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть. Все взяли фитболы, я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать, если «да» — будете прыгать, если «нет»- будете просто сидеть. Готовы? Кузнечики - это насекомые? (Да)

Все насекомые питаются растениями? (Нет)

Все бабочки сначала бывают гусеницами (Да)

Бывают ночные бабочки? (Да)

У насекомых шесть ног? (Да)

Насекомых можно увидеть на улице зимой? (Нет)

Есть такой такое насекомое — жук олень? (Да)

Паук - это насекомое? (Нет)

Насекомые нужны на земле? (Да)

Положите фитболы и присядьте. Я загляну в посылку и вытащу следующую игру, которую нам прислал дедушка - Ау она называется «Что лишнее?». Я буду говорить слова, а вы должны выбрать лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Комар, муха, оса, пчела, волк. (Лишнее волк, потому что это животное, а все остальные — насекомые.)

Стрекоза, муха, аист, кузнечик, муравей. (Лишнее аист это птица)

Сверчок, оса, муравей, кукла, жук. (Лишнее кукла это игрушка)

Бабочка, пчела, щука, жук, комар. (Лишнее щука это рыба)

Следующая игра, которую прислал нам дедушка Ау, называется

«Сложи картинку» Ребята, я раздам вам каждому по конверту, в нем лежат разрезные картинки, чтобы узнать, что изображено на картинках, надо их сложить. Давайте заглянем в нашу посылку и посмотрим, какую еще игру прислал нам дедушка Ау. А следующая игра называется «Отгадай какое это насекомое?» Вы подойдете и выберете на столе одну карточку. Затем вы должны описать детям насекомое, которое изображено на вашей картинке. А дети должны отгадать.

1 ребенок. У этого насекомого длинное брюшко и большие глаза, оно очень прожорливое. «Стрекоза»

2 ребенок. Эти насекомые живут большими семьями. Они поднимают груз, который во много раз тяжелей их самих, дом у них похож на кучу. «Муравьи»

3 ребенок. У этого насекомого большие красивые крылья. Оно питается нектаром. «Бабочка»

4 ребенок. Это насекомое зеленого цвета, у него длинные задние ноги. Оно далеко прыгает. «Кузнечик»

5 ребенок. Это насекомое может ужалить, у него полосатое брюшко. Дом, в котором оно живет, называется - улей «Пчела»

6 ребенок. Это насекомое пищит и пьет кровь. «Комар»

7 ребенок. У этого насекомого длинные лапки, оно может бегать по воде и не тонет «Водомерка»

8 ребенок. Это насекомое строит свой дом из бумаги, оно жалит у него полосатое брюшко. «Оса»

Молодцы ребята! Вам понравились игры и фильм, который прислал дедушка Ау? (Да) Как вы считаете, что надо сделать? (Написать письмо дедушке Ау и поблагодарить его.) Мы это с вами обязательно сделаем.

Шамбер С.В., учитель-логопед, МБДОУ детского сада комбинированного вида № 383 г.о. Самара.

Тема “Насекомые”

Приоритетная образовательная деятельность “Коммуникация”

Цель образовательной деятельности: активизация словаря по теме, развитие навыка связной речи.

Интеграция: Образовательные области

“Коммуникация” - активизировать словарь по теме; - учить детей практическому овладению существительными с увеличительными суффиксами; - закрепить умение согласовывать числительные с существительными; - способствовать практическому овладению детьми предлогами; - совершенствовать умение слогового анализа слов; - сформировать умение составлять предложения по схеме; - закреплять навык составления рассказов с элементами драматизации.

“Познание” - работать над развитием памяти, внимания, мелкой моторики рук; - продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов;

“Социализация”

Развивать творческие способности, артистизм.

“Безопасность”

Расширять представления детей о способах взаимодействия с насекомыми; -закреплять представления о том, что общаться с насекомыми необходимо так, чтобы ни причинять вреда ни им, ни себе.

Методы и приемы:

  1. наглядные (рассматривание иллюстраций в детских книгах, энциклопедиях, совместное с родителями наблюдение);
  2. словесные (организация диалога на тему, рассказ учителя-логопеда, составление рассказов по памяти, на основе личных наблюдений)

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: декорации “ Волшебная поляна” (цветок, куст, берёза, гриб, ёлка, гнездо, мухомор, пенёк), картинки насекомых, цветы с цифрами 1,2,3, универсальные карточки с символами предлогов, цифры 2-5, цветные карточки, письмо с фотографией Лунтика, диск “10 мышат”. Раздаточный материал: картинки насекомых: муха, шмель, пчела, кузнечик, божья коровка, стрекоза, муравей и др.,универсальные карточки с предлогами в конвертах.

Логика образовательной деятельности

Этапы реализации НОД Действия педагога Действия воспитанников Ожидаемый результат

1.Введение в тему Обращает внимание на тему деятельности. Побуждает детей принять участие в празднике, предлагает каждому ребенку рассказать о своем герое. Дети в костюмах насекомых рассказывают каждый о своем герое. Повышается мотивация к содержанию НОД, к совместной деятельности, к активизации личного опыта. Активизируется словарный запас.

2. Приглашение к деятельности Предлагает выполнить задания лунной пчелы, ответить на вопросы.

Предлагает отдохнуть вместе с паучком. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы с опорой на цифры и картинки.

Выполняют пальчиковую гимнастику под музыку “Паучок”, (Железнова диск “10 мышат”) Происходит практическое освоение существительными с увеличительными суффиксами,закрепляется умение согласовывать числительные с существительными.

3. Помощь в реализации деятельности. Просит помочь Лунтику в игре “Четвертый лишний” Называют лишние слова и определяют количество слогов в словах. Развивается мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов; совершенствуется умение слогового анализа слов;

4. Совместная деятельность детей. Побуждает детей “насекомых” спрятатьсяза и под декорации. Предлагает ответить на вопросы: где они спрятались, откуда вылетят, выползут и т.д.

Предлагает составить предложение по схеме. Отвечают на вопросы, стараясь правильно употреблять предлоги.

Составляют предложения, называют их. В игровой деятельности легче происходит овладение предлогами.

5. Итоги деятельности Благодарит за выполнение всех заданий. Просит высказаться детей в защиту насекомых. Рассказывают, для чего людям нужны насекомые. Воспитывается правильное отношение к насекомым.

Структура непосредственной образовательной деятельности:

Введение в тему.

В хорошую погоду зовёт к себе

Нас матушка природа.

Там старые знакомые давно скучают, ждут.

Я издали их слышу, они меня зовут,

Как будто вертолётики, над тем лужком кружат,

И встрече со мной рады, стрекочут и жужжат

Стрекозки и кузнечики, жучки и паучки,

Причудливые бабочки, ворчливые сверчки…

Что ж это за знакомые?

Конечно ж, насекомые.

(Дети заходят в группу в костюмах насекомых и проходят на лесную полянку с декорациями).

“Кто что делает?”. Обогащение глагольного словаря по теме. Составление рассказа с элементами драматизации.

Наши насекомые собрались все вместе и решили похвалиться, кто что умеет делать.

Дети рассказывают о своем герое:

Кузнечик:

Я умею стрекотать, ловко прыгать и хорошо прятаться в зелёной траве.

Я умею ползать и плету самые прочные сети.

Я умею жужжать и жалить, собираю нектар, опыляю растения, а из нектара делаю мед. И т.д.

(В это время дети занимают свои места за столами).

Приглашение к деятельности.

“Насекомые великаны”. Употребление слов с увеличительными оттенками.

В нашей академии не насекомые, а великаны.

Не паук, а … (паучище).

Не жук, а … (жучище).

Не комар, а … (комарище).

Не шмель, а …(шмелище).

“Исправь ошибку”. Усвоение предлогов и словаря по теме.

Лунтик (лунная пчела) прислал нам письмо, в котором он написал, каких насекомых он видел среди цветов. Но, по-моему, он допустил ошибки. Попробуйте их исправить.

Рядом с цветком огромный жучок. (огромный жучище)

Возле пенька маленький червячище. (маленький червячок)

Под кустом мелкий тараканище. (мелкий тараканчик)

Около ветки громадный комарик. (громадный комарище)

Под листом малюсенький комарище. (малюсенький комарик)

Возле муравейника небольшой муравьище. (небольшой муравьишка)

“Сколько насекомых на цветке?” Согласование числительных с существительными. Развитие логического мышления и внимания.

У каждого ребенка - предметная картинка с изображением какого-либо насекомого.

Логопед показывает цифру (от 2 до 5) и картинку насекомого и задает вопрос: -Сколько насекомых было на цветке? -Сколько насекомых было под цветком? - Сколько летало над цветком?

Ребёнок должен составить предложение:

На цветке сидело 3 муравья.

Под цветком было 5 кузнечиков.

Над цветком летало 4 стрекозы. и т.д.

Физкультминутка:

А сейчас мы немного отдохнем вместе с нашим веселым паучком.

Ребенок в костюме паука проводит пальчиковую гимнастику под музыку.

Одна из ручек – веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены.

Вторая ручка – паучок, который гуляет по ветке.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки Паучок бегает по предплечью,

а затем по плечу другой руки.

Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл. Кисти свободно опущены,

выполняем стряхивающие движения.

Хлопаем ладонями по коленям.

Солнце стало пригревать, Ладони прижаты боковыми

сторонами друг к другу.

Пальцы растопырены, качаем руками

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке. Паучки ползают по телу.

Помощь в реализации деятельности.

Игра: “Четвертый лишний”

А еще в письме Лунтик спрашивает вас, кто лишний и почему?

Сорока, ласточка, жук, ворона

Пчела, муравей, бабочка, стрекоза

Комар, муха, таракан, пчела

Дети отвечают полным ответом:

Лишний жук, потому что жук – это насекомое, а все остальные птицы.

Каких лишних насекомых вы запомнили? (логопед выкладывает лишних насекомых на магнитной доске).

Нужно посадить каждое насекомое на свой цветок, так, чтобы цифра на цветке соответствовала количеству слогов в названии насекомого.

Я посажу жука на цветок с цифрой “1”, потому что в слове жук один слог.

Совместная деятельность детей

Усвоение предлогов под, из-под, за, из-за.

Ребята, послушайте, что произошло на нашей поляне. Солнышко спряталось, стал накрапывать дождик, и все насекомые разбежались кто куда.

Дети прячутся “за” или “под” декорации.

Кто где сидит (спрятался)?

Муха, ты где спряталась?

Я сижу под цветком.

Пчела, ты где спряталась?

Я спряталась за елкой.

Кузнечик, ты где сидишь?

Я сижу под кустом.

Стрекоза, ты где спряталась?

Я спряталась за пеньком.

Откуда выпрыгнешь (вылетишь, выползешь)?

Я вылечу из-под цветка.

Я вылечу из-за елки.

Я выпрыгну из-под куста.

Я вылечу из-за пенька.

“Сложные вопросы” от Лунтика. Развитие логического мышления.

Где должен был сидеть кузнечик, если он спрыгнул с травинки?

На травинке.

Где должна была находиться стрекоза, если она вылетела из-под цветка?

Под цветком.

Где должна была прятаться божья коровка, если она вылетела из-за березы?

За березой.

Работа с универсальными карточками. Составление предложений по схеме.

Составьте предложения с предлогом по своей карточке. У детей на столах конверты с универсальными карточками и символами предлогов. Вместо короткой полоски на карточке они подставляют предлог и составляют предложение.

Итоги деятельности.

Логопед: - Лунтик благодарит вас. Вы ответили на все его вопросы, выполнили все задания. Молодцы.

Мы знаем, что есть насекомые вредные для человека и полезные. И мы ошибочно думаем, что без вредных насекомых можно обойтись. Но это заблуждение. Без насекомых погибают птицы, т.к. все в природе взаимосвязано.

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций с использованием союза потому — что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картин.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Развивать зрительную и слуховую память.
  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать образность речи.
  • Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать общую моторику, координацию.
  • Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.

Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.

Ход занятия:

1.Кинесиологическое упражнение « Перекрестные шаги»

Воспитатель:

— Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

2.Организационный момент.

Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

3.Введение в тему.

Воспитатель:

— Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:

Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам помоги!

Воспитатель:

— А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

— Закройте все глаза и повторяйте за мной:

— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

4.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

— Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила

А зовут ее… (пчела).

Воспитатель:

— Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (муравей).

Воспитатель:

— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. (Божья коровка).

Воспитатель:

— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

— А паук – это насекомое?

— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

— Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей.)

— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

— Назовите вредных насекомых.(Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

— Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли стрекозу и пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.

5.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают.)

— Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой),

Каждой лапкой потрясу!

(трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

(дети топают ногами)

— Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

Дети садятся возле фланалеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.

6. Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».

Воспитатель:

— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.

Воспитатель:

— Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.

7. Игра « Разложи бабочек на группы» (на ковре).

Воспитатель:

— Посмотрите, какие к нам красивые прилетели бабочки. Предлагаю разложить их по группам. Катя, разложи бабочек. Воспитатель:

— Катя, по какому признаку ты разложила бабочек? Ребенок объясняет:

Я разложила бабочек по форме. Воспитатель:

— А сейчас Диана разложит бабочек на группы, но по – другому. Диана, а ты по какому признаку разложила бабочек? Ребенок:

— Я разложила бабочек по цвету. Воспитатель:

— А по какому еще признаку можно разложить бабочек? Ответы детей:

— По размеру. Воспитатель:

— Арина, разложи бабочек по размеру. Воспитатель:

— Вот и кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы! (Появляются кузнечик и жук). Воспитатель:

— Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики)

8. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:

— Всё про бабочек, да про бабочек, а про меня забыли. Воспитатель:

Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:

— Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:

— Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:

— Кто появляется из яйца? Ответы детей:

— Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:

— Что делает гусеница? Ответы детей:

— Она питается листьями и растет. Воспитатель:

— В кого она превращается? Ответы детей:

— Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:

— Кто выходит из куколки? Ответы детей:

— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:

— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

10. Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась гусеница.
  • Гусеница питалась листьями и росла.
  • Потом гусеница превратилась в куколку.
  • Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

11. Итог занятия.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.

(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)

Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:

— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

— Вам понравилось быть насекомыми?

— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?

— Какая игра вам больше всего понравилась?

— Вы все сегодня были молодцы!

12. Релаксация. «Порхание бабочки»

Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.

Ложитесь на коврик, закройте глаза и вспомните как вы были насекомыми.

Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.