Когда наступает Рождество, как отмечать и что нельзя делать в этот день? Рождество Христово: как празднуют православные.

Рождество — это праздник, разделивший все время на две эпохи: до и после. Он является одним из двунадесятых праздников церковного года, который начался 14 сентября. Самому празднику предшествует сорокадневный Рождественский пост — во все дни поста исключаются мясные и молочные продукты, а также яйца.

Рождество занимает особое место в жизни практически всех людей — для верующих рождение Христа является самым важным фактом в истории человечества. Рождественский период связан с настоящими чудесами. Об истории, традициях в Беларуси и других странах, а также о том, что такое сочельник и как накрывать стол на Рождество — 2018, читайте в справке Sputnik.

Что такое Сочельник

Сочельником называется день накануне большого праздника Рождества Христова. Так же называют и канун Крещения, так как до IV века эти праздники отмечались в один день, а само Рождество ранее называлось Богоявлением. Название этого дня произошло от слова "сочиво" — постного блюда, которое подается в этот день к столу. Он состоит из размоченной в воде крупы с добавлением сухофруктов, меда и мака. В этот день установлен строгий пост, потому прием пищи предполагается лишь один.

В Сочельник принято не есть до первой звезды. "Звездой" называется, как само небесное тело, так и свеча, которую выносят после литургии.

В Сочельник проходит особенное богослужение: в него входят Великие часы, великая вечерня и литургия Василия Великого.

История Рождества Христова

Согласно таким источникам, как "Протоевангелие Иакова" и "Евангелие Псевдо-Матфея", Иосиф и Мария были вынуждены переночевать в пещере из-за отсутствия места в гостинице. Эта пещера использовалась как хлев для укрытия скота от непогоды. Там и прошли роды Марии.

© Sputnik / Виктор Толочко

Мария родила до того, как Иосиф привел повитуху. Когда они вернулись, пещера сияла так, что глаза не могли этого вынести. Сама Мария "не нуждалась ни в каких услугах со стороны бабки, но Сама была и родительницей, и рождению служительницей, и поэтому воздает Младенцу Своему благоговейное попечение".

В Писании сказано, что к новорожденному Христу пришли три мудреца с Востока, чтобы поклониться. Согласно истории, это были ученые люди, занимающиеся наблюдением звездного неба. Волхвы Каспар, Бальтазар и Мельхиор принесли в дар младенцу золото, ладан и смирну.

Дата 25 декабря как день рождения впервые была указана Секстом Юлием Африканом в его летописи.

Традиции Рождества Христова

Рождество празднуется с 6 на 7 января, в полночь в храмах начинается главная служба. В 2018 году эта дата выпадает на воскресенье.

Промежуток времени с 7 по 18 января (Сочельника Крещения) называется Святки — это период особенной радости для верующих православных, когда все ходят друг к другу в гости, дарят подарки. Современная традиция дарить подарки на Рождество связана не только со святым Николаем, который является прототипом Санта Клауса, но также и от рождественских подарков волхвов, принесших дары новорожденному Иисусу и признавших Мессию. Все подарки Христу были символичными, например, золото — символ дани, величия, признания и мудрости. Из золота изготавливали самые роскошные вещи, оно не портится со временем и всегда остается ценным. Ладан был преподнесен младенцу как первосвященнику. Смирну же (погребальное благовоние) трое подарили Христу как тому, кто должен умереть за людей.

Рождество в Беларуси

Ужин в Сочельник в Беларуси всегда очень щедрый, но постный. На стол готовятся 12 блюд в честь двенадцати апостолов. Православные не вкушают еду до того, пока не появляется первая звезда — она является символом звезды, которая взошла над Вифлеемом в момент рождения младенца. На праздничном столе есть и мясные блюда, ими также разговляются.

Как отмечают Рождество в других странах

В Швеции Рождество считается самым главным праздником в году и отмечается 25 декабря. Этот день является исключительно домашним и семейным: никаких вечеринок, компаний, ресторанов и кафе. В отличие от Нового года, который шведы практически не отмечают, Рождество буквально обездвиживает страну, все бары и магазины просто закрыты.

На праздничный стол шведы традиционно подают индейку или свиной окорок, а также тефтели, рыбу и картофель. Рождественским напитком в Швеции является "Юлмуст".

В Германии еще в конце ноября семьи мастерят рождественский венок, на котором закреплены четыре свечи — они по традиции в течение четырех недель по очереди зажигаются.

Каждое воскресенье в соборах проходят евангельские чтения. Кроме того, большинство людей ведет календарь адвента: рождественский детский календарь с 25 окошками, в каждом из которых ждет шоколадный сюрприз. Традиция "вести" такой календарь с 1 по 25 декабря стала любимым занятием детей по всему миру. Существуют аналоги и для взрослых, в таких окошках находятся сюрпризы в виде, например, библейских цитат.

© Pexels

Итальянское Рождество также является очень запоминающимся. Например, в ходе подготовки к празднику в домах и церквях устанавливаются рождественские вертепы — пещерки с инсценировкой библейских сюжетов. Там размещаются фигурки Марии, Иосифа, Иисуса, а также есть звезда и звери, которые были в хлеву, когда был рожден младенец. Традиционно самый большой вертеп установлен в Ватикане, там устанавливаются фигуры в полный рост.

В канун Рождества в Италии не едят мясо, а вот 25 декабря устраивается настоящий пир, конечно, не обходится без чечевицы, пельменей с бульоном из каплуна и кексов.

Что нельзя делать на Рождество

В этот день нельзя шить, ткать, плести, нельзя заниматься уборкой и делами по хозяйству. Также ни в коем случае нельзя ругаться.

Рождественские приметы

Ругаться в Рождество — очень плохая примета. Ссора в этот день забирает у умерших родных надежду на спасение.

Конечно же, существуют и поверья, связанные с первым гостем. По приметам, если в этот день в дом первой войдет женщина, то весь год в доме женщины будут болеть.

В Рождество обязательно надо одеться во что-то новое: не постиранное, а новое.

Также нельзя было садиться за праздничный стол в черном — это могло привлечь неудачу.

Предки верили, что если в этот день что-нибудь потерять, то стоит ждать убытков в будущем году. Ну а если найти в этот день что-нибудь, особенно, если это украшение, то будет достаток весь год.

По еще одной примете, если в этот день пролить на стол чай или кофе, то стоит ждать успехов и хороших новостей.

Самой денежной традицией является "запекание монетки": в пироге запекалась монета — кому она в куске доставалась, того ждала финансовая удача.

В этот день обращали особое внимание на природу: если в небе совсем молодой месяц, значит, в финансовом плане год будет неудачным.

В Рождество нельзя гадать и нельзя пить воду.

Рождество в Украине

Рождественский пост

Рождеству Христовому предшествует сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), который также называют Филлиповым. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни.

В остальные дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.

В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора.

Сколько дней празднуют Рождество?

В Украине Рождество начинают праздновать в Свят вечер – 6 января, тогда же и заканчивается рождественский пост. После Рождества наступают коляда или святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

На второй день Рождества, 8 января празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей".

По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных.

Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством; царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

Рождественский стол в Свят вечер перед Рождеством

Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово.

В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа.

Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги.

После ужина, который обычно длился 3-4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков, которые, по верованию украинцев, также приходили «на рождественскую кутю».

А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда: домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей, а также блины, заливная рыба, пироги и пряники.

Украинские традиции празднования Рождества

Колядки

В Украине в первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Под вечер 7 января шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать, чаще всего колядовали сыну или дочери.

Подробнее об украинских традициях празднования Рождества Христово

Рождественские гадания

Вы можете погадать у нас на сайте в разделе "Гадания".

Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.
Народные приметы, связанные с Рождеством

Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество).

Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный.

Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы.

Подготовка к Рождеству начиналась с осени

В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка.

Обязательно еще с поры жатв бережно хранили обжиночный Рай-дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.), и отбирали мягкое благоухающее сено. К праздникам завершали практически всю важную работу по хозяйству и тщательным образом убирали в домах – выбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца.

Обязательно пытались купить обновки (новая одежда) для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы.

В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал и стар. Бабушки, деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. Также избирали своего главного атамана („березу"), побажальников (тот, кто будет желать), казначея, міхоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнителей.

Рождество в Украине – слияние христианских и языческих обычаев

В канун Рождества – 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду – кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать „живым огнем" (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже пользовались спичками.

Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также „непочатая" – набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи „до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать.

Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, валашские орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья святых на Небе). Вар или узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен).

Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру. Тогда уже требовалось внести в дом „Святки". Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!"

Потом брали Рай-дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покуте, стелили сеном стол и пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность.

Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут „Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных.

До тех пор пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать.

Место же Дидуха в доме звалось „Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома.

Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям чар-зелье или чеснок, застилали вторую скатерть – для людей. Посреди стола хозяин ставил для духов кныш, а хозяйка каравай, в который вставляли свечу.

Кутью и узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Дети в это время магически кокали и жужжали, чтобы куры и пчелы велись. Кутью накрывали кнышом, узвар – караваем и, похозяйничав со скотом, все ожидали наступления сумраков.

Готовясь к ужину, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть.

Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю.

Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед Рождеством

Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко.

В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность.

Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок.

Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали.

По традиции, на Святвечер должно быть „богато" – 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце.

После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство.

После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом.

Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали.

Празднование Рождества

Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували".

Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.).

7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались:

Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы!

Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо.

После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить по обеде своих родителей, говорили, что везут „деду ужин".

Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья".

Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.

С удовольствием разместим Ваши статьи и материалы с указанием авторства.
Информацию присылайте на почту

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:

НОВОЕ НА ПОРТАЛЕ:

Комментарии

не очень


спс помагли


Рождеству Христовому предшествует сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), который также называют Филлиповым. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни. В остальные дни – вторник, четверг, субботу и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. В последнюю неделю перед праздником пост усиливается. Кроме поста телесного, церковь напоминает о посте духовном. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, с воздержанием от супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищных мероприятий, просмотра телевизора. Сколько дней празднуют Рождество? В Украине Рождество начинают праздновать в Свят вечер – 6 января, тогда же и заканчивается рождественский пост. После Рождества наступают коляда или святки – 12 дней, в течение которых отмечается праздник. На второй день Рождества, 8 января празднуется Собор Пресвятой Богородицы. Этот день посвящен прославлению Божией Матери, "радость миру родившей". По традиции в дни празднования Рождества совершается память первых христианских мучеников: апостола первомученика и архидиакона Стефана, Никомидийских мучеников, пострадавших во время гонений на христиан в Малой Азии в IV веке, а также мучеников младенцев в Вифлееме избиенных. Первое воскресенье после Рождества посвящается прославлению праведного Иосифа, Обручника Девы Марии, послужившего Богомладенцу своим земным отцовством; царя Давида, основателя рода, из которого ожидался Мессия и к которому принадлежала Дева Мария, и Иакова, брата Господня, который был свидетелем тайны Боговоплощения, сопровождал Марию, Иосифа и Младенца Иисуса во время их бегства в Египет, и который впоследствии возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме. Рождественский стол в Свят вечер перед Рождеством Современным хозяйкам не следует путать ужин, приготовленный на Святой вечер, и семейный ужин на Рождество Христово. В Украине вечерняя трапеза на Свят вечер, 6 января, сопровождается многими традициями и обрядами. Накануне Рождества церковь предписывала строгий пост – целый предрождественский день верующим нельзя было есть и пить. Ужин на Свят вечер был для них первой трапезой в этот день – им и заканчивался 40-дневный предрождественский пост. За стол можно было садиться с появлением на небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей пастухам о рождении Христа. Главными блюдами на украинский Святой вечер являются кутя – пшеничная или рисовая каша с медом, маком и изюмом, и узвар – компот из сухофруктов. Всего на столе в Свят вечер должно быть 12 постных блюд, среди которых в старину готовили постный борщ с грибами, горох, капустник, рыбные блюда, вареники с капустой, кашу гречневую, голубцы с рисом, постные блины, грибы, пироги. После ужина, который обычно длился 3-4 часа, кутью и некоторые другие блюда со стола не убирали, а оставляли для духов умерших предков, которые, по верованию украинцев, также приходили «на рождественскую кутю». А вот на само Рождество Христово (7 января) готовят большой семейный ужин. Пост окончился, поэтому на столе могут присутствовать разнообразные мясные блюда: домашняя колбаса, жареный поросенок, поросенок, фаршированный гречневой кашей, гусь или утка с антоновскими яблоками, утка с капустой, студень, окорок, буженина, бараний бок с кашей, а также блины, заливная рыба, пироги и пряники. Украинские традиции празднования Рождества Колядки Здесь можно посмотреть тексты рождественских песен, колядок и щедривок на украинском и русском языках В Украине в первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить после обеда своих родителей, говорили, что везут „деду ужин". Под вечер 7 января шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать, чаще всего колядовали сыну или дочери. Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении. Подробнее об украинских традициях празднования Рождества Христово Рождественские гадания Вы можете погадать у нас на сайте в разделе "Гадания". Здесь представлены и флеш гадания и описания различных святочных гаданий. Считается, что именно в "святые" дни можно наиболее точно предсказать будущее. Поэтому девушки пользовались моментом и участвовали в рождественских гаданиях. Интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого. Народные приметы, связанные с Рождеством Существовали многочисленные народные приметы, связанные с погодой на Коляды (Рождество). Когда, например, первый день Коляд ясный – будет неурожайный год, а если хмурый, снег идет – урожайный. Если в колядный вечер и ночью на небе много звезд – летом будет много грибов; если в другой половине дня посыплет град – горох будет большой, если снег – будут хорошо роиться пчелы. Подготовка к Рождеству начиналась с осени В давней украинской традиции для надлежащего празднования рождественско-новогодних обрядов важной была заблаговременная и серьезная подготовка. Обязательно еще с поры жатв бережно хранили обжиночный Рай-дидух (Дидух), в который втыкали стебли разных злаковых культур (ржи, пшеницы, овса и т.д.), и отбирали мягкое благоухающее сено. К праздникам завершали практически всю важную работу по хозяйству и тщательным образом убирали в домах – выбеливали помещение и цветами разрисовывали дымоход, застилали новые или чисто выстиранные скатерки, рядна и полотенца. Обязательно пытались купить обновки (новая одежда) для всех членов семьи и новую посуду (макитры, горшки, кочерги и макогоны). Из воска собственной пасеки люди изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы. В подготовке к рождественско-новогодним праздникам были задействованы и мал и стар. Бабушки, деря перо на подушки, попутно учили детвору колядовать, щедровать и засевать. Парни и девушки, готовясь к колядкам, собирались вместе, изготовляли ритуальные наряды, учились выполнять действа с вертепом и рождественской зарей. Также избирали своего главного атамана („березу", побажальников (тот, кто будет желать), казначея, міхоношу (тот, кто будет носить мешок) и других исполнителей. Рождество в Украине – слияние христианских и языческих обычаев В канун Рождества – 6 января (этот день звали Вилия) еще на рассвете хозяин и хозяйка ритуально готовили Божью еду – кутью и узвар. Для этого особенным образом в печи ложились дрова, которые требовалось зажигать „живым огнем" (потерев деревом о дерево, или огнивом), в более поздней традиции уже пользовались спичками. Для кутьи бралась заблаговременно потолченная и моченая пшеница, а также „непочатая" – набранная до восхода солнца вода, которую, считали, освятил ночью сам бог солнца. Это касалось и кнышей, которые вынимали из печи „до света", а в печь сажали калачи и постные пирожки. Кныш выпекали, замешивая его как обычный хлеб, и кладя сверху маленький хлебец, который звали душой и который предназначался для Духов-Лада, то есть душ умерших предков. Потом хозяйка готовила на предрассветной воде и в новом горшке голубцы и другие блюда, которых должно было быть двенадцать. Особенно следили, чтобы Божья еда была вынута из печи с восходом солнца. Для окончательного приготовления кутьи к сваренной пшенице добавляли мед, валашские орехи, мак и изюмины (пшеница считалась символом вечной жизни, а мед – вечного счастья святых на Небе). Вар или узвар готовили из сухофруктов (яблок, груш, слив, вишен). Когда Божья еда и кныши уже на скамье, то с первым лучом солнца хозяин открывал домашние двери, амбары, риги, конюшни и даже ворота, потому что, считалось, что на землю всходит бог урожая, достатка и богатства. Волшебным зельем (маком-видюком) люди осыпали всю домашнюю живность, чтобы отвернуть злую силу и еще раз проверяли все ли готово к Свят-вечеру. Тогда уже требовалось внести в дом „Святки". Для этого отец брал за руку старшего мальчика и шел с ним в овин, неся непочатую воду, а мальчик – три колоска. Там уже стоял приготовленный Рай-дидух и 12 вязанок душистого сена. Все это обрызгивали довосходной водой и, приговаривали молитву: „Милостивый Боже, и ты, Солнце праведно, со Святым Рождеством! В прошлом году дали вы урожай, дали добро, богатство и здоровье... Пошлите еще лучше в этом году!" Потом брали Рай-дидуха и сено и несли к жилищу, где хозяйка встречала их с кнышом и зажженной свечой. Впоследствии все вместе устанавливали Дидуха на покуте, стелили сеном стол и пол, и детки ритуально катались по полу, чтобы не переводилась живность. Согласно традиционному украинскому мировоззрению Рай-дидух вмещал в себе дидухов-пращуров, дух жилья, добрых Духов-Лада. Последние, считалось, после жатв вселяются в сноп-Дидух и с ним переходят с нивы в ригу. А другие Духи-Лада переходят из полей в леса, горы и долины. Именно на Вилию духи вместе с Дидухом, которого еще зовут „Раем" (потому что именно там находятся души), входят в жилище людей и для них хозяева устраивают Святую Вечерю. На эту Богатую Кутью кроме добрых духов приходят и бог урожая, и бог домашних животных. До тех пор пока Рай-дидух стоит на покуте, сурово запрещалось выполнять любую работу, кроме ухода за скотом. В эту пору хозяйки даже выносили из жилища веник, чтобы не подметать в доме. Святым называли не только ужин 6.01, но и следующие ужины вплоть до Щедрого Вечера 13.01. В эту пору годилось лишь праздновать и не работать. Место же Дидуха в доме звалось „Раем", потому что там, считали, с этого времени будут находиться души пращуров-покровителей рода и дома. Поверх сена на столе стелили первую скатерку для добрых душ и, разложив по краям чар-зелье или чеснок, застилали вторую скатерть – для людей. Посреди стола хозяин ставил для духов кныш, а хозяйка каравай, в который вставляли свечу. Кутью и узвар торжественно переносили на покуть, предварительно собрав из кутьи сухой верх для живности. Дети в это время магически кокали и жужжали, чтобы куры и пчелы велись. Кутью накрывали кнышом, узвар – караваем и, похозяйничав со скотом, все ожидали наступления сумраков. Готовясь к ужину, семья надевала нарядную одежду и нетерпеливо ожидала первой зари на ночном небе, потому что целый день нужно было поститься и ничего не есть. Выйдя во двор, дети следили за небом и с появлением звезды, заходили в дом и извещали долгожданную весть. Из этого момента можно было начинать Святую Вечерю. Украинские обычаи на Свят вечер – ночь перед Рождеством Первым за стол садился хозяин, а за ним по старшинству и другие. Все почтенно продували скамьи, чтобы не присесть на Духа, потому что считалось, что на богатую кутью приходят духи предков. Во время святого ужина не гоже было вставать из-за стола (это могла делать лишь хозяйка, которая садилась перед столом), разговаривали почтенно и не громко. В Вилию, в канун Святой Вечери, не гоже было ходить в гости или к другому дому, а также ничего не одалживали. Все пытались быть дома вместе и даже путешествующие предпочитали до этого дня вернуться домой. Начиная Святую Вечерю, хозяин с молитвой набирал из горшка в новую макитру кутью, добавлял тертого мака и медовую ситу и ставил на стол (где горела зажженная свеча, лежал кныш и каравай). В первую очередь кормили скот и домашнюю живность. Потом самый старший хозяин брал ложкой кутью и говорил молитву за покойных дедов и родителей, приглашая их на ужин. Для них и отсутствующих членов семьи на столе специально ставили две рюмки и тарелки (из них никто не ел, и туда насыпали кутью). В некоторых районах сохранился обычай подбрасывать ложку кутьи к потолку, приговаривая, чтобы Бог послал много приплоду в хозяйстве. Потом хозяин подносил рюмку и произносил молитву за сущих членов семьи. За ужин рюмка очередью обходила всех взрослых родственников, а кушанья употребляли из общих мисок. Считалось доброй приметой, если на Святую Вечерю приходили одинокие, бедные, неприкаянные люди. Их щедро принимали и угодничали. По традиции, на Святвечер должно быть „богато" – 12 постных блюд: кутья, узвар, горох, капустник, рыбные блюда, голубцы, борщ, вареники, блины, каша, пирожки, грибы. После ужина, который длился несколько (3-4) часов, кутью и некоторые другие блюда не убирали со стола, а оставляли для духов, которые будут садиться за Святую Вечерю во второй раз. Для них также ставили стакан воды и чистое полотенце. После ужина люди начинали петь колядки, которые еще с дохристианских времен посвящались сотворению Мира, Богу-солнцу, урожайности и приплоду домашней живности. Гадали по стебелькам, которые вытягивали из-под скатерки на столе. Потом родители одаривали детей, гостей и друг друга деньгами и подарками, что символизировало будущий достаток и богатство. После Святой Вечери и угощений не гоже было спать, особенно хозяину и хозяйке, которые ложились отдохнуть одетыми, чтобы не заснуть. Пытались без надобности не выходить из дома или из двора и ничто не занимать до утра. Лишь дети могли отнести обрядовую еду дедушкам, бабушкам или крестным отцам, которые жили рядом. Окошки жилищ всю ночь сверкали светом, потому что и свечи не гасили на Святой Вечер, они сами должны были догореть полностью. Все разговоры велись спокойно, почтенно и касались они предков рода и хозяйства. Нельзя было злиться, ссориться, говорить что-то плохое, потому что это могло сбыться, поскольку в эту ночь злые духи, ведьмы и другие недобрые силы блуждали под окнами и все слышали. Празднование Рождества Под утро до восхода солнца начинали ходить мальчики-виншувальники (девочкам ходить с приветствиями не годилось) и „виншували". Виншувальникам очень радовались, потому что хозяева переживали, чтобы первой не пришла особа женского пола. Потому радостно одаривали ребят деньгами и гостинцами (конфетами, яблоками, орехами, книшиком и т.д.). 7 января праздновали первый день Рождества Христово (годилось отмечать три дня 7 - 9.01). Утром вся семья или несколько представителей шли в церковь на праздничную молитву, которая посвящалась воспоминаниям о рождении Иисуса Христа. Возвращаясь из церкви, люди радостно здоровались: - Христос родился! - Славите его! или - Со Святым Рождеством будьте здоровы! Иногда, утром хозяин опять ставил свечу, обкуривал дом, обрызгивал святой водой, хозяйка мыла посуду и все еще раз с молитвой садились за постный стол. И только после этого еще раз мылись миски, ложки и накрывали скоромные блюда, люди разговлялись, потому что пост окончился. К Рождеству специально подкармливали и кололи кабана, чтобы приготовить колбасу, кишку (кровянку), студень, зельц, жаркое с гречишной кашей. Готовили также одно молочное блюдо. После такого сытного обеда хозяин клал на пороге топор и домочадцы, переступая через него, выходили из дома. Хозяин шел хозяйничать со скотом, а пожилые люди и молодежь шли в село для общения. В первый день Рождества в гости почти не ходили. Только женатые дети (с невесткой или зятем) должны были посетить по обеде своих родителей, говорили, что везут „деду ужин". Уже под вечер шли первые детские ватаги колядников, каждый имел через плечо котомку, куда складывали гостинцы. Спрашивали у хозяев кому колядовать (чаще всего сыну или дочери), становились перед „застольным окном" и распевали магические стихотворения-молитвы. Люди с верой, надеждой и уважением относились к таким чистосердечным „вестникам добра и счастья". Вечером к общественной коляде „людно" готовились возле церкви или школы холостяцкие общества. Избирали своего руководителя – Березу (Березая), латкового (собирает сало и колбасы), хлебоношу, казначея, звездаря (носит зарю), звонарей, танцоров, скрипачей. Колядовать годилось несколько ночей, пока обойдут каждое жилище в поселении.

7 января православные отмечают праздник Рождества Христова. Это один из самых главных христианских праздников, по своей значимости он стоит вторым после светлого праздника Пасхи.

Название его говорит само за себя – Рождество Христово – значит день рождения Иисуса Христа Сына Божьего, который пришел в наш мир, чтобы спасти людские души.

По христианским убеждениям, Иисус был послан Богом на землю для искупления грехов и спасения человечества. День его рождения поделил историю на «до» и «после»: с этого момента началось современное летоисчисление – «наша эра».

Евангельская история рождения Иисуса Христа ^

В маленьком городке Вифлееме, недалеко от Иерусалима, в семье благочестивых родителей появилась на свет Дева Мария. С трех лет воспитывалась она в храме. Выйдя из храма в возрасте 14 лет, она дала обещание никогда не выходить замуж и служить только Богу. Священники перепоручили ее 80-летнему старцу, вдовцу Иосифу из Назарета, который имел взрослых детей, а Марии стал вместо отца.

Вскоре в дом Иосифа, где жила Мария, явился архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…»

В стране Иудее тогда правил царь Ирод, подвластный Риму. По указу римского императора Августа в Иудее началась перепись населения, и каждый должен был пройти перепись там, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились из Назарета на родину родителей, в Вифлеем.

Из-за большого скопления народа, прибывшего в городок, они вынуждены были укрыться за городом, в пешере, где пастухи в ненастную погоду держали скот. Ночью Дева Мария родила младенца - Сына Божьего. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота.

Первыми о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. В поле, где пасли они свои стада, в ярком свете явился ангел. Он сказал испуганным пастухам: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях».

Пастухи нашли пещеру и поклонились лежащему в яслях младенцу, а затем, радостные, возвратились к своим стадам. На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Бог спасает», или «Спаситель»

Как праздновать Рождество ^

Все с нетерпением целый год ждут день навечерия Рождества Христова, называемый сочельником, который заканчивается святой ночью (24 декабря/6 января). По традиции именно в сочельник после первой звезды на небосклоне (в память о чудесной Вифлеемской звезде, возвестившей весь мир о рождении «божественного дитяти») заканчивается строгий Рождественский пост, который начинается 28 ноября и заканчивается 7 января.

Поскольку последний день перед постом припадает на день памяти святого апостола Филиппа, то сам пост принято называть Филипповкой (Пилиповкой). Рождественский пост установлен для того, чтобы к Рождеству люди физически и духовно очистились покаянием, молитвами и воздержанием от еды, страстей, пороков, обид, зла и других грехов.

Вообще праздники рождественского цикла начинаются 2 января, в день Игната. Девушки тщательно прибирают жилье. К 4 января, дню Анастасии, дом должен быть празднично убран. Именно в этот день заготавливают все для приготовления будущего праздничного ужина. Нередко на Анастасию кололи свинью, то есть, проводили «свежину». И, в конце концов, - кульминация праздника - Сочельник или, по-другому, Богатая кутья (6 января).

Накануне Рождества Христова 6 января принято садиться за щедрый, но постный стол. Одна из главных традиций празднования Рождества – Святой Вечер. После наведения порядков в доме готовят двенадцать праздничных блюд в честь двенадцати апостолов.

Наши предки готовили в Сочельник борщи, рыбу, капусту, вареники и пироги с яблоками (капустой), а также другие постные блюда. Согласно традиции, только когда наступит 7 января на стол можно поставить из мяса. Так на стол подавались домашняя колбаса, буженина, окорок, фаршированные гусь, утка или поросенок, студень, пряники и т.д.

  • Завтракать и обедать 6 января не принято, легкий перекус позволен только детям.
  • Садиться за рождественский стол необходимо с появлением первой звезды. Святой Вечер начинается молитвой и зажжением рождественской свечи. В компании всей семьи, в том числе и младенцев, хозяин дома благословляет ужин.
  • По традиции каждый член семьи в этот вечер должен быть дома, причем, нельзя опаздывать к праздничному столу, так как, считается, что будешь весь год блуждать.
  • Во время ужина нельзя выходить из-за стола и громко разговаривать.
  • Праздничный стол должен поражать своим многообразием, но не надо забывать, что еще продолжается пост, поэтому любителям рюмки придется немного подождать.
  • Ни одно из блюд не должно остаться нетронутым.
  • Нельзя убирать со стола до самого наступления Рождества 7 января.

  • Главным кушаньем на столе этого вечера является, безусловно, кутья. На протяжении всех праздников, вплоть до Крещения, кутья должна стоять на самом почетном месте в доме.
  • После окончания ужина дети несли обед к своим крестным, взрослые готовились к вечерней церковной службе.
  • Лишь девчатам, которые всегда хотят узнать о своей судьбе, не было покоя. Постепенно заканчивается вечер и наступает волшебная рождественская ночь, во время которой нельзя спать, так как можно «проспать» все счастье.
  • Утром 7 января люди радостно здороваются фразой «Христос родился!», а в ответ слышат – «Славим его!».

Чего нельзя делать на Рождество

  • Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить.
  • Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада.
  • Остатки вечерней трапезы выносили за ограду - «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».
  • Народная пословица гласит: Кто в Рождество скотину забьет — тот через три года умрет.
  • Нельзя давать в сочельник под Рождество взаймы то, что связано с огнем, например, огниво, спички, зажигалку, ведро угля или дров и т. д., иначе вас постигнет несчастье.
  • Никогда не шейте, не мойте голову, не стирайте и не давайте взаймы в трехдневные святые праздники (Рождество, Пасха и Троица), иначе наживете себе слез и нищеты.
  • В канун Рождества не одалживают из дома хлеб, соль и денег, иначе все добро будет идти мимо ваших рук.

  • Не стригут волосы и не прядут шерсть.
  • Не стирают и не кипятят белье.
  • Верующие всю грязную работу к этому дню должны закончить еще в Чистый четверг, а кто в канун Рождества «тягает» грязь, тот за это весь год в ней будет сидеть.
  • За рождественский стол нельзя садиться в траурной, то есть в черной одежде — беду накличете.
  • Если в этот светлый день в вашем дворе завоет собака, то быть беде. Чтобы от нее отвязаться, нужно тут же подойти к собаке, отвязать ее и сказать: «Как тебя веревка не держит, так бы и беда за мой дом не держалась!».
  • Не покупайте 8 января, на второй день Рождества, веревки, чтобы никогда в роду вашем не было повешенных или удавленников.
  • Не варите и не ешьте в этот день кисель, чтобы не зазвать в дом покойника.
  • Девятого января, в третий день Рождества, до заката ни в коем случае не рубите дрова.

Что нужно делать на Рождество

Согласно народным поверьям, чтобы ваши родные люди были счастливы и здоровы в течение целого года, в праздник Рождества Христова 7 января попросите самого старшего члена семьи угостить всех родственников молоком. Поднося кому-то молоко, он должен каждый раз говорить: «Господь родился, народ крестился. Будь ты весел и здоров. Аминь».

Накануне Рождества в прежние времена выносили и оставляли еду для нуждающихся людей или раздавали угощенье — считалось, что таким образом все умершие предки, не успевшие поесть перед своей смертью, утоляли свой голод.

  • Еду после праздничного застолья не убирали со стола, чтобы и души мертвых родственников откушали праздничной пищи, и за это они будут о вас молиться.
  • В той семье, где нет мира и лада, в Рождественскую ночь выставляют ведро на мороз, а утром ставят на огонь и говорят: «Лед растает, вода закипит, а у [такого-то] по мне душа заболит». Воду эту дают мужу умываться или в виде чая/супа, а также стирают в ней белье мужа. Святая рождественская вода всегда помогает женской беде.
  • Просите у Бога под Рождество то, что очень нужно. Просите семьдесят семь раз — и вам будет дано. Кто в Рождество в три часа ночи попросит о чем-либо Бога, тому это будет дано.
  • Если в Рождественскую ночь высмотреть в небе летящую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
  • 7 января в мороз выскочите на улицу налегке и, как только на теле выступят мурашки, скажите: «Как пупырышек много на моей коже, так чтобы и денег было столь много у меня тоже».

Рождественские традиции и приметы ^

Эти дни считались особыми, так как неокрепший еще некрещеный мир был населен духами, готовыми поведать людям о будущем, об их судьбе. Поэтому издавна Святки сопровождались гаданиями, следованием приметам и магическими обрядами.

Колядование

С 25 декабря целую неделю ходили ребята со звездой, сделанной из бумаги, и вертепом. Звезда величиной в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась и освещалась изнутри свечой. Вертеп - двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа.

Придя под окна дома, они пели сначала тропарь и кондак празднику, а потом виноградье; между тем звезда беспрестанно вращалась по кругу — Пропев виноградье, хозяина и хозяйку поздравляли с праздником, наконец, восклицали на славу Божию, тем самым прося себе подачи. Тогда хозяин разрешал одному из славильщиков зайти к себе в дом и давал ему денег.

Ряженые

По домам ходили ряженые. Устраивались гадания и другие забавы. Рядились все - молодые и старые, мужчины и женщины. Наряжались солдатом, мужиком, цыганкой, барыней, кучером и т.п.

  • Замужние и нестарые женщины ходили ряжеными в другие деревни, позволяя себе то, что в обычное время считалось предосудительным и даже весьма неприличным.
  • Чтобы не быть узнанными, лицо либо разрисовывали сажей, либо наклеивали усы и бороду из пакли, либо надевали самодельные маски.
  • Обязательно среди ряженых были медведь с поводырем.
  • По вечерам с гармонью и балалайкой ряженые ходили в гости к знакомым и родственникам, пели, плясали, величали хозяев.

Колядки

«Колядками» называли и печенье, которое пекли в виде фигурок животных и птиц - «коровки», «козули» и т.д.

  • Самую большую «колядку» уносили в хлев и оставляли там до Крещения.
  • На Крещение ее крошили в святую воду и кормили скотину, чтобы не болела, хорошо плодилась, знала дом.
  • Коми-пермяки хлебные «козульки» хранили до Крещения в божнице, а затем также скармливали животным, которых та или иная «козулька» изображала.
  • Остальными «колядками» награждались ряженые и колядовщики, приходящие в дом, за их песни.

Приметы

Существует очень много рождественских примет:

  • Если на Рождество хорошая погода, снег - к урожайному году; день теплый - хлеб будет темный, густой.
  • Если Рождество на новом месяце, то год будет неурожайным.
  • На Рождество метель - пчелы хорошо роиться будут.
  • Какова погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля).
  • На Рождество, считалось, нехорошо, если первой войдет в дом женщина (из чужих) - весь год будут хворать бабы в той хате.
  • На Рождество обычно надевают красивую, чистую рубаху, но не новую, а то не жди урожая.
  • Большой удачей на весь год считалось, если в рождественскую ночь овца принесет ягненка. Овцы вообще почитались в христианстве в память о рождении младенца Иисуса, который появился на свет в пещере пастухов и был положен в овечьи ясли.

Когда празднуют католическое Рождество

Празднование Рождества Христова у православных происходит после католиков из-за различий в календарях: старом – юлианском и новом – григорианском. Принято считать, что григорианский календарь точнее отражает движение Земли вокруг Солнца, потому более соответствует смене времен года и сезонной смене температур.

  • Календарные реформы, впрочем, как и сами календари, изначально воспринимались людьми в религиозном контексте. Обсуждение «нового стиля» происходило в 1563 году в реформационной Западной Церкви в Тридентском соборе.
  • Использование нового календаря было предписано папой Григорием XIII в 1582 году, именно с этим человеком связано и название самого календаря – григорианский. Папа Григорий XIII сделал предложение поддержать его нововведение всем христианским государям.
  • При коррекции смещения дат в 1582 году прибавилось сразу 10 дней, благодаря чему после 4-го октября сразу же следовало 15-е.

Общество не сразу приняло новый календарь, так как сначала восприняло его как непонятную папскую задумку. Только в XVIII столетии григорианский календарь был принят протестантскими странами. Православные же приняли новый календарь на рубеже XIX-XX веков и многим такой переход на «католическое» летоисчисление казался практически вероотступничеством.

Сегодня григорианский календарь воспринимается нами как обычный общепринятый календарь. В нашей стране новый стиль ввела Советская власть, однако Русская Православная церковь, оставаясь в старом календаре, сознательно не пожелала подчиниться законам нехристианского в те времена государства.

Поэтому так исторически и сложилось, что государственные праздники, такие как 23 февраля, 8 марта или 1 мая, мы празднуем по новому календарю, а религиозные праздники, также как и посты, соблюдаем согласно старому летоисчислению.

Ответ редакции

День Рождества Христова установлен Церковью в честь события, которое произошло на земле 2015 лет назад; это один из двенадцати главных праздников годового богослужебного цикла.

Рождество Христово — великий двунадесятый праздник. В рождественскую ночь с 6 на 7 января совершается праздничная Божественная литургия. В сам день Рождества верующие празднуют и пируют — «разговляются» (теперь разрешено есть не только постную, но и «скоромную» пищу). Двенадцать последующих дней после Рождества называются «святыми днями», или «святками».

Рождество Христово

Рассказ о рождении Иисуса Христа содержат Евангелия от Луки и Матфея. Во время царствования Ирода в Иудее, находящейся под властью Рима, император Октавиан Август издал повеление провести всенародную перепись. Иудеев записывали по коленам и родам; у каждого рода были свои места праотцев. Иосиф и Мария, как потомки царя Давида, вели род из Вифлеема, их должны были записать только там, туда они и направились из Назарета.

Согласно Евангелию, в Вифлееме они не смогли найти себе места в доме или на постоялом дворе, отчего были вынуждены остановиться за городом, в пещере, где пастухи укрывали скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии и родился Младенец — Сын Божий, Христос. Первыми Рождеству Иисуса пришли поклониться пастухи, извещённые об этом чудесном событии явлением ангела. А на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Волхвы преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. На восьмой день после рождения Спасителя, согласно закону, ему дали имя Иисус, которое указано было Господом через ангела.

Христианская церковь празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря. Русская православная церковь придерживается в литургической жизни юлианского календаря, в котором 25 декабря соответствует 7 января по григорианскому (современному российскому календарю).

В канун Рождества служат Всенощное бдение с Великим повечерием, на котором поют и читают пророчества о Рождестве. Около полуночи начинается утреня, которую совершают по чину великих праздников. На ней читают фрагменты Евангелия о Рождестве и поют канон «Христос рождается…» — один из самых красивых канонов в православном богослужении. Далее служат праздничную Божественную литургию св. Иоанна Златоуста.

Всенощное бдение

Всенощное бдение — богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени, которые получили эти названия по времени совершения. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяют в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. Такая молитва бывает всего дважды в год — на Рождество и Пасху. Перед Рождеством во всенощном бдении служат не вечерню, а Великое повечерие (его совершают после отслуженной в сочельник вечерни, отсюда и название).

Народные традиции празднования в России

Народные традиции празднования Святок от Рождества до Крещения коренятся в славянских обычаях празднований зимнего солнцестояния. Обязательными атрибутами праздника были переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование (посещения домов группой односельчан, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали угощение), колядные песни, или колядки, молодёжные игры и гадания.

Святки начинались в Сочельник ужином с рождественской кутьёй и кашей, пирогом с кренделями, ещё к празднику пекли фигурки животных из пшеничного теста, которыми украшали столы, окна избы и которые посылали в подарки родным и знакомым. Когда семья собиралась за столом, старшие вспоминали год — всё хорошее и плохое в уходящем году. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также беднякам, чтобы и они могли отпраздновать Рождество. В некоторых местностях еду и скатерть не убирали со стола до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

Затем ряженые, одетые в тулупы шерстью вверх и звериные маски, чтобы быть неузнанными, устраивали пляски в домах и на улицах, разыгрывали сценки и целые представления. В конце XVII века из Польши в Россию проник вертепный театр: в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа и другие сюжеты.

Фрагмент «Крызовых ясличек». Фото: Commons.wikimedia.org / Hvar

Отголоски языческих верований проявлялись и в том, что на Святки было принято гадать. В некоторых деревнях на Святки жгли солому — по поверью, умершие предки в эти мгновения приходили погреться у огня. Церковь, не одобряя колдовские суеверия и языческие обряды, ассимилировала «невредные» обычаи, и они органично вошли в народную жизнь.

К Рождеству хозяева обязательно убирали дом, мылись в бане, стелили чистую скатерть, припасали новую одежду, которую и надевали с началом дня, приглашали на рождественский ужин одиноких людей. Но кое-где были распространены и связанные с праздником суеверия: за завтраком не пили простую воду, так как считалось, что человека, испившего воды рождественским утром, целое лето будет мучить жажда. Под страхом всевозможных бед в Рождество нельзя было ничего гнуть, плести или шить. Ножки обеденного стола связывали друг с другом верёвкой, чтобы скотина не убегала из стада. Остатки вечерней трапезы выносили за ограду — «чтобы волки не вредили крестьянской скотине».

Традиционными на рождественском столе были разнообразные блюда из свинины: холодец, зажаренный поросёнок, фаршированная свиная голова, жаркое. На рождественский стол подавались и запечённые птицы и рыбы, жареное и печёное мясо крупными кусками, поскольку устройство русской печи позволяло успешно готовить крупноразмерные блюда. Мелко нарезанное мясо и субпродукты варили в горшках вместе с традиционной кашей. Мясом начиняли и разнообразные пироги: калачи, ватрушки, колобки, кулебяки, курники, расстегаи и пр. Готовили запеканки и блины. Кроме мясных начинок, готовили разнообразные овощные, фруктовые, грибные, рыбные, творожные и смешанные начинки.

История праздника в России

Праздник Рождества Христова стал торжеством после крещения Руси князем Владимиром в конце X века. Рождество заняло второе по значимости после Пасхи место в ряду государственных праздников Российского государства. А после победы над Наполеоном праздник Рождества Христова в Русской церкви связан с «воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году».

К концу XIX века праздник Рождества стал не только религиозным, но и светским торжеством. В Российской Империи закон запрещал «в навечерие Рождества Христова и в продолжение Святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни». К началу XX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная Рождественская ёлка, подарки под которую приносил Дед Мороз, российский аналог западного Санта-Клауса.

В советский период Рождество, как и другие религиозные праздники, искоренялось государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества стали атрибутами светского празднования Нового года. «Рождественская» ёлка в современной России стала «новогодней», подарки от Деда Мороза также стали частью новогодних традиций. После распада Советского Союза обратной трансформации не произошло — Новый год так и остался главным традиционным праздником.

В современной России Рождество стало официальным праздником в 1991 году, когда 7 января стало нерабочим днём. В субъектах РФ, население которых исповедует другие религии, вместо 7 января может устанавливаться другой праздничный день — в этом случае 7 января для этих субъектов РФ является рабочим днём.

Рождество Христово - любимейший праздник, овеянный светом и радостью. В нем заключено столько тепла, доброты и любви, что хочется раздаривать эти чувства вместе с подарками друзьям и близким. Но иногда так получается, что они отмечают это событие совсем в другой день. Как такое возможно? Когда Рождество нужно праздновать, и с чем связаны разночтения? Попытаемся разобраться.

История праздника

Евангелие гласит: Иисус родился в Вифлееме, куда Его мать Мария с Иосифом Обручником отправились для того, чтобы принять участие в объявленной переписи населения. Из-за наплыва приезжих все гостиницы оказались заняты, поэтому им пришлось расположиться в пещере, которая служила хлевом для скота. Именно там и появился на свет Сын Божий. Весть о Его рождении ангел принес пастухам, которые поспешили к Нему на поклон. Еще одним знаменем явления Мессии стала восхитительная которая зажглась на небе и указала путь волхвам. Они принесли Младенцу дары - ладан, смирну и золото - и почтили Его как Царя Иудейского.

Первое празднование

Удивительно, но нигде нет точных свидетельств о том, когда Рождество наступило по календарю, то есть точная дата не указана. По этой причине первые христиане вообще не отмечали этот праздник. Появлению самой даты - с 6 на 7 января - способствовали копты, египетские христиане, у них вера в Бога, который рождается, умирает и воскресает, существовала издревле. Именно от них, из Александрии, центра знаний и наук, традиция праздновать данное событие в эти дни распространилась на весь христианский мир, и первоначально все последователи Иисуса отмечали одновременно Рождество Христово и Богоявление. Но в IV веке Римская империя перенесла торжества по случаю появления на свет Мессии на 25 декабря. Этому примеру последовали далеко не все, например, остается верной древней традиции отмечать два праздника одновременно.

Календарные перипетии

Дальнейшие события сложились так, что в XVI веке Григорий VIII, бывший в то время на папском престоле, ввел свое летоисчисление, которое получило название "новый стиль". До этого в ходу был введенный Юлием Цезарем, за ним закрепилось определение "старый стиль". Сейчас разница между ними насчитывает 13 дней.

Европа вслед за своим духовным пастырем перешла на новый календарь, а Россия сделала это только после победы революции в 1917 году. Но церковь такое новшество не одобрила и осталась при своем летоисчислении.

Было еще одно интересное событие: в 1923 году на Соборе православных церквей по инициативе константинопольского патриарха в юлианский календарь были внесены исправления: возник "новоюлианский" календарь, который пока полностью совпадает с григорианским. Представители России из-за политической обстановки на совещании не присутствовали, попытки тогдашнего патриарха Тихона привести решение большинства не увенчались успехом, поэтому здесь по-прежнему в силе юлианское летоисчисление.

Когда празднуют Рождество разные группы христиан?

Итогом распространения различных систем летоисчисления стала путаница с датами. В результате приверженцы Ватикана и протестанты отмечают когда 24 декабря сменяется 25-м. С ними вместе почитают эти даты 11 поместных православных церквей, но они сверяются со своим, новоюлианским, календарем.

С 6 на 7 января Рождество наступает для русской, грузинской, украинской, иерусалимской, сербской православных церквей, афонских монастырей, признающих только старый стиль, многих католиков восточного обряда и части российских протестантов.

Получается, что все празднуют появление на свет Сына Божьего 25 декабря, но каждый делает это по своему календарю.

Сочельник: православные традиции

6 января - это особый день, канун Рождества. Его принято называть сочельником. Вечером этого дня начинается Рождественская всенощная, длящаяся около трех часов. Обычно вся семья собирается в церкви. Именно после завершения службы наступает момент, когда начинается официально. Верующие поздравляют друг друга и спешат домой за праздничный стол.

Традиционно в сочельник было не принято есть до появления первой звезды или церковной службы. Но и после этого на стол выставлялись хоть и праздничные, но постные блюда. Среди прочего съестного ассортимента особое место занимало сочиво, или кутья, - каша из пшеницы или риса с медом, орехами и маком. Ее готовили только в эту Рождественскую ночь.

В сочельник украшали дом, наряжали елку и раскладывали под ней подарки, трогать которые можно было только после праздничного ужина. Затем семья собиралась у зеленой красавицы, и кто-нибудь из детей раздавал всем предназначенные им сувениры. Получивший подарок разворачивал и показывал его всем, благодарил.

Вечер было принято посвящать близким, семье, но можно было пригласить одиноких людей вместе встретить праздник и разделить трапезу.

Народные поверья

Вечер сочельника считался благоприятным временем для всевозможных прогнозов на будущее. Перед ужином было принято выходить на улицу и "смотреть звезды", которые благодаря различным приметам могли рассказать о предстоящем урожае, а значит, и о благосостоянии семьи. Так, метель предвещала, что пчелы будут роиться хорошо. А звездная ночь сулила хороший приплод скота и обилие лесных ягод. Иней на деревьях был предвестником удачного урожая зерновых.

Перед трапезой хозяин должен был обойти с горшочком кутьи вокруг дома трижды и затем выбросить несколько ложек каши за порог - угощение для духов. Чтобы задобрить "мороз", для него открывали двери и приглашали к столу.

До конца кутью не съедали, в ней оставляли ложки, что было символической данью беднякам.

Первый день праздника

7 января Рождество Христово начинали отмечать со всей широтой души. После утренней Литургии православные отправлялись друг к другу в гости. Праздничный скоромный стол ломился от разносолов, его не убирали, поскольку знакомые, которые явились поздравить хозяев, постоянно сменялись. Считалось хорошей традицией посетить всех родственников, особенно тех, кто стар и одинок.

Католические обычаи

По мнению западных христиан, никто в Рождественскую ночь не должен остаться без подарка. Главным дарителем выступал Святой Николай (Санта Клаус). Раздавал он подарки весьма примечательным способом: раскладывал их в носки и развешивал над камином, а затем сам исчезал в трубе.

Сохранился обычай колядования, когда дети и молодежь ходили от дома к дому с песнями. При этом участники действа обряжались в различные костюмы и маски. В благодарность за поздравления и добрые пожелания взрослые дарили им сладости.

Еще один атрибут праздника - "рождественский хлеб" - это специальные пресные облатки, освещенные во время Адвента. Их вкушали, когда Рождество отмечали за праздничным столом или во время поздравлений друг друга.

В качестве праздничного украшения могла выступать не только ель, но и другие породы деревьев. Кроме того, дом декорировали специальными венками из веточек и цветов, которые являлись символом Солнца.

Рождество Христово - замечательный праздник, согретый теплом близких и любовью Бога, который позволил совершиться этому чуду. Может, поэтому так хочется доставить приятное тем, кто находится рядом. Ведь не так важно, когда Рождество наступает для тех или иных людей, главное, что оно приходит и обновляет человеческую душу.