Классификация сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения (СПП)

СПП компоненты неравноправны: один – главный (главная часть ), другой – зависимый (придаточная часть ). Средствами связи частей СПП являются подчинительные союзы и союзные слова (относительные местоимения или наречия). Помимо союзов и союзных слов в выявлении и дифференцировании смысловых отношений между частями сложноподчиненного предложения обычно участвуют формы глаголов-сказуемых главной и придаточной частей, а также некоторые лексические элементы, причем не только в составе главной, но и придаточной части.

Подчинение (гипотаксис, субординация ) синтаксическая связь грамматически неравноправных единиц языка, располагающая своей системой средств выражения (подчинительными союзами и союзными словами). Термин «сложноподчиненное предложение» ввел Н.И. Греч в книге «Практическая русская грамматика» (1834).

Сложноподчиненное предложение – это предложение, граммати­чески неравноправные части которого соединяются при помощи подчинительной связи.

Связь между частями сложноподчиненного предложения двусторонняя: не только придаточная часть поясняет главную, но и главная часть не является независимой, так как почти всегда нуждается в распространении.

Вопросы классификации СПП. В зависимости от обще­теоретических установок разных лингвистических школ СПП понимались по-разному. Существовали три направления в классификации СПП:

1) логико-грамматическое;

2) формальное;

3) структурно-семантическое.

Наиболее популярным было логико-грамматическое направление , основанное на уподоблении придаточных частей членам простого предложения. Это направление было выдвинуто А.Х. Востоковым в «Русской грамматике» (1831) и Н.И. Гречем в «Практической русской грамматике» (1834). Детально это направление разработано в книге
П.Е. Басистова «Система синтаксиса» (1848). Он выделил пять видов придаточных частей в соответствии с пятью видами членов предложения: подлежащные, сказуемостные, определительные, дополнительные, обстоятельственные. На таком же принципе построена классификация И.И. Давыдова, который добавил условные, уступительные и целевые придаточные части. Через десять лет вышла книга Ф.И. Буслаева «Опыт исторической грамматики русского языка» (1858), в которой была воспроизведена классификация Басистова. Буслаев лишь исключил из этой классификации сказуемостные придаточные, так как он считал сказуемое центром предложения, который не может быть заменен придаточной частью. Впоследствии Буслаев признал их наличие и добавил в классификацию придаточные меры и счета и придаточные сравнения. Данная классификация не учитывала семантического критерия. Кроме того, не было единого основания для выделения придаточных частей, так как придаточные обстоятельственные выделялись по вопросам, а все остальные – по синтаксической функции слова, к которому относились.


Критика формального направления усилилась после опубликования А.А. Потебней книги «Из записок по русской грамматике», где он указал, что предложения должны изучаться и с точки зрения их грамматической структуры. Точку зрения А.А. Потебни поддержали Д.Н Овсянико-Куликовский, А.М. Пешковский, М.Н. Петерсон, А.Б. Шапиро.
В соответствии с формальной классификацией все СПП делятся на 2 типа:

1) предложения с союзными словами (относительное подчинение);

2) предложения с союзами (союзное подчинение).

Но дальнейшее распределение СПП сводилось к распределению союзов и союзных слов. Основной недостаток этой теории –
в одностороннем подходе к описанию СПП, так как средства связи частей не всегда являются определяющим фактором при квалификации предложения.

В основе структурно-семантической классификации лежит учет структурных и семантических критериев. Начало этого направления находим в работах В.А. Богородицкого, дальнейшее развитие его взгляды получили в работах Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, В.И. Кодухова и др.

Н.С. Поспеловым был выдвинут принцип одно- и двучленности предложений, которые различаются по тому, к чему относится придаточная часть. Если придаточная часть относится к одному слову в главной части, дополняет и конкретизирует его – это одночленная структура, если придаточная относится ко всей главной части или к нескольким словам главной части – это двучленная структура. Впоследствии одночленные СПП получили название предложений нерасчлененной структуры, а двучленные – расчлененной структуры.

Расчлененные и нерасчлененные структуры различаются следующим:

1. Степенью спаянности частей: более тесная связь в нерасчлененных, менее тесная – в расчлененных предложениях.

2. Характером отношений между главной и придаточной частью: морфолого-синтаксические отношения в нерасчлененных и синтаксические отношения в расчлененных структурах.

3. В нерасчлененных предложениях – синтаксические союзы, в расчлененных – семантические союзы.

4. Роль указательного слова в нерасчлененных структурах важна, а в расчлененных оно не нужно.

Школьная классификация не использует термины «расчлененное» и «нерасчлененное», хотя указывает, что придаточная часть может относиться ко всей главной части или к одному слову в главной части.

Сложноподчиненные предложения


нерасчлененной структуры расчлененной структуры

– с изъяснительными – временными;

– с определительными – условными;

– с пространственными – целевыми;

отношениями между частями. – следственными;

– причинными;

– уступительными;

– сравнительными;

– сопоставительными

отношениями между частями.

Грамматические средства подчинения придаточной части СПП:

1. Подчинительные союзы . Характер союзов может различать расчлененные и нерасчлененные СПП. В нерасчлененных СПП общее грамматическое значение задается не столько союзом, сколько способностью прикрепляющего слова образовывать словосочетания. Союзы в нерасчлененных СПП чисто функциональные. Грамматическое значение расчлененных СПП определяется именно союзом.

2. Союзные слова . Это местоимения и местоименные наречия, которые являются членами придаточной части.

3. Соотносительные слова . Это некоторые местоимения и наречия, которые находятся в главной части СПП и прикрепляют к себе придаточную часть, конкретизирующую их значение. Обычно употребляются в сочетании с союзными словами и образуют с ними соотносительные пары.

4. Порядок следования частей . Он может быть строго закрепленным или свободным, что зависит от семантики и структуры предложения в целом.

5. Соотношение глагольных форм . Видовременные формы глаголов-сказуемых первой части (главной или придаточной) всегда обусловливают формы глаголов-сказуемых второй части.

6. Лексико-морфологический характер прикрепляющего слова . Например, существительное требует придаточной определительной, а глагол, краткое прилагательное, категория состояния – придаточной изъяснительной.

7. Особые лексические элементы . Это структурные элементы типа что касается … то, дело в том что и под. В них слова касается и дело теряют свое лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы.

8. Интонация различает части высказывания соответственно их смысловой значимости. Интонация находится в тесной взаимосвязи с синтаксическими средствами формирования высказывания. Она может действовать одновременно с этими средствами, усиливая их эффект, либо компенсировать отсутствие некоторых из них (например, союзов).

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с изъяснительными отношениями между частями. Изъяснительная придаточная относится к главной части и распространяет ее. Главная часть не закончена и требует восполнения. Изъясняемое слово может принадлежать к различным частям речи, обладающим способностью к управлению, и имеет определенные значения (речи, мысли, эмоциональной, познавательной, волевой или оценочной деятельности): Не верю в то, что звезды угасают… (Остр.)

Изъяснительная придаточная присоединяется к главной части при помощи союзов или союзных слов.

Союзы делятся на 3 группы:

1) принадлежащие сфере повествования: союз что – наиболее распространенный; его основное значение – сообщение о факте, в достоверности которого сообщающий не сомневается; союз будто используется в СПП, когда мыслится недостоверный факт; союз как встречается в СПП, где в главной части есть слово со значением восприятия, ощущения, наблюдения; в таких СПП не только сообщается о явлении, но и уточняется, как оно происходит. В предложениях с союзом как могут быть употреблены частицы будто (бы), словно, точно и др., которые указывают, что описываемая в придаточной части ситуация конструируется по сходству с чем-либо: Надобно признаться, что мне не жаль было покинуть Багрово (Акс.);

2) принадлежащие сфере волеизъявления – такие союзы встречаются в СПП, где объектные отношения осложнены значениями побуждения или желательности: союз чтобы вносит значение объективного желания или значение, свойственное императиву; чтобы не, как бы не – присоединяют придаточную к главной части, в которой есть слова типа бояться, опасаться, страх и под.: Надо, чтобы все люди были счастливы (Марш) ;

3) принадлежащие сфере вопросительной речи. Опорные слова в главной части таких СПП обозначают непонимание, размышление, познавательную деятельность, передачу знания: союз ли употребляется после первого слова придаточной части, относится к нему по смыслу и подчеркивает его; в таких предложениях выражается значение сомнения, неуверенности; при создании альтернативного вопроса может сочетаться с союзом или: Не знаю, принесет ли вам эта расшифровка практическую пользу (Усп.).

Союзные слова вследствие своего лексического значения вносят в предложение следующие добавочные оттенки: какой, который, каков – оттенок качества, признака, разновидности предметов, порядок выбора предметов; чей – оттенок принадлежности; где, куда, откуда – оттенок пространственности; когда – временной оттенок; как – оттенок характера, способа действия; сколько, насколько – указание на меру или степень; зачем – целевой оттенок; отчего, почему – оттенок причины: Никто не понимал, почему Корчагина выгнали из школы (Остр.); Я росла, не зная, как тонет в реках медленный закат (Друн.).

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с определительными отношениями между частями. Определительная придаточная часть относится к существительному или другому субстантивированному слову и определяет его со стороны меры и степени проявления чего-либо, свойства и качества, внешнего проявления или способа действия.

В связи со степенью законченности главной части различают:

1) СПП, в которых главная часть не выражает законченной мысли и должна быть распространена: Есть люди, у которых вместо души популярная библиотека (М.Г.);

2) СПП, в которых главная часть относительно закончена, а придаточная содержит дополнительные сведения: У Тани тонкое выразительное лицо, которое запоминается надолго (Сераф.).

Определительная придаточная присоединяется к главной части при помощи следующих союзных слов:

который – имеет чисто определительное значение; согласуется в роде и числе с определяемым словом, а падеж его зависит от того, каким членом предложения это слово является;

чей – вносит оттенок принадлежности; согласуется в роде, числе и падеже с сущесвительным придаточной части, которое обозначает предмет, принадлежащий лицу или предмету в главной части;

какой – вносит оттенок сравнения;

что – употребляется в СПП с определительными отношениями только в И.п. и прямом В.п.; в предложении выполняет функцию подлежащего и прямого дополнения; употребление его в других функциях противоречит литературной норме;

кой – не употребляется в И.п. и В.п. ед.ч. м.р. и ж.р. (архаичные формы); используется в современной публицистике;

где, куда, откуда – осложняют определительное значение оттенком места и характеризуют в главной части существительное с пространственным значением или местоимение;

когда – присоединяет в СПП с определительными отношениями придаточную часть к существительному с временным значением и к словам типа случай, явление, состояние и под.

Определительная придаточная не может находиться перед главной частью. Все союзные слова, кроме который , обычно находятся в начале придаточной части. Для реализации атрибутивных отношений бывает достаточно одного субстантива, к которому присоединяется придаточная часть. Поэтому определительная придаточная может быть при номинативном предложении, при обращении и при Именительном представления.

В группу СПП с определительными отношениями между частями включаются предложения со сравнительными союзами как, будто, как будто, будто бы, ровно и под., а также с союзами что и чтобы при указании на следствие. Опорные элементы в таких в СПП – существительные, прилагательные, наречия, категория состояния, количественно-именные сочетания и даже глаголы. В синтаксической литературе такие предложения обычно рассматриваются как СПП с придаточными сравнения, меры и степени, образа и способа действия.

Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры с пространственными отношениями между частями. В таких СПП придаточная часть указывает на место, где находится или происходит то, о чем говорится в главной части.

Союзные слова где, куда, откуда часто образуют пару с соотносительными местоименными наречиями, которые обычно примыкают к сказуемому в главной части.

В таких придаточных частях может содержаться указание на направление действия главной части: прямое(с соотносительным словом туда ) и обратное(с соотносительным словом оттуда ): Небо было там пурпурное, теплое и ласковое и манило туда, где оно казалось краем темной зелени лугов (М.Г.); Оттуда, где была река, веяло сыростью (Пауст).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с временными отношениями между частями. Придаточная часть со значением времени служит ориентиром для определения времени действия или состояния, обозначенного в главной части. События, названные в главной и придаточной частях, могут протекать как одновременно, так и в разное время.

Средствами связи частей в таких СПП являются следующие союзы: когда – выражает значение одновременности и очередности; сти­листически нейтрален; пока (покуда, покамест ) – выражает отношение ограниченной одновременности; как – может вводить в состав предложений временную конструкцию, потерявшую предикативность; с тех пор как – показывает, что на начальном этапе действия в главной и придаточной частях совпадают; после того как – вносит оттенок следования; как только, только что, лишь только, едва, лишь, чуть – выражают отношение близкого следования; прежде чем, перед тем как, до того как – показывают, что действие главной части предшествует действию придаточной части: Лягу спать и шепчу стихи, пока не засну (М.Г.). В СПП с временными отношениями между частями придаточная часть может занимать любое место, но чаще находится в препозиции.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с условными отношениями между частями. В СПП с условными отношениями между частями, как правило, в придаточной части содержится условие, а в главной части – следствие, предопределенное этим условием. Выделяют две разновидности таких предложений:

1) с реальным (возможным) условием;

2) с нереальным условием.

При указании на реальные условия используются союзы если (может осложняться словами в случае, в том случае ) – выражает условие в наибольшей степени; ежели – просторечный, вносит дополнительный оттенок причины; буде – устаревший, вносит оттенок иронии; когда – совмещает условное и временное значение; раз – вносит дополнительный оттенок причины; коли – устаревший, просторечный; как – вносит дополнительный оттенок времени: Спела бы и рыбка песенку, когда бы голос был (Посл.).

Союзы если бы, ежели бы, коль бы, как бы, кабы указывают на нереальные условия : Вот бы хорошо было, кабы кто из господ сжалился и взял сироту в обучение (Григ.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с целевыми (финальными) отношениями между частями. В СПП с целевыми отношениями между частями придаточная указывает на цель того, о чем говорится в главной части. Целевые отношения выражается при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, да. С оюз чтобы употребляется как в разговорной, так и в книжной речи; для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы характерны преимущественно книжной речи; дабы и да имеют архаический оттенок: Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы (Пауст.).

Составные целевые союзы могут расчленяться на союз чтобы и указательные слова для того , тем и затем, за которыми следует придаточная часть. Такое расчленение обязательно, если перед союзом стоит вводное слово или частица: Водитель как раз для того, чтобы люди схлынули, застопорил машину напротив калитки (Фад.).

Особенностью СПП с целевыми отношениями между частями является следующий факт: если субъекты действия главной и придаточной части совпадают, то придаточная часть является односоставной инфинитивной, если же не совпадают, то придаточная часть будет двусоставной со сказуемым с формой сослагательного наклонения.

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры со следственными отношениями между частями. В СПП со следственными отношениями между частями придаточная указывает на результат или итог того, о чем сообщается в главной части.

Придаточная часть присоединяется к главной посредством нерасчленяемого союза так что : Солдаты считали это совершенно разумным, так что я ничего не потерял в их глазах, а только выиграл (Кат.).

Главная и придаточная части могут соединяться предложными сочетаниями вследствие чего, в силу чего, виду чего, в связи с чем , и тогда предложение приобретает дополнительное значение присоединения: Ряды стульев были расставлены и на арене, вследствие чего зрители могли смотреть и на экраны (Олеша).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с причинными отношениями между частями. В СПП с причинными отношениями между частями придаточная указывает причину или обоснование того, о чем говорится в главной части. В таких предложениях используются следующие союзы: потому что присоединяет постпозитивную придаточную часть, в случае расчленения союза возможна интерпозиция придаточной части; так как и поскольку присоединяют пре-, интер- или постпозитивную придаточную часть; ибо присоединяет только постпозитивную придаточную часть, стилистически окрашен; вследствие того что, ввиду того что, в силу того что, в связи с тем что, из-за того что, благодаря тому что присоединяют преимущественно постпозитивную придаточную; их значение определяется значением входящих в них предлогов; тем более что присоединят постпозитивную придаточную часть и имеет оттенок присоединительности; затем что и как архаичны; благо используется в разговорной речи; раз присоединят пре- и постпозитивную придаточную часть: Варвара знала всех очень хорошо, так как постоянно стирала у них белье (Григ.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с уступительными отношениями между частями. В СПП с уступительными отношениями между частями придаточная часть указывает на то, что действие главной части совершается вопреки условиям придаточной. Уступительные отношения близки к сопоставительным, которые есть в ССП, поэтому некоторые из этих предложений могут представлять собой переходный тип от сочинения к подчинению.

Значение уступки выражается при помощи союзов, союзных сочетаний, частиц в функции союза: хотя употребляется во всех стилях речи; несмотря на то что и невзирая на то что употребляются в основном в книжной речи; пусть, пускай выражают уступку при противопоставлении; даром что употребляется в разговорной речи; правда в функции союза выражает уступительно-соединительные отношения и всегда сочетается с противительным союзом но : Несмотря на то что у меня не было ни одной свободной минуты, я вел нечто вроде дневника (Кав.).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры со сравнительными отношениями между частями. В СПП со сравнительными отношениями между частями придаточная часть присоединяется к главной сравнительными союзами. Оттенок значения придаточной части определяется лексическим значением союза: как выражает непосредственное сравнение, соответствие, одинаковость сравнительных явлений; подобно тому как и что равны по значению союзу как; будто, словно, точно, как будто выражают недостоверное сравнение; как если бы, будто бы имеют сравнительно-условное значение: На дворе гнулась и металась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы (А.Т.).

В сравнительной конструкции может быть пропущено сказуемое, так как оно названо в главной части. Если в этой конструкции остались второстепенные члены из состава сказуемого, оно может быть восстановлено, следовательно, перед нами сравнительная придаточная часть сложноподчиненного предложения: Волга в наши дни течет не так, как во времена половцев (Усп.). Если в сравнительной конструкции нет второстепенных членов, зависящих от сказуемого, то перед нами простое предложение со сравнительным оборотом: Безумная мысль вдруг, как молния, мелькнула в мозгу Андрея (Купр.).

Сравнительные отношения могут передаваться конструкциями, имеющими в своем составе формы сравнительной степени (компаратив). Средствами связи в таких сложных предложениях выступают союзы чем, нежели : Прохожий узнается позже, чем он пройдет, нырнув в туман (Паст.).

Анализ СПП со сравнительными отношениями показывает, что для выражения таких отношений используются как предложения расчлененной, так и нерасчлененной структуры (во втором случае они квалифицируются как предложения с определительными отношениями между частями).

Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры с сопоставительными отношениями между частями. В таких СПП сопоставляются две реально существующие ситуации. Такие предложения близки к ССП с сопоставительными отношениями. Части СПП могут сопоставляться во временном, количественном, качественном и других планах. Отношения сопоставления включают два основных значения: соответствия и несоответствия.

Средства связи: союз если … то может обозначать и соответствие, и несоответствие; в то время как, тогда как обозначают временное сопоставление различных, но в чем-то схожих ситуаций; по мере того как производят сопоставление сходных ситуаций; чем … тем, настолько … насколько, по мере того как в современном русском языке в основном употребляются в нерасчлененном виде;союзы чем…тем, поскольку…постольку, насколько… настолько подчеркивают пропорциональное соответствие, которое поддерживается формами сравнительной степени: Чем глубже вырыты колодцы, тем в них прозрачнее вода (Друн.).

Сопоставительные отношения могут осложняться дополнительными оттенками уступки или противопоставления.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • повторение и углубление сведений о сложном предложении
  • введение понятия о сложноподчиненном предложении
  • формирование умения различать союзы и союзные слова
  • находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения
  • проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

  • развитие мыслительной деятельности учащихся
  • развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

  • воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний
  • воспитание любви к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей
  • воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

  1. мультимедийный проектор, экран
  2. раздаточный материал (опорный конспект № 1 “Предложение”; опорный конспект № 2 “Сложноподчиненное предложение”; текст “Заочная экскурсия по Ясной Поляне”)

1. Оргмомент

(Цель: мобилизация внимания школьников, создание мотивации к действиям на уроке)

Приветствие
- обеспечение благоприятной атмосферы на уроке
- формулировка целей урока
- объявление плана урока

2. Активизация пройденного материала

(Цель: актуализация знаний, необходимых для изучения и понимания нового материала)

А) Орфографическая разминка.

У доски работает ученик. (Необходимо правильно записать предложение, определить его вид. Класс записывает предложение под диктовку).

Стелющийся дым, таящий в себе большую опасность, клубился из огнедышащего кратера вулкана, увенчанного шапкой быстро тающего снега.

(Простое осложненное предложение)

В) Комбинирование устного и письменного опроса.

Устный опрос.

Индивидуальный опрос с использованием средств наглядности (слайд 3) и опорного конспекта №1

Фронтальный опрос

В каком разделе языкознания изучается предложение?
- На какие группы делятся все предложения?
- В чем отличие простого предложения от сложного?
- Какие виды сложных предложений?
- В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?
- Какие средства связи между частями предложения?

Письменный опрос

Указать вид предложения, способ связи частей в предложении.

САМОПРОВЕРКА

Определите, к какому виду относятся следующие предложения. Для сложных предложений укажите также средства связи, с помощью которых соединены между собой части предложения.

1. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумажку и подала её незнакомой своей покровительнице, которая стала читать её про себя. (А.С.Пушкин)
2. Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. (А.С.Пушкин)
3. Приятелей наших встретили в передней два рослых лакея в ливрее; дин из них тотчас побежал за дворецким. (И.С.Тургенев)
4. В саду было тихо, прохладно, и темные покойные тени лежали на земле. (А.П.Чехов)
5. Князь, не теряя присутствия духа, вынул из бокового кармана дорожный пистолет и выстрелил в маскированного разбойника. (А.С.Пушкин)

Форма записи в тетрадях.

1. СПП, интонация и союзное слово
2. БСП, интонация
3. БСП, интонация
4. ССП, интонация и союз
5. ПП

3. Усвоение новых знаний

1. Работа с учебником и составление опорного конспекта.

(Учащиеся читают параграф, систематизируют информацию по опорному конспекту №2)

Обратите внимание, что на части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов (слайд 8) .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

2. Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров (слайд 10)

Окончательный вывод по теме делает учитель.

4. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на языковом материале.

Заочное путешествие в Ясную поляну.

Учащиеся читают и анализируют текст, находящийся на парте. Находят в каждом предложении СПП. Чтение текста сопровождается показом слайдов (11-19)

Заочная экскурсия по Ясной Поляне.

Деревня Ясная Поляна возникла недалеко от Малиновых ворот Малиновой засеки. Толстые полагали, что свое название Ясная Поляна получила от широкой солнечной долины, открывающейся при повороте к усадьбе, а возможно, по речке Ясенке, протекающей неподалеку. В 1763 году Ясную Поляну на имя жены купил прадед Тостого князь С. Ф. Волконский, с тех пор она переходила по наследству. 28 августа 1828 года в Ясной Поляне родился Лев Николаевич Толстой. Он провел здесь большую часть своей жизни.

У входа в усадьбу встречают белые башенки. Здесь, как вспоминает Л.Н. Толстой, "...игра света и теней от больших, густо одевшихся берез прешпекта по высокой уже, темно-зеленой траве, и незабудки, и глухая крапива...". Глухой крапивы, конечно, сегодня нет. Усадьба очень ухожена, во всем чувствуется заботливая рука работников музея. Слева, у въезда в усадьбу, - Большой пруд, который является одним из старейших гидротехнических сооружений Ясной Поляны.

Внешний облик двухэтажного дома-музея, расположение его комнат, обстановка - все сохраняется в том виде, как было в последний год жизни писателя. В доме все одухотворено образом Льва Толстого: библиотека, рабочий кабинет; зал, где обедали, отдыхали; “комната под сводами” с ее небольшим круглым столом, лампой, диваном, несколькими креслами, старинным туалетным столом с тремя зеркалами, личные вещи писателя, портреты его и близких.

Флигель Кузминских - здание Яснополянской школы Толстого, позднее – дом для гостей; ныне в нем размещаются временные экспозициии. Изначально флигель представлял собой (как и Дом Толстого) часть архитектурного ансамбля, заложенного еще при князе Волконском. В 1859 году во флигеле Толстым была открыта школа для крестьянских детей, которая просуществовала до 1862 года. Позднее здесь останавливались гости. Чаще других здесь жила свояченица писателя, младшая сестра его жены, Татьяна Андреевна Кузминская со своей семьей. По ее имени флигель и был назван флигелем Кузминских.
Дом Волконского - самое старое здание в усадьбе. Предполагается, что в нем некоторое время жил дед писателя князь Н. С. Волконский. При князе в центральной части дома располагались мастерские по изготовлению полотна, ковров, обработке кожи. При Толстом здесь жила прислуга, находились прачечная и “черная кухня”. В восточном крыле Дома Волконского размещалась художественная мастерская дочери Толстого Татьяны Львовны.

Могила Л.Н. Толстого является одним из наиболее популярных мест среди посетителей усадьбы. В "Воспоминаниях" Лев Николаевич писал о том, как его старший брат Николенька объявил, что "у него есть тайна, через которую, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми и будут любить друг друга. Тайна эта написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги на краю оврага в яснополянском парке". Считается, что Толстой попросил похоронить его на краю оврага, на месте “зеленой палочки”, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо ". По словам Стефана Цвейга, это "самая красивая, самая внушительная, самая трогательная могила в мире”

5. Подведение итогов урока. Закрепление изученного материала.

Что нового узнали на уроке? Выводы (слайд 20)
- Работа с карточками.

Для закрепления изученного материала учащимся выдаются карточки с заданием, составленным по материалам сборника “Подготовка к ЕГЭ. 9 класс”

Вариант 1.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.

(Л.Н.Толстой. Детство)

1,2,10,11

Вариант 2.

В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал.Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде.

(Л.Н.Толстой. После бала)

6. Задание на дом: параграф 9 учить, Упр.76

Совершенно очевидно что предложения с семантическими союзами и предложения с относительными местоимениями представляют разные структурные типы СПП. Детерминантные предложения – класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выделяют следующие разряды: 1 предложения обусловленности которые в свою очередь делятся на: а причинные; б условные; в целевые; г уступительные; д следствия; 2 временные предложения; 3 сравнительные предложения; 4 предложения соответствия с союзами по мере того...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Расчлененное сложноподчиненное предложение (двучленное). Сложноподчиненное предложение с присоединительным придаточным

Для расчлененных СПП дифференцирующим признаком является характер используемых в них союзных средств. Классификация этих сложных предложений подготовлена традицией и не вызывает больших разногласий. Совершенно очевидно, что предложения с семантическими союзами и предложения с относительными местоимениями представляют разные структурные типы СПП. Различие в средствах связи отражает более глубокое различие в характере самой подчинительной связи, которая является детерминантной у предложений второго типа. Эти два типа называются детерминантный и относительно-распространенный.

1. Детерминантные предложения – класс обширный и внутренне разнообразный. Среди детерминантных предложений по семантике союзов выделяют следующие разряды:

1) предложения обусловленности, которые, в свою очередь, делятся на: а) причинные; б) условные; в) целевые; г) уступительные; д) следствия;

2) временные предложения;

3) сравнительные предложения;

4) предложения соответствия (с союзами по мере того как, чем…тем).

В рамках отдельных разрядов СПП выделяются семантические разновидности, которые отличаются друг от друга значением, создаваемым под воздействием определенного лексического наполнения предложения. Так, среди целевых предложений выделяют собственно целевые, имеющие в главной части значение произвольного целенаправленного действия, и предложения антицели, передающее в главной части значение непроизвольного действия.

2. Относительно-распространительные СПП составляют небольшой и внутренне цельный класс. Эти предложения организуются любым союзным словом с вмещающим значением; придаточная часть, вводимая союзным словом, всегда постпозитивна (или – при осложнении главной части полупредикативной конструкцией – интерпозитивна).

Придаточные предложения присоединительные (их иногда называют придаточными присочиненными, подчинительно-присоединительными) содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу того, о чем говорится в главном предложении. Средствами связи обеих частей служат союзные слова что, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего: …Обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки, что бывало у них только в торжественные случаи (Пушкин).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

83. Нерасчлененное (одночленное) предложение. Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным 7.1 KB
Придаточные изъяснительные связаны со словами имеющими значение речи мысли восприятия чувства состояния или выражающими оценку чаще всего способными к управлению обычно это глаголы но ими могут быть и существительные с указанными значениями краткие прилагательные со значениями эмоционального или волевого состояния слова категории состояния. Придаточные изъяснительные прикрепляются к главному предложению с помощью союзов что чтобы будто как как будто словно ли и др. Придаточные изъяснительные относящиеся к существительным...
84. Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным 7.12 KB
Придаточные предложения этого типа называются присубстантивно-определительными. Связь между главным и придаточным предложениями усиливается если при пояснительном члене главного предложения имеется указательное местоимение: Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты которое тронуло меня до слез Л. Другую группу придаточных определительных образуют так называемые приместоименноопределительные предложения относящиеся к указательному или определительному местоимению в главном предложении и конкретизирующее их значение: Я тот...
89. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными членами 7.58 KB
Однородными называются одноименные придаточные предложения относящиеся к одному и тому же члену главного предложения или к нему в целом. Между собой эти предложения связываются сочинительной или бессоюзной связью и потому называются придаточными соподчиненными. Многочленными СПП называются предложения состоящие из одной главной и нескольких придаточных частей. Вторая часть состоит из главного предложения или нескольких главных предложений.
87. Сложноподчиненное предложение с придаточными условным и уступительным 7.06 KB
В приведенных примерах условие представлено как реально возможное. Если же условие представляется невозможным то сказуемое в обеих частях СПП выражается формой сослагательного наклонения в придаточном предложении к союзу добавляется частица бы. Придаточные предложения уступительные содержат указание на условие вопреки которому осуществляется то о чем говорится в главном предложении.
85. Сложноподчиненное предложение с придаточными места и времени 6.98 KB
СПП с придаточными времени можно разбить на две группы: в одной указываются отношения одновременности полной или частичной в другой – отношения разновременности. Отношения одновременности передаются с помощью союзов когда пока устарелыми покамест как и формами глаголов. Отношения разновременности выражаются различными союзами соотношением видовых форм глаголовсказуемых порядком расположения главного и придаточного предложений. Союз когда может переходить в главное по смыслу предложение так называемые перевернутые отношения:...
88. Сложноподчиненное предложение с придаточными причины, цели, следствия 7.09 KB
В зависимости от смысла интонации логического подчеркивания придаточного предложения наличия в СПП определенных лексических элементов и других условий сложный составной союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения как соотносительное слово а вторая выполняет роль союза. К условиям расчленения сложного союза относятся: 1 наличие перед союзом отрицательной частицы не; 2 наличие перед союзом усилительных ограничительных и др. первая часть используется как соотносительное слово в главном предложении а...
81. Сложноподчиненное предложение. Принципы классификации сложноподчиненных предложений 7.54 KB
Принципы классификации сложноподчиненных предложений Сложное предложение предикативные части которого соединены в одно структурное и смысловое целое подчинительными союзами и союзными словами называется сложноподчиненным предложением СПП. В русском языкознании в разное время были выдвинуты три принципа классификации СПП. Наибольшую популярность получила классификация основанная на уподоблении СПП в целом простому а придаточных частей – членам предложения Ф. различны основания для уподобления придаточной части СПП тому или иному члену...
3569. Спрос, предложение, конкуренция 3.79 KB
Предложение зависит от следующих факторов: издержки производства товара технология производства налоги и дотации цены на товарызаменители емкость рынка ожидание Необходимым элементом рыночного механизма является конкуренция. Конкуренция экономическое соревнование товаропроизводителей за получение возможно большей прибыли При превышении предложения над спросом начинается конкуренция между производителями что как правило влечет за собой снижение цен. При превышении спроса над предложением когда возникает дефицит...
2030. Уникальное торговое предложение (УТП) 16.21 KB
Уникальное торговое предложение УТП Термин уникальное торговое предложение ввел известный идеолог рационалистической рекламы Россер Ривс. Ривс сделал важное наблюдение: по силе воздействия УТП как истинные так и ложные превосходят другие рекламные утверждения поскольку лучше запоминаются и обладают большей агитационной силой. Ривс УТП обеспечивает рост внедрения марки в сознание людей и падение соответствующих показателей марок конкурентов. Ривс указывал что эффективная стратегия рекламирования которую он назвал уникальным...
134. Бессоюзное сложное предложение 8.67 KB
Среди БСП различаются два основных типа: предложения однородного состава части которых однотипны в смысловом отношении и одинаково относятся к образуемому ими целому; предложения неоднородного состава части которых разнотипны в смысловом отношении и представляют разные стороны образуемого ими целого. Внутри этих типов выделяются честные разновидности – также по характеру смысловых отношений между частями сложного предложения. Среди предложений однородного состава различают предложения со значением перечисления и со значением...