Катер специального назначения проекта грачонок. Противодиверсионный катер «Грачонок

Если у вас нет дальнобойной оптики и привычки внимательно всматриваться вдаль, вы можете пройти по набережной Невы и даже не заметить этот корабль. Со своими размерами и окраской он теряется даже на фоне парадной питерской архитектуры. Но я не мог пройти мимо и не сфотографировать его.
Знакомьтесь: противодиверсионный катер П-104 «Нахимовец» проекта 21980.
Предназначение: борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

В основу проекта были заложены такие тактико-технические характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Катер построен на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Про завод я рассказывал в репортаже .

Этот катер был заложен на заводе 08.02.2008, спущен на воду 25.04.2009, постройка завершена. П-104 стал первым построенным катером этого проекта. Строительство их продолжается до сих пор.
23.11.2009. Название «Нахимовцу» дали в честь 70-летия со дня образования Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Сейчас он несет службу в составе Дважды Краснознамённого Балтийского флота, относится к 105-ой бригаде кораблей охраны водного района Ленинградской военно-морской базы, порт приписки Кронштадт.

Основные характеристики:

Водоизмещение 139 т.

Длина 31,04 м, ширина 7,4 м, осадка 1,85 м.

Два дизеля обеспечивают скорость хода в 23 узла.

Дальность плавания 200 миль, автономность плавания 5 суток

Экипаж 8 человек

Вооружение

Навигационное вооружение НРЛС МР-231 «Пал»

Радиоэлектронное вооружение ОЭКН МТК-201

Морская тумбовая пулеметная установка (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм


Противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр "Грачонок") - проект (тип) катера охраны водного района, разработанный для перевооружения Военно-Морского Флота РФ. Катера проекта 21980 предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Место базирования

Балтийский флот, Черноморский флот, Тихоокеанский флот, Каспийская флотилия.

Постройка

Головной катер П-104 "Нахимовец" заложен 8 февраля 2008 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду 25 марта 2009 года, принят в состав Балтийского флота в ноябре 2009 года.

П-191 заложен 7 мая 2010 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду в мае 2011 года, принят в состав Черноморского флота в конце октября 2011 года.

П-349 заложен 6 мая 2011 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду 16 июня 2012 года, принят в состав Черноморского флота 14 ноября 2012 года.

П-350 заложен 5 мая 2012 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду в апреле 2012 года, принят в состав Черноморского флота 22 августа 2012 года.

П-377 заложен 17 мая 2012 года на Восточной верфи, спущен на воду 24 июня 2013 года, принят в состав Тихоокеанского флота в сентябре 2013 года.

П-351 заложен 27 июля 2012 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду в июне 2013 года, принят в состав Каспийской флотилии 15 октября 2013 года.

П-420 заложен в августе 2012 года на Восточной верфи, спущен на воду 30 ноября 2013 года, принят в состав Тихоокеанского флота 24 февраля 2014 года.

П-355 заложен 7 мая 2013 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду 30 мая 2014 года, принят в состав Черноморского флота 22 августа 2014 года.

П-356 заложен 27 июля 2013 года на Зеленодольском заводе им. Горького, спущен на воду в 2014 году, принят в состав Черноморского флота 9 октября 2014 года.

П-417 заложен в 2012 году на Восточной верфи, спущен на воду в 2014 году, принят в состав Тихоокеанского флота 25 сентября 2014 года.

Еще два катера были заложены на Зеленодольском заводе 12 января и 7 мая 2015 года.

Вехи

По состоянию на 2015 год не менее 7 катеров входят в боевой состав ВМФ РФ.

Тактико-технические характеристики

Водоизмещение 139 т
Длина 31,04 м
Ширина 7,4 м
Осадка 1,85 м
Скорость хода 23 узла
Дальность плавания 200 миль
Автономность плавания 5 суток
Экипаж 8 человек

Энергетическая установка

2 дизеля

РТВ

оптико-электронный комплекс наблюдения МТК-201, ГАС "Кальмар", противодиверсионная ОГАС "Анапа"

Вооружение

Одна морская тумбовая пулеметная установка МТПУ калибра 14,5 мм, противодиверсионные гранатомёты ДП-65А и ДП-64. переносной зенитно-ракетный комплекс "Игла-1" (боекомплект - 4 ЗУР).

Противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок» разработан для перевооружения Военно-Морского Флота Российской Федерации. Судно предназначено для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Проект катера разработан на нижегородском ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел». В основу проекта были заложены такие характеристики, как применение новейшего радиоэлектронного вооружения, использование новых энергетических установок, установка новых образцов вооружения и мореходность до 4 баллов. Благодаря этому катера проекта способны обеспечить выполнение широкого спектра задач, но основное назначение катеров типа «Грачонок» - борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ.

Конструкция - однопалубный катер с непрерывной главной палубой, развитой надстройкой, наклонным форштевнем и транцевой кормой. Для проведения работ имеется кран-манипулятор. ГЭУ катера состоит из двух дизельно-редукторных агрегатов. Установлены вспомогательные дизель-генераторы ДГА-100-В-А1-МПС. «Грачонок» имеет водоизмещение 138 тонн и может использоваться как в море, так и на реках.

Основу разведывательных средств катера составляет гидроакустический комплекс «Кальмар». Установленные на катер электронные системы, средства навигации и связи - все отечественного производства. Радиолокационные и гидроакустические станции имеют компьютерные интерфейсы. В дополнение имеются системы навигации, аналогичные гражданским судам. Катер имеет автономность до 5 суток, что с запасом хода 200 миль позволяет использовать его на морских маршрутах малой дальности.

На рубке катера Грачонок установлена универсальная мачта с кронштейнами для крепления любого необходимого оборудования. Для работы на реках устанавливаются УКВ радиостанции речного диапазона. Также предусмотрена коротковолновая и спутниковая связь. Со второго судна на катерах проекта начали устанавливать судовой водолазный комплекс с барокамерой, для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ. Также его применяют для лечения заболеваний, связанных с погружением на глубину и поддержания физиологической натренированности водолазов.

Основные тактико-технические характеристики катера «Грачонок»

Основные характеристики:

Водоизмещение: 139 т (стандартное)

Длина: 31,04 м (наибольшая)

Ширина: 7,4 м (наибольшая)

Осадка: 1,85 м (средняя)

Двигатели: 2 дизеля

Скорость хода: 23 узла (полная)

Дальность плавания: 200 миль

Автономность плавания: 5 суток

Экипаж: 8 человек

Вооружение:

Навигационное вооружение НРЛС МР-231 «Пал»

Радиоэлектронное вооружение
- ОЭКН МТК-201
- ПОК «Кальмар»
- ОГАС «Анапа»

Артиллерия:
- 1 × 14,5 мм МТПУ
- 1 × противодиверсионный гранатомёт ДП-65А
- 1 × гранатомёт ДП-64

Ракетное вооружение ПЗРК «Игла» (боекомплект - 4 ЗУР)

30 июля 2019 года на судостроительном заводе в Рыбинске прошел спуск на воду третьего катера специального назначения «Грачонок» для Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. После прохождения швартовных, ходовых и госиспытаний судно будет передано заказчику и отправится к месту несения службы. Катер предназначен для охраны Крымского моста. Для этих целей ведомство сформировало специальную бригаду в Керчи.

19 июня 2019 года в городе Рыбинск Ярославской области спустили на воду первый из четырех катеров спецназначения «Грачонок», построенный по заказу Росгвардии для охраны Керченского пролива и Крымского моста. Катер предназначен для борьбы с диверсионно-террористическими силами в акваториях и ближних к ним пунктах базирования. Контрактом между судостроительным заводом «Вымпел» и Росгвардией предусмотрена передача всех катеров до конца 2019 года.

В этом году в состав противодиверсионных сил Тихоокеанского флота войдут два «Грачонка»

Недавно в состав Приморской флотилии разнородных сил флота вошел первый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Второй катер этого класса в настоящий момент находится на ходовых испытаниях и в ближайшее время также пополнит состав флота.
Всего в составе ВМФ России состоит 6 единиц данного катера. 4 катера строятся.

Справочно

Противодиверсионный катер проекта 21980 (шифр «Грачонок») — тип катера охраны водного района.
Его высокие тактико-технические характеристики, мореходные качества, применение современного радиоэлектронного вооружения и мощной энергетической установки, размещение нового водолазного комплекса позволяют выполнять широкий спектр задач.

Основное назначение катеров типа «Грачонок» — борьба с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования ВМФ, а также оказание содействия Пограничной службе России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

Тактико-технические данные :
Водоизмещение, т: стандартное: 138
Размеры, м:
длина: 31,04
ширина: 7,4
осадка: 1,85
Скорость полного хода, уз: 23
Дальность плавания: 200 миль
Автономность, сут: 5
Силовая установка: 2х2400 л.с. дизеля MTU, 2 ВФШ, 2 ДГ по 100 кВт
Экипаж, чел: 18

Головной катер этого проекта - П-104 был заложен на стапеле завода 18 февраля 2008 года, спущен на воду 25 апреля 2009 года
Серия:
ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького»
№981 (бортовой 889) - заложен 08.02.08 - спущен 25.04.09 - передан 11.2009 (в составе БФ)
№982 (бортовой 840) - заложен 07.05.10 - спущен 07.2011 - передан 10.2011 (в составе ЧФ)
№983 (бортовой 841) - заложен 06.05.11 - спущен 16.06.12 - передан 11.2012 (в составе ЧФ)
№984 (бортовой 842) - заложен 05.05.12 - спущен 04.2013 - передан 08.2013 (в составе ЧФ)
№985 (бортовой 930) - заложен 27.07.12 - спущен??.2013 - передан 10.2013 (в составе КФ)
№986 - заложен 07.05.13
№987 - заложен 27.07.13

ОАО «Восточная верфь»
№8002 (бортовой 996) - заложен в 2012 году - спущен 24.06.13 - передан 09.2013 (в составе ТОФ)
№8003 - заложен в 2012 году - спущен 29.11.13
№8004 - заложен в 2012 году

Артиллерийское вооружение состоит из:
-морской тумбовой пулеметной установки МТПУ калибра 14,5 мм,
Предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями.
Установленная на палубе «Грачонка» МТПУ обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях и высотах до 2000 м и 1500 м соответственно.

Противодиверсионного гранатомёта ДП-65А
Десятиствольный 55-мм гранатомет в составе дистанционно управляемого гранатометного комплекса обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа РГ-55М на дальностях 50-500 м, действующих на глубинах до 40 м в радиусе 16 м от точки нахождения гранаты.
Комплекс работает совместно с гидроакустической станцией типа «Анапа», обеспечивающей автоматическое и постоянное наведение гранатомета в точку стрельбы.

Противодиверсионного гранатомёта ДП-64.
Ручной 45-мм противодиверсионный гранатомет предназначен для решения аналогичных задач и при массе не более 10 кг он обеспечивает поражение подводных боевых пловцов и диверсантов фугасными гранатами типа ФГ-45 на дальностях до 400 м и глубинах до 40 м в зоне радиусом 14 м.

Зенитное ракетное вооружение — переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-1» (боекомплект — 4 ЗУР).
ПЗРК «Игла» представляет собой высокомобильный ЗРК ближнего действия, предназначенный для борьбы самолетами, вертолетами, КР и ДПЛА на встречных и догонных курсах в условиях их визуальной видимости, наличия естественных и искусственных тепловых помех. ПЗРК обеспечивает поражение указанных целей, действующих в диапазоне дальностей и высот 1-5,2 км и 0,01-2,5 км со скоростями до 360 м/с.

Радиоэлектронное вооружение: НРЛС МР-231, ГАС «Кальмар», ОГАС «Анапа»

На катерах установлен специально разработанный судовой водолазный комплекс, предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ, лечения в барокамере специфических водолазных заболеваний, поддержания физиологической натренированности водолазов.

Проект 21980 «Грачонок» - это серия скоростных, маневренных и многоцелевых катеров, предназначенных для защиты акваторий пунктов базирования, а также ближних подходов к ним от диверсионно-террористической угрозы. Кроме того, корабли этого проекта будут использоваться для охраны государственной границы нашей страны. Благодаря особенностям своей конструкции, а также оснащению катеров новейшим оборудованием и системами вооружения, они способны выполнять задачи, которые ранее выполняли суда гораздо большего водоизмещения. Следует отметить, что кораблей такого класса ранее не было не только в составе российского, но и советского военно-морского флота.

Катера типа «Грачонок» способны обнаруживать объекты в толще воды на дистанциях в 300 метров, проводить обследование дна на глубинах до 200 м (при волнении моря до 3 баллов и скорости движения судна до 8 узлов). Кроме того, эти корабли могут проводить изучение дна и подводных объектов с помощью телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов. На катерах проекта есть водолазное оборудование и барокамера.

Противодиверсионный катер (ПДКТ) проекта 21980 был разработан конструкторами ОАО «КБ «Вымпел» (Нижний Новгород), серийное производство этих кораблей налажено на Зеленодольском заводе им. Горького, а затем на Восточной верфи и ССЗ «Вымпел». Первый катер этого проекта был заложен в 2008 году, уже через год он был спущен на воду.

В настоящее время в строю находится уже 12 противодиверсионных катеров проекта 21980, еще 5 строится, а один «Грачонок» проходит испытания.

История создания проекта 21980 «Грачонок»

Катер проекта 21980 был разработан в ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» по заказу ВМФ РФ, руководил работами А. С. Речицкий. Корабль изначально проектировался для выполнения широкого спектра боевых задач, но основной из них должна была стать борьба с диверсионными и террористическими угрозами.

Головной корабль проекта был заложен в 2008 году на ОАО «Зеленодольский завод имени А. М. Горького», он получил номер П-104. 25 марта 2009 года катер был спущен на воду и после доработки начались его заводские испытания. После их успешного завершения П-104 был принят в состав Балтийского флота. В 2011 году П-104 принял участие в международной военно-морской выставке «Ленэкспо 2011».

В мае 2010 года в Зеленодольске был заложен второй катер проекта 21980. Он получил тактический номер П-191. На этом корабле был установлен водолазный колокол и барокамера. Катер был спущен на воду в июне 2011 года, а уже осенью начались его государственные испытания в Новороссийске.

В мае 2011 года началось строительство третьего катера проекта, он получил номер ПРДКА П-349.

В 2012 году в Зеленограде были заложены сразу два «Грачонка», кроме того, к серийному производству этих кораблей была подключена «Восточная верфь» во Владивостоке. На ней были заложены два катера проекта 21980.

В 2012 году катера под номерами П-191 и П-349 были зачислены в состав российского Черноморского флота.

В 2013 году в Зеленограде были заложены еще два катера, а П-377, изготовленный во Владивостоке, был спущен на воду. П-351 был принят в состав Каспийской флотилии.

В 2014 году к производству кораблей проекта 21980 присоединилось еще одно российское предприятие – рыбинский ССЗ «Вымпел». Российское военное ведомство подписало с заводом контракт на постройку шести кораблей проекта. В этом же году были спущены на воду несколько катеров, после испытаний они вошли в состав Черноморского и Тихоокеанского флота.

Закладки и спуски на воду катеров проекта 21980 продолжались и в 2019 году, начались работы над кораблями для Северного флота. В настоящее время (информация на конец 2019 года) в составе ВМФ РФ находится 12 катеров: пять из них входит в состав Черноморского флота, два – Северного флота, по одному ПДКТ находится на Балтике и Каспии и три входят в состав Тихоокеанского флота. Ведется работа над четырьмя катерами, еще на три «Грачонка» подписаны контракты.

Описание конструкции проекта 21980 «Грачонок»

Противодиверсионный катер «Грачонок» - это однопалубный корабль с довольно развитой надстройкой и транцевой кормой. Для проведения погрузочных работ он оснащен краном-манипулятором. Экипаж катеров этого проекта состоит из восьми человек. Автономность корабля составляет пять суток.

Главная энергетическая установка корабля выполнена на основе дизельных двигателей фирмы MTU Friedrichshafen (Германия). Она позволяет катерам этого проекта достигать скорости в 23 узла.

В 2014 году из-за наложенных на Россию западных санкций поставки немецких двигателей были прекращены. Их заменили китайскими аналогами, изготовленными компанией Henan Diesel Engine Industry Co.LTD. Поставки производились через российскую компанию «Морские пропульсивные системы». В состав новой ГЭУ вошли два двигателя TBD620V12, два реверс-редуктора и соединительные муфты.

В марте нынешнего года в российских СМИ появилась информация, что оба китайских двигателя вышли из строя во время первого же испытания. Из-за этого на российского субподрядчика «Морские пропульсивные системы» были наложены штрафные санкции в размере 750 тыс. рублей. Правда, теперь не совсем понятно, какими двигателями будут комплектоваться новые корабли.

Катера проекта 21980 оснащены весьма совершенным комплексом вооружения, современными радиоэлектронными и радиотехническими средствами, а также водолазным оборудованием, которое позволяет проводить обследование дна и подводных объектов.

В комплекс оборудования корабля входит РЛС МР-231 «Пал», которая предназначена для безопасности судовождения и обеспечивает круговой радиолокационный обзор. Эта РЛС может осуществлять автоматическое сопровождения 50 целей на протяжении длительного времени и имеет встроенную систему опознавания государственной принадлежности цели. Информация об окружающей обстановке накладывается на цифровую карту района плавания корабля.

Также в состав оборудования катеров этого проекта входит автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, многофункциональный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа».

Гидроакустическая станция «Анапа» может обнаруживать боевых пловцов на дистанциях в 300 метров в секторе 360 градусов. Антенны станции находятся на специальном устройстве, которое выдвигается из корпуса судна. В ходе испытаний с помощью станции была исследована подводная обстановка гавани, дно и толща воды. При движении со скоростью около шести узлов четко наблюдались различные объекты на дне, причальные стенки, якорные цепи на дистанциях до 300 метров.

Для выполнения боевых задач экипаж катера может задействовать и поисково-обследовательский комплекс «Кальмар», который позволяет исследовать дно на глубинах до 200 метров, а также подводный телеуправляемый аппарат ТНПА «Фалкон» разработанный компанией Saab Seaeye Co.LTD. Он способен достигать глубин в 300 метров.

По результатам проведенных государственных испытаний комплекс «Кальмар» был модернизирован, в дальнейшем для катеров этого проекта планируют создать новый, более совершенный, необитаемый подводный спускаемый аппарат.

Уже на второе судно этого проекта был установлен специальный водолазный комплекс с барокамерой, который можно использовать при проведении спасательных, поисковых, технических и иных видов подводных работ. Еще можно добавить, что оборудование катеров «Грачонок» отображает данные о подводной обстановке в режиме реального времени.

Несмотря на свои довольно скромные размеры, катер «Грачонок» серьезно вооружен. На его борту имеется четыре переносных ракетных комплекса «Игла» для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также тумбовая пулеметная установка калибра 14,5 мм. Однако главным оружием, предназначенным для выполнения главной задачи катера – борьбы с боевыми пловцами противника, – являются противодиверсионные гранатометы. Их на борту «Грачонка» два вида: десятиствольный, калибра 55 мм, дистанционно управляемый гранатометный комплекс 98У и переносной ручной двухствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 «Непрядва».

55-мм гранатомет обеспечивает поражение подводных диверсантов на дистанциях до 500 метров и глубине до 40 метров. Фугасная граната РГ-55М, которую использует 98У, имеет гарантированный радиус поражения до 16 метров от точки входа. Это оружие работает в связке с гидроакустической станцией «Анапа», с помощью которой происходит прицеливание.

14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка позволяет уверенно поражать надводные, воздушные и береговые легкобронированные цели на дистанциях до 2 тыс. метров.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что катера проекта 21980, несмотря на свои довольно скромные размеры (водоизмещение 138 тонн, длина 31 метр, осадка 1,85 метра), способны решать целый комплекс боевых задач и уверенно защищать пункты базирования от диверсионных и террористических угроз.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них