Катапульта для запуска авиамоделей. Катапульта для скоростных моделей

ской, а красной - прочертите центральную линию, старт м посадочный знак.

Наклонный щит сделайте из листа фанеры и прикрепите его двумя-тре-мя петлями к передней части посадочной зоны. О назначении этого щита нетрудно догадаться: он закрывает взлетно-посадочную полосу снизу и исправляет -ошибки пилота при посадке модели.

Готовые щиты соберите вместе и подгоните друг к другу по высоте. Затем скрепите их между собой крючками. Их можно подобрать готовыми ипи сделать из листового металла толщиной 2 мм.

Взлетную зону оборудуйте катапультой и стартовым устройством. Катапуль

той может быть жгут из пяти-восьми нитей авиамодельной резины длиной 1,5 м. Один конец жгута прикрепите к последнему щиту, другой - привяжите к дюралевому поводку.

Стартовое устройство собрано из скобы, штыря-фиксатора и троса. Скобу согните из жести толщиной 1 мм, фиксатор - из проволоки 02 мм. К фиксатору привяжите трос - прочную нить длиной 16,5 м. Скобу закрепите шурупами на центральной рейке щита.

В посадочной зоне (на первых трех щитах) установите тормозное устройство. Оно предназначено для посадки самопета с работающим двигателем (в хвостовой части модели крепится стальной крючок). Устройство состоит из шести тормозных нитей (капроновая или рыболовная леска толщиной 0,6- 1 мм), стоек и грузоа.

Согните из проволоки 01,5-2 мм дгенадцать стоек и закрепите их вертикально, по четыре на каждом из трех щитов посадочной зоны. Проследите, чтобы петли стоек находились на расстоянии 40-50 мм от поверхности щитов. Продерните в них нити длиной по 5 м и привяжите к их концам мешочки с песком весом 100-150 г.

Итак, основная работа выполнена, остается подобрать для аэродрома подходящую площадку (не менее 50x50 м) и уже на месте собрать взлетно-посадочную полосу.

Монтазн аэродрома и запуск модели

Если выбранная вами площадка грунтовая, вройте ножки щитов неглубоко в землю (на 5-10 см). Затем отступите от готовой к испытаниям полосы на 5-6 м, вбейте в землю столбики и натяните на них Ееревку.

Размотайте корд и, перемещая модель вдоль центральной линии ВПП, найдите центр кордодрома. Положите в центр площадки вырезанный заранее фанерный круг и закрепите его, например, длинным гвоздем. Встаньте в этот круг, возьмите в правую руку ручку управления и попросите помощника пронести модель по кругу. Так вы сможете убедиться, не мешают ли полету модели посторонние предметы.

Теперь пришла лора подготовить модель к старту: установить фиксатор в скобу, натянуть резиновый жгут катапульты и надеть поводок на переднюю стойку шасси, зацепить модель хвостовым крючком за фиксатор, запустить двигатель и ровно поставить самолет на азлетной площадке полосы. Выполнив все эти операции, помощник приносит пилоту стартовый трос.

Пилот проверяет систему управления и, отклонив руль высоты на 2-3° вверх, левой рукой выдергивает фиксатор стартового устройства. Самолет, увлекаемый катапультой и тягой двигателя, стремительно взлетает. Далее управление им ничем не отличается от обычного.

Взлетать с ВПП можно и без стартового устройства, если помощник будет держать модель с работающим двигателем и выпускать ее по сигналу пилота, то есть так, как это депают на всех соревнованиях по кордовому моделизму.

имеете с щруаъя.пи

Модели планеров, взлетающие с катапульты, — это одни из самых простых и интересных моделей. Они прекрасно держатся в воздухе. Им несложно придать современные формы и привлекательный внешний вид. Но главное достоинство таких моделей — это их «чистый» и стремительный полет, способность выполнять фигуры пилотажа. Немудрено, что миниатюрные самолеты подобного класса весьма привлекательны для авиамоделистов, особенно начинающих. При конструировании такой модели планера следует помнить, что она должна быть, возможно, более легкой. А центр ее тяжести — совпадать с передней кромкой крыла (при крыле прямоугольной формы) или с лобиком средней аэродинамической хорды (при стреловидном крыле). Несмотря на свою относительную простоту, модель планера должна иметь весьма совершенную аэродинамику — только в этом случае она покажет хорошие результаты по продолжительности полета и чистоте выполнения фигур пилотажа. Так, при изготовлении весьма желательно оснастить ее крылом с плосковыпуклым профилем, а не фанерной пластиной со слегка скругленными передней и задней кромками. Немалое влияние на качество полета оказывает и отделка: лучше летают тщательно собранные и отполированные модели. При выборе аэродинамической схемы следует учитывать, что модели со стреловидным крылом более устойчивы в полете и стабилизатор их нельзя устанавливать под большим отрицательным углом.

Предлагаем три катапультируемые модели планеров

Первую модель планера — высокоплана — изготавливают целиком из легкой сосны. Для начала подбирают или выстругивают брусок прямоугольного сечения 35x20 мм. На нем размечают очертание фюзеляжа по виду сбоку, расположение и форму прорезей под крыло, стабилизатор и киль. Далее обрезают заготовку, размечают контур фюзеляжа в плане и окончательно обрабатывают этот элемент модели. Крыло, киль и стабилизатор планера вырезают из сосновых дощечек. Максимальная толщина крыла у борта фюзеляжа — 5 мм, у законцовки — 3 мм. Профиль — плосковыпуклый, с максимальной толщиной, расположенной на расстоянии 1/3 хорды от лобика крыла. При изготовлении тщательно следят за симметричностью правой и левой половин с помощью простейших шаблонов из тонкой фанеры. Столь же внимательно относятся и к изготовлению стабилизатора и киля. Готовые крыло, стабилизатор и киль вклеивают в прорези фюзеляжа. Крыло дополнительно фиксируют гвоздиками. Если при монтаже образуются щели, их заполняют кусочками дерева, закрепив клеем. После высыхания клея еще раз проверяют симметричность правой и левой половин крыла, тщательно ошкуривают модель. После этого крепят к фюзеляжу стартовый крючок из стальной проволоки или просто гвоздя и центруют безмоторку. Как уже упоминалось, центр ее тяжести должен совпадать с лобиком средней аэродинамической хорды (у высокоплана расстояние от плоскости его симметрии до средней аэродинамической хорды около 70 мм). Если нос модели слишком легкий, его догружают кусочками свинца. Когда добиваются равновесия, кусочки снимают, плавят и заливают свинец в высверленное в носу отверстие. В завершение модель планера грунтуют, еще раз шлифуют и окрашивают нитроэмалью: верхнюю часть — красной, нижнюю — голубой. Поверх краски рекомендуется нанести слой паркетного лака. Масса готовой модели должна составлять примерно 60 г.

Вторая модель н планера несколько отличается от первой. В частности, она —со среднерасположенным крылом. Технология ее изготовления практически та же. Единственное отличие — врезанное в фюзеляж крыло. Планер окрашивают «серебрянкой», кабину и киль отделывают синей краской, цифры и звезды с помощью трафаретов «набивают» красной нитроэмалью. Окончательная отделка — также паркетным лаком. Среднеплан очень удачен по конструкции и при правильной регулировке легко выполняет одну за другой две петли Нестерова. Масса готовой модели — примерно 50 г.

Третий планер отличается от предыдущих в основном тем, что у него крыло, киль и стабилизатор делают из фанеры. У крыла установочный угол нулевой; у стабилизатора — отрицательный: 2—3°. Требуется очень точная регулировка. Особое внимание нужно уделять устранению перекосов крыла и стабилизатора. Тщательно отрегулированная модель на большой скорости выполняет исключительные по красоте полеты. Самолетик окрашивают белой или алюминиевой краской, кабину и рули — голубой, а звезды и триммеры — красной. На рисунках показан вариант нанесения «швов» между листами обшивки, которые можно изобразить жидкой черной нитроэмалью или черной тушью с помощью рейсфедера. Правда, после туши модель необходимо покрыть одним слоем паркетного лака.

Устройство катапульты и запуск модели планера

Катапульта — из 15 нитей авиамодельной резины, сплетенных в косу. В петли на концах резинового шнура продевают металлические кольца. Общая длина шнура— 1,5 м. В состав катапульты входят также специальный колышек, в верхней части которого крепят крючок под кольцо резинового шнура. Катапультируемые модели планера рекомендуется запускать только там, где нет людей и строений, поскольку мини-самолеты развивают достаточно большую скорость и порой улетают довольно далеко. В момент запуска впереди в секторе 90 градусов не должно быть никого. Сначала производят испытательные (регулировочные) полеты при слабом натяжении резинового шнура. Если модель сваливается на крыло, то это, как правило, из-за перекоса крыла или киля. Дефект исправляют отгибанием крыла или киля в сторону, противоположную сваливанию. Если модель выполняет восходящие «бочки», то отклоняют заднюю часть стабилизатора вниз или загружают нос. Добившись устойчивого полета, мини-самолет запускают при полном натяжении резинового шнура катапульты. Хорошо отрегулированная модель на большой скорости выполняет петлю Нестерова, делает горку и, развернувшись, устойчиво планирует. Иногда она выходит из петли прямо над местом старта или даже сзади запускающего, поэтому при запусках нужно особо внимательно следить за траекторией полета. В противном случае скоростная модель может нанести спортсмену серьезную травму.

Катапультируемая модель планера из легкой сосны.

Катапультируемая модель планера -высокоплана из легкой сосны.

Катапультируемая модель планера с фанерными крылом, килем и стабилизатором и с фюзеляжем из легкой сосны.

Катапульта для запуска планера: 1 — колышек; 2 — крючок; 3 —резиновый шнур из 15 нитей авиамодельной резины; 4 — кольцо; 5 — модель.

Траектории полета катапультируемых моделей планера в зависимости от натяжения резинового шнура катапульты: А — двойная петля с переходом на планирование из второго витка; Б — петля с переходом на горку и планирование; В — двойная петля с потерей скорости в верхней точке траектории второго витка и срывом в штопор; Г — петля с переходом к полупетле с переворотом через крыло (иммельман).

Эта простая механическая игрушка доставит много удовольствия юным рыцарям, осаждающим неприступные крепости.

Катапульта — это средневековое осадное орудие, предназначенное для метания огромных камней и других тяжелых снарядов во вражеские укрепления. С помощью длинного рычага, приводимого в движение противовесом, она могла бросать предметы массой до 150 кг на расстояние в несколько сотен метров с большой скоростью. Снаряд укладывался в пращу, вытянутую вдоль платформы. При выстреле длинный рычаг вместе с привязанной пращой быстро поднимался вертикально и один из концов пращи освобождался, позволяя снаряду лететь к цели.

Начните с изготовления платформы

1. Из кленовой доски толщиной 6 мм выпилите бортики А и платформу В по указанным в «Списке материалов» размерам. Положите платформу на подкладки толщиной 3 мм и приклейте к ее кромкам бортики, выровняв торцы деталей (рис. 1 и 1а). Убедитесь в прямоугольности склейки и зафиксируйте детали струбцинами.

2. Из материала толщиной 13 мм выпилите опорные бруски С . Установите в пильный станок пазовый диск толщиной 6 мм. Используя угловой (поперечный) упор с деревянной накладкой и стопором, выпилите в опорных брусках пазы глубиной 3 мм на расстоянии 25 мм от концов (рис. 1), разворачивая детали на 180° после каждого прохода.

Краткий совет! Проверьте настройки на пробном обрезке. При двух проходах с разворотом детали даже небольшая неточность удваивается, и требуемое расстояние между пазами получить не удастся. Делайте пробные проходы на обрезке такой же длины и, если необходимо, измените настройки.

Приклейте, фиксируя струбцинами, опорные бруски С к бортикам платформы А. Расположите внешние бруски, как показано на фото, а внутренние — на расстоянии 51 мм от них.

Смажьте клеем пазы и приклейте бруски к бортикам платформы (рис. 1 и фото А).

Добавьте стойки

1. Из материала толщиной 13 мм выпилите стойки D . С помощью фрезерного стола сделайте фаски шириной 3 мм вдоль внешних ребер, а также вдоль торцов каждой стойки (рис. 1). Просверлите в указанных местах сквозные отверстия диаметром 5 мм для латунного стержня.

2. Сделайте четыре копии шаблона подкосов Е . Из дощечки толщиной 6 мм выпилите заготовки для подкосов и с помощью аэрозольного клея прикрепите к ним шаблоны. Используя лобзиковый станок или ленточную пилу выпилите детали и отшлифуйте их до линии контура. Удалите шаблоны с помощью ткани, смоченной растворителем.

3. Нанесите клей на длинную кромку двух подкосов Е . Приклейте их к стойке D , выровняв заподлицо с нижним торцом и внутренней гранью (без фасок). Вторую пару подкосов приклейте к другой стойке.

Приклейте собранные стойки с подкосами к бортикам платформы А, соединив их латунным стержнем и выровняв посередине над средними опорными брусками С.

4. Для крепления готовых стоек D/Е к собранной платформе А/В/С возьмите латунный стержень толщиной 5 мм и отпилите кусок длиной 108 мм, который поможет выровнять стойки. Нанесите полоску клея вдоль нижнего края каждой сборки подкосов и стойки с внутренней стороны. Вставьте латунный стержень в отверстия стоек (фото В). Приклейте стойки с подкосами к бортам платформы, центрируя их над парой средних ножек С . Когда клей высохнет, удалите латунный стержень.

Рычаг с накладками

1. Выпилите заготовку для рычага F . Сделайте копию шаблона рычага и с помощью аэрозольного клея прикрепите ее к заготовке. Выпилите рычаг и отшлифуйте до контурной линии. Удалите шаблон.

Примечание. Показанное на шаблоне сквозное отверстие диаметром 5 мм просверлите после приклеивания накладок G .

2. Из материала толщиной 19 мм выпилите заготовку размером 35×305 мм для накладок G . Сделайте две копии шаблона накладки и прикрепите их к заготовке, используя аэрозольный клей. Выпилите накладки и отшлифуйте их по контуру.

3. С помощью сверлильного станка просверлите в кромках накладок G отверстия диаметром 3 и 5 мм в местах, указанных на шаблоне.

Зажав деталь в деревянные ручные тиски, отфрезеруйте на накладках G фаски шириной 3 мм в местах, указанных на шаблоне.

Краткий совет! Д ля точного совмещения деталей и латунного стержня требуется аккуратно просверлить 5-миллиметровые отверстия. Чтобы центр отверстия в твердой кленовой древесине располагался точно в нужном месте, вместо обычного спирального сверла используйте сверло с центральным острием. А чтобы отверстия были соосны, убедитесь, что столик сверлильного станка установлен точно под углом 90° к оси сверления.

Теперь отфрезеруйте фаски шириной 3 мм вдоль указанных кромок и торцов накладок с обеих сторон (фото С). Удалите шаблоны. Для безопасной обработки этих небольших деталей удерживайте их с помощью деревянных ручных тисков, а также уменьшите до минимума зазоры вокруг фрезы, вставив в монтажную пластину сменное кольцо подходящего диаметра. Если на вашем фрезерном столе такая возможность не предусмотрена, воспользуйтесь «Советом мастера» внизу, в котором описан простой альтернативный вариант.

Нет пластины со сменными кольцами? Используйте накладку!

Есть простой и быстрый способ сделать такую накладку. Она закроет просвет вокруг фрезы, став беззазорной пластиной, и обеспечит надежную поддержку мелких деталей, позволяя безопасно их обрабатывать. При этом она обойдется вам совсем недорого — для ее изготовления требуется лишь обрезок оргалита.

  • Выпилите из 6-миллиметрового оргалита кусок достаточного размера, чтобы можно было без помех перемещать по нему деревянные ручные тиски с зажатой в них деталью.
  • Просверлите посередине куска отверстие, в которое должен свободно проходить подшипник фрезы.
  • Немного опустив фрезу, наденьте на ее подшипник кусок оргалита с отверстием и прикрепите его к фрезерному столу с помощью струбцин или двухстороннего скотча.
  • Включите фрезер и поднимите фрезу чуть выше, чем требуется для фрезерования фаски.
  • Опустите фрезу до нужной высоты и сделайте фаски на деталях.

4. Места приклеивания накладок G обозначены на шаблоне рычага F . Приклейте к рычагу одну накладку и зафиксируйте ее струбциной. Когда клей высохнет, просверлите в рычаге отверстие диаметром 5 мм для латунного стержня (фото D). Затем при клейте к рычагу вторую накладку, выровняв отверстия с помощью латунного стержня (фото Е).

(Фото D) Приклеив к рычагу-стреле F одну из накладок G, просверлите в рычаге отверстие диаметром 5 мм через отверстие накладки. (Фото E) Приклейте с другой стороны вторую накладку G, выровняв ее с помощью латунного стержня, вставленного в осевое отверстие.

Изготовьте ящик противовеса

1. Выпилите из дощечки толщиной 6 мм боковые Н , а также переднюю и заднюю I стенки и дно J . Дополнительно выпилите еще одну деталь дна, чтобы использовать ее в качестве проставки при сборке ящика. Разметьте, опилите и отшлифуйте угловые скосы на боковых стенках Н (рис. 2). Теперь соберите ящик (фото F и G ).

(Фото F) Нанесите клей на торцевые кромки дна J. Струбцинами прижмите к ним переднюю и заднюю стенки I, вставив между ними выравнивающую проставку. (Фото G) Теперь нанесите клей на кромки дна, задней и передней стенок I/J. Струбцинами прижмите к ним боковые стенки Н.

2. Отфрезеруйте на внешней стороне боковых стенок Н фаски шириной 3 мм (рис. 2).

3. Из материала толщиной 13 мм выпилите накладки К и просверлите в них сквозные отверстия диаметром 6 мм, используя сверло с центральным острием. Затем сделайте угловые скосы шириной 6 мм. Из-за небольших размеров отшлифуйте эти детали вручную с помощью шлифовальной колодки и наждачной бумаги № 100.

4. Приклейте накладки К к боковым стенкам Н , выровняв их по центру с отступом 13 мм сверху, и зафиксируйте струбцинами.

Завершение

1. Просверлите в рычаге F направляющее отверстие 1,5×6 мм для шурупа с головкой-кольцом (рис. 3). Затем просверлите отверстие 1,5×10 мм в верхнем торце рычага для стержня-зацепа длиной 16 мм. Вверните в отверстия шуруп с кольцом и зацеп, оставив выступ 6 мм.

2. Для изготовления пращи возьмите два отрезка шнура длиной 220 мм и кусок прочной ткани или замши размером 25×90 мм. С помощью шила сделайте у концов материала отверстия в указанных местах. Привяжите конец одного отрезка шнура к отверстию пращи, а второй конец — к кольцу шурупа на конце рычага. Затем привяжите к одному концу второго отрезка шайбу диаметром 6 мм, а оставшийся конец также привяжите к свободному отверстию пращи.

3. Перед установкой рычага-стрелы с накладками F/G между стойками D вверните шурупы 5×20 с потайной головкой в 3-миллиметровые отверстия накладок G на глубину около 13 мм (рис. 1). Затем вставьте собранный узел F/G между стойками, пропустив в отверстие латунный стержень-ось диаметром 5 мм и добавив 6-миллиметровые шайбы между накладками G и стойками D .

4. Для подвески ящика противовеса H/I/J/K закрепите на обеих накладках К рым-болты диаметром 6 мм с помощью гаек М6, не затягивая их (рис. 1). Затем наденьте кольца рым-болтов на шурупы, ввернутые в накладки рычага-стрелы, и затяните крепеж (фото Н и I).

(Фото H) Наденьте рым-болты на шурупы, ввернутые в накладки G. Зафиксируйте рым-болты гайками. (Фото I) Вверните шурупы глубже в накладки G, чтобы надежно закрепить рым-болты. Противовес, однако, должен легко качаться.

5. Наконец отшлифуйте все детали катапульты наждачной бумагой зернистостью до 220 единиц и нанесите отделочное покрытие по своему выбору. Не терпится испытать метательную машину в действии? Прочтите вставку «Как стреляет катапульта», где даны советы по эффективному и безопасному использованию этой игрушки. Теперь пора объявлять противнику войну!

Как стреляет катапульта?

Принцип ее действия такой же, как и у гигантских боевых машин средневековья, но эта небольшая модель спроектирована как средство развлечения и предназначена для метания мелких предметов, например таких, как неочищенные лесные орехи или конфеты, чтобы метко попасть в коробку, корзину или другую цель. Для безопасности, а также для того, чтобы катапульта доставила максимум удовольствия, следуйте этим советам.

В целях безопасности

  • Наденьте защитные очки.
  • Никогда не цельтесь в человека или животное.
  • Не используйте для метания металлические или острые предметы.

Для стрельбы из катапульты

  • Положите в ящик-противовес небольшие грузы, например шайбы или монеты. Количество грузов зависит от типа бросаемого объекта, требуемой траектории его полета и дистанции стрельбы. Оптимальное количество грузов определяется опытным путем. В нашем случае потребовалось 14 шайб М6, чтобы бросить арахис в скорлупе на расстояние около 5 м.
  • Положите «снаряд» в пращу и наденьте шайбу, привязанную к свободному шнуру пращи на стержень- зацеп в верхнем торце рычага F. Примечание. Слегка отогните стержень-зацеп вверх или вниз, чтобы изменить момент броска и траекторию полета «снаряда».
  • Вытяните пращу вдоль платформы В, подняв противовес так, чтобы конец рычага-стрелы коснулся платформы. Направьте катапульту на цель и отпустите пращу, которая сделает меткий выстрел.

Шаблоны


Боевая игрушечная катапульта , 5.0 out of 5 based on 1 rating

Метательная модель-полукопия самолета Су-24. Модель разработана и изготовлена в лаборатории авиамоделирования Центра детского и юношеского технического творчества города Рыбинска для начинающих авиамоделистов. Прототипом стал современный сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией (стреловидностью) крыла Су-24, стоящий на вооружении российских ВВС. Запуски таких моделей всегда вызывают интерес как у кружковцев, так и у зрителей. А благодаря простоте изготовления модель этого реактивного самолета пользовалась большим успехом в загородных детских центрах.

Материалы для полукопии понадобятся самые доступные: лист пенопласта ПС-4-40 (300x210x3 мм), 3-мм фанера для носика, авиамодельная резина и клей ПВА. А из инструментов потребуются лишь скальпель, маркер, карандаш, линейка, ножницы и булавки.

Изготовление модели. Большинство деталей вырезается из пенопласта. Из фанеры делается только носик. Обрабатывать пенопласт лучше всего терморезаком, режущим элементом которого служит накаляемая электрическим током нихромовая проволока.

Начинающим моделистам удобнее всего размечать контуры деталей по предварительно изготовленным шаблонам из плотного картона, ну а ребята постарше могут воспользоваться методом перенесения конфигурации деталей с чертежа на пенопласт и фанеру с помощью копировальной бумаги. Чтобы чертеж при этом не портился, его имеет смысл предохранить полиэтиленовой пленкой.

Изготовление модели начинается с разметки на 3-мм листе пенопласта с габаритами 300×210 мм контуров деталей модели. Работа эта должна проводиться с максимальной точностью - от этого зависят летные качества полукопии. Носовая часть размечается на листе 3-мм фанеры. Следует учесть, что для модели требуются двойной комплект консолей крыла и боковин фюзеляжа и шесть комплектов пилонов подвески вооружения.

1 - консоли крыла; 2 - боковины фюзеляжа; 3 - верхняя часть фюзеляжа; 4 - нижняя часть фюзеляжа; 5- половины стабилизатора; 6- киль; 7- перегородка; 8- гаргрот; 9 - носовая часть фюзеляжа; 10 - пилоны подвески вооружения (6 шт.)

Основные детали модели (нумерация деталей соответствует позициям сборочной схемы)

Следующая операция - вырезка острым скальпелем по разметке всех пенопластовых деталей. При этом желательно пользоваться металлической линейкой. Начинающим моделистам эту операцию лучше выполнять ножницами. Торцы вырезанных деталей необходимо выровнять шкуркой.

Самая сложная и трудоемкая часть модели - носовая: она выпиливается лобзиком из 3-мм фанеры и обрабатывается напильником и шкуркой. Паз для зацепления резинки катапульты запуска модели не должен иметь острых кромок, в противном случае резина на них быстро перетрется.

Сборка пенопластовых частей осуществляется на клее ПВА с использованием для временной фиксации деталей друг относительно друга обычных портновских булавок. Именно таким образом сначала приклеивается стабилизатор к верхней части фюзеляжа. Если клей густоват, то перед работой его следует немного разбавить водой для лучшего промазывания поверхностей.

Боковины и верхние части мотогондол соединяются булавками, после чего стыки изнутри промазываются клеем. На торце., нижних частей мотогондол наносится клей, и они вклеиваются между боковинами с фиксацией их между собой булавками.

Далее нужно выбрать необходимую стреловидность поворотных (на прототипе) консолей крыла и приклеить их к центроплану, вставив корневые их части в прорези в боковинах фюзеляжа, после чего вклеить перемычку в середину хвостовой части фюзеляжа.

После окончательного высыхания клея технологические булавки, которыми фиксировались склеиваемые детали, извлекаются, а носовой элемент модели стыкуется с коробкой фюзеляжа и стыки аккуратно промазываются изнутри клеем ПВА.

В задней части фюзеляжа приклеивается киль с временной фиксацией его все теми же булавками. Поверх фюзеляжа модели приклеивается гаргрот, вырезанный также из пенопластовой полоски. После высыхания клея на свои места в соответствии со сборочной схемой модели устанавливаются пилоны подвески вооружения

Отделка модели. Как уже упоминалось, метательная модель представляет собой по-лукопию современного сверхзвукового бомбардировщика, поэтому желательно окрасить ее в соответствии с окраской самолета-прототипа. Рекомендуем использовать для этого несмываемые фломастеры-маркеры, с помощью которых можно изобразить контуры элеронов, закрылков, руля направления, технологические стыки, воздухозаборники, а также звезды и бортовые номера.

Для большей копийности можно окрашивать модель нитроэмалью светло-синего цвета аэрографом. Лучше всего делать это в специальном проветриваемом помещении или на открытом воздухе, вдали от огня. При пользовании аэрографом, заправленным нитроэмалью, рекомендуется держать его на расстоянии 150-200 мм от модели для того, чтобы не допустить растворения пенопласта; краску при этом следует разводить только ацетоном.

Балансировка модели. На сборочной схеме полукопии указано положение ее центра тяжести (ЦТ), гарантирующее устойчивый полет модели, имеющей стреловидность консолей крыла 35°. При изменении стреловидности в большую или меньшую сторону центровка подбирается экспериментально с помощью пластилина, добавляемого в носовую или хвостовую часть самолета.

Регулировка и запуск модели. Перед запуском с катапульты модель следует отрегулировать в планирующих испытательных полетах с руки. Если модель устойчиво планирует и дальность полета составляет при этом 10-15 м, то ее можно запускать с катапульты. Катапульта представляет собой кольцо из резиновой нити сечением 2×1 и длиной 400 мм. Связав кольцо, зажмите пальцами узелок. Другой рукой возьмите модель за хвостовую часть и, оттянув ее, отпустите. Если модель хорошо собрана, то сразу после удачного запуска она должна сделать или петлю Нестерова, или «иммельман-полупеглю» и эффектно приземлиться.

Возможные недостатки планирования устраняются отгибанием задних кромок киля и стабилизатора. Меняя стреловидность крыла и углы отклонения кромок хвостового оперения, можно заставить модель выполнять фигуры высшего пилотажа - такие, как «бочка», «петля», «иммельман», «колокол» и другие.

А - при пикировании задние кромки лопастей стабилизаторов отгибаются вверх; Б - при кабрировании задние кромки лопастей стабилизаторов отгибаются вниз; В - избавиться от левого крена поможет отгибание вниз задней кромки крыла левой консоли; Г- в нормальном полете модель устойчиво планирует на расстояние 10-15 м; Д - отрегулированная модель запускается с помощью катапульты из резиновой нити

По типу модели Су-24 в нашей лаборатории были разработаны и изготовлены метательные полукопии самолетов МиГ-29, Су-27, МиГ-25, Р-18 и Р-16. Все они имеют различные размеры и массу, однако их объединяют эффектный полет, привлекательный внешний вид и простота изготовления.

Для развития конструкторских способностей начинающих моделистов на базе этих моделей можно разрабатывать экспериментальные копии различных схем: бесхвосток, летающего крыла, утки и других.

В соревнованиях моделистов с моделями-полукопиями оцениваются копийность, время полета, чистота выполнения фигур высшего пилотажа и оригинальность разработки (для экспериментальных моделей).

В заключение необходимо заметить, что можно делать и более крупные модели, увеличивая для этого в полтора раза линейные размеры. При этом можно использовать 5-мм пластины, заготовленные с помощью терморезака из вполне доступного упаковочного пенопласта.

Технические данные модели-полукопии самолета Су-24
Размах крыла, мм;
при угле стреловидности 15° …. 280
при угле стреловидности 68°….. 210
при угле стреловидности 35°….. 260
Длина, мм………………………………. 285
Высота, мм…………………………….. 80
Масса модели, г……………………… 20

С. КОЛОНСКОВ, педагог дополнительного образования высшей категории ЦДЮТТ, г. Рыбинск

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.