Как легально уйти от выполнения закона об энергосбережении и минимизировать платежи за коммунальные услуги. Оприборивать нельзя, но все равно можно

Приказ Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 627 “Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения” (не вступил в силу)

В соответствии с подпунктом «г» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра В.А. Токарев

Регистрационный № 23933

Критерии
наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в и настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 48, ст. 5711; 2010, № 19, ст. 2291, № 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, № 29, ст. 4288, ст. 4291, № 30, ст. 4590, № 49, ст. 7061, № 50, ст. 7344, 7359, № 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Форма акта
обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

г. __________________ «__» ______________ 20__ г.

1. ______________________________________________________________________

проводящего обследование)

адрес (место нахождения): _______________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

контактный телефон: ____________________________________________________,

2. В лице _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество лица - представителя юридического лица

(индивидуального предпринимателя), проводящего обследование)

действующего на основании _______________________________________________

_________________________________________________________________________

(реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица на проведение

обследования)

3. В присутствии (указать, если присутствовали):

_________________________________________________________________________

(наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя),

ответственного за содержание общего имущества собственников помещений

в многоквартирном доме и лица, представляющего его интересы в ходе

обследования)

_________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество собственника (представителя собственника)

помещения, жилого дома, в котором проводится обследование)

_________________________________________________________________________

(иные лица, участвующие в обследовании)

4. Проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия)

технической возможности установки _______________________________________

_________________________________________________________________________

(индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового)

прибора учета ___________________________________________________________

(холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа,

тепловой энергии)

5. По адресу: ___________________________________________________________

(указать адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения),

в котором проводится обследование)

6. Обследование проведено: ______________________________________________

(указать, каким образом проведено обследование: путем осмотра или

с применением инструментов/средств измерений)

с использованием следующих инструментов _________________________________

(указать наименование инструмента, если он используется при проведении

обследования, а если используется средство измерения - указать его

метрологические характеристики и дату истечения очередного

межпроверочного интервала средства измерения)

7. В результате обследования установлено: _______________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

(указать на наличие или отсутствие технической возможности установки

прибора учета)

8. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду

установления следующих критериев отсутствия такой возможности: __________

_________________________________________________________________________

(указать конкретные критерии отсутствия технической возможности

установки прибора учета)

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

9. Особое мнение присутствующих лиц (при наличии): ______________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

10. Настоящий Акт составлен в ____ экземплярах

Подписи лиц, принимавших участие в обследовании:

______________________ (____________________________)

______________________ (____________________________)

Порядок
заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. В акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Обзор документа

С 1 сентября 2012 г. вводятся новые правила предоставления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах. Согласно им в помещениях должны быть установлены индивидуальные, общие (квартирные) и коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов (холодной и горячей воды, электро- и теплоэнергии, природного газа). Исключение - техническая невозможность такой установки.

Разработаны критерии, по которым она определяется. Например, считается невозможным установить приборы учета, если для этого требуется провести реконструкцию, капремонт существующих или создать новые внутридомовые инженерные системы (внутриквартирное оборудование). Аналогичный вывод делают, если нельзя соблюсти обязательные метрологические и технические требования к прибору учета либо требования к условиям его эксплуатации (в частности, из-за техсостояния инженерных систем, влажности, температурного режима, электромагнитных помех, затопления помещений).

Индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета теплоэнергии не устанавливаются в многоквартирных домах с вертикальной разводкой инженерных систем отопления.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета отражаются в акте. Установлены его форма и порядок заполнения.

Во вновь построенных домах техническая возможность установки приборов учета должна иметься в любом случае.

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА, А ТАКЖЕ ФОРМЫ АКТА

ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ)

ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ТАКИХ ПРИБОРОВ

УЧЕТА И ПОРЯДКА ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЯ

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра

В.А.ТОКАРЕВ

Приложение N 1

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

КРИТЕРИИ

НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приложение N 2

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

ФОРМА АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО (ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА г. _______________ "__" __________ 20__ г. 1. ________________________________________________________________________ (наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование) ___________________________________________________________________________ адрес (место нахождения): _________________________________________________ ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________, контактный телефон: ______________________________________________________, 2. В лице _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________, (фамилия, имя, отчество лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование) действующего на основании _________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица на проведение обследования) 3. В присутствии (указать, если присутствовали): ___________________________________________________________________________ (наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и лица, представляющего его интересы в ходе обследования) ___________________________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в котором проводится обследование) ___________________________________________________________________________ (иные лица, участвующие в обследовании) 4. Проведено обследование на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки _________________________________________ ___________________________________________________________________________ (индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета _____________________________________________________________ (холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии) 5. По адресу: _____________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (указать адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование) 6. Обследование проведено: ________________________________________________ (указать, каким образом проведено обследование: ___________________________________________________________________________ путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений) с использованием следующих инструментов ___________________________________ ___________________________________________________________________________ (указать наименование инструмента, если он используется при проведении обследования, а если используется средство измерения - указать его метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала средства измерения) 7. В результате обследования установлено: _________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ (указать на наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета) 8. Техническая возможность установки прибора учета отсутствует ввиду установления следующих критериев отсутствия такой возможности: ____________ ___________________________________________________________________________ (указать конкретные критерии отсутствия технической возможности установки прибора учета) 9. Особое мнение присутствующих лиц (при наличии): ________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ 10. Настоящий Акт составлен в ____ экземплярах Подписи лиц, принимавших участие в обследовании: ________________________ (_________________________) ________________________ (_________________________) ________________________ (_________________________)

Приложение N 3

к приказу Министерства

регионального развития

Российской Федерации

ЗАПОЛНЕНИЯ АКТА ОБСЛЕДОВАНИЯ НА ПРЕДМЕТ УСТАНОВЛЕНИЯ

НАЛИЧИЯ (ОТСУТСТВИЯ) ТЕХНИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ УСТАНОВКИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО, ОБЩЕГО (КВАРТИРНОГО), КОЛЛЕКТИВНОГО

(ОБЩЕДОМОВОГО) ПРИБОРОВ УЧЕТА

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства)) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

Регистрационный N 23933

В соответствии с подпунктом "г" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3168) приказываю:

1. Утвердить:

критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

форму акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 2 к настоящему приказу;

порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно приложению N 3 к настоящему приказу.

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А. Попова.

И.о. Министра В. Токарев

Приложение N 1

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального,общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии (далее - прибор учета соответствующего вида) устанавливаются в целях определения возможности использования приборов учета соответствующего вида при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению.

2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

3. Техническая возможность установки в помещении многоквартирного дома, за исключением многоквартирного дома, указанного в пункте 5 настоящего документа, индивидуального, общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.

4. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, имеется, если в ходе обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида будет установлено отсутствие критериев, указанных в пунктах 2 и 3 настоящего документа.

5. В отношении многоквартирных домов (жилых домов или помещений), для которых Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 19, ст. 2291, N 31, ст. 4160, ст. 4206; 2011, N 29, ст. 4288, ст. 4291, N 30, ст. 4590, N 49, ст. 7061, N 50, ст. 7344, 7359, N 51, ст. 7447) установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов учета имеется.

6. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приложение N 3

Порядок заполнения акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета

1. В пункте 1 акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета (далее - акт обследования) указываются полное наименование юридического лица (фамилия, имя, отчество, паспортные данные индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также контактные данные такого юридического лица (индивидуального предпринимателя): адрес (место нахождения (постоянного места жительства) и контактный телефон.

2. В пункте 2 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого лица - представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), проводящего обследование, а также реквизиты документа, подтверждающего полномочия данного лица на проведение обследования (доверенность, поручение, наряд и т.д.).

3. В пункте 3 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество каждого присутствующего при проведении обследования лица, в том числе:

Представителя юридического лица (индивидуального предпринимателя), ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также наименование такого юридического лица (фамилия, имя, отчество физического лица);

Собственника (представителя собственника) помещения, жилого дома, в отношении которого подана заявка на установку индивидуального, общего (квартирного) прибора учета;

Иных лиц, участвующих в обследовании.

4. В пункте 4 акта обследования указывается вид прибора учета, на предмет установки которого проводится обследование наличия (отсутствия) технической возможности его установки:

Индивидуальный или общий (квартирный) или коллективный (общедомовой);

Прибор учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, природного газа, тепловой энергии.

5. В пункте 5 акта обследования указывается адрес многоквартирного дома (жилого дома или помещения), в котором проводится обследование на предмет технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

6. В пункте 6 акта обследования указывается способ проведения обследования: путем осмотра или с применением инструментов/средств измерений.

В случае применения при проведении обследования инструмента указывается его наименование и характеристики.

В случае применения при проведении обследования средства измерения указываются его наименование, метрологические характеристики и дату истечения очередного межпроверочного интервала.

7. В пункте 7 акта обследования указываются результаты проведенного обследования, а именно наличие или отсутствие технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

8. Пункт 8 акта обследования заполняется в случае, если при проведении обследования будет установлено, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида, с указанием конкретных выявленных в ходе обследования критериев отсутствия технической возможности установки прибора учета соответствующего вида.

9. Пункт 9 акта обследования заполняется в случае, если у кого-либо из присутствующих при проведении обследования лиц имеется особое мнение относительно хода проведения и результатов обследования.

В этом случае в пункте 9 акта обследования указываются фамилия, имя, отчество присутствующего лица, имеющего особое мнение, а также содержание особого мнения.

10. В пункте 10 акта обследования указывается количество экземпляров составленного акта, которое должно соответствовать количеству присутствующих при проведении обследования лиц.

Составленные акты вручаются каждому из присутствующих при проведении обследования лиц.

К.т.н. С.Н. Канев , доцент, генеральный директор Хабаровского центра энергоресурсосбережения, г. Хабаровск

Согласно российскому законодательству многоквартирные дома при определенных условиях должны быть оснащены индивидуальными приборами учета использованной тепловой энергии. Однако управляющие организации для снижения издержек прибегают ко всяческим юридическим уловкам и уклоняются от выполнения закона об энергосбережении № 261-ФЗ.

В соответствии с до 1 июля 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах (МКД), введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего закона, обязаны обеспечить оснащения таких домов приборами учета использованных воды, электрической и тепловой энергии.

Многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после осуществления строительства, реконструкции, должны быть оснащены дополнительно индивидуальными приборами учета использованной тепловой энергии , а МКД, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2012 г. после капитального ремонта должны быть оснащены индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии при наличии технической возможности их установки .

При этом требовании в части организаций учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г.

С 1 июля 2012 г. ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене и эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС), прокуратура и жилищная инспекция.

Порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета (ОДПУ) указан в . В данном письме указано, что собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомовых приборов учета на основании счетов и в размере, указанном в п. 38(1) , за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения.

За несоблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов законом предусмотрены штрафные санкции.

Но как я уже неоднократно отмечал в своих статьях и докладах, например, , в использовании данного закона не заинтересована ни одна из сторон - участников: ни РСО, ни УО, ни собственники квартир в МКД.

Поэтому закон об энергоресурсосбережении в части обязательной установки приборов учета энергоресурсов в МКД «пробуксовывает». А если для этого существуют хоть какие-то легальные способы его обхода, то они используются заинтересованными сторонами. Об этом речь пойдет ниже.

Что говорит законодательство

В соответствии с :

9.1. «Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную, горячую воду, электрическую и тепловую энергию, потребленные при содержании общего имущества в МКД».

9.2. «Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной, горячей воды, электрической и тепловой энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего состояния общего домового имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ».

Ст.157 (часть 1) «При расчете платы за КУ для собственников помещений в МКД, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых энергоресурсов и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и порядке, которые установлены Правительством РФ».

Итак, в соответствии с новым ЖК РФ расходы за общедомовые нужды по воде, теплу и электроэнергии включены теперь в расходы на содержание жилого помещения в МКД . Управляющая организация оплачивает эти расходы ресурсоснабжающим организациям из статьи «содержание и ремонт», т.е. чем больше эти платежи, тем это невыгоднее управляющей организации.

Нормативы потребления энергоресурсов, в т.ч. на общедомовые нужды (ОДН) устанавливает уполномоченный орган субъекта РФ на основании .

В соответствии с этими документами уполномоченный орган субъекта РФ устанавливает нормативы потребления КУ по воде (холодной и горячей), тепловой и электрической энергии, а также нормативы потребления этих услуг на общедомовые нужды.

При этом для того, чтобы стимулировать установку приборов учета энергоресурсов вводится повышающий коэффициент на все виды нормативов одинаковый :

  • 01 - 30.06.2015 - 1.1;
  • 07 - 31.12.2015 - 1.2;
  • 01- 30.06.2016 - 1.4;
  • 07 - 31.12.2016 - 1.5
  • C 2017 - 1.6.

А что на практике

Все вроде бы логично: повышение нормативов должно подтолкнуть собственников помещений в МКД к установке приборов учета энергоресурсов. Однако, все это красиво выглядит только в теории. На практике же все происходит как раз наоборот.

Для того чтобы установить общедомовые приборы учета тепла управляющая организация должна провести собрание собственников, которое должно принять решение об установке таких приборов.

Но управляющей организации установка ОДПУ невыгодна, так как потом придется обслуживать эти приборы учета из «собственных» средств. Расходы на эксплуатацию приборов учета энергоресурсов входят в состав расходов на содержание и ремонт, которые УО считает «собственными» средствами . Расходы по установке и эксплуатации ОДПУ уменьшают эти «собственные» средства УО.

Поэтому УО ищет различные лазейки, чтобы уйти от установки приборов учета энергоресурсов и помогают ей в этом РСО, которые не заинтересованы в исполнении закона №261. Для этой цели используется документ , который я считаю «зловредным», так как он позволяет уйти от исполнения закона №261.

Выпустив этот документ Правительство РФ хотело как лучше, а получилось как всегда.

Рассмотрим подробнее этот документ, так как именно его используют УО г. Хабаровска для того, чтобы обойти закон №261 и не устанавливать приборы учета энергоресурсов.

В дальнейшем будем касаться только установки приборов учета на тепловую энергию и горячую воду.

В приводятся критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки общедомовых и индивидуальных приборов учета тепловой энергии.

В этом документе сказано:

  1. Критерии наличия технической возможности установки индивидуального и общедомового прибора учета энергоресурсов (воды, тепловой и электроэнергии) устанавливаются в целях определения возможности использования этих приборов при осуществлении расчетов за КУ.
  2. Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в МКД за исключением МКД, приведенных в п.5 , отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:
  • Установка прибора учета невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования).
  • При установке прибора учета невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору, в т.ч. к месту и порядку его установки.
  • В месте, котором подлежит установка прибора учета, невозможно обеспечить условия эксплуатации, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в т.ч. из-за технического состояния и режима работы внутридомовых инженерных систем, температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопление помещений и невозможности обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета, его обслуживания и замены.
  1. Техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии отсутствует, если дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления, за исключением МКД, указанного в п. 5 данного документа .
  2. Техническая возможность установки прибора учета имеется, если в ходе обследования будет установлено отсутствие критериев, указанных в п.2 и п.3.
  3. В отношении МКД, для которых законом №261-ФЗ установлено требование по их оснащению на дату их ввода в эксплуатацию определенными видами приборов учета энергетических ресурсов, техническая возможность установки таких приборов имеется.
  4. Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования, форма которого приведена в Приложении №2 к данному документу.

Прокомментируем данный документ, применительно к приборам учета тепловой энергии и ГВС:

  • П.2а Установка ОДПУ тепла и воды не требует реконструкций и капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем . Данный прибор при квалифицированной его установке не влияет на работу общедомовых систем отопления и ГВС.
  • П.2б. Практически в 95% случаев существует возможность обеспечения обязательных метрологических и технических требований к ОДПУ тепловой энергии и ГВС.
  • П.2в. Данный пункт позволяет УО не проводить работы по улучшению состояния тепловых пунктов МКД (устранять течь, порывы, затопление и т.д.), а составлять акты о технической невозможности и не устанавливать приборы учета. Хотя существует приборы учета специальной конструкции, которые позволяют обойти данный пункт. Эти приборы могут работать при 100% влажности, в затопленных помещениях и т.д.
  • П.3. В соответствии с этим пунктом невозможно установить индивидуальные приборы учета тепла и воды в жилых помещениях МКД, если такой дом имеет вертикальную разводку. В РФ и, в частности, в г. Хабаровске таких домов насчитывается более 95% от общего числа МКД. Однако отметим, что существуют индивидуальные приборы учета тепла и воды, которые позволяют учитывать тепло и воду даже при вертикальной разводке.
  • П.5. Это наиболее интересный пункт, который зачеркивает П.2,3 и 4. В данном пункте говорится, что техническая возможность установки приборов учета в МКД существует, если данный МКД подпадает под действие закона №261 . А это, примерно, 95% МКД, кроме ветхого и аварийного жилья и МКД, потребление которых менее 0,2 Гкал/ч.

Рассмотрим на примере г. Хабаровска, как используют управляющие организации, чтобы снизить свои издержки и не исполнять закон №261.

Они составляют акты обследований на предмет отсутствия технической возможности установки общедомовых приборов учета тепла и воды и передают эти акты в теплосетевую компанию. Теплосетевая компания выборочно (1-2%) проверяет эти акты, а затем они передаются в расчетный отдел, который корректирует нормативы потребления воды, тепла и ОДН для данного МКД. Таких актов поступило в ХТС уже более 100, и они продолжают поступать, так как работает «голубиная почта».


При этом УО ссылаются на тот факт, что в данном МКД капитальный ремонт не проводился и поэтому они подпадают под приказ .
Хотя ни в , ни в не говорится о том, что если в МКД не проведен капитальный ремонт, то данный дом подпадает под и поэтому можно не использовать . Юристы ХТС, как ни странно, не нашли никаких нарушений со стороны УО и поэтому ХТС корректирует нормативы в сторону уменьшения и тем самым снижает свои доходы от реализации.

Если учесть, что на сегодняшний день коэффициент возрастания нормативов составляет 1,4, то это значит, доходы ХТС от реализации тепла и воды уменьшаются на 40%.

Позиция УО понятна (она уменьшает свои расходы), а позиция ХТС непонятна с одной стороны (уменьшение доходов) и понятна с другой (есть легальная возможность уйти от исполнения закона №261).

А теперь рассмотрим форму акта обследования, приведенную в . В соответствии с этим документом, акт подписывают:

  • Представитель юридического лица, проводящего обследование
  • Представитель юридического лица, ответственного за содержание общего имущества собственников помещений в МКД при установке ОДПУ.
  • Представитель собственника жилого помещения в МКД, в котором проводится обследование.

В акте указывают, что проведено обследование на предмет установления наличия технической возможности установки приборов учета тепла и указано каким образом проведено обследование (с применением инструментов или путем осмотра).

Все!!! Более ничего в данном акте нет. В не указано:

  • В какой орган должен передаваться этот акт?
  • Кто должен проверить правильность сведений, указанных в акте?
  • Кто должен откорректировать нормативы потребления, если действительно отсутствует техническая возможность установки приборов учета?
  • Кто несет ответственность за неисполнение закона №261 и к кому должны быть применены штрафные санкции?

Как видим, вопросов больше чем ответов. Но из не следует, что ХТС должна принимать эти акты от УО, проверять их и принимать решения о корректировке нормативов потребления.

Вообще-то ответ дан в : п.9 «Установление нормативов потребления КУ производится по инициативе уполномоченных органов, РСО и УО. В случае, если установление нормативов потребления КУ производится по инициативе РСО и УО, указанные организации представляют в уполномоченные органы документы, перечень и содержание которых определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ».

По логике данного документа , УО , если она хочет откорректировать нормативы потребления для конкретного МКД должна представить необходимые документы в уполномоченный орган (для Хабаровска - это Правительство Хабаровского края). Этот орган должен рассмотреть эти документы и принять решения в каждом конкретном случае, для каждого МКД. Однако технически это невозможно сделать: данный орган не сможет проверить правильность составления актов, которых будет огромное количество и, следовательно, не сможет откорректировать нормативы для каждого МКД.

Понимая это, УО пошли другим путем: они передают акты в теплоснабжающую организацию, которая их принимает и выборочно проверяет. Хотя, еще раз оговорюсь, что в соответствии с существующим законодательством РФ она не обязана это делать .

Если она это делает, то это или юридическая неграмотность ХТС или она преследует другие цели, например, не исполнять закон №261.

Рассмотрим кому выгодна сложившаяся сегодня ситуация в данном вопросе на примере г. Хабаровска.

На сегодняшний день в г. Хабаровске существует два варианта расчетов за КУ между РСО и собственниками помещений в МКД:

Вариант 1 . Собственники жилых помещений оплачивают коммунальные услуги УО, а та рассчитывает за потребленные ресурсы с РСО, в т.ч. за ОДН.

Вариант 2 . Собственники жилых помещений оплачивают за потребленный ресурс напрямую РСО, а УО рассчитывается за ОДН с РСО.

Рассмотрим оба варианта для тех МКД, которые не оснащены ОДПУ. Речь пойдет только о приборах учета тепловой энергии и ГВС.

Вариант 1.

УО составляет акт о технической невозможности установки ОДПУ на данном МКД и передает его в Хабаровскую теплосетевую компанию, которая на основании этого акта корректирует нормативы потребления на общедомовые нужды по теплу и горячую воду для УО.

УО корректирует нормативы потребления для собственников на основании актов о технической невозможности установки индивидуальных приборов учета , которые составляются собственниками и передаются в УО. А поскольку проконтролировать наличие таких актов РСО не может, то УО может собрать с собственников средства за КУ с учетом повышающего коэффициента, а рассчитаться с ХТС по не откорректированным нормативам. Это, конечно, криминал, но такой вариант отбрасывать нельзя .

Или при отсутствии актов о технической невозможности установки индивидуальных приборов УО собирает с собственников по нормативам без учета повышающих коэффициентов и перечисляет эти средства вместе со средствами за ОДН в теплосетевую компанию.

В обоих случаях доходы теплосетевой компании не изменятся, а УО снизит свои издержки за ОДН.

Вариант 2.

УО составляет акт о технической невозможности установки ОДПУ на данный МКД и передает его в теплосетевую компанию. При этом автоматически понимается, что этот акт распространяется и на индивидуальные приборы учета . Теплосетевая компания корректирует нормативы по теплу и горячей воде как для собственников жилых помещений в МКД, так и по ОДН за тепло и воду для УО.

В этом случаи итог тот же, что и в первом варианте: доходы теплосетевой компании не изменятся, а УО снизит свои издержки за ОДН.

Хотя отметим, что в данном случае, для того чтобы откорректировать нормативы потребления с учетом технической невозможности установки индивидуальных приборов учета тепла и воды, каждый собственник жилого помещения в МКД должен составить соответствующий акт и передать в теплосетевую компанию. И только на основании этого документа теплосетевая компания имеет возможность (но не обязана) откорректировать нормативы потребления тепла и воды для собственника индивидуально. Понятно, что это возможно только теоретически, но невозможно осуществить на практике.

Выводы

Подытожив все вышесказанное можно сделать следующие выводы:

  1. Сложившаяся сегодня ситуация по установке ОДПУ тепла и воды не содействует исполнению закона №261 и не соответствует нормативно-правовой базе.
  2. Данная ситуация, как ни странно, устраивает все стороны:
  • Нормативы потребления для собственников помещений в МКД не увеличиваются ни по теплу, ни по горячей воде; они не должны тратить свои средства на установку и эксплуатацию ОДПУ, т.е. их платежи за тепло и воду остаются без увеличения, если не увеличиваются тарифы;
  • УО снижает свои издержки за ОДН по теплу и горячую воду, так как нормативы на ОДН не увеличиваются, т.е. повышающий коэффициент не применяется. При этом УО не несет никаких издержек по эксплуатации ОДПУ.
  • Теплосетевая компания может не исполнять закон №261 и не устанавливать ОДПУ, так как для нее это дополнительная «головная боль», хотя ее доходы за тепло и горячую воду существенно снижаются: так в 2016 г. это снижение составит около 40-45% с одного МКД, т.к. не будут использоваться повышенные нормативы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261 - ФЗ (ред. От 13.07.2015 г.) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Письмо Минстроя РФ № 5793-МС/04 от 9.04.2014 г. «Порядок компенсации расходов на установку общедомовых приборов учета энергоресурсов».
  3. Постановление Правительства РФ № 491 от 13.08.2000 г. «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…».
  4. Канев С.Н. «Почему не работает закон об энергосбережении. Новости теплоснабжения», № 6, 2013 г.
  5. Федеральный закон № 176 -ФЗ от 29.06.2015 г. «Об внесении изменений в ЖК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.»
  6. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (с изменениями и дополнениями).
  7. Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 г. № 1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
  8. Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2011 г. № 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общедомового прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения.

Документ имеет регистрационный номер 23 933. Акт работает в соответствии с разделом «4 г» постановления Правительства РФ под номером 354 от 06.05.11.


Документ вступил в силу 01.09.12 и с тех пор утверждает:

  1. Критерии наличия и отсутствия технической возможности установки приборов учета, включая общедомовые, перечисленных в первом приложении.
  2. Описание акта изучения строения, определяющего возможность установки счётчиков, вычисляющих плату за пользование энергетическими и водными ресурсами по правилам, указанным во втором приложении.
  3. Принципы заполнения предыдущего документа, перечисленные в третьем приложении.

Первое приложение

Факторы наличия или отсутствия технической возможности установки приборов учета определяются для устройств, считающих расход воды, света, газа и прочих веществ. Они определяют количество, которое тратит конечный пользователь для жизнедеятельности. Цель размещения — возможность выставления счета за соответствующую услугу компанией, занимающейся производством и/или продажей.

Критерии невозможности

Перед монтажом проводится обследование, разрешающее или запрещающее проведение процесса. Установка одного или нескольких типов невозможна, если выявлен любой из представленных факторов:

  • Давно не проводился капитальный ремонт, включающий замену или установку инженерных систем, отвечающих за поставку водо-, электро-, тепло- или газоснабжения в жилые помещения. Для старых построек, в которых отсутствует необходимая обвязка, проводится реконструкция. В течение ремонта создаются новые инженерные системы.
  • Обследование строения показало, что монтаж не допускается, поскольку невозможно соблюсти все метрологические условия по установке устройства и/или к месту его размещения. Запрет действует при несоблюдении технических требований к порядку монтажа настоящего счетчика. В подобных случаях необходимо обеспечить соблюдение соответствующих правил, урегулировать проблемы.
  • В точке, предназначенной для размещения, не могут быть обеспечены правила единства измерений. Законодательство указывает техническое урегулирование проблемы, в том числе, если оно связано с неполадками в конструкции здания или инженерных системах. Документ также называет условия эксплуатации устройств и характеризует признаки, обеспечивающие стабильную работу. К последним относятся показатели температуры и влажности, возможные электромагнитные и водные помехи. Инженерные коммуникации должны позволять гражданам без проблем снимать показания, при необходимости — обслуживать и заменять индивидуальные или общие счетчики.

Если обследование показало, что строение имеет отличную от горизонтальной разводку системы обогрева помещений, для него запрещается размещение средств учета теплоэнергии. Этот факт не касается многоэтажных зданий, обозначенных в пункте 5.

Разрешение на установку

Если обследование показало отсутствие запретов, перечисленных выше, установку средств учета разрешают. Техническая возможность установить счетчик касается любых многоквартирных строений, кроме названных в пятом пункте.

Монтаж устройств учета расходов ресурсов допускается для многоэтажных домов, охарактеризованных в Федеральном законе номер 261 от 23.11.09. Документ устанавливает к строениям требования по оснащению их приборами учета к моменту сдачи в эксплуатацию. Также касается следующих статей, соответствующих актам законодательства РФ: 5711; 2291; 4160 и 4206; 4288 и 4291; 4590; 7061; 7344 и 7359; 7447 соответствующих актов законодательства: 48; 19; 31; 29; 30; 49; 50; 51.

Результаты обследования записывают в документ, характеризующий строений. В нём перечисляют обнаруженные критерии, допускающие или запрещающие установку средств учета расхода ресурсов конечными потребителями.

Третье приложение

Принципы заполнения документа обследования, описывающего факторы возможности установки счетчика или ОДПУ.

Лица, участвующие в процедуре

Указывается юридическое лицо, занимающееся процедурой. Цель изучения — определение возможности поставить устройство учета расхода водных, тепловых, газовых и электрических ресурсов в помещениях многоэтажного дома. Акт касается как индивидуальных, так и общих устройств. Должны быть указаны ФИО и паспортные данные ИП, адрес ПМЖ и контакты для связи.

ФИО всех лиц, участвующих в процедуре, цель которой — обнаружить возможность установить счетчики. К ним относятся доверенные представители юр. лица или ИП, выполняющего заказ. Также указывают реквизиты документа, который разрешает данным людям проводить процедуру обследования (необходима доверенность, поручительство и прочее).

ФИО всех лиц, присутствующих во время обследования строения. Кроме названных выше, необходимо указать:

  • Представителя ИП, который несет ответственность за поддержание общедомового имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии. Затем указывают ФИО физического лица или имя юридического, представителем которого является настоящий участник процесса.
  • Владельца строения, которое подвергается профессиональному обследованию на наличие возможности установить счетчики водоснабжения, электроэнергии, газа, тепла. Могут быть указаны представители.
  • Прочих лиц, присутствующих в процессе обследования дома.

Характеристика

Описывает типы устройств, которых касается процесс обследования, определяющий отсутствие возможности установки индивидуального прибора учета. Также проводится, если последний — общедомовой. Указывают два показателя, касающихся устройств:

  • К какому количеству конечных пользователей подключается: одному или всем.
  • Расход какого ресурса учитывает: воды, электрической энергии, газа.

Указывает на адрес строения, в котором будет проводиться обследование. Цель — разрешить или запретить размещение приборов учета расхода воды, света и тепла. Зданием может выступать жилой многоквартирный или многоэтажный производственный дом.

Указывает на способ, которым будет проводиться обследование строения. Видов изучения два: простой осмотр и с использованием дополнительных средств и/или инструментов.

Указывает на результаты процедуры. Разрешает или запрещает монтаж устройств учета.

Заполняется, если обнаружилась невозможность монтажа прибора учета водоснабжения, электричества или газа. Указывают к устройству какого типа относится запрет, причины невозможности установки.

Пункт заполняется, если у одного или более лиц возникло персональное мнение, касательно процесса проверки и/или результатов. В подобных ситуациях указывают ФИО лица, высказавшего персональное мнение, а также его содержание. Оно может касаться исключительно рабочих моментов, связанных с обследованием. В противных случаях в заполнении отказывают.

Указывают число копий настоящего акта. По одному экземпляру выдаётся каждому присутствующему лицу(всем физическим или юридическим, названным в пунктах 1-3 настоящего приложения).

После основной части указывают следующие моменты:

  1. При наличии инструментов, используемых для проведения работ по монтажу, в акте описывают их характеристики.
  2. При наличии устройств, занимающихся измерением, в акте записывают его название, метрологические особенности и дату следующей проверки.

Копия акта вручается каждому лицу, присутствующему при обследовании. Жильцы дома, в котором проводится мероприятие, могут запросить и получить копию документа на руки.