История президентских выборов во Франции. Справка

Во Франции в понедельник, 8 мая, обнародованы окончательные результаты выборов президента. Независимый кандидат, глава движения "Вперед!" Эмманюэль Макрон получил поддержку 66,10 процента избирателей, уточнило министерство внутренних дел страны. За соперницу Макрона, лидера правых популистов Марин Ле Пен проголосовали 33,90 процента пришедших на выборы. "Открылась новая страница нашей истории, страница вновь появившейся надежды и доверия", - заявил Эмманюэль Макрон.

Ле Пен признала поражение

Марин Ле Пен признала поражение во втором туре президентских выборов. Она позвонила Макрону и поздравила его с избранием на высший государственный пост.

Выступая после выборов, Ле Пен назвала "историческим" свой результат в качестве кандидата от движения "Национальный фронт". Ее партия, от руководства которой она временно отказалась после первого тура, станет главной оппозиционной силой во время президентства Макрона, уверена она.

Премьер-министр Франции поздравил Макрона

Премьер-министр Франции Бернар Казнёв поздравил Макрона с избранием на пост президента республики. Его победа является победой всех французов, которые хотят, чтобы Франция была прогрессивной и успешной, говорится в официальном заявлении, которое глава французского правительства разместил на своей странице в Twitter.

"Уверенная победа Эмманюэля Макрона подтверждает, что большинство граждан страны поддерживают ценности Франции, а также являются приверженцами Европейского Союза и открытости страны по отношению к миру", - заявил уходящий президент Франсуа Олланд.

Контекст

Явка на выборах равнялась 75,4 процента. 9,4 процента бюллетеней на выборах признаны недействительными. Это самый высокий показатель на выборах с 1965 года.

Путин предлагает Макрону "преодолеть взаимное недоверие"

Президент России Владимир Путин направил Эмманюэлю Макрону поздравительную телеграмму. Об этом пресс-служба Кремля сообщила 8 мая - на следующий день после того, как стало ясно, что лидер движения "Вперед!" выиграл борьбу за пост главы государства. Для сравнения: президент США Дональд Трамп и премьер-министр Канады Джастин Трюдо отреагировали спустя всего несколько часов после подведения МВД Франции первых официальных итогов голосования.

В телеграмме Макрону Путин высказал мнение, что в двусторонних отношениях "важно преодолеть взаимное недоверие". Между тем разоблачительный сайт WikiLeaks еще 7 мая сообщил, что нашел имя сотрудника российской компании в файлах, имеющих отношение к переписке предвыборного штаба Макрона, доступ к которой получили хакеры.

Чего ждать от Макрона?

Эмманюэль Макрон - независимый технократ, либерал, поборник ЕС и еврозоны. Он выступает за свободный рынок, говорит о выгодах глобализации и поддерживает идею по укреплению внешних границ Евросоюза без ущерба для свободы внутреннего перемещения. Макрон высказывал намерение создать парламент еврозоны, министерство финансов и отдельный бюджет, а также повысить тарифы в рамках еврозоны для защиты европейской промышленности от нечестной конкуренции, в частности, со стороны Китая.

Политик - за культурное многообразие, он, в частности, предлагает налоговые послабления компаниям, нанимающим на работу молодых сотрудников из "проблемных" городских районов, преимущественно населенных мигрантами. Перед выборами он обещал также ускорить процесс обработки заявок на получение убежища.

Макрон занимает четкую антикремлевскую позицию, он, вероятно, продолжит линию политического давления на Москву с ее политикой в отношении Украины и президента Сирии Башара Асада.

Смотрите также:

  • Франция между "добром и злом"

    За пост президента Франции боролись кандидаты с диаметрально противоположными избирательными программами: независимый технократ Эмманюэль Макрон и глава правопопулистского движения "Народный фронт" Марин Ле Пен. В СМИ их схватку прозвали "битвой добра и зла".

  • "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Макрон проголосовал на курорте Ле-Туке

    Явным фаворитом гонки считался Эмманюэль Макрон. Он набрал, согласно эксит-поллам, свыше 65 процентов голосов и опередил свою соперницу более чем на 30 процентов. На элегантном курорте Ле-Туке на севере Франции, где голосовал Макрон, у него и его жены загородный дом.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    У Ле Пен были шансы на победу

    Марин Ле Пен вбросила свой бюллетень в урну на избирательном участке в коммуне Энен-Бомон региона Нор-Па-де-Кале, где у нее традиционно много сторонников. Хотя Макрон, по прогнозам, лидировал, у Ле Пен до последнего оставались шансы на победу.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Явка ниже обычной

    Явка избирателей во втором туре президентских выборов во Франции на 17.00 составила 65,3 процента избирателей. Это ниже, чем на президентских выборах 2012 и 2007 годов.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Беспрецедентные меры безопасности

    В связи с угрозой терактов выборы во Франции проходили в условиях усиленных мер безопасности. По всей стране за порядком следили более 50 000 полицейских и тысячи солдат.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    Где Ле Пен, там и Femen

    В Энен-Бомоне, где голосовала Ле Пен, устроили акцию участницы движения Femen. Они перелезли через церковное ограждение и развернули плакат с надписью: "Власть Марин - отчаяние Марианны", подразумевая символ Французской республики.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    На площади у Лувра прошла эвакуация

    Полиция эвакуировала людей с площади перед Лувром, обнаружив там подозрительную сумку. После проверки площадь, где Макрон планировал праздновать свою победу, вновь открыли. В сумке оказались аккумуляторы от камеры.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    "Макрон - президент!"

    А так сторонники Эмманюэля Макрона праздновали победу своего кандидата в Марселе - сразу после объявления результатов эксит-поллов. Макрон в свои 39 лет стал самым молодым президентом в истории республики.

    "Битва добра и зла" во Франции: как это было

    "Новая глава в истории"

    Праздновать победу Макрона в центр Парижа на площадь перед Лувром пришли тысячи его сторонников. Сам новоизбранный глава Франции считает, что его победа открывает новую главу в истории страны, "главу надежды и вновь обретенного доверия".

Американское издание Slate констатирует, что для Франции наступил «исторический день», поскольку кандидаты двух политических партий, десятилетиями доминировавших в местной политике, не вышли во второй тур выборов президента страны. Речь идет о социалистах и правых голлистах, которые после окончания Второй мировой становились правящими силами.

Кандидаты же от новых сил — «Народного фронта» и «Вперед!» — получают поддержку примерно равного числа французов. По предварительным данным, у Ле Пен 21,5% голосов, у Макрона — 23,7%.

По мнению The Wall Street Journal, в связи с выходом во второй тур Ле Пен и Макрона «глобализм и будущее Европы становятся определяющими ценностями». Собственно, голосование во втором туре и будет своеобразным референдумом: за или против радикальных предложений Ле Пен о твердой миграционной политике, выходе из еврозоны и разрыве с Евросоюзом.

Ее соперник, в свои 39 лет ни разу не избиравшийся ни на один политический пост и лишь небольшое время проработавший в правительстве Франсуа Олланда, не предлагает ничего определенного — кроме усиления сотрудничества в рамках ЕС, в первую очередь с Германией, которой он обещает высокую финансовую дисциплину.

Таким образом, на момент начала новой двухнедельной кампании у Франции есть простой выбор. Или попытаться решить проблему с эмигрантами, безопасностью, угрозой терроризма и обязательствами перед Брюсселем — то есть пойти примерно тем же путем, что выбрали американцы прошлой осенью, проголосовав за Дональда Трампа. Или же не только сохранить, но и усилить курс на единую Европу и перспективы экономического процветания в ее рамках.

Последнее, по всей видимости, будет иметь принципиальное значение — эксперты пугают, что победа Ле Пен приведет экономику страны к рецессии, а Евросоюз к распаду.

Французское издание Le Figaro называет борьбу между двумя кандидатами «новым землетрясением». Сложившуюся ситуацию уже сравнивают с аналогичной кампанией 2002 года, когда ее отец Жан-Мари Ле Пен вышел во второй тур. Тогда его оппонент президент Франции Жак Ширак призвал других кандидатов объединить своих сторонников вокруг его кандидатуры во втором туре. Благодаря поддержке широкого фронта Ширак получил рекордные 82,06% при 17,94% процентов у Ле Пена.

С подобным же призывом к избирателям выступил и Эммануэль Макрон: «Начиная уже с этого вечера я должен пойти дальше и объединить вокруг себя всех французов», — сказал он в своем обращении по итогам голосования.

Кандидат от Социалистической партии Бенуа Амон, набравший в районе 7% голосов, уже поддержал своего бывшего сопартийца. Так же поступил один из главных оппонентов Франсуа Фийон, выдвинутый «Республиканцами». Он набрал около 19%, однако часть его популярности основывалась также на достаточно жесткой — пусть и более мягкой, чем у Ле Пен — правой риторике, позиции в отношении мигрантов, а также, например, в отношении к России и санкциям.

За несколько дней до выборов Фийон призвал решить проблему Крыма на международной конференции, которая бы признала его новый статус.

Таким образом, нет гарантий, что весь электорат «Республиканцев» перейдет к Макрону. То же касается и электората четвертого лидера гонки — Жан-Люка Меланшона, получившего также больше 19% голосов. Руководство Коммунистической партии Франции, поддерживавшей крайне левого кандидата, призвало своих членов и сторонников проголосовать против Ле Пен во втором туре выборов, при этом не призывая голосовать за Макрона. Однако Меланшон привлекал своих сторонников радикальной критикой Евросоюза, что роднит его позицию с Ле Пен.

Главной интригой выборов будет вопрос, сможет ли Макрон привлечь к себе электорат экс-премьера Франсуа Фийона, который набрал 19% в гонке. Есть предположение, что Фийон может начать агитировать за Макрона, чтобы помочь ему победить Ле Пен, которую обозреватель CNN Питер Клуппе называет «кошмаром для Европы».

Издание Slate отмечает, что Макрону придется тяжело в борьбе с Ле Пен, и называет его «малоопытным центристом». Небольшой опыт работы в правительстве социалистов у Макрона есть, однако он вышел из этой партии и не располагает собственной политической структурой.

На стороне Макрона сыграет определенный «административный ресурс» Европы. Ему оказывают поддержку лидеры стран ЕС. Глава МИД Германии Зигмар Габриэль заявил, что уверен в победе Макрона на выборах. Макрон также получил неформальную поддержку от бывшего президента США Барака Обамы — они разговаривали по телефону за несколько дней до выборов.

Однако главным козырем Макрона остается радикальный имидж его соперницы и ее партии. Французы в большинстве не готовы видеть крайне правых во главе государства. Для Ле Пен же, активно занимавшейся собственной «раздемонизацией» по ходу кампании, сейчас единственным выходом, по всей видимости, остается ответная демонизация оппонента.

The New York Times цитирует советника и соратника Ле Пен по партии Флориана Филиппо, называвшего Макрона «кандидатом банков», выступающим против интересов народа и губящим линию «Национального фронта» на протекционизм.

Руководитель франко-российского Аналитического центра «Обсерво» Арно Дюбьен, впрочем, уверен, что у Ле Пен нет никаких шансов на победу.

«Вероятно, она попытается зазвать на свою сторону электорат Фийона и Меланшона, но их избиратели не придут на второй тур и явка будет ниже», — прокомментировал «Газете.Ru» эксперт.

Дюбьен считает, что во втором туре Макрон обойдет кандидата-националиста со значительным отрывом.

«Макрон наберет от 60%, но Франция раскололась, и ему будет намного сложнее управлять страной, — прогнозирует Дюбьен. — Он попытается собрать людей справа и слева, но все зависит от того, что будет на парламентских выборах. Франция переходит к парламенту из четырех блоков, в котором ультраправые, правые, центристы и левые. Сами блоки непримиримы, а вероятность их сближения довольно низка».

«Макрон ожидает, что волна поддержки на президентских выборах приведет к такой же волне на выборах парламентских», — рассказал «Газете.Ru» Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН, эксперт Международного дискуссионного клуба «Валдай».

Однако еще до парламентских выборов президент постарается закрепить поддержку населения, приняв ряд указов, считает эксперт. Это будет сделано вне зависимости от того, победит Макрон или Ле Пен, поскольку в популистской тактике эти политики схожи.

«Прежде всего, это будет укрепление системы безопасности во Франции, — добавил Рубинский. — Безусловно, будут шаги по морализации политической системы, то есть кампания по борьбе с коррупцией. Как показала нынешняя кампания, среди электората большой запрос на этическую политику. И, конечно, будут приняты меры по бюджетной экономии. Это для сегодняшней Франции самое главное».

По мнению собеседника «Газеты.Ru», выборы во Франции не завершатся вторым туром президентского голосования. «Будет еще и своеобразный третий тур — парламентские выборы, а также четвертый — когда профсоюзы выйдут на улицы, если будут проведены реформы выравнивания соцобеспечения в государственном и частном секторах. Такие попытки были предприняты еще в 1995 году. Тогда вся страна встала в забастовках».

Сначала президент республики избирался сроком на семь лет путем всеобщего и прямого голосования. В сентябре 2000г. В результате референдума было принято решение о том, что срок президентских полномочий не должен превышать пяти лет.

Президент республики избирается абсолютным большинством голосов. Если ее не получено в первом туре голосования, то в следующую за ним второе воскресенье проводится второй тур. В нем могут участвовать только два кандидата, - если будут сняты кандидатуры, находящиеся в более благоприятном положении, - окажутся теми, что получили наибольшее количество голосов в первом туре.

В случае вакантности поста президента республики по какой-либо причине или при наличии препятствий к исполнению президентом своих обязанностей, установленных Конституционным советом, запрошенная об этом правительством и который принимает решение абсолютным большинством голосов своих членов, функции президента республики временно осуществляются председателем Сената, а если у него в свою очередь имеются препятствия - правительством.

В случае вакантности или если препятствие объявлено Конституционным советом окончательной, голосование по выборам нового президента происходит (кроме случая непреодолимой силы) не менее через 20 и не позднее чем через 35 дней после открытия вакансии или объявления об окончательном характере препятствия.

Если в течение семи дней, предшествующих дате окончания выдвижения кандидатур, одно из лиц, публично заявили о своем решении быть кандидатом по меньшей мере за ЗО дней до названной даты умрет или у нее возникнут препятствия, то Конституционный совет может принять решение о переносе выборов.

Если до первого тура выборов один из кандидатов скончался или у него возникли препятствия, то Конституционный совет принимает решение о переносе выборов.

В случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух кандидатов, находящихся в наиболее благоприятном положении в первом туре, до возможного снятия кандидатур, Конституционный совет объявляет о новом проведения всех избирательных операций; подобно она действует и в случае смерти или возникновения препятствий у одного из двух оставшихся кандидатов для участия во втором туре.

Полномочия президента Франции.

Президент республики занимает вершину в иерархии государственных органов. В то же время Конституция предусматривает взаимодействие президента и главы правительства: "Акты президента Республики, за исключением указанных в статьях 8,11, 12,16,18, 54 и 61, контрасигнуватимуться премьер-министром и, в случае необходимости, - ответственными министрами". Согласно этому положению Конституции, формально-юридические полномочия делятся на осуществляемые им лично и на полномочия, требующие контрассигнации премьер-министра или ответственных министров. На практике существуют и другие личные полномочия, не указанные в статье 19, в частности премьер-министр назначается без контрассигнации.

Важнейшим личным полномочием президента Франции является право распускать Национальное собрание, ограничено лишь тремя условиями: во-первых, не может быть осуществлено роспуске течение года, следующего после предварительного роспуска, во-вторых, роспуск не может быть проведен во время действия чрезвычайного положения и, в третьих, роспуск не может быть осуществлен временным президентом республики, то есть председателем Сената, который занимает вакантную должность главы государства до избрания нового президента.

Президент может передать на референдум любой законопроект, касающийся организации публичной власти, не противоречит Конституции и отразился бы на функционировании государственных институтов.

Особенно возрастает роль главы государства, когда он решает ввести в стране чрезвычайное положение. Статья 16 Конституции позволяет президенту ввести настоящую единоличную диктатуру, при которой он принимает все меры, продиктованных, по его мнению, обстоятельствами. Но в этой статье определяются два условия для введения чрезвычайного положения: 1) должна присутствовать одна из четырех требований - серьезная и непосредственная угроза или институтам республики, либо независимости нации, или целостности ее территории, или выполнению международных обязательств; 2) должен быть поднят нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией. Эта статья не может быть использована при других обстоятельствах, и президент не может вводить ее, когда захочет. Однако отсутствие достаточных юридических и политических гарантий делает право введения чрезвычайного положения грозной оружием в руках президента. Для такого введения глава государства обязан лишь получить "официальную консультацию" у премьер-министра, председателей палат и Конституционного совета и обратиться к нации с посланием. их мысли учитывать совсем не обязательно. Сдерживающим органом в этой ситуации должен стать парламент, но на практике он не реализует контрольных функций Правда, парламент в это время не может быть распущен, и он вправе передать дело о государственной измене президента в Высокую палату правосудия, но понятия государственной измены определено нечетко, официального толкования этого термина нет.

Президент практически полностью, сверху вниз, формирует исполнительную власть. Он назначает министров, всех высших чиновников. Президент - глава вооруженных сил, он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны. Очень важно не урегулирован Конституцией право президента вводить в действие стратегические ядерные силы; это право предусмотрено простым декретом от 14 января 1964

В области международных отношений президент заключает и ратифицирует международные договоры, за исключением тех, которые требуют обязательной ратификации парламентом. Ратификация требует контрассигнации членов правительства.

В судебной сфере президент реализует традиционное право главы государства - право помилования. Президент представляет вершину судебной власти, являясь гарантом ее независимости.

Вторая часть полномочий главы государства, требует контрассигнации премьер-министра или министров, также достаточно значительной. Он председательствует в Совете министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые ею, участвует в рассмотрении законопроектов правительства, назначает на гражданские и военные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах. С контрассигнацией министров осуществляется право созыва парламента на чрезвычайные сессии; по его решению палаты образуют Конгресс для ратификации поправок.

На практике президент больший объем прав, чем если следовать букве закона. Так, вел принимает решения в сферах, относящихся к компетенции правительства, когда в парламенте есть "одноцветная" с президентом большинство. Президент время открыто вмешивается в компетенцию премьер-министра. Например, издание ордонансов на основе делегации, полученной от парламента, постановка вопроса о доверии и некоторые другие не обходятся без санкции президента.

Президенту помогает в его деятельности личный аппарат, который составляет несколько сот человек. В его состав входят кабинет, генеральный секретариат, военный штаб, несколько чиновников для особых поручений; все сотрудники этих служб назначаются лично президентом.

Государства? На эти и многие другие вопросы будут даны ответы в статье.

Правительство Франции: общая характеристика

Конституция Франции подразумевает под понятием "правительство" два основных элемента: премьер-министра и министров. Министры объединяются в две группы: Совет министров - под предводительством президента, и кабинет министров - под руководством премьер-министра. И глава правительства Франции, и все остальные министры назначаются непосредственно президентом Франции.

С юридической точки зрения выбор президента ничем не обусловлен и никак не ограничен: он может назначить председателем правительства кого угодно. Однако на практике все происходит несколько иначе. Так, президент выбирает, как правило, лидирующее среди большинства лицо. В противном случае возможны частые противоречия с парламентом: насчет законодательных инициатив, программ и т. д.

Смещение с должности министров также осуществляется президентом. Однако происходит это с согласия премьер-министра.

Об институте парламентской ответственности правительства Франции

Статьи 49 и 50 Конституции Франции вводят специальное положение об институте парламентской ответственности. Что оно собой представляет и как оно относится к правительству? Основной закон страны прописывает, что глава правительства Франции должен своевременно подавать заявление о собственной отставке президенту. Однако происходить это должно лишь в некоторых случаях, среди которых следующие:

Сразу стоит отметить, что отставка французского премьер-министра всегда ведет за собой полную отставку всего Кабинета министров. Допускается как добровольная отставка председателя правительства, так и принудительная.

Весь порядок, описанный выше, является классическим примером и есть институт парламентской ответственности.

Правительство Франции как институт законодательной инициативы

Согласно французской Конституции, правительство является основным институтом, выпускающим подавляющее число законодательных инициатив. В отличие от тех же парламентариев, именно правительство Франции способно выпустить такие законопроекты, которые пройдут все стадии и твердо укрепятся в виде законов.

Оно выпускает два основных типа законопроектов: декреты и ордонансы. Ордонансы представляют собой специальные акты делегированного законодательства. Декреты же носят характер так называемой регламентарной власти: согласно ст. 37 Конституции, вопросы могут носить регламентированный характер, несмотря на то что они не входят в сферу законодательства.

О роли премьер-министра Франции

Премьер-министр Франции является, как уже было сказано выше, председателем правительства. французской Конституции закрепляет его статус и основные полномочия, среди которых:

  • руководство правительством;
  • контроль над национальной обороной (в данном случае премьер несет персональную ответственность);
  • обеспечение исполнения законов;
  • осуществление регламентарной власти;
  • назначение определенных лиц на военные или гражданские должности.

Помимо всего вышеперечисленного, председатель правительства способен принимать различные правовые и нормативные акты. Министры же, в свою очередь, способны эти акты контрассигнировать. Данный процесс закрепляет статья 22 Конституции Франции.

Президент и премьер-министр: схемы взаимоотношений

Как и в Российской Федерации, французский президент и премьер-министр - первое и второе лицо в государстве. Дабы не возникало противоречий или иных проблем, во Франции закреплены две схемы взаимоотношений между этими двумя политическими деятелями. Что представляет собой каждая из схем?

Первая именуется как "де Голль - Дебре". По своей сути она довольно проста. Система предполагает пропрезидентское большинство в Национальном собрании. Более того, премьер-министр и правительство не имеют никакой собственной и независимой политической программа. Вся их деятельность контролируется и парламентом.

Вторая программа называется системой "кохабитации", или схемой "Миттеран-Ширак". Суть этой программы - формирование оппозиционного парламентского большинства. Обязанность президента - выбрать из этого большинства председателя правительства. Вследствие этого образуется крайне интересная система: президент и премьер-министр становятся конкурентами, поскольку имеют, по-сути, две различные программы. Вопросы внутренней политики отходят Совету Министров; внешняя политика регулируется главой государства.

Безусловно, вторая система в несколько раз лучше и эффективнее. Доказательств этому множество, однако можно привести одно и самое важное: умеренная конкуренция и борьба в политических верхах почти всегда ведет к прогрессу.

во Франции: 1944-1946 гг.

Дабы обладать более четким и ясным пониманием того, как работает правительство во Франции, можно привести в пример систему временного правительства, образованную в Четвертой республике.

Создание произошло 30 августа 1944 года. Возглавил орган генерал Шарль де Голль, лидер и координатор движения "Свободная Франция". Удивительная особенность правительства заключалась в том, что в него вошли самые неординарные и непохожие друг на друга группы: социалисты, христианские демократы, коммунисты и многие другие. Была проведена серия различных социально-экономических реформ, благодаря которым уровень жизни в государстве значительно повысился. Стоит упомянуть и про принятие в сентябре 1946 года новой Конституции.

Президент Франции: порядок избрания

Разобравшись с тем, какие существуют полномочия правительства Франции и какой структурой оно обладает, стоит перейти к следующему вопросу, посвященному французскому президенту.

Избирается глава государства на прямых всеобщих выборах. Срок полномочий президента ограничивается пятью годами, при этом одно и то же лицо не способно занимать президентский пост более чем два срока подряд. Кандидату в президенты должно быть как минимум 23 года. Кандидатура должна быть одобрена выборными должностными лицами. Процесс выборов проходит по мажоритарной системе, в 2 этапа. Большинство голосов должен набрать будущий президент Франции. Правительство объявляет выборы и оно же их завершает.

Если президент досрочно прекращает свои полномочия, заместителем становится председатель Сената. Обязанности этого лица несколько ограничены: он не способен, в частности, распускать Национальное собрание, назначать референдум или изменять конституционные положения.

Процесс смещения президента

Высокая Палата Правосудия принимает решение о снятии с президента его полномочий. Закрепляется это в статье 68 французской Конституции. По сути, подобная процедура является импичментом главы государства. Главное основание для смещения президента с его поста - невыполнение своих обязанностей или исполнение, никак не совмещенное с мандатом. Сюда же можно отнести выражение недоверия главе государства, которое способно подавать правительство.

Парламент Франции, вернее, одна из его палат, инициирует создание и смещение Высокой Палаты. При этом другая парламентская палата обязана поддержать решение первой. Происходит все только в том случае, если за инициативу выступили две трети парламентских голосов. Стоит также отметить, что решение Высокой Палаты должно вступать в силу немедленно.

Об иммунитете президента

Еще одна тема, которую обязательно стоит затронуть, - это президентский иммунитет. Что он представляет собой во Франции? Согласно статье 67 Конституции страны, президент освобождается от ответственности за все деяния, совершаемые им на посту. Более того, во время исполнения полномочий глава государства имеет право не являться ни в один из французских судов для дачи каких-либо показаний. Судебное преследование, следственные действия, сбор судебной информации - все это также не должно касаться главы государства во время исполнения им своих полномочий.

Французский президент обладает, помимо всего прочего, иммунитетом от судебного преследования. Однако иммунитет этот временный и может быть приостановлен спустя месяц после сложения президентом своих обязанностей. Стоит также отметить, что иммунитет не распространяется на международный уголовный суд. Французский президент не способен скрываться от вызова в эту инстанцию. Закрепляют это и положения 68 и 532 французской Конституции.

"Личные" полномочия президента Франции

Стоит, наконец, рассказать об основных обязанностях и полномочиях главы французского государства. Все они делятся на две группы: личные и разделяемые. Чем характеризуются личные полномочия?

Они не требуют министерской контрассигнации, а стало быть, президент способен исполнять их самостоятельно и самолично. Вот какие моменты сюда относятся:

  • Президент выступает в качестве арбитра и гаранта. Это относится к назначению референдума, подписанию ордонанса, назначению трех членов Совета и т. д. Во всем этом президенту должен помогать Высший Совет магистратуры.
  • Президент взаимодействует с различными политическими органами и институтами. Парламент, судебные органы (арбитражное, конституционное, мировое), правительство - Франция диктует, что всеми этими органами глава государства обязан постоянно контактировать. В частности, президент должен обращаться с посланиями к парламенту, назначать премьер-министра, созывать Совет Министров и т. д.
  • Глава государства обязан принимать все необходимые действия для предотвращения кризиса. Сюда относится и принятие чрезвычайных полномочий (данное право закрепляет ст. 16 Конституции). Однако президент обязан проводить консультацию с такими органами, как правительство Франции (состав его должен быть полным), парламент, Конституционный Совет и др.

"Разделяемые" полномочия президента Франции

"Разделяемые" президентские полномочия, в отличие от "личных", требуют контрассигнирования со стороны министров. Какие обязанности главы государства здесь можно выделить?

  • Кадровые полномочия, или формирование правительства Франции. Речь, как уже понятно, идет о назначении председателя правительства и министров.
  • Подписание ордонансов и декретов.
  • Созыв внеочередных парламентских сессий.
  • Назначение референдума и контроль над его проведением.
  • Решение вопросов о международных отношениях и обороне.
  • Промульгация (обнародование) законов.
  • Решения о помиловании.
Président de la République Française ; часто сокращается как президент республики , чтобы не путать с председателями (présidents) палат, совета министров и других органов власти) - избираемый французами глава государства .

Общие сведения

Четыре французские республики из пяти имели президентов в качестве глав государства. В каждой редакции французской конституции полномочия президентов, их функции и обязанности, а также их взаимоотношения с французским правительством различались.

Нынешние конституционные атрибуты

Статья 5
Президент республики следит за соблюдением конституции. Своим арбитражем он обеспечивает нормальное функционирование публичных властей, а также преемственности государства. Он является гарантом национальной независимости, территориальной целостности и соблюдения международных договоров.

Статья 8
Президент республики назначает премьер-министра Франции ; принимает решение о назначении нового премьер-министра после принятия отставки предыдущего правительства . По предложению премьер-министра назначает всех членов правительства.

Статья 9
Президент республики председательствует в Совете министров.

Статья 10
Президент республики промульгирует законы в течение 15 дней, следующих после передачи Правительству окончательно принятого закона. Он может до истечения этого срока потребовать от Парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей В этом новом обсуждении не может быть отказано.

Статья 11
Президент республики по предложению Правительства во время сессии Парламента или по совместному предложению обеих палат Парламента, которое публикуется в Официальном вестнике, может передать на референдум любой законопроект об организации государственной власти, о реформах, касающихся экономической или социальной политики и публичных служб, им содействующих, или направленный на одобрение ратификации какого-либо договора, который, не вступая в противоречие с конституцией, отразился бы на функционировании институтов. Когда референдум организуется по предложению Правительства, последнее выступает перед каждой палатой с заявлением, которое подлежит последующему обсуждению. Когда законопроект одобрен референдумом, президент республики промульгирует закон в течение 15 дней после объявления результатов голосования.

Статья 12

Президент республики может после консультации с премьер-министром и председателями палат объявить о роспуске Национального собрания. Всеобщие выборы проводятся не ранее чем через 20 и не позднее чем через 40 дней после роспуска. Национальное собрание собирается по полному праву во второй четверг после выборов. Если это заседание имеет место вне сроков очередной сессии, то сессия открывается по праву на срок - 15 дней. Новый роспуск не может быть осуществлен в течение года, следующего за этими выборами.

Статья 13
Президент республики подписывает ордонансы и декреты, принятые Советом министров. Он назначает на гражданские и военные государственные должности. Государственные советники, великий канцлер Почетного легиона, послы, чрезвычайные посланники, старшие советники Счетной палаты, префекты, представители Правительства в заморских территориях, генералы, ректоры академий, директора центральных ведомств назначаются Советом министров. Органический закон определяет другие должности, назначение на которые проводится Советом министров, а также условия, на основании которых право назначения, принадлежащее президенту Республики, может быть им делегировано для осуществления от его имени.

Статья 14
Президент республики аккредитует послов и чрезвычайных посланников в иностранных государствах; иностранные послы и чрезвычайные посланники аккредитуются при нём

Статья 15
Президент республики является главой вооруженных сил. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны.

Статья 16
Когда институты Республики, независимость нации, целостность её территории оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование конституционных публичных органов прекращено, президент республики принимает меры, которые диктуются этими обстоятельствами, после официальной консультации с премьер-министром, председателями палат, а также Конституционным советом. Он информирует об этом нацию посланием. Эти меры должны быть продиктованы стремлением предоставить в кратчайшие сроки конституционным публичным органам возможность для выполнения их задач. По этому поводу проводятся консультации с Конституционным советом. Парламент собирается по полному праву. Национальное собрание не может быть распущено в период осуществления чрезвычайных полномочий.

Статья 17
Президент республики осуществляет право помилования.

Статья 18
Президент республики сносится с обеими палатами Парламента посредством посланий, которые зачитываются в палатах и не подлежат никакому обсуждению. В период между сессиями Парламент специально собирается по этому поводу. Статья 19
Акты президента республики, кроме предусмотренных в статьях 8 (абзац первый), 11, 12, 16, 54, 56 и 61, контрассигнуются премьер-министром и в случае необходимости ответственными министрами

Церемония инаугурации

Иногда наблюдаются незначительные отступления от ритуала. В частности, Н. Саркози после описанной процедуры отправился в Булонский лес , где произнес краткую речь в память о 35 молодых участниках Сопротивления , которые были расстреляны там гитлеровцами в августе 1944 г. в канун парижского восстания.

См. также

Итоги президентских выборов

Напишите отзыв о статье "Президент Франции"

Ссылки

  • (фр.)

Отрывок, характеризующий Президент Франции

Х
Но странное дело, все эти распоряжения, заботы и планы, бывшие вовсе не хуже других, издаваемых в подобных же случаях, не затрогивали сущности дела, а, как стрелки циферблата в часах, отделенного от механизма, вертелись произвольно и бесцельно, не захватывая колес.
В военном отношении, гениальный план кампании, про который Тьер говорит; que son genie n"avait jamais rien imagine de plus profond, de plus habile et de plus admirable [гений его никогда не изобретал ничего более глубокого, более искусного и более удивительного] и относительно которого Тьер, вступая в полемику с г м Феном, доказывает, что составление этого гениального плана должно быть отнесено не к 4 му, а к 15 му октября, план этот никогда не был и не мог быть исполнен, потому что ничего не имел близкого к действительности. Укрепление Кремля, для которого надо было срыть la Mosquee [мечеть] (так Наполеон назвал церковь Василия Блаженного), оказалось совершенно бесполезным. Подведение мин под Кремлем только содействовало исполнению желания императора при выходе из Москвы, чтобы Кремль был взорван, то есть чтобы был побит тот пол, о который убился ребенок. Преследование русской армии, которое так озабочивало Наполеона, представило неслыханное явление. Французские военачальники потеряли шестидесятитысячную русскую армию, и только, по словам Тьера, искусству и, кажется, тоже гениальности Мюрата удалось найти, как булавку, эту шестидесятитысячную русскую армию.
В дипломатическом отношении, все доводы Наполеона о своем великодушии и справедливости, и перед Тутолминым, и перед Яковлевым, озабоченным преимущественно приобретением шинели и повозки, оказались бесполезны: Александр не принял этих послов и не отвечал на их посольство.
В отношении юридическом, после казни мнимых поджигателей сгорела другая половина Москвы.
В отношении административном, учреждение муниципалитета не остановило грабежа и принесло только пользу некоторым лицам, участвовавшим в этом муниципалитете и, под предлогом соблюдения порядка, грабившим Москву или сохранявшим свое от грабежа.
В отношении религиозном, так легко устроенное в Египте дело посредством посещения мечети, здесь не принесло никаких результатов. Два или три священника, найденные в Москве, попробовали исполнить волю Наполеона, но одного из них по щекам прибил французский солдат во время службы, а про другого доносил следующее французский чиновник: «Le pretre, que j"avais decouvert et invite a recommencer a dire la messe, a nettoye et ferme l"eglise. Cette nuit on est venu de nouveau enfoncer les portes, casser les cadenas, dechirer les livres et commettre d"autres desordres». [«Священник, которого я нашел и пригласил начать служить обедню, вычистил и запер церковь. В ту же ночь пришли опять ломать двери и замки, рвать книги и производить другие беспорядки».]
В торговом отношении, на провозглашение трудолюбивым ремесленникам и всем крестьянам не последовало никакого ответа. Трудолюбивых ремесленников не было, а крестьяне ловили тех комиссаров, которые слишком далеко заезжали с этим провозглашением, и убивали их.
В отношении увеселений народа и войска театрами, дело точно так же не удалось. Учрежденные в Кремле и в доме Познякова театры тотчас же закрылись, потому что ограбили актрис и актеров.
Благотворительность и та не принесла желаемых результатов. Фальшивые ассигнации и нефальшивые наполняли Москву и не имели цены. Для французов, собиравших добычу, нужно было только золото. Не только фальшивые ассигнации, которые Наполеон так милостиво раздавал несчастным, не имели цены, но серебро отдавалось ниже своей стоимости за золото.
Но самое поразительное явление недействительности высших распоряжений в то время было старание Наполеона остановить грабежи и восстановить дисциплину.
Вот что доносили чины армии.
«Грабежи продолжаются в городе, несмотря на повеление прекратить их. Порядок еще не восстановлен, и нет ни одного купца, отправляющего торговлю законным образом. Только маркитанты позволяют себе продавать, да и то награбленные вещи».
«La partie de mon arrondissement continue a etre en proie au pillage des soldats du 3 corps, qui, non contents d"arracher aux malheureux refugies dans des souterrains le peu qui leur reste, ont meme la ferocite de les blesser a coups de sabre, comme j"en ai vu plusieurs exemples».
«Rien de nouveau outre que les soldats se permettent de voler et de piller. Le 9 octobre».
«Le vol et le pillage continuent. Il y a une bande de voleurs dans notre district qu"il faudra faire arreter par de fortes gardes. Le 11 octobre».
[«Часть моего округа продолжает подвергаться грабежу солдат 3 го корпуса, которые не довольствуются тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, но еще и с жестокостию наносят им раны саблями, как я сам много раз видел».
«Ничего нового, только что солдаты позволяют себе грабить и воровать. 9 октября».
«Воровство и грабеж продолжаются. Существует шайка воров в нашем участке, которую надо будет остановить сильными мерами. 11 октября».]
«Император чрезвычайно недоволен, что, несмотря на строгие повеления остановить грабеж, только и видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда либо, возобновились вчера, в последнюю ночь и сегодня. С соболезнованием видит император, что отборные солдаты, назначенные охранять его особу, долженствующие подавать пример подчиненности, до такой степени простирают ослушание, что разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии. Другие унизились до того, что не слушали часовых и караульных офицеров, ругали их и били».
«Le grand marechal du palais se plaint vivement, – писал губернатор, – que malgre les defenses reiterees, les soldats continuent a faire leurs besoins dans toutes les cours et meme jusque sous les fenetres de l"Empereur».
[«Обер церемониймейстер дворца сильно жалуется на то, что, несмотря на все запрещения, солдаты продолжают ходить на час во всех дворах и даже под окнами императора».]
Войско это, как распущенное стадо, топча под ногами тот корм, который мог бы спасти его от голодной смерти, распадалось и гибло с каждым днем лишнего пребывания в Москве.
Но оно не двигалось.
Оно побежало только тогда, когда его вдруг охватил панический страх, произведенный перехватами обозов по Смоленской дороге и Тарутинским сражением. Это же самое известие о Тарутинском сражении, неожиданно на смотру полученное Наполеоном, вызвало в нем желание наказать русских, как говорит Тьер, и он отдал приказание о выступлении, которого требовало все войско.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свой собственный tresor [сокровище]. Увидав обоз, загромождавший армию. Наполеон ужаснулся (как говорит Тьер). Но он, с своей опытностью войны, не велел сжечь всо лишние повозки, как он это сделал с повозками маршала, подходя к Москве, но он посмотрел на эти коляски и кареты, в которых ехали солдаты, и сказал, что это очень хорошо, что экипажи эти употребятся для провианта, больных и раненых.
Положение всего войска было подобно положению раненого животного, чувствующего свою погибель и не знающего, что оно делает. Изучать искусные маневры Наполеона и его войска и его цели со времени вступления в Москву и до уничтожения этого войска – все равно, что изучать значение предсмертных прыжков и судорог смертельно раненного животного. Очень часто раненое животное, заслышав шорох, бросается на выстрел на охотника, бежит вперед, назад и само ускоряет свой конец. То же самое делал Наполеон под давлением всего его войска. Шорох Тарутинского сражения спугнул зверя, и он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, опасному пути, но по знакомому, старому следу.
Наполеон, представляющийся нам руководителем всего этого движения (как диким представлялась фигура, вырезанная на носу корабля, силою, руководящею корабль), Наполеон во все это время своей деятельности был подобен ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит.

6 го октября, рано утром, Пьер вышел из балагана и, вернувшись назад, остановился у двери, играя с длинной, на коротких кривых ножках, лиловой собачонкой, вертевшейся около него. Собачонка эта жила у них в балагане, ночуя с Каратаевым, но иногда ходила куда то в город и опять возвращалась. Она, вероятно, никогда никому не принадлежала, и теперь она была ничья и не имела никакого названия. Французы звали ее Азор, солдат сказочник звал ее Фемгалкой, Каратаев и другие звали ее Серый, иногда Вислый. Непринадлежание ее никому и отсутствие имени и даже породы, даже определенного цвета, казалось, нисколько не затрудняло лиловую собачонку. Пушной хвост панашем твердо и кругло стоял кверху, кривые ноги служили ей так хорошо, что часто она, как бы пренебрегая употреблением всех четырех ног, поднимала грациозно одну заднюю и очень ловко и скоро бежала на трех лапах. Все для нее было предметом удовольствия. То, взвизгивая от радости, она валялась на спине, то грелась на солнце с задумчивым и значительным видом, то резвилась, играя с щепкой или соломинкой.
Одеяние Пьера теперь состояло из грязной продранной рубашки, единственном остатке его прежнего платья, солдатских порток, завязанных для тепла веревочками на щиколках по совету Каратаева, из кафтана и мужицкой шапки. Пьер очень изменился физически в это время. Он не казался уже толст, хотя и имел все тот же вид крупности и силы, наследственной в их породе. Борода и усы обросли нижнюю часть лица; отросшие, спутанные волосы на голове, наполненные вшами, курчавились теперь шапкою. Выражение глаз было твердое, спокойное и оживленно готовое, такое, какого никогда не имел прежде взгляд Пьера. Прежняя его распущенность, выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергической, готовой на деятельность и отпор – подобранностью. Ноги его были босые.
Пьер смотрел то вниз по полю, по которому в нынешнее утро разъездились повозки и верховые, то вдаль за реку, то на собачонку, притворявшуюся, что она не на шутку хочет укусить его, то на свои босые ноги, которые он с удовольствием переставлял в различные положения, пошевеливая грязными, толстыми, большими пальцами. И всякий раз, как он взглядывал на свои босые ноги, на лице его пробегала улыбка оживления и самодовольства. Вид этих босых ног напоминал ему все то, что он пережил и понял за это время, и воспоминание это было ему приятно.
Погода уже несколько дней стояла тихая, ясная, с легкими заморозками по утрам – так называемое бабье лето.
В воздухе, на солнце, было тепло, и тепло это с крепительной свежестью утреннего заморозка, еще чувствовавшегося в воздухе, было особенно приятно.
На всем, и на дальних и на ближних предметах, лежал тот волшебно хрустальный блеск, который бывает только в эту пору осени. Вдалеке виднелись Воробьевы горы, с деревнею, церковью и большим белым домом. И оголенные деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зеленый шпиль церкви, и углы дальнего белого дома – все это неестественно отчетливо, тончайшими линиями вырезалось в прозрачном воздухе. Вблизи виднелись знакомые развалины полуобгорелого барского дома, занимаемого французами, с темно зелеными еще кустами сирени, росшими по ограде. И даже этот разваленный и загаженный дом, отталкивающий своим безобразием в пасмурную погоду, теперь, в ярком, неподвижном блеске, казался чем то успокоительно прекрасным.