История паркета в россии. Паркет: история технологии паркета; возникновение и развитие паркета

Всеми нами любимый паркетный пол имеет очень длинную историю. Но все же конкретной даты его зарождения нет. Только представьте, еще в 11 веке люди обустраивали свои дома деревянными полами. Уже тогда было очевидно, что лучшим материалом для пола является дерево, из него делали не только стены и потолки, но и качественное напольное покрытие. Конечно, пол из грубой, однообразной доски еще не имел такой эстетики и красоты, как это наблюдается сегодня, но, тем не менее, жилищу придавался больший комфорт практичность на многие годы. Чаще всего доски для пола изготавливались из таких пород деревьев, как пихта, сосна или ель.

В европейских странах 11 столетия к подходили более ответственно и с эстетическим вкусом. Так, впервые начали расщеплять длинные деревянные доски на небольшие, геометрически ровные планки, которые потом и служили так называемым паркетным покрытием. Также использовались многие другие породы дерева. Благодаря технологии разделения монолитной доски стало возможным выполнять разные орнаменты на паркете, оформляя его в художественном, эстетическом стиле. Европа всегда славилась мастерами по деревообработке, а в сфере благоустройства жилья, мастера могли проявить все свои таланты и творческие способности. Так, со временем появился термин «художественный паркет», это было действительно большим достижением, ведь красивый, паркетный пол свидетельствовал о высоком достатке человека, и соответственно спрос на паркетный пол начал стремительно расти.

Мода на декоративный пол

Благодаря художественному паркету средневековые замки европейской знати из скучных, серых сооружений превращались в роскошные особняки с уникальным убранством. Так, постепенно элементы из дерева начали вытеснять мрачный камень, холодный мрамор и непрактичный металл. Все чаще в обустройстве напольного покрытия выбор делался в пользу расщепленных дощечек - паркета. Даже сегодня во многих европейских музеях можно увидеть первые образцы старинного художественного паркета. Тот факт, что он сохранился до наших дней, говорит о том, что качество паркета было на самом высоком уровне.

Принято считать, что страной-основательницей моды на паркетный пол является Франция. Согласно этимологии слова «паркет», появилось оно именно во Франции. В России напольные покрытия подобного типа стали применять только в 16-м веке. В отличие от европейских стран, российская знать с помощью «дубовых кирпичей» создавала пол с еще большим изяществом и оригинальностью. Ведь, как известно, в ту эпоху на Руси была очень популярна резьба по дереву, и мастера вкладывали всю душу именно в орнамент паркетного пола. Результат всегда был просто потрясающим. Помимо дуба, для изготовления паркетной доски часто использовалась и сосна.

На Руси в то время существовала метрическая система, определяющая длину объектов в аршинах. Так, самым оптимальным вариантом паркетной доски считалась доска длиной в 2 аршина, что по нашим меркам составляет почти полтора метра. Что касается способов укладки художественного паркета, то их существовало два:

  • интарсия – когда в качестве декора применялась инкрустация;
  • маркетри – отличительной особенностью данного способа являлось применение наборных работ.
Все мы знаем, что для качественной, ровной укладки паркета требуется хорошее основание. В 17 веке таким основанием служила известь с добавлением смолы. Таким образом, удавалось еще и устранить швы между паркетными досками. Известно, что в средневековье очень ценились позолоченные предметы в интерьере, поэтому к украшениям художественного пола выдвигалось требование гармоничного сочетания с окружающей позолотой дворцов российской знати. С этой задачей резчики по дереву успешно справлялись.

Искусство паркета развивалось постоянно, и мы четко это видим даже в 21 веке, когда, казалось бы, пик развития уже достигнут. Мы видим, что с паркетной доски удается выполнять истинные шедевры. Вряд ли сегодня найдется такой человек, который бы не смог подобрать паркетный пол по своему вкусу и предпочтениям. Сейчас в мире прогрессирует тенденция натуральности и экологичности, и как раз натуральная окраска паркета считается самой популярной и востребованной. Большое разнообразие материалов позволяет без проблем создавать оригинальные рисунки на паркете. Паркетный пол можно считать не только достоянием роскошной жизни, но и признаком рациональности и практичности. Современные технологии позволяют сохранять первозданный вид паркетной доски даже по прошествии десятилетий.

Мастера по укладке паркетного пола постоянно совершенствуют свои умения и навыки, чтобы в итоге максимально соответствовать требованиям потребителей. Отсюда можно сделать вывод, что паркетный пол всегда был, есть и будет ценным дополнением интерьера дома. Его преимущества неоспоримы, а применение всегда оправданно. С этим трудно не согласиться.

Так сложилось исторически, что что люди все больше и больше уделяли большое внимание своему дому, его интерьеру в общем и полам в частности. Еще в древности в различных странах (Египет, Китай, Индия и т. д) люди создавали красивые и надежные полы. В средние века паркет уже стал не редким в новых домах, замках дворцах. Художественное оформление в изготавливаемом паркете наблюдалось в Европе уже в 19-м веке. Следует также отметить, что художественное оформление паркета связано с общим развитием стиля искусства и архитектуры.

Устройство деревянных полов производилось на Руси уже в древние времена. Конечно же изначально это был еще не паркет. Те деревянные полы представляли из себя расколотые по всей длине бревна, укладываемые на специальные балки. Привычный всем советским людям способ паркетной укладки "елочкой" появился в 16-м веке, тогда паркетины укладывали данным рисунком на основание из досок. С тех времен и ведет свою историю паркет как таковой. История уже не помнит имя изобретателя паркета, который придумал столь оригинальный способ устройства деревянного пола.

В семнадцатом веке популярным способом укладки паркета стал метод, который можно назвать "укладка дубовым кирпичом". При этом способе изготавливаются в форме кирпичей паркетные плашки, которые затем укладываются на известковую основу с последующей заделкой зазоров специальным составом (смола смешанная с известью). При данной технологии мог также присутствовать бордюр из дуба вдоль стены. Подобные технологии использовались на Руси уже в 17 веке (храм Василия Блаженного, Донской монастырь в Москве, Дмитровский собор во Владимире).

Благодаря известным архитекторам (Росси, Ринальди, Растрелли) паркет переходит в разряд произведений искусства из разряда обычного деревянного пола. В начале 19-го века паркетный пол был непосредственно связан с русской резьбой. В 17-м веке в московских мастерских (Оружейная палаты) практиковалась резьба поо дереву и металлу. В последствии Петр Первый эти мастерские закрыл, а всех мастеров-резчиков отправил в Петербург на строящиеся корабельные верфи. В последствии эти кадры стояли у истоков создания в петербургских дворцах паркетов.

Для укладки паркетов во дворцах в 1749г. было привезено из Астраханской губернии 64 креста и 26 косяков дубового леса, которые хранились в помещениях Смольного двора (запасного) вместе грушевым деревом, кизиловым карачагом, чинаром, самшитом, ясенем и буковой кряжей. Весь перечисленный запас древесины отправили в 1750 году непосредственно в царское село и данная древесина послужила материалом наборного паркета. В последствии значительно стал расти ассортимент пород древесины применяемых при создании паркетов и вместе с популярными породами стали больше применять дорогие и экзотические привозные породы древесины, в том числе чефраз, жикитаба, якаранда.

Применение различных по расцветке и рисунку сортов дерева дало возможность создавать самые разнообразные и иногда весьма оригинальные рисунки и узоры паркета. В зависимости от используемых пород дерева и материалов паркету присваивали различные наименования: дубовый, цветной (наборный из привозной древесины), штучный (набранный из пород местного происхождения), полуцветной и другие.

Паркеты,изготавливаемые в виде отдельных щитов называли щитовой паркет. Щит представлял основание из сбитых между собой досок, на которое наклеивали паркетные планки с различными рисунками из разных пород цветной древесины. Полученные щиты потом укладывали на обрешетку из сухого прочного бруса. Паркетные щиты создавали самой разнообразной формы. Это могли быть ромбы, круги, сегменты, квадраты и др в зависимости от самого рисунка паркета.

В 17-19 веках все паркетные работы выполняли ручным способом с отсутствием общепринятых технологий. Только с 70-х годов 19-го века на фабриках было организовано широком производство паркетных щитов и именно поэтому широкое применение паркета датируется началом 80-х годов 19-го века. Однако начало фабричного производства паркета не говорит напрямую о высоком его качестве.

В 19-м веке паркет стал самым распространенным типом покрытия, использовавшимся в жилых помещениях и в это время резко вырос объем его промышленного производства. В конце 19-го века широкое распространение получили новые покрытия, такие как линолеум, в следствии своей низкой стоимости и простоты укладки. Сначала новые покрытия применяли в основном в подсобных помещениях, но затем стали укладывать также и в жилых.

В начале 20-го века многие фабрики осваивают массовое промышленное производство простой паркетной клепки с использованием различных пород дерева. При массовом домостроении широкое распространение получил паркетный пол с простыми способами укладки. Паркет в художественном исполнении стал достаточно редким и укладывался в основном в представительских зданиях.

Одно и самых долговечных половых покрытий, имеющих многовековую историю - паркет.

Паркет - слово заимствованное из французского языка, где parquet - уменьшительное от pare, восходящего к латинскому parcus - "отгороженное место, помост". Во Франции parquet означало «участок пола, где был расположен трон короля».

Паркет (как трактует «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.) - материал в виде небольших древесных строганных планок (клёпки) для покрытия пола; паркетом называют также само покрытие (лицевой слой) такого пола, нередко отмеченный в дворцовых сооружениях большой художественный выразительностью. «… когда смотришь себе под ноги, то невольно думаешь, что стоишь на ковре. Но это не ковер, а чудесный паркет, сделанный наподобие мозаичной картины». (В. Кожевников, Новогодний рассказ.).

Если проследить исторический процесс развития паркетного пола, с начала Древней Руси и до наших времен, то можно обратить внимание, что это и дань верованиям и традициям наших далеких предков и наиболее совершенный конструктив дощатых полов, отличающихся свой практичностью и энергосбережением. Именно паркетный пол всегда отвечал требованиям практичности и моды во все времена своего развития.


Прародитель паркета — дощатый пол — был известен с древнейших времен. Изобилие древесины в Древней Руси, рождало основные требования к строительному материалу- доступность и дешевизна. Однако не только эти требования диктовали тогдашнему строителю выбор. Многовековые традиции и вера русского человека в природные и целебные свойства дерева, предания связанные с деревьями (вспомните хотя бы старые сказания про леса дремучие, яблони-заступницы, осину, от всякой нечестии спасающую и т.д.) делали древесные стройматериалы того времени наиболее популярными, как для внутренней, так и для внешней отделки. В принципе, практически все стройматериалы того времени и ограничивались деревом. Можно только себе представить, насколько экологически чистым было жилье человека в XV веке!! В основном пол состоял из расколотых по длине бревен, причем иногда, особенно на юге, доски настилались непосредственно по глинобитному полу, но чаще они прикреплялись к балкам деревянными гвоздями. Вплоть до XVI в. в жилищах простых людей и царских палатах преобладали простые дощатые полы. Полы из обрезной доски в большинстве случаев изготовлялись из древесины сосны, лиственницы или ольхи — этими породами были богаты окружающие леса. А для именитых и/или зажиточных покупателей пол изготавливался из высушенного дуба - вечный пол, крепчающий год от год!

И если вначале доски вырубались из ствола дерева, позднее их стали вырезать при помощи двуручных пил. Дешевизна древесины позволяла изготавливать очень толстые доски: их толщина составляла более 20 мм, ширина - от 100 мм и более, длина - от 0,5 до 2,5 м и более. Использование коротких досок создавало эффект расширения помещения, что было очень важно в тот период, так как жилые комнаты были маленькими и тесными. Для некоторых клиентов - охотнее всего это были представители должного ранга или высокого социального статуса - половое покрытие укладывалось в несколько слоев, тем самым обеспечивая дополнительную защиту от влаги и холода в помещении. Длина подобных досок иногда была до 3 метров, а толщина от 30 до 80 мм. Обрезные доски не имели паза и гребня и были неправильной формы. В процессе укладки между ними получались большие зазоры. И сегодня можно встретить простые полы из обрезной доски. Конечно, сейчас доски пола имеют правильную форму, тщательно подгоняются друг к другу или соединяются в шпунт.
Теперь этот пол, с многовековой историей называется полом в «деревенском стиле» и используется для подчеркивания намеренной простоты и экологичности помещения.

Только с XVI века, в «половой жизни» происходит революция! Полы в России начинают настилать(мостить) из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который в настоящее время носит название "в елочку", или как тогда говорили - «косяками», а сам пол называют "косящатым". Сегодня в русском языке слово «косящатый» является устаревшим, а ведь его производное - «косяк», когда мы говорим об окне или двери, до сих пор используется в обходе. Косящатый(косой) теперь можно встретить только в литературных произведениях: «Молится царь и кладет земные поклоны. Смотрят на него звезды в окно косящатое.»(А. К. Толстой, Князь Серебряный.) «У косящатого окошечка --- стояли Хованский и Иван Михайлович Милославский».(А. Н. Толстой, Петр Первый.).
Вернемся к полу: обычно дубовые клепки мостили на грубо распиленное основание из мягкой породы древесины, как правило, из сосны. Для более состоятельных клиентов клепки собирали из разных пород дерева, тем самым добиваясь узоров и рисунков на полу, или использовали приемы инкрустации и окрашивания древесины пропитками. Именно эти приемы и станут прообразом будущего великолепия наборных паркетов. Конечно, надо отметить, что уже тогда существовал и прообраз защиты деревянных клепок от разрушения и истирания. Как правило паркетная доска того времени нередко обрабатывалась пропиткой щелоком и обычным топленым салом. Правила ухода за паркетом того времени тоже были просты - применяли раствор щелочи и обычного песка. Надо отметить, что до второй половины XVI века основным украшением полового покрытия являлось устройство фриза (Фриз - элемент конструкции пола, выполненный в форме прямых или изогнутых линий) Как правило, фриз проходил по периметру помещения, либо выделял центральные участки пола помещения. Этот прием был скорее не элементом декорирования полов, а способом замаскировать некрасивые и несовершенные стыки паркетной доски.

В залах, предназначенных для официальных приемов, выделялся центр пола: из досок разного размера выкладывались орнаменты в форме круга, овала, квадрата, изображались фамильные гербы или инициалы хозяина. Представьте себе великолепие помещения, где в центре пола вырубленный мастерами при помощи стамесок или резцов фриз полой формы целиком заполняется древесиной другой породы (интарсия) с вставками из перламутра, слоновой кости, золота, серебра, бронзы и полудрагоценных камней (инкрустация). Кроме того фризы (бордюры) укладывались вдоль стен, зрительно увеличивая объем помещения.

Развитие паркетных полов продолжилось в XVII веке с появлением нового способа укладки пола.
В моду вошел "дубовый кирпич", представляющий собой квадратный дубовый брусок торцевого распила шириной от 6 до 8 вершков (от 27 до 36 см) и толщиной от 2 до 3 вершков (от 9 до 13,5 см). Паркетины, по форме напоминающие кирпичи, укладывались на дощатые и каменные основания пола. В качестве клея в то время клиенту предлагалось на выбор два состава - подешевле: песок или известь, смешанные со смолой, и подороже: известь, смешанная с сырыми яйцами и несоленым творогом, разведенная в воде до консистенции сметаны. Использование дубовых кирпичей давало возможность увеличения способов укладки. К уже существующему «косящатому» способу добавляется «брусчатый», когда кирпичики выкладываются параллельно с разным по длине смещением. Этот способ укладки паркета существует и по сегодняшний день. В принципе именно в это время паркет начинает рассматриваться как один из самых важных элементов оформления парадных помещений и свидетельствует об утонченности вкуса и особой значимости его владельца. Пик инкрустации паркета приходится именно на этот период. Орнаменты полов становятся гармоничным продолжением орнаментов стен и потолков. С помощью цветных “протрав” бруски научились красить в черный и белый цвет, и укладывать пол в “шахматную доску”. Благодаря своей особой прочности на истирание и ударные нагрузки, полы из “дубового кирпича” сохранились до наших дней. Старинный брусчатый паркет Вы можете увидеть в древних церквях Москвы, в Новодевичьем монастыре и в Золотой Царицыной палате Теремного дворца Московского Кремля,
В наше время торцевой паркет рекомендуют для помещений, где люди интенсивно ходят в обуви — бары и рестораны, кабинеты уроков танца, дискотеки и т. д. Этот вид паркета выдерживает такие точечные нагрузки, которых не выдерживают мрамор и керамогранит. Современная брусчатка делается из мореного дуба, ольхи, красного дерева, и других пород, стойких к истиранию, имеет толщину до 50мм.

В начале и середине XVIII века паркет укладывается в стиле русского барокко. Время Петровской эпохи серьезно повлияло на развитие архитектуры в России. Эпоха перемен, ознаменованная приходом Европейской моды на все сферы жизни россиян, в том числе отразилась и на строительстве и дизайне помещений того времени. Строительство новых дворцов и домов, под руководством европейских архитекторов определило новый архитектурный стиль - смесь барокко и еще сохранявшихся исконно русских архитектурных традиции, вобравших в себя христианское наследие Древнего Рима и Византии. Так родился уникальный самобытный образ - русское нарышкинское (Московское) барокко. Интерьеры дворцов, поражают своим богатством и художественным оформлением. Изразцы, росписи, лепнина и полудрагоценные камни - все демонстрирует помпезность и богатство, вызывает восхищение. Малое количество мебели диктует особые требования к паркету - лаконичный рисунок и, одновременно с этим дорогая древесина. Наряду с местными отечественными породами: лиственницей, дубом, березой, сосной, орехом, кленом, вязом, грабом, можжевельником, буком, яблоней, ясенем, грушей, кизилом, ольхой и карагачем, в паркете стали применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев. Везли ото всюду. С Бразилии: якандру (вид палисандра), жикитбу (шелковицу), цебру, чефраз, разные сорта бразильского сахандра. С восточных и южных стран: дорогие породы деревьев - фиолетовое - палисандр, желтое и красное сандаловое дерево, черное эбеновое дерево (называемое заморской черной березой), розовое - амарант, лимонное или померанцевое, табачное дерево, белый и красный кипарис, карагач, атласное, или сатиновое дерево, тую, пальмогут, оливковое, железное дерево, тисс, чинару, литьтерн, самшит и другие диковинные сорта деревьев. Это разнообразие позволяло варьировать рисунки при наборе паркета, как по окраске древесины, так и по разнообразной структуре волокон.

Качественный рывок по сокращению времени укладки паркета произошел с приходом щитового паркета. Он представлял собой деревянное напольное покрытие, имеющее форму квадрата, составленное из отдельных планок дерева, наклеенных на щитовое сосновое основание. Щит представлял двух- или трехслойную конструкцию, где толщина полезного слоя планки составляла не менее 15 мм. Из кусочков разных пород дерева одной толщины подбирали рисунок или узор. Размер щита доходил до 2,6 м2. Изготовленные и снабженные по краям пазами сосновые щиты поставлялись затем на стройку. Там они соединялись друг с другом при помощи вкладных шипов или через промежуточные доски, которые выполняли функцию фриза. Щиты прибивались к дощатому основанию впотай. Торец крепился гвоздями под углом 45°.

Щиты собирались в орнамент, композиция которого могла быть самой разнообразной, укладывались прямыми или диагональными рядами. В щитовом паркете преобладал повторяющийся геометрический орнамент. Этот прием позволял производить укладку сложных рисунков, которые составлялись из типового набора паркетных заготовок.

До нашего времени дошли работы великих архитекторов Чарльза Камерона, Ю.М. Фельтона, являющихся архитекторами резиденции в Царском Селе. В великолепных произведениях Фельтена и Камерона виден характерный для каждого художника, индивидуальный почерк. В полах, сделанных по чертежам Камерона для залов Екатерининского дворца, отмечается склонность к строгой геометричности (рисунки паркетов для Холодных бань не сохранились). Полы Фельтена более живописны, однако рисунок их иногда перегружен.

Минусом щитового паркета является, как раньше, так и в наши дни то, что ни на одном оборудовании в мире невозможно идеально ровно вывести угол щита в 90°, и потому между щитами всегда виден стык, устраняемый как правило фризом.

А знаете ли Вы, что выражение «лощить паркет» относится отнюдь не к способу ухода паркета,а к танцам? .

В «Правилах для благородных общественных танцев…» начала XIX века можно прочесть: « Когда появились подковки и высокие подборы у сапогов, делая шаги, немилосердно стали стучать, так что, когда в одном публичном собрании, где находись слишком двести молодых людей мужского пола, заиграла музыка мазурку…. Подняли такую стукотню, что и музыку заглушили». Такая манера танцев, с грохотом, пряжками к 1820-м годам сохранилась в провинции, в столице же это «французская» манера сменилась «английской»: молодой человек, разочарованный денди, скользит по паркету, как бы нехотя, выражая полное презрение к танцу - он «отдаёт долг обществу».

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам. (А.С.Пушкин).

«Лощить паркет» (устар.), значит много танцевать.

Что за беда? не всё ж гулять пешком

По невскому граниту иль на бале

Лощить паркет или скакать верхом

В степи киргизской (Пушкин. Домик в Коломне).

Русский паркет XVIII и XIX веков являются ценнейшем вкладом в мировую сокровищницу декоративного архитектурного искусства. Нигде в мире не было таких разнообразных и высокохудожественных паркетов, как в России. Культура рисунка и производства паркета, была доведена до непревзойденного совершенства. Все производство паркета вплоть до конца 19-го века выполнялось ручным способом.

Лишь к началу XX века ряд фабрик приступил к массовому промышленному производству простых паркетных планок из различных пород древесины. Это главный переворотный момент в истории российского паркета, поскольку с этого времени мы можем говорить о возросшей доступности паркета не только для высоко состоятельной аудитории, но и возможности приобретения паркета средним экономическим классом населения России.
И если в 70-х годах XIX века в Петербурге было всего три фабрики, изготовлявшие паркеты: "Машинная фабрика, основанная в 1866 году" Беляева, "Паркетная фабрика", существовавшая с 1836 года и принадлежавшая Мансбаху, и фабрика Матиссена.(кроме того, в архитектурном листке за 1877 год публиковалось объявление о продаже паркета машинной фабрикой Симлер) ,а в Москве восемь паркетных фабрик, две фабрики в Новгородской и две Петербургской губерниях, то по данным справочного издания "Фабрично-заводские предприятия Российской Империи" в 1914 году паркет в России изготовляли на 85 предприятиях.

Менялись архитектурные стили, на смену одной моде приходила другая, но неизменным оставалась моде на паркет! И сегодня обладатели паркетного пола могут с уверенностью оценивать себя, состоявшимися и обеспеченными людьми, имеющими высоко эстетичные требования и ценящими натуральный дизайнерский стиль.


Использовать дерево для устройства полов в жилых помещениях люди начали ещё с незапамятных времён. Оно и понятно: легкодоступная, простая в обработке древесина отличается, прежде всего, такой отличительной особенностью в эксплуатации, как превосходная теплоизоляция, что для, например, народов, проживающих в регионах с холодным климатом, всегда было особенно принципиальным моментом. Первоначально, конечно, речи о паркете или даже о каком-то подобии его не шло. Расколотыми по длине брёвнами застилали полы в помещении, укладывая их либо просто на землю, либо фиксируя деревянными же гвоздями к балкам в уже более поздние времена. Но развитие технологий, а также различные культурно-исторические аспекты быта народов привели к тому результату, который имеем мы на сегодняшний день: богатейшая традиция укладки обработанного бесчисленными методами и произведённого на высокотехнологическом оборудовании паркета. Дорога от разрезанного пополам бревна в шаткой деревянной постройке до высокохудожественного паркета с применением многих ценных, в том числе экзотических, пород древесины во дворцах, а ныне и в обычных квартирах, не была короткой. И история эта крайне познавательна.

Само слово «паркет» пришло в русский язык из языка французского, в котором оно выглядело и до сих пор выглядит как «parquet». Слово «parquet», в свою очередь, является уменьшительной формой от «pare», произошедшего от латинского слова «parcus», означавшего «помост» или «отгороженное место». Примечательно при этом, что в XVI-XVII вв. во Франции словом «parquet» обозначалась часть зала, огороженная и застеленная ковром и использовавшаяся для проведения аудиенций. Во 2-ой пол. XVII в. ковёр заменили на деревянный настил из брусков ценных пород дерева. Таким образом, слово приобрело свой сегодняшний смысл.

Несмотря на то, что сам термин «паркет» оформился лишь в XVII веке, паркет как явление появляется в Европе уже начиная с начала XIV в. В то время Европа переживала расцвет готического искусства, для которого было характерно стремление к величию, богатому убранству объёмных пространств с большим количеством света и различных цветов. Полы в торжественных залах для приемов в домах и дворцах высшей знати уже не могли более застилаться просто строгаными скучными серыми досками, которые лежали в большинстве жилых помещений того времени. Требовалось новое решение в духе наступившей эпохи. И оно появилось: полы начинают выстилаться кусочками дерева геометрических форм разного цвета и породы. Выкладывая их в различной последовательности, мастера добивались поражающих на тот момент своей красотой орнаментов и рисунков. В итоге получались эдакие ковры из дерева, восхищавшие жителей того времени своей торжественностью и новизной. Постепенно устройство полов подобного типа становится традицией и прочно входит в отделку всех дворцов и домов высшей знати Средневековой Европы, в особенности во Франции.

В России, стране с холодным климатом и огромным количеством лесов, зарождение культуры паркета было лишь вопросом времени. И вот уже в XVI веке на Руси в качестве напольного покрытия начинают использоваться так называемые «дубовые кирпичи». Вырезанные из массива дуба бруски, по форме походящие на кирпичи, укладывали непосредственно на глинобитные полы (позже - на основание из древесины сосны), заливая щели на стыках смесью извести и смолы. Бруски выкладывались в форме ёлочки, а укладка именовалась «косящатой». Подобная технология была применена в своё время при устройстве полов в храме Василия Блаженного и Донском монастыре в Москве, а также в Дмитриевском соборе во Владимире.

Тем не менее, становление культуры паркета в России всё же прочно связано с именем Петра I. После своего очередного визита в Европу царь привёз из Германии целый цех краснодеревщиков для передачи «заморских» технологий деревообработки русским мастерам. При этом традиции резки по дереву и металлу на Руси в тот период времени уже были на достаточно высоком уровне и передавались из поколения в поколения опытными мастерами. Лучшие из них трудились в Оружейной палате в московском Кремле. В 1711 г. Пётр I закрывает московские мастерские и переводит всех резчиков на корабельные верфи в Санкт-Петербург, сосредотачивая так весь технический потенциал государства в одном месте. В дальнейшем эти трудовые резервы будут отправлены на устройство паркетных полов в нововозведённых дворцах столицы. Таким образом, сочетание европейского опыта производства и укладки паркетных полов из геометрических плашек одного размера и разных пород, с русской школой резьбы по дереву, даёт в итоге превосходный результат и выводит паркетное ремесло в России на новый уровень. Это был Золотой век паркета в России: благодаря огромному объёму работ быстро осваивались новые технологии укладки, для изготовления паркета начали применяться новые породы древесины, общее количество которых достигало пятидесяти.

На протяжении XVIII-XIX вв. традиции производства и укладки паркета получают своё дальнейшее развитие. Во многом это связано с деятельностью целой плеяды итальянских архитекторов: Кваренги, Растрелли, Ринальди, Росси. Именно благодаря им появились в Санкт-Петербурге многочисленные здания институтов и академий, дворцов и театров, в абсолютном большинстве которых укладывался деревянный паркет. Стоит отметить, что именно в этот период паркет переходит из разряда ремесла в разряд искусства, что подчёркивалось неизменно ручным способом изготовления паркета.

На рубеже XIX-XX вв., следуя веяниям эпохи индустриализации, в России открывается значительное количество фабричных производств деревянного паркета. С каждым годом количество предприятий растёт, увеличивается количество регионов присутствия. И вот на 1914 год в нашей стране насчитывается уже 85 подобных производств. Именно с этого момента стоит говорить о массовом внедрении паркета в сферу жилищного строительства и паркет на несколько из сферы искусства полностью возвращается в сферу ремесла десятилетий. Тому способствовала и Октябрьская революция 1917 года, по вполне понятным причинам уничтожившая спрос на дорогостоящий высокохудожественный паркет. На первое место с этого времени выходит производство простого, унифицированного штучного паркета из дуба, ясеня и клёна, который миллионами квадратных метров укладывался при домостроении на территории всего СССР. Образцы же художественного паркета можно было встретить преимущественно в музеях или в представительских государственных помещениях.

Вплоть до середины XX века специалисты по производству художественного паркета работают только в сфере реставрации уже существующих покрытий. Однако уже с 1950-х гг. интерес к дворцовому паркету снова оживает. Это связано со строительством, отделкой и вводом в эксплуатацию московских сталинских высоток.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию начала 1990-х гг. в России в полном объёме начинают возрождаться традиции производства и укладки художественного паркета. Открываются предприятия полного цикла, включающего в себя как производство, так и реализацию продукции. Наиболее крупные и надёжные из них работают и до сих пор.

После периода первичного накопления капитала появилось множество заказчиков, готовых внести в интерьер своего жилища элементы дворцового убранства, подчёркивающие социальный статус хозяина дома. С ростом благосостояния населения страны подобное элитное напольное покрытие становится всё доступнее. На сегодняшний день великолепные образцы художественного паркета можно встретить во многих, даже небольших типовых квартирах. Стоит отметить, что спрос на стандартный штучный паркет также переживает бурный рост. Это связано не только с выросшими финансовыми возможностями населения по сравнению с началом 90-х гг., но и с кардинально изменившимся качеством производимой продукции в нашей стране. Это стало возможным благодаря повсеместному внедрению высококачественного деревообрабатывающего оборудования ведущих европейских и мировых производителей. Не стоит на месте и индустрия паркетной химии: на сегодняшний день на российском рынке представлены все крупнейшие мировые производители с широчайшим ассортиментом продукции.

Почему паркет?

С древнейших времен излюбленным, а зачастую и единственным строительным материалом на обширной территории Руси являлось дерево - наиболее доступный и легкий в обработке материал. Поначалу пол в жилищах представлял собой расколотые по длине бревна, уложенные плоской стороной вверх прямо на землю. Но уже в Киевской Руси изготовлялись полы из широких деревянных досок, уложенных вдоль помещения на поперечные балки.

Причем для особо значимых общественных или княжеских зданий деревянный настил укладывался в несколько слоев. При этом длина досок могла достигать 2 - 2.5 метров, а толщина превышала 20 - 30 мм. Подобные дощатые полы изготавливались преимущественно из мягких хвойных пород. В XVI веке в России распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который и по сию пору носит название "в елочку". Клепки, как правило, крепили основание из мягкой древесины, большей частью сосны.

Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы. Основным способом обработки поверхности деревянных полов в древности была пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, а способом ухода - мытье и скобление с применением раствора щелочи и песка. И вплоть до конца XVI века единственным видом декорирования пола в России оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок. Традиция художественного оформления пола в Европе восходит к классическим интерьерным решениям микено-критской и древне-греческой культур, которые украшали интерьеры мозаичными полами из камня и смальты. В средние века строители отдавали предпочтение полам из древесины, так как дерево лучше сохраняет тепло, легче, более упруго, да и лесные ресурсы в то время кажутся неисчерпаемыми. А начиная с XVI века вряд ли можно найти в Европе дворец, в котором хотя бы одна зала или один кабинет не были бы украшены щитовым мозаичным паркетом. Паркет начинает восприниматься как одна из важных составляющих единого художественного пространства.
Пальму первенства в негласном соревновании в роскоши и красоте убранства монарших резиденций и дворцов выиграла Франция - Версаль и Лувр, Сан-Суси и Фонтенбло… Каждый из ансамблей может похвастаться уникальными мозаичными паркетами, недаром даже само слово "паркет" произошло от французского "le parquet".

В России эпоху художественного паркета открыл Петр I, познакомившийся с технологиями и особенностями паркетного дела во время своего европейского путешествия. Задумывая строительство Петергофа, Петр I собственноручно копировал из альбомов голландских архитекторов рисунки художественного паркета.

Высокохудожественная резьба по дереву и металлу процветала в XVII в. в московских мастерских Оружейной палаты. В 1711 г. Петр I закрыл эти мастерские, а всех резчиков перевел в Петербург на корабельной верфи. Эти кадры мастеров и были использованы адмиралтейством при изготовлении паркетов петербургских дворцов.

Архивные документы свидетельствуют, что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)

С началом масштабного строительства дворцов Санкт-Петербурга идеи и технологии укладки паркета стали быстро развиваться и совершенствоваться. В начале XVIII века в России доминировал стиль раннего барокко и мода на геометрические рисунки паркета - кубы, ромбы, квадраты, кресты, многолучевые звезды, составляющие основное поле пространства пола, что определялось помимо художественных предпочтений простотой изготовления - требовались только прямые резы планок. Поначалу русские мастера использовали местные породы древесины - дуб, ясень, бук, грушу, березe, орех, ольху, лиственницу, клен, можжевельник, вишню, но впоследствии этот список значительно расширился.

Художественные паркеты изготавливали отдельными щитами, которые укладывали на решетку из сухих прочных брусьев. Эта исторически сложившаяся технология послужила основой современным способам изготовления и укладки модульных паркетов. Почти весь XVIII век в русской архитектуре, живописи, скульптуре, дизайне интерьера господствовал стиль рококо. Характерными особенностями стиля стали многообразие выразительных форм, буйство красок, сложные сюжетные линии.

Паркеты набирались из большого количества разнообразных по форме, цвету, текстуре деревянных деталей, часто криволинейных. В Россию привозили множество экзотических цветных пород древесины: черное эбеновое дерево, фиолетовое - палисандр, розовое - амарант, желтое и красное - сандаловое дерево, атласное - карагач, а также оливу, чинару, кипарис, тую, самшит, шелковицу и другие.

С приходом в интерьерное искусство классицизма (конец XVIII - начало XIX вв.) внутреннее убранство залов, гостиных, приемных и будуаров пополнилось колоннами, пилястрами, нишами в стенах, богатым стенным и дверным декором. Рисунки орнаментов, используемых в оформлении пола, наоборот, стали более простыми, даже аскетичными, с преобладанием орнаментальных мотивов по древнегреческим образцам. От многоцветных композиций из нескольких десятков пород мастера перешли к комбинациям двух-пяти цветов. Стиль ампир (начало XIX в.) привнес в интерьеры элементы орнамента, связанного с триумфальными почестями победителей в битвах, однако в паркете этот стиль не получил выраженного отражения.

Такими были полы дворцов еще двести лет назад. Искусство паркетных работ развивалось по тем же законам, что архитектура, живопись и другие виды искусства, но … после "золотого" для художественного паркета XVIII века, и особенно с развитием в XIХ веке массового фабричного производства, его развитие практически замирает на столетие. Устройство паркетных полов из искусства превращается в ремесло. После революции в России краснодеревщиками практически стало нечего делать. Только в 60-х годах, при строительстве высотных зданий, а затем здания для СЭВ (ныне занимаемое Московской мэрией) и некоторых других объектов, начали "вспоминать" эти работы.

Возрождение художественного паркета началось с реставрационных работ. Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-реставраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд, но … устройство художественных полов и сегодня большое искусство, кропотливая, ювелирная работа настоящих Мастеров.