Интегрированное занятие "золотой луг". План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М

Пришвин М., рассказ "Золотой луг"

Жанр: рассказ о природе

Главные герои рассказа "Золотой луг" и их характеристика

  1. Автор, рассказчик. Маленький мальчик. Любопытный и наблюдательный.
  2. Сережа. Брат рассказчика.
План пересказа рассказа "Золотой луг"
  1. Интересная забава
  2. Золотой луг под окном
  3. Утром на рыбалку
  4. Зеленый луг
  5. Луг снова золотой
  6. Наблюдения мальчика
  7. Интересные цветы
Кратчайшее содержание рассказа "Золотой луг" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Герой и его брат любили играть с одуванчиками.
  2. Однажды герой заметил, что утром лег становится зеленым.
  3. А днем вновь становится золотым.
  4. Он стал наблюдать и понял, что вечером одуванчики сжимают лепестки.
  5. Одуванчики стали для него интересными цветами.
  6. Ведь они ложились и вставали вместе с ребятами.
Главная мысль рассказа "Золотой луг"
В природе так много удивительного, но эти чудеса надо уметь видеть.

Чему учит рассказ "Золотой луг"
Рассказ учит любить природу, учит видеть красоту природу, учит видеть необычное и чудесное в самом обычном. Учит внимательности и наблюдательности.

Отзыв на рассказ "Золотой луг"
Мне понравился этот рассказ, потому что в нем говорится о том, что все в природе устроено очень гармонично и растения живут своей особенной жизнью. Они зависят от солнца и распускаются когда восходит солнце, а ночью прячут свои цветы.

Пословицы к рассказу "Золотой луг"
Нет в мире краше Родины нашей.
Всякому мила своя сторона.
На выдумку природа торовата.
Растение - земли украшение.
Аленький цветочек бросается в глаза.

Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа "Золотой луг"
У героя с братом в детстве была интересная забава. Идут они куда-нибудь по своим делам, а герой брата окликает и, когда тот поворачивается, фукает ему в лицо одуванчиком. И брат Сережа точно также поступал с героем. А больше никакой пользы они от цветов одуванчиков не видели.
Но однажды герой сделал удивительное открытие.
Ребята жили в деревне и у них под окном был луг, полный цветущих одуванчиков. Все так и называли этот луг золотым. Но как-то раз герой рано утром отправился на рыбалку и заметил, что луг зеленый, а не золотой. А когда он днем возвращался домой, то луг снова был золотым.
Мальчик стал наблюдать за цветами. К вечеру луг снова стал зеленым. Мальчик вышел на луг и посмотрел на цветы. Оказалось, что они сжали свои лепестки и закрыли желтую середину. А утром одуванчики вновь распускали лепестки и становились золотыми.
И с тех пор одуванчики стали для героя самыми интересными цветами, ведь они ложились вместе с мальчишками и вместе с ними вставали.

Конспект открытого интегрированного занятия по речевому развитию и художественно-эстетическому развитию (аппликацией) по рассказу М. Пришвина "Золотой луг"

Цель: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом "Золотой луг"; познакомить со смыслом слов: промысел, идти в пяту, фукать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 5 «Золотой ключик» муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области

Конспект открытого интегрированного занятия

по речевому развитию и

художественно-эстетическому развитию

(аппликацией) по рассказу М. Пришвина «Золотой луг»

(подготовительная группа)

Подготовила воспитатель

I квалификационной категории:

Брусенцева Галина Викторовна

г. о. Люберцы, 2018 г.

Цель: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»; познакомить со смыслом слов: промысел, идти в пяту, фукать.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; точно, выразительно и ясно излагать свои мысли.

Развивающие:

Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Воспитательные:

воспитывать и развивать у детей экологическое мировоззрение.

Вызвать у детей стремление к бережному отношению ко всему живому; учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого растения.

Программное содержание:

1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Итог занятия. Рефлексия.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстрации с изображением одуванчика, чтение стихотворения Е. Благининой «Одуванчик», дидактические игры «Составь картинку», «Третий лишний».

Словарная работа:

Промысел, медонос, одуванчик, идти в пяту, фукать, зазеваешься.

Интеграция образовательной области:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», « Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование и материалы:

Портрет писателя М. Пришвина, рассказ "Золотой луг", коробка, демонстрационный материал (картинки с изображением одуванчиков), одуванчики из бумаги, ладошки из цветной бумаги, магнитная доска с магнитами, презентация.

Мультимедийные устройства:

Ноутбук, USB-флешка, экран.

Методы и приёмы:

Наглядный, словесный, игровой.

Ход организованно-образовательной деятельности:

  1. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, смотрите какая красивая коробочка.

Давайте посмотрим что тут:

Дети: О! цветы – одуванчики (бутон, раскрытый желтый и созревший белый)

Воспитатель: А что вы знаете об этом цветке?

(ответы детей)

Одуванчик одним из первых появляется весной.

Одуванчик любит солнышко и прячется, когда его нет.

Он один из самых лучших медоносов.

В солнечный день без часов можно узнать время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра.

Одуванчик - лекарственное растение.

Из его цветков варят очень вкусное варенье.

К концу июня он надевает белую пушистую шапочку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, как много вы много вы знаете об этом удивительном и интересном цветке.

В коробке еще что-то лежит, да это же книга М. Пришвина «Золотой луг».

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет . (1 слайд) Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:

На лужайке, возле леса,

Расцвели цветочки.

Жёлтые, как солнышко.

На зеленой ножке.

А как только подрастут

Шапочки наденут -

Мягкие, воздушные-

Ветерку, послушные!

Дети: Одуванчик (2 слайд)

Воспитатель: Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

Дети: Героем рассказа будут одуванчики.

Воспитатель: В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.

Промысел – добывание чего-нибудь.

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

Воспитатель: Располагайтесь поудобнее, и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

(3 слайд) «У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту .

(4 слайд) « Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься , фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

(5 слайд) Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. (6 слайд) Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. (7 слайд) Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру, луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. (Слайд 8-9)

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали». (10 слайд)

Дыхательная гимнастика «Ах»

Вдох через нос, задержать дыхание. Затем выдох со словом «ах».

Воспитатель: А теперь представим себя одуванчиками: возьмите желтую ладошку и сожмите кулак. Каким он стал цветом? Какие цветы так меняют окраску?

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!

(Приседают, потом медленно поднимаются на носочки руки вверх)

Стебель тоненький, как пальчик.

(Опускаются на полную стопу, руки скользят по телу)

Если ветер быстрый-быстрый

(Кружатся вокруг себя)

На поляну налетит,

(Берутся за руки)

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

(Берутся за руки и идут по кругу)

Разлетятся хороводом

И сольются с небосводом. (Сходятся в центр хоровода)

Итог занятия:

Воспитатель : Молодцы, ребята, поработали хорошо. Посмотрите, у вас на столах появились те самые одуванчики. Давайте соберем их и прикрепим на зелёный лужок.

Дети: У нас получился такой же золотой луг, как у Михаила Пришвина.

Рефлексивный момент:

Воспитатель: Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним природу.

Литература:

1. Т.В. Лисина, Г.В. Морозова «Подвижные тематические игры

для дошкольников». - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.-122с.

2. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2015 г. – 313 с.

3. Книга с рассказом М. Пришвина "Золотой луг"


Людмила Таланова
Конспект интегрированного занятия по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» в старшей группе

Программное содержание:

Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике. Познакомить с понятиями: промысел, идти в пяту, фукать. Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения. Воспитывать основы экологического мировоззрения.

Оборудование:

Портрет М. Пришвина, книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», фото или картинки с изображением одуванчиков, «одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

Ход занятия:

Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего он любил детей и природу. Взгляните на его портрет. (Показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка.

Загадка про одуванчик

Горел в траве росистой

Цветочек золотистый.

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ? Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»? А что вы знаете об этом цветке?

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу».

Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

"Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует.

(Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой

и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

Белым шариком пушистым

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка.

(Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Вопросы по содержанию рассказа:

1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

2. Где жили братья?

3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит.

(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Беседа об одуванчике

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы, как умел это делать писатель Михаил Пришвин. Вам еще предстоит познакомиться со многими его произведениями, но в каждом из них он видит удивительное и красивое в природе. Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди засыпают по вечерам и просыпаются по утрам, лес умеет шептать, а животные и птицы разговаривать, гриб, точно богатырь выбивается из-под листьев.

Но не только любоваться природой призывает своих читателей Михаил Пришвин, но и защищать ее. Никогда герои Пришвина не обижают беззащитных и безвредных. Наоборот, защищают их: в рассказе «Лягушонок» человек спасает лягушонка-путешественника, в рассказе «Журка» выращивает журавля, а в рассказе «Хромка» лечит хромую утку.

На этом наше занятие закончено. В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказами Михаила Пришвина, и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказам или взять домой почитать с родителями.

муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

муниципального образования

город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида №116»


Воспитатель:

Дубровина Зоя Александровна

2018год

Интегрированное занятие «Золотой луг»
Цель занятия : Ознакомление детей с творчеством Михаила Пришвина, его рассказом "Золотой луг".

Задачи :
Развивать речь через художественное слово, и ответы на вопросы;
Развивать память, наблюдательность, общую моторику, творческое воображение через рисование и способность видеть чудеса в природе;
Воспитывать чувство товарищества, уважение, доброжелательное и заботливое отношение к окружающей природе;
Воспитывать аккуратность в работе, доводить начатое дело до конца.
Словарная работа : золотистый, росток, проросло.
Используемый материал . Конверт с вопросами, сундучок с картинками одуванчика и книгой М.Пришвина« Золотой луг » , листочки А4 зеленого цвета, краски, кисточки, целлофановые пакетики размера А4.
Предварительная работа : Наблюдение за одуванчиками в окно и на участке. Работа по теме в течение года.


Ход НОД.
1. Воспитатель .
Ребята, Луговичок приглашает нас к себе в гости. А где же он живет? (На лугу)
Но прежде чем мы отправимся, нужно ответить на его вопросы, которые он нам прислал. (Конверт с вопросами)

Какое сейчас время года?
Какие изменения произошли в природе?
Кто проснулся от зимней спячки?
У кого зимой появились детеныши?
Какие птицы вернулись из теплых стран?
Чем покрыто тело птиц, животных?
У кого больше лап у животных или у птиц?
Какие первые цветы расцвели?
Что весной появляется, а осенью опадает?
Зачем растениям нужны корни?

Воспитатель .
Ребята, Луговичок прислал нам также сказочный сундучок.
Давайте посмотрим что в нём лежит:
В сундучке лежит книга М.Пришвина« Золотой луг » .

Сегодня нам предстоит знакомство с писателем М. Пришвиным.
Он был влюблен в свою Родину, в ее красоту, в леса и поля, реки и озера, в ее птиц и зверей. Все о чем он писал проникнуто большой любовью к природе.

Я с удовольствием прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина "Золотой луг".

А вот кто будет главным героем рассказа, угадайте.
Горел в траве росистой
Цветочек
золотистый .
Потом померк, потух,
И превратился в пух.
(Одуванчик)

А ещё здесь картинки цветы – одуванчики (бутон, раскрытый желтый и созревший белый)
Какое растение будет героем рассказа Михаила Пришвина "Золотой луг"?

Дети . Одуванчик.

Воспитатель . Где растет этот цветок?

Дети . Он растет на лугу и называется луговым цветком.

Воспитатель . Мы с вами уже знакомились с луговыми цветами. Назовите их.

Дети . Мать-и-мачеха, незабудка, одуванчик.

Воспитатель . А что ещё интересного вы можете рассказать об одуванчике?

Ответы детей .
Одуванчик одним из первых появляется весной.
Одуванчик любит солнышко и прячется, когда его нет.
Он один из самых лучших медоносов.
В солнечный день без часов можно узнать время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра.
Одуванчик - лекарственное растение.
Из его цветков варят очень вкусное варенье, а из листочков делают полезный салат.
К концу цветения он надевает белую пушистую шапочку.
Одуванчик любит солнышко, он поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер,
разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Воспитатель . Молодцы, ребята, как много вы много вы знаете об этом удивительном и интересном цветке.
А почему именно эти цветы послал нам Луговичок, вы поймёте, послушав рассказ « Золотой луг » .

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно. Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли заниматься ребята в лесу, что могли добывать там? Идти в пяту – идти друг за другом. Фукать – дуть. Попробуйте сами дунуть, издавая при «фу». Зазеваешься – отвлечешься.

Располагайтесь удобнее и слушайте внимательно.

2.Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту.

«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг – золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.

Физкультурная минутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик ! (Приседают, медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки,
Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.

Вопросы по содержанию рассказа:
Где жили братья?
Какая забава с одуванчиками была у братьев?
Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
С чем автор сравнивает лепестки одуванчика? Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
Почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

3.Нетрадиционное рисование «Золотой луг»

Воспитатель .
Ребята, давайте для Луговичка нарисуем одуванчики необычным способом и отправим ему на память.

Рисовать на целлофановом пакетике, затем приложить листочек бумагитонированной стороной на пакетик, прогладить сверху.

Шла по городу Весна,
Кошелёк несла она.
Краски яркие и кисти
Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки Скок, скок, скок!
Раскатились, убежали,
Одуванчиками стали.

Воспитатель .

У нас получился такой же золотой луг, как у Михаила Пришвина.

Итог занятия.

Воспитатель . Вся природа у Михаила Пришвина становится живой: одуванчики, как люди, засыпают по вечерам и просыпаются по утрам. Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним природу.

Вот и закончилось наше путешествие. Но оно не последнее, мы будем ещё и ещё путешествовать с вами.

Сегодня ТЗ по рассказу “Золотой луг”.

Поскольку я провожу занятия не с одним ребенком, а в группе (в центре), я буду писать ребята.
Дома, как вы понимаете у меня тоже мини-группа, и если мы играем, то все вместе.

Старшим я отвожу, в таком случае, роль ведущих. И большинство вопросов по рассказу уже задаю не я, а старшие дети.
Таким образом, мы отрабатываем речевые навыки, умение задавать вопросы, вести диалог. Получаются не только игры для младшего возраста, но старших детей – совместные игры.

Поэтому данное занятие, и все последующие, вполне подойдут для детей разных возрастов. Их лишь нужно немного адаптировать.

Начнем наше путешествие по рассказу!

1.Смотрим презентацию по рассказу «Золотой луг» или читаем рассказ.
*Презентация и рассказ даны в приложении.

2.Разбираем слова.
Взрослый: Ребята, а вы заметили, что в рассказе автор употребил слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни. Давайте найдём эти слова в тексте и подумаем, что они могут означать.
Слово «впяту» – как Вы думаете, что оно может обозначать? Слушаем ответы детей.
Слово «впяту» обозначает – сзади, за чем то или кем то.
В рассказе это слово,«впяту», встретилось нам в предложении: «Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту».
Давайте тоже попробуем так походить. Кто будет впереди, кто в пяту?

Дети делятся на пары и шагают по комнате. Если ребенок играет, со взрослым, то пробуйте ходить так по очереди. Затем спросите, кто из детей был впереди, а кто впяту. Пусть дети поменяются местами.

Разбираем слова дальше.
Слово «фукну» – встречается нам в предложении: «Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо».
Взрослый: Ребята, как вы думаете, что означает слово «фукну»? Слушаем ответы детей.
Слово «фукнуть» или «фукну» означает дунуть (или дунув), сдуть (задуть) свечку или что-либо. Также это слово употребляют, когда играют в шашки. В игре в шашки, слово «фукнуть» обозначает – снять с доски шашку соперника при его ошибке в игре.
Взрослый: Ребята, а давайте тоже «фукнем» – задуем свечку.
Взрослый зажигает свечку и даёт всем ребятам по очереди ее задуть.
А еще можно фукнуть на листы бумаги. Давайте фукнем бумагу со стола.
Заранее приготовьте мелко нарезанные кусочки бумаги. Положите на стол и все вместе подуйте (фукнете) на них.
Взрослый: Дети мы поиграли с бумагой, а теперь давайте все вместе соберем ее в коробочку. Она пригодится нам, для поделки.

3.Луг под землёй, какой он? (почва луга).
*Картинки в приложении.
В рассказе, дети ходили мимо луга из одуванчиков.
А что мы можем называть лугом? Слушаем ответы детей.
Если посмотреть в словаре – луг – это тип определенной растительности, на котором в основном растут многолетние растения. Луга бывают разные, но общее у всех то, что в верхнем слое почвы, очень много корней разных растений.
Взрослый: давайте попробуем с вами сделать небольшой участок луга из картона и пластилина и посмотрим, как это выглядит в природе.
(Если у вас есть возможность сходить на луг, обязательно сходите, выкопайте кусочек земли с растительностью и посмотрите на живом примере, как это выглядит в земле.)
Сначала делаем нижний слой – берем белый картон или лист бумаги красим его черной краской (это нижний слой почвы). Берем еще один лист, катаем из черного пластилина колбаски разной длины и в беспорядке прилепляем к листу или картону. Кладем этот лист сверху на первый (это слой почвы с корнями). Берём зеленый пластилин и размазываем его сверху на наши корни (это будет слой травы). Можно сверху сделать цветочки. Наш луг готов.
Давайте посмотрим теперь, как выглядит почва луга на картинке.
Смотрим картинки.

4.Разные луга.
*Картинки в приложении
Взрослый: Ребята в рассказе, дети ходили мимо луга из одуванчиков. А кто из вас видел такой луг или гулял по нему? Слушаем детей.
Что вам больше всего понравилось на таком лугу? Какие еще растения вы там видели?
Что вам больше всего запомнилось?
Давайте посмотрим, какие бывают одуванчиковые луга.
Смотрим картинки из приложения.
А из каких цветов еще бывают луга? Слушаем ответы детей. Смотрим картинки.
Обратите внимание детей на называние цветов на лугу, на их цвет, размер, форму.
Спросите, может кто-нибудь видел такие цветы и где он их видел. Луг, из каких цветов больше всего понравился детям?
Взрослый: а теперь давайте сделаем один большой одуванчиковый луг. Для этого возьмем заготовки одуванчиков и приклеим их на лист ватмана.
Если у вас нет ватмана, можно сделать один большой лист из обычной бумаги для печати, скрепив четыре листа малярным скотчем.
Для заготовок одуванчиков вырежьте из цветной белой и желтой бумаги круги разного размера и сделайте надрезы по краям. Пусть дети клеят на лист ватмана эти «одуванчики» в любом порядке. Даже если они будут наклеивать их друг на друга, получиться замечательная картинка луга.


5.Учим стихотворение по мнемотаблице.
*Таблица в приложении
Выбираем стихотворение и заучиваем его, используя мнемотаблицу.

6. Звуки луга.
*Музыка и картинки в приложении.
Взрослый: Ребята, а вы знаете, кто живет на лугу? Может там живут насекомые и животные? Слушаем ответы детей.
Давайте с вами послушаем звуки, которые можно услышать, когда вы находитесь на лугу. И постараемся определить, каких животных и насекомых мы слышим.
Слушаем аудио. Дети говорят, кого они услышали.
А теперь давайте посмотрим на картинки животных и насекомых, которые живут на лугу.
Показываем картинки, и коротко рассказываем о животных и насекомых. Распечатываем приложение – «Жители луга».


7.Игра – оживи луг.
*Игра в приложении.
Предложите детям оживить луг. Распечатайте две картинки: одна обычная, цветная на которой фотография луга. Другая такая же, но некоторых деталей картинки нет. Предложите детям доклеить детали, сделать луг таким же красочным, как на первой картинке.
Для малышей, приготовьте заранее вырезанные детали. Дети, которые хорошо владеют ножницами, могут вырезать детали сами.
Можно раздать каждому ребенку отдельную картинку для «оживления», а можно сделать коллективную работу.
!!! Когда вы будете распечатывать материал, обратите внимание на то, что бы и детали и картинка луга были в одном формате, тогда детали точно подойдут по размеру для приклеивания.



8.Жизнь одуванчика.

*Материал в приложении, вы распечатываете их в нужном для вас формате.
Взрослый: дети, давайте посмотрим видео про жизнь одуванчика.

После видео, рассмотрите картинку с циклом жизни одуванчика. На картинке стрелочками и цифрами указана последовательность цикла жизни одуванчика.
Распечатайте на отдельных картинках цикл жизни одуванчика для каждого ребенка отдельно. После того, как вы внимательно, вместе с детьми рассмотрели картинку, попросите детей проставить (написать) цифры в рассмотренной на картинке последовательности.
Для малышей, которые не умеют писать и не знают цифры, можно предложить наклеить последовательно картинки с одуванчиком, основываясь на схеме. Т.е. вы кладете перед ребенком схему жизни одуванчика, объясняете ее и ребенок сразу клеит на лист то же самое.

9.Цветочные часы.
В рассказе «Золотой луг», который мы читали, мальчик сделал открытие. Какое это было открытие?
Давайте вспомним: «Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.»

Дети, а вы знаете, что существуют «цветочные часы»?
Наблюдая цветы, люди заметили, что их жизнь подчинена определенным биологическим ритмам: одни из них раскрывают свои яркие венчики ранним утром и закрывают их, когда солнце в зените, другие остаются открытыми весь день или «оживляются к вечеру.

Более 250 лет назад знаменитый естествоиспытатель Карл Линней составил свои первые «Часы Флоры». На клумбе в городе Упсале росли цветы, венчики которых открывались в определенной последовательности с 3-5 часов утра до полуночи. Там росли всем знакомый одуванчик, лен, картофель, яркая сарана, скромная кисличка…

Каким законам подчиняются биологические ритмы цветов, пока до конца неизвестно. Показания цветов-часов зависят и от географического положения местности. Поэтому каждый, кто захочет устроить такие часы, должен подобрать растения в соответствии с местными условиями. Например, в средней полосе европейской части России раньше всего, в 3-5 часов утра, «просыпается» козлобородник луговой - желтый мохнатый цветок на изящной ножке. В 4-5 часов на поле появляются прекрасные огоньки мака, открываются голубые венчики цикория. Затем просыпается осот и красоднев. К 6 часам утра подымает головку веселый одуванчик, на поле разливается голубое половодье льна, открываются бело-фиолетовые цветки картофеля. Позднее красными точками вспыхивает в траве полевая гвоздика. К 9 часам утра раскрываются нежные лепестки кислички и оранжевые венчики ноготков, на тихих речках и прудах всплывает прекрасная белая лилия. До конца дня продолжают украшать землю яркие ароматные цветы шиповника. Только к вечеру просыпается пахучий душистый табак, после захода солнца начинает благоухать ночная фиалка, в полночь раскрывается чашечка цветка кактуса «Царица ночи»…

10. Одуванчик и геометрические фигуры.
*Материал в приложении.
Взрослый: ребята, а как вы думаете, на какую геометрическую фигуру похож цветок одуванчика? А его листья?
Правильно, цветок одуванчика похож на круг, а его листья на треугольники.
Давайте попробуем найти у нас в комнате предметы, похожие на круг и треугольник. Ищем и называем эти предметы.
А какие геометрические фигуры вы еще знаете? Слушаем ответы детей.
Теперь поиграем: я буду показывать вам геометрическую фигуру, а вы будете ее все вместе называть. Показываем, по очереди, геометрические фигуры.
Смотрим презентацию, какие предметы, могут быть похожи на разные геометрические фигуры.
После презентации предложите детям найти в комнате предметы, похожие на геометрические фигуры, кроме круга и треугольника. Их мы уже находили.

11. Творчество.
*Материалы в приложении.
Взрослый: Ребята, давайте рассмотрим изображения одуванчиков в картинах художников.
Обратите внимание, какие тона желтого использовались для изображения одуванчиков. Где изображены одуванчики? Что общего между картинами? Чем они отличаются?
Взрослый: А теперь давайте каждый сделает себе одуванчик.
Делаем индивидуальные аппликации.

Все материалы к данному занятию, можно скачать, нажав на кнопку ниже.
Буду благодарна, если вы поделитесь данным занятием с друзьями, нажав на кнопки соц.сетей! Спасибо!