Глиняная аркаимская печь — забытая технология. Печь древних ариев

54-летний житель Тернопольщины Павел Банников называет себя потомственным печником. Говорит, почти все мужчины в его роду занимались строительством печей. И он с малых лет помогал старшим родственникам возводить печи. Но чем дольше занимался этим делом, тем больше интересовало его строительство не совсем обычных агрегатов для отопления. В результате в своем доме обустроил не простую печь, а примерно такую, которой пользовались еще до нашей эры древние арийцы.

Пламя горит и снизу, и сверху

Чудо-печь в доме у Банниковых немного напоминает камин, а немного - творение Гауди, с такими же плавными и фантазийными линиями. Состоит из двух камер - верхней и нижней. Однако тут форма - не главное. Намного важнее то, что пламя в такой печи горит не только снизу, как в обычных, но и сверху.

Здесь используется принцип свободного движения газов, - рассказал "КП" в Украине" Павел Банников. - Я растапливаю печь дровами, а газ, который выделяется в результате такого горения, не идет сразу в трубу, а загорается во второй раз.

Печник поясняет, что при горении дрова, состоящие из органических веществ, содержащих углерод, водород, кислород и азот, выделяют эти газообразные вещества, которые улетают в дымоход. А в чудо-печи благодаря ее строению дрова не сильно горят, а тлеют, выделяют "топочный газ", который состоит из метана, угарного газа и водорода. Он поднимается в верхнюю камеру и там тоже горит, снова отапливая печь. Банников уверяет, что в итоге эффективность такой печи увеличивается, а атмосфера меньше загрязняется. Да и саму "арийку" реже чистить приходится, потому что образуется меньше сажи.

Если обычную печь надо два раза в морозный день растапливать, то мою - всего лишь раз, - рассказал Павел Банников. - Экономия существенная: чтобы отопить мой дом на 126 "квадратов", надо машину дров на зиму. А для соседа, у которого площадь хаты в 2 раза меньше, на уходит дров в два раза больше.

Если перевести в денежный эквивалент, то получается, что печник отапливает свой дом за 500 грн. в месяц.

Имеются и свои секреты при возведении такого агрегата. Раскрывать все нюансы своей работы Павел Банников не стал, но отметил, что старые печки, которые есть еще в некоторых домах у украинцев, в "арийку" переоборудовать не получится, надо строить с нуля.

Жилище без углов

Не только печь, но и сам дом Павла Банникова особенный, в виде купола. Мужчина собственноручно построил его пять лет назад, неподалеку от поселка Барановка (Тернопольщина). Местные жители до сих пор шутят, что у них на окраине приземлилось НЛО.

Высота дома-полусферы - 7 м. Внутри одна комната, разбитая на секторы: есть зал для приема гостей, спальня хозяев, кухня, ванна, туалет. И ни одного угла. Хозяин напоминает, что даже братья наши меньшие не хотят жить в квадратных норах или гнездах. А ведь это неспроста!

В углах собирается негативная энергия, - уверен Павел Банников. - Поэтому я еще до создания чертежей здания решил, что построю шаровидное жилище для себя и своей семьи.

На строительство дома-полусферы Павел Банников потратил год и семь тысяч долларов. Чертежи для будущего жилища создавал самостоятельно, взял за основу рисунки куполов Фуллера, которые нашел в интернете. Существенно сэкономил и на строительных материалах, так как отказался от привычных бетона и кирпичей, заменил их деревом и соломой.

Установил хозяин и два больших окна-шестигранника, через которые в дом попадает дневной свет. А на самом куполе есть несколько маленьких окошек, которые одновременно служат люками для вентиляции. В доме Банниковых действительно чувствуется покой, уют и, самое главное, всегда тепло даже в лютые морозы. Купол, как термос, отлично удерживает теплый воздух зимой и охлаждается летом.

СПРАВКА "КП"

Арии - это древние народы Индии и Ирана, говорившие на арийских языках. Жили они приблизительно 4 тысяч лет назад, вели преимущественно кочевой образ жизни, переселяясь от одних пастбищ к другим, которые отвоевывали у других племен. Ученые утверждают, что древние арии оказали существенное влияние на культуру Азии, Кавказа, Китая, тюркских, монгольских, славянских и угро-финских народов.

Если в России на протяжении всей ее многострадальной истории проливались реки крови, то, может быть, русские, спасая свою жизнь, как-то пытались бежать от всех ужасов? Эмигрировали в более спокойные и менее жестокие государства?

Так вот, русские, действительно, расселялись. Они выезжали из центра страны, и в довольно больших количествах, но почему-то не в гуманную Европу, а в необжитую Сибирь, холодный Север и диковатый, опасный Юг. Крестьяне, полагаю, были людьми темными и забитыми, в географиях не разбирались. Но более-менее просвещенное дворянство…

Может быть, оно срывалось на Запад, прося «политического убежища», как потом это стали называть? Нет, как-то не очень. Конечно, были такие люди, как князь Курбский, бежавший к полякам, или дьяк Посольского приказа Григорий Котошихин, оставшийся в Швеции. Но это – политические беженцы, а такие были всегда и во всех странах. После Английской революции десятки тысяч сторонников королевской династии жили во Франции. После Французской революции 1789–1793 годов число политических эмигрантов превысило 200 тысяч человек.

Скорее надо удивляться тому, что до XX века политэмигрантов из России почти не было.

Но политэмигранты – это единицы, скорее исключение, нежели правило. А массовый выезд из России был? Не было…

А в обратном направлении было перемещение?

Было, и еще какое!

Из Европы – в Россию

Когда вспоминают о русском крепостном праве, часто говорят о том, что рабство «в крови» у русских. Каждый раз, когда европейский журналист пишет об Иване Грозном, подразумевают, что и жестокость тоже присуща нам искони.

Но большую часть своей истории Россия прожила хотя бы в относительном мире. В том смысле, что, конечно, войны велись, но на периферии страны или за ее пределами. А по большей части территории России не ходили вражеские армии. Даже война с Наполеоном шла узкой полосой километров 200 с запада на восток. За пределами «полосы» продолжалась обычная повседневная жизнь. Россия вела, как правило, не захватнические, а оборонительные войны.

Европейские же государства постоянно находились в состоянии войны друг с другом. Англия воевала с соседями – и с Францией, и с Ирландией, и с Шотландией. Франция – и с Испанией, и с Англией. Германские княжества воевали между собой, а территория Германии со времен Тридцатилетней войны стала ареной общеевропейских войн. Причем войны шли по всей территории Франции, Испании, Германии.

Внутригосударственные европейские этнические конфликты тянулись и тлели столетиями. Например, в гуманной и цивилизованной Европе баски и мориски не были переселенцами на Пиренейский полуостров. Это такие же потомки иберийских племен, как и испанцы. Но все иберы в Римской империи перешли на латинский язык, а племя васконов не захотело и свой язык сохранило. Событиям две тысячи лет, уже и Римской империи давно нет. А конфликт продолжается до наших дней.

Сотни лет продолжаются конфликты кельтов-ирландцев с англичанами.

Разоружаться ирландская республиканская армия стала только пару лет назад. Тлеет конфликт фламандцев с валлонами, австрийцев с венграми, и эти примеры можно продолжить: постоянные гражданские и религиозные войны, инквизиция.

Беженцы на Русь

Неудивительно, что из такой, охваченной огнем Европы люди бежали… в Россию. В России оказывалось спокойнее.

Удивительно, но европейцы начали переселяться в Россию как раз с того времени, когда иностранцы стали проявлять недовольство ее нравами. Первые переселенцы появились в эпоху Ивана III. До 30 тысяч поляков, немцев, румын, южных славян переселились в Россию во времена Ивана Грозного. Самоубийцы?! Отнюдь.

В эти считающиеся «чудовищно кровавыми» времена в России было безопаснее, чем на Западе.

Тем более ехали в царствование Михаила Романова и его сына Алексея Михайловича. При этих царях из династии Романовых Россия не только принимала беженцев, более того, им предоставлялись льготы. Только в Кукуе на Москва-реке жило 20 тысяч, а к эпохе Петра – даже 40 тысяч иностранцев.

При Петре I, а затем при Екатерине Великой переселение иностранцев в Россию было уже частью целенаправленной миграционной политики.

Отношение к иммигрантам в России было более чем благожелательным: согласно манифесту Екатерины от 22 июля 1763 года они освобождались от налогов и всякого рода повинностей. Вот отрывок из этого манифеста:

«Всем иностранным дозволяем в Империю Нашу въезжать и селиться, где кто пожелает, во всех Наших Губерниях… Но чтоб все желающие в Империи Нашей поселяться видели, сколь есть велико для пользы и выгода беспрепятственно… не должны таковые прибывшие из иностранных на поселение в Россию, никаких в казну Нашу податей платить…»

Ни один эмигрант ни в одной стране Европы ни тогда, ни сейчас не пользовался такими льготами.

Свободный выбор места поселения, свобода вероисповедания, самоуправления, освобождение от податей, налогов и всякого рода повинностей. Повторюсь, ни в одной стране Европы ни один эмигрант ни 250 лет назад, ни сегодня не пользовался такими возможностями.

Конечно, многие приезжали в Россию, руководствуясь, прежде всего, экономическими соображениями, «на ловлю счастья и чинов», но достаточно было и тех, кто спасал свою шею от старой доброй британской виселицы (так приехали в Россию предки Лермонтова – шотландцы Лермонты) или от молодой, но такой же доброй гильотины (в числе этих французских эмигрантов – один из основателей Одессы герцог де Ришелье).

Для бегущих из Османской империи греков построили целый город – Мариуполь.

К концу XVIII века в России насчитывалось уже 505 иностранных колоний, в подавляющем большинстве немецких. Немцы занимали в государстве разное социальное положение: придворные, высший генералитет, министры, владельцы фабрик и заводов, ученые, писатели, художники, рабочие и земледельцы.

Эти люди и их потомки – придворные и земледельцы, генералы и врачи, предприниматели и ученые оставили о себе добрую память в истории России. Кроме немцев вторую родину в России нашли греки, шведы, болгары, голландцы, выходцы из Швейцарии и с о. Майорка, и прочая и прочая…

Малоизвестный факт: из 100 тысяч пленных французов воинства Наполеона в 1812 году половина (!) не вернулась на родину. В варварской и страшной России оказалось и безопасней, и сытнее.

Русских пленных было немного – порядка 5 тысяч человек. Но они вернулись все. До последнего человека. Не наводит ли это на размышления?

Или переделка пять лет спустя. Или что за печи в башкирских деревнях.

До переделки После

Про начало переделки еще летом. Теперь смотрите, во что вылилась просьба поменять дверцу. Больше на это не поведемся, уж лучше строить заново.

Печь построена по проекту из журнала "Советы профессионалов", не помню уже за какой год. В основе - Т-образная конструкция, дым из топки поднимается сначала в глухой колпак посередке (расположен в правой боковой сткенке, там где внизу прочистная дверца), потом опускается и расходится по двум подъемным каналам, которые над перекрышей колпака сходятся и уходят в трубу. Я просто дальний канал расположил в боку камина, ну и пристроил камин.

Так вот, задумал я таки попробовать арийку, печь древних ариев, как её называют. Хотя при чем тут арии, да еще древние, хоть убей не понимаю. Была как-то в гостях сестра заказчика, по ее словам такие печи в башкирских деревнях стоят почти в каждом дворе. А башкиры в деревнях мало что слышали о древних ариях. Но это тема для отдельной экспедиции, весной ещё разок мотнемся в Башкирию...

Арийская печь состоит из двух камер, нижней - топочной, и верхней - варочной. Дрова горят внизу, дым идет в верхнюю и нагревает ее, и она остается более чистой, чем в русской... хотя сие сомнительно, свод-то все равно коптится, но под - без золы. И готовить в ней можно одновременно с топкой. Предположительно, пока нет данных...

Нижнюю топку я зафутеровал на ребро, варочную плиту выкинул на... в сарай отнес, а топку перекрыл тремя рядами, оставив выход в колпак (в право) и в верхнюю камеру (вверх). Кстати, после протопки и в этой топке можно печь пироги, после выгребания углей. Что и делают в башкирских деревнях, поэтому и топку просят сделать побольше, побольше...

Да - под подом от поддувала протащил каналы для вторичного воздуха и за задней стенкой топки вывел их под отверстие в перекрыше. На всякий случай (для дожига несгоревших частиц топлива?)

Что это дало, тоже пока не понятно. Нет данных, требуются дополнительные испытания и эксперименты.

Но при открытом отверстии дым пойдет вверх, а в бок, в колпак и подвертку не захочет. Задвижку туда никак не поставишь, не мудрствуя лукаво решил просто заткнуть ее кирпичом. При закрытом кирпиче печь работает в режиме голландки:

При открытом кирпиче - в режиме арийки:

Открытая прочистная дверца ведет на зуб камина, расположенного сзади, и соответственно в каминную трубу, поэтому в режиме арийки, можно наглухо закрывать заслонку устья, чтобы дыму даже не повадно было выплескиваться наружу, он будет уходить в дымоход камина.
Ну, а если кирпич опять закрыть и развести огонь прямо в верхней камере, то печь переходит в режим русской:

Получается русско-арийская голландка с камином!
Чугунный лист на под и шесток русской попросил положить заказчик, чтобы не пачкать жиром кирпич и горшки удобней двигать по ровному. Так делают в башкирских деревнях, и в этом есть резон.
Вставки с вензелями наверху - ни что иное, как вставные кирпичи прочистных отверстий, буква В


- верхний горизонтальный канал над колпаком, просто завитушка - перед боровом от русской. Решил, что чугунные дверцы будут там не в тему. Слева никаких каналов нет, там этажерка, которая зимой будет завалена мокрыми шерстяными носками и рукавицами, а вставки - чисто декоративные, для симметрии.

Ну, а на замковом камне арки - монограмма заказчика:

Она после небольшой доработки станет и моим личным клеймом. Поговаривают, что уже заслужил)))

Пробная топка мало что показала. В печи нет прямого хода, поэтому при растопке при открытой топочной дверце наблюдается дымление. Впрочем, так было и до переделки. Когда температура уходящих газов повышается дымление прекращается. Что и видно на видео:

В башкирских деревнях топят печи так: топку доверху набивают березовыми поленьями, снизу - кусок бересты, которую поджигают. От просто бересты загорается береста на поленьях, потом и сами поленья, топку закрывают и вспоминают о ней через часок-другой, когда дрова перегорают. Поэтому вышеуказанный недостаток будет незаметен.
От арийки я тоже ожидал другого результата. Как видел на видео в ютубе, в верхней камере пламя расцветало цветком, здесь же вылетали редкие искры. Конечно, закладывали мы не полную топку, а несколько полешков, и горели они не долго, (нам надо было еще засветло по сугробам домой), и при полной закладке возможно и результат будет другим.
В общем, печь требует более тщательных и вдумчивых испытаний, экспериментов и исследований. Этим займутся хозяева, и мы весной еще подтянемся тоже.
Спасибо за внимание!

Довелось мне в этом году класть (сокращённо ПДА). Заказчик очень хотел именно её. А от Кузнецовских вариантов колпаковой печи с хлебной камерой наотрез отказался. Он долго рылся в инете и нашёл её, родимую. Так она ему понравилась, что ни о какой другой и слышать не хотел. Ну, хорошо, договорились. Сложил ему эту печку. Слышал и читал про них раньше, но вот класть не доводилось.

Печь как печь, двуколпаковая, подовая , то есть без зольника и поддувала. Воздух в топку подаётся через топочную дверцу. Подовые печки встречаются в жизни. У них более спокойное горение, и дрова в них горят дольше. И хотя сам я больше сторонник печей с зольником, но и на эти смотрю с уважением. В русской-то печи, прототипе колпаковых печей, тоже подовое горение. Правда, приходится время от времени ворошить горящие поленья, чтобы равномернее прогорали, но это не очень обременительно.

Устройство печи

Поскольку в печи нет зольника, а топка расположена довольно низко, над топкой помимо камеры дожига топочных газов (она же и варочная камера), можно на комфортной высоте расположить и чугунную варочную плиту. И в результате у печи появляются две полости для приготовления пищи: камера дожига с герметичной дверцей и открытая полость над варочной плитой. Однако, поскольку птита расположена не традиционо вдоль печи, а поперёк, эта полость оказывается более замкнутой от внешнего пространства и поэтому дольше может хранить тепло и, значит, равномернее отдавать его в помещение и той кастрюле, в которой вы решили приготовить свой обед.

Камера дожига служит прежде всего для улучшения горения дров и повышения эффективности работы самой печи. Топочные газы через щель (её по сути можно назвать нижним хайлом печи ), расположенную у задней стенки, переходят на второй ярус, где догорают за счёт высокой температуры стенок камеры и пода - горизонтального перекрытия между топкой и камерой дожига. Для того, чтобы эффект дожига был сильнее, и топка, и камера дожига выполнены из шамотного (огнеупорного кирпича), который быстрее нагревается и работает в данном случае как катализатор, позволяющий дожечь те фракции органики, которые не догорели в топке. В результате получается дополнительный выход тепловой энергии, а сами дымовые газы оказываются чище -в идеале это углекислый газ и вода. На практике, конечно же такой чистоты добиться проблематично, но в любом случае сажи образуется меньше. В итоге и печь реже чистить приходится, и атмосфера меньше загрязняется, и эффективность печи увеличивается.

Из камеры дожига топочные газы поступают в два выхода (верхнее хайло ), симметрично расположенные по бокам камеры ближе к её дверце. Так они оказываются в первом колпаке, где через традиционную подвёртку переходят во второй колпак и оттуда уже вылетают в трубу.

Верх камеры дожига перекрывает варочная плита, которой также достаётся достаточно тепла, чтобы стать самостоятельным варочным устройством.

По отзывам владельцев таких печей камера дожига прекрасно справляется и с дожигом газов, и с выпечкой хлеба, а также с приготовлением прочих блюд, требующих длительной тепловой обработки - например, томлением каши.

Правда, в моём случае подробности её использования мне пока не известны - после завершения кладки только делал пробную растопку в присутствии заказчика, чтобы проверить тягу. Но если будут подробности её работы, обязательно расскажу.

Скажу честно - печь мне понравилась: и класть легко, и логика её устройства очень убедительна и проста в исполнении. А это много значит - не всегда просто найти такое решение, которое ладно и без излишних усложнений и наворотов позволяет сложить грамотную печь.

О том, откуда взялись эти печи - в другой раз. История интересная и от неё веет такой седой стариной, что поневоле начинаешь испытывать священный трепет перед мудростью наших пращуров понимавших жизнь законы Природы настолько, что нам всё ещё никак их не превзойти. И всегда есть чему поучиться у прародителей.

По рассказам пользователей именно этого варианта она хороша во всех отношениях.

В Брединском районе, что на юге Челябинской области, у слияния степных рек Караганка и Утяганка в июне 1987 года экспедиция Челябинского государственного университета обнаружила уникальное поселение эпохи бронзы.
Им оказалось городище Аркаим XVII - XVIII в. до н. э. - 3600-3900 лет тому назад.
Размер поселения - 20000 кв. м, диаметр внутренней цитадели - 85 м, диаметр внешних стен - 143-145 м.
Всего же жилищ с колодцами, продуктовыми погребами, очагами было 67, из которых 40 располагались во внешнем круге и 27 - во внутреннем.
В Аркаим вели четыре ориентированные по странам света входа в крепость.
Он был построен по заранее начерченному плану с высокой точностью.
Такая планировка города по кругу схожа с принципом Мандалы - это один из центральных сакральных символов буддийской философии.
Древний город Аркаим, который старше легендарной Трои, и еще около двух десятков подобных городов эпохи бронзы в археологической науке значатся как «Страна городов».

По мнению ряда ученых-археологов, здесь также находилась родина легендарных Ариев - арийских народов.
Здесь дорожили умениями ремесленников, особенно творцами металла и орудий из него.
Также существует мнение, что Страна городов возникла здесь именно из-за доступных и добротных медных руд.
А для защиты рудников и металлургических «заводов» и были поставлены крепости.
Местный металл и орудия находили своих покупателей далеко за пределами Южноуралья.
Интересна сама конструкция аркаимской печи. В ней при совмещении очага и колодца создавалась естественная и сильная воздушная тяга. Воздух, поступающий в столб колодца (на иллюстрации ниже), охлаждался расположенной в столбе колодца водой и поступал в топку. Известно, что для плавления бронзы необходима достаточно высокая температура, которую невозможно получить без подачи большого объема воздуха к месту горения.
"Древние арии были обеспечены канализацией. Мало того, в каждом жилище был колодец, печь и небольшое куполообразное хранилище. Зачем? Всё гениальное просто. Все мы знаем, что из колодца, если в него заглянуть, всегда тянет прохладным воздухом. Так вот, в арийской печке этот прохладный воздух, проходя по земляной трубе, создавал тягу такой силы, что она позволяла плавить бронзу без использования мехов! Такая печь была в каждом жилище, и древним кузнецам оставалось только оттачивать своё мастерство, соревнуясь в этом искусстве! Другая земляная труба, ведущая в хранилище, обеспечивала в нём пониженную температуру". (Обряды Любви, гл. Аркаим - Академия волхвов, стр. 46).

Относясь со всем уважением к нашим историкам все-таки вызывают большие сомнения как они излагают конструктивные особенности печи Ариев. Имеются много не стыковок, о которых хотел бы остановиться.
1. Для плавления меди, бронзы необходима температура в очаге более 1100 градусов по Цельсию. Возможно ли достичь ее у горловины печи на естественной тяге?
2. Обычно дымоотводящие трубы стремятся утеплить, здесь же наоборот- охлаждают ее. В тоже время непонятно куда потечет конденсат из трубы. Неужто прямо в колодец?