Фамилия скульптуры девушка с веслом. А что вы знаете про девушку с веслом? Аполлон, управляющий квадригой на Большом театре

Символ "Гипсового" соцреализма, скульптура "Девушка с веслом", пережила сотни перерождений и перевоплощений. Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром еще в далеком 1935 году. Первая "версия" была высотой 12 метров и предполагалась для украшения парка Горького. Критика отнеслась к произведению с большим предубеждением. Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода, за "холодное отношение к форме и содержанию" ее отправили в ссылку. Теперь она украшала Луганский городской парк.


Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и весьма скромной девушкой. Стесняясь позировать обнаженной, она настояла на том, чтобы во время работы в мастерской присутствовала жена мастера. Известно также, что Вера мужественно сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла, выполняя очередное боевое задание в тылу.

Шадр создал второй вариант скульптуры. На этот раз она была на 4 метра ниже, поза ее стала свободнее, критика приняла новую версию достаточно нейтрально, статуя осталась в столице.


Коллега Шадра - Ромуальд Иодко - также был вдохновлен идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более "живой". Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере. Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более "спортивной".


Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости. С несомненным талантом и Шадр, и Иодко создали очень непохожие, но объединенные одной идеей работы, по-настоящему украшавшие парки и стадионы СССР. Идеальные женские фигуры подчеркивались точными линиями весла (в античной скульптуре этому служило изображение копья в руках богов или богинь). В работе Шадра так и вовсе можно усмотреть прямое заимствование постановки фигуры в искусстве античной скульптуры.

В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и свои версии "скульптуры молодой физкультурницы". Большинство копий и версий, увы, не выдерживают критики. Созданные образы отличаются тяжеловесностью и отсутствием женственности. Идея Шадра и Иодко была уничтожена в новых воплощениях. Со временем "Девушка с веслом" становится символом безвкусицы и пошлости. Утрированно спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию работы - все это превратило реплики работ талантливых скульпторов в откровенную нехудожественную халтуру.

В настоящее время бронзовую копию "Девушки" можно увидеть в . Оригинал, стоявший в парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.

Довольно много неясностей, расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка, согласно Википедии, в 1935 году, но быстро убрали в том же году. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто (но без каких-либо ссылок на источники информации) Вера Волошина, 1919 года рождения. Но если, как пишут в Википедии, Шадр начал работу в 1934 году, то эта девушка в то время жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, вот фрагмент из неё: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". В общем, кто ему позировал для первого варинта - не известно, но точно, что не Вера Волошина.

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - улыбающаяся обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе. В журнале "Строительство Москвы" (№10 за 1937 год) о скульптуре писали: "Что касается центральной скульптуры "Девушка с веслом, то её нельзя назвать физкультурницей, свободно и легко держащей весло, она своей нарочито жеманной позой скорее напоминает "будуарную статуэтку" в увеличенном масштабе". Стольже же критичен отзыв в сборнике "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: "Так, например, фигура "Девушки с веслом" (скульптор Шадр), украшающая один из фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы, не свободна от некоторых элементов эротики и страдает излишней стилизованностью." (Цит. из книги К. Кухер "Парк Горького в сталинскую эпоху 1928-1941", М., Росспэн, 2007). Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.


Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году. Если высота первой скульптуры была около 12 метров, то второй - то ли 8 метров, то ли 4,6 метра. Судя по фото, второй вариант был более классического вида. Наиболее часто встречается, что скульптура была разрушена во время немецкой бомбардировки, но есть мнение, что она была тихо убрана во время одной из реконструкций парка значительно позже. Второй вариант мне кажется более правдоподобным, парк и скульптура не слишком разумные цели для бомбардировки, разве что совсем уж случайное попадание. А вот то, что официальное отношение к показу обнаженного тела в послевоенные годы стало негативным, действительно имело место быть.

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Х.Формана, 1939 год:

Фото Э.Евзерихина, 1936 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда):

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

Совсем короткий фрагмент киносъемки из парка Горького, увиденный мной сначала в фильме "Великий Октябрь. Голая правда" 2007 года. Позже разобрался, что это вырезано из фильма "Сталинское племя" 1938 года о параде физкультурников 1937 года, тут из начальной части фильма, где физкультурники собираются на парад, постановочная съемка. Девушка с веслом тут мелькает, к сожалению, её голова и плечи полностью закрыты логотипом телекомпании. В интернете есть фильм 1938 года целиком, однако, качество очень плохое.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. И, как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры.

В 30-е годы ХХ столетия было создано произведение, которое стало источником критики и вдохновения не только для современников, но и для потомков. А многочисленное копирование породило термин в создании художественного произведения.


Девушка с веслом.

Имя нарицательное для безликой, гипсовой скульптуры («гипсового соцреализма»), которыми в советское время обычно украшали Парки культуры и отдыха. Первое произведение было создано советским скульптором Иваном Дмитриевичем Шадром (1887-1941).
Но сам оригинал не дает повода для иронии - это одно из лучших произведений (1936) скульптора, который посвятил этой работе немало сил и времени. Голову лепил три месяца, столько же времени работал над фигурой. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.)
«Скульптура должна не экспонироваться - жить!» - говорил Иван Шадр. И, как вспоминала его натурщица, Зоя Дмитриевна Бедринская (по мужу - Белоручева), скульптор относился к своей готовой работе, как к собственному ребенку, - ходил в парк смотреть на нее почти каждый день.

Иван Шадр за работой.

В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году. Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в Парк культуры и отдыха Луганска. Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу И. Шадра отлили в бронзе.
К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская. Скульптор изменил прическу, она стала более вольной и менее сексуальной, убрал мужские мускулы рук, сама фигура девушки стала тоньше и романтичнее. В статье о выставке 1937 года один из рецензентов отмечал:
Показанный новый вариант «Девушки с веслом» Шадра несомненно удачнее предыдущего, хотя Шадром и здесь не изжиты моменты известного позирования, холодности в трактовке формы.

Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.
Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР. На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка Водного стадиона «Динамо» в 1936 году. Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадринской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

Скульптура Р.Иодко.

В 1935 году Ромуальд Иодко выполнил скульптуру «Женщина с веслом» для фонтана. Первоначально её установили на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Фигура женщины опирается на левую ногу, её правая нога поставлена на кубическую подставку, колено сильно выдвинуто вперёд. Правой рукой женщина опирается на весло, её левая рука опущена и касается бедра; на женщине надеты плавки и футболка. Эта скульптура и послужила прототипом для тиражирования.
Первоначально «Женщина с веслом» (1935) была установлена - без фонтана - на московском стадионе «Электрик» в Черкизово. Скульптура стояла в полукруглой нише стены стадиона. Критик М.Н.Райхинштейн посчитал эту статую крайне неудачной:
«Вначале предполагалось поместить ее в центре у фонтана <...>. Сообразно с этим Иодко построил весьма сложный силуэт. Когда затем от фонтана решили отказаться и придвинули статую к стене, сложные кривые линии ее силуэта оказались в сильном противоречии с простыми линиями обрамления ниши»...

Пара трагических фактов об оригинале и натурщице:
Первая натурщица - спортсменка Вера Волошина, в годы войны сражалась в том же отряде, что и Зоя Космодемьянская. Погибла примерно в те же дни, что и Зоя, казнена через повешение. Скульптура Ивана Шадра, стоявшая в Парке культуры, в 41 году была разбомблена.

Ушли из жизни люди, утеряны произведения, но сама идея живет до сих пор. И не важно в ироничном контексте вспоминают сейчас "девушку с веслом" или желают обидеть, давая оценку произведению. Она трансформируется и развивается уже своим непредсказуемым путём, воплощаясь в творчестве многих художников.

Вторая скульптура И.Шадра, погибшая в бомбежке 1941 года.

"Девушка с веслом" Р.Иодко, г.Железноводск.

К:Скульптуры 1936 года

«Де́вушка с весло́м» - общее название скульптур , выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко , ставшее нарицательным для обозначения подобных им гипсовых статуй («гипсового соцреализма »), которые в советское время украшали парки культуры и отдыха .

История

Работы И. Д. Шадра

Работы Р. Р. Иодко

Ошибочно считается, что скульптуры Ивана Шадра послужили прототипами для создания дешёвых гипсовых копий, которые были массово установлены в парках практически по всему СССР . На самом деле в их основу была положена работа скульптора Р. Р. Иодко с тем же названием, выполненная им для парка водного стадиона «Динамо» в 1936 году . Скульптура была высотой 2,5 м, из гипса. В отличие от шадровской «Девушки», скульптура Иодко одета в купальник, весло она держит в левой руке.

  • О девушке с веслом есть песни: Валерия Сюткина , групп «Аквариум » (альбом «Лошадь белая »), «Красная Плесень » (альбом «Профессор Бибизинский ») и «Ундервуд » (альбом «Красная кнопка »).
  • В песне Владимира Высоцкого «На таможне» есть такие строки: «Доктор зуб высверлил. Хоть слезу мистер лил, но таможенник вынул из дупла, чуть поддев лопатою, мраморную статую - целенькую, только без весла».
  • В песне группы ДДТ «Новые Блокадники» есть такие слова: «Мы лепили любовь - вышла баба с веслом».
  • у композитора и баяниста ансамбля "Березка " В. Темнова есть, помимо прочих, куплет ("Париж"):
На площади Согласия Музеи все облазил я, Скульптурами Родена Любовался; "Весна", "Мыслитель", "Поцелуй" - Слепил он множество статуй, А Девушку с веслом - Не догадался!..

Напишите отзыв о статье "Девушка с веслом"

Примечания

Ссылки

Литература

  • Вергасов Ф.
  • // Золотоносов М. Γλυπτοκρατος. Исследование немого дискурса. Аннотированный каталог садово-паркового искусства сталинского времени. - СПб., 1999, с. 20-29.
  • / Автор-составитель Вадим Серов (статья Девушка с веслом )

Отрывок, характеризующий Девушка с веслом

«Весна, и любовь, и счастие!» – как будто говорил этот дуб, – «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастия. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков; как выросли – так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он всё так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, – наша жизнь кончена!» Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.
Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.
Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.
Князю Андрею вдруг стало от чего то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.
Граф Илья Андреич в 1809 м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.
В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».
Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.
Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо освещенных с другой стороны. Под деревами была какая то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.
Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.
– Только еще один раз, – сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.
– Да когда же ты спать будешь? – отвечал другой голос.
– Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…
Два женские голоса запели какую то музыкальную фразу, составлявшую конец чего то.
– Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.
– Ты спи, а я не могу, – отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.
– Соня! Соня! – послышался опять первый голос. – Ну как можно спать! Да ты посмотри, что за прелесть! Ах, какая прелесть! Да проснись же, Соня, – сказала она почти со слезами в голосе. – Ведь этакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало.
Соня неохотно что то отвечала.
– Нет, ты посмотри, что за луна!… Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже – натужиться надо. Вот так!
– Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони: «Ведь второй час».
– Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.
Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.
– Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! – вдруг вскрикнула она. – Спать так спать! – и захлопнула окно.
«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему то ожидая и боясь, что она скажет что нибудь про него. – «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.
Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Статуя «Девушка с веслом» символизирует «гипсовый» соцреализм в живописи и скульптуре. . Эта работа перенесла множество видоизменений и преображений. В советскую эпоху её воспевали поэты. Эта скульптура украшала множество парков Советского Союза.

Самую раннюю версию создал скульптор Иван Шадр в 1935 г. Высота самой первой его работы 12 м. Предполагалось, что она украсит парк Горького. Однако критики с огромным сомнением оценивали скульптуру. Именно по этой причине она очень недолго пробыла в парке столицы, её выслали в город Луганск. «Холодное отношение к форме и содержанию» послужило для этого основанием.

История модели скульптуры

История девушки, которая позировала скульптору. Звали её Вера Волошина. Она была очень благопристойной девушкой, училась в Московском Институте физкультуры, и являлась довольно узнаваемой спортсменкой. Вера стеснялась позировать в обнажённом виде, поэтому жена скульптора неизменно присутствовала в мастерской на каждом сеансе.

Около трёх месяцев понадобилось мастеру, чтобы слепить голову, примерно столько же потребовала работа над фигурой. Осталось на удивление мало фотографий скульптуры, поэтому исключительно по фотоснимку 1935 г., который сделал Александр Гринберг, мы можем получить хоть какое-то представление о ней. На фото И. Шадр за работой у себя в мастерской.

Достоверным фактом является то, что во время войны Вера добровольно отправилась на фронт и воевала в отряде партизан. Она была в отряде, где находилась и Зоя Космодемьянская. Осенью 1941 г. разведгруппа Веры Волошиной выполняла задание в немецком тылу. Однако когда они возвращались, её ранили, но забрать девушку не смогли. Веру казнили, но она до конца вела себя очень мужественно.

Вторая версия статуи

И. Шадр смог создать ещё одну вариацию скульптуры. Натурщицей для неё стала Зоя Бедринская, которая была гимнасткой. Мастер сделал ей другую причёску. И в этот раз высота статуи была 8 метров, более романтичной и тонкой стала фигура девушки. Непосредственнее стала и поза скульптуры. Эта версия была принята критикой с большей благосклонностью. Скульптура осталась в столице.

Ещё один мастер

Другой скульптор вдохновился мыслью создать идеальную скульптуру, чтобы украсить парк. Ромуальд Идоко смог сделать скульптуру гораздо «живее» и менее грандиозной. Он изобразил девушку в бюстгальтере для купания и спортивных трусах. Изменилась и стойка статуи. Девушка стоит, опираясь всего лишь на одну ногу, другую модель слегка согнула в колене и отвела в сторону. Так мастер смог сделать скульптуру гораздо «спортивнее».
И тот и другой мастер сделали попытку совместить в своих работах активную позицию по жизни, мягкость, здоровье и женственность. Благодаря настоящему таланту оба скульптора сумели создать такие разные, но связанные одной мыслью произведения искусства, которые украшали парки и скверы советского Союза. Совершенные фигуры девушек были подчёркнуты чёткими линиями весла. Для подчёркивания в античной скульптуре использовалось копьё, которое изображали в руках богов. В работах И. Шадра даже можно увидеть прямую связь со скульптурой античности. Он заимствует положение фигур.

Массовые копии

Впоследствии множеству мастеров нашей огромной страны были сделаны заказы на другие вариации «скульптуры молодой физкультурницы». Большая часть этих вариаций и версий, к сожалению, не могут выдержать критику. Работы, которые они создали, выделялись массивностью, к тому же в них отсутствовала женственность. Прекрасную мысль талантливых мастеров (И. Шадра и Р. Идоко) уничтожили, воплощая другие мысли.
С течением времени скульптура «Девушка с веслом» начинает символизировать безвкусицу и пошлость. Авторы новых копий не всерьёз подходили к своей задаче, в их скульптурах нет внутреннего содержания, утрирована фигура спортсменок, отрешённое выражение на лице. Эти детали сделали работу талантливых мастеров настоящей неэстетической подделкой.

Сегодня копию статуи «Девушка с веслом» мы можем найти в Третьяковской галерее. К сожалению, во время Великой Отечественной войны при бомбёжке была уничтожена оригинальная работа, которая стояла в парке имени М. Горького.