Другое название фейхоа. Как выглядит и где растет фейхоа

География и природные условия Древней Месопотамии

Замечание 1

Месопотамия (Междуречье или Двуречье ) – обширная равнина в бассейне рек Тигр и Ефрат, протянувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Ефрата, - сегодня это в основном территория современного Ирака. Именно здесь, между двумя полноводными реками, родилась в середине третьего тысячелетия до нашей эры могущественная цивилизация.

Территория Междуречья делится на две части: Нижнюю Месопотамию (нижние течения Тигра и Ефрата, где русла рек сближаются) и Верхнюю (Северную) Месопотамию . Нижняя Месопотамия получила название Шумера, и тоже делилась на две части – южную, Приморье или собственно Шумер, и северную, Ки-Ури, впоследствии Аккад. Позднее за Нижней Месопотамией закрепиться название Вавилония.

Рисунок 1. Месопотамия и прилегающие земли в середине III тыс. до н.э.

Особенностью геополитического расположения Месопотамии было наличие двух очагов нестабильности. Первый, охватывающий север, северо-восток и восток региона, постоянно выдерживал атаки горцев. Второй, расположенный на западе и юго-западе на границе с Аравийским плато, подвергался набегам кочевых племен. Бедность страны металлом и деревом стимулировали развитие военной экспансии, а также внешней торговли, чему также способствовало расположение на открытом пространстве Ближнего Востока (сухопутные пути) и возле Персидского залива (водные пути в Аравию и Индию, сплавление по рекам).

Само название региона – Междуречье – свидетельствует о его уникальном географическом положении. Ефрат и Тигр берут свое начало на Армянском нагорье, и впадают в Персидский залив, сегодня сливаясь в одну реку – Шатт-эль-Араб, а несколько тысячелетий назад - двумя разными устьями. На подходах к заливу, реки образуют обширную заболоченную местность. Разливы Ефрата и Тигра зависели от таяния снегов на Армянском нагорье, и обычно приходились на март-апрель, однако не были стабильными, в отличии от Нила: реки пересекали разные климат ические зоны, а таяния снегов не всегда наступало в одно время.

Земли Месопотамии отличались необыкновенным плодородием: воды рек несли ил с растительными остатками и солями горных минералов, которые удобряли земли. Однако для того, чтобы в долине рек можно было заниматься земледелием, был необходим комплекс мелиоративных работ. Древнее население Междуречья боролось с засоленностью почвы, недостатком дождевой влаги, песком, надуваемым из пустыни, поднятием уровня вод рек. К слову, наводнения в Двуречье происходили часто, и именно здесь родилась легенда о всемирном потопе.

На Севере же Месопотамии орошение было естественным, но и там строились системы для снабжения полей водой – колодцы, бассейны, системы каналов.

Климат Месопотамии был неоднороден: на севере (зона сухих субтропиков) зимы были снежные, а весна и осень дождливые, юг был сухим и жарким.

Регион изобиловал глиной и природным асфальтом, камнем на севере, однако с наличием дерева и железа имелись проблемы; флора Междуречья была скудной. Античные авторы упоминают ивы, камыш, финиковые пальмы. Древние жители Междуречья выращивали виноград, фруктовые деревья, просо, полбу, ячмень, лен, чеснок, лук, огурцы, баклажаны, тыквы, бобовые. Фауна региона была богатой: в реках водилась в изобилии рыба, по берегам гнездились птицы, на равнинах множились дикие свиньи, ослы, быки, зайцы, газели, страусы и другие животные.

История

История Древней Месопотамии традиционно делится исследователями на два больших периода – доисторический и исторический , в рамках которых выделяются подпериоды, связанные с археологическими культурами на территории Двуречья и политическими трансформациями соответственно. Доисторический период, протяжённостью в три тысячелетия, охватывает становление и развитие трех археологических культур.

Первая из них, убедийская (от названия поселения эль-Убейд в Ираке), датируется от первого заселения территории Нижней Месопотамии (последняя треть V тысячелетия до н.э.) до начала $IV$ тысячелетия до н.э. Носители убедийской культуры расселились практически по всей территории Двуречья, строили храмы и города, но не имели письменность, поэтому можно говорить лишь о зачатках убедийской цивилизации. Вопрос этнической принадлежности убедийцев остается спорным: мнения исследователей разделяются – некоторые считают их шумерами, другие – представителями дошумерских племен. Большинство историков все-таки склоняются к гипотезе, согласно которой убедийская культура принадлежала протошумерам, о чем свидетельствуют заимствования в шумерском языке из более раннего, а собственно шумеры появились здесь в начале IV тысячелетия до н.э., и ассимилировал местное населения, создали следующую культуру – Урук.

Культура Урук (по названию городища Урук), отличается от предшествующей погребениями и керамикой, а также наличием первых месопотамских письменных памятников, которые представляют собой хозяйственные глиняные таблички с пиктографической письменностью. В конце $IV$ тыс. до н.э. на территорию Двуречья переселилась отдельная восточная ветвь семитов – аккадцев. Они заняли Северную Месопотамию, где обитали шумеры, и район Среднего Тигра. От первых, в результате смешения с шумерами, происходит народ вавилонян, а от вторых – ассирийцев, которые существовали обособленно с рубежа $III-II$ тыс. до н.э.

Определение 1

Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тыс. до н. э) – эпоха, названная по имени городища, в котором был обнаружен архив, свидетельствовавший о дальнейшем развитии рисуночной письменности. Иногда Урук и Джемдет-Наср объединяют в один, «протописьменный» период».

С переходом шумер на систему словесно-слоговой письменности и рядом перемен в материальной культуре и социальных отношениях, начинается исторический период.

Первый протопериод – Раннединастический (конец $IV$ тыс. до н. э. – $XXIV$ век до н. э) – характеризуется развитием городов-государств; к этой эпохе относят масштабное наводнение, оставшееся в памяти месопотамцев как «великий потоп» (около $2950$ г. до н. э.).

Во время эпохи первых деспотий ($2316-2003$ гг. до н. э.) Нижняя Месопотамия впервые объединяется в империю под управлением династии Аккада ($XXIV – XII$ вв. до н.э.) и $III$ династии Ура, которая распалась под ударами амореев – семитских кочевников, и на территории Двуречья около трех столетий существовало множество самостоятельных царств.

Объединил Месопотамию лишь в середине $XVIII$ века вавилонский царь Хаммурапи, время правления этой аморейской династии, из которой и происходил царь, называется Старовавилонским периодом.

Время, когда власть в Вавилонии захватили горцы-касситы, и образовали там свою правящую династию, названо Средневавилонским периодом ($1595-1150$ гг. до н. э.).

Гегемонию касситов прервали следующие интервенты – эламиты, и период от падения касситской династии до захвата Вавилонии персами в $539$ г. именуется Нововавилонским периодом.

В $XIV$ веке до н. э., Ашшур, город-государство на крайнем севере расселения шумеро-аккадцев, подчинил себе ближайшие территории и превратился в Ассирийскую державу со своей периодизацией. Так, Среднеассирийский период начинается с образования государства и до нашествия в Месопотамию арамеев ($XVI – XI$ вв. до н.э.), Новоассирийский заканчивается уничтожением Ассирии Вавилоном ($XI – VII$ вв.до н.э.).

Синхронизированная периодизация истории Ассирии и Вавилона :

    Доисторическая эпоха :

    • Убейд ($VI-IV$ тысячелетия до н.э.);
    • Урук ($IV$ тысячелетие до н.э.);
    • Джемдет-Наср (рубеж $IV-III$ тысячелетий до н.э.).
  1. Историческая эпоха :

  • Раннединастический период ($XXX-XXIV$ вв. до н.э.);
  • Эпоха первых деспотий - Аккадской и Урской ($XXIV-XXI$ вв. до н.э.);
  • Старовавилонский-Староассирийский ($XX-XVI$ вв. до н.э.),
  • Средневавилонский-Среднеассирийский ($XVI/XV-XII/XI$ вв. до н.э.);
  • Новоассирийский ($X-VII$ вв. до н.э.) - Нововавилонский ($XII-VI$ вв. до н.э.).

МЕСОПОТА́МИЯ (в переводе с греческого - Междуречье), историческая область в бассейнах рек Тигр и Евфрат, древнейший - наряду с Египтом - центр цивилизации Ближнего Востока. На протяжении около трех тысячелетии - с древнейших времен и вплоть до персидской эпохи - Месопотамия представляла собой культурно-историческое единство, в рамках которого, однако, существовали определенные различия между югом (библейский Шин‘ар, а затем - Эрец-Касдим, то есть `страна халдеев `), где последовательно процветали Шумер, Аккад и Вавилон , и севером (библейский Арам-Нах араим - `Арам двуречный`) - Ассирией (Ашшур).

Население этих областей, за исключением шумеров, было семитским. В отличие от Египта, культура Месопотамии не была территориально ограничена - влияние месопотамской цивилизации распространилось на Анатолию, Сирию и Ханаан задолго до ассирийских завоеваний в этих областях. На протяжении своей древней истории Сирия и Ханаан, население которых этнически и лингвистически было родственно семитскому населению Месопотамии, находились в сфере культурного, экономического и политического влияния месопотамских государств. Месопотамия была родиной Авраама ; патриархи и их семьи поддерживали тесные связи со своими месопотамскими родичами. Первое прямое упоминание Месопотамии в Библии гласит: «Вавилон, Эрех [Урук, см. ниже], Аккад... в земле Шин‘ар. Из той земли вышел Ашшур...» (Быт. 10:10–12). Социально-экономические отношения, религиозные и правовые представления месопотамских обществ проливают свет на древнейшую историю еврейского народа.

Неолитические поселения в Месопотамии обнаружены в северной части страны и восходят к 7 тыс. до н. э. В южной Месопотамии древнейший культурный слой найден при раскопках городища Тель-ал-‘Убейд к югу от исторического Ура и Урука (библейский Эрех), в ходе которых обнаружены более поздние слои (двенадцатый - пятый) той же культуры - восемь последовательно сменявших друг друга поселений. В пятом слое уже присутствуют характерные признаки последующей, шумерской, культуры - монументальная архитектура и крупномасштабные храмовые сооружения на возвышенностях, господствующих над местностью. Период четвертого слоя является решающим в формировании месопотамской цивилизации - по всей стране интенсивно основываются новые города и строятся храмы (зиккураты); тогда же возникает письмо и получают распространение характерные для последующей цивилизации Месопотамии цилиндрические печати.

Вопрос об этнической принадлежности культуры Тель-ал-‘Убейда второй половины 4 тыс. до н. э. сложен. Хотя присутствие шумеров в соседнем Уруке (начиная с четвертого слоя и позднее) не подлежит сомнению, изменение типа керамики в этот период позволяет заключить, что носители ал-убейдской культуры не были шумерами. Это подтверждается и тем, что ал-убейдская культура была распространена в северной Месопотамии и в Сирии, куда не доходило шумерское влияние. Проживание в Месопотамии народа, более древнего, чем шумеры, отразилось в нешумерских названиях многих городов южной Месопотамии - Лагаш, Кута, Ниппур, Шуруппак, Сиппар и другие, - причем некоторые из этих городов возникли уже в эпоху ал-убейдской культуры. Ряд исследователей пришел к выводу, что используемые в шумерском языке термины, связанные с основными местными промыслами и ремеслами (сельское хозяйство, рыболовство, обработка металлов и дерева, кожевенное дело, прядение шерсти и производство керамики), являются в значительной части заимствованными, в то время как терминология, связанная с морской и речной навигацией, скотоводством, резьбой по камню и скульптурой, письменностью, измерением земельных участков, а также судебная и юридическая лексика - шумерского происхождения. Следовательно, можно предположить, что шумеры, прибывшие в страну, ассимилировали носителей ал-убейдской материальной культуры, которую в значительной степени усвоили.

Присутствие семитского населения в Месопотамии задолго до появления первых аккадских документов, написанных шумерским письмом, подтверждается как месопотамской историко-эпической традицией, так и лингвистическими фактами. Семитские имена встречаются в списке царей Киша, которые, согласно месопотамской традиции, правили непосредственно «после потопа»: это позволяет заключить, что Киш был центром семитского населения южной Месопотамии в эпоху так называемых Древних династий. О присутствии семитов в доисторическую эпоху, то есть во второй половины 4 тыс. до н. э., свидетельствуют аккадские слова в древнейшем шумерском языке и шумерские логограммы, обозначающие некоторые аккадские окончания слов, на надписях не только в Сиппаре и Кише, но и в Мари и в собственно Шумере (в Адабе и Уре), и, наконец, семитские боги в шумерском пантеоне еще до Саргона - Илум (на иврите Эль), Адад (на иврите Х адад), Эсдар (Иштар, на иврите Ашторет, см. Астарта). Вместе с тем утверждению некоторых исследователей, что именно семиты были носителями ал-убейдской культуры, противоречит тот факт, что ни один из древнейших городов Месопотамии не носит семитского названия. Исследования последних десятилетий опровергли распространенное ранее в науке представление о резком различии между шумерским и семитским элементами и постоянном конфликте между ними; несмотря на языковые, этнические и культурные различия, Шумер и Аккад вносили каждый свой вклад в развитие цивилизации Месопотамии.

Начало монументального строительства и первичное накопление богатства повлекли за собой переход к городской цивилизации. Шумеры считали себя первыми строителями городов, древнейшим из которых был Эриду. Возможно, эта шумерская традиция лежит в основе библейского рассказа о строительстве первого города (Быт. 4:16–18): «И пошел Каин... на восток от Эдена [см. Сад Эдемский ]... И стал строить город, и назвал город по имени сына своего: Энох. А у Эноха родился Ирад...» Действительно, Эриду - древнейший из известных археологам город Месопотамии. Согласно шумерской традиции, четыре других города почти одинаковой древности - Бад-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак - управлялись легендарно долго жившими царями и были уничтожены потопом ; лишь царь Шуруппака спасся на огромном судне и продолжил человеческий род. По шумерскому мифу «допотопный» период продолжался значительно дольше, чем в библейской версии легенды о потопе (см. также Ной). Однако действительный промежуток времени между кульминацией урбанистической революции и катаклизмом, легшим в основу мифа, составлял всего около двух столетий (около 3100–2900 гг. до н. э.). В Библии за потопом следует сооружение башни (на аккадском зиккурат ) в Вавилоне, повлекшее за собой смешение языков (см. Вавилонское столпотворение); в шумерском же мифе смешение языков заканчивается наступившим после потопа «золотым веком» (около 2900–2700 гг. до н. э.), когда мир пребывал в спокойствии и гармонии. В это время над Шумером главенствовал один город, избранный богами; в случае, если город впадал у них в немилость, они передавали гегемонию царю другого города, которому остальные города подчинялись добровольно. Здесь, по-видимому, отражается выборный характер правления как в городах, так и в рамках лиги шумерских городов (самоназвание - Кенгир).

Жизнь города в Древней Месопотамии была сосредоточена вокруг храма, расположенного в его центре и доминирующего над ним. Значительная часть земли (по мнению некоторых исследователей - вся земля города) считалась священной, а город в целом - городом-храмом; властитель города (царь) был одновременно главой храма и выполнял сакральные функции. Власть царя зиждилась на его функции лидера во время войны; вели ее воины, которых он содержал. Косвенные свидетельства позволяют заключить, что в древнейший период царь избирался городской общиной, которая была высшим суверенным институтом, решавшим вопросы войны и мира. На основе литературных памятников, таких как «Гильгамеш» и «Энума элиш», можно сделать вывод, что община обладала широкими полномочиями, в том числе могла назначать на определенные, заранее установленные сроки чиновников и правителей.

Сакральным центром шумерской лиги был посвященный богу Энлилю (на аккадском Эллил; в библейском иврите элил - `идол`, `кумир`) город Ниппур, стратегически расположенный между двумя группами городов - южной, где доминировал шумерский этнический элемент, и северной, где преобладали семиты. Однако первым городом, которому после потопа «боги вручили» гегемонию над Шумером, был Киш. Расположенный севернее остальных шумерских городов «допотопного» периода (за исключением Сиппара), Киш, в случае наводнения в нижней Месопотамии (следы наводнения в самом Кише в тот период засвидетельствованы раскопками), мог быть восстановлен раньше, чем более южные города. Из 23 царей первой династии Киша многие носят семитские имена.

Урбанизация повлекла за собой быстрое развитие монументального строительства - как дворцово-храмового, так и фортификационного. Постепенно шумерские города получили возможность в случае военной угрозы предоставлять убежище всему населению этой части Месопотамии. Каждый город стремился установить контроль над прилегающей территорией, что вызывало соперничество между городами и влекло за собой возрастающую милитаризацию и концентрацию политического руководства в руках выборных военных лидеров. «Золотой век» сменился так называемым «героическим веком» (около 2700–2500 гг. до н. э.). Искусство этой эпохи отражает вкусы воинов-аристократов: типичными мотивами изобразительного искусства становятся сцены поединков и охоты. Тогда же складываются темы развившейся позднее эпической литературы, посвященной походам и подвигам князей-завоевателей; историчность некоторых из них засвидетельствована эпиграфическим материалом.

Учащение военных столкновений между городами, требовавшее все большего размаха фортификационных работ, а также строительство внушительных храмов и широкие ирригационные работы - все это способствовало централизации власти. Периодические выборы военных лидеров сменяются системой наследования, что открывает новый исторический период, так называемый династический (приблизительно 2500–2300 гг. до н. э.). Переход к династическому принципу правления получает теологическое обоснование: престолонаследие гарантируется «божественным правом» и закрепляется ритуальным браком царя с богиней или с ее ритуальным воплощением; так складывается союз правителей с вновь возникшим и быстро увеличивающимся жреческим сословием. Переход сельскохозяйственных земель во владение царя, жрецов и аристократии привел к зависимости прежде свободных граждан города-государства от дворца, храма или знати. В этот период складывается характерная для Месопотамии социально-экономическая структура, в которой дворец и храм являются центрами экономической жизни. Соединение династического принципа с традиционным институтом города-государства не ограничивается нижней Месопотамией; аналогичная картина наблюдается в этот период в Мари, а также в западной Месопотамии. Наряду с традиционными политическими центрами - Кишем, Уруком и Уром - выдвигаются новые, особенно Лагаш и Умма. Все города пользуются шумерским языком в качестве официального языка письменности и имеют общий пантеон, хотя у каждого города есть собственный божественный покровитель, которому посвящен центральный городской храм. Одно из новейших открытий - обнаружение центра древней цивилизации в Эбле (северная Сирия), где были найдены документы (2500–2100 гг. до н. э.) на шумерском языке с многочисленными семитскими вкраплениями. Эбла поддерживала тесные связи с Мари и Шуруппаком и, по всей видимости, была частью семитской цивилизации с центром в Кише.

Начало так называемой имперской эры (примерно 2380–2200 гг. до н. э.; по другой хронологии - 2300–2100 гг. до н. э.) было положено завоеваниями правителя Уммы Лугальзаггиси, овладевшего соседним Лагашем, а затем - всеми основными городами Шумера. Однако подлинным основателем империи был Саргон I. Семит из Киша и по вавилонскому преданию - подкидыш, Саргон был воспитан при дворе (повествование о его рождении и воспитании во многом совпадает с библейским рассказом о Моисее) и начал свою карьеру в качестве царского виночерпия. Узурпировав власть в Кише, Саргон перенес свою резиденцию в специально построенный им неподалеку город Аккад (Агаде), давший название всей северной части нижней Месопотамии, населенной семитами, в отличие от собственно Шумера. На протяжении более чем 50-летнего правления (2371–2316 гг. до н. э.) Саргон осуществил ряд походов в Сирию, Анатолию, Элам и другие страны, включив обширные районы Ближнего Востока в орбиту культурно-экономического влияния месопотамской цивилизации и тем самым - в сферу письменной истории. Нанеся поражение Лугальзаггиси и его «50 правителям» (то есть царям подчиненных ему городов), Саргон объединил под своей властью всю Месопотамию, создав таким образом первую в мировой истории империю. Идеологическим обоснованием создания его державы было соединение шумерской исторической концепции первичной богоданности власти городу Киш (см. выше) с династическим принципом этой власти. Ядром империи Саргона был Аккад. Реформы, проведенные Саргоном, ставили целью религиозно-административную консолидацию государства. Дочь Саргона, Энхедуанна, стала первой верховной жрицей лунного божества в Уре (эта функция с тех пор закреплялась за принцессами царского дома). Воинственная семитская богиня Иштар становится центральной фигурой пантеона и идентифицируется с шумерской богиней любви и плодородия Инанной, супругой бога неба Ана (на аккадском Ану).

Два сына Саргона поочередно наследовали титул царей Киша и Аккада и вели постоянную борьбу за сохранение господства Аккада над Шумером и другими областями империи. Оба погибли во время дворцовых смут. При внуке Саргона, Нарам-Суэне (2291–2255 гг. до н. э.), империя достигла высшего расцвета. Нарам-Суэн совершил ряд походов - в Анатолию, Иран и вдоль побережья Персидского залива. В его царствование ведется интенсивное дворцово-храмовое и фортификационное строительство. Надписи и изображения на стенах дворцов и храмов превозносят Нарам-Суэна как героя-завоевателя. Быстро увеличивающиеся архивы свидетельствуют о росте экономической активности и процветании страны. Следует особо отметить, что вне собственно Шумера многие документы написаны по-аккадски, ибо аккадский превратился в официальный язык наряду с шумерским. Так возникает семитская традиция законодательства и литературы в Месопотамии, что оказало впоследствии влияние на культуру всего Ближнего Востока. В эпоху империи Саргона и Нарам-Суэна возникает особый художественный аккадский стиль в искусстве, характеризующийся высокой техничностью (особенно в резьбе) и новыми мифологическими мотивами.

Шумерский список царей упоминает и несколько более поздних царей Аккада из династии Саргона, однако фактически аккадская империя прекращает свое существование после смерти Нарам-Суэна (что отражено в более поздних месопотамских хрониках и в «Эпосе о Нарам-Суэне»). После убийства сына и наследника Нарам-Суэна наступила четырехлетняя анархия, закончившаяся вторжением племен гутиев с Иранского плоскогорья. Город Аккад был полностью разрушен и больше никогда не восстанавливался. Страна Аккад подпала под власть гутиев: территории к северу от нее захватили другие полукочевые племена, а города Шумера обрели независимость.

Восстановление независимости шумерских городов породило так называемый шумерский ренессанс, длившийся около двух столетий (2230–2006 гг. до н. э.). Урук восстановил былую гегемонию над шумерским городами. Центром бурного развития искусства стал Лагаш под властью Гудеи, где в эти годы были созданы лучшие образцы шумерской скульптуры и одно из замечательнейших произведений шумерской литературы - поэтическое описание строительства лагашского храма. Правителю Урука Утухегалю (2120–2114 гг. до н. э.) удалось изгнать гутиев из Месопотамии. Тогда же происходит постепенное возвышение Ура, ранее управлявшегося наместниками из Урука. Один из них, Ур-Намму, восстановил независимость Ура, не прерывая, однако, культово-династической связи с Уруком, и развернул широкое строительство в городе и его окрестностях, превратив Ур в доминирующий религиозный и экономический центр нижней Месопотамии. Построенный в этот период в Уре зиккурат лунного бога Нанны (у семитов - Син) стал образцом для подражания в последующей шумерской архитектуре и, возможно, породил библейский рассказ о Вавилонской башне. Приняв титул царя Шумера и Аккада, Ур-Намму издал новый свод законов, послуживший образцом для последующих месопотамских законодательств, а через них - для законоуложений Ближнего Востока, включая библейские. Сын Ур-Намму, Шульги (примерно 2096–2048 гг. до н. э.), продолжал политику мирной консолидации новошумерской империи. Правление Шульги было периодом быстрого развития торговли и ремесел, контролировавшихся государством либо непосредственно, либо через посредство храмов, и сопровождавшегося ростом бюрократии. Для обучения быстро увеличивающегося административного бюрократического аппарата по распоряжению Шульги в Ниппуре и Уре были открыты академии клинописи - большие школы писцов, послужившие образцом для аналогичных заведений Ближнего Востока. Учебная программа включала канонические сборники текстов по лексике, литературе и математике; здесь же слагались хвалебные гимны в честь царя, в которых его воспевали как потомка Гильгамеша и других эпических героев, и создавались произведения нравоучительного жанра, в которых он выступал в качестве мудрого судьи.

Во второй половине своего царствования Шульги начал военную экспансию на северо-западе: подчинил область Ашшур и вел войны с хурритами в горах Курдистана. Экспансия продолжалась и в правление его сына Амарсина (2047–2039 гг. до н. э.): есть свидетельства, что в этот период влияние Ура распространилось до Средиземноморского побережья.

Из документов, сохранившихся от этой эпохи, можно сделать выводы относительно структуры власти в Уре: стабильный царский режим, основанный на чрезвычайно развитом бюрократическом аппарате; провинции управлялись наместниками, резиденции которых находились в крупных городах; наместников регулярно переводили из одной провинции в другую. Исчезла шумерская аристократия, появились так называемые «люди царя» и «рабы царя». Вся власть была сконцентрирована в царской канцелярии, откуда отправлялись гонцы с указаниями для наместников и где писцы вели бухгалтерский учет. Одновременно была осуществлена и экономическая централизация: земельная и храмовая собственность большей частью находилась в руках царя; огромные царские имения обрабатывались крестьянами лично свободными; сельскохозяйственная продукция поступала в централизованные склады, где велся ее учет и распределение между работниками и чиновниками. Существовали централизованные ремесленные предприятия.

В царствование сына Амарсина, Шусина (2038–2030 гг. до н. э.), начался упадок империи. В этот период возросла роль семитов: некоторые исследователи полагают, что уже тогда семиты составляли большинство населения и административного аппарата империи. В годы правления Шусина усилилось давление семитских племен аморреев на западной границе царства.

Проникновение аморреев в Месопотамию начинается гораздо раньше - с 2900 г. до н. э., когда под властью царей Киша и других городов Аккада они стали интегральной частью шумеро-аккадской цивилизации. Однако, когда в месопотамских текстах, начиная с 2150 г. до н. э., упоминаются амурру, то есть аморреи, имеется в виду новая миграционная волна, двигавшаяся из пустыни. Имена аморреев в шумерских текстах 21 в. до н. э. позволяют заключить, что они говорили на диалектах, из которых впоследствии развились иврит, арамейский и финикийский языки. Эта группа диалектов получила название западносемитской, в отличие от восточносемитской - аккадский язык, на котором говорило семитское население нижней Месопотамии и который испытывал постоянное влияние несемитского шумерского языка. В эту эпоху аккадский язык разделился на два диалекта - вавилонский на юге и ассирийский на севере (см. Аккад , Семитские языки). Аморреи наряду с языковым воздействием оказали многостороннее культурное влияние на семитское население Месопотамии. Так называемая миграция аморреев захватила Месопотамию, Сирию и Ханаан: во всем ареале сложилось культурно-языковое единство с общими правовыми, религиозными и литературными традициями и формами социально-экономической организации. Так, в частности, полукочевой образ жизни патриархов, клановая организация, ономастическая практика, модели родства, правила владения землей, наследование и т. п. имеют параллель в клинописных текстах Месопотамии.

Усиливающееся давление аморреев на западной, а эламитов (см. Элам) и субарейцев на восточной границе привело в конечном итоге к падению так называемой Третьей Урской империи (около 2006 г. до н. э.), однако наследники этой империи, в первую очередь - правители, основавшие династию в Исине и Ларсе, продолжали традиции местной династии. Так, в частности, поддерживался культ обожествленного царя; принцы и принцессы занимали жреческие должности в основных храмовых центрах; власти оказывали поддержку школам писцов в Ниппуре. Вместе с тем новые цари, особенно в Ларсе, все чаще носили аморрейские имена. Сепаратистские тенденции после упадка Ура проявились в периферийных областях государства: в Ашшуре (в верхнем течении Евфрата) и в Эшнунне и Дере (за Тигром), а затем и в нижней Месопотамии: аморрейские правители Лагаша, Урука, Вавилона, Киша и других городов установили собственные династии.

В начале 18 в. до н. э. сирийская пустыня была населена полукочевыми аморрейскими кланами; области за Тигром и верхним Евфратом находились под контролем несемитских народов, в различной степени испытавших влияние месопотамской культуры; «Плодородный полумесяц» (Месопотамия, сирофиникийское побережье и Ханаан) контролировался урбанизированными аморрейскими правителями. В Месопотамии в этот период доминирующей силой стала Ассирия (на иврите Ашшур) под властью Шамши-Адада I (1813–1783 гг. до н. э.) со столицами Ашшур и Шубат-Энлиль в среднем течении Тигра и Евфрата. Имя Ашшур обозначало бога, особо почитавшегося ассирийцами, и город на Тигре, служивший его культовым центром. Шамши-Адад установил свою гегемонию над соседними царствами, среди которых - Мари, Аморрейское царство в среднем течении Евфрата, и Вавилон к югу от Мари, где также правили аморреи. Ашшур во времена Шамши-Адада вел широкую торговлю с Сирией и Анатолией, в особенности через посредство ассирийской торговой колонии Каниш в Кильтепе (Каппадокия). В 1792 г. до н. э. на престол Вавилона взошел Хаммурапи , которому, благодаря искусному сочетанию дипломатии и военной силы, удалось овладеть сначала Ларсой, потом Мари, нанеся поражение наследнику Шамши-Адада, а затем - всей нижней Месопотамией. Будучи выдающимся администратором, Хаммурапи уделял много внимания всем сторонам внутренней политики своего государства, что находит яркое выражение в документах этой эпохи. Хаммурапи был автором свода законов, продолжавшего традицию кодекса Ур-Намму. Кодекс Хаммурапи был признан классическим, его копировали и изучали в школах клинописи более тысячелетия. Этот кодекс служит ключом к пониманию правовой мысли Месопотамии и всего Ближнего Востока; многие из его формулировок и общая структура прослеживаются в библейском законодательстве Исхода книги и Второзакония . Однако уже при сыне Хаммурапи начался распад империи: южные области восстановили независимость и управлялись собственно династией. Эпоха Хаммурапи и его наследников более чем любая другая эпоха месопотамской истории документирована архивными материалами.

В середине 18 в. до н. э. на исторической арене Ближнего Востока появляются индоевропейцы, создавшие Хеттское царство в Анатолии. В 17 в. до н. э. началась экспансия хеттов на юге: Мурсилис I овладел аморрейским царством Алалах, а затем Вавилоном, положив конец правлению Самсудитана (1625–1595 гг. до н. э.), потомка Хаммурапи, и вывез оттуда культовую статую покровителя Вавилона бога Мардука (библейский Меродах). Через несколько лет после ухода Мурсилиса Вавилоном овладели касситы (по-аккадски кишшу, кушу; в Библии, возможно, Куш - отец Нимрода; Быт. 10:8–12), народ со среднего течения Евфрата.

Хеттская экспансия на юге привела к изоляции аморрейских царств Средиземноморского побережья от Месопотамии, что способствовало развитию местных культурных традиций. В северной Сирии важным экономическим и культурным центром становится Угарит ; здесь был изобретен клинописный фонетический алфавит , принцип которого лег в основу как еврейского, так и (через посредство финикийского) греческого алфавита. На угаритском языке была создана богатая религиозная и мифологическая литература, имеющая много общих черт с библейской поэзией. К 1500 г. до н. э. на месте небольших аморрейских государств «Плодородного полумесяца» возникло несколько крупных государственных образований под властью несемитских правителей. В верхней Месопотамии возникло государство Митанни, основным населением которого были хурриты, однако аристократию составляли индоевропейцы. Аморрейские царства Ямхад (столица Халаб - ныне Халеб), и Аррапха (верхняя Месопотамия) находились в вассальной зависимости от Митанни. К северо-западу от Митанни, в области, впоследствии известной как Киликия, сложилось хурритское государство Киззуватна. Египет, освободившийся от власти гиксосов , установил контроль над Ханааном. Касситы распространили свое господство до Персидского залива (начало 15 в. до н. э.), создав единое аккадо-шумерское государство, усвоившее месопотамскую культуру. Касситские правители вскоре установили систему своего рода феодальных отношений, основанную на пожаловании земель и налоговых льготах. При касситском правителе Куригальзу I была построена новая столица Дур-Куригальзу (в наиболее узкой части Междуречья). Власть касситской династии длилась около четырех столетий (1595–1157 гг. до н. э.). В этот период влияние вавилонской культуры достигло апогея: клинопись получила повсеместное распространение, а аккадский язык стал средством международного общения на всем Ближнем Востоке, включая Египет, Ханаан и Анатолию: повсюду возникли школы клинописи, учебная программа которых строилась по вавилонскому образцу. Многие известные в позднейший период семьи писцов занимались этой профессией с касситских времен. По всей видимости, именно в этот период основные литературные произведения клинописного письма приобрели свою каноническую форму.

14 в. до н. э. ознаменован подъемом военной мощи Ассирии. Когда в середине века начался упадок Митанни, правитель Ашшура, Ашшурубаллит I (1365–1330 гг. до н. э.), объявил себя «царем земли Ашшура» и отказался признавать гегемонию Митанни. Попытка касситских властителей Вавилонии овладеть Ассирией встретила вооруженный отпор. Начавшийся вслед за этим период мирного сосуществования Вавилонии и Ассирии лишь спорадически прерывался конфликтами. Между двумя странами существовали тесные контакты, закрепленные династическими браками и договорами. Созданный в Ассирии синхронический список царей обеих стран, отражающий эти контакты, является первым документом, устанавливающим систематические корреляции историй двух государств (синхронический метод ассирийских историков лежит в основе библейской книги Царей , где дается аналогичный синопсис истории Израильского и Иудейского царств). Придворные поэты Ассирии создают в этот период цикл эпических повествований, прославляющих победы ассирийских царей над касситскими правителями Вавилонии. Положение изменилось в царствование Тукултининурты I (1244–1208 гг. до н. э.), который, нанеся поражение вавилонскому царю, пленил его и отправил в Ассирию вместе с культовой статуей Мардука, затем снес стены Вавилона и провозгласил себя его царем. Не довольствуясь обширными строительными программами в Ашшуре, он начал строительство новой столицы к востоку от Тигра. Однако имперские начинания Тукултининурты I встретили сопротивление в самой Ассирии: заговорщики во главе с царским сыном осадили новую столицу и убили царя.

13 в. и 12 в. до н. э. характеризуются массовыми миграциями, охватившими весь Ближний Восток. Вторжение так называемых морских народов в прибрежные области Анатолии, Сирии, Финикии и Ханаана, а также в Египет вызвало миграцию хурритов из Киликии в Анатолию и вытеснение оттуда хеттов: последние двинулись на юго-восток, где столкнулись со встречной волной миграции семитов-арамеев , вместе с которыми составили основное население сирийских государств раннежелезного века. Южнее филистимляне, пришедшие с моря, вытеснили часть местного (аморрейского) населения Ханаана, в то время как с юга и востока в Ханаан мигрировали израильтяне. В самой Месопотамии под напором миграционных волн арамеев с востока и эламитов из Ирана пала касситская династия (примерно в 1157 г. до н. э.). Через несколько десятилетий в Вавилоне установилась власть Навуходоносора I (1124–1103 гг. до н. э.), правителя второй династии города Исин. Во время его царствования возвышается культ Мардука, с тех пор ставшего во главе вавилонского пантеона. Возможно, что в царствование Навуходоносора I был составлен космогонический эпос «Энума элиш», в котором центральная роль отводится Мардуку. В эпосе обнаруживаются определенные параллели с библейским повествованием о сотворении мира и с панегириком Богу Израиля в Песни на море (Исх. 15).

В конце 12 в. до н. э. начинается новый подъем Ассирии: Тиглатпаласар I (1115–1070 гг. до н. э.) подчинил ряд арамейских государств восточной Сирии. Однако подлинно имперский размах ассирийская экспансия приобрела в первой половине 9 в. до н. э. в правление Ашшурнасирпала II (883–859 гг. до н. э.), осуществившего ряд грабительских, отличавшихся беспримерной жестокостью к побежденным походов в северную и центральную Сирию. Военная мощь Ассирии зиждилась на хорошо организованной, превосходно вооруженной и специально тренированной армии. Оборонительный союз стран южной Анатолии и северной Сирии не мог противостоять Ассирии, и эти страны превратились в ее вассалов. Во второй половине своего царствования Ашшурнасирпал II сосредоточил свои усилия на строительстве новой столицы - города Калах (Кальху). Цель ассирийских походов состояла как в ограблении богатых государств Сирии, так и в установлении контроля над важнейшими торговыми путями Ближнего Востока, а также в доставке рабов в Ассирию и в увеличении населения новой царской столицы, куда были переселены арамеи из северной Сирии. Сын Ашшурнасирпала II, Салманасар III (858–824 гг. до н. э.), продолжая агрессивную политику отца, разгромил союз государств южной Анатолии и северной Сирии во главе с Кархемишем. В 853 г. до н. э. был заключен антиассирийский оборонительный союз царей Сирии и Эрец-Исраэль во главе с царем Арам-Даммесека (Дамаска) Бен-Х ададом II, царем Хамата Ирхулени и израильским царем Ахавом - так называемый «Союз 12 царей побережья». Союз успешно противостоял ассирийским вторжениям в 853, 849, 848 и 845 гг. до н. э. Ассирийские анналы содержат сведения, не упомянутые в библейских источниках, о битве при Каркаре (853 г. до н. э.), в которой Ахав выступил во главе войска из 2 тыс. боевых колесниц, - сил, превосходящих силы всех остальных союзников вместе взятых. Лишь после того, как союз царей распался, Салманасару III удалось разгромить Арам-Даммесек и, обложив данью Тир и Израиль, установить свою гегемонию в Сирии и северной Эрец-Исраэль.

В конце царствования Салманасара III Ассирия переживает временный упадок, но его внук Ададнирари III (810–783 гг. до н. э.) осуществил ряд походов в южную Сирию (805–802 гг. до н. э.). В 796 г. до н. э. он разгромил Арам-Даммесек и обложил его данью. В 773 г. сын Ададнирари III, Салманасар IV (782–772 гг. до н. э.), предпринял очередной поход на Арам-Даммесек, но основные усилия Ассирии были обращены против Урарту (библейский Арарат), установившего контроль над торговыми путями в северной Сирии и оказывавшего военное давление на северную границу Ассирии. Утрата контроля над торговыми путями вызвала экономический упадок Ассирии, повлекший за собой политический кризис: ослабление центральной власти вызвало возвышение наместников и ряд восстаний в стране.

Новый подъем Ассирии происходит в царствование Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.: в Библии - Тиглат Пил‘эсер, Тиглат Пилнесер, он же Пул), ставшего основателем Ассирийской империи. Он впервые ввел радикально новый способ территориальной экспансии - аннексию захваченных стран и превращение их в провинции во главе с царскими наместниками. Аннексии сопровождались массовыми переселениями подвластных народов, что стало характерной особенностью системы ассирийского правления. Население вновь аннексированных территорий переселялось в глубь империи, а на его место пригоняли население из других провинций. Переселенцы обычно получали небольшие наделы земли; часть поселялась в городах. Ремесленники и отборные воинские части направлялись в Ассирию. За свое 18-летнее царствование Тиглатпаласар разгромил Урарту, положив конец влиянию этого государства в Сирии (745–743 гг. до н. э.), нанес поражение союзным с Урарту странам (743–740 гг. до н. э.), присоединил к Ассирии большинство государств Сирии, включая Арам-Даммесек, а также северную часть Израильского царства (вплоть до Изреельской долины ; 738–732 гг. до н. э.), и сделал государства южной Анатолии, Финикии, Заиорданья, а также Иудею вассалами Ассирии. В 729 г. до н. э. он завоевал Вавилонию и принял титул «царя Ашшура, царя Вавилона, царя Шумера и Аккада». Вследствие переселений покоренного населения из арамейской Сирии резко увеличилось число арамеев, занятых в государственном аппарате империи, и возросло значение арамейского языка в ее управлении.

Преемник Санхерива, Асархаддон (680–669 гг. до н. э.; в Библии - Эсархаддон), умиротворил вавилонян, восстановив и отстроив их город. В 673, 671 и 669 гг. до н. э. он совершил походы против Египта, в последнем из них ассирийские силы овладели дельтой Нила и всем Нижним Египтом. Началась административная реорганизация этих территорий в ассирийскую провинцию, сопровождаемая переселениями. После смерти Асархаддона его сын, Ашшурбанипал (668–627 гг. до н. э.), подавил антиассирийский мятеж в Нижнем Египте, а затем вторгся в Верхний Египет. Однако военное давление Элама на востоке империи не позволило Ассирии продолжать свой контроль над Египтом. Наиболее серьезным кризисом в правление Ашшурбанипала было восстание Вавилона, поддержанного Эламом и аравийскими царями. После четырехлетней войны и тяжелой осады Ашшурбанипал овладел городом в 648 г. до н. э., превратив Вавилонию в ассирийскую провинцию. Ассирийцам удалось также захватить столицу эламитов Сузы (Шушан); город и находившиеся в нем древние храмы были разрушены, что даже по понятиям ассирийцев было осквернением святыни.

В царствование Ашшурбанипала интенсивно развивалась литература. Наряду с историческими хрониками создавались художественные произведения. В отличие от своих предшественников Ашшурбанипал (по его собственному свидетельству) изучил искусство письма и посвящал значительную часть своего времени организации царской библиотеки в Ниневии (военные экспедиции осуществлялись преимущественно не царем, а его военачальниками), в которой были собраны произведения вавилонско-ассирийской литературы всех жанров - от эпоса и мифологии до научных сочинений и энциклопедий; царские писцы копировали древние произведения; оригинальные таблички были привезены из храмовых библиотек Вавилонии. Благодаря этой деятельности сохранились лучшие произведения древнемесопотамской литературы в их канонических версиях.

Со смертью Ашшурбанипала в Вавилонии вспыхнуло восстание под руководством халдейского принца Набопаласара. В 626 г. до н. э. Набопаласар овладел Вавилоном и провозгласил себя царем. Восстание вспыхнуло также в западной части Месопотамии. В 628 г. до н. э. царь Иудеи Иошиях у объявил Иудею независимой от Ассирии и в 622 г. до н. э. распространил свою власть на ассирийскую провинцию Самарию. В начале вавилонского восстания ассирийцам удавалось сохранить контроль над основными городами Вавилонии, однако вскоре вавилоняне перенесли военные действия на территорию собственно Ассирии. На помощь Ассирии прибыл египетский экспедиционный корпус (неизвестно, какие причины побудили фараона вступить в этот союз). Однако в 615 г. до н. э. в северную Ассирию вторглись мидийцы, разрушившие город Ашшур и заключившие союз с вавилонянами. В 612 г. до н. э. совместные вавилоно-мидийские силы двинулись на Ниневию: город был захвачен и разрушен; это событие отражено библейским пророком Нахумом . После того, как все остальные ассирийские города пали, последним оплотом Ашшурбаллита II, младшего брата Ашшурбанипала, стал Харан (Харран). В 610 г. до н. э. пал и Харан; Ашшурбаллит II отступил, по-видимому, в Кархемиш, откуда с помощью египетских сил безуспешно пытался отбить Харан (609 г. до н. э.). Дальнейшая судьба Ашшурбаллита II неизвестна. Спустя пять лет египетские силы были разбиты при Кархемише войсками Набопаласара и отступили в Египет. Вавилон под властью халдейской династии стал наследником ассирийской империи.

Хотя Набопаласар (626–606 гг. до н. э.) формально считается основателем Нововавилонского (или Халдейского) царства, подлинным основателем является его сын, Навуходоносор II (605–562 гг. до н. э.; в Библии Невухаднеццар, Невухадреццар). Он нанес поражение египетскому экспедиционному корпусу у Кархемиша и, преследуя египтян, овладел Сирией и Иудеей. Две попытки Иудеи отложиться от Вавилонии - в 598 г. и 588 г. до н. э. - закончились падением Иудейского царства и пленением вавилонским .

В правление Навуходоносора II Вавилон был почти полностью перестроен: возведены великолепные храмы и дворцы, сделавшие его одним из чудес света. Среди наиболее известных строений - зиккурат, так называемые висячие сады и придворный музей, в котором были собраны древние статуи, стелы и надписи. Возросший в это время интерес к древностям Месопотамии является проявлением традиционного культурного духа, который нашел выражение еще в составлении клинописной библиотеки Ашшурбанипалом. Интерес к древностям характеризовал и правление последнего вавилонского царя Набонида (555–539 гг. до н. э.). Одержимый идеей восстановить древнее величие лунного культа, этот царь не только реставрировал его центры в Харане и Уре, но и отправился в поход в оазис Тема (близ современной Медины), где также существовал культ лунного божества. Это было истолковано в последующих преданиях как добровольное отшельничество или как признак безумия царя (в клинописных источниках - десятилетнее, в библейской книге Даниэль - семилетнее, причем приписано Навуходоносору, однако в источниках кумранской общины правильно отнесено к Набониду). Выдвижение лунного культа многие вавилоняне расценили как измену национальному культу Мардука. Оппозиция во главе со жрецами Мардука выступила против сына Набонида, Белшаццара (см. Валтасар), поставленного наместником в столице, и сдала город персидскому царю Киру в 539 г. до н. э.

Захват Вавилонии Киром, положив конец месопотамской государственности, не внес заметных изменений в культурно-религиозную жизнь Месопотамии и в ее традиционные институты. Кир вел себя как вавилонский царь, и так его величали в аккадских надписях; он подчеркивал, что в противоположность Набониду, реформировавшему культ и администрацию, он восстановил древние обычаи и институты. В правление преемника Кира, Камбиса, Вавилония была частью более обширной административной единицы - Пятой сатрапии, включавшей также территории за Евфратом. В начале царствования Дария, когда в империи вспыхнули многочисленные восстания, Вавилония отложилась и провозгласила собственную царскую династию (Навуходоносор III и Навуходоносор IV, 521 г. до н. э.), однако вскоре была вновь включена в Персидскую империю. Новая попытка обрести независимость в начале царствования Ксеркса также окончилась неудачей.

На протяжении персидской, а затем и эллинистической эпохи в Вавилонии не прекращалась культурная деятельность; писцы собирали клинописные памятники месопотамской литературы на шумерском и аккадском языках - эпические сказания, легенды, мифологические тексты, молитвы, поэтические гимны и т. п. Особое развитие в этот период получила вавилонская астрономия, включавшая в себя математику и элементы астрологии, достигшая вершины при Селевкидах. Вавилонская астрономия стала известна греческим ученым и стимулировала греческую астрономию (в первую очередь, в Александрии), а также оказала влияние на евреев Вавилонии, а через них - на еврейскую культуру в целом. Так, в частности, евреи заимствовали вавилонский календарь, включая названия месяцев и метод установления високосного года (шана ме‘уберет , когда добавляется второй месяц адар - адар шени ; см. Календарь).

С углублением процесса эллинизации и превращением греческого языка в язык школьного обучения искусство клинописи приходит в упадок и окончательно исчезает в 1 в. н. э.

КЕЭ, том: 5.
Кол.: 284–300.
Издано: 1990.

  • Междуречье - деревня в Миорском районе Витебской области.
  • Междуречье - посёлок в составе города Новополоцка .

Россия

  • Междуречье - посёлок в Бийском районе Алтайского края.
  • Междуречье - посёлок в Локтевском районе Алтайского края.
  • Междуречье - деревня в Вологодском районе Вологодской области.
  • Междуречье - деревня в Харовском районе Вологодской области.
  • Междуречье - село в Цунтинском районе Дагестана.
  • Междуречье - посёлок в Гусевском районе Калининградской области.
  • Междуречье - посёлок в Озёрском районе Калининградской области.
  • Междуречье - посёлок в Черняховском районе Калининградской области.
  • Междуречье - посёлок в Кольском районе Мурманской области.
  • Междуречье - деревня в Волотовском районе Новгородской области.
  • Междуречье - деревня в Пестовском районе Новгородской области.
  • Междуречье - посёлок в Новосибирском районе Новосибирской области.
  • Междуречье - посёлок в Тарском районе Омской области.
  • Междуречье - село в Беляевском районе Оренбургской области.
  • Междуречье - село в Тюльганском районе Оренбургской области.
  • Междуречье - село в Каменском районе Пензенской области.
  • Междуречье - село в Дальнереченском районе Приморского края.
  • Междуречье - село в Вольском районе Саратовской области.
  • Междуречье - деревня в Осташковском районе Тверской области.
  • Междуречье - село в Инзенском районе Ульяновской области.
  • Междуречье - село в Алатырском районе Чувашии.
  • Междуречье - деревня в Гаврилов-Ямском районе Ярославской области.
  • Междуречье - до 2007 г. название села Столыпино Никольского района Пензенской области.

Украина

  • Междуречье - село в Болеховском городском совете Ивано-Франковской области.
  • Междуречье - село в городском округе Судак/Судакском городском совете Крыма.

См. также

__DISAMBIG__

Напишите отзыв о статье "Междуречье"

Отрывок, характеризующий Междуречье

– Мало надежды, – сказал князь.
– А мне так хотелось еще раз поблагодарить дядю за все его благодеяния и мне и Боре. C"est son filleuil, [Это его крестник,] – прибавила она таким тоном, как будто это известие должно было крайне обрадовать князя Василия.
Князь Василий задумался и поморщился. Анна Михайловна поняла, что он боялся найти в ней соперницу по завещанию графа Безухого. Она поспешила успокоить его.
– Ежели бы не моя истинная любовь и преданность дяде, – сказала она, с особенною уверенностию и небрежностию выговаривая это слово: – я знаю его характер, благородный, прямой, но ведь одни княжны при нем…Они еще молоды… – Она наклонила голову и прибавила шопотом: – исполнил ли он последний долг, князь? Как драгоценны эти последние минуты! Ведь хуже быть не может; его необходимо приготовить ежели он так плох. Мы, женщины, князь, – она нежно улыбнулась, – всегда знаем, как говорить эти вещи. Необходимо видеть его. Как бы тяжело это ни было для меня, но я привыкла уже страдать.
Князь, видимо, понял, и понял, как и на вечере у Annette Шерер, что от Анны Михайловны трудно отделаться.
– Не было бы тяжело ему это свидание, chere Анна Михайловна, – сказал он. – Подождем до вечера, доктора обещали кризис.
– Но нельзя ждать, князь, в эти минуты. Pensez, il у va du salut de son ame… Ah! c"est terrible, les devoirs d"un chretien… [Подумайте, дело идет о спасения его души! Ах! это ужасно, долг христианина…]
Из внутренних комнат отворилась дверь, и вошла одна из княжен племянниц графа, с угрюмым и холодным лицом и поразительно несоразмерною по ногам длинною талией.
Князь Василий обернулся к ней.
– Ну, что он?
– Всё то же. И как вы хотите, этот шум… – сказала княжна, оглядывая Анну Михайловну, как незнакомую.
– Ah, chere, je ne vous reconnaissais pas, [Ах, милая, я не узнала вас,] – с счастливою улыбкой сказала Анна Михайловна, легкою иноходью подходя к племяннице графа. – Je viens d"arriver et je suis a vous pour vous aider a soigner mon oncle . J`imagine, combien vous avez souffert, [Я приехала помогать вам ходить за дядюшкой. Воображаю, как вы настрадались,] – прибавила она, с участием закатывая глаза.
Княжна ничего не ответила, даже не улыбнулась и тотчас же вышла. Анна Михайловна сняла перчатки и в завоеванной позиции расположилась на кресле, пригласив князя Василья сесть подле себя.
– Борис! – сказала она сыну и улыбнулась, – я пройду к графу, к дяде, а ты поди к Пьеру, mon ami, покаместь, да не забудь передать ему приглашение от Ростовых. Они зовут его обедать. Я думаю, он не поедет? – обратилась она к князю.
– Напротив, – сказал князь, видимо сделавшийся не в духе. – Je serais tres content si vous me debarrassez de ce jeune homme… [Я был бы очень рад, если бы вы меня избавили от этого молодого человека…] Сидит тут. Граф ни разу не спросил про него.
Он пожал плечами. Официант повел молодого человека вниз и вверх по другой лестнице к Петру Кирилловичу.

Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге и, действительно, был выслан в Москву за буйство. История, которую рассказывали у графа Ростова, была справедлива. Пьер участвовал в связываньи квартального с медведем. Он приехал несколько дней тому назад и остановился, как всегда, в доме своего отца. Хотя он и предполагал, что история его уже известна в Москве, и что дамы, окружающие его отца, всегда недоброжелательные к нему, воспользуются этим случаем, чтобы раздражить графа, он всё таки в день приезда пошел на половину отца. Войдя в гостиную, обычное местопребывание княжен, он поздоровался с дамами, сидевшими за пяльцами и за книгой, которую вслух читала одна из них. Их было три. Старшая, чистоплотная, с длинною талией, строгая девица, та самая, которая выходила к Анне Михайловне, читала; младшие, обе румяные и хорошенькие, отличавшиеся друг от друга только тем, что у одной была родинка над губой, очень красившая ее, шили в пяльцах. Пьер был встречен как мертвец или зачумленный. Старшая княжна прервала чтение и молча посмотрела на него испуганными глазами; младшая, без родинки, приняла точно такое же выражение; самая меньшая, с родинкой, веселого и смешливого характера, нагнулась к пяльцам, чтобы скрыть улыбку, вызванную, вероятно, предстоящею сценой, забавность которой она предвидела. Она притянула вниз шерстинку и нагнулась, будто разбирая узоры и едва удерживаясь от смеха.

История Месопотамии уходит в глубокое прошлое, еще к допотопным временам, о чем мы кратко говорили в одной из предыдущих глав. После потопа первыми протогосударственными образованьями Месопотамии становятся города Киш на севере и Лагаш на юге. Эти два города вели между собой частые войны, шедшие с переменным успехом. И если вначале победа склонялась на сторону Киша, то затем, благодаря своему воинственному царю Эаннатуме перевес получает Лагаш. В одной из битв этот царь разбивает союзные войска Уммы, Киша и Акшака. В честь этой битвы была выбита плита, носящая сейчас название "Стелы коршунов", где была показана победа Лагама, врагов которого пожирают коршуны. Преемник Эаннатумы - Энтемена также прославился своими походами. Затем следует период упадка Лагаша, в конце которого старая династия была низвергнута, а к власти в результате переворота пришел один из царских сановников Урукагин. Если начало правления этого царя отличалось успешными завоевательными походами и внутренними реформами, то уже через шесть лет наступил период кризиса, вызванный войной против Уммы и Урука (в Библии этот город назван Эрех), которую вел царь Урука Лугальзаггиси.

Крупнейшие города - Иссин, Ларса, Урук, Мари, Эшнунна, Вавилон. Самая характ-ная черта развития того времени борьба между племенами и племенными объединениями. Характерное политическое образование того времени - племя или племенное объединение с городом в качестве его центра. В таких городах повалялись свои династии, выходившие на политическую арену Мемопотамсой истории. В 1900-1800 появился ряд городов аморейских племён, идеалом которых было гос-во III дин. Ура, пытались показать себя их приемниками, заимствовали их титулатуру. Города вели между собой постоянную борьбу.

В Сев. Месопотамии Шамши-Адад I (1813-1781), сын аморейского вождя, подчинил огромную территорию включ. Ашшур на сев. и Мари на юге. Он питался создать центрелизованное гос-во, ликидировав номовую сис-му, заменяя её на сис-му военных округов. Но Шамши-Адад имеприя распалась.

После этого крупнейшие города находились в постоянной борьбе друг с другом. Хаммурапи (1792-17500) из династии Вавилона сумел объединить почти всю Нижнюю Месопотамию. Законы Хаммурапи.

Вавилон - крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н. э., Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов "Баб-илу" - "Врата бога". Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н. э). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги, царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завоеван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Через 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период Ново-Вавилонского царства (626-538 до н. э). Навуходоносор II (604-561 до н. э) украсил Вавилон роскошными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Макеонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в основанный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н. э. на месте Вавилона остались лишь развалины. С 1899 по 1914.

Урук (шумер. Унуг, библейск. Эрех, греч. Орхоя, соврем. Варка) - город-государство шумеров в Междуречье (Южный Ирак).

Город Урук состоял из слившихся поселений Э-Ана, Урук и Кулаба. Общинными богами Урука были Ан и Инанна. К этому же ному относились также возникшие позже города Ларса (Ларса [м] , ныне Сенгере) у соединения Евфрата и Итурунгалем (общинным богом Ларсы был бог Уту), Куталлу (ныне Телль-Сыфр), а также и один из древнейших городов Двуречья - Бад-Тибира ("Крепость медников").

В XXVI веке до н. э. , начиная с Гильгамеша, правители Урука господствовали в Южном Двухречье. Однако oколо XXV веке до н. э. гегемония в регионе перешла к городу Уру.

Ур - один из древнейших шумерских городов древнего Междуречья. Ур был расположен на юге современного Ирака, на западе от реки Евфрат.

Ном Ур - Ном Ур (шум. Урим, ныне Телль-эль-Мукайяр) был расположен в устье реки Евфрат. Кроме города Ур к этому ному относились также города Эриду (ныне Абу-Шахрайн), Муру и поселение, погребённое под холмом Эль-Обейд (его шумерское название не установлено). Общинным богом Ура был Нанна. В городе Эриду почитался бог Энки.

Эриду (также Эридуг, Урудуг, Эреду) - древний город в десяти километрах на юго-запад от Ура. Эриду - самый южный из конгломерации городов, выросших рядом с храмами, почти в пределах видимости друг от друга, в Шумере, на юге Междуречья. Скорее всего, он был основан прямо на побережье Персидского залива, рядом с устьем Евфрата, однако из-за накопления илистых наносов на береговой линии в течение тысячелетий остатки города сейчас находятся на некотором расстоянии от берега в Абу-Шахрайн в Ираке.

Эриду - возможно, самое древнее городское поселение Шумера, выросшее в 4-5 тысячелетии до н. э. Археолог Кейт Филден пишет, что древнейшее деревенское поселение, появившееся около 5000 до н. э., выросло в значительный город, в котором дома были построены из кирпича и тростника, к 2900 году. В то время город занимал площадь 8-10 га. К 2050 до н. э. город потерял свое значение. Над восемнадцатью древними храмами в Амар-Син был обнаружен в более поздних слоях недостроенный зиккурат (2047-2039 до н. э). Продолжительная заселенность города и практикование в нем религиозных культов свидетельствуют о местном происхождении шумерской цивилизации. Город был раскопан Иракским департаментом античности между 1946 и 1949.

Киш - древний город, существовавший на территории Междуречья (Ирак), в 18 км к Северо-Востоку от Вавилона.

Город Киш (совр. Телль-Ухаймир) был основан в конце 4-го тыс. до н. э. на месте более древних поселений. Общинным богом Киша был Забаба. К ному Киш относился и несколько более поздний город Хурсанг-калама (букв. "Лесистая гора страны").

В 28 в. до н. э. был центром 1-го объединения шумерских племён. В начале Раннединастического периода в Кише правила полулегендарная I династия Киша, известная только по "Царскому списку".

Лагаш - древний город-государство шумеров, существовавший на территории Междуречья (Ирак). Город был населен преимущественно шумерским населением, которое занималось как и в остальных шумерских городах земледелием и торговлей.

Поселение Лагаш возникло, по-видимому, на рубеже 5 - 4 тысячелетий до н. э. О древнейшей истории Лагаша известно мало. В Раннединастический период столица нома была перенесена из города Лагаша (букв. "Место ворон", совр. Эль-Хибба) в Нгирсу (совр. Телло), где был построен храм верховного божества этого нома Нин-Нгирсу. Кроме городов Нгирсу и собственно Лагаш (или Урукуга букв. "Священный город" - эпитет Лагаша), в состав этого нома входил ещё целый ряд более или менее крупных поселений, по всей видимости, обнесённых стенами: Нина (или Сираран), Кинунир, Уру, Киэш, Э-Нинмар, Гуаба и др. Политическая и экономическая жизнь была сосредоточена в храмах, посвященных Нин-Нгирсу, его божественной супруге Бабе (Бау), богине законодательства Нанше, богине Гештинанне, исполнявшей обязанности "писца страны без возраста", и Гатумдуг - богине матери Лагаша.

Умма - древний город шумеров, на территории Междуречья (современный Ирак).

Умма (шумер. Убме, нане Джоха). Общинный бог Шара (воскресающий и умирающий бог плодородия).

Вся известная история этого города прошла в войнах с городом Лагаш. Первым известным энси (правителем) Уммы был Уш. В его правление вспыхнул конфликт с Лагашем из-за плодородной полосы Гуэден, которая проходила между границами Уммы и Лагаша. В сражение с лагашцами, Уш был разбит, а Умма вынуждена подчиниться Лагашу. Следующий энси, Энкале возможно был ставленником лагашского царя Эанатума и выплачивал тому дань.

Ниппур (по-шумерски Нибру, современный Ниффер, или Нуффар, Ирак) - священный город древних шумеров, находившиеся в Южном Междуречье (совр. Ирак). В Ниппуре находился храм главного бога шумеров - Энлиля.

В 18 в. до н. э. Ниппур был захвачен Вавилонией, позже имел внутреннюю автономию.

Аккаде - город на севере Нижней Месопотамии. Столица государства Аккад при Саргоне Древнем и его преемниках.

Точное местоположение в настоящее время не установлено, город находился на территории номов Киш или Сиппар, и до захвата власти в нем Саргоном имел второстепенное значение. Бытует мнение, что город был основан самим Саргоном, но имеются указания на то, что город существовал и ранее.

Исин - древний город в центральной части Нижней Месопотамии. После падения империи III династии Ура цари I династии Исина правили этим городом более двухсот лет (с 2017 по 1794 г. до н. э.).

Во время правления узурпатора Ишби-Эрры (2017 - 1985 г. до н. э.) и его преемников власть Исина распространилась в направлении Ниппура, Дильмуна, Элама, Ура и Дёра.

Ниневия - с VIII-VII века до н. э. столица Ассирийского государства. Находилась на территории современного Ирака (город Мосул), на левом берегу реки Тигр на холмах Куюнджик.

Ниневия известна как поселение, начиная с середины 5-го тыс. до н. э. В XV-XIV вв. до н. э. Ниневия находилась под властью государства Митанни. Столицей Ассирийского государства она становится в конце VIII-VII вв. до н. э. во время царствования Сеннахириба и Ашшурбанипала. В это время город простирался на 4 км вдоль Тигра; его главная улица, так называемая дорога процессий, была шириной 26 м. Город имел строгую планировку, нарушать которую застройщикам запрещалось особым предписанием.

Ну?зи (Нузу, Гасур) - древний город в северной Месопотамии, к востоку от реки Тигр (современный Ирак), который населяли хурриты. Входил в государство Митанни. На месте древнего города сейчас располагается поселение Юрган-тепе.

Нимруд (aссир. Калху, библ. Калах) - древний город в Месопотамии. Его руины находятся юго-восточнее города Мосул у реки Тигр в Ираке.

Нимруд был основан в XIII веке до н. э. Салманасаром I и спустя четыреста лет во время царствования Ашшур-нацир-апала II стал столицей Ассирии. В 612 до н. э. был разрушен мидийцами и халдеями

Элам - историческая область и древнее государство (III тысячелетие - сер. VI в. до н. э), располагавшееся к востоку от нижнего течения реки Тигр и к северо-востоку от Персидского залива, в юго-западной части Иранского нагорья (территории современных иранских провинций Хузестан и Луристан). Центр (столица) - город Сузы.

Сузы (др. -греч. Упыуб, перс. ФжФ, ивр. щещпэ, Суса, Шуш) - один из самых древних городов мира, основанный по оценкам около 4000 до н. э. , первые следы обитания датируются 7000 до н. э. . Керамика с рисунками, найденная при раскопках, датируется 5000 до н. э. . В V веке до н. э. богатая столица Сузианы, резиденция первоначально эламских, затем персидских царей (Ахеменидов).

Древний дворец эламских царей был построен на искусственном холме. Дарий I нашел его слишком тесным для себя и перестроил по своему вкусу; при Артаксерксе I он сгорел, а лет сто спустя, при Артаксерксе II, отстроен заново. Сузы лежали в долине между притоками Тигра Хоаспом и Эвлеем и получили свое название на эламитском (Сусан или Шушун) от множества лилий, которыми изобиловала эта местность.

Ура?рту (Арарат, Биайнили, Ванское царство, арм. ????????, тур. Urartular, перс. ЗжСЗСКж) - древнее государство в юго-западной Азии, расположенное на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту, как союза племен, документально подтверждено с XIII, как государства с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии . Государство Урарту оказало большое влияние на Армению, которую считают "наследницей" Урарту, а также на культуры и государства Южного Кавказа.

Ассирия - В 668 до н. э. состоялась Битва при Сузах, в которой царь Ашурбанипал победил эламитов. Город был полностью разграблен и сожжён. Сохранились надписи и стеллы Ашурбанипала, в которых он похваляется победам и опустошениям. Госудаство Элам через 10 лет прекратило своё существование.