Для чего нужен ареометр в химии. Какие бывают ареометры

Вашего автомобиля не работает должным образом, а уровень электролита находится в пределах нормы, первым делом необходимо измерить его плотность. А для этого каждый автомобилист должен знать, как пользоваться ареометром.

Что такое ареометр и как он работает

Ареометр - прибор, предназначенный для определения Принцип его работы основан на знаменитом открытом еще в III до н.э. и согласно которому на тело, плавающее в жидкости, действует выталкивающая сила, величина которой равняется весу вытесненной данным телом жидкости. А как пользоваться ареометром для измерения плотности жидкости, человечеству известно с IV-V века н.э. (считается, что именно тогда он и был изобретен).

Ареометры бывают различных видов: все зависит от того, плотность какой жидкости необходимо измерить. Наиболее практическое значение для рядового автолюбителя имеет ареометр автомобильный, предназначенный для измерения плотности как электролита, так и охлаждающей жидкости. Его можно приобрести в любом магазине, торгующем автозапчастями, или на рынке.

Конструктивно автомобильный ареометр представляет собой обычную цилиндрическую стеклянную трубку (колбу) с кислотным электролитом, плотность которого необходимо измерить, и герметично запаянного стеклянного поплавка. В нижней части поплавка находится груз, а в верхней - шкала, по которой, собственно, и определяется Как пользоваться ареометром? Да очень просто! С помощью резиновой груши в трубку набирается электролит. Через некоторое время, когда жидкость в трубке успокоится, а поплавок будет в ней свободно плавать, нужно визуально определить плотность в месте пересечения шкалы с уровнем электролита. Плотность электролита аккумуляторной батареи, приведенной в рабочее состояние, зависит от конкретных условий эксплуатации и находится в пределах 1,20 - 1,30 кг/см 3 . Измерение плотности следует выполнять при температуре 18-22 градуса. Поскольку плотность электролита напрямую связана со значением температуры, при которой это измерение производится, необходимо с помощью специальной таблицы произвести коррекцию, чтобы определить его реальную плотность.

Соблюдайте меры безопасности

При измерении плотности электролита важно не только знать, как пользоваться ареометром, но также и соблюдать меры безопасности. Все работы следует выполнять в защитных перчатках, очках, соответствующих одежде и обуви. Ни в коем случае не допускать попадания электролита на открытие участки тела и в глаза. Все действия с аккумуляторными батареями необходимо проводить в теплом вентилируемом помещении, поскольку в процессе их зарядки происходит выделение токсичного газа.

При попадании кислоты в глаза или на кожу необходимо место обильно промыть водой. Ни в коем случае не стоит пытаться нейтрализовать кислоту, попавшую на тело (к примеру, содой). Это лишь усугубит ситуацию. Затем необходимо как можно скорей обратиться в лечебное учреждение.

При работе с антифризом также необходимо обязательное соблюдение мер безопасности. Пробку радиатора можно открывать только после полного остывания охлаждающей жидкости, чтобы не произошло ее выброса и, как следствие, получения ожогов.

После измерений плотности ареометр необходимо тщательно промыть в проточной воде до окончательного удаления остатков кислоты или охлаждающей жидкости. При соблюдении этого условия ареометр для измерения плотности электролита (антифриза) прослужит вам еще не один десяток лет.

В статье поясняется, как использовать ареометр (виномер, сахаромер) в процессе приготовления браги, домашнего пива и домашнего вина.

Если Вы ставите брагу, делаете домашнее вино или пиво, Вам очень пригодится небольшой измерительный прибор, называемый ареометром или виномером/сахаромером.

Ареометр-сахаромер измеряет плотность сахаросодержащих сухих веществ (сахар, крахмал, солод, мёд и т.д.) в растворе.

Зная начальную плотность сусла Вы сможете изменить её до необходимого вам значения, а значит, получить желаемое содержание алкоголя в напитке, который делаете.

Начальная плотность – плотность сусла до брожения. Так как дрожжи питаются сахарами из раствора, чем больше начальная плотность раствора (чем больше в нем сахаров), тем больше алкоголя будет содержать конечный раствор после брожения. Таким образом, меняя начальную плотность, мы можем влиять на конечную крепость сусла.

  • Начальная плотность браги должна быть чем выше, тем лучше. Тем больше получится самогона. Однако, все зависит от типа дрожжей, которые вы собираетесь использовать. Если вы используете обычные хлебопекарные или винные дрожжи, брагу следует доводить до начальной плотности 18-22%, не более.

А если вы используете специальные спиртовые дрожжи, то можно делать брагу начальной плотности 20-30%.

Не имеет особого смысла дистиллировать брагу с начальной плотностью менее 10%.

  • Начальная плотность пива в зависимости от сорта, должна быть от 5% до 18%. Эталон на российский вкус – светлое пиво из ячменного солода начальной плотностью 11% - 12%, что приведёт к конечному содержанию алкоголя 4,0% – 4,5%Об.
  • Начальная плотность вина в зависимости от сорта, должна быть от 10% до 31%. При этом, сбродить сусло с начальной плотностью более 20%, могут только специальные спиртовые дрожжи, такие как Дрожжи Турбо 24.

Конечная плотность – плотность после завершения брожения. Замеряя конечную плотность, мы узнаем, закончился ли процесс брожения. Если плотность сусла низкая (на уровне 2 – 2,5%), сахара в растворе практически не осталось и брожение закончено.

Если Вы сомневаетесь, закончилось брожение или нет, оставьте напиток еще на сутки и повторите измерения. Если показания остались прежними, брожение точно закончилось и напиток полностью готов к следующему этапу приготовления.

Если показания ареометра держатся на уровне выше 2,5%, и не меняются со временем, это означает, что в сусле остался непереработанный сахар. В большинстве случаев, восстановить брожение не удастся, поэтому следует продолжить обработку сусла: брагу перегнать, пиво разлить и карбонизировать, вино - осветлять и т.д.

  1. Емкость для измерений должны быть чистой, чтобы не заразить сусло вредоносными бактериями и дикими дрожжами. Наполните ёмкость суслом, в которое еще не внесены дрожжи.
  2. Опустите ареометр в жидкость и дождитесь пока он полностью не остановится, перестав наклоняться и шататься в ёмкости, запишите показания ареометра. Для получения наиболее точных показаний, температура сусла должна быть +20°С.
  3. Повторите замер ещё два раза с интервалом 2–3 минуты. Выведите среднее показание ареометра, сложив все полученные значения и разделив на три.

Чтобы увеличить начальную плотность сусла, а следовательно и содержание алкоголя в конечном продукте, добавьте в сусло ещё сахаросодержащих компонентов. Добавляйте дополнительные компоненты понемногу, контролируя начальную плотность.

  • Для браги: сахара или глюкозы.
  • Для медовухи: ещё мёда.
  • Для вина: те же компоненты, на которых делается вино или добавить обычный свекольный сахар.
  • Для пива: охмеленного или не охмелённого солодового экстракта, либо глюкозу, фруктозу, мёд, карамельный, тростниковый сахар или обычный свекольный сахар.

Увеличение плотности пивного сусла с помощью сахара или глюкозы (не с помощью солодового экстракта), ухудшает качество вашего пива. Желательно использовать солодозаменители не больше, чем на 1% по ареометру. Это будет равняться около 10% от массы сухих веществ и незначительно отразится на вкусе и качестве напитка.

Следите за стерильностью сусла, если Вы варите пиво или делаете вино! Идеальным является добавление компонентов в виде прокипяченного и остуженного сиропа. Если вы ставите брагу, можно не беспокоиться о стерильности.

Чтобы уменьшить начальную плотность сусла, а следовательно, и содержание алкоголя в конечном продукте, добавьте в сусло воды. Она разбавит сусло и уменьшит начальную плотность напитка. Добавляйте воду понемногу и контролируйте плотность, чтобы не переборщить.

1. Если вы делаете пиво или медовуху, переведите показания начальной и конечной плотности сусла в единицы алкоголя с помощью таблицы. Затем рассчитайте разницу между начальной и конечной крепостью – это и будет крепость вашего напитка.

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА ПЛОТНОСТИ ПИВА И МЕДОВУХИ В ЕДИНИЦЫ АЛКОГОЛЯ


Пример расчета 1:

Н - начальная плотность сусла = 15%
К - конечная плотность после брожения = 2%
Переводим 15% в соответствии с таблицей в единицы алкоголя, получаем значение 7,5
Переводим 2% в соответствии с таблицей в единицы алкоголя, получаем значение 0,75
Производим вычитание: 7,5 – 0,75 = 6,75
Ответ: Объёмная доля спирта = 6,75 Об.

2. Если вы делаете брагу или вино, переведите показания начальной плотности сусла в единицы алкоголя с помощью таблицы.

При приготовлении вина следует учесть, что обычные винные или дикие дрожжи смогут максимально сбродить винное сусло до 12%Об. содержания алкоголя, независимо от начальной плотности. Остаточное количество сахара будет определять вкус вина.

ТАБЛИЦА ПЕРЕВОДА ПЛОТНОСТИ ВИНА И БРАГИ В ЕДИНИЦЫ АЛКОГОЛЯ*

*Вино и брага должны сбродить полностью до плотности сахаросодержащих веществ 2 – 2,5% по ареометру, только тогда данные приведённые в нижеуказанной таблице будут верными.

Измерение плотности жидкости в аккумуляторе - одна из важных стадий тестирования и диагностики батареи. Достаточно провести измерения ареометром, чтобы получить достоверные данные о состоянии электролита. Плотность жидкости важна по многим причинам. Одной из них является возможное прикасание свинцовых пластик друг к другу и их последующее разрешение. Снижается плотность электролита по многим причинам. Первая - это естественное изменение состояния с годами эксплуатации аккумуляторной батареи. Вторая - постоянное доливание дистиллированной воды в банки аккумулятора, что вызывает разжижение электролита, но сохраняет его уровень. Добавлять в банки серную кислоту или готовый электролит с других аккумуляторов не стоит - это только ускорит выход из строя батареи.

Если вы заметили серьезные проблемы с автомобильной батареей, воспользуйтесь диагностическими методами, известными с давних времен. Для диагностики вам потребуется ареометр, который измеряет плотность электролита и расскажет о состоянии аккумуляторной батареи. Ниже в публикации мы рассмотрим, как пользоваться ареометром и как правильно читать данные, которые он предоставляет. Также рассмотрим особенности информации от этого прибора и возможные способы устранения неполадок, которые возникли.

Как пользоваться ареометром для измерения плотности жидкости в аккумуляторе?

Опустить прибор ареометр прямо в банки аккумулятора не представляется возможным, потому придется откачать немного электролита и проверить его плотность. Помните, что каждая банка аккумулятора работает независимо друг от друга, поэтому измерить плотность жидкости придется для всех присутствующих рабочих пространств. Откачать нужное количество жидкости в специальную колбу для последующего измерения можно с помощью любой трубки, один конец которой можно закрыть пальцем. Последовательность действий в данном случае будет следующей:

  • убедитесь, что трубка не расплавится под влиянием агрессивной среды - кислоты из аккумулятора;
  • вставьте часть трубки в банку, чтобы жидкость набралась внутрь и осталась на одном уровне во всей банке;
  • закройте пальцем верхнее отверстие трубки, поднимите набранную жидкость и слейте ее в колбу;
  • повторите этот процесс необходимое количество раз, чтобы получить нужное количество жидкости;
  • далее в колбу нужно опустить ареометр, дождаться его выравнивания и посмотреть на цифру, которая находится на линии поверхности жидкости;
  • эта цифра и будет означать плотность электролита в вашем аккумуляторе, которую вы ищете;
  • далее следует проделать эту процедуру со всеми банками аккумулятора, чтобы получить достоверную картину состояния батареи.

Будьте осторожны, выполняя эту процедуру, ведь вам придется работать с агрессивной кислотой, которая не должна попадать на участки кожу, в глаза или рот человека. Если даже небольшая частица попадет на вас, неприятные последствия вам гарантированы. Рекомендуем обезопасить себя качественными перчатками, устойчивыми против кислоты, а также хорошей колбой, которая не расплавится от воздействия агрессивных веществ. С помощью ареометра вы только получите определенные данные о состоянии вашего аккумулятора, а вот правильно интерпретировать и использовать их - это непростая задача, которая требует специализированных знаний.

Уровень и плотность электролита - два важных фактора хорошей работы батареи

Автомобильный аккумулятор работает без перебоев и проблем, если плотность электролита при +25 градусах по Цельсию равна 1.28 г/см3. Это значение имеют все новые батареи, которые не работали на автомобилях и обладают заводской сертификацией. Если же плотность в одной из банок ниже, можно предположить, что в этой части аккумулятора произошло короткое замыкание, свинцовые пластины прикоснулись друг к другу, что вызвало поломку аккумуляторной батареи. Если плотность жидкости ниже нормы во всем аккумуляторе, это свидетельствует о таких возможных проблемах:

  • батарея глубоко разряжена, она не может дальше выполнять свои функции в полноценном режиме;
  • аккумулятор прошел через стадию сульфитации, получил определенные проблемы в химической реакции;
  • батарея прошла через чрезмерный износ при отказе генератора и работе двигателя только на аккумуляторе;
  • АКБ просто устарела и нуждается в замене по причине слишком высокого возрасте и большого износа;
  • автомобильный аккумулятор был произведен изготовителем, который не проверяет качество продукции;
  • перед вами не заводской аккумулятор, а подделка, которая не предоставляет особой надежности.

Любые проблемы можно решить, а самым популярным решением задачи слишком малой плотности электролита является зарядка аккумулятора. Если получится повысить плотность путем зарядки, значит АКБ еще сможет определенное время послужить. После зарядки несколько снижается уровень электролита в банках, потому может понадобится доливка дистиллированной водой после выполнения нескольких этапов заряда. Низкий уровень электролита вызывает прикосновение свинцовых элементов и значительное увеличение риска выхода из строя всей аккумуляторной батареи. Потому следите за уровнем жидкости в банках, если ваш аккумулятор позволяет производить обслуживание.

Когда стоит поменять батарею и не выполнять ее ремонт и попытки зарядки?

Сегодня популярным трендом среди производителей аккумуляторных батарей является изготовление АКБ, которые невозможно обслужить. Речь идет даже о сложности зарядки аккумулятора, не говоря о проблемах с измерением плотности внутренней среды. Такие батареи не обладают отверстиями для изучения внутренней части аккумулятора. Зачастую это не позволяет получить необходимые условия для обнаружения проблем батареи, что вызывает необходимость менять аккумулятор на новый. Конечно, для производителя это наиболее выгодный вариант. Замена автомобильной батареи обязательно в таких случаях:

  • разрядился гелевый аккумулятор - такие виды батарей никак не обслуживаются и не заряжаются;
  • произошел полный глубокий разряд из-за отказа генератора, аккумулятор перестал брать заряд при подключении устройства;
  • жидкость в банках аккумулятора выглядит мутной - посыпались свинцовые пластины, которые невозможно восстановить;
  • уровень электролита начал активно и постоянно падать, что вызывает отказ батареи в нормальной работе;
  • обслуживание аккумулятора невозможно по причине отсутствия пробок для отвинчивания верхних частей банок;
  • аккумулятор разгерметизировался, электролит начал вытекать из него прямо в моторный отсек.

Не допускайте вытекания электролита внутри подкапотного пространства, ведь это может вызвать возгорание проводки или автомобильной резины. Будьте осторожны с любыми проявлениями взаимодействия с кислотой, поскольку во многих АКБ залита невероятно гремучая смесь кислот, которая точно не сделает вашу кожу мягкой и шелковистой. Пользуясь ареометром и другими средствами проверки автомобильной батареи, стоит помнить о возможных проблемах и неполадках, которые нельзя исправить. Потому в любом случае следует готовиться к покупке нового аккумулятора, как только старый начал показывать характер. Смотрите видео с рекомендациями по замеру плотности электролита в аккумуляторе:

Подводим итоги

Качественные аккумуляторы способны предоставить до 8-9 лет службы без проблем и перебоев. Тем не менее, нужно обращать внимание на особенности работы батареи, заряжать ее при необходимости и проводить обслуживание электролита и внутреннего пространства АКБ. Как только вы начнете следить за всеми этими особенностями, вы сможете защитить батарею от непредвиденных проблем с изменением состояния жидкости и прочими проблемами.

Купив качественную аккумуляторную батарею для автомобиля, вы получите отличную работу оборудования и сможете без лишних сложностей пользоваться аккумулятором очень долгое время. Но если вы заметили смертельную неисправность в АКБ вашего автомобиля, следует срочно проехать в специализированный магазин и приобрести новую батарею. Только так можно обезопасить себя от несвоевременного выхода из строя источника питания. А вы когда-нибудь замеряли плотность электролита в аккумуляторе вашего автомобиля?

Наверняка каждый автовладелец сталкивался с проблемой плохого запуска транспортного средства в зимнее время. Причин этому может быть несколько. Но в большинстве случаев виновником считается именно аккумулятор. Дело в том, что ключевой характеристикой его работоспособности является плотность электролита. От данного параметра зависит заряд аккумулятора, напряжение его и качество пуска двигателя. Периодически рекомендуется проверять плотность данной жидкости. Для этого применяется специальный измерительный инструмент. В сегодняшней статье мы рассмотрим, что такое ареометр, а также узнаем, как правильно замерить плотность электролита в АКБ и тосола в системе охлаждения. Эта информация будет полезна каждому автовладельцу.

Характеристика

Итак, что такое ареометр? Это инструмент, который служит для измерения плотности твердых тех и жидкостей. Принцип работы ареометра основан на законе Архимеда. Внешне данный прибор представляет собой стеклянную колбу, нижняя часть которой заполняется дробью для получения нужной массы.

Вверху (в узкой части трубки) имеется шкала. Она проградуирована в соответствии с плотностью раствора. На данный момент существуют ареометры двух типов – постоянной массы и постоянного объема.

Как это работает?

Действует данный прибор благодаря специальному поплавку. Именно он определяет точную плотность жидкости. Как пользоваться ареометром для аккумулятора? Отметим, что приступать к замерам нужно только при комнатной температуре. Набирать жидкость нужно с каждой «банки», коих в АКБ автомобиля шесть (в том числе и на грузовиках). Далее поплавок автоматически поднимется и покажет текущую плотность измеряемой жидкости.

Как читать показания? Для этого предусмотрена специальная шкала со значениями, которые отвечают погружению до конкретного деления. Часть поплавка будет находиться над поверхностью. Значение деления на отростке и будет определять текущую плотность электролита.

Виды

На сегодня существует несколько типов данных измерительных устройств:

  • Механический ареометр.
  • Электронный.

Первый тип представляет собой круглую колбу с поплавком внутри. В цифровых же схема несколько иная. Электронный ареометр являет собой некий щуп с металлическим концом. Вверху имеется цифровой дисплей. Работает такой прибор на обычных батарейках, благодаря датчикам. Однако на рынке такие приборы мало востребованы ввиду их высокой стоимости. Механический аналог стоит в 10-15 раз дешевле, а потому применяется чаще всего.

Почему так важно следить за плотностью?

Что такое ареометр, мы уже выяснили. На первый взгляд может показаться, что этот прибор не нужен. Но именно он позволяет вовремя заметить низкий уровень плотности и предотвратить серьезные последствия. Если говорить об антифризе, он может замерзнуть при околоминусовой температуре. Как известно, охлаждающая жидкость, в которой много воды, расширяется при замерзании. Как следствие, лопаются патрубки и деформируется радиатор. Естественно, продолжать движение на такой машине нельзя.


Если говорить об аккумуляторе, при низкой плотности электролита такая АКБ не способна быстро восстановить заряд. В результате напряжение батареи всегда ниже нормы – 11,0–11,5 вольт. При запуске двигателя стартер отнимает еще 2 вольта, что приводит к глубокой разрядке АКБ. Все это существенно сокращает ресурс батареи. Вот почему важно знать, как пользоваться ареометром. Ниже мы рассмотрим, как производить замеры.

Делаем замеры на АКБ

Рассмотрим, как пользоваться ареометром для аккумулятора. Для этого необходимо обеспечить доступ к банкам АКБ. Крышки можно открутить толстой шлицевой отверткой. Далее погружаем стеклянную колбу-трубку внутрь и забираем часть жидкости при помощи груши. Поплавок при этом должен свободно плавать и находиться вертикально. Как узнать результат? Уровнем плотности считается то место, где шкала соприкасается с электролитом. Измерив данные на одной банке, переходим к следующей. Обратите внимание, что выкачанный электролит после замеров снова возвращается в ту банку, с который был взят.

Техника безопасности

Перед тем как ареометром проверить плотность электролита, следует надеть резиновые перчатки. Важно также защитить и рукава, поскольку данная жидкость очень агрессивна. При попадании электролита на кожу следует немедленно промыть поврежденный участок под проточной водой.


Данная жидкость агрессивно воздействует не только на кожу, но и на одежду. Лучше использовать вещи из плотной ткани, поскольку электролит их может частично разъедать. Стоит остерегаться попадания жидкости в глаза. Не лишними будут защитные очки.

Как повысить уровень?

Идеальным результатом считается плотность в 1,27 грамм на кубический сантиметр. Если данный параметр составляет 1,23 и ниже, плотность нужно срочно повысить. Как это сделать? Для этого следует приобрести электролит (он есть в любом автомобильном магазине). Если плотность крайне низкая (менее 1,18 грамм на кубический сантиметр), имеющийся в АКБ электролит лучше полностью вылить, промыв далее внутренности дистиллированной водой. Работы следует производить в резиновых перчатках, иначе возможны серьезные ожоги.


После этого заливаем в каждую из банок новый электролит до того момента, как он полностью не покроет поверхность пластин. Желательно, чтобы его уровень был выше на 1,0–1,5 сантиметра от свинцовых пластин. Далее ставим аккумулятор на зарядку. ЗУ нужно поставить на низкий ток. Не закручивая крышек, ждем, пока часть жидкости выкипит. Спустя пару часов, снимаем АКБ с зарядки. Подождав еще час, делаем замер. Плотность должна составить от 1,27 до 1,29 грамм на кубический сантиметр.

Ареометр для антифриза

Также в магазинах встречаются аналогичные измерители для охлаждающей жидкости. Действуют они по такому же принципу, на основании закона Архимеда. Как пользоваться таким ареометром? Инструкция практически ничем не отличается от замера плотности электролита.


Итак, нам нужно открутить крышку расширительного бака и забрать оттуда немного жидкости. Она должна заполнить минимум половину объема колбы. Далее мы заметим, как поплавок начнет подниматься вверх. То место, где он соприкасается с жидкостью, и будет нашим результатом. Идеальное значение – 1,07 или 1,10 грамм на кубический сантиметр. В данном случае температура замерзания жидкости будет -40 градусов Цельсия. Если значение близится к единице, кристаллизация наступит раньше – вплоть до нуля градусов.

Также отметим, что некоторые модели имеют шкалу, которая меняет свой оттенок в зависимости от пригодности антифриза к использованию. Так, зеленая шкала говорит о том, что жидкость пригодна в зимний период. Частичная или полная потеря морозоустойчивости определяется по желтой или красной шкале.

Как вернуть плотность антифриза?

Здесь технология несколько иная. Для того чтобы антифриз не замерзал при околоминусовых температурах, следует добавить в него концентрат. Обычно он имеет температуру кристаллизации в -80 градусов и продается в литровых бутылках. Зачастую одной баклажки хватает, чтобы сместить порог замерзания на 10-15 градусов. Долив нужный объем жидкости, можно смело приступать к эксплуатации.

О стоимости

Если говорить о механических изделиях, их стоимость варьируется в пределах от 140 до 320 рублей. Стоимость цифровых же начинается от 5 тысяч рублей.


Отметим, что устройства строго делятся по области применения. В продаже существуют ареометры для электролита и для антифриза.

Заключение

Итак, мы выяснили, что такое ареометр и как им пользоваться. Как видите, это довольно полезная вещь, которая пригодится каждому автовладельцу. Стоит иметь в наличии два ареометра - для антифриза и для электролита. Замеры плотности в АКБ рекомендуется делать минимум раз в год. А что касается охлаждающей жидкости, проверять ее нужно только после смешивания с дистиллированной водой (когда ранее был низкий уровень антифриза). Стоит помнить, что чем больший процент воды в ОЖ, тем меньше ее порог кристаллизации.

Плотность электролита определяет надежную работу и долгий срок службы аккумуляторной батареи. Поэтому она нуждается в постоянном контроле, особенно в холодное время года. Процедура эта несложная и многие автолюбители делают ее самостоятельно. Необходимо только соблюдать технику безопасности и заранее обзавестись специальным прибором — ареометром для электролита. Кроме того, конечно, потребуются элементарные навыки обращения с ним.

Электролит - это смесь серной кислоты и воды. Разведены они в определенной пропорции. Даже людям с отрывочными знаниями школьного курса физики известно, что масса одно литра воды составляет 1 килограмм. Это значит, что ее плотность равна 1 г/см3. У кислоты этот показатель — 1.84, а в электролите, при оптимальных условиях, ее содержится около 35%. Это приблизительно третья часть. Опустив ненужные здесь математические вычисления, получаем что идеальная плотность электролита — 1.27 г/см3. На практике это значение может незначительно меняться в большую, или меньшую сторону. Однако показания ареометра для электролита должны находиться в пределах 1.26 — 1.28.

Зависимость плотности от состояния АКБ

В реальном аккумуляторе это величина непостоянная, сильно зависящая от степени его заряженности. Чем больше разряжена батарея, тем ниже плотность ее электролита. Причина тому — химические реакции, протекающие в аккумуляторе. При разряде часть серной кислоты превращается в сульфат свинца, массовая доля воды увеличивается, значит, плотность падает. Заряд батареи характеризуется обратным процессом. Таким образом, по плотности косвенно можно судить о состоянии батареи на данный момент. Чем она выше, тем больше напряжение на клеммах АКБ. Правда, не всегда высокая плотность - это хорошо. Иногда из-за неисправности электрооборудования, повышается напряжение бортовой сети, и батарея начинает кипеть. Испаряется в первую очередь вода, значит, увеличивается процент содержания кислоты. Если ареометр для электролита, показывает, что плотность больше чем 1.35, значит нужно принимать срочные меры. Высокое содержание кислоты, вызывает осыпание активного слоя пластин батареи. Процесс этот необратимый и обязательно приведет к сокращению срока службы аккумулятора.

Принцип работы ареометра

Важность периодического измерения плотности понятна. Что прибор, для этого предназначенный, называется ареометром — тоже. Теперь необходимо коротко уяснить его работу, это поможет при дальнейшем его использовании. Принцип действия денсиметра, так иногда называют ареометр, основан на известном всем законе Архимеда. В его основе равенство объемов погружаемого тела и вытесняемой им жидкости. Однако предметы имеют различную плотность. Поэтому на практике равновесие наступит при погружении тела на определенную глубину. В этом и заключается принцип действия ареометра для электролита и любой другой жидкости.

Конструкция

Денсиметр — это стеклянный поплавок определенного объема и массы. При погружении в жидкость он опускается на некоторую глубину: чем плотность меньше, тем ниже. Для считывания показаний на ареометре имеется шкала. Проградуирована она в соответствии с плотностью измеряемой жидкости. Так устроен денсиметр в общем случае. Для аккумулятора такой способ не годится. Поплавок можно опустить в банку АКБ, но погрузиться ему помешают свинцовые пластины. Поэтому ареометр плотности электролита устроен несколько иначе. Он находится внутри стеклянной колбы, с одной стороны которой установлен тонкий пластиковый наконечник, с другой — резиновая «груша». С их помощью сосуд заполняется электролитом. Его объем относительно невелик, но учитывая что диаметр колбы маленький, это позволяет денсиметру погружаться на достаточную для измерения плотности глубину.

Меры техники безопасности

Начинать нужно с подготовительных работ. Заранее позаботиться о перчатках и средствах защиты глаз и органов дыхания. К этому стоит отнестись серьезно: электролит является едкой жидкостью. Можно производить измерения на самом автомобиле, но все же лучше аккумулятор снять, и установить на ровную поверхность. Работать так удобнее, да и не пострадает лакокрасочное покрытие автомобиля. Перед тем как пользоваться ареометром для электролита необходимо произвести его внешний осмотр. Денсиметр прибор очень хрупкий и не прощает небрежного с ним обращения. В случае механических повреждений могут возникнуть трещины и сколы, что приведет к вытеканию электролита из колбы. Если все меры безопасности соблюдены, можно переходить непосредственно к выполнению работ.

Измерение плотности

Измерение электролита ареометром производится в следующей последовательности.

  1. Открутить крышки всех банок на аккумуляторе.
  2. Взять ареометр правой рукой за резиновую «грушу».
  3. Наконечник денсиметра опустить в контролируемую «банку».
  4. В колбу должно поступить количество жидкости достаточное для того, чтобы поплавок свободно в ней плавал.
  5. Если с первого раза не получилось необходимо повторить операцию. При этом нужно стараться держать прибор вертикально.
  6. Когда удастся набрать достаточное количество электролита, необходимо, не делая резких движений, добиться полного равновесия ареометра. При этом он не должен касаться стенок колбы.
  7. Считать показания по шкале денсиметра. Поверхность электролита должна совпасть с одной из ее меток. Здесь есть одна тонкость. Между поплавком и стенками колбы образуются сферические углубления так называемые мениски: показания нужно отсчитывать по их нижнему срезу.
  8. Плотность должна быть приблизительно одинаковой во всех «банках» и находиться в пределах 1,26 — 1,28 г/см3.

Может случиться так, что некоторые элементы аккумулятора окажутся сухими. Это очень часто случается у владельцев, пренебрегающих обслуживанием АКБ. Банка, естественно, не сухая в привычном понимании этого слова, просто из нее выкипела вода, и электролит опустился ниже свинцовых решеток. Обычно это происходит с крайними элементами. В этом случае, перед тем как измерить электролит ареометром необходимо довести его уровня до нормы. Для этого нужно долить в банку дистиллированной воды. Уровень электролита должен быть выше поверхности банок приблизительно на 1 см.

Какой ареометр выбрать для последующего использования

Денсиметр вещь хрупкая и одалживают его крайне неохотно. Поэтому для периодического контроля плотности электролита, в гараже лучше иметь свой, тем более что цена его невелика. В настоящее время в продаже имеется большой выбор ареометров, включая электронные. Нет никакого смысла переплачивать за ненужные функции.

Для гаражного использования вполне хватит классического, поплавкового. Можно приобрести универсальный ареометр, для электролита и тосола. Его шкала проградуирована для измерения двух жидкостей, что не будет лишним при подготовке автомобиля к зиме.

Ареометр для электролита: как пользоваться на сайт.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался - болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться - стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе - не подходи, убьёт; шоколадка в кармане - прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.