Дидактические игры на тему космос своими руками. Игра - занятие ко дню космонавтики в подготовительной группе

Всевозможные варианты дидактических пособий, макетов, лэпбуков (интерактивных папок-раскладушек), настольных и напольных игр, созданных своими руками, собраны для Вас на страницах данного раздела. Все эти самоделки уже опробованы в действии Вашими коллегами и стали им хорошим подспорьем в организации тематических занятий ко Дню космонавтики 12 апреля. Прежде всего, это, конечно, макеты нашей родной Солнечной системы. Такой макет позволяет дать детям наглядное представление о нашем ближнем космосе и закрепить эти знания в виде конкретных образов.

Кроме того, здесь можно найти публикации о том, как, используя самодельные материалы, доступно и увлекательно рассказать ребятам о Луне, созвездиях, кометах… и даже помочь космонавту снарядиться в полёт!

Встречайте День космонавтики с оригинальными играми и пособиями.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 243 .
Все разделы | Космос. Игры и дидактические пособия на космическую тему

Макет Солнечной системы : практическое знакомство с космосом Космос манит своими загадками и таинственностью. Попробуем на простых примерах разобраться в сложном устройстве Вселенной. Смастерим с детьми макет Солнечной системы и отправимся в путешествие к далеким звездам. В нашей...


Лэпбук "Загадочный космос " Дидактическое пособие лэпбук «Загадочный космос » предназначен для детей дошкольного возраста. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий : технологии организации коллективной творческой...

Космос. Игры и дидактические пособия на космическую тему - Лэпбук «Космическое путешествие в галактику»

Публикация «Лэпбук «Космическое путешествие в...»
Девиз космонавта: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» ЛЭПБУК «ЗДОРОВЬЕ» «Космическое путешествие в галактику «Здоровье» Девиз космонавта: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Это уникальная захватывающая игра больше для мальчиков, их у нас 15 человек, а девочек 8. Пособие...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

При знакомстве детей с темой "Космос", можно использовать следующий лэпбук. Он изготовлен своими руками. Предлагаю вашему вниманию! Так выглядит лэпбук, когда мы его открываем. Здесь множество кармашков. В каждом кармашке находятся различные игры и развивающие задания. 1.Игра -...

Настольная игра «Путешествие в космический мир музыки» для детей старшего дошкольного возраста Настольная игра: «Путешествие в космический мир музыки» (для детей старшего дошкольного возраста) Эта настольная игра очень актуальная в наше время, интересная и интригующая для детей старшего возраста. Создана эта игра совместно с музыкальным руководителем Шмелевой Наталией...

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга. Если переводить дословно, то лэпбук - это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук - это самодельная интерактивная папка с...

Космос. Игры и дидактические пособия на космическую тему - Дидактическая игра «Космические приключения»


Воспитатель: первой квалификационной категории Афанасьева Елена Сергеевна МОУ Детский сад № 3. г.Волгограда. Игра для детей от 5 лет. Кто сумеет первым пересечь Солнечную систему, преодолев на своём пути все препятствия и добраться до Плутона? Игра Космические приключения...


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №52 Приморского района г. Санкт-Петербурга «Математическая ракета» Для детей 5-7 лет Разработали воспитатели ГБДОУ № 52 Прокопенко Н.В. Дидактическая игра «Математическая ракета» разработана для...

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает (Дети ритмично скрещивают руки над головой. плавно покачивают руками вверху .)
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки. (
Ритмично потирают щеки.)
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки. (
Ритмично постукивают пальцем по носу.)
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это! (
Ритмично постукивают руками по плечам.)

Пальчиковая гимнастика «Космонавт»

В звёздном небе звёзды светят

(показываем звёзды, пальчики переплетаются)

Космонавт летит в ракете

(изображаем полёт ракеты: руки вверху соединить)

День летит, ночь летит (загибаем пальцы)

И на землю вниз глядит (изображаем иллюминатор)

Физминутка «Полет»

А сейчас мы с вами, дети, (маршировать)

Улетаем на ракете. (потянуться, подняв руки над головой)

На носки поднимись, (подняться на носки, руки сомкнуть над головой)

А теперь руки вниз. (опустить руки вниз)

Раз, два, три, потянись (потянуться)

Вот летит ракета ввысь. (кружиться на месте)

Психогимнастика «Солнце и тучка»

Вдох

За тучку солнышко зашло, (съежиться, обнимая себя за плечи)

Стало зябко и темно (выдох)

Солнце вышло из-за тучки, (расправить плечи)

Мы теперь погреем ручки. (задержать дыхание, выдох, расслабиться)

Этюд на выразительность жестов «Я не знаю!»

Незнайку о чем-то спрашивают, а он только пожимает плечами да разводит руками: «Не знаю», «Не имею понятия», «Ничего не видел». Выразительные движения: брови приподняты, уголки рта опущены, плечи на миг приподнимаются, руки слегка разведены, ладони раскрыты.

Пальчиковая гимнастика «Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять -

По одному загибают пальчики на обеих руках.

В космос полетел отряд.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Командир в бинокль глядит,

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Загибают пальчики обеих рук

Большую желтую луну.

Психомышечная тренировка «Солнышко и тучка»

(на напряжение и расслабление мышц туловища).

Солнце зашло за тучку, стало свежо сжаться в комок, чтобы со-греться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко расслабиться, пото-му что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.

ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ
"КОСМОС"

Физическое развитие

«Астрономическая считалка»

На Луне жил звездочет.

Он планетам вел учет:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс,

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

Восьмой - Нептун.

Подвижная игра «Космонавты» (старший возраст)

На полу раскладывают обручи-ракеты (обручей на 1 меньше, чем детей в парах). Встать в обруч могут не более 2 человек. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим -

На такую полетим!

Но в игре один секрет -

Опоздавшим места нет!

После последних слов все разбегаются и стараются быстрее занять ракету-обруч по двое. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой.

Подвижная игра «Звездные ловишки»

Дети находятся на площадке. Ловишка, назначенный воспитателем или выбранный играющими, становится на середине площадки, в руках у него объемная звездочка. По сигналу: «Раз, два, три — лови!» — все дети разбегаются по площадке, увертываются от ловишки, который старается догнать одного из играющих и коснуться его звездочкой (запятнать). Тот, кого ловишка коснулся звездочкой, отходит в сторону. Когда будет запятнано 3—4 ребёнка, то выбирается новый ловишка.

Подвижная игра «Выше ноги от земли!»

Игра проводится так же, но с условием: нельзя ловить тех детей, которые вовремя успели встать на какой-нибудь возвышающийся предмет — стул, доску и другие предметы.

Подвижная игра «Космонавты»

Игра проводится под музыкальное сопровождение.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого - повторение звука «У».

Запускаем мы ракету «У-У-У!»: руки над головой в форме конуса

Завели моторы «Р - р - р»: движение по кругу друг за другом

Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.

На заправку полетели: присели -руки вперёд, заправились - руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

Подвижная игра «Космические спасатели или Собери космический мусор» (средний возраст)

Дети делятся на 2 команды с равным количеством человек за линией на одной стороне площадки. У детей в руках пустые ведерки разного цвета, а на полу небольшие мячи (кубики) такого же цвета, как и ведёрки.

По сигналу воспитателя дети собирают мячи (кубики) в своё ведёрко в соответствии с его цветом.

Усложнение:

Передвигаться только гигантскими шагами;

Передвигаться только прыжками на 2-х ногах.

Игровое упражнение * «Невесомость» (равновесие)

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

Итоговая игра - занятие «Путешествие в космос» в подготовительной группе

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в космос». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы.

Цель: Формировать представление детей о космосе.
Задачи:
Продолжать развивать представления детей о выдающихся людях России: первом космонавте Юрие Гагарине.
Развивать творческие способности детей в разных видах деятельности.
Воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: Портрет Юрия Гагарина; иллюстрации с изображением первого спутника Земли, Белки и Стрелки, ракеты; портреты космонавтов, книги по теме недели.
Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание иллюстраций. На дом дано домашнее задание: выполнить поделку по теме «Космос».

Воспитатель: Ребята в этом году 12 апреля вся наша страна отмечает знаменательную дату? Кто может подсказать какую?
Ответы.
Воспитатель: Давайте мы с вами вспомним, кто первым полетел в космос?
Ответы.
Воспитатель: А назовите мне имена космонавтов, которых вы знаете?
Ответы.
Воспитатель: А давайте все вместе вспомним названия планет? А сколько всего планет вы знаете?
Ответы.
Дети читают стихотворение о планетах:
По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как выглядит ракета?
Ответы.
Воспитатель: Я вам предлагаю выложить ракету из блоков Дьенеша? Посмотрите внимательно и скажите, из каких геометрических фигур вы составили ракету?


Ответы.

Воспитатель: А вспомните названия книг, которые мы с вами читали по теме «Космос»?


Ответы.
Воспитатель: А что же такое Солнечная система?
Ответ. Ребенок рассказывает.


Воспитатель: Я хочу вас пригласить на физминутку, но не простую, а космическую.
Физминутка.
Мы пойдём на космодром, (Шагают)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути,
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.


Воспитатель: Послушайте загадки и назовите отгадки.
- Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит(космонавт)
- Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень,
Наш космонавт …(Гагарин)
- На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на …(ракете)
Воспитатель: Загадки вы отгадали, давайте мы с вами тоже отправимся в космическое путешествие, но чтобы совершить путешествие, нужен транспорт. Предлагаю построить ракету и на ней попутешествовать.
(строим ракету из конструктора).
Воспитатель: Ребята, а ракета какая?
Ответы. (большая, космическая, быстрая...)


Воспитатель: Ребята, у нас здесь в предложениях перепутались слова, нам нужно их расставить по местам и прочитать предложения.
Дидактическая игра: «Собери и прочитай».
- Юрий полетел в Гагарин космос.(Юрий Гагарин полетел в космос)
- День празднуем в космонавтики апреле. (День космонавтики празднуем в апреле)
- и Белка Стрелка в летали космос.(Белка и Стрелка летали в космос)
Воспитатель: В путешествие отправляемся, приглашаю подойти к столу, посмотрите, что это?
Ответы.
Воспитатель: Правильно – это глобус, маленькая модель нашей Земли. Давайте мы с вами попутешествуем по нашей маленькой модели.
Дети рассматривают и изучают глобус.


Воспитатель: А представьте себя на месте космонавтов и опишите, каким вы видите космонавта?
Ответы.
Воспитатель: У нас сегодня занятие не простое, у меня для вас еще один сюрприз. Я хочу, чтобы вы мне выложили планеты, но это планеты особенные. Вы должны придумать им названия, рассказать немного о них.


Воспитатель: Ребята, вспомните, о чем мы сегодня говорили. Чтобы закрепить наш сегодняшний материал, я вам предлагаю ответить на вопросы:
- Как называют людей, которые летают в космос?(космонавты)
- Как называется одежда космонавта?(скафандр)
- Как назывался космический корабль на котором Юрий Гагарин совершил полет?(Восток)
- Вспомните имя женщины космонавта?(Валентина Терешкова)
Воспитатель: Мы с вами много говорили о космосе, а сейчас я вас приглашаю на экскурсию в «Планетарий». А как вы думаете, что такое «Планетарий».


Ответы.
Воспитатель: Желаю вам хорошего и интересного путешествия, смотрите и запоминайте все внимательно, а потом мне все расскажете.
А мы пока посетим выставку ваших работ(совместное творчество родителей и детей)


Спасибо за внимание.

Цели:

Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным;

Познакомить с символикой некоторых созвездий, принятой астрономами с древнейших времен.

Материалы и оборудование:

Карты лото, каждая из которых разделена на 6 частей, в трех из них помещены схематические изображения разных созвездий;

1-2 отдельные картинки с изображениями сказочных животных или людей, символизирующих эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).

В игре участвуют от двух до четырех детей. Им раздают карты лото с изображением различных созвездий. Картинки с изображением животных или людей находятся у воспитателя.

Воспитатель. Всем вам, ребята, приходилось вечером или ночью видеть на небе звезды. Еще с древних времен люди, наблюдая за звездами, разделили их на группы - созвездия; самые заметные и яркие звездочки в каждой группе они мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. Рисунки получались разные: один напоминал зверя, другой - птицу, третий - человека.

Если наблюдать звездное небо в одно и то же время несколько дней подряд, можно заметить, что созвездия появляются в небе в определенных местах: одно созвездие - за лесом, другое - всегда над домом, третье – над рекой и т.д.

В древности путешественники ориентировались по звездам, по ним они прокладывали путь, определяли свое местоположение.

Люди придумывали названия созвездиям, рисовали их. Созвездий очень много, мы сейчас поговорим лишь о некоторых. Я буду рассказывать, а вы догадайтесь, о каком Созвездии идет речь.

Воспитатель показывает детям картинки и рассказывает о созвездиях Р екомендуется придерживаться предложенной последовательности.

1. Если внимательно посмотреть на звездное небо, можно отыскать созвездие, похожее на большой ковш. Можно представить себе, что конец ручки ковша - это нос какого-то зверя, несколько звезд под ковшом - это его лапы и туловище, а сам ковш - седло. Древние люди считали, что вce эти звезды, если их соединить вместе, похожи на медведицу, и по-своему рисовали ее.

Посмотрите на свои карточки: нет ли у вас созвездия, похожего на медведицу?

Воспитатель показывает картинку с изображением Большой Медведицы. Дети вначале рассматривают карточки с созвездиями, потом картинку, показываемую взрослым, и ищут нужное созвездие. Ребёнок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку с изображением Большой Медведицы и кладет ее над соответствующим созвездием.

2. А перед самым носом Большой Медведицы тоже есть группа звезд, которую назвали созвездием Волопаса. Это человек, который пасет вола (пастух).

Воспитатель показывает соответствующую картинку.

У кого созвездие Волопаса?

Дети смотрят на картинку и ищут на карточках лото схематическое изображение созвездия. Ребенок, имеющий карточку с этим созвездием, получает картинку и кладет ее над ним.

3. Есть на небе и созвездие Лебедя. Похоже, что Лебедь, раскинув крылья, летит по небу.

Воспитатель показывает картинку с соответствующим изобра жением.

У кого есть созвездие Лебедя?

Угадавший получает картинку.

4. А можно увидеть и созвездие крылатого волшебного коня - Пегаса. У кого из вас есть созвездие Пегаса?

5. Вот созвездие Геркулеса. Оно состоит из многих звезд. По преданию, Геркулес - очень сильный человек. У него была дубинка, с помощью которой он победил страшного льва. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем. У кого есть созвездие Геркулеса?

6. А другая группа звезд называется созвездием Льва, того самого, которого убил Геркулес. У кого есть созвездие Льва?

7. Есть группа звезд, которую назвали созвездием Орла. Он летит навстречу Лебедю. Орел - очень грозная птица. У вас есть такое созвездие?

8. На небе можно отыскать созвездие Рыб. Эти звезды лучше всего видны в осенние месяцы. У кого есть созвездие Рыб?

9. А за Рыбами слабо поблескивает созвездие Кита. Его тоже лучше всего видно осенью. Найдите это созвездие.

10. На небе можно найти даже Дракона - волшебного, сказочного змея. Посмотрите внимательно, есть ли у вас такое созвездие?

11. Еще есть созвездие с необычным названием - Кассиопея. Оно состоит из пяти ярких звезд, соединив которые получим букву М. Кассиопея - имя царицы. По преданию, она очень хвалилась своей красотой и всегда собою любовалась. У кого такое созвездие?

12. В небе есть созвездие Персей. Герой Персей спас прекрасную молодую царевну от злого Кита. У него было сказочное оружие - голова Медузы Горгоны. Все, кто смотрел на нее, превращались в камень. Персей показал Киту свое сказочное оружие. Кит взглянул на него и превратился в остров, а Персей женился на царевне. У кого есть это созвездие?

Когда все карточки будут разложены, воспитатель заканчивает игру.

Разные люди по-разному соединяли звезды, и рисунки у них получались другие. Большая Медведица на Руси одно время называлась Кастрюлей, на Украине - Телегой, а в Сибири - Лосем. Если вы будете смотреть на небо, вам тоже может показаться, что то или иное созвездие можно было бы назвать как-то по-другому. Но люди, изучающие небо, собрались и договорились о том, что одни и те же группы звезд будут называть одинаково.

При повторении игры дети меняются карточками лото.

Примечание. Когда ребята усвоят названия созвездий, им можно предложить играть самостоятельно, как в любое другое лото. Игру можно в этом случае упростить: ведущий, показывая карточку, спрашивает участников игры: «У кого есть такое созвездие?»

Дети раскладывают картинки со сказочными изображениями, символизирующими различные созвездия, на соответствующие места.

Воспитатель: Бабенко Елена Ивановна

Дидактическая игра для дошкольников "КОСМОС"

Цель : Активизация словаря по теме «Космос». Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.

Задачи:

Упражнять детей в употреблении простых распространенных и сложносочиненных предложений, согласовывая слова в роде числе и падеже.

Расширять и активизировать словарь детей по лексической теме

Упражнять в образовании множественной формы существительного и прилагательного.
Развивать восприятие, память, логическое мышление. Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей. Способствовать формированию у детей понятий «Космос», «Космическое пространство». Способствовать ознакомлению с историей освоения космоса; способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.

Материалы:

2 комплекта карточек с различными изображениями ракет для игр: «Найди пару» и «Опиши ракету», карточки для игры «Четвертый лишний», звездочки из картона, обклеенные блестящей бумагой.

Фишки - медали,Фотографии космонавтов. Картинки и иллюстрации планет, созвездий. Фотографии семьи Ю.Гагарина.

Игровое задании : для старшего возраста

игры - беседы, обобщающие и проблемно - поисковые ситуации, вариативно - игровые задания.

(за правильный ответ ребёнку вручается медаль (фишка). По окончании беседы- викторины подсчитывается число медалей и объявляется победитель.

  1. Как называется планета, на которой мы живем?
  2. Как называется ближайшая к нам звезда?
  3. Что такое солнечная система?
  4. Какие планеты солнечной системы ты знаешь?
  5. Как называется спутник Земли?
  6. Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
  7. Кто был первым космонавтом Земли?
  8. Когда впервые человек полетел в космос?
  9. Каких российских космонавтов ты знаешь?
  10. Знаешь ли ты членов семьи Ю. Гагарина?
  11. Какие клички были у собак летавшие в космос?

Правила игры: для младших дошкольников

Игра "Найди пару"


Детям выдается один комплект ракет и предлагается отыскать такую-же, затем педагог просит обосновать свой выбор. Если необходимо, педагог берет свой комплект ракет и отвечает первым, показывая детям, каким должен быть ответ. (Эти ракеты одинаковые потому что у них: корпусы треугольные, по два круглых иллюминатора, в основании ракет трапеция …)

Игра "Опиши ракету"

Детям выдается один комплект ракет и предлагается запомнить детали ракеты, через некоторое время педагог предлагает перевернуть карточки. Ребенок должен описать свою ракету по памяти.

Игра "Четвертый лишний!"

Педагог показывает набор карточек, и предлагает детям сделать обоснованный вывод: какая карточка - лишняя и почему. Главное в этой игре - умение обосновать свой ответ.
О следующих играх расскажу на примере слова «звезда», аналогично можно играть в них с другими словами на космическую тематику.

Игра "Подбери словечко"

У детей по одной звездочке и педагог просит подобрать к слову «звезда» родственное слово. Если дети затрудняются, допускаются наводящие фразы:
человек, который считает звезды- звездочет,
Космический корабль летящий к звездам- звездолет,
Скопление звезд на небе- созвездие,
Момент, когда звезды «падают»- звездопад,
Небо, на котором много звезд?- звездное,
небо на котором нет звезд?- беззвездное
Бывает большая звезда, а бывает маленькая - звездочка.