Что такое социальная дезадаптация в психологии и каковы ее признаки.

Адаптация дословно означает приспособление. Это одно из самых значимых понятий в биологии. Широко используется в концепциях, трактующих отношения индивидов с его окружением в качестве процессов гомеостатического уравновешивания. Она рассматривается с точки зрения двух ее направленностей: адаптация индивида к внешней новой среде и приспособление как формирование на этом базисе новых качеств личности.

Выделяют две степени адаптированности субъекта: дезадаптация или глубокая адаптированность.

Социально-психологическая адаптация заключается во взаимодействии социальной среды и личности, приводящее к идеальному соотношению ценностей и целей группы в общем и личности в частности. В ходе такой адаптации осуществляются потребности и стремления, интересы личности, обнаруживается и формируется ее индивидуальность, индивид входит в социально-новое окружение. Итогом такой адаптации является образование профессиональных и социальных качеств коммуникаций, деятельности и поведенческих реакций, принятых в определенном обществе.

Если рассматривать приспособительные процессы субъекта с позиции социально-психологического процесса включаемости в деятельность, то в качестве главных моментов деятельности следует выделить фиксацию интереса к ней, налаживание контактов с индивидами, которые окружают, удовлетворенность такими отношениями, включение в социальную жизнь.

Понятие социальная дезадаптация личности обозначает срыв процессов взаимодействия субъекта с окружающей средой, которые направлены на поддержание баланса внутри организма, между организмом и окружающей средой. Данный термин появился сравнительно недавно в психологии и психиатрии. Применение понятия «дезадаптация» достаточно противоречиво и неоднозначно, что можно проследить, главным образом, в оценивании места и роли дезадаптационных состояний относительно таких категорий как «норма» или «патология», так как параметры «нормы» и «патологии» в психологии пока еще мало разработаны.

Социальная дезадаптация личности – это явление достаточно разностороннее, в основе которого лежат определенные факторы социальной дезадаптации, затрудняющие социальное приспособление индивида.

Факторы социальной дезадаптации:

· относительная культурно-социальная депривация (лишение необходимых благ или жизненных потребностей);

· психолого-педагогическая запущенность;

· гиперстимуляция новыми (по содержанию) общественными стимулами;

· недостаточная подготовленность к процессам саморегуляции;

· потеря уже сформировавшихся форм наставничества;

· утрата привычного коллектива;

· низкая степень психологической готовности к овладению профессии;

· ломка динамичных стереотипов;

· когнитивный диссонанс, который был вызван вследствие несовпадения суждений о жизни и положении в реальности;

· акцентуации характера;

· психопатическое формирование личности.

Таким образом, говоря о проблемах социально-психологической дезадаптации, подразумевается изменение внутренних и внешних обстоятельств социализации. Т.е. социальная дезадаптация личности – это сравнительно кратковременное ситуативное состояние, которое является следствием влияния новых, непривычных раздражающих факторов изменившейся среды и сигнализирует о нарушении баланса между требованиями среды и психической деятельностью. Ее можно определить в качестве затруднения, осложненного какими-либо приспособительными факторами к трансформирующимся условиям, которое выражается в неадекватных реакциях и поведении субъекта. Она является важнейшим процессом социализации индивида.

Сравнительно недавно в отечественной, большей частью психологической литературе появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Его употребление достаточно неоднозначно, что обнаруживается, прежде всего, в оценке роли и места состояний дезадаптацией по отношению к категориям «норма» и «патология». Отсюда - трактовка дезадаптации как процесса, протекающего вне патологии и связанного с отвыканием от одних привычных условий жизни и, соответственно, привыкание к другим, отмечают Т.Г.Дичев и К.Е.Тарасов .

Ю.А.Александровский определяет дезадаптацию как «поломки» в механизмах психического приспособления при остром или хроническом эмоциональном стрессе, которые активизируют систему компенсаторных защитных реакций .

В широком смысле под социальной дезадаптацией подразумевается процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

Для более глубокого понимания проблемы важно рассмотреть соотношение понятий социальной адаптации и социальной дезадаптации. Понятие социальной адаптации отражает явления включенности взаимодействия и интеграции с общностью и самоопределения в ней, а социальная адаптация личности заключается в оптимальной реализации внутренних возможностей человека и его личностного потенциала в социально значимой деятельности, в способности, сохраняя себя как личность, взаимодействовать с окружающим социумом в конкретных условиях существования.

Понятие социальная дезадаптация рассматривается большинством авторов: Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Т.Г.Дичев, С.Раттер как процесс нарушения гомеостатического равновесия личности и среды, как нарушение приспособления индивида в силу действия тех или иных причин; как нарушение, обусловленное несоответствием врожденных потребностей личности ограничивающему требованию социальной среды; как неспособность личности адаптироваться к собственным потребностям и притязаниям .

Социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

В процессе социальной адаптации изменяется и внутренний мир человека: появляются новые представления, знания о деятельности, которой он занимается, в результате чего происходит самокоррекция и самоопределение личности. Претерпевают изменения и самооценка личности, которая связана с новой деятельностью субъекта, ее целями и задачами, трудностями и требованиями; уровень притязаний, образ «Я», рефлексия, «Я-концепция», оценка себя в сравнении с другими. Исходя из данных оснований, происходит изменение установки на самоутверждение, индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. Все это и определяет сущность его социальной адаптации к социуму, успешность ее протекания.

Интересна позиция А.В.Петровского определяющего процесс социальной адаптации как вид взаимодействия личности с окружающей средой, в ходе которого согласовываются и ожидания его участников .

При этом автор подчеркивает, что важнейшим компонентом адаптации является согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее в себя как реальный уровень, так и потенциальные возможности развития среды и субъекта, выделение индивидуальности личности в процессе его индивидуализации и интеграции в данной конкретной социальной среде через обретение социального статуса и способности индивида приспособиться к данной среде.

Противоречие между целью и результатом, как предполагает В.А.Петровский, неизбежно, но в нем источник динамики индивида, его существования и развития. Так, если цель не достигнута, она побуждает продолжить активность в заданном направлении. «То, что рождается в общении, оказывается неизбежно иным, чем намерения и побуждения общающихся людей. Если вступающие в общение занимают эгоцентричную позицию, то это составляет очевидную предпосылку распада общения», отмечают А.В.Петровский и В.В.Непалинский .

Рассматривая дезадаптацию личности на социально-психологическом уровне, Р.Б.Березин и А.А.Налгаджян выделяют три основные разновидности дезадаптированности личности) :

а) устойчивая ситуативная дезадаптированность, которая имеет место тогда, когда личность не находит путей и средств адаптации в определенных социальных ситуациях (например, в составе тех или иных малых групп), хотя предпринимает такие попытки - это состояние можно соотнести с состоянием неэффективной адаптации;

б) временная дезадаптированность, которая устраняется с помощью адекватных адаптивных мероприятиях, социальных и внутри психических действий, что соответствует неустойчивой адаптации.

в) общая устойчивая дезадаптированность, являющаяся состоянием фрустрированности, наличие которого активизирует становление патологическими защитные механизмы.

Результатом социальной дезадаптации является состояние дезадаптированности личности .

Основу дезадаптированного поведения составляет конфликт, а под его влиянием постепенно формируется неадекватное реагирование на условия и требования среды в форме тех или иных отклонений в поведении как реакция на систематически, постоянно провоцирующие факторы, справиться с которыми ребенок не может. Началом является дезориентация ребенка: он теряется, не знает, как ему поступить в данной ситуации, выполнить данное непосильное требование, и он либо никак не реагирует, либо реагирует первым попавшимся способом. Таким образом, на начальной стадии ребенок как бы дестабилизирован. Через некоторое время эта растерянность пройдет и он успокоится; если такие проявления дестабилизации повторяются довольно часто, то это приводит ребенка к возникновению стойкого внутреннего (недовольство собой, своим положением) и внешнего (по отношению к среде) конфликта, который ведет к устойчивому психологическому дискомфорту и, как результат такого состояния, к дезадаптивному поведению.

Этой точки зрения придерживаются многие отечественные психологи (Б.Н.Алмазов, М.А.Аммаскин, М.С.Певзнер, И.А.Невский, А.С.Белкин, К.С.Лебединская и др.) Авторы определяют отклонения в поведении через призму психологического комплекса средового отчуждения субъекта, и, следовательно, не имея возможности сменить среду, пребывание в которой тягостно для него самого, осознание своей некомпетентности побуждает субъекта к переходу на защитные формы поведения, созданию смысловых и эмоциональных барьеров в отношении с окружающими, снижению уровня притязаний и самооценки .

Эти исследования лежат в основе теории, рассматривающей компенсаторные возможности организма, где под социальной дезадаптированностью понимается психологическое состояние, обусловленное функционированием психики на пределе ее регуляторных и компенсирующих возможностей, выражающееся в недостаточной активности индивида, в затруднении реализации его основных социальных потребностей (потребность в общении, признании, самовыражении), в нарушении самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в неадекватной ориентации в ситуации общения, в искажении социального статуса дезадаптированного ребенка.

Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить.

Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм. Соответственно, социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок .

В рамках зарубежной гуманистической психологии критикуется понимание дезадаптации как нарушения адаптации - гомеостатического процесса и выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды.

Форма социальной дезадаптации, по их понятиям, такова: конфликт - фрустрация - активное приспособление. По К. Роджерсу дезадаптация - это состояние несоответствия, внутреннего диссонанса, причем главный его источник заключается в потенциальном конфликте между установками «Я» и непосредственным опытом человека .

Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят :

· индивидуальные;

· психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность);

· социально-психологические факторы;

· личностные факторы;

· социальные факторы.

Индивидуальные факторы, действующие на уровне психобиологических предпосылок, затрудняющие социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, резедуально-органические поражения ЦНС с церебрастенией, снижением волевой активности, целенаправленности, продуктивности познавательных процессов, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, патологический протекающий пубертат, невратические реакции и неврозы, эндогенные психические заболевания. Особое внимание уделяется природе агрессивности, которая служит первопричиной насильственных преступлений. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации, начиная с раннего детства, порождает чувства тревожности, неполноценности и агрессивности, что ведет к социально-дезадаптивным формам поведения.

Одним из проявлений индивидуального фактора социальной дезадаптации является возникновение и существование психосоматических расстройств. В основе формирования психосоматической дезадаптации человека лежит нарушение функции всей системы адаптации .

Психолого-педагогические факторы (педагогическая запущенность), проявляющиеся в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер. Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация является одной из форм более сложного явления - социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Личностные факторы, которые проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения.

Ценностно-нормативные представления, то есть представления о правовых, этических нормах и ценностях, выполняющих функции внутренних поведенческих регуляторов, включают когнитивные (знания), аффективные (отношения) и волевые поведенческие компоненты. При этом асоциальное и противоправное поведение индивида может быть обусловлено дефектами системы внутренней регуляции на любом - когнитивном, эмоционально-волевом, поведенческом - уровне .

Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни, определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность по сравнению с педагогической характеризуется, прежде всего, низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни.

Оказание профессиональной социально-психолого-педагогической поддержки дезадаптированным подросткам требует серьезного научно-методического обеспечения, включая общетеоретические концептуальные подходы к рассмотрению природы и характера дезадаптации, а также и разработку специализированного коррекционного инструментария, который может быть использован в работе и подростками разного возраста и разными формами дезадаптации.

Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Коррекция социальной дезадаптации - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков социально значимых качеств и поведения человека с помощью специальных средств, психологического воздействия.

В настоящие время существуют различные психосоциальные технологии коррекции дезадаптированных подростков. При этом основной упор сделан на методы игровой психотерапии, графические техники, используемые в арт-терапии и социально-психологические тренинги, направленные на коррекцию эмоционально-коммуникативной сферы, а также на формирование навыков бесконфликтного эмпатийного общения. В подростковом возрасте проблема дезадаптации, как правило, связана с неблагополучием в системе межличностных отношений, поэтому развитие и коррекция коммуникативных умений и навыков важное направление общей коррекционно-реабилитационной программы .

Коррекционное воздействие осуществляется с учетом положительных тенденций развития по «сотрудничающему-конвенциональному» и «ответственно-великодушному» типам межличностных отношений, выявленных в «Я-идеальное» подростков, которые выступают как личностные копинг-ресурсы, необходимые для овладения более адаптивными стратегиями совладающего поведения при преодолении критических ситуаций существования.

Таким образом, социальная дезадаптация - это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок.

Дорогие читатели, пришло время поговорить о том, что собой представляет социальная дезадаптация. Вы узнаете, по каким причинам возникает подобное состояние. Вам станет известно, какие проявления его характеризуют. Выясните, как такая дезадаптация проявляется у детей и подростков. Вам станут известны методы борьбы с подобным состоянием.

Общие сведения

Данный термин укоренился в жизни людей. Кому-то может показаться удивительным то, что с развитием инновационных технологий, многие люди ощущают одиночество , становятся неприспособленными к условиям окружающей действительности. Некоторые личности не способны сориентироваться даже в обычных ситуациях, не знают, как себя вести в том или ином случае.

Под понятием социальной дезадаптации, как правило, рассматривают частичную или полную неприспособленность личности к окружающей действительности, ее условиям. Особа, которая страдает дезадаптацией, неспособна нормально взаимодействовать с другими индивидами. Такая личность будет или регулярно избегать контактирования или проявлять агрессивное поведение. Такому состоянию характерны повышенная раздражительность, неспособность принимать чужую точку зрения.

Такая дезадаптация появляется тогда, когда отдельно взятый индивид прекращает замечать происходящее в реальном мире, полностью пропадает в своей реальности, заменяя отношения с живыми людьми. При этом происходит утрата личностного роста.

Различают два вида СД.

  1. Частичная дезадаптация. Происходит выпадение из общественной жизни. Характерным примером является то, как человек после длительной болезни впервые выходит на работу. В этот период у него не было общения с коллегами, но присутствовали друзья и родственники.
  2. Полная дезадаптация. Происходит потеря веры в собственные силы, развивается недоверие к людям. Особа не знает, как вести себя, не представляет норм общества. Создается впечатление, что происходит что-то не так, как нужно.

Оба вида могут присутствовать у людей, которые имеют зависимости. всегда идет наравне с дезадаптацией в той или иной степени проявления.

Существует пять уровней развития СД.

Предлагаю Вашему вниманию признаки, характеризующие данное состояние.

  1. Агрессия. Проявляется по той причине, что человек, не имея нормального общения, утрачивает этот навык. Личность больше не стремится, чтобы ее понимали, ей гораздо проще получить желаемое, используя манипуляцию. Данное проявление несет опасность, как самому человеку, так и его окружению.
  2. Уход в себя. Появляется замкнутость, личность перестает рассчитывать на помощь других. Проще самому все сделать, отсутствуют отношения с другими людьми, человек не заводит новые знакомства.
  3. Социофобия. Индивид со временем прекращает строить социальные связи, у него больше нет близких людей, которых бы интересовало его внутреннее состояние. Страх перед новыми знакомствами появляются из-за необходимости что-то менять в своем отношении к окружающей его действительности.
  4. Нежелание подчиняться к требованиям, принятым в обществе.

Дезадаптация у детей

На сегодняшний день присутствует критическая ситуация, которая сложилась в обществе, связанная с социальной дезадаптацией детей. Все чаще фиксируются такие проявления, как:

  • нежелание обучаться;
  • педагогическая запущенность;
  • повышенная утомляемость;
  • серьезное истощение;
  • отсутствие целенаправленности;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • алкоголизация в раннем возрасте.

На формирование подобных проявлений воздействуют социальные и биологические обстоятельства. На адаптацию молодого человека в социальной среде влияют условия его социализации в детской среде.

К причинам появления проблемы в детском возрасте относят:

  • неадекватность оценивания себя в момент общения;
  • отсутствие коммуникативных навыков, даже элементарных;
  • завышенное требование к своему окружению, особенно, когда ребенок превосходит своих сверстников по тем или иным параметрам;
  • эмоциональная нестабильность;
  • тревожное состояние и боязнь общения;
  • замкнутость;
  • преобладание собственного Я, ощущение превосходства над другими.

В зависимости от того, какие факторы повлияли на становление социальной дезадаптации, малыш может или подчиняться тому, что его выталкивают из круга сверстников или же самостоятельно уходить от них, при этом быть озлобленным, желая отомстить.

Когда у ребенка отсутствуют коммуникационные навыки, это является значительной преградой для межличностных отношений.

Дезадаптация в социальной сфере может проявляться:

  • излишней агрессией ребенка;
  • заниженной самооценкой;
  • отсутствием желания общаться;
  • неуравновешенность, которая может проявляться перепадами настроения;
  • замкнутость;
  • демонстрация своих эмоций на людях.

Подобное состояние весьма опасно для детского возраста, так как может привести к серьезным последствиям, а именно:

  • личностным деформациям;
  • задержке психического и физического развития;
  • дисфункции мозга;
  • одиночеству;
  • расстройствам нервной системы, в частности агрессивности, подавлении инстинкта самосохранения, проблем взаимоотношения с другими людьми и сверстниками, к суициду .

В подростковом возрасте

Сегодня у молодежи все чаще диагностируется депрессия. У них еще долгая счастливая жизнь впереди, при этом они не способны вести активные действия и преодолевать сложности. Выходит так, что уже взрослый человек должен по-новому учиться получать от жизни удовольствие, потому как он ускоренно теряет данный навык. Это же касается и депрессивного состояния в детском возрасте. В современном мире подростки отдают предпочтение виртуальному общению, а не реальному, они при помощи интернета реализуют все свои потребности. Социальные сети, компьютерные игры фактически заменяют человеческое взаимодействие.

Личность развивается в процессе своей жизнедеятельности, когда происходит изменение детского отношения к реальности. Под влиянием условий внешней среды и наличия внутренних факторов у ребенка развивается дезадаптация, которая проявляется девиантным поведением. В подростковом возрасте происходит нарушение процесса социализации, деформация ценностных и референтных ориентаций, снижение значимости воздействия педагогов и родителей.

У школьников все чаще проявляется дезадаптация, потому что современная образовательная система не способствует нормальной социализации личности. Кроме того, она усугубляет процесс СД, связанный со сложностями в семейном воспитании, что проявляется еще большими аномалиями в поведении подростков. Именно поэтому на сегодняшний день все больше подростков имеют негативный характер процесса социализации, происходит возрастание несовершеннолетней преступности.

На высокий рост дезадаптированных подростков оказывают влияние такие противоречия, как:

  • безразличие к вредным привычкам в школьной среде;
  • отсутствие борьбы с прогулами;
  • отсутствие воспитательной работы со школьниками;
  • наличие подростков, которые бросили школу.

Это приводит к тому, что дети в подростковом возрасте все чаще вступают в преступные группировки, а там развивается девиантное, противоправное поведение. Развитие дезадаптации у подростков является результатом социального отчуждения молодежи от общества.

К характерным проявлениям СД в школе относят:

  • неуспеваемость, может проявляться хроническим процессом, отсутствием освоения общеобразовательной программы и навыков в учебе;
  • неправильное отношение к процессу обучения в целом, а также к отдельно взятым предметам, преподавателям, при этом поведение может быть, как равнодушным, так и демонстративным или пассивным;
  • постоянно повторяющиеся отклонения в поведении, в процессе обучения, в частности, нарушение дисциплины, пренебрежение школьными правилами, вандализм.

Существует два вида дезадаптации в подростковом возрасте.

  1. Школьная. Несоответствие социо — психологического и психофизического состояния детей требованиям обучения в школе. Проявляются затруднения с овладением навыков, знаниями, иногда невозможностью обучения.
  2. Социальная. Поведение не соответствует принципам, принятым для детей и подростков. Она может проявляться:
  • асоциальным поведением;
  • нарушением норм, прав и морали;
  • отчуждением от основных институтов социализации;
  • в склонности к суициду;
  • деформации системы ценностей и социальных установок;
  • внутренней саморегуляции;
  • в резком ухудшении нервно — психического здоровья;
  • подростковом алкоголизме.

Основываясь на степени глубины, выделяют две стадии дезадаптации:

  • первая — представляет собой педагогически запущенных учеников;
  • вторая — социально запущенные подростки. Она характеризуется отчуждением от школы, от семьи, от институтов социализации. Развитие происходит под влиянием эндогенных и социальных факторов. Для подростков становятся характерными безнадзорность, бродяжничество, наркомания , к трудовой деятельности они относятся негативно.

Социально — психологическая дезадаптация в подростковом возрасте развивается под воздействием ряда факторов:

  • наследственность;
  • дефекты семейного и школьного воспитания;
  • социальный фактор, в частности, социально — экономические и социальные условия функционирования в обществе;
  • наличие деформаций в самом обществе;
  • результат деятельности самого индивидуума, которая начинается избирательным отношением к ценностям и нормам окружения.

Коррекция состояния

  1. Важно создание социальных контактов.
  2. Если среди знакомых уже никого не осталось, попытайтесь познакомиться с кем-то новым, старайтесь общаться везде, где это только можно. Не нужно бояться, что о Вас сложится впечатление, как о глупом человеке, оставайтесь самим собой.
  3. Найдите себе увлечение, отправьтесь на специализированный кружок. Посетите тренинги, курсы. Там Вы сможете найти людей со схожими интересами, завязать новые знакомства.
  4. Попытайтесь устроиться на постоянную работу, чтобы сформировался круг общения. Осознайте то, что без живого общения невозможно нормально существовать.
  5. Поборите свои сомнения и страхи. Если самостоятельно не получается с ними справиться, обратитесь за помощью к психологу.
  6. Коррекция данного состояния у детей включает в себя специальные тренинги, которые обучают развитию навыков коммуникативности, психотехнические занятия, развивают личность с разных сторон, занимаются релаксацией.

Профилактика

  1. Первичная. Направлена на предотвращение развития возможных проблем, неблагоприятных условий, которые могут влиять на формирование дезадаптации.
  2. Вторичная. Направлена на распознание ранних проявлений дезадаптации, уменьшение воздействия плохих факторов, работу с детьми, которые находятся в группе риска.
  3. Третичная. Проведение специальных мероприятий при наличии уже появившихся признаках дезадаптации. Направлена на предупреждение формирования новых проявлений.

Теперь Вы знаете, что собой представляют причины социальной дезадаптации. Зная их, человек способен предупредить развитие подобного состояния. Если замечаете в себя характерные проявления, то лучше не бездействовать, а сразу заняться корректировкой, чтобы не допустить развития последствий.

Дезадаптация (от лат. приставки de... или фр. des...) - означает прежде всего исчезновение, уничтожение, полное отсутствие и лишь значительно реже употребляется как понижение, уменьшение. В ряде научных публикаций используется термин «дизадаптация» (от лат. dis - в первом значении - нарушение, искажение, деформация, зна­чительно реже - исчезновение). Следовательно, если мы имеем в виду нарушение, искажение адаптации, то нам следует говорить имен­но о дизадаптации (через «и»), поскольку полная утрата, исчезнове­ние адаптации - это в применении к мыслящему существу должно означать прекращение осмысленного существования вообще, ибо, пока это существо живо и в сознании, оно так или иначе адаптировано к среде. В то же время, латинское de - читается и как «де», и как «ди». Следовательно, сущность слова «дезадаптация» определяется тем, что в него вкладывается. Данный факт означает то, что «дезадап­тация» и «дизадаптация» в отечественной литературе и на практике рассматриваются как синонимы.

Чаще всего под дезадаптацией (дизадаптацией) понимают несоот­ветствие социопсихологического и психофизиологического статуса человека требованиям ситуации жизнедеятельности, который в свою очередь не позволяет ему адаптироваться в условиях среды его суще­ствования. Явление дезадаптации может иметь место в отдельной (ти­пичной) или любой среде. Например, дома ребенок чувствует себя достаточно комфортно и не испытывает дезадаптационных явлений, а в детском саду, наоборот, дискомфортно.

Дезадаптация, как и адаптация, рассматривается как процесс, про­явление и результат.

Дезадаптация как процесс означает снижение адаптационных воз­можностей человека в условиях среды жизнедеятельности или в оп­ределенных условиях (например, в детском саду, классе, группе и пр.). Она может проявляться в течение какого-то времени и привес­ти к совершенно разным последствиям. В частности, дезадаптация может иметь вяло текущий характер и практически быть незаметной, становясь на определенном этапе серьезной проблемой личности; про­являться резко выраженью, когда человек в определенной ситуации оказывается совершенно не приспособленным к ней и не может найти себя. В этом случае последствия могут быть достаточно серьезными. Для ребенка длительная дезадаптация чревата задержкой в развитии, формировании негативных установок, тревожности.

Дезадаптация как проявление является внешней характеристикой какого-либо неблагополучия человека, которая находит выражение в его нетипичном поведении, отношении и результативности деятельнос­ти в данных условиях среды. Формы ее проявления у каждого ребенка свои. Нередко внешне выявить ее непросто. Необходимо хорошо знать человека и его типичные проявления в различных ситуациях. Умение своевременно понять признаки дезадаптации позволяет воспитателю оперативно реагировать на ситуацию, предупреждая глубинные нега­тивные последствия. Речь идет не о создании воспитаннику тепличных условий, а о предупреждении у него значительных негативных дефор­мационных последствий под воздействием дезадаптации.

Дезадаптация как результат есть свидетельство о сравнительной оценке качественно нового состояния и проявления, не соответствую­щих средовым условиям, не типичным для этого человека, исходя из его прежних поведения и отношения (воспитанника детского сада, ученика и пр.) к сверстникам, учебе и деятельности. По отношению к ребенку - это свидетельство о том, что его поведение, отношения и результативность деятельности (во взаимоотношениях с детьми и взрослыми, учебе, играх и пр.) не соответствуют тем социальным нор­мам, которые характерны для него (его сверстников) в данных усло­виях среды.

В специальной литературе и на практике встречается использова­ние категории дезадаптированный по отношению к определенной ка-тегориилюдей: дезадаптированные дети, дезадаптированныйребецок, дезадаптированная группа, а также по отношению к среде, обусловив­шей деформационные явления: школьная дезадаптация, семейная дез­адаптация и др.

Дезадаптированныедети.Этодети, которые поразличным причинам нам не могут наравне со сверстниками, другими детьми приспосо­биться к условиям среды их жизнедеятельности (группе детского сада, классному коллективу, группе сверстников и пр.), что негативно сказывается на их самопроявлении, развитии, воспитании, обучении, например, плохо успевающий в классе ученик. В то же время плохая успеваемость может быть результатом не дезадаптации, а отражения индивидуальных познавательных возможностей ученика в учебе, не­желания учиться и др.

Дезадаптированный человек. Это человек, отличающийся от дру­гих людей вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отразившихся на нем, его развитии, деятельности, способности ре­шать естественные для этой ситуации задачи.

Дезадаптированный ребенок. Ребенок, отличающийся от сверстни­ков вследствие проблем адаптации в среде жизнедеятельности, отра­зившихся на нем, его развитии, социализации, способности решать ес­тественные для его сверстников задачи.

Определенная категория детей достаточно быстро преодолевает состояние дезадаптации, с которым они сталкиваются в жизни. Осо­бых трудностей в процессе естественной адаптации к условиям новой среды у них не возникает. Однако следует подчеркнуть, что, несмотря на то, что дети, достаточно динамичные в адаптации к различным ус­ловиям, нередко испытывают при этом большие трудности, которые серьезно сказываются на дезадаптированных детях, их последующей самореализации, самосовершенствовании. Такие дети нуждаются в помощи и поддержке на этапе адаптации. Отсутствие таковых может иметь для них серьезные негативные последствия.

Школьная дезадаптация. Ее чаще всего отмечают педагоги началь­ных классов, в которых учатся дети, с трудом осваивающиеся со школьной действительностью. Она характерна для детей 6-8-летнего возраста, которым непонятна ситуация классно-урочной обстановки, у которых не складываются отношения с одноклассниками и на этом фоне практически отсутствует продвижение в развитии их познава­тельной деятельности или его темпы снижены. Такие дети нуждаются в особом внимании и помощи учителя, индивидуальном подходе к их обучению и воспитанию. Не менее важная роль стимулирования адап­тационных возможностей этих детей принадлежит классному коллек­тиву, его уважительному отношению к ним и поддержке.

При умении педагога строить педагогически целесообразные отно­шения с дезадаптированными учениками, их родителями и классом школьная дезадаптация может быть в значительной степени преодоле­на в течение 2-4 месяцев после начала учебного года. В более тяжелых случаях, когда у детей отмечаются стойкие негативные реакции на си­туацию обучения в классе, необходимо получить профессиональную консультацию у специалистов, в том числе у психолога, а в отдельных случаях, когда у ребенка наблюдаются невротические реакции в виде раздражительной слезливости, нервозности, агрессивности в сочетании с нарушениями сна и аппетита, то и у психоневролога.

Различные категории детей при определенных условиях нуждают­ся в направленной поддержке и помощи по предупреждению возник­новения дезадаптации или ее преодоления в процессе их воспитания и обучения. Дезадаптированные дети с паталогическими формами не­редко нуждаются в учебно-воспитательной работе с ними в специаль­ных образовательных учреждениях, ориентированных с учетом фак­тора, приведшего детей к такому состоянию. Для работы с ними нужны специальные методики и подготовленные специалисты.

Основными причинами дезадаптации человека являются груп­пы факторов. К ним относятся: личностные (внутренние), средовые (внешние), либо и те и другие.

Личностные (внутренние) факторы дезадаптации человека связа­ны с недостаточной реализацией его социальных потребностей как личности. К ним можно отнести:

    длительную болезнь;

    ограниченные возможности ребенка для общения со средой оби­тания, людьми и отсутствие адекватного (с учетом индивидуальных особенностей) общения с ним со стороны его окружения;

    длительную изоляцию человека независимо от его возраста (вы­нужденная или принудительная) от среды повседневной жизнедея­тельности;

    переключение на другой вид деятельности (длительный отпуск, временное исполнение иных служебных обязанностей) и др.

Средовые (внешние) факторы дезадаптации человека связаны с тем, что они являются не привычными для него, создают дискомфорт, в той или иной степени сдерживающий личностное проявление. К ним следует отнести:

    нездоровую семейную обстановку, подавляющую личность ре­бенка. Такая обстановка может иметь место в семьях «группы риска»; семьях, в которых преобладает авторитарный стиль воспитания, наси­лие над ребенком;

    отсутствие или недостаточное внимание к общению с ребенком со стороны родителей, сверстников;

    подавление личности новизной обстановки (приход ребенка в детский сад, школу; смена группы, класса);

    подавление личности группой (дезадаптирующая группа) - не­приятие ребенка коллективом, микрогруппой, притеснение, насилие над ней и пр. Особенно это характерно для подростков. Проявление жестокости (насилие, бойкот) с их стороны по отношению к сверстни­кам - явление частое;

    негативное проявление «рыночного воспитания», когда успеш­ность измеряется исключительно материальным достатком. Не умея обеспечить достаток, человек оказывается в сложном депрессивном 1 состоянии;

    негативное влияние СМИ в «рыночном воспитании». Формиро­вание интересов, не соответствующих возрасту, пропаганда идеалов социального благополучия и легкости их достижения. Реальная жизнь приводит к значительному разочарованию, комплексированию, дезадаптации. Дешевые мистические романы, фильмы ужасов и бое­вики формируют у незрелого человека представление о смерти, как чем-то туманном и идеализированном;

    дезадаптирующее влияние отдельной личности, в присутствии которой ребенок испытывает большое напряжение, дискомфорт. Такая личность называется дезадаптирующей (дезадаптирующий ребенок - группа) - это человек (группа), который (которая) в оп­ределенных условиях по отношению к среде (группе) либо отдель­ной личности выступает фактором дезадаптации (влияющим на самопроявление) и, таким образом, сдерживает его активность, спо­собность наиболее полно реализовать себя. Примеры: девушка по

" Депрессия (от лат. depressio - подавление, угнетение) - болезненное психичес­кого состояние, проявляющееся в переживаниях тоски и отчаяния на фоне эмоциональ­ной, интеллектуальной и двигательной заторможенности. Влечения, мотивы, волевая активность, самооценка резко снижены. Для поведения в этом состоянии характерны замедленность, безынициативность, быстрая утомляемость.

отношению к неравнодушному к ней парню; гинерактивный ребенок по отношению к классу; трудновоспитуемый, активно играющий провоцирующую роль по отношению к учителю (особенно к моло­дому) и пр.;

Перегрузку, связанную с «заботой» о развитии ребенка, не под­ходящую его возрасту и индивидуальным возможностям и др. Такой факт имеет место, когда неподготовленного ребенка отдают в школу или в гимназический класс, не соответствующий его индивидуальным возможностям; загружают ребенка без учета его физических и психи­ческих возможностей (например, занятиями спортом, учебой в школе, занятиями в кружке).

Дезадаптация детей и подростков приводит к различным послед­ствиям. Чаще всего эти последствия носят негативный характер, в том числе:

Личностные деформации;

Недостаточное физическое развитие; " задержка психического развития;

Возможные мозговые дисфункции;

    типичные нервные расстройства (подавленность, заторможен­ность или возбудимость, агрессивность);

    одиночество - человек оказывается один на один со своими проблемами. Оно может быть связано с внешним отчуждением чело­века либо с самоотчуждением;

    проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, другими людьми и др. Такие проблемы могут привести к подавлению главного инстинкта самосохранения. Не умея адаптироваться в сложившихся условиях, человек может пойти на крайние меры - суицид.

Возможно позитивное проявление дезадаптации вследствие каче­ственного изменения среды жизнедеятельности ребенка, подростка девиантного поведения.

Нередко к дезаптированным детям относят тех, кто, наоборот, сам является лицом, серьезно влияющим на адаптацию другого лица (группы лиц). В этом случае правильнее говорить о дезадаптирующем человеке, группе.

«Дети улицы» также часто относятся к дезадаптированным. С такой оценкой нельзя согласиться. Эти дети лучше взрослых адап­тированы. Даже в сложных жизненных ситуациях они не спешат вос­пользоваться предлагаемой им помощью. Для работы с ними готовят специалистов, способных убедить их и привести в приют или другое специализированное учреждение. Если такого ребенка забрать с улицы и поместить в специализированное учреждение, то он первое время может оказаться дезадаптированным. Через определенное время трудно предсказать, кто будет дезадаптированным - он или среда, в которой он оказался.

Высокая адаптируемость к среде новых детей девиантного поведе­ния нередко ведет к серьезным проблемам негативного характера по отношению к основной массе детей. Практика показывает, что встре­чаются факты, когда появление такого ребенка требует от учителя, воспитателя определенных защитных усилий по отношению ко всей группе (классу). Отдельные личности вполне могут негативно воздей­ствовать на всю группу, способствовать ее дезадаптации в учебе и дис­циплине.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную уг­розу прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Трудно-воспитуемость, социально-педагогическая запущенность представля­ют опасность дезадаптации самого ребенка в области воспитания, воспитания и обучения, а также отдельных лиц, группы. Практика убедительно доказывает, что как сам ребенок становится жертвой дез­адаптации новой среды, так при определенных условиях он выступает фактором дезадаптации других, в том числе и учителя.

Учитывая преимущественно негативное влияние дезадаптации на развитие личности ребенка, подростка, необходимо вести профилак­тическую работу по ее предупреждению. К основным путям, способ­ствующим предупреждению и преодолению последствий дезадапта­ции детей и подростков, относятся:

Создание оптимальных для ребенка средовых условий;

    недопущение перегрузок в процессе обучения из-за несоответ­ствия уровня трудностей учения индивидуальным возможностям ре­бенка и организации учебного процесса;

    поддержка и помощь детям в адаптации к новым для них усло­виям;

    побуждение ребенка к самоактивизации и самопроявлению в среде жизнедеятельности, стимулирующих их адаптацию и др.;

    создание доступной специальной службы социально-психоло­гической и педагогической помощи различным категориям населения, оказавшегося в трудной жизненной ситуации: телефоны доверия, ка­бинеты социально-психологической и педагогической помощи, кри­зисные стационары;

    обучение родителей, учителей и воспитателей методике рабо­ты по предупреждению дезадаптаций и преодолению ее послед­ствий;

    подготовка специалистов для специализированных служб соци­ально-психологической и педагогической помощи различным катего­риям людей в трудной жизненной ситуации.

Дезадаптированным детям необходимы усилия по оказанию или помощи в ее преодолении. Такая деятельность направлена на преодо­ление последствий дезадаптации. Содержание и характер социально-педагогической деятельности определяется теми последствиями, к ко­торым привела дезадаптация.

1

Ростовцева М.В. 1 Хохрина З.В. 1 Машанов А.А. 1

1 ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет»

В статье рассматривается феномен социальной дезадаптации личности, выявлены причины, затрудняющие его исследование как самостоятельного научного феномена, и описаны основные подходы к его исследованию. Дано социально-философское определение социальной дезадаптации как отношения человека и социальной среды, в основе которого лежит деятельность по разрешению между ними противоречий, которая не соответствует общественно приемлемым и законным способам, принятым в данной социальной среде, что приводит к временной или постоянной невозможности для индивида стать полноправным членом этой среды. Показано, что одним из основных критериев социальной дезадаптации является внутренняя и внешняя дистанцированность человека от общества, неспособность «вписаться», стать полноправным и полноценным членом данной социальной среды, напряжение, отчуждение или разрыв социальных связей и отношений.

социальная дезадаптация

дезадаптивное поведение

стратегии и тактики адаптации

системный подход

теория самоорганизации

1. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПб.ГУ, сер.6. – 1995. – Вып. 3. – № 20. – С. 47–59 с.

2. Психология развивающейся личности / под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987. – 240 с.

3. Петровский В.А. Психология неадаптированной активности. – М.: Горбунок, 1992. – 213 с.

4. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 289 с.

5. Мельникова, Н.Н. Проблема изучения адаптивных свойств личности // Психическая и социально-психологическая адаптация: проблемы теории и практики: материалы конференции. – Челябинск, 2005. – С. 15–22.

6. Ростовцева, М.В. Адаптивность как отношение личности и общества: социально-философский аспект / дис. ... канд. фил. наук. – Красноярск, 2010. – 181 с.

7. Ростовцева, М.В., Машанов А.А., Хохрина З.В. Феномен социальной адаптивности в процессе социализации личности: монография. – Красноярск, 2012. – 139 с.

8. Ростовцева, М.В, Машанов, А.А., Хохрина З.В. Темпоральный подход к исследованию адаптивного цикла студентов вуза: теоретический аспект // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4 (часть 4), 2013. – С. 1015–1019.

9. Ростовцева, М.В, Машанов, А.А., Хохрина З.В. Социально-философские проблемы социализации личности в условиях информатизации российского общества // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–5. – С. 1282–1286.

10. Ростовцева М.В., Машанов А.А. Естественно-научные, психологические и философские аспекты адаптации человека // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2013. – № 6. – С. 247–254.

Феномен социальной дезадаптации пользуется достаточной популярностью в социологической, психологической, педагогической отраслях знания, которые собственно и задают его различные смыслы, однако без глубоких научных обобщений и онтологической определенности. Во-первых, такой пониженный исследовательский «спрос» связан с тем, что изначально само понятие адаптации предполагает негативный оттенок, отрицательный смысл, трудность, столкновение, противоречие. «Адаптируется» - значит, преодолевает, решает, ищет выход. У многих понятие «адаптация» уже ассоциируется с болезненным состоянием или процессом, а потому априори многие говорят о дезадаптации лишь для того, чтобы экспрессивно подчеркнуть негативный смысл адаптационного процесса как такового. Подобный архетип в сознании ученых ограничивает движение мысли в рамках исследования социальной дезадаптации как самостоятельного объекта научного изучения, имеющего свои собственные феноменологические особенности. Чаще всего он просто противопоставляется адаптации, а точнее, упоминается постфактум, достаточно коротко и фрагментарно как явление-результат некоторой активности индивида, которая не приводит к желаемому и не соответствует критериям успешной адаптации.

Другой немаловажный фактор, дистанцирующий четкую концептуализацию социальной дезадаптации, связан с ориентацией ученых «на исправление «отрицательного результата», диагностированного в ходе исследования адаптационного процесса. В этом отношении социальная дезадаптация интересна только как состояние, требующее конкретных действий по его изменению или коррекции. Иными словами она выступает в роли симптома, требующего устранения, а значит толчком и стимулом для проведения исследований, касающихся преимущественно детерминирующих факторов, тогда как ее сущность остается за пределами внимания ученых .

В-третьих, во многих научных работах, особенно психолого-педагогического плана, «социальная дезадаптация» используется в качестве специфического концепта адаптационной парадигмы, суть которой проявляется в различных нарушениях деятельности - снижении ее эффективности, «дефиците» личностных ресурсов, ошибках и т.д. При этом на психологическом уровне состояние, возникающее при нарушении взаимодействия человека и среды, чаще всего определяется с помощью понятий стресса, фрустрации, конфликта. Сам же процесс психологической дезадаптации во многих исследованиях описывается с помощью механизма последовательной или хаотичной смены ведущих видов деятельности человека, влекущих за собой снижение ее результативности или/и возрастание стоимости затрат при решении последующих задач .

И, наконец, четвертый фактор слабой научной разработанности феномена социальной дезадаптации, особенно в социальной философии, напрямую связан и даже обобщает и детерминирует остальные - сам факт низкой адаптированности нередко остается неосознанным на социальном уровне. На сегодняшний день под социальной дезадаптацией понимается любой вид патологии, связанной с выходом за границы гомеостаза. Эта тенденция вполне объяснима тем, что современный чрезвычайно сложный и многообразный мир социальных отношений с многочисленными вспышками разнообразнейших конфликтов невозможно оценить, понять и осмыслить ни в привычных категориях диалектики, ни в моделях функциональной социологии, ни с помощью теорий интерпретативного анализа. Локальные и индивидуальные случаи представляются еще более труднообъяснимыми, и поэтому социальная дезадаптация является весьма удобным универсальным инструментом для интерпретации любых неадекватных паттернов поведения человека .

Анализ и систематизация единичных исследований позволили выделить некоторые общие особенности социальной дезадаптации, которые могут служить методологической опорой для дальнейших исследований.

Первая особенность определяет масштабность направлений исследования данного процесса. Как и социальная адаптация, социальная дезадаптация может осмысливаться на двух уровнях организации жизнедеятельности человека и общества: макро- и микроуровне.

Анализ социальной дезадаптации в глобальном масштабе обусловлен не только современной социокультурной реальностью, характеризующейся высокой степенью сложности и неизвестности, он актуален во все времена. Это связано с непрерывной объективной изменчивостью, которая соизмеряется не только со временем общественного цикла развития, но и даже с его относительно «спокойными» отдельными периодами, событиями. Считается, что в силу инертности моделей социализации, складывающихся в каких-либо исторических обстоятельствах, внезапные или постоянные изменения являются причиной массовой дезадаптации людей, общественных групп. В этом контексте излюбленным примером отечественных адаптологов является демонстрация результатов теоретических и практических исследований рубежа 90-х годах ХХ в., когда произошла резкая ломка привычных стереотипов коммунистической идеологии, а большинство граждан России оказались не готовы к новым обстоятельствам жизни ни идейно, ни деятельностно. Тот же самый акцент звучит в исследованиях, посвященных изучению специфики новой информационной эры. Еще не успели окончательно исчезнуть трудности, связанные с преодолением классических моделей и форм поведения советской эпохи, а россияне, без возможности получить короткую передышку от ощущения «свободы», уже вынуждены адаптироваться к новому множеству разнокачественных чрезвычайно подвижных социально-информационных факторов.

Однако еще раз повторимся, что и в относительно благоприятные для общества в целом перемены (например, экономический подъем) многие люди испытывают значительный дефицит адаптационных ресурсов, что проявляется в напряжении межличностных отношений, дезориентации и дезорганизации и на групповом, и на индивидуальном уровнях .

Массовые беспорядки, депривация, эксклюзия, бедность, преступность и другие формы проявления дезадаптивных социальных процессов существовали и существуют во все времена. Данное обстоятельство свидетельствует о двоякости, многоликости и многофункциональности проявлений и характера социальной дезадаптации.

Микроанализ социальной дезадаптации позволяет выделить несколько особенностей в определении этого понятия. Как и социальная адаптация, социальная дезадаптация характеризуется многогранностью своих проявлений, порождающих множество ее определений. Однако можно синтезировать основные трактовки и выделить несколько общих аспектов.

Во-первых, социальная дезадаптация как объект многочисленных исследований принимает как минимум две формы интерпретации: как результат адаптационного цикла и как относительно самостоятельный процесс.

Как результат адаптационного процесса социальная дезадаптация имеет множество своих проявлений и критериев оценки в зависимости от цели, условий протекания адаптации, ее особенностей. Во многих случаях успешность или неуспешность адаптационного процесса определяется требованиями конкретной социальной среды, при этом возможна ситуация, когда сам человек субъективно удовлетворен своей адаптивной деятельностью, тогда как со стороны социальной среды она оценивается как неэффективная, неуспешная, дезадаптационная и наоборот. Поэтому проблема поиска объективных критериев и социальной адаптации, и социальной дезадаптации - это не столько теоретико-академическая задача, сколько прикладная, требующая осмысления в конкретной адаптивной ситуации.

В этом аспекте социальная дезадаптация как результат общего адаптационного цикла может диагностироваться как нарушение адаптированности, как деструкция или определенная внутренняя деформация, для которой характерны различные уровневые нарушения в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сфере индивида. Здесь одним из основных факторов являются различные изменения стабильного существования субъектов, и чаще всего социальная дезадаптация - это отрицательный результат определенных субъективно или объективно меняющихся обстоятельств, которые индивид «внутренне» не принимает, не хочет или не может принять, хотя до этих изменений он мог быть относительно адаптивен. В результате наблюдаются внутренняя дезорганизация, психоэмоциональное напряжение, деформированность «Эго», атрофия ценностей и иные личностные патологии .

Чаще всего на старте адаптационного цикла индивид ощущает свою готовность и способность побороть возможные трудности. Неудачи возможны из-за неадекватной, не соответствующей реальности оценки текущей ситуации, выбора неверной стратегии и тактики адаптации, отсутствия необходимых адаптационных ресурсов или их недостаточной развитости для того, чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией (то, что в психологической литературе обозначают как личностную ригидность, неспособность «перестроиться», интеллектуальную «косность»). Примером могут служить лица пожилого возраста, болезненно переживающие собственную невостребованность, к которой добавляются проблемы радикальной трансформации социальных условий; мигранты и лица, добровольно или вынужденно попавшие из одной социокультурной среды в другую; люди, оказавшиеся в стрессовой или любой другой травматической ситуации; школьники и студенты и многие другие, чаще всего социально незащищенные категории граждан.

Социальная дезадаптация как самостоятельный процесс, как правило, протекает как болезнь, поэтому прерогатива анализа этого аспекта принадлежит, психолого-психиатрическим отраслям знания. При этом социальная дезадаптация может иметь разную степень «глубины» поражения субъекта: от латентного уровня проявления признаков до закрепившихся устойчивых форм неадекватного поведения (например, его девиантные и делинквентные формы).

В любом из этих случаев основным симптомом социальной дезадаптации, по нашему мнению, будет являться внутренняя и внешняя дистанцированность человека от общества, неспособность «вписаться», стать полноправным и полноценным членом данной социальной среды, напряжение, отчуждение или разрыв социальных связей и отношений.

Второй аспект исследований социальной дезадаптации связан с ее пониманием как момента творчества и реализации инновационных изменений субъектов. Здесь социальная дезадаптация может выступать в двух ипостасях. Во-первых, как характеристика креативных способностей, самобытных особенностей, непохожести индивида на других. Чаще всего это трагедия «маленьких» людей, замкнутых меланхоликов, тихих личностей, погруженных в свой собственный внутренний мир, ограждающий их от мира внешнего, так не похожего на их собственный. Их удел - притвориться или отгородиться, интуитивно подстроиться или обособиться. В любом случае в своем социальном окружении они слывут «странными», «сумасшедшими», «отрешенными». При этом мир частной личности и мир социальной среды не просто отделены друг от друга, они враждебны.

Такие люди могут всю жизнь жить в своем «футляре», так и не достигнув согласия и гармонии с социальной средой, и бесследно исчезнуть, закончив свой путь отшельниками. Однако слава может прийти к ним посмертно, когда общество, будто опомнившись и оценив по заслугам, признав результаты их деятельности «прорывами» в науке и открытиями, возвысит их до звания гения или героя.

Другой аспект, связанный с пониманием дезадаптации как отражения креативности личности, несколько расширяет границы традиционной методологии, используя теорию изменений и законы самоорганизации развивающейся материи. Здесь акцент делается на том, что социальная система приспосабливается не только и не столько к постоянно меняющимся объективным обстоятельствам среды, сколько к собственным внутренним растущим возможностям и последствиям человеческой деятельности. При таком акценте, базирующемся на синергетической парадигме устойчивого неравновесия, в сферу внимания исследователя попадают наиболее многочисленные в наше время антропогенные кризисы. Речь идет о том, что благодаря сознательной целеполагающей активной преобразующей деятельности, направленной на освоение новых слоев бытия, человек может изменять уже существующие, социально заданные программы адаптации. Социальная адаптация субъекта может предполагать настолько высокий уровень этой активности, что может привести к пересмотру и перестройке уже заданных и сформированных наборов «программ» действия в ситуациях, требующих актуализации адаптационных ресурсов. Люди, в отличие от животных, обладают способностью к программированию и перепрограммированию своих собственных оснований, и эти возможности беспредельны. При этом человек выступает не просто исполнителем (в рамках заданных обществом пределов адаптации), хотя и активным и находящим новые оригинальные решения проблемных ситуаций, а создателем, революционером, новатором, творцом принципиально нового .

Вся история человеческого общества, развитие материальной и духовной культуры представляет собой процесс развертывания и реализации деятельностно-творческого отношения человека к окружающему миру, которое выражается в открытии и построении новых программ деятельности. Согласно теории самоорганизации развивающихся систем - это те самые точки бифуркации, вызывающие бурный общественный резонанс и расшатывание традиционных основ общественной системы. В общественной жизни наиболее ярким примером этому служат социальные революции, с которыми связано переустройство традиционного уклада жизни людей в политической, экономической, идеологической сферах. В искусстве - это создание новых видов, стилей, направлений. В науке - это разработка новых научных парадигм, новых картин мира и связанных с ними новых критериев и норм научного знания .

Будет ли такой человек (или группа людей), стремящийся порвать с устоявшимися стереотипами, традициями и любыми давлениями социальной среды с помощью активной целеполагающей деятельности, адаптивен в такой среде? По оценке со стороны этой среды, - безусловно, он социально дезадаптирован. Однако осмысление обществом его открытий будет проходить универсальный во все времена оценочный цикл, от самого начального витка - «этого не может быть никогда, потому что не может быть в принципе», через «возможно, в этом что-то есть» и до «только так и может быть». На этой последней стадии общественный вердикт «социально дезадаптивен», кардинально трансформируется на прямо противоположный, а сами позиции изначально противоборствующих субъектов поменяются местами. Тот, кто был в оппозиции, окажется «наверху», а все, кто не принимает установившиеся правила, - будут признаны отсталыми консерваторами и ретроградами, не способными приспособиться к новым веяниям эпохи. Новое самоорганизующееся общество, таким образом, как бы отвергает тех, кто не смог или не захотел принять новые реалии. Такова диалектика общественного развития, диалектика социальной дезадаптации, и описанные процессы характерны не только для всего общества в целом, но и для отдельных социальных систем и групп людей - семьи, профессиональных коллективов, где также имеют место быть «революции» и «дворцовые перевороты» .

С точки зрения системного подхода подобные процессы можно объяснить следующим образом.

Сохранение обществом (как социальной системы) высокой адаптивной способности, обеспечение его целостности может осуществляться на двух уровнях: индивидуальном и общественном. С одной стороны, каждый человек, включенный в социально-деятельную систему, независимо от того, основной или неосновной деятельностью он занимается, должен иметь представление о целесообразности существующего устройства общества и распределения ролей в нем. Это достигается преимущественно за счет интеллектуальной деятельности. Общество, со своей стороны, вырабатывает свое самосознание при помощи идеологий, которые истолковывают его как единую систему взаимодействия людей, единое общество, определяют цели этого общества и т.д.

В историческом бытии человечества, в процессе совместной деятельности человек и общество оказывают взаимное влияние друг на друга. В результате данное общество становится системой, целостностью с качествами, которых нет ни в одном из включенных в нее элементов в отдельности . Социальная жизнь предстает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных отношений, а социальная структура, выступая как единство совокупности элементов, управляется своими законами и закономерностями. Существование, функционирование и изменение структуры определяются не только законом, стоящим как бы «вне ее», сколько саморегуляцией, поддерживающей в определенных условиях равновесие элементов внутри структуры.

С течением времени появляются новые свойства у окружающей среды, следовательно, изменяются и сами общества (их внутренняя структура), обнаруживаются новые эффекты феномена организованности и самоорганизации общества . В процессе приспособления общества к природной и иной социальной реальности возникают противоречия внешнего характера. При этом очень важна степень открытости социальных систем - стремление активно перенимать опыт других систем (открытое общество) или, напротив, стремление самозамыкаться, отгораживаясь от внешних влияний (закрытое общество) . Источником внутренних противоречий является, прежде всего, человеческий фактор, что может приводить к качественным изменениям всей системы общественных отношений, что уже описывалось. Согласно теории самоорганизации систем, любые эмерджентные отклонения от принятых в обществе правил и норм побуждают систему находить новые средства для поддержания равновесия и стабильности внутри нее. Это осуществляется на основе принципа прямой и обратной связи.

Человек, с точки зрения взаимодействия с окружающей средой, также является открытой системой, для которой адаптационная деятельность является структурообразующей. Для физического существования человеку необходима адаптация к внешней среде, обеспечение защиты от ее неблагоприятных воздействий. С другой стороны, он вызывает нарушения относительно стабильного функционирования общества, стремясь адаптировать социальную среду под свои потребности и цели. На основе принципа обратной связи социум будет реагировать на «возмущающую, дезадаптационную активность» личности, создавая различные механизмы ее оптимизации. То есть между личностью и социальной средой будет формироваться специфическое отношение, разрешающее противоречие между ними и направленное на восстановление стабильности внутри всей общественной системы. В научной работе, предшествующей данной, это отношение было названо автором адаптивностью .

Третий аспект в понимании социальной дезадаптации тесно связан с предыдущим, поскольку связывает социальную дезадаптацию с развитием личности. Этот аспект активно разрабатывался В.А. Петровским в 1992-1996 гг. и воплотился в его теории развивающейся личности .

Автор говорит не о социальной дезадаптации, а о неадаптивности личности, которая определяется ученым как состояние активности; характеристика тенденции соответствия или несоответствия между целями и достигаемыми результатами активности человека. Адаптивность выражается в согласовании, а неадаптивность - в рассогласовании целей и результатов деятельности. Неадаптивность, согласно ученому, может указывать на противоречивые отношения между намерениями человека и его деяниями, замыслом и воплощением, побуждением к действию и его итогами.

Это противоречие неизбежно и неустранимо («жить значит умирать», «познание есть продвижение к знанию о своем незнании», «мы несем ответственность за тех, кого приручили», «мысль изреченная есть ложь» и т.п.). Вследствие этого неизбежен и неустраним источник движения человеческой жизни, витальных отношений человека с миром, предметной деятельности, общения, саморефлексии.

По сути, автор говорит о диалектике развития человека и о том, как рефлексия проблемной ситуации и саморефлексия стимулируют дополнительную активность индивида в направлении решения той или иной задачи. Автор называет такую активность надситуативной активностью, обусловленной специфической привлекательностью для субъекта действий с непредрешенным исходом. Хотя ученый прямо не говорит об этом, но, безусловно, здесь превалирует психологический аспект, поскольку предметом влечения субъекта становится граница между противоположными исходами действия, сама возможность взаимоисключающих исходов. Влечение к этой границе входит в состав сложных форм мотивации поведения: в сфере познания (здесь притягательна граница между известным и неизведанным), творчества (граница между возможным и невозможным), риска (граница между благополучием и угрозой существованию), игры (граница между воображаемым и реальным), доверительных контактов между людьми (граница между открытостью другим людям и защищенностью от них) и т.п.

В.А. Петровский отмечает, что теоретически могут быть выделены два случая несовпадения цепи и результата активности. В первом случае человек достигает меньшего, чем хотел (т.е. цель не достигнута), и тогда действие продолжается в заданном направлении. Во втором случае человек достигает большего, чем то, к чему стремился (результат превосходит цель), и тогда противоречие стимулирует активность, избыточную по отношению к задаче. Действие распространяется на анализ проблемной ситуации в целом (возникает вопрос «Что представляет собой этот класс задач?»), пробуждается саморефлексия («Что я могу?», «На что я способен?»), рождается стремление сделать найденное решение достоянием других людей («Смотрите! Вот что здесь есть!»). Однако автором не рассматривается ситуация, при которой человек достигает цели, то есть, когда его изначальные намерения совпадают с полученными в результате деятельности, направленной на разрешение проблемы, итогами. Противоречия нет (хотя нельзя исключить вариант, при котором индивида может не удовлетворять способы, какими был достигнут нужный результат), но это не значит, что будет отсутствовать мотивация к разнообразной поисковой активности в отношении продолжения деятельности в данном или каком-либо другом направлении («Раз я могу сделать это, значит, могу добиться чего-то еще»). Но даже если субъект в процессе решения задачи встречает трудности, то не всегда обусловленный ими непредрешенный исход ситуации будет мотивировать на поиск интеллектуальных, мотивационных, деятельностных резервов для продолжения своей деятельности в заданном направлении, иными словами, отрицательный результат не всегда ситуационно привлекателен для субъекта. В этом случае он выбирает пассивные дезадаптивные стратегии выхода из ситуации (конформизм, делегирование принятия решения и ответственности на других, «отрицание» как вид психологической защиты и т.п.) .

Следует отметить, что, несмотря на принципиальную обратимость, социальная дезадаптированность нередко может принимать затяжную форму, влияющую на весь образ жизни субъекта, а также приводить к деструктивности, отклоняющемуся преступному поведению в массовых масштабах. На основе проведенного анализа нами было сформулировано определение социальной дезадаптации.

Социальная дезадаптация - это отношение человека и социальной среды, в основе которого лежит деятельность (бездеятельность) по разрешению между ними противоречий, которая не соответствует общественно приемлемым и законным способам, принятым в данной социальной среде, что приводит к временной или постоянной невозможности для индивида стать полноправным членом этой среды.

При этом, процессы социальной адаптации и дезадаптации представляют собой не диалектическое единство, а два принципиально различных, полярных варианта жизненных траекторий личности. Первый путь соответствует объективно благоприятному ходу жизни и объективно эффективной временной организации активности личности, когда в силу благоприятного соотношения потребностей, способностей, характера, мотивационных установок, механизмов саморегуляции и т.п. возникает внутренне пропорциональный и пропорциональный внешним условиям способ существования. Подобная сбалансированность внутренних движущих сил и объективных требований социальной среды обеспечивает относительную равномерность жизненного движения, предполагающую циклическое, поступательное развитие на основе стремления преодолевать возникающие трудности и противоречия.

Таким образом, процесс социальной дезадаптации характеризуется отсутствием принципов гармонизации и пропорциональности в развитии человека, обусловленный тем, что внутренняя движущая активность личности не соответствует или способностям, внутренним ресурсам человека, или требованиям социальной среды. Человек с подобным вариантом жизнедеятельности выбирает пассивные стратегии совладения с трудной жизненной ситуацией либо предпочитает «уход» от проблем в связи с низкой мотивацией к самореализации, высоким уровнем притязаний, страхом неудачи и т.п., что влечет за собой диспропорциональность, придающую поведению и жизненным проявлениям личности стихийный характер. При социальной дезадаптации неизбежно противоречивое отношение человека с социальной средой, но, в отличие от вышеописанных противоречий, такие противоречия деструктивны и приводят к необратимому регрессу даже при наличии высоких личностных способностей.

Рецензенты:

Кудашов В.И., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой философии Гуманитарного института, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск;

Круглова И.Н., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой философии, Красноярский государственный аграрный университет, г. Красноярск.

Работа поступила в редакцию 23.09.2014.

Библиографическая ссылка

Ростовцева М.В., Хохрина З.В., Машанов А.А. СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-12. – С. 2806-2812;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35440 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»