Что такое аспирантура, магистратура, бакалавриат. Жизнь после бакалавриата: магистратура, аспирантура, армия

Система высшего образования в большинстве европейских стран в соответствии с Болонским процессом имеет два уровня подготовки специалистов, осваивающих обязательные образовательные программы. Первый уровень подготовки – бакалаврат. Диплом бакалавра дает право продолжить образование по общим программам второго уровня и получить квалификацию специалиста. По специальным программам вузы готовят магистров. Аспирантура является следующей образовательной ступенью.

Определение

Магистратура – система подготовки профессионалов высокого уровня в высших учебных заведениях, работающих по обязательным программам обучения студентов с правом выбора общего направления образования и углубленного изучения отдельных дисциплин по специальности.

Аспирантура – система подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров из числа лиц, имеющих диплом специалиста или бакалавра. Аспирантура может быть учреждена при высшем учебном заведении или научно-исследовательском институте.

Сравнение

В магистратуре проходят подготовку студенты, имеющие диплом бакалавра и выбравшие магистерскую программу дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.

В магистратуре преобладает индивидуальный подход к работе каждого студента с учетом углубленного изучения некоторых предметов по выбранной специализации.

Диплом магистра дает право заниматься практической деятельностью, соответствующей полученной специальности, а также педагогической и преподавательской работай в средних специальных учебных заведениях. Еще одно преимущество магистратуры: уровень подготовки по ее программам позволяет выпускникам претендовать на обучение в аспирантуре.

Срок обучения в магистратуре – 2 года.

Аспирантура – структурная единица высшего учебного заведения, учрежденная для подготовки высшего и среднего преподавательского состава.

Аспирантом может стать лицо, имеющее диплом магистра или специалиста, получившее рекомендации научного руководителя и кафедры, на которой проводилась специализация по предметам с углубленным изучением. Выпускники аспирантуры защищают кандидатскую диссертацию и могут продолжить научную работу.

Срок обучения в аспирантуре – 3 года; заочная форма обучения – 4 года.

Выводы сайт

  1. Магистратура – второй уровень системы подготовки в вузах, работающих в рамках Болонского процесса.
  2. Аспирантура – одна из форм подготовки профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений.
  3. Магистратура – часть вузовской системы.
  4. Аспирантура может быть учреждена не только в вузе, но и в научно-исследовательском институте.
  5. Для поступления в магистратуру требуется подтверждение диплома бакалавра или специалиста.
  6. В аспирантуру имеют право поступать лица, имеющие диплом специалиста или магистра.
  7. Выпускники вузов, окончившие магистратуру, имеют право заниматься преподавательской деятельностью в средних специальных учебных заведениях.

В соответствии с Болонской системой существует несколько уровней образования. Первый уровень – бакалаврат; повышение квалификации специалиста (по специальной программе) – магистратура. Аспирантура – переходное звено от квалификации специалиста наивысшего уровня до квалификации научного работника. Бакалавр, магистр, аспирант – абсолютно разные уровни подготовки специалистов.

Определения

Чем магистратура отличается от аспирантуры?

Аспирантура – система подготовки преподавательских, научных кадров из числа магистров и специалистов. Аспирантуру можно проходить и в научно-исследовательских центрах, и в вузах.

Магистратура – система подготовки в вузах специалистов наивысшего уровня. Во время подготовки, такие специалисты работают по обязательным программам обучения, имея право выбора общего образовательного направления и углубленного изучения отдельных дисциплин из сферы специализации.

Отличия

Бакалавриат, магистратура, аспирантура – образовательные ступени в системе высшего образования. Студенты, выбравшие магистерскую программу обучения в вузе, проходят подготовку в магистратуре, где к работе каждого учащегося преобладает индивидуальный подход с учетом углубленного изучения отдельных предметов из сферы его специализации.

Человек, получивший диплом магистра (срок обучения – 2 года) имеет право заняться практической работой, если та соответствует полученной им специальности. Кроме того, магистр может осуществлять преподавательскую работу в средних учебных заведениях. Кроме того, магистры имеют право претендовать на обучение в аспирантуре.

Аспирантура, в свою очередь, является более высокой образовательной ступенью; это структурная единица вуза (или НИ-учреждения), основная задача которой – подготавливать средний и высший преподавательский состав.

Правом на обучение в аспирантуре обладают все студенты, имеющие дипломы специалистов или магистров и получившие, при этом, рекомендации от кафедры, а также от своих научных руководителей. Перед выпуском, аспирант защищает диссертацию кандидата наук, после чего он может продолжить научную работу. Сроки обучения аспирантов, в зависимости от формы обучения – 3-5 лет.

Аспирантура и магистратура (отличия)

  1. Аспирантура, условно говоря, третий уровень подготовки в вузах, в то время, как магистратура – второй.
  2. Аспирантура – форма подготовки преподавательского состава в вузах; магистратура подготавливает лишь специалистов высшей квалификации, впоследствии, имеющих право преподавать не в вузах, а в образовательных учреждениях более низкого уровня аккредитации.
  3. Магистратура – исключительно часть вузовской системы. Аспирантура может быть учреждена и при НИИ, и при других исследовательских организациях.
  4. Для того, чтобы , необходимо иметь диплом специалиста или бакалавра. В аспирантуру можно поступить, обладая дипломом магистра или специалиста (не ниже).
  5. Окончив магистратуру, можно преподавать в средних специальных образовательных учреждениях. При этом, успешно отучившись на аспирантуре, гражданин получает право преподавания в вузах, а также (защитив кандидатскую диссертацию) – ученое звание кандидата наук.

Сравнивая структуру соотношения отличий между магистрами и аспирантами, можно провести грубую аналогию: это то же самое, что сравнивать между собой уровень образованности выпускников 9-11 классов или завучей с учителями. Точно, как после 9 класса, сразу не поступишь в вуз (или, будучи «рядовым» учителем, не станешь директором школы), невозможно

Высшее образование в Российской Федерации разработано в соответствии с положениями Болонского процесса и подразделяется на отдельные уровни.

Поговорим сегодня об этих уровнях и попытаемся понять, чем же они отличаются.

Уровень первый

Бакалавриат сам по себе является системой предоставления студенту полноценного высшего образования. Поступить на бакалавриат можно имея за плечами общее среднее образование либо среднее профессиональное.

Срок обучения стандартен – это четыре года , за период которых студенту предоставляется возможность получить общую фундаментальную базу знаний и навыков.

В качестве подведения итогов обучения на данном уровне студенты осуществляют защиту своей работы, позволяющей подтвердить полученный уровень знаний, после чего им выдают диплом соответствующего образца, в котором оговорена одна из квалификаций – прикладного бакалавра либо академического бакалавра.

Получение такого документа предоставляет возможность трудоустроиться по полученной профессии, либо далее обучаться в магистратуре.

Второй уровень

Специалитет. Он в чем-то подобен бакалавриату, но его программа дает студенту больше практических навыков при ведении профессиональной деятельности. На специалитет также поступают, имея среднее профобразование либо среднее общее, вот только срок его получения более длительный – не четыре, а пять лет.

Окончив обучение, выпускник получит на руки диплом специалиста с квалификационной отметкой и указанием отрасли деятельности, например, «юрист – «правоохранительная деятельность» или экономист «экономическая безопасность».

Выпускники также могут продолжить обучение в магистратуре, либо сразу в аспирантуре (все зависит от специальности), либо начать трудовую деятельность.

Магистратура – следующий образовательный уровень. Выбрав его, специалист или бакалавр, получают углубленные знания в выбранной сфере деятельности. Срок обучения может разниться и составлять один или два года.

Магистратура предполагает, что выпускник сможет заниматься научной деятельность. По итогам получения образования на этом уровне проходит защита диссертации магистра и выдается диплом с указанием соответствующего квалификационного уровня.

Магистр вправе работать либо продолжать обучение, на этот раз в аспирантуре.

Третий уровень

На этом уровне существует несколько видов подготовки кадров, один из них аспирантура.

Аспирантура – это вид подготовки специалистов, которые впоследствии будут заниматься как научно-исследовательской деятельностью, так и преподаванием в высших учебных заведениях страны . В аспирантуре имеют возможность учиться специалисты и магистры, тут все зависит от выбранного направления деятельности, поскольку не все специальности имеют магистратуру и выпускники специалитета могут сразу поступать в аспирантуру.

Кроме практической деятельности аспирантам дают знания необходимые для ведения исследовательской и научной деятельности, педагогической деятельности. Аспирант сам осуществляет выбор желаемого направления, ищет интересующую его тему для написания диссертационной работы. Обучение в аспирантуре довольно длительное, как правило, до трех лет, а в заочной форме обучение – до четырех.

В дипломе будет проставлена отметка квалификационного уровня «преподаватель-исследователь» либо просто «Исследователь». Выпускник получает соответствующую научную степень – кандидата наук. Эта степень позволит ему впоследствии получить степень доктора наук, при условии создания определенных работ и проведения научной деятельности необходимого уровня.

В некоторых видах учебных заведений существуют собственные аналоги аспирантуры, как правило, это касается вузов медицинских, дающих военную подготовку и др. Приведем несколько примеров:

Адъюнктура – характерна для вузов, готовящих кадры для МВД, Министерства обороны.

Ординатура финальный этап получения образования в различных направлениях медицины и фармацевтики, длящийся два года. В программе ординатуры глубокое изучение медицинских предметов, сочетающихся с параллельной практикой в медучреждениях.

В этот период ординаторы получают богатый опыт работы по выбранному направлению. Выпускники получают возможность работать с различных медицинских заведениях.

Ассистентура-стажировка данный вид высшего образовательного этапа характерен для специалистов, связавших профессию с миром искусства, то есть творческо-исполнительских специальностей. Обучение осуществляется в двухлетний срок и проходит индивидуально, по плану, разработанному под каждого студента специально.

Студент прикреплен к одному или нескольким руководителям и является, по сути, стажером. Итоговая работа творческая, может выглядеть как концерт, выставка, кинофильм и т.д. В дипломе будет прописана квалификация, например, «Артист высшей квалификации.

Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе». Выпускник ассистентуры-стажировки вправе преподавать и работать по специальности.

Глобализация, стремительно охватывающая мир, вносит свои коррективы и в системы национального образования. Ведь до недавнего времени в отечественной высшей школе не были так широко распространены такие понятия, как бакалавриат и магистратура. Что это такое? И как эти образовательные формы влились в российскую систему?

Истоки

Начало внедрению зарубежных степеней в российскую практику положило подписание Болонской конвенции. Этот документ коротко излагает концепцию создания единого образовательного пространства в Европе. Одно из базовых требований состоит в приведении национальных систем обучения к «общему знаменателю» - единой двухуровневой концепции образования. Она предусматривает введение таких ступеней, как бакалавриат и магистратура. Что это такое?

Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к соответствующему законодательному акту, регулирующему сферу образования.

Нормативная трактовка понятий

Следует заметить, что оба они являются производными от слов: первое - от бакалавра, второе - магистра. И то и другое нормативные акты, регулирующие деятельность российской высшей школы, представляют как определённую квалификацию или степень высшего профессионального образования. Это позволяет сориентироваться с определениями бакалавриата и магистратуры. В обоих случаях речь идёт об установленных законом уровнях высшего профессионального образования.

Для получения первого - бакалавриата - учиться следует 4 года. Обучение заканчивается сдачей экзаменов и получением диплома. Дальше выбор за студентом. Он может продолжать учёбу или идти работать.

Следующим уровнем является магистратура. Здесь срок обучения составляет 2 года. Поступить в неё можно сразу после окончания бакалавриата. Если студент ещё не определился в своём выборе, то учёбу можно продолжить после нескольких лет работы. Закон допускает такой вариант.

Кроме названных выше уровней, в отечественной практике существует ещё один - проверенный многолетним опытом - специалитет. Это тоже уровень высшего образования. С той лишь разницей, что продолжительность его составляет 5 или 6 лет. Введение Болонской системы предполагало упразднение этого уровня, но пока этого не произошло.

Рассмотрение того, что такое бакалавриат и специалитет, ставит перед абитуриентом новые вопросы. На чём остановить свой выбор? Что предпочтительнее: магистратура с бакалавриатом или специалитет? Обе формы имеют свои преимущества и недостатки.

Что такое бакалавриат?

Сформировать представление о нём поможет обращение к этимологии слова. Оно пришло в отечественную практику из Европы. Базовое понятие - бакалавр - трактуется по-разному. Здесь можно встретить самые неожиданные версии:

  • владелец поместья или земельного участка;
  • человек, готовящийся обзавестись семьёй;
  • увенчанный лавровыми ягодами;
  • первоначальная степень, приближенная к учёной.

Как видим к образованию более всех подходит последняя.

Получить представление о том, что такое бакалавриат, поможет обращение к концепции европейского образования. Здесь этот уровень предполагался как базовый и на его освоение отводилось 3-4 года. Такой период отводился для обучения студента фундаментальным наукам. Специализированных предметов в учебных планах практически не было. Такой шаг был направлен на то, чтобы дать студенту время выбрать подходящую специальность и продолжить обучение на следующем уровне (в магистратуре), основываясь на вполне осознанном выборе профессии.

Отечественные трансформации

Европейское понимание о том, что такое бакалавриат, несколько отличается от российского. В последнем случае конвенция базового образования претерпела изменения и стала относительно самостоятельной ступенью.

В российском варианте на вопрос, что такое бакалавриат, можно ответить так. Это самостоятельное высшее образование, которое предусматривает не только фундаментальную составляющую, но и общетехническую, а также и профильные знания, умения и навыки, позволяющие выпускнику-бакалавру решать различные профессиональные задачи. Обучение продолжительностью 4 года завершается итоговой аттестацией.

Однако следует заметить, что эта система прижилась не везде. Опыт её применения показал, что есть специальности, полноценное освоение которых невозможно провести за 4 года. Именно поэтому специалитет до сих пор существует в отечественной системе.

Что даёт получение этого уровня?

Возможности, которые открывает бакалавриат перед выпускником:

  1. Продолжение обучения, для того чтобы стать специалистом или магистром.
  2. Широкие возможности трудоустройства и смены профессионального направления.
  3. Признание бакалавриата за границей даёт шанс найти работу за рубежом.

В России этот уровень образования пока ещё вызывает ряд вопросов. Такая ситуация обусловлена тем, что первое время в ряде источников он приравнивался к среднему специальному образованию. Второй проблемой является то, что некоторые технические и медицинские специальности не втискиваются в обозначенные этим уровнем временные рамки.

Виды бакалавриата

Со вступлением в силу положений нового закона Министерство образования и науки разработало приказ, который вводит новшества относительно этого уровня. Теперь он может быть двух видов: прикладной и академический бакалавриат. Что это такое?

Оба направления рассчитаны на одинаковый срок обучения - 4 года. Задачи, напротив, совершенно разные и продиктованы стремлением разделить будущих бакалавров на две группы:

  • прикладную (ПБ) - практиков, которые планируют сразу после окончания вуза идти работать;
  • академическую (АБ) - теоретиков, продолжающих обучение в магистратуре или специалитете и возможно, в аспирантуре.

То есть уже при поступлении необходимо определиться, что для абитуриента предпочтительней: наука или практика.

Для некоторых вузов введение такого новшества является весьма проблематичным. Поскольку есть специальности, на которых очень сложно провести подобное деление.

Что выбрать: АБ или ПБ

Рассмотрим академический бакалавриат - что это такое? Срок обучения составляет 4 года и предполагает своё продолжение в магистратуре. Здесь делается упор на активизацию научно-исследовательской составляющей. Большая часть учебной нагрузки отводится теоретическим курсам. Эта особенность позволяет проводить обучение как в дневной, так и в заочной форме.

Второй вид - прикладной бакалавриат. Что это такое? Потребность упора на практическую составляющую обусловлена тем, что с развитием науки и техники многие специальности требуют отработанных практических навыков. Именно поэтому появилась необходимость сочетать фундаментальные знания, получаемые в вузе с практическими навыками, которые можно получить в учреждениях среднего специального образования.

Итак, каким требованиям призван соответствовать прикладной бакалавриат? Что это такое? И как будет осуществляться на практике? Развитие здесь предполагает применение большого числа специальных прикладных курсов - их больше половины. Такой вид обучения может реализовываться только на дневной форме. В итоге за тот же самый период получают бакалавра-практика, который будет готов к выполнению профессиональных обязанностей. Экспериментальная разработка таких программ началась ещё в 2009 году и проводилась высшими учебными заведениями, которые были отобраны по результатам конкурса.

Таким образом, подытоживая все рассмотренное выше, определились, что такое бакалавриат. И магистратура, и специалитет являют собой продолжение этого уровня и предполагают более глубокое освоение теории и практики.

Поэтому, будущие студенты - нынешние абитуриенты, выбор за вами!

Болонская система предполагает наличие сразу нескольких планок в образовании. Первая их них – это бакалавриат, далее по подготовленной программе студенты проходят повышение квалификационного уровня специалиста (магистратуру). Что касается аспирантуры, то это переходная ступень между специалистом наивысшего уровня и уже квалифицированным научным работником. Все эти 3 ступени отличаются друг от друга и характеризуют совершенно различные этапы подготовки выпускников.

Чем отличается образование магистранта и аспиранта

Аспирантура представляет собой систему по увеличению квалификационного уровня научных, преподавательских сотрудников из числа выпустившихся специалистов и магистров. Заканчивать аспирантуру допускается как в университетах, так и в научно-исследовательских центрах в России.

Магистратура – это система по выпуску профессионалов высокого уровня в ВУЗах. При прохождении подготовки студенты должны проработать по методикам и программам обучения, также имеют возможность выбрать дисциплины из области специализации для более углубленного изучения их.

Чем отличается уровень подготовки и знаний

Бакалавриат, магистратура и аспирантура представлены тремя ступенями в системе получения «вышки». Те студенты, которые решают идти в магистратуру в собственном ВУЗе, проходят специальную подготовку, где для каждого студента преподавательский состав старается обеспечить индивидуальный подход и подробно рассмотреть все дисциплины по специализации.

Студенту, получающему после двух лет обучения диплом магистра, разрешено практиковаться в работе, но она должна соответствовать той специализации, которую он получил в высшем учебном заведении. Также магистр может читать лекции в средних общеобразовательных школах и продолжить свой путь в аспирантуре.

Аспирантура – это наивысшая образовательная планка, главной задачей которой является подготовка высококвалифицированных специалистов для преподавания в средних и высших школах. Обучаться и поступать на аспирантуру имеет право каждый студент, который получил диплом специалиста либо магистра, а также рекомендационные листы от собственных научных представителей и кафедры. Прежде чем выпуститься из аспирантуры, студент должен защитить собственную диссертацию на ступень кандидата наук, а после этого сможет продолжить свою научную работу. Обучаются аспиранты, в зависимости от выбранной формы, от 3 до 5 лет.

Сравнительные характеристики аспирантуры и магистратуры:

  • аспирантура считается третьим и наиболее высоким уровнем подготовки в университетах, магистратура же – вторая ступень;
  • в задачи аспирантуры входит подготовка состава преподавателей для ВУЗов, из магистратуры студенты выходят специалистами высшей квалификации и могут читать свой предмет только в учреждениях более низкого уровня, нежели ВУЗ;
  • магистратура представляет собой часть вузовской системы. Учреждение аспирантуры возможно и при НИИ, а также при остальных исследовательских учреждениях;
  • для начала обучения в магистратуре понадобится диплом специалиста либо бакалавра. Для аспирантуры потребуется диплом не ниже специалитета;
  • после окончания магистратуры студенту разрешается преподавать в средних научных образовательных учреждениях. После аспирантуры вы сможете работать в ВУЗе, а при защите кандидатской диссертации получите звание кандидата наук.