Что нужно положить покойнику в гроб. Ритуальное агентство “лонг”

Традиция снабжать покойника, отправляющегося в последний путь, всякими предметами существовала всегда. И древние египтяне, и скифы, и римляне с греками и многие другие народы в погребения своих мертвецов, помимо «виновника торжества», складывали драгоценности и оружие, предметы быта и одежду. Особо знатные покойники уходили в могилу с женами, рабами и лошадьми - об этом свидетельствуют результаты многочисленных археологических раскопок. Подобные традиции сохранились и в наше время: родные современных покойников часто стараются снабдить их всевозможными «девайсами». Правда, жен и рабов хоронить с «главными» мертвецами уже почему-то не принято. Сотрудники нескольких российских ритуальных бюро помогли корреспонденту ГолосUA составить своеобразный рейтинг предметов, которые родственники и близкие в наше время кладут в гробы своих покойников. 1. Водка Пожалуй, самое распространенное «вложение». Причем, одни утверждают, что ритуальная бутылка предназначена для «помина души» (правда, кого и как покойник «там» будет поминать - непонятно), другие говорят, что она является своеобразным «пропуском» в царство мертвых, третьи надеются, что на том свете мертвые выпьют за живых. Самый распространенный объем - емкость от 0,2 до 0,5 литра. Большие - литровые и выше - бутылки в гроб, как правило, никто не кладет. Во-первых, и места в гробу не так много, а, во-вторых, видимо, думают, что нечего там нажираться. 2. Деньги Традиция класть деньги в захоронение существовала всегда. Правда, сейчас никто не кладет в гроб чемоданы, забитые долларами. Но горсть монет или несколько купюр - в порядке вещей. Очень часто - в кошельке или бумажнике, которыми при жизни пользовался покойник. Суммы в итоге получаются небольшие. Максимум, о чем знают сотрудники ритуальных бюро, - купюра в 100 долларов. Но и такие деньги особо не афишируются - чтобы мародерам не повадно было. Кстати, у традиции класть в могилу деньги есть яростные противники: они считают, что человека, одарившего покойника деньгами, могут ждать большие финансовые неурядицы. 3. Мобильный телефон Самая характерная примета нынешних захоронений - похоже, по ней через пару тысяч лет археологи будут идентифицировать покойников и изучать нашу жизнь. Традиция класть в гроб мобильный телефон - обязательно действующий - пришла из-за границы, и подобное теперь встречается довольно часто. «Пусть будет», - так чаще всего поясняют свое решение родственники. Звонков с того света пока, правда, никто вроде не фиксировал. Но курьезы уже случались. Хоронили одного мужика. Гроб опустили в яму, уже было начали засыпать, как оттуда донесся звон мобильника. Судя по тому, что телефон звонил долго, покойный все-таки решил не отвечать. Правда, пока «мобила» звенела, никто так и не решался закапывать могилу. 4. Фотографии Их кладут в гроб те, кто считает, что, мол, глянет покойный на фотографию - и вспомнит своих, оставшихся на белом свете. Альбомы в захоронениях не встречались, но снимки жен и мужей, детей, групповые снимки и даже изображения животных нередко отправляются в гроб. Бывали случаи, когда покойных снабжали фотоснимками уже умерших родителей - может, для того, чтобы на том свете было легче их разыскать и идентифицировать? 5. Сигареты А почему бы и нет? Вдруг и на том свете захочется покурить? Правда, как правило, ограничиваются одной пачкой - либо очень хороших сигарет, либо тех, которые покойный курил при жизни. Причем чаще всего в гроб кладут уже открытую пачку - наверное, чтоб «там» сильно не заморачиваться с ее распаковкой. Обязательно снабжают либо спичками, либо зажигалкой. Как вариант, иногда кладут трубку, которую мертвец использовал при жизни. 6. Ювелирные изделия В отличие от захоронений древнеегипетских фараонов, современные могилы не являются филиалами ювелирных магазинов. Но иногда в них все же попадают обручальные кольца, которые вдовы и вдовцы отдают своим супругам. Золотые или серебряные цепочки с именными медальонами. Любимые при жизни брошки. Тем не менее, памятуя о мародерах, люди стараются не перегружать покойных «ювелиркой», а сами драгоценности особо не афишируют. 7. Игрушки Как правило, сопровождают детские захоронения. Куклы, плюшевые мишки, зайцы, машинки - их кладут в гроб родители, чтобы дети и на том свете не расставались с любимыми игрушками. 8. Электронные гаджеты Помимо упомянутых мобильных телефонов нередко нынешние покойники отправляются в могилу с различными электронными компактными гаджетами, которые любили и которыми пользовались при жизни. Плейеры, фотоаппараты, компактные радиоприемники, флэшки - непонятно, правда, с какой информацией. Лет пятнадцать назад были случаи, когда в гробы попадали и пейджеры. Кроме того, несколько раз покойники уносили в могилу ключи от любимой машины с брелоком сигнализации. 9. Очки Если покойный при жизни плохо видел и ходил в очках, то как же он будет обходиться без оптики «там»?! Специально для «того света» очки, понятно, никто не заказывает, но прижизненные «окуляры» кладут в гроб довольно часто. А вот случаев, чтобы в могилу попадали солнцезащитные очки, работники ритуальных бюро не припомнят. А вот один бинокль - был! Правда, для чего такая мощная оптика нужна покойному, уточнять они у родственников не стали. 10. Часы Традиция, которая постепенно уходит в прошлое - в связи с тем, что все меньше распространены наручные часы. В современных захоронениях практически не встретишь «Ролексов» и «Брегетов». Тем не менее, нередко в могилу вместе с пожилыми владельцами отправляются старенькие «Лучи», «Ракеты» и «Полеты». Кроме перечисленных предметов в гробы современных покойников, по старой традиции, часто кладут расческу. А в принципе, туда может попасть все что угодно - от косметики и парфюмерии (духи, пудра, помада и т.п.) до предметов одежды, книг и даже предметов хобби. Кстати, церковь подобные «вложения» не поощряет - язычество, мол.

Нужно ли оставлять какие-то вещи в гробу? Почему покойники снятся и беспокоят нас? Почему просят во снах сигареты, деньги или одежду? Хотят ли мертвые курить?

Как-то мне был задан один очень важный вопрос, который требует подробного и обстоятельного комментария. Цитирую его суть: "Вы часто пишете, что в гроб не следует класть деньги и прочие вещи. Но почему тогда случается, что некоторым людям начинают сниться их покойные родственники, которые говорят, что им нужны какие-то вещи: деньги, сигареты или что-то ещё? Я неоднократно слышала подобные истории. Мне и самой как-то снился покойный отец и жаловался, что нужно было положить ему в гроб сигареты.. ."

Чтобы доходчиво ответить вопрос, почему нередко покойники снятся и просят нас о чем-то, вначале я немного расскажу вам о содержании знаменитой "Книги духов" Алана Кардека, написанной более столетия назад. В этой книге приведена информация, полученная группой учёных-спиритистов в ходе общения с некоторыми достаточно просветлёнными душами людей, которых уже нет с нами. Среди прочей многообразной информации в книге много сказано о чувствах и переживаниях душ, недавно покинувших наш земной мир. Приведу несколько цитат из "Книги духов".

"В минуту смерти душа сперва ничего не сознаёт. Нужно некоторое время, чтобы она узнала себя. Душа освобождается от телесных оков постепенно, а не улетает, как птица из клетки, внезапно получившая свободу. У одних людей это делается скоро, в течение нескольких часов. Но у многих других, в особенности у тех, кто вёл жизнь исключительно материальную и чувственную, освобождение совершается гораздо медленнее. Время смятения бывает весьма различно, от нескольких часов до нескольких лет. Дух бывает поражен, удивлён и не верит своей смерти. Так как он видит, слышит и мыслит, дух не признаёт себя умершим. Обман этот поддерживается ещё и наружным видом его духовного тела, сохраняющего формы тела материального... Постепенно дух очищается по мере того, как уменьшаются материальные влияния на него. Страдания, испытываемые после смерти, всегда являются следствием образа земной жизни... Известно, что после ампутации чувствуется ещё некоторое время боль в отнятой уже части тела. Поскольку отрезанная часть не может быть местом страдания, мозг просто сохранил впечатление боли. Так и страдания духа после смерти отчасти сходны с приведенным примером. Страдания души всегда бывают связаны с её земными страстями и привязанностями. Для живущего на земле человека удовлетворение материальных потребностей представляет собою источник счастья. Но для души, освобождённой от телесных оков, те же материальные потребности - это источник мучения, так как их уже нельзя удовлетворить... "

Так вот, в течение некоторого более или менее продолжительного периода времени после смерти душа находится в растерянном смятении (а то и в глубоком шоковом состоянии), и не вполне понимает, что сейчас с нею происходит. Она бывает в местах, знакомых ей при жизни, пытается общаться со знакомыми ей людьми и, главное, не бывает сразу же полностью избавлена от своих земных представлений, привычек и пристрастий. Об этом последнем обстоятельстве поговорим подробнее.

К примеру, случается, что малодушный человек заканчивает свою земную жизнь самоубийством из-за неразделённой любви или измены любимого человека. Однако после смерти его ожидает тот ещё "сюрприз": муки ревности будут ещё сильнее и продолжительнее, только уйти от них уже некуда! Ни сном забыться, ни водкой, ни в петлю залезть. Вот уж, "спрятался человек от проблем", да? Тот же курильщик и после смерти очень нуждается в сигаретах, но испытывает сильные страдания из-за невозможности удовлетворить свою потребность. Наличие сигарет в гробу служит душе некоторым иллюзорным утешением, хотя, разумеется, ничего не меняет. По описанным выше причинам души покойных людей могут навязчиво сниться оставшимся на земле родственникам и жаловаться, что им нужны сигареты, выпивка, деньги (за которые они наверняка могли бы что-то нужное купить) и т.д. Именно поэтому в народе появилось мнение, что покойного нужно снабдить перед похоронами деньгами и какими-то личными вещами, которые кладут в гроб.

А теперь я прошу у вас особого внимания! Оставив в гробу деньги и какие-то вещи, вы ничуть не поможете душе унять её страдания. Всё равно она должна будет естественным путём очиститься от своих земных пристрастий, после чего освобождённая от тяжёлых "лярв" душа сможет подняться в более высокие миры. Состояние избавления от накопленных при жизни "лярв" и является тем самым пресловутым "чистилищем". Однако тот человек, который оставил в гробу деньги или свои личные вещи, непременно создаст себе массу серьёзных проблем. Здесь уже работают незыблемые принципы симпатической магии. Напомню, о чём я писал в статье "Похороненные деньги": "...Примеров подобной магии можно привести немало, но принцип здесь единый: что попадает в гроб или в могилу, то "похоронено". Соответственно, если вы своей рукой кидаете в могилу деньги со своего кармана, вы "хороните" свои финансы. Ваше обручальное кольцо в гробу покойного супруга - это очень надёжная порча себе же на одиночество. Ваша фотография в гробу "на память" - порча на болезни. Если в гробу окажется какой-то предмет одежды, принадлежащей живому человеку, пострадает тот орган или часть тела, которым соответствовала вещь: отдать рубашку - к болезням внутренних органов, брюки и обувь - к болезням ног, цепочка с кулоном - шея, горло либо грудь и т.д. Поэтому я вновь повторяю: ничего не кладите в гроб покойного родственника при похоронах! К сожалению, у меня создаётся впечатление, что я - единственный человек, который в массовой печати говорит людям о недопустимости совершения таких действий..."

А вот особый пример. Недавно у меня на приёме была женщина, которая положила в гроб покойному отцу пачку сигарет, бутылку водки и банку кофе. И, вдобавок к этому, оставила в гробу немного денег. С тех пор у неё внезапно появилось отвращение к сигаретам, что, в принципе, неплохо. Однако она теперь страдает и аллергией как на любое спиртное, так и на кофе. И деньги, конечно же, стали от неё уходить.

Однако случается, что покойный слишком уж часто начинает сниться своим земным родственникам и настойчиво просить денег. В таком случае допустимо отнести немного мелочи на его могилу. В практической магии имеется довольно значительный раздел, именуемый "магией откупа" и содержащий ритуалы, требующие оставлять на могилах какие-то деньги. К примеру, недавно мне задавали вопрос по поводу магического ритуала от безденежья, опубликованного в одной из газет. Ритуал предписывал пойти на кладбище с букетом цветов, буханкой хлеба, спиртным и сладким, сказать определённый заговор и бросить через левое плечо шесть монет одного достоинства, сказав: "Уплачено". У меня спрашивали: не опасен ли такой ритуал, разве можно деньги на кладбище кидать? Данный ритуал относится к классической "магии откупа" и не представляет никакой опасности. Дело в том, что в таких ситуациях вы не "хороните" деньги, а лишь оставляете их в определённом месте (даже если это кладбище). Но совсем другое дело, если вы оставите деньги в гробу либо бросите их в могилу при похоронах. Вот такие действия являются большой ошибкой, имеющей разрушительные последствия для ваших финансов.

Если душе покойного что-то не нравится, она может некоторое время тревожить во снах своих бывших земных родственников. В таких случаях принято ставить покойному свечи за упокой души. А иногда практикуется такая процедура: при любых ближайших похоронах с разрешения родственников в гроб кладут то, что настойчиво просит во снах ранее умерший человек.

Я знаю массу историй о контактах с умершими родственниками. Недавно одна женщина у меня на приёме рассказала, что ей приснился прадедушка, которого она никогда в своей жизни не видела. Его застрелили ещё в 1917 году, и он во сне утверждал, что знает, кто его убийца и где он живёт. В данном случае душа убитого надолго застряла в "промежуточном" периоде. От истинного перехода в иной мир его душу удерживают тяжёлые земные эмоции: обида и желание отомстить человеку, которого тоже уже давно нет на этом свете. А в одном из писем мне рассказали историю об умершей девушке, которая во сне требовала от мамы свадебное платье, поскольку она "собиралась выходить замуж". Поэтому, кстати, незамужних девушек, достигших брачного возраста, принято хоронить в свадебных платьях. Но, в любом случае, по истечении определённого срока душа покойного совершенно смиряется с её новым образом существования и избавляется от своих земных ощущений, потребностей, привязанностей и привычек. Так что, в большинстве подобных случаев я рекомендую ограничиться свечами за упокой души и выждать некоторое время. И если в очередном сне вы окажетесь способны на контролируемый сознанием диалог, постарайтесь объяснить покойному, что он более не нуждается ни в каких материальных вещах.

Душе покойного необходимо полностью избавиться от своих земных привязанностей и ощущений для того, чтобы она смогла подняться в предназначенный ей мир. Промежуточное посмертное пребывание между земным и духовным мирами и является "чистилищем" для души. Если у вас случаются какие-то контакты с вашим покойным родственником, это означает, что его душа ещё находится в этом самом "чистилище". Лишь тот дух, который проходит этот этап, поднимается в свой мир и, как правило, теряет интерес к своим прежним земным привычкам и делам. Одна из моих пациенток рассказала мне такую историю: "После смерти моей мамы она очень долго и навязчиво мне снилась. Некоторые люди неоднократно говорили мне, что "моя мама стоит за мною". Недавно одна знахарка предложила мне сделать обряд, чтобы "разорвать связь моей мамы со мною". После этого обряда мама лишь однажды мне приснилась, и выглядела она очень рассерженной и недовольной. Теперь меня не покидает мысль: не сделала ли я чего-то плохого или неправильного?" Думаю, что эта женщина поступила совершенно правильно. Как вы уже поняли, нередко случается, что умерший человек отказывается принять мысль о своём новом положении, и настойчиво цепляется за свои былые земные привязанности, то есть за родственников, места обитания и т.д. Но такое положение дел вредит и родственникам покойного, которые испытывают сильнейшее психическое напряжение, и самой мятежной душе, которая не может подняться в более высокие сферы. Магический обряд, о котором упоминается в вопросе, способен блокировать общение души покойного человека с его бывшими родственниками. И тогда душе ничего не остаётся, как оставить в покое ранее близких людей и отправиться в предназначенные ей миры. Конечно, первой реакцией покойного может быть обида и негодование, но в дальнейшем эта ситуация идёт на пользу всем.

Но не всегда инициатива общения со своими земными родственниками принадлежит покойным. Как-то задали и такой вопрос: "Есть ли возможность заказать сон, в котором я могла бы пообщаться со своими покойными родителями? " Да, имеются ритуалы для удовлетворения такой просьбы, но я не стану их приводить. Когда вы вызываете души своих покойных родственников для общения во сне или на спиритических сеансах, вы вырываете их из того мира, в котором они теперь находятся, и притягиваете их к нашему земному миру. И чаще всего душам покойных родственников это навязанное общение причиняет, по меньшей мере, дискомфорт, а то и серьёзные страдания. Поэтому лучше оставить их в покое.

Итак, отвечу на вопрос, заданный в заголовке: хотят ли мёртвые курить? Ещё как хотят! Если, конечно, они не избавились при жизни от привычки к табаку. А помогут ли покойному сигареты, оставленные в его гробу? Конечно же, нет! То же самое применимо ко всем прочим материальным пристрастиям и привычкам.

А нужны ли мёртвым деньги? Разумеется, не нужны. Хотя души покойных людей, пребывающие в состоянии смятения и иллюзорного сознания, некоторое время серьёзно полагают, что они наверняка могли бы купить себе всё, что им нужно, будь у них деньги (видимо, в каком-то особом супермаркете для усопших). Просто души покойных не всегда вполне понимают, где они теперь находятся и что собой представляют, потому продолжают мыслить категориями материального мира, в котором всё нужное покупается за деньги. Вот они и тревожат своих родственников, жалуясь им во снах на отсутствие денег или чего-то ещё. Между прочим, здесь и лежат истоки вредной традиции оставлять в гробу деньги (вовсе не для "покупки места на том свете", а чтобы "что-то нужное купить"). Но оставив в гробу предметы материального мира, родственники ничем не помогут покойному, а напротив притормозят его освобождение и просветление, попутно заполучив множественные проблемы и для себя.

Покойному не нужны "там" деньги, ведь "там" нет магазинов! Покойный не сможет закурить, посмотреть на часы, достать из кармана семейные фотографии и т.п. Теряя близких людей, многие при похоронах склонны совершать какие-то неадекватные и, главное, вредные поступки, пребывая в уверенности, что покойному в загробной жизни необходим некий набор вещей. Но, оставляя в гробу какую-то свою вещь, вы своими же руками хороните что-либо в своей жизни: здоровье, душевное равновесие, денежное благополучие или возможность создать новую семью. Если лично вы когда-либо умудрились что-то положить в гроб, жмите на кнопку внизу этой страницы и пишите письмо.

Дополнительная информация на рассмотренную тему содержится в моей статье:

Если у Вас имеется необходимость личного обращения ко мне для каких-либо разъяснений, консультаций или в связи с необходимостью решения тех или иных проблем, нажмите на кнопку и напишите мне письмо:

Похороны - печальная, но неизбежная реальность. Смерть всегда была непонятной, пугала своей неотвратимостью, невозможностью предсказать, что там, за ее порогом? Возможно именно поэтому обряд похорон, пожалуй, больше, чем все остальные, окружен ореолом примет, правил, суеверий. Люди старались дистанцироваться умершего, сохранить жизнь другим членам семьи. Эта по-детски бесхитростная вера, стремление устранить пугающее неизведанное осталась до наших дней. Приметы, суеверия превратились в почти обязательные правила проведения ритуала.

Первое требование - обязательно закрыть зеркала там, где есть покойник. Считается, что душа может перейти в зеркало, остаться жить там. Она будет пугать родственников, не сумеет покинуть этот мир.

По другой версии если покойник отразится в зеркале, то он «сдвоится», заберет кого-то из своих друзей или родственников.

Похоронные приметы предлагают обязательно закрывать глаза умершему. Раньше это делали при помощи медных пятаков, сегодня пользуются крупными монетами. Открытые глаза покойника, верили наши предки, высматривали среди присутствующих того, кто следующим умрет.

Провожая почившего, с ним следует обязательно положить несколько монет, носовой платок, расческу. Этот набор, как считалось ранее, поможет преодолеть длинный путь к раю, расплатиться за дорогу, предстать пред Всевышним в благопристойном виде.

А вот фотографии живых класть в гроб нельзя. Иначе они тоже будут похоронены.

Умершего человека обязательно обмывали, чтобы очистить тело. Душу очищается сама, для этого на подоконник нужно поставить стакан с водой. Он будет купелью для души.

Приметы на похоронах запрещают обмывать тело почившего беременным женщинам или близким родственницам. Выносить гроб тоже должны не кровные родственники. Иначе умерший решит, что его смерти рады. Лучше, если это буду просто друзья или знакомые. Их руку, как знак благодарности от покойника, обвязывают новым полотенцем, иногда - платком.

Там, где прощаются с умершим, не рекомендуется мыть или подметать пол. Считалось, что так живые умрут, «выметутся» за покойником. Сделать это нужно сразу после того, когда домовину понесут из дома. Стол, где стояла домовина, перевернуть, а постель, покойника, выбросить.

Приметы на похоронах советуют, как поступать с вещами, имуществом покойного. До сорока дней их не рекомендуется трогать, а после того, как душа перейдет, все вещи необходимо быстро раздать нуждающимся, отнести в собор, церковь.

Почти все приметы на похоронах направлены на оберег окружающих от порчи, которую могут нанести злые люди, используя похоронный реквизит.

Перед тем, как уложить покойника в гроб, ему связывают руки-ноги. Вполне объяснимый с современной точки зрения обряд считался способом, не позволяющим мертвецу встать, ходить по земле, пугать живых. Прежде, чем закрыть крышку гроба, а затем опустить его в могилу, ноги и руки развязывают.

Этими веревками можно на смерть, поэтому ведьмы или черные знахарки всегда стараются украсть веревки. Для того чтобы этого не произошло, ставят специального наблюдателя. Обычно это пожилая женщина, хорошо знакомая с обрядами.

Приметы и суеверия на похоронах предписывают, как себя вести во время обряда. Нельзя наступать на полотенца, где установлен гроб, приносить с кладбища любые предметы, цветы. При возвращении домой рекомендуется обязательно ополаскивать руки.

Нельзя пересекать дорогу пред покойником: умрешь очень скоро.

Поминать усопшего нужно в день похорон, на девятый и сороковой дни, в годовщину.

Приметы на похоронах складывались веками. Они содержали в себе интуитивный опыт здравое зерно. Люди, не зная или не умея найти объяснение законам природы, инстинктивно чувствовали, как нужно вести себя в сложных ситуация, вырабатывали линию поведения, закрепленную в приметах и обрядах.

Нельзя не скорбеть нам, когда, умирая, оставляют нас те, которых любим. Будем оплакивать наших умерших, потому что ушел от нас любимый человек, но будем оплакивать его по-христиански. Мы плачем над усопшим, потому что человек не призван к тому, чтобы умереть,– человек призван к вечной жизни. Смерть вошла в жизнь через человеческое отпадение от Бога , поэтому смерть как таковая– трагедия. С другой стороны, она– освобождение. Если бы надо было жить, никогда не умирая, в той ограниченности земной жизни, которую мы знаем, был бы неизбывный кошмар…. Есть целый ряд мест в службе по усопшему, где он как бы говорит: не рыдайте обо мне…

Мы скорбим о наших умерших по чувству лишения, но с надеждою соединения с ними в вечности.

Посему великолепие похорон, народное сопровождение гроба, заботливость о погребении, не щадящая издержек, устроение богатых памятников несколько утешают живых, но не помогают умершим. Не помогают, но со всей несомненностью вредят суетные предрассудки, измышления, подобные тем, которые приведены ниже.

Наиболее зримо они проявляются именно в обряде погребения, тайны и многие страхи которого никому не удалось распознать. Существует множество неписаных и подчас странных ритуалов, которые, тем не менее, передаются из поколения в поколение и исполняются едва ли не с большим усердием, нежели церковные молитвенные обряды. В XX веке, когда Церковь находилась в ущемленном положении в обществе, эти языческие суеверия стали повсеместно распространенными. Их исполняют, не задумываясь о смысле, даже люди, считающие себя атеистами.

Например, существует неправославный языческий обычай, когда под гроб усопшего кладут топор, бросают монеты в гроб, в могилу. Или же, когда выносят покойника, в доме переворачивают столы, стулья . В этом нет необходимости. Все это связано с языческими обычаями. Плакальщицы о покойном – тоже нецерковная традиция.

У неразвитых народов считалось, что если человека похоронить без руки или ноги, то и в том мире он будет оставаться калекой. Этот языческий предрассудок послужил основой заблуждения у некоторых христиан, которые боялись, что в Судный день их близкий человек восстанет из мертвых без конечности и на вечность останется инвалидом. Но если отделенную от тела конечность, считали заблуждающиеся, захоронить вместе с трупом, то проблема разрешится, и человек воскреснет в своем полном виде. Отрезанные члены тщательно хранили, чтобы их можно было, когда придет час, положить в гроб. Даже выпавшие или вырванные зубы сохраняли, иногда по многу лет, и клали в могилу вместе с их бывшими владельцами. Эти представления нередко служили причиной смертей, когда ампутацию оттягивали, пока не становилось слишком поздно.

Обычай завешивать зеркала в доме умершего связан также с традицией народного происхождения и не имеет ничего общего с православным обрядом погребения умершего. Объяснения этого обычая до смешного наивны. Зеркала закрывают для того, чтобы душа усопшего, увидев себя, не испугалась. Другой вариант толкования: чтобы покойный не напугал родственников. Считается также, что через зеркало душа может уйти в темный мир «зазеркалья», где царит дьявол и правят бесы.

Надо сказать, что различные предрассудки, связанные с погребением ,– проблема не только нашего времени, когда целые поколения вырастают в неверии и незнании Бога. И в дореволюционные времена разного рода суеверий, связанных со смертью и обрядом погребения, было предостаточно.

Назовем некоторые обычаи и верования, которые православные христиане не должны исполнять и принимать во внимание:

- класть в гроб деньги, вещи и продукты;

- класть на лицо покойного блин, а потом съедать его, веря, что этим уничтожаются грехи усопшего;

- верить, будто человек, вернувшийся в дом после выноса тела и до возвращения с кладбища, непременно умрет;

- на поминках ставить «для усопшего» рюмку водки и хлеб;

- сохранять эту «поминальную рюмку» до сорокового дня;

- лить водку в могильный холм;

- произносить: «Да будет тебе земля пухом»;

- верить, что душа умершего может принимать облик птицы или пчелы;

- верить, что если усопший не отпет, то его душа остается на земле призраком;

- верить, что человек, случайно вставший во время отпевания между гробом и алтарем, непременно скоро умрет;

- верить, что погребальную землю, которую дают на заочном отпевании, нельзя хранить дома больше одного дня;

- верить, что кремация может послужить причиной болезней детей или внуков кремируемого;

- верить, что тела сгоревших на пожаре не воскреснут в Судный день.

Можно привести множество других примет и суеверий, связанных со смертью и погребением. В любом поселении существуют свои своеобразные традиции погребения, передаваемые от поколения к поколению. В основном пожилые женщины считают себя знающими и просвещенными в этих традициях и берут на себя право во время похорон следить за их соблюдением, зачастую не только игнорируя благословение священника, но откровенно и прилюдно насмехаясь над ним. Они совершенно не понимают, а бывает и, наоборот, умышленно ставят себя в выше учения Церкви и святых отцов.

Всякое знахарство и колдовство неприемлемо в православных традициях, в том числе и в традициях погребения. Ко всякой подобной информации нужно подходить с большой осторожностью, помня о том, какой вред для души и здоровья приносят контакты с подобного рода людьми. Нужно помнить, что диавол есть отец лжи и со своим воинством прилагает все усилия, чтобы заблудить человека в истине и отдалить его от Церкви и ее истинного учения. Все мы смертны, но эта неопровержимая истина лишается духовной глубины и превращается в банальность вне учения Церкви, которое свидетельствует о том, что человек был сотворен Богом для бессмертия. Все суеверия и измышления вокруг этого главного вопроса губительны для души самого православного христианина и совершеннно не помогают душам усопших.

Христианская церковь плохо относиться к различным суевериям и приметам, считая, что в гроб кладется только специальная атрибутика православных: погребальная одежда, венчик, рукописание, погребальный крестик в левой руке, саван или погребальная пелена.

Следует понимать, в чем изначальная суть и зачем в гроб кладут посторонние вещи? Многие считают, что с вещами на том свете покойному будет спокойней и уютней. Но при этом забывают, что кроме всего прочего, это также особый ритуал, который используется в черной магии – что похоронено, то похоронено.

Можно ли класть в гроб вещи?

Церковь однозначно против того, чтобы в гроб клали какие либо посторонние вещи. Однако люди все равно пренебрегают советами священников, а в порыве эмоций могут положить в гроб вещи, которые по приметам класть ни в коем случае нельзя. Считается, что то, что погребено то погребено. Если вы положите в гроб к покойному свое обручальное кольцо или свои личные деньги, то по примете вы их похоронили и у вас больше не будет много денег, и вы не выйдите больше замуж. Это относится ко всем личным предметам, которыми вы пользуетесь. Любая ваша вещь символически связанна с одной из сфер жизни: обувь – ноги, цепочка – грудь и шея, рубашка – туловище. Даже тень по приметам не должна падать на могилу, особенно в момент захоронения или когда закрывают крышку гроба, считается что так человек кликает беду.

Можно ли класть фотографию в гроб?

Особенно осторожно следует относиться к вашим фотографиям. В порыве чувств у матери или у второй половины может прийти мысль положить свою фотографию в гроб, чтобы покойному было не одиноко. Однако в черной магии существует ритуал, при котором в гроб кладут фотографию жертвы, правда в этом случае исполнитель проводит особый ритуал. Тем самым происходит порча на здоровье, человек начинает чахнуть. Эзотерики считают, что на человека с сильной энергетикой, который не верит в порчу не повлияет простое нахождение его фотографии в могиле. Однако в любом случае, класть фотографии в гроб считается не очень хорошей идеей.

Что можно класть в гроб?

Кроме церковной атрибутики в гроб иногда кладут личные вещи покойного. Именно те вещи, которые использовал только он. Например, наручные часы, обручальное кольцо, иногда даже мобильный телефон. Несмотря на то, что церковь против чтобы посторонние вещи клали в гроб, люди продолжают это делать. Во первых если покойный сам попросил перед смертью положить ему в гроб его личную вещь, его последнее желание обязательно нужно исполнить! Чтобы не получилось как ниже.

Некоторым после похорон сниться покойный, и просит принести ему то, что он просил. Некоторые объясняют это тем, что в другом мире, без физики, покойный скучает по своему физическому телу, по своим вещам, хочет к ним прикоснуться. Однако по-настоящему они конечно ему не нужны. Церковь считает, что если такой сон имеет место быть, то лучше сходить в церковь и помолиться за упокой души.

Что кладут в гроб мужчине?

Кроме православной атрибутики, если мужчина при жизни носил форму (военный, полицейский, пожарный) то его при желании хоронят в форме с фуражкой и со всеми медалями.

Что кладут в гроб женщине?

Голова, как правило, накрывается платком. Если девушка умерла незамужней, то ее могут похоронить в свадебном платье в фате, а у изголовья положить венок. Беременным иногда кладут детские игрушки.

Кладут ли цветы в гроб?

Да к ногам усопшего на саван принято возлагать цветы. Чаще всего цветы возлагают в храме на отпевании. По еще одному суеверию в гроб не кладут розы, так как их шипы на том свете будут колоть. Но главное чтобы цветов было четное количество и они были не яркого цвета, а подчеркивали всю строгость и скорбь этого события.

Но можно ли класть в гроб живые цветы, или только искусственные? Считается, что живые цветы вырабатывают особые вещества – бактерициды, которые борются с болезнетворными микроорганизмами, которых в теле покойного очень много. Из-за такой реакции тело покойного начинает синеть. Неспроста цветы возлагают к ногам покойного, а не возле лица. Раньше когда покойный долгое время находился дома, это действительно было заметно, но в наших условиях, когда цветы возлагаются непосредственно перед погребением, нет никакой разницы между живыми или искусственными цветами. Более того, часть людей считает, что класть пластик в могилу не этично. Венки обычно возлагают уже на могилу, после захоронения, но иногда самые близкие и родные кладут венок в гроб. Здесь существует еще одно суеверие , нельзя писать на венках свои имена, если собираетесь погрести венок вместе с усопшим. Вместо имен можно написать: от мамы, тети, друзей, родных.

Можно ли класть крестик в гроб?

Хоронят обычно с крестильным нательным крестом (некоторые крестильный крест хранят дома, а носят более дорогой). Есть такое суеверие, что нельзя носить крест умершего и просто чужого человека, так как тем самым ты забираешь себе его грехи. Если по каким-то причинам нательный крест не был похоронен вместе с умершим, то его либо следует освятить (продержать) не менее двух месяцев в святой воде, либо схоронить его в природном водном источнике (река, озеро, море) либо переплавить на сильном огне.

Считается что любая физическая вещь, которая часто контактирует с человеком (например, нательный крестик или наручные часы) так или иначе, впитывает в себя энергетику человека. Одно дело если человек был относительно здоров во всех смыслах, и другое, если имел множество проблем. В любом случае носить крестик умершего, как и любые другие вещи чужого человека не рекомендуется никому.