Боковой свет в квартире. Как правильно организовать и распределить освещение в квартире

Дизайнер Екатерина Малая помогла The Village разобраться, для чего нужен светодизайн, что такое ярусы и сценарии освещения и почему уже на стадии планирования электрики необходимо точно знать, где будет стоять ваша любимая статуэтка.

Екатерина Малая

дизайнер

Даже если вы нашли «тот самый» оттенок для стен, потратились на деревянные полы, привезли из поездки марокканский ковёр и заказали в Милане мебель из последней коллекции успешного бренда, результат может разочаровать. Все ваши полугодовые усилия могут быть перечёркнуты одним-единственным промахом - неграмотным освещением. Так бывает, когда на стадии планирования электрику прокладывают наобум. И не от недостатка старательности, а просто потому, что ещё не решили, где будет стоять диван, какой длины будет обеденный стол, а об аксессуарах вообще не думали.

Правило первое

Приступайте к планированию электрики, когда готов детальный план расстановки мебели

Как минимум так вы сделаете ваш новый дом удобным для жизни. Выключатели обычно располагают на расстоянии 15 сантиметров от края дверного проёма, с той стороны, где у двери ручка: вы должны быть уверены в схеме открывания двери. Для верхнего света в спальне я всегда рекомендую своим заказчикам проходной выключатель, чтобы иметь возможность один и тот же верхний свет включить или выключить и у двери, и у кровати. Это удобно также для длинного коридора, ведущего из прихожей в спальни. Но старайтесь избегать большого количества выключателей. Если на пути от входной двери до кухни вам придётся включить свет больше двух раз, то схема плохая: вы просто не будете пользоваться ею в полном объёме.


Правило второе

Свет должен быть разным

Пространство, в котором мы живём, трёхмерное, и выстраивание освещения ярусами поможет подчеркнуть глубину и объём, что невозможно сделать при помощи единственного источника света. Дизайнеры выделяют четыре яруса освещения: верхний (потолочные светильники, люстры, встроенные точечные светильники), первый средний (настенные светильники, бра, торшеры), второй средний (прикроватные лампы, лампы на низких подоконниках и кофейных столиках) и нижний (светильники, встроенные в плинтус и в пол, напольные световые скульптуры).

Чем ниже источник света, тем более интимную атмосферу он создаёт, и наоборот. При включённом верхнем свете (даже если это потрясающе романтичная люстра со свечами и хрустальными подвесками) добиться эффекта уютной комнаты нельзя. Лучше всего для этой цели подходят два нижних уровня освещения - свечи в декоративном камине или настоящий огонь в очаге к ним также относятся.


Правило третье

Не настаивайте на бра

Настенные светильники (первый средний ярус) сейчас не используются самостоятельно. 150 лет назад это были свечи на стене, до которых было легко дотянуться, тогда как люстры зажигали только в особенных случаях. В современных же классических интерьерах бра остались по инерции, в качестве аксессуара. Включаются они редко, и всегда вместе с люстрой. Многие мои заказчики просят запланировать бра над кроватью. Но это не функционально. Идеальным для спальной зоны является сочетание лампы с мягким рассеянным светом на прикроватной тумбочке и маленького светильника на гибкой ножке для чтения, который можно закрепить на стене или в изголовье. Так вы получите возможность хорошо видеть текст, не утомляя глаз. Бра же освещает только стену или вашу макушку.


Правило четвёртое

Подумайте о необычных светильниках заранее

Ещё один вид настенных светильников: расположенные на той же высоте, что и классические бра (140-170 сантиметров от пола), они больше похожи на скульптуру или инсталляцию и способны стать центральным элементом в интерьере. Появление таких объектов в квартире лучше не откладывать на последний момент. Это та самая печка, от которой стоит плясать, продумывая покрытие стен, конфигурацию мебели и даже пропорции помещения. Если вы просто вывели на стену свободный кабель, чтобы потом подобрать сюда что-нибудь для подсветки тёмного угла, вас ждёт разочарование: света такие светильники дают не сильно больше, чем ночник, и смотреться, скорее всего, будут неуместно.


Правило пятое

Не допускайте ошибок при планировании точечного освещения

Встроенные, или точечные, светильники пришли к нам вместе с евроремонтом. Многоуровневый потолок с галогенками был призван заменить мещанскую люстру. Прошло уже 20 лет, но многие из нас до сих пор не догадываются, что можно использовать этот инструмент как-то иначе. Полезно знать, что у каждого точечного светильника есть определённая ширина луча. Если разместить серию точечных светильников с узким лучом очень близко к стене, мы получим ритмичный световой рисунок на поверхности стены, встроенного шкафа или обитого тканью высокого изголовья кровати. Кроме того, это самый эффектный способ подчеркнуть необычную фактуру - искусственный камень, кирпичную кладку, рельефную плитку.

Встроенные светильники бывают фиксированными и поворотными. Последние особенно удобны для акцентированной подсветки предметов искусства или аксессуаров. Если вы собираетесь поставить на консоль или каминную полку коллекционный дедушкин парусник, позаботьтесь о паре встроенных в потолок точечных светильников, лучи которых можно будет направить на объект перекрёстно, как софиты на сцену. Ширина луча для акцентного освещения тоже играет большую роль. 40–50 градусов - оптимально для подсветки больших картин. Маленькие же скульптуры в таком потоке света потеряются и сольются со стеной, для них необходим узкий луч шириной 10 градусов.

Частая ошибка - использование в целях точечной подсветки плоских светодиодных светильников. Источник света обязательно должен находиться в углублении, иначе он будет привлекать внимание не к объекту, а к себе самому, и, что ещё хуже, просто слепить глаза. Это же правило справедливо и для подсветки рабочей поверхности в кухне, особенно если кухня совмещена со столовой. Глаза сидящего за столом человека находятся ниже уровня подсветки, закреплённой под навесными кухонными шкафами. И если лампы не углублены в дно шкафчиков, яркий свет бьёт в глаза и вызывает дискомфорт. Поэтому качественные современные кухни имеют утолщённое дно со встроенной подсветкой. Если ваш бюджет не позволяет потратиться на такую модель, на этапе планировки кухни не забудьте добавить специальный плинтус для верхних шкафов и монтируйте подсветку строго за ним.


Правило шестое

Экспериментируйте

Если возможности встроенных светильников постоянно используются в интерьерах на ярусе потолка, то нижний ярус совершенно незаслуженно игнорируется, в то время как встроить точечный светильник в пол ничуть не сложнее. Такие светильники зачастую являются влагозащитными и оснащены рассеивателями. С учётом того, что редкий ремонт обходится без выравнивания пола, необходимые для светильника сантиметры от перекрытия до поверхности напольного покрытия найдутся всегда, а в качестве результата вы получаете дополнительный объём и глубину помещения. Если вы являетесь счастливым обладателем глубоких подоконников, встройте пару миниатюрных точечных светильников в каждый из них вблизи откосов. Так вы, во-первых, подчеркнёте прекрасную архитектурную особенность вашей квартиры, а во-вторых, получите ещё один мягкий источник света на среднем ярусе.


Правило седьмое

Отнеситесь внимательно к выбору света для ванной комнаты

Свет в ванной комнате зачастую незаслуженно остаётся без внимания. А ведь он способен до неузнаваемости изменить помещение. Примените ярусное освещение, встройте светодиодную ленту в углубление в экране ванны (получится эффект «парящей ванны») и под раковиной, обрамите встроенными в пол светильниками выступ с подвесным унитазом и дверной проём. Используйте влагозащитные двунаправленные светильники в мокрой зоне: снопы света заставят заиграть вашу мозаику на стене.

Отдельного внимания заслуживает зона зеркала. Помните, что угол падения равен углу отражения, и используйте это правило, чтобы максимально выгодно осветить своё лицо. Распространённая ошибка - размещать над зеркалом настенный светильник на ножке, яркий свет которого направлен вниз. Ваше отражение при таком освещении будет казаться старше на 15 лет, цвет лица будет выглядеть безжизненным, на нём появятся глубокие складки, а под глазами - мешки. С лицом произойдёт то же самое, что и с фактурной стеной, которую подчеркнули встроенными светильниками: его рельеф многократно усилится за счёт жёстких теней. Выбирайте поворотный светильник и направляйте луч или используйте рассеянную круговую подсветку зеркала. Хорошей альтернативой могут стать два настенных светильника по обе стороны от зеркала: их перекрёстный свет уберёт ненужные тени.


Правило восьмое

Не перебарщивайте со светом на кухне

Принято думать, что много света на кухне не бывает. Как правило, апологеты этого принципа размещают большое количество лампочек на потолке, создавая сетку из точечных светильников. Ничего, кроме резких теней, неестественных лиц и атмосферы операционной, таким образом добиться нельзя. А между тем главное на кухне - подсветка рабочей зоны и правильное освещение обеденного стола, от которого зависит атмосфера и продолжительность семейных ужинов.

Светильник над столом должен обязательно иметь длинный подвес. Если он находится выше 150 сантиметров от пола, то, опять же, отбрасывает тени на лица и недостаточно освещает стол. Выбирайте светильник с широким абажуром из плотного материала: идеальная форма для круглого и квадратного стола - большая перевёрнутая миска. Габариты стола должны быть известны заранее, иначе вам не избежать переноса светильника. А натяжной потолок в зоне столовой вообще не даёт права на ошибку.

Дополнить схему освещения в кухне можно встроенной подсветкой на нижнем ярусе: например, вмонтируйте светодиодную ленту в дно нижних шкафов или точечные светильники в цоколь кухни.


Правило девятое

Самое важное - сценарии освещения

Вечер в кругу семьи, детский день рождения, домашняя вечеринка, работа дома, романтический ужин - очевидно, что в разных ситуациях вам понадобится разный свет. Для больших квартир и сложных схем идеальное решение - установка системы «умный дом», которая будет управлять не только освещением, но и акустической системой, шторами на электроприводе и тёплыми полами. Сценарий освещения в этом случае программируется и может быть изменён по вашему желанию.

Если же вам необходимо раз и навсегда продумать группы включения осветительных приборов и развести их по выключателям, руководствуйтесь воображаемыми ситуациями. Если вы ночью идёте в туалет, яркий свет вам совершенно не нужен. Значит, одной клавишей должна включаться вся мягкая подсветка - нижний ярус, подсветка ниш, а второй клавишей, на которую заведён заливающий верхний свет, вы будете пользоваться во время уборки или утром, чтобы проснуться.

Средний ярус в гостиной удобно завести на один выключатель. Вы когда-нибудь обращали внимание, как герои американских фильмов приходят домой и одним щелчком включают все настольные лампы и торшеры? Это так называемый вечерний сценарий освещения, идеальный в ситуации, когда вы вернулись после долгого трудового дня и мечтаете об одном - броситься на диван. Но не следует группировать светильники исключительно по принципу ярусности. Не бойтесь проявить фантазию: например, мягкий вечерний сценарий для коридора может включать в себя нижнюю подсветку и подсвеченную стенную нишу в тупике. Всё это - ваш сценарий и ваша драматургия.

ФОТОГРАФИИ: обложка - shutterstock.com / Ventura , 1 - shutterstock.com / Yarik , 2 - shutterstock.com /ER_09 , 3 - shutterstock.com / AnnaTamila , 4 - archiproducts , 5 - shutterstock.com / ShortPhotos , 6 - shutterstock.com / ARZTSAMUI , 7 - shutterstock.com / Photographee.eu , 8 - shutterstock.com / Henrik Winther Andersen , 9 - shutterstock.com / Jacek_Kadaj

Организация освещения в квартире – одна из первостепенных задач, которую необходимо решать еще на этапе планировки интерьера. При выборе осветительных приборов нужно задумываться не только об эстетической привлекательности. Помните, что от уровня освещенности жилища напрямую зависит состояние здоровья людей, домашних животных и даже цветов.

Правильное освещение

На эффективность освещения влияют два фактора:

  • Мощность ламп
  • Количество источников света

Варьируя количество светильников, можно удачно отразить световой сценарий помещения.

Для обустройства функциональных зон, например, для отдыха, приема пищи, работы, игр и пр., сочетают осветительные приборы разной яркости. Умелое использование света и тени подчеркивает все достоинства и скрывает изъяны комнаты.

Гостиная

В этой комнате необходим яркий общий свет (200-250 Вт). Исходя из площади, определяют количество локальных источников. Например, если гостиная включает в себя еще и рабочее место, то его дополнительно подсвечивают настольной лампой.


Спальня

Здесь уместно использовать светильник с матовым плафоном или короткую люстру (100-150 Вт). У изголовья кровати с двух сторон размещают бра (60-100 Вт).

Напротив можно поставить напольную лампу или пару менее мощных светильников (40-60 Вт). Такое сочетание способствует созданию спокойной обстановки.

Кухня

Если размеры комнаты маленькие, то общее освещение не обязательно. Лампу рекомендуется смещать ближе к обеденному столу. Светодиодами можно дополнительно подсветить кухонный гарнитур.

Ванная

Необходимо общее освещение. Локальный источник можно повесить над зеркалом. Так как это комната с высокой влажностью, светильники должны быть с плафонами.


Детская

В этой комнате освещение лучше создать с помощью многоточечных светильников. Они не излучают яркого направленного света, что позволяет избежать негативного воздействия на зрение.

Учебный или компьютерный стол оборудуйте настольной лампой. Место для занятий рукоделием, рисованием или чтением осветите с помощью бра или напольной лампы.

Коридор и прихожая

Так как это зачастую маленькие и узкие помещения, свет здесь нужен яркий и многосторонний. По периметру стен установите светильники. Дополнительно мягким естественным светом можно выделить зеркало.

Для современного освещения квартир важно учитывать цветопередачу источников. Это позволит уютно обустроить все комнаты и не допустит искажения цвета предметов интерьера. Оптимально использовать лампы с индексом Ra- 100. Такое свет позволяет наиболее точно отобразить цвета. Чем ниже значение показателя, тем хуже цветопередача.


Если вы так и не определились, как именно сделать освещение в квартире, просмотрите фото в сети и наверняка у Вас возникнут идеи. В обратном случае можно нанять дизайнера, и он решит эту проблему.

В случае возникновения проблем со световой схемой Вы можете обратиться за консультацией к светотехнику, он расскажет, как правильно рассчитать освещение и даст дельные советы. Помните, что с помощью света вы можете сделать из неприметного жилища шедевр. Не бойтесь экспериментировать!

Фото освещения в квартире

Новые технологии предлагают новаторский подход, когда требуется эффектный дизайн освещения квартиры. Изящные плафоны и диоды на многоуровневых потолках вытесняют громоздкие люстры без намека на эстетику. Современное оформление освещенности городских квартир может соперничать с обликом оперного театра, ресторана или офиса преуспевающей компании с обложки журнала. При продуманном проекте в комнатах не останется темных уголков, даже без настольных ламп и торшеров, а расходы на электричество снизятся.

Освещение очень сильно влияет на зрительное восприятие пространства, от которого зависит комфорт и уют вашего дома

В проектировании жилья есть свои правила, которые в полной мере касаются и норм общего освещения. Важным условием комфорта остается степень освещенности. Она должна быть благоприятной для зрения и психологического состояния. Это разумный баланс количества осветительных приборов определенной мощности относительно площади рабочего пространства.

  • Хорошо освещенный кабинет держит разум в тонусе.
  • В гостиной при продуманном дизайне легко создать особую ауру, подчеркивающую стилистическое решение.
  • Если в экстравагантной ванной или спальне полумрак, то он неизбежно клонит в сон.
  • Грамотный подход в дизайне освещения прихожей сделает квартиру гостеприимной в восприятии визитеров.
  • В кухне с дополнительной подсветкой рабочей поверхности приятно готовить.
  • Мягкий свет в детской спальне не раздражает зрительные анализаторы малыша и дает возможность спокойно погрузиться в сон.

Для рабочего кабинета отлично подходят геометрические светильники с четкими линиями

Важно! Если допустить ошибки в проектировании, понадобятся дополнительные затраты на прокладывание скрытой электропроводки. Лучше сразу уменьшить или увеличить мощность, чем после ремонта сдирать обшивку из натурального дерева, камня и дорогих обоев.

Дополнительные источники света создают теплую атмосферу и делают пространство более мягким

Специалисты рекомендуют при стандартной планировке на каждые 5 «квадратов» площади пола использовать светильники суммарной мощностью 50-75 кВт. При высоких потолках можно и больше. Нормативы разработаны и выверены давно, но они адаптируются под современные технологии и дизайн освещения в квартире. Они помогают самостоятельно найти оптимальный режим, но суммарную мощность нужно разделить на общее количество светящихся точек.

Зеркала создают больше отражающих поверхностей, что значительно добавляет количество света в помещении и позволяет сократить число светильников и счета за электроэнергию

  • в 1-комнатной квартире до 30-40 кв.м. достаточно 7-8 осветительных приборов (3 потолочных, многорожковая люстра, 2-3 бра, настольная лампа и торшер);
  • в 2-комнатной достаточно 8-9 ламп;
  • в 3-комнатной – 10-11 точек;
  • если у вас 4-комнатная квартира, достаточно 11-12.

Люстра может использоваться для главного освещения

Современная квартира, в которой установлены натяжные потолки с точечной подсветкой и диодной лентой – другие нормы. Можно обойтись без люстры, но ее отсутствие компенсируют бра, мебельной подсветкой и другими видами локального (местного) освещения функциональных зон.

Мощность точечных светильников легко регулировать, они могут использоваться в качестве основного света или как фоновая подсветка

Общие правила дизайнерской концепции

  1. Правильный дизайн освещения в жилой комнате – понятие многогранное.
  2. Освещенность подбирается с учетом пользы для здоровья, она будет подчеркивать эстетику стилистики, заодно выполняя функциональные требования.
  3. Грамотное решение – альтернатива декору городской квартиры в минималистическом стиле, подчеркивающем тонкий вкус и яркую индивидуальность владельца.

Лампы с направленным светом применяются для подсветки конкретного места либо для корректировки площади помещения

Концепция подразумевает несколько составляющих.

1. Общее освещение (искусственное) Физиологически обоснованный фон, основа, которая представлена разными видами ламп.
2. Светодизайн интерьера Подобен подходу в выборе меблировки и текстиля для общей эстетики, отражает вкусы владельца, способ самовыражения через среду обитания. Предполагает перемещаемые объекты, высвечивающие объекты для обзора.
3. Световая архитектура Предполагает концепцию освещенности помещения, подразделяется на интерьерную, внутреннюю и внешнюю световую архитектуру в реализации стильного дизайна.
4. Естественная освещенность Важная составляющая, ее можно варьировать по времени суток, сезонности и расположению комнат. Лучи из окна приглушают жалюзи, рассеивает тюль и затеняют шторы. Его усиливают светлые стены, зеркальные и глянцевые поверхности, хромирование.
5. Направленный искусственный свет Вращающиеся проекторы и потолочные плафоны, настольные лампы, торшеры на штативе или гнущейся спиральной основе.
6. Декоративное дополнение Удобно пользоваться в рабочей зоне, для аквариумов, необычной мебели и экспозиций художественных произведений гостям.

Акцент на определенную зону комнаты легко сделать с помощью локального светильника

Важно! Различные осветительные приборы используются в организации современного дизайна освещения в комнате. Это “галогены”, лампы накаливания, люминесцентные трубки, точечные и ленточные диоды, оптоволоконные шнуры.

Освещение часто используется для разделения пространства, особенно это актуально маленьких квартир

Общее свет в каждой комнате – естественная составляющая, без нее невозможно рассматривать дизайнерскую концепцию. Цветовое решение стен компенсирует недостаток солнечных лучей или поглощает их избыток.

Управление освещением в дизайне квартиры подобно режиссуре и оформлению декораций, но для этого нужны определенные инструменты, которым пользуется любой режиссер-осветитель. Свет может быть:

  • естественным;
  • рассеянным;
  • отраженным;
  • усиленным;
  • смягченным.

Прозрачные плафоны не “съедают” свет в отличие от матовых, а для создание нужных эффектов можно использовать цветные абажуры

Типология освещения

  1. Многоуровневое освещение – альтернатива светодизайну без люстры. Учитывается зонирование и функциональность каждого участка, угла или зоны. Это возможность высветлить необходимые места и обойтись без затрат на общее освещение. Дополнительная регулировка используется для включения/выключения на основе «умных» опций и пульта (дисплея) дистанционного управления.
  2. Для поверхности стен применяются всевозможные бра. Экономично и удобно, когда требуется осветить зеркало, нишу гардероба, поворот длинного коридора или начало спуска с лестницы в частном доме.
  3. Нижний свет пока редко используется в жилых схемах, но это не прихоть или экстравагантное решение. Дополнительная проработка площади пола сбалансирует распределение лучей. Нередко монтируют светодиодную ленту или неоновую трубку у плинтуса. В ванной комнате и прихожей оригинально смотрится дорожка из стеклянной плитки с вставленными под них лампами, включаемыми, когда на них ступаешь.
  4. Для смены вектора по мере необходимости применимы поворотные, подвижные и перемещаемые лампы и диоды. Это трековые системы, поворотные бра и люстры с вращаемыми рожками, как на фото.

Для местного освещения удобно использовать управляемые светильники с приглушенным фоновым светом

Внимание!При удачном сочетании всех разновидностей получается компенсации недостатка света с минимальной нагрузкой на зрение.

Смешанное освещение из различного рода светильников буквально преображает комнату, превращая её в сияние огней

  • Плафоны для коррекции общего света располагают под потолком в центре комнаты (для равномерного рассеивания). Вместо люстры легко распределить подсветку на 4 стенах и многоуровневых потолках.
  • Рабочие зоны должны равномерно освещаться, нежелательно оставлять темные углы и глубокие теневые участки, даже если их редко посещают. Рабочий свет лучше комбинированный – белый с желтым спектром (уточняйте при покупке в магазине).
  • Для декоративного освещения подойдет цветная подсветка, например, светодиодной лентой или шнурами, которыми можно выкладывать надписи или фигуры на стенах.
  • Комнатным растениям для полноценного развития нужны специальные фитолампы, особенно если это обитатели тропиков и южных широт.
  • Аквариумные гидрофиты подсвечивают «белыми» или универсальными люминесцентными лампами на специальной крышке, в сочетании с диодами и лампами накаливания с мягким желтым светом. Они нагревают поверхность декоративной крышки, поэтому их помещают на расстоянии, а днище выстилают фольгой.
  • С помощью перфорированных плафонов бра и потолочных абажуров можно получить красивый ажурный теневой рисунок. Но отделку подбирайте гладкую и однотонную, чтобы фактура не искажала замысловатое изображение.
  • Местное или локальное свечение обязано выгодно подчеркивать определенные объекты и детали интерьера, в определенной мере усиливая или заменяя декор.
  • В рабочей зоне, где читают, готовят еду или занимаются у компьютера, нужна локальная подсветка. Интенсивность должна быть благоприятна для глаз, тот случай, когда не стоит экономить на здоровье.

Простой напольный светильник, но как подходит к окружающему интерьеру

Важно! При обустройстве любой точки помните о некотором количестве выделяемого тепла – облицовка не должна перегреваться до воспламенения. Учитывайте физиологические нормы – недостаток освещенности угнетает рабочую активность и расслабляет зрительный нерв.

Для натяжных потолков оптимально подходят встроенные светильники на светодиодных лампах

Многогранность современных решений в светодизайне

В любом помещении общее освещение должно грамотно сочетаться с рабочим и акцентным, локальным и комбинированным. У них есть свои подтипы и разновидности. Если общее должно, скажем так, избавлять от темноты в целом, то у остальных приборов функция – высвечивать отдельные элементы. Это достигается с помощью различных источников света в комнате, независимо от общего дизайна.

Светодиодное освещение в интерьере гостиной

Разновидности источников искусственного света:

  1. Светодиодные лампы – современная альтернатива классическим «лампочкам Ильича», применение которых сегодня дорого обходится.
  2. Лампы накаливания считают архаичными, но они дают минимальную нагрузку на зрение, а их спектр максимально имитирует солнечные лучи.
  3. Энергосберегающие – вполне экономичные лампы, но их частое мерцание утомляет зрение, предлагаются с «теплым» и «холодным» спектром.
  4. Люминесцентные чаще всего используются для торговых и промышленных площадей, но и в «студийках» без стен эти лампы находят достойное применение (имитация дневного света).
  5. Светоизлучающие шнуры «дюралайт» на основе светодиодов – отличный способ декорирования отдельных элементов интерьера и внешнего освещения, дополняя оригинальный дизайн света в квартире.
  6. Яркие галогены имеют разные оттенки света, эти лампы широко используются в декорировании пространства.

Светодиодные ленты позволяют организовать любые варианты декоративной подсветки потолка, стен и предметов мебели

При расчетах общей интенсивности учитывается решение натяжных потолков. Дизайн освещения в спальне и гостиной с помощью многоуровневых конструкций самодостаточен, за исключением добавления приборов для локальных зон.

Дизайн подсветки отдельных помещений: просто и сложно

Свет – это не только функционально, но и красиво. Именитые дизайнеры и архитекторы обязательно возьмут во внимание эту важную составляющую, взявшись за новый проект. Грамотный проект сделает пребывание в доме комфортным, поможет визуальной коррекции пространства.

У каждого светильника в комнате должно быть свое предназначение

Некоторые элементы можно затенить, другие – высветить и привлечь к ним максимум внимания, направленным светом задается определенный вектор, чтобы «отодвинуть» или «приблизить» объект в интерьере. Мягкий неоновый свет создает необычный эффект при включении со стороны изголовья кровати, задника мягкой мебели, плазменной панели или по периметру «парящего» потолка. При этом можно не пользоваться люстрой или другим «классическим» источником общего света.

Свет в прихожей обычно полностью искусственный, в квартире входная дверь удалена от всех окон. Можно ограничиться одной светящейся точкой у потолка, если это крохотное помещение. В прихожей, объединенной с коридором, делают 3-4 неярких светильника или бра по всему проходу. В декоративных целях можно светодиодной лентой оформить плинтус и потолочный карниз. Желательно снабдить подсветкой зеркало и внутреннее пространство шкафа для одежды. В длинном коридоре будет уместна светящаяся дорожка на полу, а в просторном помещении – натяжной потолок с красивым светодизайном.

Чтобы укоротить вытянутую прихожую, можно разместить встроенные светильники по потолку и направить свет вниз

Спальня – особенная комната, где уместна интимная атмосфера, которую, в наибольшей мере, создает игра света и тени. Оформление зависит от размеров спальни, стилистики интерьера и конфигурации мебели. В классическом варианте используется изящная потолочная люстра и 2 бра (по обе стороны кровати), в современном – многообразие натяжных потолков и диодной подсветки (у зеркала и изголовья кровати). Нередко сочетают потолок с эффектом «звездное небо» и перфорированные бра с ажурными отблесками на стене. Некоторым в спальне нравится полумрак. Но не обязательно ограничиваться этими идеями, решение зависит от стилистики и общей дизайнерской концепции, как на фото.

В спальне уместен приглушенный свет

В современной гостиной основной дизайн освещения квартиры отводится натяжным или многоуровневым потолкам. Если в классическом варианте обыгрывается цвет потолка и форма люстры, то новые решения в век высоких технологий ничем не ограничены. Купите относительной простой светильник, переключаемый с пульта дистанционного управления, или подбирайте комбинированное освещение с нижней подсветкой мебели.

В гостиной используют несколько типов светильников в соответствии со стилевым направлением помещения

Ванная комната и санузел – особое помещение, где можно поэкспериментировать с освещением, которое недопустимо в жилом помещении. Попробуйте постепенно включающиеся и гаснущие светильники, включение от хлопка и другое. Важно учесть, что это место с повышенной влажностью, проводка, светильники и плафоны должны быть максимально герметичные. Уместны диоды у зеркала и ванной. У дорогих джакузи это опция по умолчанию.

В ванной нужен достаточно яркий свет, но не резкий. Подойдут встроенные в потолок матовые светильники и пара приборов для подсветки зеркала

Свет в кухне предполагает несколько зон, имеющих экономичную локальную подсветку. Это рабочая плоскость, и место приема пищи, помимо общего света. Некоторым нравятся большие плафоны, спускающиеся с потолка к обеденному столу. В современной кухне можно сделать раму у потолка с направленными векторами лучей. Оригинально смотрится газовая плита с духовым шкафом, имеющим подсветку – можно с гостями наблюдать за процессом жарки курицы, вращаемой на гриле. Дополнительно уместны диоды у барной стойки и над мойкой.

На кухне направленная подсветка рабочих зон комбинируется с рассеянным светом над общим пространством

Мягкий свет в детской спальне – основа дизайна для этого помещения. Слишком яркие лучи резкие для зрения малыша, раздражают психику. А недостаток может провоцировать близорукость, если дети любят писать, читать и рисовать по вечерам. В местах, где делают уроки или занимаются у компьютера, обязательно организовать локальную подсветку. Оригинальный ночник на детскую тематику избавить от страха перед темнотой в ночные часы, но он не мешает сну, если разместить с противоположной стороны от глаз малыша.

В детской комнате нужен высокий уровень освещения, но без ярких лучей

В квартире-студии все зависит от локальных зон, но лучше, если это нашло отражение в дизайне потолочной конструкции. Изюминкой концепции может сталь любой акцент, но не забывайте, что у каждой функциональной зоны должна быть контролируемая мощность и интенсивность лучей. При большой площади уместны выключатели из разных точек на общий свет или пульт ДУ.

К основному общему свету добавляется дополнительная подсветка отдельных зон

Напоследок ещё один важный момент – как бы не было идеально организованно искусственное освещение, не стоит забывать о естественном свете, играющим весомую роль в дизайне жилого помещения

Предложенные примеры на фото помогут взять на вооружение идеи, применяемые профессионалами.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.