Беседа в подготовительной группе о насекомых весной. НОД «Беседа о насекомых

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Тема: «Беседа о насекомых»
Автор: Еникеева Ирина Викторовна, воспитатель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район
Программные задачи: познакомить детей с насекомыми - бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.
Материал: семена пшеницы и кукурузы, бумажные цветы, макет бабочки, шишки, магнитофонная запись «пение птиц», слайд (муравьи, жуки, пчелы), мёд.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. Тема: «Беседа о насекомых»

Описание: Данное занятие предназначено для детей старшего возраста. Направление - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.
Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след? (ответ - Мышки) Правильно.
Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле).
(Везде разбросаны нарисованные цветы, сухие растения. На одном из цветков сидит бабочка).
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим.
Из каких частей состоит тело бабочки? (Из головы, груди, брюшка - состоит из насечек - маленьких частичек).
А сколько лапок у бабочки? (Шесть)
Для чего бабочка летает от одного цветка к другому?
Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой.
А чем - они собирают нектар.
Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют крылышки, то закроют. Как-будто говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки и нет её!
А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? (Нектаром из цветов).
Как они собирают сладкий нектар? У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.
Воспитатель: Как рождается бабочка?
(Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка).
Ребята, вот сколько мы узнали о бабочках.
А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»).
А вот какие бабочки есть у нас в коллекции. Стихотворение «Бабочка».
Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?

Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки).
Кто любит шишки? (Белочка)
А где живут белки? (в лесу)
Значит мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы. (магнитофонная запись пение птиц).
Ой, ребята, посмотрите сюда, что это?
А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.
Не найдешь у нас пилы,
Не рубили мы стволы,
Не стучали топором,
А под елью вырос дом.
(Муравейник)
Где живут муравьи? (в муравейниках)
Из чего они строят муравейники? (Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева).
Чем питаются муравьи? (Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами).
Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают.
Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий.
А как они распределяют между собой обязанности? (Среди муравьев существует 3 типа - самки, самцы и рабочие муравьи - они и работают).
Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу.
Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупливаются личинки и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых).
Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.
Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет очень много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»). Жук грибник - живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.
Жук - рогач - на голове словно рога.
Жук - носорог - вместо носа рога.
Жук - усач - тело меньше, чем усы. Живет в коре деревьев и разрушает его.
Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам.
А теперь пойдемте дальше.
На поляну. Кого вы видите на цветах? (Пчёл)
Из каких частей состоит тело пчелы?
Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу?
(У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл).
Все знают, что мёд который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы.
А как это происходит?
Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд.
Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы- работницы.
Что эти пчёлы делают? (Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок).
Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает?
Правильно, высиживает яйца.
Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и много пчёл улетают на поиски.
А куда пчёлы девают свой нектар? (У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы).
Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой?
Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.
Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа.
А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ?
(У насекомых тело состоит из трёх частей - головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног).
Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему?
Молодцы ребята с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз.
Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!

Конспект НОД с детьми 6-7 лет «Эти удивительные существа – насекомые»

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых
Задачи:
Обучающие:
Уточнять и обобщать знания детей о насекомых: у всех насекомых есть общие черты, по которым мы выделяем их из всего животного мира, и есть различия в их внешнем виде и жизненных проявлениях, благодаря которым мы выделяем виды насекомых и различаем конкретных насекомых;
Закрепить умение детей составлять группы насекомых.
Развивающие:
Развивать у детей логическое мышление: учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Оборудование и материалы: Демонстрационные картинки с изображением насекомых (среди них изображения различных представителей одного вида: жуков, муравьев, бабочек и др.); презентация «Рождение бабочки, ноутбук, проектор, экран; разрезные картинки с изображением бабочки, жука, муравья, пчелы; наглядное пособие, изображающее процесс развития бабочки. Раздаточный материал на каждого ребенка (схематичное изображение процесса развития бабочки поэтапно). Разноцветные обручи, разноцветные кружочки на столы, коробки для игры; конверт, аудиозапись «Звуки природы»
Предварительная работа: беседы с детьми «Такие разные насекомые». Организация в книжном уголке выставки иллюстраций с изображением насекомых и книг по тематике недели. Наблюдение на прогулке за насекомыми (особенности строения тела).

Содержание
1.Введение в тему занятия
В группы входит Буратино с конвертом в руках.
Буратино: - Здравствуйте, ребята, узнали меня? (Ответы детей)
Воспитатель: - Здравствуй, Буратино!
Буратино: - Недавно я гулял в лесу и увидел очень удивительной красоты поляну и встретил там удивительных существ – у них 6 ног, голова с усиками, грудь и брюшко. Они такие красивые: одни были коричневые, другие рыжеватые, а третьи по-темнее. Их было так много, что я их не успел сосчитать. Эти необычные букашки таскали какие-то соломинки, траву к себе на гору. Некоторые были с крыльями: такие разноцветные, красивые, и все садились на цветы. Я залюбовался и не сдержался, так рассмеялся, что все они разбежались и разлетелись. Я едва успел сфотографировать их и принес вам фотографии, но их увидел Артемон, когда они сушились, и играя разорвал их на несколько частей. Помогите мне, пожалуйста, собрать все фотографии и узнать, что же это за удивительные существа.
Воспитатель: - Буратино, конечно же наши ребята тебе помогут. Так, ребята? (Ответы детей) По этим фрагментам нужно собрать картину. И, как мне кажется, картина должна быть не одна. (Обращает внимание детей на обратную сторону фрагментов.) Посмотрите, у фрагментов обратная сторона разного цвета. Какие здесь цвета? (Дети рассматривают обратную сторону, называют цвета (красный, синий, желтый, зеленый)
2.Игра «Разрезные картинки»
Буратино: - Ребята, а Вы сможете собрать картины, ориентируясь на цвет обратной стороны? (Ответы детей) Какие Вы молодцы!
Воспитатель: - Пожалуйста, те ребята, у кого картинки с синей рубашкой, подойдите к столу, отмеченным синим кругом. Те, у кого с желтой рубашкой – к «желтому» столу и так далее, и попробуйте собрать картины.
Воспитатель: - Что изображено на этих фотографиях? (На собранных картинках изображены: бабочка, жук, муравей, пчела.)




Буратино: - Спасибо, ребята, вам большое. Без вашей помощи я бы не справился. Да, вот таких существ я видел, но кто же они?
Воспитатель: - Ребята, а как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на ваших картинках? (Ответы детей)
3.Беседа «Общие признаки насекомых»
Буратино: - Насекомые?! А как Вы это узнали?
Воспитатель: - Буратино, а как ребята догадались, что это насекомые, ты сейчас и узнаешь. Воспитатель предлагает перейти к доске, на которой прикреплены демонстрационные картинки с изображением насекомых. Выставляя картинки, воспитатель обращает внимание детей на разнообразие насекомых каждого вида.



H1]


Воспитатель: - Ребята и Буратино, а теперь внимательно посмотрите на картинки и скажите, какие общие признаки есть у всех насекомых? (Дети подводят итог: У всех насекомых 6 лапок, тело разделено на 3 части
Буратино: - Можно я, можно я! У всех есть усики.
После подведения итога, воспитатель вывешивает картинку с изображением паука и просит детей ответить на вопрос:
Воспитатель: - Как вы думаете, паук – это насекомое? (Дети проводят сравнительный анализ иллюстраций и приходят к выводу, что паук насекомым не является.)


4.Физкультминутка «Кузнечики»
Представьте, что мы все кузнечики.
Поднимайте плечики,
(дети поднимают плечи)
Прыгайте, кузнечики.
(дети прыгают)
Прыг-скок, прыг-скок.
(дети прыгают)
Сели, травушку покушали,
(дети остановились, сели).
Тишину послушали.
(дети сидят, слушают тишину)
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
(дети прыгают)
5.Игра «Четвертый лишний»
(Составление предложений с союзом «потому что»)
Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя, уберите ее и объясните – почему вы ее убрали?
На картинках изображены:
1.Бабочка, пчела, муравей, паук





2. Комар, бабочка, жук, муравей





3. Муравей, гусеница, саранча, бабочка





4. Стрекоза, кузнечик, божья коровка, бабочка





Буратино: - Ребята, а разве гусеница то же считается насекомым? (Дети высказывают свои предположения)
Воспитатель: - Предлагаю вам посмотреть на экран, где вы и Буратино узнаете, является ли гусеница насекомым или нет.
6.Рассказ воспитателя об этапах становления бабочки.
(Педагог включает презентацию «Появление бабочки» и комментирует под негромкую музыку.)
Воспитатель: - «Жила была очень красивая бабочка, она летала над цветочной поляной и когда стала взрослой – отложила под листочком яички. Вскоре из яичек появились личинки-гусеницы. Гусеницы так много едят, что увеличиваются в несколько раз. Гусеница сбрасывает с себя кожу и превращается в куколку, а из куколки - в прекрасную бабочку. Вот так интересно рождается бабочка».
Воспитатель: - Все мы очень любим бабочек, любуемся их красотой. Бабочки живут там, где тепло и есть для них пища. Питаются они цветочным нектаром, соками растений и фруктов. Названия некоторых бабочек связаны с тем, чем питаются их гусеницы. Гусеницы капустницы питаются капустными листьями, крапивницы – крапивой. Разные виды бабочек отличаются и по цвету, и по размеру. Крылатые, легкие красавицы все лето украшают поля и луга.
Буратино: - Теперь я знаю, что гусеница – насекомое, она – бабочка в детстве!
7.Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы парами.)
Воспитатель: - Перед вами на столах лежат картинки, на которых изображены этапы развития насекомых. Вам необходимо все эти этапы расположить в нужной последовательности: что было сначала, что потом.


После окончания игры, воспитатель предлагает проверить правильность выполнения задания друг у друга. После проведенного анализа ошибок детьми, воспитатель предлагает сравнить результаты своих работ с наглядным пособием на доске и проговорить вслух все этапы развития насекомого по цепочке:
1. Бабочка откладывает яйца
2. Из яичек вылупляются личинки-гусеницы
3. Гусеница превращается в куколку
4. Из куколки вылупляется бабочка


Воспитатель: - Ребята, представьте что было бы, если бы все насекомые на планете Земля погибли?
Вы когда-нибудь задумывались, почему большинство птиц являются перелетными, то есть они улетают от нас на зиму и возвращаются лишь весной? (Ответы детей)
Воспитатель: - Совершенно верно. Многие птицы питаются насекомыми и, если бы люди стали уничтожать вредных насекомых при помощи специальных ядовитых веществ, тогда от голода погибли бы и птицы. А птицы играют важную роль в природном равновесии.
(Необходимо детей подвести к выводу, что в природе не существует "бесполезных" или "вредных" растений, насекомых или животных. Все они выполняют свою работу, играют свою роль, зависят друг от друга.)
8. Релаксация. «Порхание бабочки»
(Звучит музыка "Звуки природы")
Воспитатель: - Закройте глаза и представьте себя насекомыми.
Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки. (Пауза - поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к. (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.
А теперь все закройте глаза, сосчитайте до 3 х (1, 2, 3. мы оказались в группе.)
Раз, два, три - оглянись
В группе окажись.
9.Итог
Буратино: - Ребята, спасибо вам большое вам спасибо за помощь, я узнал много интересного и увлекательного. Но мне пора возвращаться к своим друзьям. До скорых встреч!
Воспитатель: - Ребята, что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей?) Что для вас оказалось сложным? (Ответы детей?) Что больше всего понравилось? (Ответы детей)

Беседа на тему: «Насекомые»

Цель: Дать знание о правилах поведения при встрече с разными
насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых.

Материал: Картинки с изображениями разных насекомых, картинки с
изображением среда обитания этих насекомых, рабочая тетрадь.

Ключевые слова: насекомые живут рядом с другими живыми обитателями,
раздав насекомые.

Занятие можно провести в виде игры - путешествия на луг: «Познакомимся
с нашими соседями», работа с заданиями в рабочей тетради.
Вопросы к детям
Каких насекомых вы знаете?
Когда появляются насекомые?
Где живут насекомые?
Чем отличаются насекомые от нтиц?
Что случится, если не будет насекомых?

Игра «Кто. где живет»
Дети делятся на две фуппы. Одни держат картинки с изображением
среды обитания насекомых, другие - карлики с изображением насекомых.
По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

Игра «Отгадай, какое это насекомые» (описать характерные особенности
задуманного насекомого).

Загадки
Не птица, а с крыльями.
Над цветами летает.
Медок собирает.

(Пчела.)
Самого не видно, а песню слышно.

Я работаю в артели у корней лохматой ели.
По буграм тащу бревно - большое плотника оно.

(Муравей.)

На поляне, возле елок.
Дом построен из иголок.
За травой не виден он.
Л жильцов в нем миллион.

(Муравейник.)
Модница крылатая, платье полосатое,
Ростом хоть и кроха, укусит- будет плохо.

Не зверь, не птица - нос как спица.

(Комар.)
Кто над нами вверх ногами?

(Мухи на потолке.)

Поговорка

Одна пчела много меда не наносит.

Стихи
Муравьишко

Муравьишко на лугу бревна тащит на весу,
Я бегу к нему скорей: «Дай тебе я помогу!»
Отвечает муравей: « Тяжело, но сам снесу!»

И. Анденко
Муравью нельзя лениться,
Муравей живет трудом:
И жучка, и гусеницу тащит
В свой подземный дом.

Народные приметы

Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закупоривают все входы в
него.

Комара нет - овса и трав не будет.

Когда появляются комары - пора сеять рожь.

Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай,
Ты его не трогай!
Али Бобаджан

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном конспекте занятия отражается важность и польза фруктов и овощей. Благодаря раскрытию данной темы, дети начинют видеть полбзу в тех продуктах, которые им были не интересны1...

Беседа на тему «Защитники Отечества», нетрадиционное иллюстрирование сказки «Три поросенка» на наждачной бумаге.Цель:- развивать устную речь, обогащать словарный запас;- классифицировать предметы;- ри...

Тема : «Таинственный мир насекомых».

Цель : расширить представления о насекомых, познакомить с их разнообразием; развивать интерес к жизни насекомых, умение наблюдать, воспитывать любознательность.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, что, куда бы ты ни пошел - в сад, на луг или в лес, всюду тебя окружают насекомые . Ползет в траве жук; вьются над цветами пчелы и бабочки; стрекочут кузнечики; шуршат крыльями стрекозы. Подойдешь к речке - и там насекомые: носятся по воде стайки блестящих жуков-вертячек, а под водой, загребая ногами, как веслами, охотятся на мелкую водяную живность жуки-плавунцы.

Уж на что в пустыне пусто - только песок да жидкие кустики, а приглядишься и увидишь, что сидят в этих кустиках насекомые - жуки-златки с твердым, как орех, панцирем.

Живут насекомые и в пещерах, где всегда темнота, и на высоких горах среди снежных ледников.

Ну, а в океане? Уж там-то, наверное, нет насекомых? Там штормы поднимают вверх водяные горы и швыряют их друг на друга. Где уж уцелеть какой букашке! Но только успокоится океан, смотришь, скользят по его поверхности маленькие клопы-водомерки.

Всюду, куда ни посмотришь, живут насекомые - наши маленькие незаметные соседи. Впрочем, такие ли они незаметные? Взять хотя бы муравьев. Один муравей - крошка, его не заметишь сразу; а в большом муравейнике их столько, что, если мерить ведрами, получится несколько ведер. Или сколько комаров на болоте? Целая туча! А если приглядишься на лугу, то на каждом цветке или пчела, или бабочка, или шмель, или муха сидят.

Но не только своим множеством замечательны насекомые, а еще и многообразием.

Кто видел ночную бабочку-совку? Она вся покрыта нежным, мягким мехом, из которого выглядывают круглые светящиеся глаза и шесть ног. На месте рта у нее что-то вроде свернутой пружинки, а усики похожи на перышки.

Иначе выглядит муха. Она короткая, а голова вся как будто состоит из огромных глаз. Во рту - хоботок, он жадно слизывает все вкусное, а на всех шести ногах - подушечки-присоски.

А жук закован в блестящую скорлупу, будто в панцирь. У него шесть жестких ног, как на шарнирах, а во рту - острые зазубренные челюсти.

Бывают огромные насекомые. Самый большой жук - усач-титан - едва помещается на ладони. А южноамериканская бабочка Тизания, когда раскроет свои крылья, похожа на большую раскрытую книгу.

Мир насекомых полон тайн. Люди, которые изучают насекомых, ловят их большими сачками, смотрят под микроскопом и описывают интересные наблюдения в энциклопедиях. Вот какие интересные подробности из жизни насекомых можно узнать на страницах энциклопедии.

Задние ноги у кузнечиков очень длинные и нескладные и, кажется, даже мешают ему ходить. Но вот кузнечику почудилась опасность - он осторожно подбирает их под себя, и вдруг как будто пружинка развернулась - так быстро выпрямляются эти ноги - скачок - и он уже далеко. Попробуй, поймай прыгуна!

А у пчел на ногах - целый набор инструментов. Здесь и кисточки, которыми пчела собирает цветочную пыльцу, и корзиночки, в которых она эту пыльцу переносит, и щеточки для чистки глаз от той же пыльцы.

А что и как едят насекомые? Кузнечик грызет травинку. Зубов у кузнечика нет, он грызет челюстями с твердыми зазубринками. Грызть и откусывать умеют жуки, тараканы. А вот бабочки не умеют. Рот у них устроен совсем по-другому. Рот бабочки - это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. А у шмеля нет хоботка. Как же он достает нектар? У шмеля есть длинный гибкий язычок. Он язычком слизывает вкусный нектар.

Сколько крыльев у насекомых? У стрекозы сразу видно 4 крыла. У бабочек, пчел, ос - тоже две пары крыльев. А вот у майского жука не сразу увидишь все крылья. Он сначала приподнимает жесткие блестящие надкрылья, а из-под них разворачиваются прозрачные крылышки. А у мухи и комара два крыла, но летают они не хуже, напротив, мухи считаются лучшими летунами.

А какие удивительные у насекомых глаза! Муха посматривает своими глазами во все стороны: то вверх поглядит, то вниз, то назад оглянется - и все это почти не поворачивая головы. Еще крупнее глаза у стрекозы - это два огромных радужных полушария, глядящих сразу во все стороны. Летит стрекоза над землей и, как летчик-истребитель, следит за всем, что находится в воздухе. Но есть насекомые, у которых глаза очень малы. Например, у гусеницы совсем крохотные глазки, и видит она плохо. Бывают совсем слепые насекомые, их можно встретить в пещерах, у них нет глаз. Каким же

образом они в темноте вслепую находят пищу? А очень просто: на слух, на ощупь, на нюх.

Насекомые умеют усиками принюхиваться. Усики чувствуют запахи за несколько километров. А кузнечики и сверчки умеют слушать ногами: у них уши - на передних ногах. Конечно, они не похожи на уши собаки или человека: просто часть ноги внутри пустая, с тоненькой чувствительной перепонкой. А у многих ночных бабочек уши - на животе.

Кричать животом умеют цикады. Всякий, кто бывал на юге, слышал их громкие трели. А кузнечики и сверчки стрекочут, проводя крылом по за- зубринкам другого крыла - все равно, что ногтем по расческе.

Но самое главное чудо свершается, когда появляются новые молодые насекомые.

Кто видел на листьях плотные кучки белых яичек? Через неделю яички темнеют, и из них вылезают какие-то козявки. Не жуки, не бабочки, не мухи - что-то непонятное. Это, оказывается, личинка. Личинка бывает очень прожорливая, она быстро растет, потом она вдруг приклеивается к листку и затихает - превращается в куколку. Целую неделю личинка спит в куколке. А потом вдруг шкурка лопается, и вот чудо: на свет выбирается уже не личинка, а настоящий жучок. Это самая настоящая божья коровка.

А у бабочки из яичка появляется личинка, которая называется гусеница. Гусеница превращается в куколку. И вдруг из невзрачной куколки вылезает и расправляет крылья яркая и красивая бабочка.

Много у насекомых врагов: птицы, звери, пауки, другие насекомые, и от всех надо защищаться. Как? Да по-разному. Осы издалека видны из-за своей яркой окраски, они предупреждают врагов: «Берегись, ужалю!» Гусеницы умеют прятаться на ветках. Растянутся на ветках, точь-в-точь, как сухой сучок. А многие жуки придумали притворяться дохлыми: подогнут лапки, прижмут их к себе - и бух на землю! Лежат неподвижно, всем своим видом показывают: я же дохлый, несъедобный. Если тронешь божью коровку, она тут же намажет тебя резко пахнущей жидкостью, предупреждает: «Не трогайте меня, я невкусная!»

«Беседа о насекомых» (подготовительная группа)

Подготовила: Колесникова Ольга Петровна

Задачи: познакомить детей с насекомыми - бабочкой, муравьем, пчелой (внешний вид, повадки, размножение) и дать представления о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Активизировать словарь (насечки, пыльца, нектар, ячейки, соты). Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; развивать логическое мышление.

Материал: семена пшеницы и кукурузы, бумажные цветы, макет бабочки, шишки, магнитофонная запись «пение птиц», слайды (муравьи, жуки, пчелы), мёд.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, шла я сегодня на работу и встретились мне на пути зверята. Мы с ними долго разговаривали, они рассказали мне о своей жизни, а я им поведала о том, что есть у нас в детском саду подготовительная группа и живут в ней очень дружные, послушные и любознательные ребята. Ведь так же? И вот эти зверята пригласили вас к себе в гости. Но так как они очень спешили, то каждый оставил свой след, по которому мы и должны попасть туда, где они живут.

Воспитатель: Вы любите путешествовать? Тогда отправимся в путь прямо сейчас.

Воспитатель: Вот посмотрите, чей-то след (рассыпана кукуруза или пшеница). Как вы думаете, кто бы мог оставить такой след? (ответ - Мышки) Правильно. Да ребята, это первый зверек, которого я встретила утром. Мышка нас привела куда? (В поле). (Везде разбросаны нарисованные цветы, сухие растения. На одном из цветков сидит бабочка).

Воспитатель: Посмотрите, какая красивая бабочка! Давайте её рассмотрим. Из каких частей состоит тело бабочки? (Из головы, груди, брюшка - состоит из насечек - маленьких частичек). А сколько лапок у бабочки? (Шесть) Для чего бабочка летает от одного цветка к другому? Правильно, ребята. Бабочки не просто порхают: они заняты важной работой. А чем - они собирают нектар. Да, длинные хоботки им нужны для того, чтобы добывать сладкий нектар из цветов. Но и покрасоваться они, конечно, тоже не забывают: то раскроют

крылышки, то закроют. Как-будто говорят: «Полюбуйтесь, какая я красотка». Так порхает она от цветка к цветку, нарядная, как радуга, а сядет на дерево, на травку, сложит крылышки, и нет её! А теперь подумаем вместе. Чем питаются бабочки? (Нектаром из цветов). Как они собирают сладкий нектар? У бабочек есть хоботок. Он проникает в сердцевину цветка для того, чтобы высасывать нектар.

Воспитатель: Как рождается бабочка? (Сначала яйцо, из яйца гусеница, которая все время ест и ест. Она увеличивается в размере и превращается в куколку, которая спит всю зиму и наконец, из куколки появляется бабочка). Ребята, вот, сколько мы узнали о бабочках. А каких бабочек знаете вы? (показ слайдов «бабочки»). А вот какие бабочки есть у нас в коллекции. Стихотворение «Бабочка».

Воспитатель: Но в поле живёт ещё много других насекомых. Каких?

Воспитатель: А теперь, ребята нам пора идти дальше. Посмотрите, вот след нам кто-то оставил. (Собирают шишки). Кто любит шишки? (Белочка) А где живут белки? (в лесу) Значит мы с вами пришли в лес. Нас с вами встречают птицы. (магнитофонная запись пение птиц). Ой, ребята, посмотрите сюда, что это? А чтобы узнать, нам надо отгадать загадку.

Не найдешь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом. (Муравейник)

Где живут муравьи? (в муравейниках) Из чего они строят муравейники? (Из кусочков хвои, листьев, крошек смолы, комочков земли, кусочков дерева). Чем питаются муравьи? (Сладкими соками, выделяемыми растениями и животными, тлями, червецами). Ребята, муравьи используют тлей как «дойных коров» - щекоча их усиками, заставляют, выделять сладкий сок, который потом слизывают. Муравьи очень дружны. Там, где сил одного муравья недостаточно, появляется другой, третий. А как они распределяют между собой обязанности? (Среди муравьев существует 3 типа - самки, самцы и рабочие муравьи - они и работают).

Воспитатель: Ребята, муравьи всегда живут колониями и у них есть своя королева. А как выбирают королеву? Я вам об этом сейчас и расскажу. Самки покидают колонию и поднимаются высоко в небо. Затем она основывает новую колонию. Зарывается в землю и откладывает там яйца. Из яиц вылупляются личинки, и самка помогает каждой из них свить кокон. Когда внутри кокона появляется молодой муравей, она разрывает один конец кокона и вытаскивает муравья наружу. Почти сразу новорожденные муравьи начинают взрослую жизнь и заботятся о самке-королеве. Почему муравьев называют «санитарами леса»? (Потому что муравьи могут уничтожить за лето около 10 млн. погибших насекомых и вредных насекомых). Правильно, поэтому муравейники надо охранять, их нельзя разорять.

Воспитатель: Ребята, а ведь в лесу живет очень много других насекомых, разных мошек, жучков. Каких жуков вы знаете? (показ слайдов «жуки»).

Жук грибник - живет в грибах, грибы не собирает, а в них поселяется, ими питается. Удобно устроился.

Жук - рогач - на голове словно рога.

Жук - носорог - вместо носа рога.

Жук - усач - тело меньше, чем усы.

Живет в коре деревьев и разрушает его.

Воспитатель: Давайте, ребята, оставим шишки в лесу, здесь они пригодятся зверятам. А теперь пойдемте дальше. На поляну. Кого вы видите на цветах? (Пчёл) Из каких частей состоит тело пчелы? Как вы думаете, как цветок может накормить пчелу? (У каждого цветка есть нектар и пыльца, которые служат пищей для многих насекомых, в том числе и пчёл). Все знают, что мед, который не только вкусен, но и полезен, дают пчёлы. А как это происходит? Пчёлы собирают пыльцу и нектар с цветов, затем переносят нектар в ячейки сот, где он и превращается в мёд. Пчелиное гнездо, дети, это целое государство, где живут пчёлы - работницы. Что эти пчёлы делают? (Собирают и перерабатывают мёд, убирают улей, кормят пыльцой личинок).

Воспитатель: Есть самка-царица, которая что делает? Правильно, высиживает яйца. Ребята, а как общаются пчелы? Как они сообщают друг другу, что нашли цветы с нектаром? Когда рабочая пчела находит цветы с нектаром, она возвращается домой и начинает танцевать, кружиться. Если пчела оживленно танцует, то это означает, что обнаружено большое количество еды и пчёлы улетают на поиски. А куда пчёлы девают свой нектар? (У них на лапках есть специальные корзиночки для сбора пыльцы). Да, и перед тем, как нектар превратится в мёд, пчёлы выпарят из него большую часть воды. А что происходит с пчёлами зимой? Чем они питаются зимой? Правильно, этим мёдом они и питаются. Рабочие пчелы поддерживают в улье t 34С и не позволяют опускаться ниже 7С. Принесенный мёд используется пчёлами как горючее, съев его, они выделяют тепло. Вот какие удивительные это создания.

Воспитатель: Ребята! Всё в природе взаимосвязано и все живые существа нужны для равновесия. Если исчезнет хоть один вид насекомых, на земле может произойти катастрофа. А теперь давайте повторим, как можно отличить насекомое от других живых существ? (У насекомых тело состоит из трёх частей - головы, туловища и брюшка и у них только 6 ног). Нельзя ловить насекомых, разорять муравейники, осиные гнезда и т. д.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем. Я раздаю вам карточки, вы их рассматриваете и отвечаете, кто там лишний? И почему? Молодцы ребята с заданием вы справились успешно и за это пчёлки приготовили вам сюрприз. Как вы думаете какой? Они передали вам вкусный и питательный мёд. Кушайте на здоровье!