Водолазный колокол. Глава шестая

122 126 ..

Устройство некоторых образцов водолазных колоколов

Водолазный колокол компании «Тейлор» (США)

Водолазный колокол компании «Тейлор» (США) рассчитан на спуски водолазов в шланговом снаряжении и разработан в двух вариантах: с нахождением системы газоснабжения на поверхности и с ее размещением в самом колоколе.

Рекламируемое компанией преимущество второго варианта спорно, так как требует выполнения всех манипуляций по контролю и обеспечению газоснабжения обеспечивающим водолазам, находящимся под давлением и в стесненной обстановке. Выполнение таких манипуляций оператором, находящимся на судне в нормальных условиях, несомненно, более просто и надежно. Кроме того, при первом варианте вместо одного шланга для подачи в колокол газовой смеси он связан с поверхностью тремя шлангами, что усложняет спуск колокола.

Размещение системы газоснабжения в самом колоколе ограничивает запас газовых смесей в баллонах, который может быть недостаточным для обеспечения дыхания водолазов в аварийных ситуациях.

Колокол по обоим вариантам имеет одинаковый цилиндрический корпус с нижним расположением выходного люка, рассчитанный на двух водолазов, один из которых в снаряжении ведет работу под водой по выходе из колокола, а второй, без снаряжения, находится в колоколе, обеспечивая работу первого.

Вариант колокола с собственной системой газораспределения (рис. 7.4) имеет две замкнутые ветви циркуляции газа: первая обеспечивает внутреннее пространство колокола, а вторая - работающего в воде водолаза.

Рис. 7.4. Схема устройства водолазного колокола компании «Тейлор»;
1- источник горячей воды на поверхности; 2 и 7- глушители; 3 - всасывающий поршневой насос; 4 - отсек вспомогательных механизмов; 5 - основной двигатель; 6 - нагнетающий поршневой насос; 5 - баллон с кислородом; 9 - прибор управляющий подачей кислорода; 10- кислородный датчик; -гелиевый баллон; 12 - кислородный баллон; 13 - смеситель; 14 - баллон с готовой газовой смесью; 15 - редуктор; 16 - глушитель; 17 - аппарат поглощения углекислоты; 18 - обогревательный змеевик (расположен за аппаратом поглощения); 19 - нагнетательный ресивер; 20 - шланг подачи газа водолазу; 21 - аварийные маски; 22 - запасные баллоны газовой смеси; 23 - водолазный шлем; 24 - отсасывающий шланг; 25 - приемник горячей воды; 26 - комбинированный шланг; 27 - выходная шахта; 28 - люк; 29 - всасывающий ресивер; 30 - шланг подачи воды водолазу; 31 - отстойник; 32 - контрольный прибор; 33- баллон с гелием; 34 - шланг подачи горячей воды; 35 - корпус колокола.

Находящаяся во внутреннем пространстве газовая смесь для очистки засасывается поршневым насосом 6, через глушитель 7 нагнетается в нагнетательный ресивер 19, где очищается от влаги. Из ресивера смесь поступает в аппарат 17 поглощения углекислого газа, из которого всасывается насосом 3 и через приемный ресивер 29 и отстойник 31 снова поступает в колокол.

При циркуляции смеси по описанной схеме она обогащается кислородом из баллона 8. При необходимости увеличения общего количества смеси в колоколе (например, при увеличении в нем давления) она подается в систему колокола с поверхности из баллона 14 через редуктор 15 или из гелиевого 11 и кислородного 12 баллонов через смеситель 13.

Кроме того, колокол имеет запасные баллоны 22 с готовыми газовыми смесями, которые могут подаваться в систему циркуляции.

Дыхание водолаза, работающего в воде вне колокола, обеспечивается подачей по шлангу 20 в шлем 23 водолазного снаряжения. Смесь к шлему подается под давлением, несколько превышающим давление окружающей среды, и ее поступление на дыхание регулируется самим водолазом. Смесь из подшлем-ного пространства поступает по шлангу 24 в систему общей циркуляции колокола.

Наиболее важно в циркуляции газовой смеси поддержание нужного парциального давления кислорода, которое при больших давлениях лежит в очень узких пределах. Для контроля содержания кислорода в газовой смеси служит датчик 10, соединенный с прибором, управляющим подачей кислорода. Этот прибор управляет электромагнитными клапанами баллона 8.

Кроме рассмотренных систем циркуляции газовых смесей колокол имеет систему водяного обогрева. Горячая вода подается в колокол из источника 1, установленного на поверхности, по шлангу 34. В колоколе вода с помощью змеевика 18 обогревает его внутреннее пространство и по шлангу 30 подается к приемнику 25 водолазного снаряжения. Отработанная горячая вода из снаряжения сливается в окружающую среду. Обогрев водолаза регулируется по его указаниям изменением открытия крана, через который вода поступает в приемник.

Для дыхания водолазов в аварийных случаях при отказе системы циркуляции газовой смеси водолазы используют аварийные маски 21, к которым газовая смесь поступает с поверхности или из запасных баллонов.

Вариант колокола с нахождением системы газоснабжения на поверхности имеет внутри только магистрали, вентили и приборы для обеспечения дыхания работающего в воде водолаза и использования аварийных масок, а также для регулирования подачи горячей воды. Все остальные устройства и приспособления, установленные на ранее описанном варианте колокола, вынесены на поверхность и установлены на обеспечивающем судне.

Идея использовать воздух при нырянии владела ныряльщикам давно. Ещё за 500 лет до нашей зры Греодот упоминал об использовании его современниками водолазного аппарата, который опускали на речное дно.

Есть свидетельство Аристотеля, относящееся к четвертому столетию до нашей эры, в котором он свидетельствует о том, что при осаде финикийского города Тира Александр Македонский опускался в водолазном колоколе на дно. Это был перевёрнутый сосуд, наполненный воздухом. По свидетельствам летописца македонский царь, успешно оказавшийся на суше, с восторгом выразил изумление чудесами Божьими. Правда, зачем царь опускался на дно неизвестно.

Так же есть свидетельство летописцев о первой подводной атаке, совершенной защитниками Византии при помощи водолазного колокола, напав на римские галеры, которые блокировали гавань.

Сейчас водолазный колокол является средством для перемещения водолазов и их снаряжения на большие глубины к месту проведения работ и обратно с переводом их в последствие в декомпрессионную камеру.

Поначалу, столетия назад, он был довольно- таки примитивным приспособлением, помогающим человеку опускаться под воду и представлял собой короб или опрокинутую бочку.

Приспособление, внутри которого находился водолаз, спускали под воду. В воздухе, который находился внутри него, было давление, равняющееся давлению воды вкруг него. Воздух, находящийся внутри колокола давал возможность водолазу какое-то время дышать и совершать некоторые действия – выплывать наружу, чтобы осмотреть часть корабля, находящуюся под водой и выполнить какие- то ремонтные работы или осмотреть давно затонувшее судно. По окончании работы водолаз мог вернуться в колокол, который лебедкой поднимали наверх.

Впервые о водолазном колоколе упомянуто примерно в тридцатых годах 15-го столетия, на озере в окрестностях Рима на глубине более 20-ти метров пытались найти затонувшие вместе с кораблями сокровища. Колокол представлял собой цилиндр, в котором были стеклянные иллюминаторы, державшийся у водолаза на плечах при помощи двух опор. В нем водолаз опускался на дно озера Неми. В течение целого часа Лорено пытался обнаружить следы некогда затонувших галер Калигулы. Воздуха в таком сосуде для этого было маловато. С учетом этого под водолазные колокола стали использовать большого размера металлические бочки и деревянные ящики, снизу открытые, с платформой для водолаза.

Под этим колоколом размещался опускающийся водолаз. В процессе спуска под воду уровень воды повышался, давление в воздушной подушке повышалось, а сама подушка уменьшалась.

Водолаз в колоколе находился не более 45 минут. Так как в воздушной подушке идет скопление углекислоты, а содержание кислорода резко падает. Да и организм водолаза никак не защищён от влияния низких температур воды, что тоже не увеличивало время нахождения под водой.

Уже в середине 17-го столетия посредством водолазного колокола подняли с погибшего корабля около 50 пушек, а 19 столетии он уже применялся шире и гораздо успешнее.

Изобретение водолазного колокола явилось новой страницей в летописи водолазных дел. Его применение позволило значительно увеличить время нахождения водолаза под водой в сравнении с ныряниями и одновременно позволяло увеличить глубину погружения по сравнению с использованием для дыхания трубочки из тростника.

Проблема замены воздуха в колоколе, израсходованного водолазом, стояла очень остро, и её по мере сил пытались решить конструкторы и исследователи различными путями.

Во второй половине 17-го столетия немецкий ученый Штурм построил и провел испытания водолазного колокола, воздух в котором добавлял, разбивая по мере надобности бутылки под водой.

Итальянский ученый Джованни Борели, примерно в эти же годы, предлагал подавать вместо использованного воздуха свежий посредством шланга.

А французский ученый Денни Папен Точно описал колокол, в котором газовая среда и поддержка внутреннего давления подачей воздуха насосом. В этом колоколе предусматривалось использовать его главное изобретение – вентиль и невозвратный клапан.

В конце 19 столетия изобретатели Гаузен и Зибе модернизировали водолазный колокол, что позволило считать его примитивным скафандром.

К глубоководным средствам спуска (рис. 6.5 и 6.6) относят спуско-подъемные устройства (СПУ), предназначенные для спусков водолазов на глубины более 60 м и ускоренного подъема их с глубины с последующим переводом в поточно-декомпрессионные камеры. СПУ включают:

Водолазный колокол с платформой;
- устройство для выноса колокола за корму (за борт);
- спуско-подъемную лебедку;
- тросовую оснастку колокола с амортизаторами, тросовыми стопорами и счетчиками длины вытравленного троса;
- бортовые беседки с устройствами спуска и подъема;
- вьюшки для шлангов и кабелей к водолазному колоколу и к водолазам;
- средства связи с водолазами;
- средства подводного освещения.

Рис. 6.5. Спуско-подъемное устройство кормового расположения: 1 - спуско-подъемная стрела; 2 - поворотная кран-балка с беседкой; 3 - водолазный колокол; 4 - поточно-декомпрессионная камера; 5 - грузовая лебедка; 6-балласт; 7 - направляющий трос; 8- платформа колокола



Рис. 6.6. Спуско-подъемное устройство бортового расположения: 1 - водолазный колокол; 2 - заваливающаяся кран-балка; 3 - однобарабанная вьюшка; 4 - трехба-рабанная вьюшка; 5 - спасательный колокол; 6 - поточчо-декомпрессионная камера; 7 - грузоподъемная лебедка; 8 - платформа колокола; 9 - спусковая беседка


В зависимости от размещения на корабле различают спуско-подъемные устройства кормового и бортового расположения. Различие между ними в основном в способе присоединения водолазного колокола к поточно-декомпрессионной камере. При кормовом расположении СПУ колокол переводят из вертикального положения в горизонтальное, укладывают на тележку и по рельсам транспортируют к поточно-декомпрессионной камере правого или левого борта. При бортовом расположении СПУ колокол в вертикальном положении переносят непосредственно к приемному отсеку декомпрессионной камеры.

Водолазный колокол (рис. 6.7) представляет собой стальной цилиндр, закрытый сверху глухим сферическим днищем, а снизу - днищем с входным люком, закрывающимся изнутри крышкой. Колокол при кормовом расположении СПУ может работать только на внутреннее давление до 10 кгс/см 2 . У колокола бортового расположения СПУ крышка люка имеет кремальерный затвор, что позволяет колоколу работать как на внутреннее, так и на наружное давление до 10 кгс/см 2 .

Колоколы СПУ кормового и бортового расположения имеют снаружи рымы для подвески (траверсы) спускового троса, присоединительные устройства для платформы, воздушные и кабельные вводы и фланец для соединения колокола с поточно-декомпрессионной камерой. Внутри колоколов смонтированы трубопроводы подачи воздуха и осушения, клапан затопления и устройства для подвеса, освещения и телефонной связи.

Платформа водолазного колокола представляет собой массивную металлическую площадку, шарнирно подвешенную или прикрепленную болтами к корпусу колокола, с рымами для направляющих тросов, сиденьями, устройством для раскрепления светильников, стопорами водолазных шлангов и леерным ограждением. Платформа предназначена для размещения водолазов на время спуска и подъема до перехода в колокол, а также для размещения некоторого количества водолазных шлангов, инструмента и приспособлений, необходимых для работы под водой. Она служит также балластом для придания колоколу отрицательной плавучести до 200-250 кгс.

Спуск водолазного колокола кормового СПУ производится двухбарабанной электрической лебедкой с тросоукладчиком. Тяговое усилие на каждом барабане 3 тс. Канатоемкость барабанов по 440 м троса диаметром 17,5 мм. Каждый барабан имеет кулачковое включение и ленточный тормоз. Скорости спуска и подъема водолазного колокола: 5, 10, 15 и 20 м/мин.


Рис. 6.7. Водолазный колокол кормового СПУ: 1 - рым для подвески; 2 - ограждение штуцеров; 3 - блок аварийного троса; 4 - обух подвеса; 5 - клапан затопления; 6 - ограничитель; 7 - направляющие полосы; 8 - корпус; 9 - фланец комингса люка; 10 - трубопровод осушения; 11 - рым для заваливания колокола; 12 - запорный клапан


Направляющими колокола служат пеньковые канаты окружностью 125 мм, длиной по 250 м с грузами по 100 кг. Эти канаты пропускаются через разъемные муфты на оконечностях крыльев платформы. Для поворота колокола из вертикального положения в горизонтальное служит стальной поворотный трос колокола диаметром 21,5 мм. Водолазные шланги и кабели длиной по 260 м каждый выбираются вручную.

При бортовом СПУ шланги и кабели размещены на вьюшках, спуск и подъем их механизированы. Все механизмы СПУ работают синхронно. Скорости спуска и подъема колокола, шлангов и кабелей при спуске от 7-9 до 21-24 м/мин, а при подъеме от 5-6 до 18-20 м/мин. Подъемная лебедка имеет на каждом барабане тяговое усилие 5 тс, трос диаметром 25 мм, длиной 600 м, с разрывным усилием около 35 тс, канатоемкость каждого барабана 270 м.

Направляющие тросы - стальные, диаметром 18,5 мм, длиной 300 м каждый, пропущены через клиновые тросовые стопоры, траверсы и служат средством аварийного подъема водолазного колокола.

Спуск водолазов с палубы в воду до платформы водолазного колокола производится на водолазной беседке с помощью поворотной кран-балки. Грузовой трос выбирается электролебедкой с тяговым усилием 350 кгс (кормовое СПУ) при скоростях подъема и спуска беседки 5 и 11 м/мин или электрической лебедкой - 1000 кгс (бортовое СПУ). Технические данные водолазного колокола приведены в табл. 6.1.

Историей погружений, вернее аппаратами, в которых производились эти первые погружения, начали интересоваться совсем недавно, не более пятидесяти лет назад. Занимались этими историческими исследованиями не историки, а ученые и инженеры. Они собирали сведения о подводных аппаратах прошлого и затем старались использовать эти данные при конструировании новых аппаратов. И надо сказать, что эти исследования принесли большую пользу. Результатом постепенного усовершенствования примитивных аппаратов прошлого следует считать существующие в наши дни водолазный колокол и мягкий скафандр. Зато глубоководные аппараты типа жестких скафандров, батисфер и батискафов, почти не имеющие предшественников в древние времена, рождены современной техникой.

Большинство древних подводных аппаратов теперь уже не представляет никакого интереса с технической точки зрения, но все упоминания о них свидетельствуют о непрестанном стремлении человека познать жизнь моря.

Изображения этих устройств и аппаратов дошли до нас в виде старинных картин, гравюр, рисунков и барельефов, причем иногда трудно судить, существовали ли изображенные аппараты в действительности или это фантазия художника.

Сохранился, например, барельеф, высеченный на камне за 1000 лет до нашей эры. Он изображает ассирийского воина, лежащего под водой и дышащего воздухом из кожаного бурдюка, что вряд ли правдоподобно.

Много легенд сложено о греческом полководце Александре Македонском. Но кроме военных подвигов, ему приписывают спуск под воду в специально построенном стеклянном судне, или, точнее, сосуде. Этот сосуд, прикрепленный к кораблю цепью, опускался, якобы, на глубину 90 м. Согласно легенде, сосуд схватила огромная рыба и утащила вместе с кораблем (имевшим, кстати сказать, команду в 150 человек) к берегу, на целую милю от места погружения. На французской миниатюре XIV века изображен Александр Македонский, сидящий в этом стеклянном сосуде (художник «одел» его в одежду французского короля, что, впрочем, казалось современникам вполне естественным).


Александр Македонский на морском дне (французская миниатюра XIVвека).

Изобретатели, начиная с XVII века, предлагали множество проектов самых различных подводных судов, но вплоть до начала XIX века подводные лодки не имели боевого назначения и не применялись для каких-либо практических целей. Напомним, для примера, историю «Роттердамского корабля», построенного в 1654 г. и имевшего внушительные раз- меры: 20,5 м в длину и 3,5 м в высоту. Этот корабль ни разу не плавал, а лишь был выставлен на ярмарке; тем не менее изобретатель его утверждал, что на своей «Молнии моря» он в один день может протаранить и потопить сто вражеских кораблей, а в шесть недель - достичь под водой Индии...

В летописях можно найти упоминания о том, что древние славяне погружались в воду, дыша через тростниковые трубки. В XVI веке запорожские казаки скрытно подбирались к врагу в опрокинутых челнах, используя, в сущности, принцип устройства водолазного колокола.

Сведения о простейших водолазных приспособлениях встречаются во многих литературных памятниках древнего мира: в «Илиаде» Гомера, у Фукидида, Аристотеля, Плутарха и в работах других историков, ученых и литераторов древности. Упоминаемые приспособления были самыми примитивными. Например, Аристотель рассказывает о сосуде, который опускают отверстием вниз и поэтому он наполнен не водой, а воздухом; таким образом, водолаз-ныряльщик может дышать под водой.

Древнеримский военный писатель Вегеций в книге «О правилах военных» описывает водолазные приспособления для воинов, изготовленные из кожи и напоминающие водолазные маски. В прорези для глаз вставлялся какой-то прозрачный материал. Дыхание производилось через кожаную трубу, а чтобы верхний конец ее не тонул, его привязывали к наполненному воздухом кожаному мешку. Глубина погружения в подобном аппарате не превышала 1 м.

Создание первого известного нам водолазного колокола следует отнести к XVI веку. По описаниям, это был очень большой горшок, внутри которого были настланы доски. Горшок был снабжен свинцовыми грузилами. Первый спуск под воду происходил в 1538 г. в городе Толедо на реке Тахо. Внутри горшка сидели два человека с зажженной свечой. О глубине погружения сведений не имеется; очевидно, она не могла быть большой.

В 1660 г. водолазный колокол построил немецкий физик Штурм. Этот колокол имел высоту около 4 м. Свежий воздух добавлялся из захватываемых с собой и разбиваемых, по мере надобности, бутылок.

В 1682 г. итальянец Борелли подал замечательную идею: удалять из подводного аппарата выдыхаемый воздух, подавая вместо него свежий. И хотя аппарат Борелли не был построен, его идея была положена в основу конструкции водолазных скафандров.

В 1717 г. английский астроном Галлей построил более совершенный водолазный колокол, имевший отверстие для удаления выдыхаемого воздуха. Свежий воздух доставлялся в бочках, из которых по шлангам подавался в колокол. Несмотря на то, что колокол был деревянный, он опускался на глубину до 20 м.


Один из водолазных костюмов Флавия Вигетиуса.

В XVII веке водолазные колоколы были известны и в России. В книге Волкова под названием «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное, напечатанная в царствующем великом граде Москве лета 1708 в иулии месяце» рассказывается о способах погружения в колоколе с целью подъема затонувших ценностей.

Первое автономное водолазное снаряжение было предложено в России в 1719 г. Его изобретатель - крестьянин подмосковного села Покровское Ефим Никонов предложил также проект первой подводной лодки, названной им «потаенным судном». По замыслу изобретателя «потаенное судно» должно было скрытно доставлять водолаза к вражескому кораблю; затем водолаз выходил из «потаенного судна» и подрывал корабль неприятеля. Проект понравился Петру I и по его приказу такое судно было построено. Дальнейшая его судьба характерна для многих изобретений того времени: при испытании судно было повреждено, а после смерти Петра I казна отказала Никонову в средствах, необходимых для ремонта и усовершенствования.

Водолазный аппарат Клингерта, изобретенный в 1798 г., имел уже многие качества, свойственные нашим современным скафандрам. К нему подводились две гибкие трубки для подачи свежего и отвода выдыхаемого воздуха. Аппарат предоставлял водолазу возможность передвигаться по грунту и даже нагибаться. Для того чтобы уменьшить давление на грудь, верхняя часть туловища водолаза была закрыта панцирем, который прикреплялся к надетой под ним кожаной куртке с рукавами. Глубина погружения водолаза не превышала 23 м. Впоследствии, чтобы увеличить глубину погружения, изобретатель соорудил «машину» - снабдил водолаза большим резервуаром воздуха. Воздух поступал к водолазу по трубке благодаря сжатию воздуха в резервуаре с помощью поршня, на который давила вода.

В 1829 г. русский изобретатель Гаузен предложил водолазный аппарат, состоящий из медного шлема, удерживаемого на плечах водолаза металлической шиной. На водолаза надевалась рубаха из непромокаемой ткани. Скафандр был вентилируемым - воздух для дыхания подавался через гибкий шланг ручным насосом; избыток воздуха выходил из-под шлема. Отсутствие невозвратных воздушных клапанов и герметического соединения шлема с рубахой делало погружение в аппарате небезопасным, но после усовершенствования этот аппарат применялся в русском флоте вплоть до 70-х годов.

В 1830 г. англичанин Август Зибе предложил водолазный аппарат, похожий на аппарат Гаузена,- снизу шлем аппарата был открыт. В 1837 г. Зибе внес в конструкцию аппарата существенное изменение, заключающееся в герметизации соединения шлема с рубахой. Теперь аппарат превратился в мягкий скафандр, нашедший широкое применение на всех флотах мира. В 1844 г. профессор Мильн Эдварде сделал в таком снаряжении первый спуск с научной целью: ученый находился под водой около получаса, наблюдая моллюсков и крабов.

Не менее сложным был путь жесткого скафандра. В 1715 г. англичанин Лесбридж построил подводную машину, которая уже была прототипом современного жесткого скафандра. Человек помещался в металлическом цилиндре с крышкой. В цилиндре было три отверстия: два для рук и третье - смотровое, в которое было вставлено стекло. По описаниям, изобретатель опускался на глубину до 24 м и проводил под водой до 34 минут.

Чрезвычайно интересную идею автономного водолазного снаряжения в 1871 г. предложил инженер А. Н. Лодьшин. Его аппарат представлял собой герметический сосуд, внутри которого находился водолаз. Для дыхания предусматривалось использовать газовую смесь, состоящую из кислорода и водорода, причем кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза. По словам Лодынина, «надо сделать его (водолаза) в воде таким же господином, как и на земле. Надо, чтобы для него глубины в 14 футов или в 14 верст не представляли бы другой разницы как во времени, в которое их можно достигнуть». Проект Лодынина, к сожалению, не был осуществлен, тем не менее, идеи, заложенные в этом проекте, несомненно сыграли важную роль в создании современных жестких скафандров и гидростатов.

Первый аппарат с использованием запасов сжатого воздуха был предложен русским морским офицером мичманом Котинским в 1873 г. Проект не был осуществлен. В 1879 г. Флюс предложил первый аппарат с замкнутым циклом дыхания и поглощением углекислого газа в специальном патроне.

Даже из приведенного здесь очень краткого обзора истории создания подводного снаряжения двух основных типов можно видеть, как медленно развивалась техника подводных погружений.

"Покорение глубин" М.Н. Диомидов, А.Н. Дмитриев.

Играл давеча в Assassin"s Creed IV: Black Flag, там довольно красивая анимация этого устройства: снизу, на подсвеченной лучами солнца поверхности видно тушу корабля, затем с характерным звоном падает колокол, и начинает опускаться, за ним прыгает герой, цепляется за кольцо и погружается вместе с колоколом.

Достигнув дна, водолаз подныривает под колокол и, отдышавшись, начинает делать вылазки по дну.

Чтобы увеличить дальность «вылазок», по пути с поверхности сбрасываются пустые бочки с грузом, эдакие «колокола в миниатюре».

Залезть в них нельзя, а вот засунуть голову и сделать несколько вдохов - вполне:

Сам колокол, как видите, все как мы любим: бронза, заклепки, иллюминаторы. Почему так назван - думаю, понятно по форме:)

Экскурс в историю:

Еще в V веке до н.э. Геродот писал о том, что его современники использовали водолазный аппарат, опускавшийся на дно рек. В 332 году до н.э., по свидетельству Аристотеля, Александр Македонский во время осады финикийского города Тира спускался на дно в водолазном колоколе - перевернутом сосуде, наполненном воздухом. Как отмечает летописец, «чудеса Божьи изумления всяческого достойны», произнес царь Македонии, вновь оказавшись на суше.

К сожалению, он не сообщил, зачем царю понадобился такой спуск. О первой подводной атаке с помощью водолазных колоколов, произошедшей в III веке нашей эры, рассказывал лишь Дион Кассий. Он описал, как защитники Византии напали на блокирующие гавань галеры римского императора Люция Септимия Севера.

Что же представлял собой водолазный колокол? В своем труде «Военная архитектура» Франческо де Марчи описывает такое устройство, построенное в 30-е годы XVI века Гульельмо де Лорено. Сосуд цилиндрической формы со стеклянными иллюминаторами держался на плечах водолаза с помощью двух опор. Лорено в своем колоколе, который одновременно смахивал и на первый водолазный скафандр, погружался на дно озера Неми. Целью погружения, длившегося целый час, был поиск затонувших галер Калигулы.

Однако воздуха в малом сосуде было не так уж много. Поэтому в Средние века водолазными колоколами стали служить открытые снизу деревянные ящики или большие бочки с платформой для водолазов. При погружении вода поступала в колокол снизу и сжимала воздух до тех пор, пока не устанавливалось состояние равновесия.

Подобный колокол успешно использовался в 1663 году: шведские водолазы под руководством Альбректа фон Трейлебена при помощи водолазного колокола сумели поднять на поверхность свыше 50 пушек с затонувшего корабля Ваза .

В 1717 году англичанин Галлей предложил использовать дополнительные воздушные резервуары для подачи воздуха в водолазный колокол. Для выпуска отработанного воздуха в корпусе колокола устанавливался выпускной клапан. Галлей лично испытал колокол: вместе с четырьмя водолазами он опустился на глубину 18 м, погружение продолжалось полтора часа.

В XVII в. водолазные колоколы были известны и в России. В книге Волкова под названием «Книга о способах, творящих водохождение рек свободное, напечатанная в царствующем великом граде Москве лета 1708 в иулии месяце» рассказывается о способах погружения в колоколе с целью подъема затонувших ценностей.

Также известно описание успешного применения водолазного колокола в XIX веке для подъёма золотых слитков и монет с затонувшего британского фрегата «Тетис».

В XIX веке ряд изобретателей (механик Гаузен, Зибе) усовершенствовали конструкцию водолазного колокола, создав конструкции которые по праву считаются примитивным водолазными скафандрами. А скафандры - это уже совсем другая история.