Туринская плащаница: реликвия или подделка? Туринская плащаница – саван Христа.

В итальянском городе Турине хранится главная святыня христианского мира — плащаница, в которую завернули тело Христа после смерти. Христиане всего мира верят в воскресение Иисуса из мертвых, но находится и немало атеистов. Однажды мне пришлось вести долгую беседу с неверующим другом о факте воскресения Христа.

Я приводила ему убедительные научные доводы и рассказывала, что плащаница Христа свидетельствует о его чудесном воскресении. К сожалению, переубедить его не удалось. Но я верю, что мои слова посеяли в его сердце семена. Они обязательно взойдут в свое время. В статье я расскажу вам о Туринской плащанице и истории ее обретения верующими.

Плащаница представляет собой кусок ткани размерами 4,3 х 1,1 метра. На пожелтевшей от столетий полотне явно проступают коричневатые пятна, которые обрисовывают мужскую фигуру с длинными волосами и бородой. История данной святыни полна тайн и приключений. По преданию плащаницу хранил апостол , а затем она переходила от ученика к ученику. Пелены хранили в глубокой тайне, чтобы они не привлекали авантюристов разных мастей.

Следует уточнить, что во времена гонений на последователей Христа все святыни тщательно скрывали от язычников, поэтому о пеленах нигде не сообщалось. Слишком дорогой сокровищницей была плащаница для христиан, чтобы выставлять ее на обозрение. А вот после принятия христианства государственной религией императором Константином о плащанице стали говорить открыто.

Известно, что некоторое время плащаница сберегалась в Константинополе, но после разгрома Византийской империи турками и крестоносцами о святыне ничего не известно. Как она появилась в Европе, доподлинно никто не ведает. Но достоверным остается один факт, происшедший с итальянским фотографом Секондо Пиа.

Сейчас Туринская плащаница находится в храме Иоанна Предтечи в Турине.

Пелены привезли на выставку религиозного искусства, где ее и сфотографировал Пиа. Когда фотограф проявлял пленки, одна из них полностью засветилась. Зато другая при проявлении привела фотографа в трепет и ужас. На плащанице очень четко проявился образ мужчины невероятной красоты и благородства — это был Лик Иисуса Христа. Фотограф до утра не мог заснуть и оторвать глаз от божественного . Это произошло в 1898 году в Париже.

Туринская плащаница, фото высокого разрешения:

Почему Спаситель предстал перед человечеством в своем истинном облике? Потому что в современном обществе утратили веру и забыли об истинном смысле жизни. Спаситель напомнил о себе вот в такой форме, чтобы все задумались о своей душе. Люди стали полагаться на научные доказательства отсутствия существования бога, впали в гностицизм. Однако в 21 веке наука уже не так категорично относится к отрицанию божественного начала и даже нашла доказательства в квантовой теории.

Нерукотворный образ

Плащаница нерукотворна и несет в себе доказательства древности происхождения. В этом ученые не могут сомневаться, потому что проводилось детальное исследование. Плащаницу тщательно исследовали даже криминалисты, но не нашли доказательств подделки или фальсификации.

Многие ученые, изучавшие плащаницу уверовали в возможность воскресения Христа и превратились из атеистов в христиан.

Доказательства подлинности плащаницы:

  • льняное полотно, тканое утраченной ныне древней техникой;
  • хлопчатник, из которого сделано полотно, произрастает только в Передней Азии;
  • отпечаток монет эпохи Пилата (ими закрывали глаза покойного);
  • след от гвоздя, вбитого в запястье;
  • отсутствие красителей и художественного творчества;
  • возраст происхождения датируется 30-100 гг по рождеству Христову.

Ученый ботаник Фрей изучил состав пыли с плащаницы и подтвердил, что она соответствует составу пыли Палестины, Византии и Европы. Таким образом, подтвердился перенос святыни из местности в местность.

Результаты научного исследования плащаницы исключают ее искусственное происхождение в Европе.

К истории плащаницы относятся и события, когда ее стирали, вываривали в масле и подогревали. Но несмотря на все усилия, святой Лик уничтожить не удалось. Также плащаница не единожды попадала в пожары, но сохранила свою целостность и осталась невредимой.

Туринская плащаница полностью доказывает факт воскресения Иисуса.

Самым удивительным открытием было обнаружение радиоактивного излучения. Как оно могло попасть на плащаницу в те далекие времена? Это объяснили фактом воскресения Христа из мертвых, когда в его теле происходили различные ядерные процессы. Благодаря качественным изменениям тела Спаситель мог выйти из плащаницы без развязывания и проходить сквозь стены.

Заключение юриста Эдварда Кларка о Туринской плащанице:

Следы истязаний

Особого внимания заслуживают следы истязаний тела Христа, которые запечатлелись на полотне. Ученые скрупулезно исследовали каждое пятнышко на ткани и рассказали такие детали, о которых не было упомянуто в евангелии. Во-первых, была установлена национальность завернутого в плат тела — иудейская либо арабская. Во-вторых, пятна на полотне образованы кровью. В-третьих, ткань плащаницы была дорогой для тех времен, и купить ее мог только состоятельный человек (им был благочестивый ).

  • Кровяные пятна на ткани появились раньше, чем отпечатался образ — это говорит о том, что при воскресении произошла ядерная реакция.
  • Анализ кровяных пятен свидетельствует, что полотно покрывало тело усопшего не более двух/трех суток.
  • Шипы от тернового венка повредили сосуды головного мозга, о чем свидетельствуют кровяные пятна на плащанице в области головы и бороды.
  • На коленях были кровавые раны, что свидетельствует о падении Спасителя под тяжестью несомого на Голгофу креста.
  • Раны от гвоздей находятся на обеих стопах.
  • В области ребер запечатлелось расплывчатое пятно, образовавшееся от сукровицы — когда Иисусу пробили ребра копьем.

Факты зверского истязания просто ужасны. Ученые восстановили картину предсмертных мук Спасителя, о которых не было указано в евангелии. подвергся жестокому бичеванию плетьми, которое осуществляли двое мужчин. На плетках были железные шарики с крючками, которые вырывали куски кожи при ударах. От каждого удара остался кровавый след на полотне. В избитом и истерзанном состоянии Христос нес тяжелый деревянный крест на место казни — Голгофу.

Туринская плащаница — фото Иисуса Христа:

Вынос плащаницы

В России термин «плащаница» появился только в XVI веке. Так как подлинника в русской православной церкви не было, то создали икону. На ней изображался находящийся в гробу Иисус Христос. Но икона эта написана не на дереве, а на полотне. Она может быть написана красками либо вышита крестом.

В Страстную Пятницу в церквях проходят пасхальные богослужения и выносится Святая Плащаница. Это самый скорбный и печальный день для верующих, когда вспоминаются крестные страдания Иисуса.

Вынос плащаницы совершают в Страстную Пятницу днем в 14-00. Священник выносит святыню и располагает в центре храма на специальном возвышении, символизирующем гроб. Плащаницу украшают живыми цветами, а в центр полотна кладут евангелие.

В Страстную Пятницу вечером совершают чин погребения, в этом богослужении плащаница играет главную роль. Служба проходит в траурных тонах, клирики поют траурные тропари. Во время литургии совершается крестный ход вокруг церкви под траурный колокольный звон.

После завершения чина погребения плащаницу подносят к царским вратам, а затем вновь возвращают в центр храма. В это время к ней могут приложиться все верующие. Святыне могут поклоняться вплоть до позднего вечера субботы. Затем плащаницу выносят в алтарь перед заутреней, символизируя наступление благой вести о воскресении.

Отпечаток на туринском полотне есть Тело Христово

После установления подлинности Плащаницы, т.е. после устранения возможностей теории о подделке или повторимости туринского полотна, перед ученым миром встала задача: кому же принадлежит это полотно?

Этот вопрос громадной, мировой важности давно и сильно беспокоил, еще при первых появлениях Плащаницы, тех, кому Христос был и есть величайшей помехой. Поэтому все исследования и печатавшиеся труды, положительные для Плащаницы, долгое время и систематически подвергались нападкам, критике и даже насмешкам. Такое отношение известной части людей еще больше обострило внимание научного мира. Его задача становилась заслуживающей особого внимания. Ряд ученых и принялся решать ее беспристрастным методом, известным в науке, на основании которого устанавливаются исторические личности (идентификация).

Прежде всего был изучен тип тела, отпечатлевшегося на туринском полотне. Итог оказался следующий: тело принадлежит к идеально классическому и исключительно симметрическому сложению. Тело было исследовано специалистами по антропологическому методу – доктором римского университета Л. Гелда и доктором судебной медицины в Милане Г. Юдика-Кордилья. Оба профессора пришли к заключению, что исследуемое тело обладает не только исключительной симметрией, но и благородством красоты. Общая длина тела – 181 сантиметр. Согласно классической пропорции, голова составляет одну восьмую часть всей длины тела, т.е. 22? сантиметра. По мнению упомянутых ученых, строгая классичность такого тела была неизвестна художникам средних веков, что исключает еще раз возможность подделки туринского полотна художественным способом. На конгрессе в Турине в 1931 году эта истина была оглашена высокими специалистами по истории искусств и директорами туринских музеев.

Для установления исторической личности, сделавшей негативный оттиск на туринском полотне, ученые подвергли исследованию всё отпечатавшееся тело – и спереди и сзади. Вот протокольная запись этого исследования:

«Небольшая борода и усы. Правый глаз закрыт, левый едва приоткрыт. Над левой бровью капля крови. Нос восточной расы. Глаза стоят близко к переносице. Носовая кость перебита от удара с левой стороны, повидимому от удара палкой; левая щека сильно опухла. С левой стороны, над скулой, тело разбито, и эта сторона лица не отечна. Нижняя губа отпечаталась точно. Замечательно выразителен рот, который придает всему лицу выражение глубокой грусти, но грусти без гнева. Ярко очерчен подбородок, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Так как этот человек много страдал, то сокращение тканей произошло после смерти неравномерно, и лицо несимметрично. Кроме указанных повреждений и ран, на голове и лице много других следов от ударов и увечий.

На висках и лбу коричневые пятна – сгустки запекшихся капель крови. Они создают форму венца. Капля над левой бровью несколько продолговатая: она текла из раны, затем запеклась на коже. Такая капля всегда принимает форму лунки, потому-что красные капли крови при сворачивании ее закрепляются снаружи, и внутри капли остается сукровица, или серум. Серум сильнее испаряется и, по мере испарения его, поверхность капли в середине вгибается. Именно такая капля с идеальной точностью отпечаталась на Плащанице, имея по краям густой цвет и в середине светлее. Это знаменательно, потому-что никогда ни один художник нигде не изобразил так правдиво это природное строение капли застывшей крови. Эта капля была суха задолго до смерти, часов за 12, судя по форме и цвету ее отпечатка (бичевание Христа было произведено за сутки до Его смерти).

На груди (на Плащанице слева, следовательно на теле справа) пятно от раны между ребер; снизу к пятну от раны примыкает другое, продолговатое пятно, имеющее вид потекшей крови. Направление потока, в отношении всего тела – сверху вниз, вдоль тела, когда оно было в стоячем положении. Запекшаяся струя крови натурально выгнута и подобна удару копьем. Если бы какой либо художник изобразил такую же рану даже кровью, то и тогда не получились бы те правильные следы ее на полотне, какие имеются на Плащанице, и вот почему: свежая кровь впитывается в ткань обильно, оставляя на границах своего распространения зубчатый, по ниткам, край, тогда как на Плащанице такие границы совершенно ровны, ибо кровь на ране и на боку запеклась задолго до прикосновения к ней полотна.

На левой руке, в области кисти рана и большой сгусток крови. Правой руки видны только концы пальцев. Оба запястья темные, т.к. обильно были орошены кровью от сквозных ран. Потоки крови видны от запястий рук к локтям в нижнем направлении. Гвоздь был вбит не посредине ладони, а выше, между костями запястья.

Раны на ногах того же типа. Очертание их очень четко, ибо кровь успела свернуться и запечься. В одном месте края кровавого отпечатка зубчаты, но пятно в этом месте светлее. Повидимому, рана была потревожена позже, и нитки полотна втянули влагу по своим капиллярам.

Вдоль всей спины и таза имеются специальные раны. Они расположены одна около другой. Каждая такая рана одинакового размера и вида, в 3 сантиметра длиной. В центрах раны эти черные, по краям коричневые. Кровотечение из этих ран, числом 18, покрывших спину, поясницу и ягодицы, было длительное, т.к. раны раздражались долго трением одежды. Эти раны были нанесены римским бичом, называющимся «флягрум», какие были обнаружены при раскопках Геркуланума. «Флягрум» состоял из нескольких веревок с металлическими кончиками. Величина кончиков соответствовала величине ран. Кончики эти глубоко рассекали тело удлиненными ранами. Удары наносились справа вверх, а также справа вниз, рука бичующего описывала круг около неподвижного плеча.

На правом плече видна широкая полоса, как бы ссадина от ношения очень тяжелого предмета с острыми краями».

Обращаясь к свидетельству ранений и увечий, исследуемых на туринском полотне, ученые прибегли к сравнению этих документированных Евангелием ран и повреждений, а также всех обстоятельств, сопровождавших процесс Иисуса Христа у Пилата и Синедриона, и нашли полное и детальное сходство и совпадение со всем тем, что было обнаружено на Плащанице.

«Раны на всем теле от бичевания. Бичевание было произведено, по настоянию толпы, римскими воинами и оставило все следы на Плащанице. Также отпечатлелся и терновый венец. Изуродованное ударами лицо – дело рук слуг Каиафы, первосвященника иудейского. Полоса кровоподтека на плече – путь Христа на Голгофу с Крестом Своим. Раны на руках и ногах – Его распятие. Глубокая рана от копья между ребер – удар воина, с целью удостовериться в жизни или смерти казненного Христа. Уцелевшие, против обыкновения при подобной казни, голени. И в то же время царственная ясность и покой на лице, единственном в мире по своим антропологическим свойствам. Затем – эпоха, установленная рядом вещественных документов; происшествие в среде иудейского народа, что тоже полностью доказано вещественно; смерть на кресте; обстоятельства положения в гробницу, под полотном не больше двух-трех дней, – все это, тщательно проверенное и рассмотренное, дает полную возможность утверждать, что полотно принадлежало только одной исторической личности – Иисусу Христу.

Выражение лица Христа, замечательно симметричного, по смерти осталось величественно-спокойным и невыразимо красивым, несмотря на повреждения и увечья. Кисти рук сложены одна на другой посредине тела, причем видны только четыре пальца правой руки и концы пальцев левой. Большой палец не виден потому, что, по мнению специалистов, при ранении в запястье гвоздем был поражен нерв, от чего парализовалась двигательная мускулатура этого пальца, и он свернулся под ладонь».

Все здесь изложенное представляет собою, главным образом, материалы ученых, часто ничего общего не имеющих с Христианской Церковью, но невольно приводящих беспристрастного человека к признанию туринского полотна как чудесно сохранившейся до наших дней Святой Плащаницы Христовой. Мир, христианству враждебный, волен не только не признавать очевидных доказательств ученых и историков, а также и Евангелистов, но и продолжать свое противостояние в виде всё новых вопросов и формальных возражений. Но от этого наше отношение измениться не может, тем более, что мы успели за последних 50 лет убедиться в том, что бесконечные возражения против истинности Св. Плащаницы имеют целью не столько саму Плащаницу физически, сколько общее восстановление людей против Христианской Церкви и ее реликвий.

Итак, мы современники как бы нового обретения православными самой высокой святыни христиан.

Страдания Христа Спасителя, как Человека на земле, – высшая точка Его Божественной проповеди. Страдания не только телесные, но еще больше душевные. О телесных страданиях Спасителя у нас обычно имеются весьма скромные представления, и к виду распятого Христа мы привыкли, утратили стремление переноситься мыслью и чувством к подлинности трагедии на Голгофе.

Согласно преданию, именно ею Иосиф Аримафейский обернул тело Иисуса Христа после его мучительной смерти на кресте – и на ней отпечатались следы, принадлежащие христианскому мессии. Но может быть, священный саван – всего лишь средневековая подделка?

История плащаницы

Туринская плащаница – полотно чуть больше 4 м в длину и метра в ширину. Якобы на ней «отпечаталась» голова, руки и ноги Иисуса: можно увидеть черты умиротворенного лица, сохранившего спокойное и безмятежное выражение. Судя по отпечаткам, часть погребального савана положили под тело покойника, а другой обернули тело со стороны головы.

После смерти Христа плащаница исчезла более чем на 13 веков – продолжает предание. Впервые о ней заговорили в 1353 году, когда некий французский крестоносец привез саван из своих дальних странствий. Бытует мнение, что до разграбления европейцами Константинополя плащаница хранилась именно там, хотя достоверных свидетельств этому нет.

Уже потом семья рыцаря передала артефакт церкви города Лирей, и с этого момента берет начало другая история реликвии: к небольшому городку потянулись вереницы паломников. Интерес к плащанице начал было угасать, когда церковь объявила ее подделкой, которых в то время было великое множество.

Однако спустя почти век, в 1452 году герцог Савойи Людовик I купил плащаницу, и она переехала в город Шамбери. В 1578 году ее перевезли в собор Иоанна Крестителя в Турине на севере Италии. Здесь она и «осела», получив свое привычное название.

Впрочем, настоящая слава пришла к ней много столетий спустя – в конце XIX века. В 1898 году итальянский адвокат Секондо Пиа сфотографировал плащаницу и, работая над новыми снимками, заметил одну очень странную деталь. На пленках было видно, что свет и тень на них как бы поменялись местами: Туринская плащаница была словно негативом. Следовательно, в руках у фотографа Секондо Пиа оказались фотографии в позитиве.

Это необычное явление привлекло массу энтузиастов, но научных опытов с плащаницей никто проводить в то время не стал. Церковь не желала выдавать реликвию посторонним, хотя и не подтверждала ее подлинности официально. Впрочем, технологии конца XIX века не смогли бы дать ответы на все вопросы любопытных. Всерьез за исследование артефакта ученые взялись лишь во второй половине XX.

Точных дат рождения и смерти Христа не существует. Предполагается, что он родился в промежутке между 12 и 4 годом до н. э. Его смерть обычно датируют 26-36 гг. н. э. Если верить некоторым ученым, сторонникам подлинности Туринской плащаницы, она была изготовлена в начале I века н. э. – в период жизни и смерти Христа.

Христос был альбиносом?..

Главный вопрос можно сформулировать так – почему Туринскую плащаницу считают подлинной? Дело в том, что на ней можно видеть не только отпечатки тела, но и следы от ран. Пугающие свидетельства распятия, многочисленные удары бичом, наконец, кровоподтеки на месте удара копья римского легионера – все это «отпечаталось» на реликвии.

Питер Пауль Рубенс, «Снятие с креста» / ©Собор Антверпенской Богоматери

Здесь есть один интересный момент, о котором не всегда упоминают. В христианской традиции принято изображать распятого Христа с гвоздями, забитыми в ладони. В настоящем же Древнем Риме гвоздями прибивали запястья. На Туринской плащанице отчетливо видно, что гвозди были забиты именно в запястья.

Доказывает ли это ее подлинность? Не стоит спешить с выводами, ведь саван мог подделать искусный мистификатор – мастер, который был знаком с древнеримскими обычаями гораздо лучше, чем обычный священник Средних веков.

Можно ли провести анализ остатков крови на плащанице? Увы, даже в наш век невозможно с точностью сказать, есть ли на ней кровь – исследования не могут подтвердить ни ее наличия, ни ее отсутствия.

Ученые скорее склоняются к тому, что пятна на саване – лишь красители, сернистая ртуть и охра. Казалось бы, вопрос можно закрыть, тем не менее художники больше 50 раз пытались скопировать изображение плащаницы, в том числе – с использованием новых методов – но достичь того же результата им не удалось.

Как мы уже упоминали, внимание публики привлекло то, что изображение Иисуса сохранилось в негативе. Некоторые объясняют это «эффектом засветки ткани» полотна. Есть на этот счет и гипотеза о примитивном фотоаппарате, который могли использовать для изготовления подделки.ё

Впрочем, если изображение на плащанице действительно негативное, то Иисус Христос окажется… альбиносом с белыми волосами и бородой того же цвета. Многие исследователи, однако, не рассматривают версию о негативном изображении на плащанице. Они полагают, что часть ткани просто подверглась более сильному солнечному воздействию, поэтому получился такой эффект.

Существует одно веское доказательство подлинности плащаницы. В 1976 году ученые из Лос-Аламосской Национальной лаборатории поместили ее изображение в компьютер VP-8, способный интерпретировать оптическую плотность изображения и превращать плоскую картинку в рельефную. Результаты оказались неожиданными: на экране проявилось трехмерное изображение человека.

Верующие получили серьезный козырь, но скептики не отступились: даже если плащаница не является простым изображением, это еще совсем не говорит о том, что ею было обернуто тело мессии. Для изготовления савана мистификатор мог использовать некий макет, а возможно, и настоящее тело человека.

Экспозиция Туринской плащаницы в соборе Святого Иоанна (Хертогенбос, Нидерланды) / ©Flickr/Anja

Поздняя датировка

Самый простой способ развеять мифы о подлинности савана – доказать, что он был сделан в Средневековье. Но все не так просто, как думали сторонники подделки. Еще в 1950-е годы XX века ученые обратили внимание на то, что примитивная структура ткани полотна говорит о его раннем происхождении. Согласно выводам тех времен, плащаница могла быть сделана еще в I веке нашей эры – именно тогда жил Христос.

Самые известные опыты с плащаницей были проведены в 1988 году. Сразу три независимые лаборатории – Оксфордского и Аризонского университетов, а также Федерального политехнического института в Цюрихе – получили образцы савана с целью установить его возраст путем радиоуглеродного анализа.

К разочарованию многих верующих, все три лаборатории предоставили схожие результаты – плащаница была изготовлена не раньше XIII века. Ни о каком древнем происхождении полотна не могло быть и речи.

Нужно ли говорить, что на этом история не закончилась. Любители мистики и просто верующие настаивали на том, что плащаница подверглась стороннему воздействию, что исказило результаты тестов. Действительно, в 1532 году саван обгорел при пожаре в Шамбери, и на плащаницу были нанесены заплатки. Могли ли ученые сделать неверный вывод, имея под рукой более позднюю ткань? Маловероятно, ведь отличить оригинальное плетенье от средневековых заплаток очень просто. Едва ли на результаты эксперимента могло повлиять и другое внешнее воздействие, например, окрашивание. Если бы плащаница была чем-то загрязнена, то это могло бы сыграть свою роль, но не настолько, чтобы ошибиться на тысячу лет. Во всяком случае, большая часть ученых считает именно так.

В 2001 году в «Вестнике РАН» была опубликована статья специалистов из Института криминалистики ФСБ России, Центра Туринской плащаницы и Министерства юстиции РФ. В ней утверждалось, что радиоуглеродный тест мог дать неправильные результаты, поскольку плащаница содержала средневековые масла. Таким образом, возраст полотна «случайно» сдвинулся на 1300 лет. Уже после публикации материала другие исследователи провели ряд новых анализов. Выяснилось, что содержание масел в полотне могло бы внести погрешность в 276 лет, но никак не в тринадцать столетий. Заметим еще, что у авторов вышеназванной статьи никогда не было настоящих образцов, все их выводы основаны на фотографиях плащаницы.

Собор Иоанна Крестителя в Турине, где находится плащаница /

«Заговор вокруг Иисуса»

Существуют и весьма странные теории. Есть версия немецкого писателя Хольгера Керстена (Holger Kersten), по мнению которого результаты опытов 1988 года были верны, вот только сами образцы… подменили. В защиту этой «гипотезы» говорит то, что из лабораторных записей, фиксировавших все происходящее, действительно, таинственным образом исчезли полчаса съемки. За это время ткань савана вполне могли подменить.

Писатель не ограничивается историей о краже полотна, подвергая сомнению даже официальную позицию церкви в отношении Христа. Именно церковь, согласно версии Керстена, стоит за фальсификацией опытов, и причины у нее самые что ни на есть веские.

Якобы Туринская плащаница содержит в себе свидетельства того, что на момент снятия с креста Христос вовсе не был мертвым. По мнению Керстена, раны мертвого человека просто не могли так кровоточить и не оставили бы таких следов на полотне.

Но как Иисус Христос мог пережить казнь? По версии немецкого писателя, у последователей Христа изначально имелись четкие планы по спасению своего мессии. Его сняли с креста через три часа после распятия. Действительно, многие приговоренные висели на кресте больше пяти дней, и некоторые из них даже выживали. Христос потерял сознание после того, как к его лицу поднесли влажную губку, которая могла содержать какое-нибудь усыпляющее вещество. Таким образом, надзирателей могли ввести в заблуждение сторонники Иисуса Христа.

Теоретически, на момент снятия с креста он еще мог оставаться живым, но это лишь догадки. Главное и, по сути, единственное свидетельство версии Керстена – Евангелие. Утром гробницу нашли пустой – утверждает Священное Писание.

Теория Керстена может объяснить и появление отпечатков тела на плащанице. Для заживления ран последователи Христа могли использовать масла алоэ и миро, и именно они стали причиной появления пятен на полотне. Все это и многое другое было описано в книге Хольгера Керстена и Эльмара Грубера «Заговор вокруг Иисуса».

Впрочем, основоположника этой теории заговора вряд ли можно назвать ученым. Известно, что он работал в воскресной школе Фрайбурга, после чего решил посвятить себя путешествиям и писательской карьере. Помимо книги «Заговор вокруг Иисуса» Керстен опубликовал еще один труд с кричащим заголовком – «Иисус жил в Индии». Одних названий достаточно, чтобы сделать определенные выводы об уровне этих работ.

В основе радиоуглеродного метода датировки лежит измерение соотношения изотопа 14C к стабильным изотопам углерода. Радиоуглеродный метод очень сложен и требует высочайшей квалификации – известны случаи, когда результаты опытов были перевернуты «с ног на голову». Впрочем, почти всегда такой анализ позволяет получить очень точные и обоснованные результаты.

В погоне за сенсацией

Годы идут, а интерес к Туринской плащанице не угасает. И хотя доступ к реликвии ограничен, после 1988 года ученые сумели провести еще несколько опытов.

В прошлом году научный мир потрясли результаты новых исследований. Профессор Падуанского университета Джулио Фанти (Julio Fanti) решил опровергнуть выводы исследований конца 1980-х годов. Оригинальные образцы Туринской плащаницы были подвергнуты инфракрасной спектроскопии, а также механическим анализам. Результаты исследований полностью противоречили результатам радиоуглеродной датировки: если верить Джулио Фанти, Туринская плащаница может оказаться на три века старше самого Христа!

Критикуя результаты предыдущих опытов, профессор не сказал ничего нового. Пожар и использование масел якобы сыграли с учеными злую шутку, заставив их ошибиться с датировкой на тысячу лет. Эта версия детально изложена в книге Фанти «Тайны плащаницы», написанной в соавторстве с журналистом Саверио Гаетой. Как и в случае с Керстеном, здесь прослеживается классическая схема «невероятного открытия». Все это очень напоминает дешевую сенсацию.

Одним из последних исследований стали исследования итальянских физиков Джузеппе Лачидоньи (Giuseppe Lacidogna), Aльберто Карпинтьери (Alberto Carpinteri) и Оскара Борлы (Oscar Borla) из Туринского политехнического института, результаты которых опубликованы в 2013 году. Как и Джулио Фанти, ученые подвергли критике выводы эксперимента 1988 года, только теперь акцент был сделан не на пожаре или наводнении, а на землетрясении. Якобы, незадолго до казни Христа в Иудее имело место землетрясение, которое изменило свойства и ориентацию частиц на полотне.

Естественно, никаких научных подтверждений у этой версии тоже нет, и вряд ли они появятся. Существует немало сейсмически активных мест, но подобных явлений там не наблюдали.

Туринская плащаница – это цельное полотно, но древние иудеи, насколько можно судить, использовали в ритуальных обрядах не цельные саваны, а несколько кусков ткани. Одним из таких полотнищ, например, укрывали голову усопшего. Получается, что версия о подлинности плащаницы противоречит древним иудейским обычаям.

Подделка?

Итак, среди всех проведенных экспериментов самым авторитетным можно считать исследование 1988 года. Его результаты отчетливо показали, что Туринская плащаница, скорее всего, лишь средневековая подделка.

Впрочем, разве в датировке дело?

Что нам может дать установление точного возраста плащаницы? Ровным счетом ничего, что доказывало бы ее подлинность. Даже если плащаница и была изготовлена в I веке, это совсем не говорит о том, что в нее заворачивали тело Иисуса Христа.

Странным выглядит уже то, что после казни плащаница бесследно исчезала на тринадцать веков. А ведь она была ценной христианской реликвией.

Отпечаток лица – еще один интересный момент, на который не всегда обращают внимание. Если предположить, что на плащанице отпечатался лик мессии, то почему этот след так похож на художественный портрет? Действительно, если бы ткань соприкасалась с телом человека, и на ней остались его следы, то при развороте полотна это лицо имело бы искаженные формы. Правда, по версии того же Керстена, лицо Христа отпечаталось на полотне не за счет прямого контакта, а за счет исходящего от тела тепла и разных масел.

Получается, что никаких реальных доказательств подлинности савана не существует. Даже церковь не берется подтвердить версию апологетов плащаницы. А если нет доказательств, то зачем выдумывать лишние поводы для новых опытов?..

В Страстную пятницу в храмах к верующим выносится Плащаница. Плaщaницa - этo икoнa, изoбpaжaющaя Иисуса Христа вo гpoбe. Плащаница - отрез ткани с изображением Спасителя. Чтение Евангелий, горят свечи в руках прихожан, означающие любовь к Господу. Плащаница еще будет находиться в церкви не полных три дня. Столько времени Иисус провел в гробнице. Вот здесь хотелось бы сказать - «по преданию», но какая - то сила останавливает. Нет, не по преданию и не по легенде - а реально, на самом деле так было. И это подтверждено учеными.

Не давала во все века многим покоя плащаница - кусок полотна, в которое было обернуто тело Христа. Она - миф? Как могло из нее исчезнуть тело? Ткань-то осталась. А воскресение человека невозможно. Были собраны большие деньги и в прошлом веке проведены исследования, которые выполнили более 20 экспертов в лабораториях ведущих университетов разных стран. Что выяснили?

Радиоуглеродный анализ показал, что нить пряли вручную, и полотно ткали на станке времен Христа. Более того, один из авторитетнейших ученых выдвинул предположение о том, что этот кусок полотна первоначально использовали как скатерть, которой был покрыт стол во время Тайной Вечери. По размеру все совпадало. Идем дальше.

Более десятка специальных тестов подтвердило, что на древней ткани находится действительно настоящая человеческая кровь. Установили: кровь принадлежит к IV группе (AB). Уникальные материалы этим не исчерпываются.

Сделан потрясающий вывод по исследованию частичек цветочной пыльцы на полотне. Изображение на Туринской плащанице появилось именно в Израиле, вне всякого сомнения - весной. Выдающийся профессор обнаружил на ткани отпечатки цветов 28 разновидностей. Этими весенними цветами люди осыпали тело Иисуса.

Душа знает, что Христос - не миф, не придуманный герой, а Спаситель человечества. Но нас ведет интерес: что же еще установили светлые умы, проверив, как говорится, гармонию алгеброй?

Каким образом тело вышло из плащаницы, в которую было обернуто? Как на ней осталось изображение рентгеновской фотографии?

Тело прошло непосредственно сквозь ткань, оставив на ней отпечатки негатива - это доказано и подтверждено фактами исследований:

«Тело отделилось от полотна…., единственным в своем роде способом при котором сгустки свернувшейся крови полностью в неповрежденном виде остались на поверхности ткани»

И далее установлено с помощью особых компьютерных программ, исследующих космические снимки, что процесс, произошедший внутри гробницы, подразумевает термоядерную реакцию. И еще данные: «тяжелый водород разделился на протоны и нейтроны», «мощное излучение» и так далее. Словом, ученые доказали, что произошло чудесное явление. А православные христиане и так знают: он был и есть Спаситель человечества.

Венец терновый тоже реален: хранится он в Соборе Парижской Богоматери, а представляет собою «кольцо, сплетенное из пучков тростника, с внутренним диаметром 210 мм и толщиной в разрезе 15 мм. Ветви терновника с шипами, изломанные и согнутые по направлению к середине».

Итак, медицинско-судебные, изотопические исследования Туринской плащаницы подводят к признанию факта Воскресения Христа. Это принимают не все, кто твердит, мол, невероятно. А у православных христиан сегодня, в Страстную пятницу, душа плачет.

Слезы… Считается, что Христос однажды проронил слезу, это, когда услышал известие о смерти своего дуга Лазаря. Но как-то давно, в пору, когда началось изучение плащаницы, в одном из фильмов по ТВ, прозвучал такой факт. Исследование углеводородным способом подтвердило, что на плащанице остались следы слез Иисуса Христа. Об этом тогда рассказали публике ученые. Поразила догадка: ему было нестерпимо больно, как человеку. Он страдал за нас.

Легенды о нерукотворных образах Иисуса Христа существуют на протяжении многих веков. Широко известно, например, житие святой Вероники, благочестивой иерусалимской женщины, подавшей на пути к Голгофе Иисусу свое головное покрывало. Христос отер им пот и кровь с лица, и на покрывале чудесным образом запечатлелся Его лик. Не менее известна о царе Эдессы Абгаре V Великом, которому Иисус послал плат со своим нерукотворным образом и тем исцелил от проказы. Согласно Евангелию от Иоанна, в заключение своей прощальной вечери Иисус Христос вытер свое лицо полотенцем, которым он перед этим вытирал ноги апостолов, после чего на нем также осталось изображение лица Иисуса. Именно «копии» с этого лика в настоящее время официально называются «Нерукотворным образом Господа нашего Иисуса Христа». Оригиналы данных реликвий, если и существовали, были утеряны в незапамятные времена.


В наши дни существует всего одна реликвия с изображением Христа, которая претендует на подлинность и на протяжении более 100 лет приковывает к себе пристальное внимание верующих и ученых всего мира. Еще в 1506 г. в Булле «Понтифекс Рима» папа Юлий Второй объявил ее «самой достовернейшей, чистейшей плащаницей (proeclarissima sindone), в которую был облачен наш Спаситель, когда его полагали во гроб». А папа Павел VI в 1978 г. назвал ее «самой важной реликвией христианства». Речь идет, конечно же, о знаменитой Туринской плащанице, точную копию которой известный американский ученый Джон Джексон в 1978 г. передал Русской Православной Церкви. В 1997 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в московском Сретенском монастыре освятил изображение на копии Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя. Проблема, однако, заключается в том, что все эти нерукотворные образы, не исключая и интересующей нас плащаницы, похоже, были неизвестны христианам первых веков новой эры. Так, епископ Лионский Ириней (130-202 г.г.) – человек, который был лично знаком с ближайшим учеником апостола Иоанна Богослова епископом Смирнским Поликарпом, писал: «Телесный вид лица Иисуса Христа нам неизвестен». Великий теолог Августин также жаловался, что нет никакой возможности узнать, как выглядел Иисус. Обойти данное противоречие сторонники подлинности Туринской плащаницы попытались с помощью непризнанных официальной Церковью Евангелий – апокрифов. Как известно, после смерти Иисуса, его тайные ученики Иосиф Аримафейский и Никодим с разрешения Пилата сняли тело с креста и «обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи». Через полтора дня Христос воскрес и пустые «пелены» были обнаружены вначале Марией Магдалиной, а потом – апостолами Петром и Иоанном. Однако правоверные иудеи не могли прикоснуться к ритуальным одеждам покойного, и потому погребальные одежды воскресшего Иисуса Христа взяла жена Пилата и «положила в место, известное только ей». Видимо, именно в этом, «известном жене Пилата месте» позже были «обретены» множество плащаниц. Первая из них была обнаружена в 525 (по другим источникам – в 544) году в Эдессе (современный турецкий город Урфа). К XV столетию в христианском мире было исторически зафиксировано 40 Плащаниц Иисуса Христа. В настоящее время в католических аббатствах, соборах и храмах Западной Европы бережно хранится и периодически выставляется на поклонение верующим по меньшей мере 26 «подлинных погребальных одежд (плащаниц) Иисуса Христа». Кроме Туринской, наиболее известные плащаницы до сих пор находятся в Безансоне (Besancon), Кадвине (Cadoin), Шампье (Champiegne), Ксабрегасе (Xabregas), Овьедо (Oviedo) и других городах. В ХХ веке во время дискуссий о Туринской Плащанице исследователи сумели добраться до многих из этих плащаниц, доказав подложность всех этих реликвий. Наиболее шоковый характер носило заключение о подложности Безансконской плащаницы. На ней, кроме изображения тела умершего Иисуса Христа, присутствовала надпись на незнакомом языке. Легенда утверждала, что она была сделана рукой самого Иисуса Христа (варианты: апостола Фомы, доставившего по приказу Иисуса Христа изображение царю Авгарю; апостола Иоанна, который хранил у себя Плащаницу и подписал своей рукой; апостола и евангелиста Луки, который нарисовал изображение на пеленах савана Иисуса Христа). Однако оказалось, что надпись была сделана в XIV веке на арабском языке и отражает взгляды Ислама на Иисуса Христа. Но вот Туринская плащаница оказалась из ряда вон выходящим исключением из этого правила и доказать либо отвергнуть ее подлинность было совсем не просто. Откуда же она появилась и что собой представляет?

В настоящее время она выглядит как льняное полотнище длиной 4,3 на 1,1 метра, на желтовато-белом фоне которого видны желтовато-коричневые пятна, несколько расплывчатые, но складывающиеся в фигуру человека. В расстеленном виде на левой половине полотна вырисовывается изображение мужчины в лежачем положении, лицом вверх, головой к центру ткани, на правой – отпечаток со спины. На плащанице заметны и более темные красно-коричневые пятна, возможно, соответствующие ранам Христа, нанесенным бичом, иглами тернового венца, гвоздями и копьем. Если верить свидетельствам очевидцев XV века, ранее изображение было гораздо более ярким, теперь же оно едва проступает. Первое документальное упоминание об интересующей нас плащанице относится к 1353 г., когда реликвия появилась во владениях графа Жоффруа де Шарни недалеко от Парижа. Сам де Шарни утверждал, что он «владеет той плащаницей, которая некогда пребывала в Константинополе». В 1357 г. плащаницу выставили в местной церкви, что вызвало большой приток паломников. Как ни странно, церковные власти отнеслись к появлению реликвии весьма скептически. За ее демонстрацию епископ Анри де Пуатье вынес настоятелю церкви порицание, а его преемник Пьер д`Арси в 1389 г. даже обратился к авиньонскому папе Клименту VII (современная католическая историография авиньонских пап считает антипапами, но из своей истории их не выбрасывает) с просьбой запретить публичные показы плащаницы. При этом он ссылался на показания некоего, оставшегося безымянным, художника, который, якобы, сознался в изготовлении данного полотна, покаялся и получил от него, от епископа Пьера, прощение в своем святотатстве. В результате 6 января 1390 г. Климент VII вынес постановление, согласно которому плащаница признавалась художественным воспроизведением подлинной пелены, в которую Иосиф Аримафейский завернул тело Христа после казни. В 1532 г. плащаница получила повреждения во время пожара в церкви города Шамбери, которые, однако, не коснулись ее центральной части. В 1578 г. внучка графа де Шарни передала плащаницу герцогу Савойскому, который и привез ее в Турин, где и по сей день она хранится в специальном ковчеге в соборе Джованни Батиста. Последний коронованный представитель Савойской династии – отрешенный от власти король Италии Умберто II – завещал плащаницу Ватикану, собственностью которого она стала в 1983 г.

Итак, в течение многих веков Туринская плащаница не считалась уникальной и не привлекала к себе особого внимания публики. Все изменилось в 1898 г., когда плащаница в качестве художественного произведения была выставлена в Париже. Перед закрытием выставки археолог и фотограф-любитель Секондо Пиа впервые сфотографировал лик Туринской плащаницы. При проявлении пластинки оказалось, что изображение на полотне является негативом. При этом изображение на фотографии оказалось гораздо более четким, чем на полотне, что позволило экспертам сделать выводы об анатомическом совершенстве образа и даже о наличии характерных черт посмертного окоченения тела. Новые фотографии, сделанные в 1931 г., подтвердили мнение о том, что изображение на плащанице является отпечатком реального трупа, а не рисунком и не отпечатком со статуи. При этом выяснилось, что у человека, когда-то завернутого в эту пелену, была косичка на затылке, что стало полной неожиданностью для историков: ведь косички нет ни на одном известном изображении Христа. Терновый венец, если судить по каплям крови на голове, напоминал митру, что противоречит средневековым изображениям венца в виде короны европейского типа, но согласуется с современными данными. Руки пробиты гвоздями в области запястий, а не ладоней, что также противоречит средневековым традициям изображения Распятия, но полностью согласуется с современными археологическими находками останков распятых людей и данными экспериментов, установивших, что гвозди, вбитые в ладони трупа, не способны удержать тело на кресте. Таким образом, были получены данные, косвенно свидетельствующие в пользу подлинности плащаницы, но, одновременно, ставящие под сомнение кровавые стигматы на теле некоторых святых и их последователей: ведь открытые раны у них появлялись как раз на ладонях. Но поистине всемирную известность Туринская плащаница приобрела в 1952 г. после тридцатиминутной программы WNBQ-TV (Чикаго). Если до тех пор споры о ее подлинности привлекали внимание лишь узких кругов верующих и противостоящих им скептиков-ученых, то теперь данная проблема оказалась в центре внимания крупнейших средств массовой информации всего мира.

Одним из главных аргументов скептиков стало отсутствие каких-либо сведений о существовании плащаницы на протяжении тринадцати веков от момента распятия Христа до появления реликвии в средневековой Франции. Правда, некоторые источники сообщают, что крестоносцы, разбившие лагерь около Константинополя в 1203 г. видели в одном из храмов этого города погребальный саван Христа с изображением его фигуры. Но когда год спустя крестоносцы захватили и разграбили великий город, этот саван не был обнаружен. Высказывалось предположение, что он был похищен тамплиерами, которые тайно хранили его более ста лет. Интересно, что предок Жоффруа де Шарни, во владениях которого в 1353 г. и появилась плащаница, носил звание приора тамплиеров Нормандии и в 1314 г. был сожжен на костре с Великим магистром Жаком де Мале. Однако у историков нет никаких данных, позволяющих отождествить этот таинственный саван с интересующей нас плащаницей, а если таковые и появятся, проблема все равно останется нерешенной: дата первого упоминания о плащанице будет смещена всего на 150 лет, чего явно недостаточно. Свои доводы оказались и у сторонников подлинности плащаницы. Косвенными доказательствами раннего происхождения плащаницы может являться, например, близкое совпадение пропорций и деталей лица на плащанице с ликом иконы монастыря Святой Екатерины на горе Синай (45 совпадений) и изображением Христа на золотой монете Юстиниана II (65 совпадений). Правда, как указывают скептики, остается неизвестным: икона и монеты скопированы с плащаницы, или же все было наоборот?

При исследовании ткани плащаницы была обнаружена пыльца 49 видов растений, из которых 16 встречаются в Северной Европе, 13 принадлежат пустынным растениям, произрастающим на юге Израиля и в бассейне Мертвого моря, 20 – встречаются в юго-западной Турции и в Сирии. Данное исследование доказало ближневосточное происхождение если не самой плащаницы, то хотя бы ткани, на которой она была выполнена, но не ответило на главный вопрос – о времени ее изготовления.

Осенью 1978 г. плащаница была выставлена на всеобщее обозрение. Данное событие было приурочено к 400-летию ее появление в Турине. Историки воспользовались данным случаем для более детального исследования плащаницы. При микрофотографировании в поляризованном свете и компьютерном сканировании было установлено, что на глаза трупа были положены монеты, одна из которых оказалась чрезвычайно редкой лептой Пилата, на которой надпись «Император Тиберий» была сделана с ошибкой. Скептики, однако, сомневаются в том, что среди евреев начала нашей эры был распространен греческий обряд класть на глаза умерших монеты, предназначавшиеся для платы Харону. К тому же они весьма резонно отмечают, что собственно саваном иудеи оборачивали лишь тело умершего, голову же оборачивали отдельным куском материи. Данные возражения не опровергают сделанных выше выводов о подлинности изображения распятого тела, но оставляют открытым вопрос о личности казненного и времени возникновения данной реликвии. Поэтому, на протяжении всего ХХ века и в настоящее время исследователей по-настоящему волновали и волнуют лишь две проблемы: точная дата изготовления плащаницы и техника ее изготовления. В частности, была высказана гипотеза о том, что распятый являлся членом одной из раннехристианских общин, распятым во времена гонений на христиан. Согласно другой версии, плащаница была искусственно создана в IV веке, который характеризуется расцветом культа христианских реликвий и массовым их появлением на «рынке». Были испробованы все теоретически возможные способы получения изображения живого или мертвого тела на льняной ткани, но отпечатки существенно отличались по структуре и качеству от изображения на плащанице. Единственным исключением можно считать эксперимент на живом человеке, проведенный в Ватикане. Руки подопытного был смочены молочной кислотой в тысячекратном разведении (примерно в такой концентрации она выделяется с потом при стрессах и высоких нагрузках) и припорошены красной глиной, нагретой до 40 градусов. Через два часа были получены достаточно четкие отпечатки на ткани.

В это же время исследователями были найдены следы гемоглобина, билирубина и других компонентов крови, которая могла принадлежать только человеку или высшим приматам. Группа крови оказалась IV. Но при этом были найдены и следы краски. Ранее предполагали, что она попала на полотно во время копирования: в разные годы плащаницу срисовывали не менее 60 раз. Однако проведенные исследования показали, что ткань плащаницы местами окрашена не кровью, а пурпуром искусственного происхождения, изготавливать который научились в средние века. Таким образам, было доказано, что неизвестный мастер все же «подрисовывал» изображение темперой на желатиновой основе, причем сделано это было не ранее XIII века, когда и появилась данная техника подрисовки линий. Полученные данные могли свидетельствовать как о позднем происхождении реликвии, так и о «реставрации» ее в средние века. Профессор истории университета Южная Каролина Даниэль Ц. Скавроне и французские исследователи Л. Пиккнет и К Принс предположили даже, что в 1492 г., к ней приложил свою руку большой знаток света и цветов Леонардо да Винчи. В том году Леонардо видел плащаницу в Милане, возможно, он подрисовал лицо Иисуса Христа в так называемых дополнительных, реверсивных, цветах, что и обусловило появление на фотонегативе Секундо Пиа позитивного изображения его облика.

Важнейшей вехой в исследовании плащаницы стал 1988 г., когда Римско-католическая церковь дала разрешение на ее радиоуглеродное исследование. Данная работа была доверена трем независимым лабораториям – Женевского центра научной информации и документации, Оксфордского университета и Аризонского университета. Представителям каждого из этих центров были переданы немаркированные флаконы с образцами четырех тканей: в одном из них находился кусочек плащаницы, в другом – ткань времен Римской империи, в третьем – ткань раннего Средневековья, в четвертом – ткань начала XIV века. Выводы всех трех лабораторий оказались неутешительными: с точностью до 95 % радиоактивный анализ установил, что ткань плащаницы была изготовлена в промежутке между 1260 и 1390 гг. С этим выводом вынужден был согласиться и Туринский архиепископ Анастасио Альберто Баллестеро. Вслед за ним папа римский Иоанн Павел II во время посещения Африки в своем выступлении от 28 апреля 1989 г. заявил, что Католическая церковь признает Туринскую плащаницу только в качестве священной реликвии – нарисованного на полотне изображения, которое используется на предпасхальном богослужении во всех католических и православных храмах, но не в качестве подлинных погребальных пелен Иисуса Христа. Таким образом, Ватикан официально признал результат научного исследования возраста Туринской плащаницы. Слова папы римского не сказались на популярности данной реликвии. Ее демонстрации в 1998 и 2000 годах вызывали неизменный ажиотаж. В следующий раз ее предполагается выставить для показа в 2025 г. Может быть, ученых ждут новые открытия и сюрпризы?