Самое важное открытие руаля амундсена. Руаль Амундсен — Покорение Северо-Западного прохода

Амундсен - один из самых известных мореплавателей Норвегии. С детства его увлечением было чтение книг о путешествиях в далекие страны. В детстве он прочитал практически все издания о путешествиях за полярный круг, которые ему удалось раздобыть. Тайком от матери Амундсен уже в ранние годы начал готовиться к экспедициям: он закалялся, делал физические упражнения, а также играл в футбол, считая, что эта игра помогает укреплять мышцы ног.

Юность великого полярника

Когда Амундсен поступил на медицинский факультет в Осло, большую часть времени он посвящал изучению иностранных языков, будучи уверенным, что их знание является необходимым для путешествия. То, что открыл Руаль Амундсен в географии, во многом обусловлено его долголетней подготовкой в течение всей юности.

В 1897-1899 годах молодой Амундсен принимал участие в антарктической экспедиции бельгийских полярников. В одной команде с ним был Фредерик Кук, который через 10 лет сразится в борьбе за право быть первооткрывателем Северного полюса с Робертом Пири.

Выдающиеся полярники: борьба за первенство

Северный полюс и стал целью, которую поставил перед собой Руаль Амундсен. Что он открыл в будущем, если уже до него за крайнюю точку планеты боролись другие путешественники? Официально долгое время считалось, что первым 6 апреля 1909 года достиг Северного полюса Фредерик Кук утверждал, что побывал здесь уже 21 апреля 1908 года. Так как доказательства, представляемые Куком, вызывали сомнения, то пальму первенства решили отдать Пири. Но и его достижения оказались под сомнением.

Дело в том, что оборудование того времени еще не достигло того уровня развития, на котором можно было бы смело утверждать истинность совершенного открытия. Следующим, кто попытался покорить неумолимый Северный полюс, был Фритьоф Нансен. Но он не смог достичь своей цели, и эстафетную палочку у него перенял Руаль Амундсен. Что он открыл и когда, навсегда осталось в истории географических исследований. Но главному открытию Амундсена предшествовало много испытаний. После смерти матери Амундсен принял решение стать штурманом дальнего плавания. Однако для того чтобы успешно сдать экзамены, необходимо было проработать как минимум три года в качестве матроса на шхуне.

Руаль Амундсен: что он открыл до того, как стать великим мореплавателем

Будущий полярник отправляется к берегам Шпицбергена на промышленном судне. Затем он переходит на другой корабль и отправляется к канадскому побережью. Перед тем путешественником, Амундсен служит матросом на нескольких суднах и посещает множество стран: Испанию, Мексику, Англию и Америку.

В 1896 году Амундсен сдает экзамены и получает диплом, который сделал его штурманом дальнего плавания. После получения диплома Антарктида наконец становится местом, куда отправляется Руаль Амундсен. Что он открыл в процессе своего первого путешествия? Только тот факт, что в Антарктиде главная цель - остаться в живых. Экспедиция, которая предназначалась для изучения земного магнетизма, едва не стала последней для всего экипажа. Сильнейшие вьюги, обжигающий мороз и длительная голодная зимовка - все это едва не погубило команду. Они спаслись только благодаря энергии отважного путешественника, который постоянно охотился на тюленей, чтобы прокормить умирающий от голода экипаж.

Перемена целей

Руаль Амундсен: что он открыл и какова его роль в современном географическом знании? В 1909 году, когда Кук и Пири официально заявили о своих правах на открытие Северного полюса, Амундсен решил кардинально поменять свою задачу. Ведь в этой гонке он мог быть лишь вторым, если не третьим. Поэтому полярник решил покорять другую цель - Южный полюс. Однако и здесь уже были те, кто хотел достичь этой цели быстрее.

Английская экспедиция Скотта

В 1901 году Великобританией была организована экспедиция во главе с офицером Робертом Скоттом. Он не считал географические открытия делом всей своей жизни, но подошел к подготовке к суровому путешествию со всей ответственностью. Руаль Амундсен, что открыли полярники в своих путешествиях, сделали ли они это вместе? Скорее, это было отчаянное соревнование за право достичь Южного полюса первым. В июне 1910 года Скотт начал экспедицию к Антарктиде. Он знал о том, что у него имеется конкурент, но не придал большого значения экспедиции Амундсена, считая его неопытным. Но главное в 1910-1912 годах принадлежало норвежцу.

Руаль Амундсен: что он открыл? Краткое содержание экспедиции на Южный полюс

Главную ставку Скотт сделал на использование техники - мотосаней. Амундсен же, применяя опыт норвежцев, взял с собой большую команду собак для езды в упряжках. Кроме того, команда Амундсена состояла из прекрасных лыжников, а члены экипажа Скотта не уделили должного внимания лыжной подготовке.

4 февраля команда Скотта, добравшись до Китовой бухты, внезапно увидела своих конкурентов. Англичане, хоть и потеряли боевой настрой, решили продолжать путешествие. Кроме того, что команда была шокирована появлением экспедиции Амундсена, сыграла роль и недостаточная подготовка. Лошади их начали погибать, так как долго не могли акклиматизироваться. Одни из мотосаней разбились. Скотт понял, что ставка Амундсена на собак - самое выигрышное решение. Несмотря на то что Амундсен также нес потери, 14 декабря 1911 года его команда достигла Южного полюса.

Амундсен (Amundsen) Руаль (1872-1928), норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске (1903-06). Руководил экспедицией в Антарктику на судне «Фрам» (1910-12). Первым достиг Южного полюса (14.12.1911). В 1918-20 прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод». В 1926 руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле «Норвегия». Погиб в Баренцевом м. во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.

Амундсен Руал. Первым прошел Северо-Западным проходом на судне "Йоа" от Гренландии к Аляске (1903-1906). Руководил экспедицией в Антарктику на судне "Фрам" (1910-1912). Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911). В 1918-1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на судне "Мод". В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле "Норвегия". Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле.

Амундсен рассказывал, что решил стать полярным путешественником в пятнадцать лет, когда прочитал книгу Д. Франклина об экспедиции 1819-1822 годов, целью которой было найти путь из Атлантического океана в Тихий вокруг северных берегов Северной Америки. Но только в двадцать два года юнгой Амундсен впервые ступил на борт судна. В двадцать шесть он впервые зимовал в высоких широтах.

Он был участником бельгийской антарктической экспедиции. Вынужденная, неподготовленная зимовка продолжалась 13 месяцев. Амундсен на всю жизнь запомнил этот урок.

Вернувшись в 1899 году в Европу, он сдал экзамен на капитана, затем заручился поддержкой Нансена, купил небольшую яхту "Йоа" и приступил к подготовке собственной экспедиции. Он хотел осуществить то, что не удалось Франклину, что не удавалось до сих пор никому, - пройти Северо-Западным проходом. И три года тщательно готовился к этому путешествию. Он приглашал в свои путешествия людей от тридцати лет, и каждый, кто шел с ним, знал и умел многое. На "Йоа" их было семеро, и в 1903 - 1906 годах они осуществили за три года то, о чем человечество мечтало в течение трех столетий.

Через пятьдесят лет после так называемого открытия Северо-Западного прохода Мак-Клуром, Амундсен первым обогнул на яхте Северную Америку. От Западной Гренландии он, следуя указаниям книги Мак-Клинтока, повторил сначала путь несчастной экспедиции Франклина. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям. Но, учтя гибельную ошибку Франклина, Амундсен обогнул остров не с западной, а с восточной стороны - проливами Джемс-Росс и Рей - и провел две зимовки в гавани Йоа, у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. Оттуда осенью 1904 года он обследовал на лодке самую узкую часть пролива Симпсон, а в конце лета 1905 года двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. Он миновал ряд мелководных, усеянных островами проливов и заливов и, наконец, встретил китобойные суда, прибывшие из Тихого океана к северо-западным берегам Канады. Перезимовав здесь третий раз, Амундсен летом 1906 года прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско.

Следующей своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах, знаменитый дрейф "Фрама". Нансен одолжил ему свое судно. Пока шла подготовка экспедиции, Кук и Пири объявили, что Северный полюс уже покорен...

"Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, - вспоминал Амундсен, - мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха... я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились..."В весенний день 19 октября 1911 года полюсная партия в составе пяти человек на четырех санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь. Вначале путь проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса. На 85-й параллели поверхность круто пошла вверх - шельфовый ледник кончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. У начала подъема путешественники устроили главный склад продовольствия с запасом на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней. За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу.

Наконец они оказались на большом леднике, который, подобно застывшей ледяной реке, каскадами спускался сверху между гор. Этот ледник был назван именем Акселя Хейберга - покровителя экспедиции, пожертвовавшего крупную сумму. Чем выше поднимались путешественники, тем хуже становилась погода. Горные вершины, возникавшие перед ними в ясные часы, они называли именами норвежцев: друзей, родных, покровителей. Самая высокая гора была названа именем Фритьофа Нансена. А один из ледников, спускавшихся с нее, получил имя дочери Нансена - Лив.

7 декабря 1911 года они прошли самую южную точку, достигнутую до них: три года тому назад партия англичанина Шеклтона достигла широты 88°23", но перед угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть обратно, не дойдя до полюса всего 180 километров.

17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс. Они оставили небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним - вымпел с надписью "Фрам". В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и послание своему сопернику - Скотту. Все путешествие Амундсена к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. Приведем имена первооткрывателей Южного полюса: Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьяланд, Руал Амундсен.

7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции.

В 1925 году Амундсен решил совершить пробный полет на самолете к Северному полюсу от Шпицбергена. Если бы полет оказался удачным, то потом он планировал организовать трансарктический перелет. Финансировать экспедицию вызвался сын американского миллионера Линкольн Элсуорт. Впоследствии Элсуорт не только финансировал воздушные экспедиции знаменитого норвежца, но и сам участвовал в них. Были приобретены два гидроплана типа "Дорнье-Валь". Пилотами были приглашены известные норвежские летчики Рисер-Ларсен и Дитрихсон, механиками - Фойхт и Омдаль. Обязанности штурманов взяли на себя Амундсен и Элсуорт. В апреле 1925 года участники экспедиции, самолеты и снаряжение прибыли пароходом в Кингсбей на Шпицбергене.

21 мая 1925 года оба самолета поднялись в воздух и взяли курс на Северный полюс. На одном самолете находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом - Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт. Примерно в 1000 километров от Шпицбергена мотор самолета Амундсена стал давать перебои. К счастью, в этом месте среди льдов оказались полыньи. Пришлось идти на посадку. Сели сравнительно благополучно, но взлететь уже не смогли. Положение казалось безнадежным. Сразу после аварии Амундсен тщательно подсчитал все, что у них было, и установил жесткий паек.

Наконец, 15 июня, на 24-й день после аварии, подморозило, и они решили взлететь. Летели они, как выразился Амундсен, "имея ближайшим соседом - смерть". В случае вынужденной посадки на лед, даже если бы они уцелели, их ждала голодная смерть.

Встреча в Норвегии была торжественной. Их встретили толпы ликующих людей. Это было 5 июля 1925 года. Казалось, все невзгоды Амундсена остались в прошлом. Он был национальным героем.

В 1925 году Элсуорт купил дирижабль, получивший название "Норге" ("Норвегия"). Руководителями экспедиции на Северный полюс были Амундсен и Элсуорт. Создатель дирижабля итальянец Умберто Нобиле был приглашен на должность капитана. Команда была сформирована из итальянцев и норвежцев.

8 мая 1926 года к Северному полюсу стартовали американцы. На борту самолета, получившего название "Жозефина Форд", вероятно, в честь жены Форда , финансировавшего экспедицию, находились только двое: Флойд Беннетт в качестве пилота и Ричард Бэрд в роли штурмана. Через 15 часов они благополучно вернулись, совершив полет до полюса и обратно. Амундсен поздравил американцев со счастливым завершением полета.

В 9 часов 55 минут 11 мая 1926 года, в тихую ясную погоду, "Норге" взял курс на север, к полюсу. На борту находились 16 человек. Через 15 часов 30 минут полета, в 1 час 20 минут 12 мая 1926 года, дирижабль был над Северным полюсом.

Возвращение путешественников было триумфальным. 12 июля 1926 года Амундсен и его друзья прибыли пароходом в Норвегию, в Берген.

24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле "Италия" достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня из Бергена на спасение экипажа "Италии" вылетел Амундсен. После 20 июня его самолет пропал без вести.

Он первым достиг Южного полюса и первым совершил перелет из Европы в Америку (Шпицберген - Аляска); он первым на яхте "Йоа" с севера обошел Америку и первым проследовал вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, после того как на судне "Мод" в 1918-1920 годах обогнул с севера Европу и Азию.

Открытие Южного полюса - многовековая мечта полярных исследователей - на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств - Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других - трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента - Америки, - носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное - право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента. В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей. Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор. Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем. В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться. Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций - британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя. Однако в пути он получил сообщение, что уже покорился американцам - Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг. Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами. Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции. Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен - Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт. Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет - моторные сани. Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется). Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения. Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега. Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета. Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования. Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта. Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты. К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками - приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников. На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг. Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна. Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути. Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее. Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть - умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс - драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны - отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 о С, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей - Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей. В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные. Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой - смерть, имело весьма неожиданные последствия. Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего. Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя. Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги - вопрос, навсегда оставшийся без ответа. Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения. В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть. Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка. Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования. На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев - величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен - Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт. Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники. Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые - «Русская» и «Прогресс». Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

  • В - учился на медицинском факультете в университете г. .
  • С по плавал матросом и штурманом на разных судах. Начиная с совершил ряд экспедиций, получивших широкую известность.
  • Впервые прошёл ( -) на небольшом промысловом судне «Йоа» Северо-западным проходом с Востока на Запад от к .
  • На судне «Фрам» отправился в ; высадился в Китовой бухте и на собаках достиг Южного полюса, на месяц опередив английскую экспедицию .
  • Летом экспедиция вышла из на судне «Мод» и в достигла .
  • В возглавил 1-й трансарктический перелёт на дирижабле «Норвегия» по маршруту: - - .
  • В во время попытки разыскать итальянскую экспедицию У. Нобиле, потерпевшую катастрофу в Северном Ледовитом океане на дирижабле «Италия», и оказать ей помощь, Амундсен, вылетевший на гидросамолёте «Латам», погиб в .

Юность и первые экспедиции

Амундсен родился в 1872 году в местечке Борге, недалеко от города Сарпсборг, на юго-востоке в семье мореплавателей и судостроителей. Когда ему исполнилось 14 лет, отец умер и семья переехала в столицу Норвегии Христианию (с 1924 года - ). Старшие братья связали свою судьбу с морем, а младший, Руаль, по просьбе матери поступил учиться на медицинский факультет университета. Но всегда мечтал о путешествиях, и его любимым чтением были книги английского мореплавателя Джона Франклина про исследования . В возрасте 21 года, после смерти матери, Руаль бросает университет. Он писал впоследствии:

«С невыразимым облегчением я покинул университет, чтобы всей душой отдаться единственной мечте моей жизни» .

Амундсен целиком посвящает себя изучению морского дела. Он нанимается на грузовые и рыболовецкие суда, которые бороздят . Подобно , Руаль уделяет много времени тренировкам и развитию своего тела.

Северо-западный морской путь

Вернувшись из Антарктики, молодой норвежский капитан задумал покорить Северо-Западный проход, то есть проплыть кратчайшим путём из в вокруг арктических побережий . Моряки и географы четыре столетия безрезультатно бились над этой проблемой.

Он купил изрядно подержанную 47-тонную парусно-моторную «Йоа» («Gjøa»), тщательно её отремонтировал, испытал в нескольких пробных плаваниях и г. Амундсен с шестью спутниками отправился из Норвегии на борту «Йоа» в свою первую арктическую экспедицию. Шхуна пересекла Северную Атлантику, вошла в Баффинов залив, затем преодолела проливы Ланкастера, Барроу, Пил, Франклина, Джеймса Росса и в начале сентября была поставлена на зимовку у юго-восточного берега острова Короля Вильяма. Амундсен завязал дружбу с , которые до этого ни разу не видели белых людей, купил у них куртки на оленьем меху и медвежьи рукавицы, научился строить иглу, заготавливать (пищу из высушенного и истолчённого тюленьего мяса), а также обращаться с ездовыми лайками-хаски.

Зимовка прошла благополучно, но бухта, в которой стояла шхуна, летом г. не освободилась ото льда, и «Йоа» осталась на вторую зимовку, в это время весь мир считал его пропавшим без вести. Только г. корабль смог вырваться из ледяного плена, и норвежцы отправились дальше на запад. Через три месяца напряжения и томительного ожидания экспедиция обнаружила на горизонте корабль, отплывший из - Северо-Западный путь был пройден. Но вскоре после этого судно вмёрзло в лёд, где оставалось всю зиму.

Стремясь сообщить миру о достижении экспедиции, Амундсен вместе с капитаном американского коробля, в октябре отправляется в 500- путешествие в Игл-Сити на , где находилось ближайшее соединение с внешним миром. Этот нелёгкий путь он проделал на собачьих упряжках, и, перевалив через горы почти 3-километровой высоты, добрался до города, откуда возвестил миру о своём подвиге. Позднее Амундсен вспоминал:

«По возвращении все определяли мой возраст между 59 и 75 годами, хотя мне было только 33» .

Привезённые им научные материалы много лет обрабатывали , и , а научные общества разных стран приняли его в свои почётные члены.

Покорение Южного полюса

Амундсену 40 лет, он читает доклады в и по всей , его путевые заметки стали бестселлером. Но в его голове зреет новый дерзкий полярный проект - покорение . План исследователя заключался в том, чтобы добраться до Северного полюса на корабле, вмороженном в . Необходимое для этого судно уже было построено. Амундсен завязал отношения с и попросил его предоставить для мероприятия «Фрам» («Fram», «вперёд»), на котором Нансен с командой провели 3 года - , дрейфуя со льдом к Северному полюсу.

Но планы Амундсена были разрушены, когда приходит известие о том, что два американца - Фредерик Кук в апреле и Роберт Пири в апреле - покорили Северный полюс. Амундсен меняет цель своей экспедиции. Приготовления продолжаются, но место назначения меняется на . В то время всем было известно, что англичанин также готовился к своей второй попытке достигнуть Южного полюса. Амундсен, ведомый своими амбициями быть первым, решил попасть туда раньше его. Однако цель предстоящей экспедиции норвежский полярник тщательно скрывал. Об этом не было известно даже норвежскому правительству, так как Амундсен опасался, что ему будет запрещено отправиться к Южному полюсу. Такие условия были продиктованы тем, что была сильно зависима от экономически, а главное - политически.

«Смерть уже близка. Ради Бога, позаботьтесь о наших близких!»

Останки Скотта и его спутников были найдены только следующим летом. Они погибли всего в 20 километрах от ближайшего лагеря с продовольствием.

Эта трагедия взволновала весь мир и сильно омрачила успех Амундсена, в феврале он распространил заявление, где были следующие слова:

«Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтоб вернуть его к жизни… Мой триумф омрачён мыслью о его трагедии, она преследует меня».

Северо-восточный морской путь

По возвращении из Антарктики Амундсен приступил к организации давно задуманной экспедиции в Северный Ледовитый океан, однако начавшаяся помешала ему. Всё-таки к лету г. экспедиция была снаряжена и в июле покинула берега Норвегии на новом, специально построенном судне «Мод» («Maud»). Амундсен предполагал пройти вдоль берегов Сибири , который на западе принято называть Северо-Восточным проходом, а затем вморозить корабль в лёд и превратить его в дрейфующую научную станцию. Экспедиция была загруженным инструментами для исследований, изучения земного магнетизма и являлась на тот момент наиболее оснащённой из всех, которые когда-либо отправлялись в полярные исследования.

Ледовые условия летом 1918 г. были очень тяжёлыми, судно продвигалось медленно, то и дело застревая во льдах. За , который обогнули , льды окончательно остановили судно, и пришлось готовиться к зимовке. Только через год, г., «Мод» смогла продолжить путь на восток, но это плавание длилось всего 11 дней. Вторая зимовка у острова Айон заняла десять месяцев. Летом г. Амундсен привёл судно в посёлок на Аляске.

Трансарктические полёты

Будучи полярным исследователем, Амундсен проявлял должный интерес к . Когда в г. был установлен мировой рекорд продолжительности полёта (машина конструкции Юнкерса) в 27 часов, у Амундсена появилась идея авиа-перелёта через Арктику. При финансовой поддержке американского миллионера Линкольна Эллсворта (Lincoln Ellsworth) Амундсен покупает два крупных , способных взлетать с воды и со льда.

Последние годы и гибель

Вернувшись в свой дом в Бунне- , под Осло, великий путешественник зажил угрюмым отшельником, все больше и больше замыкаясь в себе. Он никогда не был женат и не имел длительной связи ни с одной женщиной. Сначала хозяйство вела его старая няня, а после её смерти он стал заботиться о себе сам. Это не требовало больших усилий: он жил по-спартански, словно до сих пор находился на борту «Йоа», «Фрама» или «Мод».

Амундсен становился странным. Он продал все ордена, почётные награды и открыто поссорился со многими бывшими соратниками. в году писал одному из своих друзей

«У меня складывается впечатление, что Амундсен окончательно утратил душевное равновесие и не вполне отвечает за свои поступки».

Главным врагом Амундсена стал Умберто Нобиле, которого он называл «заносчивым, ребячливым, эгоистичным выскочкой», «нелепым офицером», «человеком дикой, полутропической расы».

Сочинения

(1872-1928) норвежский полярный путешественник

Руаль Амундсен родился в семье капитана и владельца судоверфи, и любимым его занятием с детства было чтение книг, где описывались путешествия в далекие страны. Он постарался прочитать все книги о полярных путешественниках, которые ему удалось достать. Его привлекали неизведанные страны, расположенные у полюса планеты. Тайком от матери Руаль начал готовиться к полярным путешествиям: настойчиво тренировался, занимался лыжным спортом; играл в футбол, считая, что эта подвижная игра укрепляет мускулатуру ног; закалялся, обливаясь ледяной водой. Поступив на медицинский факультет университета г. Христиания (ныне Осло), Руаль Амундсен усиленно занимался изучением иностранных языков, считая, что будущему путешественнику необходимо их знать.

После смерти матери Руаль решает сделаться штурманом дальнего плавания. Однако, чтобы получить диплом и сдать экзамены, необходимо было прослужить матросом не менее трех лет, поэтому он поступает на шхуну и отправляется вместе с ней промышлять тюленей к берегам Шпицбергена. После этого Руаль переходит на другое судно, отправляющееся к берегам Канады. Амундсен служил матросом на многих кораблях, побывал в таких странах, как Мексика, Испания, Англия. Был он и в Африке.

В 1896 году РуальАмундсен сдал экзамены и получил диплом шгурмана дальнего плавания. Вскоре после этого он отправляется в экспедицию в Антарктиду для изучения земного магнетизма. Во время экспедиции он впервые самостоятельно вел судно. Экспедиция была очень трудной: частые вьюги, морозы, сильно обжигающие лицо, длительные переходы на санях по материковому льду, трудная голодная зимовка. Только благодаря энергии Руаля Амундсена люди не погибли от голода. Он добывал тюленей, мясо которых восстанавливало силы умиравшей команды. Экспедиция продолжалась около двух лет.

В 1903-1908 гг. Руаль Амундсен, являясь уже опытным полярным путешественником, организовал самостоятельную экспедицию. На парусной яхте «Иоа» он решил пройти вдоль северных берегов Америки от Гренландии до Аляски и открыть так называемый Северо-западный проход. Экспедиция была трудная и опасная: гигантские волны обрушивались на палубу, грозя перевернуть яхту, путь пролегал среди множества островов и скал, казалось, что льды и шторм разобьют корабль о скалы. Во время зимовок постоянно велись метеорологические и астрономические наблюдения. Амундсену удалось определить местоположение магнитного полюса Земли, что явилось крупным достижением экспедиции.

В 1910 году Руаль Амундсен приступает к подготовке экспедиции к Северному полюсу. На судне «Фрам» он отправляется в Арктику, чтобы повторить дрейф Ф. Нансена. В его планы входило пройти поблизости от Северного полюса. Перед выходом в море мир облетело известие, что Северный полюс открыт американским полярным исследователем Робертом Пири. Эта новость была серьезным ударом для Амундсена, но отступать было поздно. Экспедиция вышла в море, и в Атлантическом океане Амундсен неожиданно сообщил команде о своем решении идти в Антарктику, к Южному полюсу. Высадившись в Китовой бухте, команда встала на зимовку, во время которой занималась организацией трех продовольственных складов на пути к полюсу. С наступлением весны путешественники стали готовиться к походу в глубь материка.

20 октября 1911 года Руаль Амундсен с командой из четырех человек на собаках отправились в путь. Сначала путешествие было не особенно трудным: погода была благоприятная, собачьи упряжки двигались быстро. Однако на 85" южной широты путешественникам преградили дорогу горы, где и начались трудности на пути к леднику. Впоследствии, вспоминая об этом, Амундсен писал, что их встречали широкие и глубокие трещины, которые надо было обходить; им приходилось взбираться вверх по скользкой ледяной корке, двигаться в сильнейший буран, ночевать на высоте 5000 м.

14 декабря 1911 года путешественники достигли Южного полюса. Здесь они пробыли три дня, водрузили норвежский флаг, провели различные наблюдения, а затем благополучно вернулись в Китовую бухту, где их ждал «Фрам», и вернулись на родину.

Одновременно с экспедицией Руаля Амундсена к Южному полюсу стремилась и экспедиция английского путешественника Р. Скотта, но она достигла цели месяцем позже и погибла во льдах на обратном пути. Не только в Великобритании, но и на родине самого Амундсена думали, что внезапное появление его экспедиции во льдах Антарктиды явилось для Р. Скотта и его друзей страшным ударом, так как желание достигнуть Южного полюса было для них многолетней мечтой, и много месяцев подряд они, не жалея сил, готовились к так и не состоявшемуся успеху. Узнав о гибели экспедиции Скотта, Руаль Амундсен в одном из писем написал: «. . . я пожертвовал бы многим, даже славой, чтобы вернуть их к жизни. . . ».

Путешественник не оставил своей давней мечты и в 1918 году отправился в плавание через Северный Ледовитый океан с запада на восток. Он намеревался, вмерзнув судном в лед, повторить знаменитый дрейф Ф. Нансена. Амундсен рассчитывал, что его корабль попадет со льдами на Северный полюс. Однако тяжелые льды прижали судно к берегу, и команда вынуждена была дважды зимовать у берегов Сибири.

Руаль Амундсен так и не отказался от своей мечты побывать на Северном полюсе. В Норвегии он научился управлять самолетом и получил диплом гражданского летчика. В 1925 году с пятью спутниками путешественник отправился в полет на двух самолетах со Шпицбергена до полюса, однако не достиг его. Только чудом людям удалось спастись и на одном из гидропланов вернуться обратно. В 1926 году Амундсен вместе с американцем Л. Элсуортом и итальянцем У. Нобиле на дирижабле «Норвегия» совершил перелет через Северный полюс по маршруту Шпицберген - Северный полюс - Аляска. Таким образом, он стал первым человеком, который посетил оба полюса Земли.

Позднее, в 1928 году, Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» организует новую экспедицию в Арктику. Однако ей суждено было закончиться трагически. Обледеневший дирижабль ударился гондолой об лед. Часть экипажа была выброшена на льдину, а часть улетела с дирижаблем. Судьба тех, кто улетел, неизвестна, а участников экспедиции, которые оказались на льдине, удалось спасти, в том числе и У. Нобиле. В спасении экспедиции хотел принять участие Руаль Амундсен. Узнав об аварии дирижабля, он вылетел из Норвегии на самолете «Латам», но самолет с экипажем пропал без вести. Только через несколько месяцев в Баренцевом море к побережью Норвегии волны прибили поплавок самолета, на котором летел путешественник. Погиб Руаль Амундсен в 1928 году, на 56-м году жизни.