Пушкинские мероприятия в библиотеке для детей. Мероприятия «Централизованной библиотечной системы» в Пушкинский день

Дорогие коллеги!

«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унёс с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем». ( Ф. М. Достоевский)

10 февраля - печальная дата в российской истории . 10 февраля 1837 года «завершилось земное бытие великого поэта земли русской Александра Пушкина, но его поэтический гений, его слава бессмертны», как писал друг поэта Петр Вяземский. В этом году 10 февраля (по новому стилю, 29 января – по старому) - исполнится 180 лет со дня гибели национального русского поэта Александра Сергеевича Пушкина .

Поэт умер в Санкт-Петербурге, в своей последней квартире на Мойке, д.12) в 2 часа 45 мин. пополудни после трагической дуэли с Дантесом на Черной речке. С тех пор эта скорбная дата стала Днем памяти Александра Сергеевича Пушкина и отмечается по всей стране.

Вести о дуэли и смерти поэта привели к сильному волнению в Петербурге. Проститься с Пушкиным к его гробу пришло от 10 до 50 тысяч человек, по разным данным. Похоронен поэт был в Святогорском монастыре.


«Солнце нашей поэзии закатилось! Пушкин скончался, скончался во цвете лет, в середине своего великого поприща!.. Пушкин! Наш поэт! Наша радость, наша народная слава!.. Неужели в самом деле нет уже у нас Пушкина! К этой мысли нельзя привыкнуть!»

В. Ф. Одоевский

«Не понимать русского Пушкина – значит не иметь права называться русским. Он понял русский народ и постиг его назначенье в такой глубине и в такой обширности, как никогда и никто».

Ф. М. Достоевский

«Пушкин – это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет»

Н. В. Гоголь.

«Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела...»

Н. Чернышевский

«Нет загадки более трудной, более сложной, чем загадка А. С. Пушкина… Очень многое у А. С. Пушкина – тайна за семью замками» - сказал поэт Арсений Тарковский.

Ни об одном из русских поэтов не написано столько, сколько о Пушкине. Но… о Пушкине всё еще недоговорено, недодумано, быть может, более, чем о ком-либо. Кто-то выразился парадоксально, что Пушкин самый неизвестный поэт. И это не далеко от истины. Для нас гений Пушкина, его поэзия всё еще остаются загадкой и тайной.

Вся поэзия Пушкина – это его лирический дневник, в котором он запечатлевает черты своей личности, своего мировосприятия. Она, поэзия, не только его «памятник», но и его «душа в заветной лире».

Жуковский, перебирая бумаги только что умершего поэта, обнаружил потрясшие его стихи:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

И всё шептал их, как заклинание, как молитву, как утешение.

Как Реквием…

Дорогие коллеги, предлагаю вашему вниманию материалы в помощь работе, посвященные А. С. Пушкину:

2) Интересные факты о Пушкине

3) Как отмечать День памяти А. С. Пушкина?

4) ТЕСТ: "От строчки до строчки": проверь, насколько хорошо ты знаком с творчеством А.С. Пушкина

5) СТИХИ

День памяти Пушкина на ТВ

10 февраля на телеканале «Россия К» — фильмы и программы, посвященные великому поэту.

Телеканал «Россия К» готовит специальную программу ко Дню памяти Александра Пушкина.

В этот день на канале — документальный фильм «Котильонный принц» (11:15), программа «Г. Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина» (12:10), кинокартина «Станционный смотритель» (21:25), авторская программа Сергея Соловьева «Те, с которыми я… Николай Пастухов» (22:30). 11 февраля в 15:45 — Сергей Шакуров в фильме-спектакле «Полтава».

В фильме «Котильонный принц» (10 февраля, 11:15) Николай Прожогин рассказывает о дуэли Александра Пушкина и Жоржа Дантеса. По сохранившимся документальным свидетельствам он пытается воспроизвести события тех лет и выстраивает участников разыгравшейся трагедии как фигуры на шахматной доске. «Котильонным принцем» называла Жоржа Дантеса Анна Ахматова . Понимал ли сам Дантес, какую роль ему приготовила история? Действительно ли он испытывал страсть к Наталии Гончаровой и зачем впоследствии женился на ее сестре Екатерине? Как впоследствии сложились судьбы участников трагедии, разыгравшейся на берегу Черной речки? Этими вопросами задается автор фильма, который снимался в Санкт-Петербурге, где жил и скончался Александр Пушкин, в Сульце — родовом гнезде Дантеса, куда он возвратился после дуэли, в Париже и Амбуазе. В картине участвуют: Никита Струве, Кристиан Гро, Мишель Дювернье, Жан-Пьер Браун, отец Рене.

По окончании фильма в 12:10 — программа «Г. Свиридов. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина» . Владимир Федосеев и Государственный академический Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского. Запись была сделана в Концертном зале Чайковского в 2005 году.

В 21:25 смотрите на канале фильм 1972 года «Станционный смотритель » Сергея Соловьева с участием Николая Пастухова, Марианны Кушнеровой, Никиты Михалкова, Геннадия Шумского, Валентины Ананьиной. Это одна из лучших экранизаций произведений Александра Пушкина. В основе картины — маленькая повесть из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» . Перед зрителем разворачивается подлинная драма «маленького человека» — судьба лишает станционного смотрителя единственной дочери, ради которой он живет. Николай Пастухов исполнил одну из самых ярких своих ролей: сложно представить кого-то другого в образе Николая Петровича Белкина.

В 22:30 — авторская программа Сергея Соловьева «Те, с которыми я… Николай Пастухов» , где актер рассказывает о работе в фильме «Станционный смотритель» и знакомстве с Сергеем Соловьевым, плавно переросшем в крепкую дружбу.

11 февраля телеканал покажет фильм-спектакль «Полтава» с участием Сергея Шакурова. Программа снята как запись артиста в радиостудии, куда он приходит на четыре студийных смены. Украина и Россия — центральная тема фильма-спектакля.

Интересные факты о Пушкине

Пушкин и начальство

В 1824 году, когда он служил в Одессе, у него были натянутые отношения с губернатором графом Воронцовым. Как-то тот отправил поэта выполнить неисполнимое поручение: бороться с саранчой. Пушкин поехал, созвал крестьян и спросил: «А знаете ли вы, что такое саранча?» — «Наказание божье, ваше высокородие». — «А можно ли бороться с божьим наказанием?» — «Вестимо нельзя». — «Ну, так и ступайте домой». Вернувшись в Одессу, Пушкин на все вопросы графа отвечал его же последними словами: «Ты сам саранчу видел?» — «Видел». — «Что ж ее, много?» — «Много».

Пушкин и иностранные языки

Французский он знал в совершенстве. А с немецким не получалось. «Выучусь ему, — говорил он, — и опять забуду. Случалось уже не раз».

Пушкин и хороший тон

Князь*** спрашивает поэта за ужином: «А как вам кажется это вино?» — «Ничего, кажется, вино порядочное». — «А поверите ли, что, тому шесть месяцев, нельзя было и в рот его брать». — «Поверю».

Пушкин и дружба

Поэта порой упрекали, что стихи друзей, Дельвига и Баратынского, он преувеличенно хвалит. «Дружбу сотворил Бог, — отвечал Пушкин, - а литературу состряпали мы».

Пушкин и деньги

Как-то в ресторане граф Завадовский, намереваясь уколоть Пушкина, сказал: «Однако, Александр Сергеевич, туго набит у вас бумажник!» «Да, я богаче вас, — отвечал поэт, — вам приходится иной раз проживаться и ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный с тридцати шести букв русской азбуки (в дореформенном русском алфавите было не 33, а 36 букв. — П.Б.)».

Пушкин и гордость поэта

Однажды он принес для альбома Елизаветы Ушаковой свои стихотворения. На ее вопрос, почему они без подписи, поэт возмутился: «Так вы находите, что под стихами Пушкина нужна подпись?!»

Пушкин-критик

Однажды поэту предложили написать критическую статью о романе Ф. В. Булгарина. Он отказался: «Чтобы критиковать книгу, надобно ее прочесть, а я на свои силы не надеюсь».

Пушкин об отсутствии образования:

«Есть мысли, но не на чем их поставить».

Пушкин и писательская ревность

В 1818 году юный Пушкин явился к Павлу Катенину, который был старше его почти на семь лет и уже опубликовал баллады «Наташа», «Ольга», «Леший», «Убийца». Они вызвали большой интерес и обсуждались как нечто революционное в поэзии в сравнении с «карамзинистами». Пушкин протянул ему свою трость и сказал: «Я пришел к вам как Диоген к Антисфену: побей — но выучи». Эта история известна. Менее известна другая. Когда умирал дядя Пушкина, поэт Василий Львович Пушкин, он за четверть часа до кончины взял в руки «Литературную газету», где Катенин печатал длинные статьи. «Как скучен Катенин!» — задыхаясь, сказал Василий Львович. Пушкин шепнул родным и друзьям: «Господа, выйдемте, пусть это будут последние его слова».

Пушкин об уме

«Я такого мнения, что на свете дураков нет. У всякого есть ум, мне не скучно ни с кем, начиная от будочника и до царя». Удивительные слова! Сказать такое мог только очень умный человек! Недаром Николай I после первой беседы с Пушкиным сказал графу Блудову: «Знаешь, я нынче долго говорил с умнейшим человеком в России».

Пушкин ценил не только светское острословие, в котором сам был постоянно замечен, но и слово народное, иначе он не стал бы истинно народным поэтом. Собирая материалы для «Истории Пугачевского бунта», он однажды вступил в такой разговор в Оренбургском крае: «А ну-ка, дедушка, расскажи нам про Пугача». — «Для кого Пугач, ваша милость, а для меня царь-батюшка Петр Федорыч».

Пушкин-острослов бывал очень злым. Графиня Коссаковская сказала ему: «Знаете ли, что ваш «Годунов» может показаться интересным в России?» Комплимент был весьма сомнительным и двусмысленным. Пушкин тут же ответил: «Сударыня, так же, как вы можете сойти за хорошенькую женщину в доме вашей матушки!»

Пушкин ценил 
не только светское острословие, 
но и острословие народное.

Но и себя он не жалел. Как-то Пушкин встретил на улице императора Николая Павловича. «Ну, что ты испытал?» — спросил его приятель. «Подлость во всех жилах», — признался Пушкин.

Пушкин и принципы

Незадолго до кончины Пушкин говорил одному из друзей: «Меня упрекают в изменчивости мнений. Может быть: ведь одни глупцы не переменяются».

По свидетельству В. И. Даля, последними словами Пушкина были: «Тяжело дышать, давит…» В статье «О назначении поэта» (1921) Александр Блок увидел в них особый смысл. «Пушкина… убила вовсе не пуля Дантеса, — писал он. — Его убило отсутствие воздуха». Смысл вроде бы понятен. Пушкин погиб в «безвоздушном» пространстве, окруженный «чернью, «толпой». Так это и понимают обычно. Но вот последняя запись в дневнике самого Блока была такая: «Мне трудно дышать, сердце заняло полгруди». Это медицинский случай; трудно дышать из-за сердечной недостаточности. Но поэт и перед смертью поэт. «Сердце заняло полгруди…»

Каждое слово поэта на вес золота!

Как отмечать День памяти А. С. Пушкина?

Пушкина мы вспоминаем чаще всего 6 июня – в день рождения поэта, который объявлен Пушкинским днем России . Он установлен в 1998 г. на основании Указа Президента РФ от 21.05.97 «О 200-летии со дня рождения А.С. Пушкина и установлении Пушкинского дня России».

Но, к сожалению, нечасто обращаем внимание на годовщину смерти поэта – 10 февраля. Как отмечать такое событие? Не праздник… Но и не отмечать нельзя. Пушкин у нас один. На всех. Наше всё! Библиотекари тем более должны напоминать читателям, жителям о творчестве гениального поэта.

Что можно провести в этот день, как вспомнить поэта – ярко и интересно, чтобы дети и молодежь захотели прочитать и ПЕРЕЧИТАТЬ творчество Александра Сергеевича?

Проводят различные мероприятия, на которых организовываются выставки произведений А. С. Пушкина и литературы о нем, фотографий, картин; устраивается чтение отрывков произведений, проводятся разного рода блиц-опросы и интервью. Можно проводить как крупные мероприятия (вечера памяти, тематические вечера ), так и небольшие (часы размышлений и признаний, лирических откровений, литературных открытий, пушкиноведения, час-дайвинг, литературные дебаты, спор-часы и др.). В маленьких библиотеках можно провести Акции памяти, читательские акции, библиотечные и поэтические, акции-отзывы и др. Обязательно должна быть оформлена хорошая выставка о Пушкине , она – основа для любого мероприятия по Пушкину.

Нам кажется, что в этот день можно провести:

Вечера памяти:

«Отечества он слава и любовь»

«Следы исчезнут поколений. Но жив талант, бессмертен гений!» (Ф. Глинка)

«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»

«Дань признательной любви»: В память о Пушкине

«Всё в нём Россия обрела…»

«Идут века, но Пушкин остается»

«К нему не зарастет народная тропа»»

«Он остался в сердцах поколений»: А. С. Пушкин.

Тематические вечера:

«Поэзия, как ангел утешитель, спасла меня, и я воскрес душой»

«Дорога к Пушкину – дорога к народу, родине, судьбе»

«Воспета звонкой пушкинской строкой: Женские образы в творчестве Пушкина»

«Поэзия, неподвластная времени»: А. С. Пушкин

«Гордись, Россия! Ты миру Пушкина дала…»

«И сквозь века и поколенья он не устанет удивлять»

«Мир сказок, рифм, стихотворений – все это Пушкин, добрый гений»

Литературный вечер-портрет «Его перо любовью дышит…»: Жизнь и творчество А. С. Пушкина»

Литературный вечер-исповедь «Лампада чистая любви»: Женщины в жизни и творчестве А. С. Пушкина»

Час размышления и признания, час лирических откровений, час литературных открытий:

«Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он"

«Размышляя над пушкинским словом»

«Пушкин – это Россия, выраженная в слове»

«Позволь душе моей открыться…»

«Загадки пушкинского творчества»

«Как мы открывали Пушкина»

«Легенды и мифы вокруг Пушкина»

«Очарованные пушкинским стихом»

«Таинственная прелесть пушкинских страниц»

«…И пробуждается поэзия во мне»

«И все, чем я страдал, и все, чем сердцу мило…»

«Он в мыслях каждого из нас…»: А. С. Пушкин.

Час пушкинской поэзии «Взойду невидимо и сяду между вами, и сам заслушаюсь…»: А. С. Пушкин

Литературная беседа-познание «Неисчерпаемый родник вдохновения»: Пушкин и мир»

Час пушкиноведения «Мы чтить тебя привыкли с детских лет, и дорог нам твой образ благородный

Литературный час-дайвинг «Образ, бережно хранимый»: Детские годы Александра Сергеевича Пушкина»

Литературные дебаты, спор-часы, диспут, дискуссия

«Меня учил любить Россию Пушкин»

«О нет, недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»

«Сопричастность времени, или Актуален ли Пушкин сегодня?»

Поэтический подиум-приглашение «А вы можете прочитать стихотворение Пушкина прямо сейчас?»

Спор-ситуация на эрудицию и творческую фантазию: «А мне приснился сон, что Пушкин был спасён».

(Представьте себе на мгновенье, что в библиотеку пришел Александр Сергеевич Пушкин. Он хочет стать читателем библиотеки и взять домой книги. Подумайте, что бы вы ему порекомендовали, предложите 2-3 книги, которые поэту были бы интересны сегодня).

Всё ли мы знаем о Пушкине?

Читая Пушкина сегодня

«Звучи, Божественный глагол!»

литературная викторина для читателей «О первом поэте России: Александр Сергеевич Пушкин»

АКЦИИ

Читательская акция «Я вновь читаю пушкинские строки…»

По желанию читатели библиотеки вспоминали свои любимые стихи Александра Сергеевича, если не помнили – могли воспроизвести их по представленным стихотворным сборникам поэта

Поэтическая акция «Пушкинские строки – на века, в них дух Руси и сила Божья…»

Библиотечная акция «Читая Пушкина сегодня».

В ней в благодарность за подаренные книги читателям в честь Пушкинского дня им нужно было прочитать любимое пушкинское стихотворение.

Экспресс-опрос «Престижно ли сегодня знать стихи Пушкина наизусть?»

выставка-посвящение «Есть имена как солнце!»: Александр Сергеевич Пушкин»

Выставка-просмотр «И богатства пушкинского слога не забыты будут на Руси»

Выставка-память «Угас, как светоч, дивный гений…»

Погиб поэт – невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!...

(К 180-летию со дня смерти А.С. Пушкина)

На выставке представлен информационный материал о дуэли поэта с Дантесом, последних днях жизни Пушкина, рассказы друзей о Пушкине, памятниках установленных поэту. Полки оформлены иллюстрациями: пистолеты пушкинского времени, место дуэли, поэт перед смертью, каминные часы, показывающие время смерти А.С Пушкина, памятный обелиск на месте дуэли, памятник в Эфиопии с надписью «Нашему поэту» и макет пистолета. Также на стеллаже стоят книги: Пушкин в воспоминаниях современников, статьи, очерки, рассказы русских писателей о великом поэте. На одной из полок художественные книги А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Выстрел», «Капитанская дочка», в которых описывается дуэль и иллюстрации к ним. Трянина Г.Н., ведущий библиотекарь ЦДБ

"От строчки до строчки": проверь, насколько хорошо ты знаком с творчеством А.С. Пушкина

СТИХИ

Алексей Плещеев. Памяти Пушкина

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.

И всё еще горит нам светоч тот,

Всё гений твой пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить

Отчизне ты зовешь нас из могилы;

В продажный век, век лжи и грубой силы

Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!

(1880)

Стихи Аллы Гольцевой

Ж е с т о к и й р о м а н с

Снег багров под перчаткою белою,

Грудь теснит - расстегните жилет!

Посмотрите, барон, что Вы сделали,

Не спешите бросать пистолет:

Есть у Вас ещё миг для раскаянья:

На пути своём к вечному сну

Силясь боль превозмочь и отчаянье,

Просит он: "Уведите жену".

Воет вьюга у церкви Конюшенной,

Заметая полозьев следы.

То Россия рыдает над Пушкиным

Уж не вспыхнут огни африканские

На безжизненном, бледном челе!

Гаснет в дружеских кубках шампанское,

Стынет пунш в дорогом хрустале!

Вам вовек не найти оправдания!

Вам от Бога прощения нет!

Жаль, цыганка уж за предсказание

Золотых не получит монет!

Вы исполнили злое пророчество!

Вами участь его решена!

Но красивой вдовы одиночества

Не простит Вам ни Бог, ни она.

Дело сделано, Ваше сиятельство:

К Вам опять благосклонна судьба!

Что Вам честь? Се ля ви - обстоятельства!

Вы с позором покинете бал!

Дело сделано, Ваше ничтожество -

Чужеродный красавец-блондин!

Вас таких - превеликое множество!

Он же был у России - один!

К нам приходят пушкинские сказки,

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы.

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

(И. Акулинина)

ВМЕСТЕ с ПУШКИНЫМ

Мороз и солнце! День чудесный!

Двойная радость — он воскресный!

И тихо санки я беру,

Кататься с горки я бегу.

Литературно-музыкальное мероприятие, посвященное А. С. Пушкину

Оформление : экран, цветы, журнальные столики, подсвечники, эпидиаскоп, магнитофон.

Ход мероприятия

На экран проецируется портрет А.С. Пушкина работы О. Кипренского и эпиграфы:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

Ф. Тютчев

Мы любим Пушкина за то, что Пушкин он.

М. Рыльский

Чтец.

Живем мы, дюжинные люди,

А гения давно уж нет,

И рвется тяжкий вздох из груди

При мысли о тебе, поэт!

Как скромный пир наш был бы громок,

Когда б тебя в своем дому

Сегодня встретил твой потомок,

И руку б ты пожал ему!

О, как бы шли ему седины!

Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный

И строгих дум полет высок!

Как в нашу странную эпоху,

Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху,

Недостает его пера!

Я. Грот. Памяти Пушкина

Звучит симфония Моцарта № 41 до мажор «Юпитер».

Чтец.

Недостает пера поэта,

И пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами,

Сегодня с нами наш поэт.

Чтец. Григорьев писал: «...А. Пушкин - наше все: Пушкин - представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что остается нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужим, с другими мирами».

Именно поэтому сегодня, в его день рождения, мы приглашаем нашего современника отправиться в пушкинское время, взглянуть на него глазами его близких, друзей, собратьев по перу, перелистать некоторые страницы его биографии.

На экран проецируется портрет Пушкина-ребенка работы неизвестного художника.

Чтец. 26 мая 1799 года в семье отставного майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр. Мальчик рос неизбалованным материнской лаской, недостаток которой восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки - простой Русской женщины крестьянки Арины Родионовны Яковлевой.

На экран проецируется картина Ю. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

Чтец . Став взрослым, Александр посвятит ей свои стихи. Помните? (Читает отрывок из стихотворения «Няне».)

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждешь меня.

Чтец . Благодаря няне Пушкин с детства узнал красоту, силу и точность родной речи.

Чтец . Домашнее образование будущего поэта было бессистемным, и все же он вынес из него безупречное знание французского языка, страсть к чтению и любовь к «преданьям старины глубокой». Весной 1811 года отец Пушкина подал прошение о приеме Александра в Царскосельский лицей - новое учебное заведение, которое приравнивалось в правах к университетам.

На экран проецируется фото лицея. Продолжает звучать симфония Моцарта «Юпитер». На сцену выходят чтецы, располагаются за столиками.

Чтец 1. 19 октября также день рождения Пушкина, и по- своему не менее значительный, чем настоящий день его рождения. Это день духовного рождения Пушкина.

Чтец 3.

Товарищи! Сегодня праздник наш.

Заветный срок! Сегодня там, далече,

На пир любви, на сладостное вече

Стеклися вы при звоне мирном чаш.

Вы собрались, мгновенно молодея,

Усталый дух в минувшем обновить,

Поговорить на языке лицея

И с жизнью вновь свободно пошалить.

1825 г.

Звучит симфония «Юпитер». На сцену выходят исполнители ролей Пушкина, Кюхельбекера, Пущина, Дельвига и других лицеистов. Возглавляет группу Куницын.

Пушкин.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село. ...

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

Я всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим...

На экран проецируется портрет Куницына.

Пушкин (читает отрывок из стихотворения «Была пора: наш праздник молодой»).

Вы помните: когда возник лицей,

Как царь для нас открыл чертог царицын,

И мы пришли. И встретил нас Куницын,

Приветствием меж царственных гостей...

Пущин. Смело, бодро выступил профессор политических наук А.Г. Куницын... По мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его речи слушатели были уже не опрокинуты к спинкам кресел, а в наклоненном положении к говорившему.

Куницын . Раздался глас Отечества, в недра свои вас призывающего. Из родительских объятий вы поступаете под кров сего священного храма наук... Здесь сообщены вам будут сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина... Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями.

Пушкин.

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Чтец . Первый директор лицея, Василий Федорович Малиновский, замечательный человек, умный, мечтающий о реформах, добился, чтобы карцера не заводили (он появится позже), телесных наказаний не было. Василий Федорович хочет занять, просветить, развить своих воспитанников, вырастить их нужными для России, для общей пользы.

Илличевский (из письма). С начальниками обходимся без страха, шутим с ними, смеемся.

Перекличка лицеистов:

Не пропускаются дни рожденья.

Шутки, веселье.

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно -

Так было мне, мои друзья,

И Кюхельбекерно, и тошно!..

Проводятся соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.

Пущин . Образовалась товарищеская семья, в этой семье свои кружки: в этих кружках начали обозначаться, больше или меньше, личности каждого: близко мы узнали друг друга, никогда не разлучаясь: тут образовались связи на всю жизнь...

Пушкин.

В начале жизни школу помню я:

Там нас, детей беспечных, было много:

Неровная и резвая семья...

На экран проецируется картина Иванова «Лицеисты: Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Иван Пущин, Александр Пушкин».

Лицеисты . Скоро все лицеисты объявили себя скотобратцами и, как водится, наделили друг друга прозвищами:

Вильгельм Кюхельбекер - Виля, Кюхля.

Антон Дельвиг - Тося.

Михаил Яковлев - Буффон, Паяц 200 номеров (изображал в лицах чуть ли не 200 человек).

Иван Пущин - Большой Жанно, он же Ванечка, он же Иван Великий.

Александр Пушкин - Француз (французский знал тогда не хуже русского).

На экран проецируется фото комнаты Пушкина в лицее.

Муниципальное казённое образовательное

учреждение школа-интернат среднего (полного)

общего образования №16 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

Сценарий мероприятия «И в этом весь Пушкин» посвящённое А.С. Пушкину для учащихся 4 классов

Цель:

1.Создать условия для закрепления знаний творчества А.С. Пушкина, умения выразительно читать произведения Пушкина, с интонацией передавать настроение;

2.Создать условия для развития внимания, памяти, речи, интереса к творчеству великого поэта;

3. Воспитывать любовь к русской поэзии.

Оборудование:

1.Выставка книг

2.Оформление библиотеки в стиле пушкинской эпохи

3.Мультимедийный плеер

4.Презентация

5.Конкурс рисунков

6. Мультфильм

Ход мероприятия

Ведущий:

Здравствуйте дорогие друзья, мы рады вас приветствовать в нашей библиотеке, где сегодня состоится мероприятие, посвященное годовщине основателя современного русского литературного языка Александру Сергеевичу Пушкину. Это имя знакомо всем нам с раннего возраста. Его книги знают, читают и перечитывают, а многие произведения переведены на иностранные языки.

Звучит музыка И.С.Баха «Хоральная прелюдия».

Ученица:

Он жив! У всех душа нетленна,
Но он особенно живёт:
Благоговейно и блаженно
Вкушаем вечной жизни мёд.
Пленительны и полнозвучны
Текут родимые слова....
Как наши выдумки докучны

И новизна как не нова.
Но в совершенстве хладный камень
Его черты нельзя замкнуть
Бежит, горя, летучий пламень,
Взволнованно вздымая грудь.
Он – жрец и страстный человек,
Но в смене чувства небывалой
К одной черте направлен бег,
Москва и лик Петра победный,
Деревня Моцарт и Жуан,
И мрачный Герман, Всадник Медный,
И наше солнце, наш туман.
Романтик, классик, старый, новый.
Он – Пушкин и бессмертен он!

Ведущий: А сейчас наши уважаемые гости разрешите представить вам Хозяйку нашего мероприятия.

Хозяйка: Здравствуйте, в самом начале нашего мероприятия мне хотелось бы предложить вашему вниманию презентацию «Великолепный Пушкин», рассказывающую о жизни и творчестве замечательного классика Александра Сергеевича Пушкина.

6 июня 1799 года на одной из улочек Москвы, родился маленький мальчик – будущий знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин. (слайд1)

Отец будущего поэта – Сергей Львович Пушкин – был военным в отставке из старинного дворянского рода. Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого военного деятеля петровской эпохи. (слайд 2)

В семье Александра между собой говорили на французском языке. Саша рано научился читать и охотно это делал сам. Но больше любил, когда ему читали вслух. Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. (слайд 3)

Были в доме Пушкиных две женщины, которые безмерно любили маленького Сашу. Это были бабушка – Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна Яковлева .

От своей бабушки Пушкин услышал немало рассказов о предках, в том числе об Арапе Петра Великого. Вероятно, о Марии Алексеевне поэт вспоминал в стихах:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель ,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила. (Слайд 4)

Ведущий:

Ребята, а давайте немного поиграем в игру «Ловись рыбка». Вам предстоит удочкой выловить из моря свой приз, но перед этим вы должны выполнить небольшие задания.

    Изобразить ребенка, у которого отобрали игрушку

    Рассказать о чем мечтал (а) в детстве

    Произнести 5 предложений, начинающихся со слов «Я хочу, чтобы…»

    Сесть на воздушный шарик так, чтобы он лопнул

    Изобразить на лице 7 разных эмоций.

    Изобразить из себя астролога и предсказать будущее для своего друга

    Без слов, признаться в любви

    Изобразить животное (пингвин, змея, медведь, ленивец и так далее)

    10 раз крикнуть «Люди! Я вас так сильно люблю!»

Когда Саше исполнилось 6 лет, он впервые приехал к бабушке в имение. Бабушка Александра Сергеевича так вспоминала о нём – «в детстве Саша был большой увалень и дикарь, кучерявый мальчик со смуглым личиком и лучистыми, живыми глазами». Именно бабушка научила писать и читать маленького Сашу по-русски. Бабушка и няня долгими вечерами рассказывали интересные сказки, которые запали в душу мальчика на всю жизнь, познакомили с Иванушкой - дурачком, Кощеем, Бабой Ягой, добрыми волшебниками и злыми колдунами. Няня стала другом Пушкина на всю жизнь. (Слайд 5)

Ведущий:

Ребята, а давайте с вами посмотрим отрывок из сказки Александра Пушкина.

(сказка о золотой рыбке)

Хозяйка :

А какие сказки вы еще знаете?

Дети:

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре, князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди";

- "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях";

- "Сказка о попе, его работнике Балде";

- "Сказка о золотом петушке";

Хозяйка:

Молодцы ребята! А теперь продолжаем знакомство с творчеством Пушкина.

К огда Саше исполнилось 12 лет, родители решили определить его в только что основанный Царскосельский лицей и Пушкин отправился в Петербург. После окончания лицея Пушкин переезжает в Петербург. (слайд 6)

Прошли годы, Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом, сочинил множество стихотворений, п овестей и даже роман в стихах «Евгений Онег ин», но будучи даже взрослым, он продолжал любить сказки. (слайд 7)

Ведущий:

Сейчас дорогие участники я предлагаю поучаствовать в викторине, которая называется «Путешествие в Лукоморье». А проведет ее для вас Кот Ученый.

Кот Ученый:

Добрый вечер дорогие друзья, сейчас я буду задавать вам свои вопросы, а вы будете отвечать на них. За каждый правильный ответ будет выдаваться жетончик, у кого окажется больше тот получит приз. Но перед началом, я попрошу вас ответить на вопрос: « В каком произведении А.С.Пушкина говорится о коте Ученом?» (слайд 8)

Дети отвечают.

Кот Ученый:

Правильно! Это поэма «Руслан и Людмила». А давайте вспомним с вами этот отрывок из произведения.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Кот Ученый:

1.Из каких произведений иллюстрации:

Петушок с высокой спицы (слайд 9)

Стал стеречь его границы…(«Сказка о золотом петушке»)

2.Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора. («Уж небо осенью дышало…») (слайд 10)

3. «Как услышал царь - отец

Что донес ему гонец,

В гневе начал он чудесить …» (слайд 11)(сказка о царе Салтане)

4. И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы. («Унылая пора! Очей очарованье!..) (слайд 12)

5. «Буду служить тебе славно,

Усердно и исправно…» (Сказка о попе и его работнике Балде) (слайд 13)

6. Наша ветхая лачужка

И печальна и темна,

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна. («Зимний вечер») (слайд 14)

7. «Царь с царицею простился,

В путь дорогу снарядился…» (Сказка о мертвой царевне…») (слайд 15)

8. Под голубыми небесами

великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит («Зимнее утро») (слайд 16)

Кот Ученый:

Молодцы! Справились с заданием. Награждение победителей.

Ведущий:

Пушкин и музыка.… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и в аристократических салонах, и в провинциальных гостиных. А однажды, увлекшись молодой цыганкой Земфирой, Пушкин пристал к цыганскому табору и прокочевал с ними целую неделю. (слайд 17)

Настя Воробьева читает отрывок из поэмы «Цыгане» (под цыганскую музыку) Цыганы шумною толпой
По Бессарабии кочуют.
Они сегодня над рекой
В шатрах изодранных ночуют.
Как вольность, весел их ночлег
И мирный сон под небесами;
Между колесами телег,
Полузавешанных коврами,
Горит огонь; семья кругом
Готовит ужин; в чистом поле
Пасутся кони; за шатром
Ручной медведь лежит на воле.
Всё живо посреди степей:
Заботы мирные семей,
Готовых с утром в путь недальний,
И песни жен, и крик детей,
И звон походной наковальни.

Ведущий:

Молодец красавица-цыганка, и станцевала для нас, и даже погадать успела.

Хозяйка:

Талантливые и совершенные произведения А. С. Пушкина затронули сердца и души многих русских композиторов. Его поэзия занимает огромное место в музыкальных творениях. Любовь и тяготение русских композиторов к творчеству Пушкина объясняется тем, что мысли и чувства поэта общечеловечны, а разнообразие проблем и образов позволяет находить у него созвучное своему творчеству. Привлекала композиторов и музыкальность Пушкинского стиля. В любовной лирики Пушкина они находили чувства, полные нежности, восхищения и благородства. (слайд 18)

Ведущий:

А сейчас хочу предложить вам посетить наш «Поэтический салон», где ребята подготовили для вас инсценировку из произведения Александра Пушкина. Спасибо вам большое можете занять свои места, а ребятам хочу предложить поучаствовать в конкурсе на лучшее исполнение произведений Александра Пушкина. Награждение победителя.

Хозяйка:

Стихотворение, обращённое к Анне Петровне Керн, воспринимается как гимн женщине, гимн любви. Оно нашло отклик в творчестве многих русских композиторов. Красотой стихов Пушкина пленился Михаил Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье» написан в 1840 году и посвящён дочери Анны Керн – Екатерине Ермолаевне, которую страстно любил! Всё сказанное Пушкиным в этом стихотворении было пережито и перечувствовано Глинкой. (слайд 19)

Ведущий:

Дорогие гости послушайте, пожалуйста, романс «Я помню чудное мгновенье».

Хозяйка:

Александр был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. У них родились дети – 2 мальчика и 2 девочки. (Слайд 20)

Однако не всё было так безоблачно.… За Натальей Николаевной – женой поэта начал ухаживать молодой француз Жорж Дантес. Подобное поведение Дантеса было очень оскорбительным для Пушкина. Он должен был драться, чтобы сохранить честь жены и своё доброе имя. (Слайд 21)

8 февраля 1837 года на Чёрной речке – в пригороде Петербурга – была назначена дуэль. По знаку секундантов Дантес и Пушкин стали сходиться. Дантес выстрелил первым, Пушкин упал. Поэт жил ещё два дня, но рана была смертельной. 10 февраля Пушкин скончался в возрасте 37 лет. Он был похоронен в тайне, недалеко от Михайловского, имения его матери, в Святогорском монастыре. (Слайд 22)

Ведущий:

Пушкин умер. Однако он оставил нам прекрасное наследство – свои гениальные произведения – поэмы, стихотворения и, конечно же, сказки. Сколько создано о Пушкине монографий, статей, стихов, повестей и романов, рисунков и картин, музеев и выставок, бюстов и памятников; сколько улиц, площадей названо его именем, скольких авторов вдохновлял на творческий путь А.С.Пушкин, и каждый из этих тысяч людей открывал в Пушкине своё, только ему ведомое и понятное. И мое глубокое убеждение - это открытие делает счастливым, потому что Пушкин становится близким человеком, другом, а иметь такого друга - редкое счастье!

Ведущий:

До свидания друзья, до новых интересных встреч в нашей школьной библиотеке. Давайте все вместе поблагодарим нашу Хозяйку за гостеприимный прием.

Сценарий мероприятия для летнего лагеря, посвященный Пушкинскому дню в России.

Описание: сценарий предназначен для вожатых в лагерях летнего отдыха, для педагогов – организаторов, воспитателей детских домов и родителей. Основная цель мероприятий - развитие личностных, социально значимых качеств. Для детей 12-14 лет.
Цель: закрепить знания о биографии и творчестве А. С. Пушкина, способствовать правильной адаптации детей в летнем лагере.
Задачи: научить ребят ответственности, воспитать любовь к творчеству поэта, развить коммуникативные качества речи; память.
Форма: интеллектуальная игра.
Для успешного прохождения мероприятия, дети заранее готовятся, читают биографию и стихотворения поэта. Предварительно зал, где проводится программа, оформляется портретом поэта. На сцене стеллаж с сборниками стихов А. С. Пушкина.
Ход мероприятия.
1-й вожатый:
Здравствуйте, ребята! Наше сегодняшнее мероприятие посвящено Дню рождения великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина. Ежегодно 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Творчество поэта сыграло огромную роль в развитии литературного языка. Все его произведения стали известны не только каждому человеку в нашей стране, но и в зарубежных странах.
2-й вожатый:
Предлагаю ребят поучаствовать в нашем первом конкурсе. Называется «Вопрос - ответ».Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете. Не выкрикиваем, поднимаем руку.
1-й вопрос. Назовите дату рождения А. С. Пушкина? (6 июня 1799г.)
2. Где часто отдыхал поэт в свои лицейские годы? (В Царском селе)
3. Назовите одно стихотворение 1813 года, лицейского периода Александра Сергеевича. (К примеру -«Так и мне узнать случилось…»)
4. Первое стихотворение, которое было напечатано в «Вестнике Европы» 1814 г.? («К другу стихотворцу»)
5. В каком году было написано стихотворение «Пирующие студенты» ? (В 1814 году, когда Пушкин лежал в лицейском лазарете).
6. Какое стихотворение написал А. С. Пушкин по предложению профессора Галича?
(«Воспоминания в Царском селе»)
7. Назовите одно стихотворение 1815 года? («К Пущину» или «Батюшкову»)
8. Где была написана драма А. С. Пушкина «Борис Годунов»(1825)?(Во время ссылки поэта в Михайловском)
9. Герой из какой драмы Пушкина является князь Воротынский? («Борис Годунов»)
10. Назовите пять повестей из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»)
1-ый вожатый:
Очень хорошо! Молодцы! Для следующего конкурса нам нужно 6 участников. (Выходят 3 мальчика и 3 девочки из зала). Конкурс называется «Запутанные слова». Вам нужно установить правильное соответствие: стихотворение – год написания.
Слова и даты для конкурса на отдельных листочках: 1830, «Моцарт и Сальери», 1814, «Руслан и Людмила», 1820, «Воспоминание в Царском селе», 1817, «Друзьям», 1816, «Вольность».
Правильно: «Руслан и Людмила» 1820;
«Моцарт и Сальери» 1830;
« Воспоминания в Царском селе» 1814;
«Вольность» 1817.
2-ой вожатый:
Следующий конкурс «Любимый поэт – Пушкин». Оцениваются выразительность, соблюдение интонаций. На отдельных листах бумаги напечатаны стихотворения. Читают двое желающих из зала.
Первому чтецу.
Есть в мире сердце, где живу я...
Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Что в нём? Забытое давно
В волненьях новых и мятежных,
Твоей душе не даст оно
Воспоминаний чистых, нежных.

Но в день печали, в тишине,
Произнеси его тоскуя;
Скажи: есть память обо мне,
Есть в мире сердце, где живу я...
А.С.Пушкин.
Второму чтецу.
В печальной праздности я лиру забывал...
В печальной праздности я лиру забывал,
Воображение в мечтах не разгоралось,
С дарами юности мой гений отлетал,
И сердце медленно хладело, закрывалось.
Вас вновь я призывал, о дни моей весны,
Вы, пролетевшие под сенью тишины,
Дни дружества, любви, надежд и грусти нежной,
Когда, поэзии поклонник безмятежный,
На лире счастливой я тихо воспевал
Волнение любви, уныние разлуки -
И гул дубрав горам передавал
Мои задумчивые звуки...
Напрасно! Я влачил постыдной лени груз,
В дремоту хладную невольно погружался,
Бежал от радостей, бежал от милых муз
И - слезы на глазах - со славою прощался!
Но вдруг, как молнии стрела,
Зажглась в увядшем сердце младость,
Душа проснулась, ожила,
Узнала вновь любви надежду, скорбь и радость.
Все снова расцвело! Я жизнью трепетал;
Природы вновь восторженный свидетель,
Живее чувствовал, свободнее дышал,
Сильней пленяла добродетель...
Хвала любви, хвала богам!
Вновь лиры сладостной раздался голос юный,
И с звонким трепетом воскреснувшие струны
Несу к твоим ногам!..
А.С.Пушкин.

1-ый вожатый:
Хорошо ребята! Конкурс «Друзья и близкие Пушкина». Из зала выходят новые 6 человек (3 девочки и 3 мальчика). Садятся на приготовленные стулья друг против друга, образуя не очень широкий круг. С музыкой я выдаю одному участнику мячик. Он может кинуть в руки сидящего напротив или соседу, который сидит рядом с ним. Главное не потерять мяч за сидящих. После того как музыку выключат, вы должны назвать одного близкого человека А. С. Пушкина. Примеры: М. А. Ганнибал – бабушка, Н. О. Ганнибал – мать, С. Л. Пушкин, Арина Родионовна, А. Дальвиг, И. Пущин, П. Юдин, и т.д.
2-ой вожатый:
Хорошо!Последний конкурс называется «Домашняя работа». Вам было задано к нашему мероприятию задание - нарисовать по известным вам уже произведениям А. С. Пушкина, картину. Кто готов выходит из зала к нам и дает характеристику своей работы.
Приблизительная характеристика.
1. Меня зовут (имя, фамилия).
2. Мой рисунок по (указывают жанр – сказка или поэма, повесть и т.д. Название. К примеру: рисунок по сказке «Сказка о попе и работнике его Балде»).
3. Год написания произведения.
4. Два – три предложения о произведении.
5. Кто изображен на рисунке.
6. Сложность рисования. Если было сложно, то указывают, какие сложности были.
1-й вожатый: Молодцы! Давайте оценим наших художников аплодисментами. (Вручение благодарностей, затем и всем участвующим в конкурсах.)
2-ой вожатый:
Так не заметно подошло наше мероприятие к концу. А. С. Пушкин всегда остается в сердцах русского народа. Каждый год в День рождения поэта проходят пушкинские чтения вспоминают биографию гения русской поэзии.
1-ый вожатый:
Мне хочется добавить, что жизнь Александра Сергеевича была полна яркими и интересными событиями. Его произведения объединяют, его произведения включены в школьные программы. В России Александр Сергеевич Пушкин считается одним из любимых поэтов и писателей большинства населения страны. Спасибо за внимание! Спасибо участникам! До свидания!

На абонементе отдела обслуживания межпоселенческой библиотеки проведен Открытый микрофон «Мы вновь читаем пушкинские строки». Читателям предлагалось прочитать наизусть или из сборника стихов любое стихотворение поэта по собственному выбору. После прочтения чтецам подарены небольшие сувениры.

Участники викторины показали неплохие знания биографии поэта. И хотя некоторым немного сложно было прочитать стихи Александра Сергеевича, отрадно, что их читают, и они до сих пор интересны. Молодежь открыла для себя творчество поэта с неожиданной для себя стороны. Постоянный читатель кафедры юношества Никита Абрамкин прочитал редко исполняемые стихи на медицинскую тему. Несколько ребят довольно долго выбирали стихи, но выбрали тоже произведения автора не из школьной программы. Участников было немало.

В гости, как говорится, «на огонек», зашли поэты – земляки: Юрий Мочалов из Линева, Ольга Пономарева, искитимская поэтесса и сотрудник библиотеки. Они прочитали свои стихи, посвященные Пушкину.

На протяжении дня на абонементе демонстрировались фильмы по произведениям А.С. Пушкина. Праздник в целом прошел эмоционально и трогательно. Участники открытого микрофона и викторины пользовались литературой с выставок, представленных на абонементе.

Выставка — вернисаж «Я помню чудное мгновенье…» создана в ознаменование пушкинского праздника. Выставка посвящена женщинам, сыгравшим в личной и творческой судьбе поэта большую роль. Самой главной из них была, конечно же, Н.Н. Гончарова. На выставке представлены произведения Л. Гроссмана «Письма женщин к Пушкину», П. Губера «Донжуанский список Пушкина», И. Ободовской и М. Дементьева «Наталья Николаевна Гончарова», «Сестры Гончаровы. Которая из трех?» и т.д.

Выставка — утверждение «И продолжает жить в потомках вечный Пушкин…» представляет единое целое с выставкой «Я помню чудное мгновенье…» и программой «Открытый микрофон». На выставке представлены цитаты из произведений Пушкина, литература о жизни и творчестве А.С. Пушкина, его стихотворения и произведения в прозе.

В читальном зале отдела обслуживания читателям было предложено сыграть в литературное лото «Пушкинская панорама». Организатор игры – библиотекарь отдела обслуживания Н. А. Мартынова.

Три игровых поля (раздела) составляли основу «Пушкинской панорамы»: «Сказки», «Лирика», «Драматургия. Проза». В каждом разделе игрокам предлагалось выполнить определенное задание. В разделе «Сказки» иллюстрации нужно было разложить на игровом поле по названию сказок. В «Лирике» участники игры к началу стихотворения находили его продолжение. В разделе «Драматургия. Проза» из предложенных названий произведений разных авторов игроки выбирали только произведения А.С. Пушкина. В помощь читателям здесь же на столах лежали книги с произведениями великого классика.

В игре приняло участие 12 человек. Участники увлеклись игрой и выполняли задание на всех игровых полях. По отзывам читателей, литературное лото помогло им не только соприкоснуться с творчеством великого поэта и вспомнить его произведения, но и на какое-то время отвлечься от повседневной суеты и погрузиться в мир детства и игры. Участники игры показали великолепное знание творчества А.С. Пушкина и были награждены памятными сувенирами.

Впервые для жителей р.п. Линёво 6 июня открылся Парк Пушкина, и сразу обрёл столь шумный успех, что линёвцы уже ждут лета 2017, строят планы на следующий Пушкинский день, и готовят новые идеи его празднования!

А в этот понедельник в сквере у магазинов «Белка» и «Импульс» было на удивление многолюдно. Дети ходили следом за Евгением Онегиным и его дамами, не давали проходу цыганке Земфире и няне Арине Родионовне, дружно рисовали большой, яркий плакат «Сказки Пушкина», высунув от усердия языки, выводили гусиным пером каллиграфические буквы, стояли в очередь у микрофона, чтобы прочесть стихотворение Александра Сергеевича. Кроме того, пришедших на праздник одарили подарками: календари, значки, открытки, тесты на грамотность – забрав с собой всё это богатство, линёвцы наверняка уже запомнят, что 6 июня родился великий поэт, единственный, чей день рождения отмечает вместе огромная страна!

Мероприятие проведено по инициативе областного Фонда сохранения и развития русского языка «Родное слово» при поддержке Линевской администрации.

Библиотекарь сельской библиотеки и работники досугового центра в селе Верх – Коен провели игровую познавательную программу «На солнечной поляне Лукоморья». Кот Ученый, Баба Яга, домовой Кузьма Кузьмич (их исполнили ученики 5 – 6 классов) провели с детьми, посещающими летнюю площадку, пушкинские игры и конкурсы, почитали стихи поэта.

В Елбашинской сельской библиотеке ребята из клуба «Почитайка» читали вслух пролог к поэме «Руслан и Людмила», «Сказку о золотом петушке», стихи А. С. Пушкина, рисовали иллюстрации к сказкам. Библиотекарь Р. В. Апарин познакомил детей с историей праздника «Пушкинский день России», коротко – с творческой биографией А. Пушкина.

В библиотеке п. Керамкомбинат проведен День информации «Славим живое русское слово» для постоянных читателей: и взрослых, и детей. Посетителям дня представлена книжная выставка «Мы вновь читаем Пушкинские строки», проведен обзор литературы «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Состоялось громкое чтение стихов А. Пушкина.

В течение дня в гостях побывал Незнайка, вместе с детьми он отгадывал загадки, отвечал на вопросы викторины, играл в шарады, головоломки; провел беседу о том, что замечательные книги – словари – помогут привить ребятам интерес к русскому языку, получить как можно больше знаний.

Незнайка пожелал, чтобы дети и взрослые учились говорить друг другу добрые слова и комплименты. Встреча закончилась словами «Пусть ваша речь будет всегда легкой, веселой, красочной, как эти воздушные шарики!», и вручением участникам шаров и подарков.

По определению В. И. Даля, удивительного человека, посвятившего всю жизнь составлению своего знаменитого словаря, слово – «исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь».

В Китернинской сельской библиотеке разумно общались и познавали богатый русский язык ученики 5 – 7 классов. Библиотекарь Н. В. Свиридова провела беседу – игру «Язык моих предков угаснуть не должен». Накануне игры ребята познакомились с выставкой «Народа русского язык прекрасный».

Конкурсные задания предлагали правильно расставить ударения в тексте, угадать и продолжить пословицы, объяснить фразеологизмы, решить кроссворд о русском языке. С болельщиками проведен конкурс «Анаграммы».

В конце игры прозвучали стихи о русском языке, значении Слова. Победители и участники получили сладкие призы.

Громкие чтения «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и «Сказки о попе и о работнике его Балде» проведены в Легостаевской сельской библиотеке. В заключение дети, участники чтений, внимательно слушавшие пушкинские строки, ответили на вопросы викторины о сказочных героях Пушкина.

Ведущий библиотекарь Листвянской сельской библиотеки М. А. Ломиворотова провела единый информационный день «Мы говорим по-русски!». В библиотеке оформлены книжные выставки: «Волшебный русский язык» для детей и «Язык есть исповедь народа» для взрослых читателей. Весь день в библиотеке предлагали читателям прочесть строки А. Пушкина наизусть, или с использованием текста.

Старик и старуха, герои «Сказки о золотой рыбке», провели акцию «Мы любим и читаем Пушкина» в посёлке Листвянский. Участниками акции стали работники администрации, социальной защиты, аптеки, прохожие, отдыхающие в парке, и, конечно, читатели библиотеки. Участвовало 32 человека.

В ролях: старик – М.А. Ломиворотова, ведущий библиотекарь, старуха – М.Г. Тукмачева – директор центра досуга.

***

Ведущим библиотекарем Морозовской сельской библиотеки Н. А. Филипповой для детей, посещающих летнюю площадку, проведен час литературы «Сказочный мир Пушкина».

Ребята познакомились с биографией поэта, посмотрев слайдпрограмму о великом поэте «Слово о Пушкине», цитировали знакомые отрывки из его стихотворных произведений наизусть. Дополняли чтение отрывками из сказок. В заключение проведена сказочная литературная викторина «Путешествие по Лукоморью». Ребята охотно отвечали на вопросы викторины, угадывали героев сказок Пушкина по описанию.

Библиотекарем Улыбинской сельской библиотеки А. А. Шперлинг проведена игровая программа с летней площадкой. Участвовало 37 ребятишек с 1 по 4 классы. В библиотеке оформлена выставка произведений А. Пушкина, по сюжету театрализованного представления кот ученый перемещал детей в сказки Пушкина, дети отвечали на вопросы викторины по сказкам А. Пушкина с загадками, разгадывали сказочный пушкинский кроссворд, с азартом участвовали в играх «Петушиные бои», «Море волнуется», «Поймай рыбку», «Собираем шишки».

6 июня в Чернореченской сельской библиотеке отметили Пушкинский день и день русского языка.

Сотрудникам администрации Чернореченского сельского совета библиотекари предложили поучаствовать в литературном дилижансе «Вёрсты жизни». Перед участниками дилижанса стояла непростая задача: представить образ живого человека — поэта: любящего мужа, хорошего семьянина, настоящего друга, человека чести. На фоне фрагментов из жизни поэта звучали его неповторимые стихи.

Библиотекари провели акцию «Любимые строчки Пушкина», в неё были вовлечены многие жители поселка. Все, кто попадал в зону внимания библиотекарей, вспоминали любимые, или давно забытые, поэтические строки пушкинского творчества, и читали вслух.

Интеллектуальная викторина «Загадки родного языка» завершила программу праздничного дня.

7 июня. Литературную композицию «Вечер у камина», посвященную А.С. Пушкину и его отношениям с Е. Бакуниной, М. Раневской, Е. Воронцовой, его чувствам и стихам, обращенным к этим женщинам, провели ученики 8 класса и библиотекарь Маякской сельской библиотеки Ю. В. Мангушева. Каждое имя в жизни Пушкина связано с определенным периодом его творчества. Стихи о лучших чувствах, написанные Пушкиным в разных городах и поселениях, фрагменты из романа в стихах «Евгений Онегин» звучали в исполнении учеников. Информацию о творческом пути поэта, неразрывно связанным с его личной жизнью, подготовила Юлия Викторовна. Композицию сопровождали вальс А. Грибоедова и романс М. Глинки «Ночь «Весенняя дышала…».

7 июня библиотекарь Новолоктевской сельской библиотеки Е. Г. Пикула провела с детьми 1 — 4 классов библиоквест «По дорогам сказок А. С. Пушкина». Участвовало 20 человек.

Целью библиоквеста было найти мудрую мысль, которую сказал когда-то Александр Сергеевич Пушкин, а для этого надо отправиться в удивительный мир его сказок. Ключевая фраза А. Пушкина «Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека – есть наука самая занимательная» была разбита на 9 частей, и каждую часть участникам предстояло найти, предварительно выполнив задания: разгадать кроссворд, решить ребус, ответить на каверзные вопросы о героях сказок, в музее сказочных предметов отгадать, из какой они сказки. Всем понравилось творческое задание собрать пазл – обложку книги.

Поиски закончились успешно, задания выполнены, фраза составлена, а мир сказок Пушкина еще раз напомнил о себе.