Профессия соцработник — способы получения, описание. Специальность социальная работа

Профессия соцработника благородна, но часто неблагодарна. Таким трудом может заниматься только психологически устойчивый человек, который готов творить добро за очень скромную плату .

В чем заключаются обязанности такого специалиста? Куда он может поступить на работу? Обязательна ли для него какая-то профильная подготовка?

Как стать социальным работником

Чтобы получить эту профессию, вовсе необязательно заканчивать вуз либо техникум. Конкуренция среди соискателей в данной сфере деятельности невелика, и работодатели обычно с удовольствием принимают желающих в штат без квалификационных «корочек».

В подобных обстоятельствах обучение ограничивается короткими курсами, реже — несколькими неделями стажировки под присмотром опытного куратора.

Обращаться нужно либо в государственные организации (местные комплексные центры по социальному обслуживанию населения, центры помощи семье и детям), либо в какие-то структуры.

Иногда соцработник может относительно удачно трудоустроиться в частный дом престарелых, в платный хоспис.

При желании, конечно, можно и поучиться. Данная специализация есть в некоторых медицинских академиях, в гуманитарных вузах

Круг обязанностей соцработника

Обязанности определяются тем, в каком учреждении трудится человек и какую именно должность он имеет.

Самый частый случай — социальная работа с выходом на дом к клиентам. В качестве клиента может выступать пожилой человек, не способный к полноценному самообслуживанию, или семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид.

Пенсионерам и взрослым инвалидам соцработники:

  • приносят продукты на заказ;
  • прибирают в квартире;
  • готовят либо доставляют горячую пищу;
  • помогают получить и принять необходимые лекарства;
  • оплачивают коммунальные услуги.

Родителям малышей с ограниченными возможностями специалист помогает не столько участием в бытовых делах, сколько рекомендациями. Подготовленные сотрудники делают ребятам лечебный массаж, проводят для них развивающие занятия.

Социальные работники, которые не ходят на дом, отвечают за реализацию каких-либо программ непосредственно на базе центра — например, ведут клубы по интересам для пожилых людей, отвечают за программу арттерапии, организуют школу для родителей детей с психическими отклонениями.

Важнейшим плюсом профессии является ее гуманистическая ценность. Соцработник может уверенно сказать, что его жизнь есть служение людям, а не бессмысленное зарабатывание и проедание денег. Однако выдержать столь тяжелый труд удается немногим.

Далеко не все умеют преодолеть брезгливость (спросите себя, способны ли вы менять памперсы лежачему паралитику или вытирать слюнки ребенку с тяжелой формой ДЦП).

Не любому соцработнику хватает физических сил на регулярное курсирование между супермаркетами и доставку тяжелых сумок с продуктами в разные концы города.

Социальный труд предполагает постоянный стресс.

Больные и слабые клиенты порою бывают капризны. Они далеко не всегда говорят проникновенное «спасибо» за помощь.

Кем работать по выпуску из ВУЗа? В действительности, ответить на этот вопрос бывает очень трудно. Ведь даже многие преподаватели не могут однозначно ответить студентам, что ждет их впереди. Тем не менее для некоторых построение карьеры в данной области - дело довольно интересное и даже успешное. К сожалению, разных альтернатив тут мало. Вот такая жестокая специальность "Социальная работа". Кем работать после окончания ВУЗа? Давайте попытаемся разобраться в этом как можно скорее. Ведь предлагаемых вакансий не так уж и много, хотя места на должности, как правило, постоянно пустуют.

Социальный работник

Разумеется, первое место, которое только можно посоветовать - это работа социальным работником. Дело все в том, что данная вакансия не пользуется особой популярностью в России, хотя она играет важную роль для общества.

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать? Как уже было сказано - социальным работником. Что тут делать? Вы должны будете помогать людям, нуждающимся в а также выявлять и ставить их на учет. Иными словами, находиться на государственной службе по "слежке" за социальным развитием населения.

Специалист по социальной работе - это далеко не самая перспективная должность. Это показала практика. Ведь стать начальником не получится - для этого у вас должны быть связи. А вот "рядовым" сотрудником может стать каждый. Только уровень зарплат с учетом ответственности и эмоциональной нагрузки очень и очень маленький.

Политика

Работа может также заключаться и в политике. Дело все в том, что очень многие выпускники данной специальности имеют огромные перспективы личностного роста. А это, как ничто другое, поможет им добиться успехов в политике.

На практике, если честно, такая ситуация прослеживается очень редко. Ведь стандартное описание специальности не включает в себя никаких упоминаний о политической деятельности. Как правило, выпускникам говорят о том, что им удастся устроиться только в качестве рядового социального работника на каком-нибудь предприятии и работать там чуть ли не всю жизнь.

Так что, не стоит думать, что "Социальная работа" - это приговор. Вы легко сможете стать успешным политиком. Только для этого придется приложить немалые усилия. Зато результат сможет вас порадовать во всех смыслах.

Педагог

Очень распространена нынче такая вакансия, как социальный педагог. Если честно, то данная должность чаще всего встречается в детских садах. Там воспитателями зачастую становятся выпускники специальности "Социальная работа". Почему так получается?

Дело все в том, что такие сотрудники, как правило, очень быстро определяют социальные проблемы у малышей и их родителей. И при надобности ставят их на учет в качестве неблагополучной семьи. Это, в свою очередь, помогает устранить проблемы и улучшить атмосферу. И, разумеется, благоприятно влияет на ребенка.

Только вот социальная работа с детьми не особо пользуется популярностью среди выпускников и молодых сотрудников. Дело все в том, что тут вы не сможете получать высокую заработную плату. Да и с карьерным ростом дела обстоят очень туго. Таким образом, работать педагогом (социальным) способны только те, у кого "душа лежит" к данной профессии.

Сиделка

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать после выпуска? Например, у таких выпускников имеется возможность работать профессиональной сиделкой для инвалидов. Перспектива не самая лучезарная, зато вакансия данная пустует практически всегда.

Тем не менее сиделкой работать согласится далеко не каждый. Особенно если учесть, что опять же вы будете получать низкую заработную плату, зато во время рабочего дня придется выкладываться по полной программе. Зачастую сиделки к концу недели выглядят словно выжатый лимон.

Поэтому молодые выпускники не особо заинтересованы в данной вакансии. У них больший интерес вызывает вакансия "воспитатель общежития". Только вот на практике на такую должность принимают людей с огромным жизненным опытом. Обычно данная вакансия занимается исключительно женщинами после 50 лет. Так что у молодых выпускников шансов устроиться на данную вакансию крайне мало.

Психолог

Социолог-психолог - это еще одно место, которое доступно выпускникам. Но здесь дела обстоят чуть получше, чем с предыдущими вакансиями. Дело все в том, что социологом-психологом можно работать как в государственном учреждении, так и в частном. В первом случае вы будете на госслужбе, но заработная плата у вас будет мизерная. А работы - много.

Во втором же случае у вас не будет государственной службы в стаже, зато вот уровень заработной платы окажется в несколько раз выше. Кроме того, клиентура также отличается в этих двух местах. В первом случае вам, скорее всего, придется работать с неблагополучными семьями, а во втором - обслуживать элитных клиентов.

Разумеется, каждый сам выбирает, что для него лучше. Только вот на практике доказано, что социолог-психолог довольно часто выбирается в качестве частной работы, нежели государственной. И это понятно - для молодых сотрудников очень важен карьерный рост, а также уровень заработной платы, которые не удовлетворяют в государственных учреждениях.

Медицина

У вас в дипломе написана специальность "Социальная работа". Кем работать? Например, помимо всех перечисленных вакансий, вы также можете в медицинские учреждения. И тут существует несколько вариантов развития событий. Каких именно? Давайте разбираться.

К примеру, выпускники нашей сегодняшней специальности могут работать так называемым социальным медицинским работником. Данная вакансия подразумевает поддержку и помощь больным людям. К примеру, работу с алкоголезависимыми и наркозависимыми людьми, а также с инвалидами разных категорий. Это далеко не самое лучшее место для работы молодых и перспективных выпускников ВУЗов.

Также можете работать психологом в медицинском учреждении. Это более хорошее место. Обычно именно на данную должность и нанимаются сотрудники, которым важно работать в медицине, но при этом иметь диплом социолога.

Заключение

Сегодня мы с вами разобрались, что за специальность "Социальная работа", кем работать, а также какие места выбираются выпускниками чаще всего. Если честно, то на практике получается так, что по диплому данного направления мало кто работает.

Зачастую достаточно просто получить хоть какое-нибудь высшее образование, чтобы работать в том или ином месте. Например, социологи очень часто встречаются в качестве менеджеров, официантов и кассиров. То есть с данным дипломом вы можете трудоустроиться туда, куда пожелаете. Но в большинстве случаев только рядовым сотрудником.

ВВЕДЕНИЕ

Профессия -- род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.

Логика развития профессий такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста дается научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литературы; создаются профессиональные организации.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости -- гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме -- как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня". Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение -- от "призреть, призревать", т. е. обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей.

Обучение социальной работе как профессии в Украине началось в конце 80-х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия "социальная работа" с множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ

Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи.

Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применительно к современной Украине, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, конфессий есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.

Для практики социальной работы в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие "социальная педагогика" нетождественно понятию "школьная социальная работа". Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как научная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме.

Проблемное поле социальной работы и социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения.

Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" созданы для решения социальных проблем человека и общества:

Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

Эмоциональные и психологические проблемы;

Нужда и бедность;

Алкоголизм и наркомания;

Насилие и дискриминация;

Этнические и национальные проблемы;

Преступления и правонарушения;

Безработица и профессиональная адаптация;

Инвалидность и одинокая старость;

Жилищная проблема;

Опекунство, попечительство, усыновление;

Родительская жестокость и др.

Ошибочно полагать, будто социальная работа исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи -- одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно связана с еще одной серьезной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь -- государства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен представлять интересы прежде всего клиента, затем -- общества и уже потом -- своей организации и государства. Такую систему приоритетов не всегда легко претворять в жизнь. Нередко социальным работникам приходится бороться за нее, опираясь на поддержку коллег и профессионального сообщества в целом.

Сегодня профессию "социальная работа" представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с "группами риска", медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).

Главная цель социальной работы -- забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Социальные педагоги, социальные работники стремятся сделать всё необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоровьем, заработком, жильем, отдыхом и т. п.).

Пути достижения цели:

Знакомство с клиентом ("клиентом" может выступать и общество, и социальная группа, и человек), диагностика ситуации;

Выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;

Помощь в решении проблем, реализация возможностей;

Наблюдение и забота.

Специфические ценности социальной работы:

Любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;

Участие;

Вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию;

Желание помочь и пожертвовать;

Накопление знаний;

Приобретение опыта;

Социальное творчество.

Социальный педагог, социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г. Бочаровой) :

Диагностическая -- специалист ставит "социальный диагноз", изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы;

Организаторская -- специалист организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организациями;

Прогностическая -- специалист участвует в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая -- специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

Организационно-коммуникативная -- специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

Охранно-защитная -- специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.

Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важнейшим направлениям социальной работы:

а) помощь семье;

б) работа в экстремальных ситуациях и с "группами риска";

в) работа в здравоохранении;

г) работа в сфере образования;

д) работа в службах занятости.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.

Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) :

1) оптация -- формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2) профессиональная подготовка -- формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

3) профессиональная адаптация -- вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

4) профессионализация -- формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

5) профессиональное мастерство -- полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника :

Определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель -- обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;

Оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель -- сбор и обработка информации;

Менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель -- помощь в принятии решений для действия;

Брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель -- скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;

Посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель -- снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;

Мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель -- объединение усилий клиентов в решении проблем;

Адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель -- повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;

Учитель: передает людям информацию и знания. Цель -- помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;

Корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель -- психолого-педагогическая поддержка клиента;

Проектант сообществ: помогает в планировании групп, агентств, служб, правительств; разработке и реализации программ их деятельности. Цель -- программирование социальной работы;

Консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель -- помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;

Администратор: обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель -- принятие управленческих решений.

А что даёт нам социальная работа - специальность, кем работать, если вы получили диплом по данной специальности? Это направление выбирают те, кто решает посвятить себя помощи нуждающимся людям и реабилитации жертв насилия. Но как будет называться будущая должность, и в каких заведениях выпускникам готовы предоставить рабочее место и оптимальные условия труда?

6 вариантов трудоустройства для социальных работников.

Название вакансии звучит просто - социальный работник . Трудиться вы сможете:

  1. В школах.
  2. В пенсионных фондах.
  3. В благотворительных организациях.
  4. В профсоюзах.
  5. В фондах медицинского страхования.
  6. В государственных и муниципальных организациях.

Никто не запретит вам открыть своё дело в этой области - любые благотворительные и некоммерческие организации поддерживаются государством. Хотя бы в вопросах регистрации, ведения учёта и налогообложения.

К сожалению, этими лазейками пользуются и недобросовестные граждане, так что к периодическим проверкам придётся привыкнуть.

Каких-то реальных выгод скорее всего извлечь не получится, но можно создать действительно внушительный проект, который сможет изменить ситуацию в вашем городе или целом регионе. А доходы с рекламы позволят жить на достойном уровне.

Если же решили выступить в роли наёмного работника - формируйте базу своих подопечных и нарабатывайте социальные связи . Это поможет вам в решении каких-то крупных проблем будущих клиентов. Всегда лучше иметь «под рукой» несколько примеров своей удачной работы.

Преодолевшие кризис люди часто стремятся оказать посильную помощь тем, кто находится в более плачевном положении. Это стремление необходимо использовать максимально эффективно. Иногда такой возможности просто нет, тогда приходится ограничиваться редкими встречами и тематическими беседами. Вот только если уровень жизни приводимого в пример человека резко опустится, он вернётся к пагубным привычкам, потеряет связь с обществом - это может стать причиной рецидивов среди остальных подопечных.

Крушение системы идеалов и разочарование никогда не проходят бесследно.

Социальная помощь для трудных подростков.

Хорошо ладящие с детьми выпускники стремятся к устройству при школе и другом образовательном учреждении. К сожалению, они не всегда учитывают тот факт, что в основном придётся работать со вполне взрослыми подростками из неблагополучных семей. А не с милыми и послушными малыми детьми.

Бытует мнение, что формирование личностных качеств идёт до пяти лет, после этой отметки любые попытки воспитания либо абсолютно бессмысленны, либо просто малоэффективны. Конечно, можно достучаться до любого подростка, попытаться объяснить и дать общее представление о добре и зле, что такое хорошо, а что такое плохо. Но этим должны были заниматься родители на более ранних этапах, после сложно наверстать уже упущенный момент.

Проще показать ребёнку, что выбранный им путь никуда не приведёт, только к саморазрушению.

Для этого полезно иметь несколько реальных примеров из относительно близкого окружения. Если речь идёт о неблагополучных семьях - пример уже есть, осталось только донести, что подросток рискует вырасти точно таким же. В большинстве случаев дети не хотят становиться похожими на таких родителей, подобрав правильные слова можно внушить необходимость изменений. А имея достаточную мотивацию, смена образа жизни не станет особо тяжёлой задачей.

Пенсионеры и рутинная работа.

В пенсионных фондах, как ни странно, придётся иметь дело не только с пенсионерами. О своих накоплениях и их формировании переживают практически все возрастные группы, включая молодёжь. Но большая часть вашей будущей аудитории - лица преклонного возраста, с которыми довольно сложно найти общий язык и выйти на контакт. Многие уже заметили, что с каждым годом характер человека не становится лучше. А если к этому добавляются хронические заболевания и низкий социальный статус - ситуация только усложняется.

Можно посоветовать стараться одинаково доброжелательно относиться ко всем клиентам. Оказывать помощь независимо от личностного отношения, ведь в ней нуждается каждый. Но уже в первую неделю вы получите опыт общения с несколькими сотнями посетителей. И очень большую часть этого опыта сложно будет назвать приятной.

Минусы труда социального работника.

Стоит ещё упомянуть, что с дипломом социального работника можно занимать должность и в научных организациях, и на предприятиях занимающихся подготовкой и профессиональным ориентированием специалистов. Можно заниматься мониторингом качества предоставляемых услуг , проводить соответствующие экспертизы .

Одним словом, занятость гарантирована практически всегда и в различных сферах.

Но возможность получать действительно достойную зарплату выпадает крайне редко, рассматриваемая отрасль относится к одной из самых низкооплачиваемых. Но при этом редко когда можно найти полную ставку и восьмичасовой рабочий день, у большинства организаций не так уж много нуждающихся в реальной помощи сотрудников.

Получив специальность «социальная работа», кем работать - надо выбирать крайне осторожно . Если у вас нет никаких идей по поводу реализации собственных проектов, задумайтесь, есть ли смысл учиться пять лет, ради работы на полставки.

Видео о специальности