Проблемы, поднимаемые в текстах егэ по русскому языку. Проблемы для текстов егэ

Какими бывают проблемы?

1.Нравственные проблемы
2.Социальные проблемы
3.Философские проблемы
4.Эстетические проблемы
5.Политические проблемы
6.Экологические проблемы

Как определить главную проблему текста?

1. Посмотрите, есть ли в прочитанном тексте вопросы.
2. Подумайте, какие проблемы текста в них заключаются.
3. Выберите главную из них.
4. А если в тексте нет вопросительных предложений, то нужно поставить вопросы к некоторым предложениям, в которых заключена главная мысль.
5. Ответ на вопрос и определяет проблему текста.

Формулировка конкретных проблем текста

1. Проблема роли книги в жизни человека
2. Проблема роли книги в формировании личности
3. Проблема роли чтения в жизни человека
4. Проблема культуры речи в жизни человека
5. Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального развития
6. Проблема развития русского языка
7. Проблема сохранения русского языка
8. Проблема образования в наши дни
9. Проблема милосердия и сострадания в нашей жизни
10. Проблема сохранения души
11. Проблема чёрствости и жестокосердия
12. Проблема роли любви в жизни человека
13. Проблема роли дружбы в нашей жизни
14. Проблема роли чести в жизни человека
15. Проблема роли совести в жизни человека
16. Проблема роли патриотизма в человеческой жизни
17. Проблема одиночества в жизни человека
18. Проблема нравственного выбора человека
19. Проблема взаимоотношения поколений
20. Проблема взаимоотношений между членами семьи
21. Проблема нравственного значения памяти в жизни людей
22. Проблема человеческого равнодушия
23. Проблема правильного выбора жизненной цели
24. Проблема роли интернета в жизни человека
25. Проблема роли великодушия в нашей жизни
26. Проблема смысла жизни человека
27. Проблема отношения к пожилым родителям.
28. Проблема роли внешней и внутренней красоты в нашей жизни
29. Проблема сохранения памятников
30. Проблема роли детских воспоминаний в жизни взрослых людей
31. Проблемы переходного возраста
32. Проблема роли влияния родителей на формирование личности ребёнка.
33. Проблема роли природы в жизни людей
34. Проблема исторической памяти
35. Проблема роли денег в жизни людей
36. Проблема межнациональных конфликтов.
37. Проблема роли искусства в жизни человека.
38. Проблема роли музыки в человеческой жизни
39. Проблемам отношения к войне
40. Проблема отношения к животным
41. Роль проблемы бескорыстия и благородства человека
42. Проблема роли таланта и гениальности в жизни человека
43. Проблема роли свободы в жизни человека
44. Проблема значимости труда в жизни человека
45. Проблема роли массовой культуры в жизни людей
46. Проблема нравственных уроков войны
47. Проблема равнодушного и жестокого отношения к природе
48. Проблема самореализации человека в жизни
49. Проблема толерантности и её роль в отношениях между людьми
50. Проблема социального неравенства

Мы сформулировали наиболее популярные проблемы, нашедшие свое отражение в текстах к сочинению на ЕГЭ. Аргументы, в которых раскрываются данные проблемы, располагаются под заголовками, перечисленными в содержании. Вы можете скачать все это в формате таблицы в конце статьи.

  1. Некоторые люди любят задаваться вопросом: а нужна ли вообще учеба? Зачем это образование? И зачастую предпочитают достигать более привлекательные цели. Так же считал и Митрофанушка, один из героев комедии Д. Фонвизина «Недоросль» . Его знаменитая реплика «Не хочу учиться, хочу жениться», к сожалению, для многих становится стимулом отложить учебу, но Фонвизин только подчеркивает, какой персонаж на самом деле невежда. Во время урока и на экзамене он показывает лень и безграмотность, и даже в семейных отношениях демонстрирует неумение и нежелание налаживать контакт и понимать собеседников. Автор высмеивает невежество молодого человека, чтобы читатель понял, насколько актуально образование.
  2. Многие люди просто не хотят учиться чему-то новому и зациклены лишь на традициях, хотя в любое время актуально жить настоящим. Именно эту мысль пытается донести единственный «новый человек» в комедии А. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий. Герой стремится доказать обществу Фамусова, что жизнь не стоит на месте, он пытается побудить персонажей узнавать новые тенденции стремительно развивающегося мира. К сожалению, Чацкий сталкивается лишь с непониманием, да еще и признан сумасшедшим. Однако автор подчеркивает именно его передовые взгляды против чинопочитания и крепостничества, так как перемены уже давно назрели. Остальные герои просто предпочитали жить прошлым, хотя весь подтекст комедии в том, что правым остается только непонятый обществом Чацкий.

Невозможность найти применение образованию

  1. Многие образованные персонажи выделялись в обществе, но не все сумели найти достойное применение своим возможностям. Читатель встречает разочарованного и поникшего в экзистенциальном кризисе героя романа А. Пушкина «Евгений Онегин» . Молодой дворянин сразу впечатляет начитанную Татьяну Ларину именно тем, что не похож на жителей деревни, к тому же, напоминает ей героя сентиментальных романов. Онегину же все наскучило, науки не приносят удовольствия, и даже любовь не сумела спасти героя. Евгений, представитель молодой дворянской интеллигенции, так и не смог к концу произведения реализовать свои способности.
  2. «Лишний человек» в литературе – герой, который может все, но не хочет ничего. Таким является Григорий Печорин из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» . Печорин – молодой офицер, дворянин, который так и не смог обрести счастье, несмотря на то, что мир полон возможностей. Григорий часто анализирует свои поступки, но все равно остается разочарованным. Печорин действительно умен, однако сам размышляет о том, что ему было дано высокое назначение, просто он его не угадал. Лермонтов в своем романе поднимает проблему неспособности найти достойное применение «необъятным силам», которыми наделен человек.
  3. Бывает, что даже способный человек не может или просто не хочет реализовать свои возможности. Обратимся к роману Гончарова «Обломов» . Главный герой – дворянин средних лет, который значительную часть своей жизни предпочитает лежать на диване. У Ильи Ильича добрая душа, честное сердце, и сам он довольно не глупый персонаж, но в условиях современного общества Обломов просто не хочет делать карьеру. Лишь Ольга Ильинская побудила героя ненадолго сменить образ жизни, но в итоге Обломов возвращается к исходному месту, так и не переборов свою лень.

Зацикленность на саморазвитии

  1. Для некоторых первичны именно знания и реализация собственных способностей, поэтому они готовы отвергать духовные ценности. В романе Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – будущий доктор, для которого медицина – это все. Главный герой является нигилистом, и священной для него остается только наука. На собственном опыте Евгений понимает, что так же способен к нежным чувствам, однако воплощение медицинского образования для него по-прежнему стоит на первом месте. Как в начале романа мы видим Базарова, отправляющегося на болото за лягушками для опытов, так и в конце произведения, когда герой уже полюбил, он не забывает о врачебной практике, она же и губит его.
  2. Литература часто поднимает актуальный вопрос поиска смысла жизни, и немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гёте – не исключение. В «Фаусте» главный герой – настоящий гений, искусный врач, освоивший философию, богословие и юриспруденцию. Однако он все равно считал себя глупцом, и только после совместных с чертом Мефистофелем приключений герой понимает, что смысл его жизни именно в саморазвитии. Его жажда знаний спасла его душу, и лишь в образовании и познании мира Фауст обрел настоящее счастье. Ни любовь, ни красота, ни богатство не сумели так сильно вдохновить героя, как стремление к просвещению.
  3. О том, что образование важно – трудно спорить, а некоторые полагают, что познание наук превыше всего. Давайте вспомним «Оду на день восшествия … Елисаветы» Михаила Ломоносова . Процитировав отрывок произведения, хотим отметить, что в XVIII веке образование так же достаточно высоко ценилось. «Науки юношей питают, отраду старым подают, в счастливой жизни украшают, в несчастной случай берегут» — именно так заявляет великий русский поэт. Действительно, если обернуться на успехи и достижения Ломоносова, будет трудно не согласиться с тем, насколько важно образование и стремление к знаниям. Простой человек из глубинки сделал карьеру с столице, определив ход отечественной научной мысли.

Роль книги в жизни человека

  1. Образованный человек, как правило, умен и начитан. Трудно представить стремящуюся к знаниям личность, которая не признает авторитет книг и в принципе не любит читать. Большое влияние книги на судьбу персонажа мы встречаем в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» . Главный герой, Родион Раскольников, идет на убийство, после чего впадает в жуткое состояние обдумывания своего поступка. Он живет в страхе обнародования своего греха и так чуть не сходит с ума, но благодаря Соне Мармеладовой, которая читает ему эпизод из Библии, он обретает спасение. Отрывок из священной книги повествовал о воскрешении Лазаря, и это был главный ключ к решению Раскольникова: чтобы душа пришла к возрождению, необходимо искреннее покаяние. Так благодаря книге – Библии, герой встает на путь нравственного воскрешения.
  2. Многие не только легкомысленно относятся к учебе и чтению, но и действительно считают, что в жизни лучше обходиться без этого. Такую обстановку мы можем наблюдать в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» . Сюжет стремительно разворачивается в жанре антиутопии, где книги строго под запретом, более того, низшим кастам прививается отвращение к чтению. Лишь Дикарь пытается напомнить обществу, что так жить совершенно нельзя, и наука, и искусство не должны быть запрещены. Гедонистическое общество — на самом деле иллюзия, которой и не выдерживает герой. За счет несуществующего «дивного нового мира» автор лишь подчеркивает, насколько книга важна для становления личности.
  3. Удивительно, но некоторые признанные гении обязаны своим успехам не столько образованию, сколько увлечению литературой. Чтение побудило У. Шекспира написать великие трагедии, о которых наслышан даже не читающий ученик. А ведь английский поэт не получил высшего образования, именно его умение почерпнуть из книг актуальные и интересные мысли помогло Шекспиру достичь таких высот. Так и немецкий писатель Гёте обрел литературный успех благодаря тому, что в юности он посвятил свое свободное время чтению. Образованный человек, конечно, способен к самореализации, но без чтения книг гораздо труднее воплотить свои возможности.

Образование как будущее призвание

  1. В рассказе А. Чехова «Ионыч» главный герой — молодой земский врач. В начале произведения Дмитрий Старцев проводит время с семьей Туркиных, которая считалась «самой образованной и талантливой». Однако после отказа Екатерины Ивановны на предложение о женитьбе он отдаляется от этого дома и разочаровывается в его обитателях. Прошло несколько лет, и за это время Старцев иначе стал смотреть на многие вещи, в том числе и на свое призвание. Если раньше его медицинское образование вдохновляло его на труд, то сейчас его интересуют только деньги. В любое время так важно сохранить увлеченность своим призванием, чтобы образование приносило не только доход, но и удовольствие.
  2. Многим людям, чтобы найти свое призвание, необходим талант, но для того, чтобы его развить, важно и образование. Великий Александр Пушкин учился в Императорском Царскосельском лицее, где так же развивал свой навык поэта. Тему призвания он поднимал и в своем творчестве, говоря о поэзии. Одним из стихотворений о предназначении поэта является произведение «Пророк», где поэт благодаря метаморфозам наделен божественной целью. Как и лирический герой, Пушкин достойно воплощает свое призвание, но в реальной жизни образование, конечно, ему во многом помогло.

Какие проблемы могут быть в текстах на ЕГЭ по русскому языку?



Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).

Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).

Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество - "болезнь" планеты).

Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение - реальная угроза нашей планете).

Проблема охраны природы (то, что создано природой, - величайшее чудо).

Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).

Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).

Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).

Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам - увлекательное занятие).

Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).

Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).

Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).

Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).

Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).

Проблема развития и сохранения русского языка ("слепое" использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).

Проблема канцелярита (канцелярит - опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают "ядро" языка).

Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).

Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).

Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.

Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя - научить родному языку).

Проблема отсутствия идеологии .

Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).

Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).

Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).

Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).

Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность - мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).

Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).

Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит "жить духовной жизнью" в современную нам эпоху).

Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью - нет, это - сила духа стремление к добру правде красоте).

Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).

Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).

Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).

Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).

Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие "культурный человек").

Проблема верности принципам .

Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).

Проблема совести (что такое совесть).

Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).

Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь дружить - тогда и появятся друзья).

Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть недостатки друга, не высмеивать!).

Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение).

Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны).

Проблема чести (понятие чести - это умение защищать свои жизненные ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).

Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками - это тоже подвиг).

Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).

Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это неизбежно).

Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, избавляет от пороков).

Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).

Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других людей).

Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).

Проблема роли детства в жизни человека (детство - "сердцевина" человеческой жизни, где проявляется суть человека).

Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные языки; что даёт знание большого количества языков).

Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).

Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать; меняется ли это место в течение жизни человека).

Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).

Проблема материнства (в чём суть материнства).

Проблема патриотизма (что такое патриотизм).

Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе (почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы "откосить" от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).

Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.

Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).

Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).

Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.

Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к чтению).

Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить хорошую, "живую" книгу от "литературного попкорна").

Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).

Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым увековечат несправедливость).

Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).

Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь животный мир; страх и любовь всегда вместе).

Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей).

Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе (обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).

Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком, мешает ему жить, оглушает его).

Проблема культуры народа (культура народа - это сумма этических и эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).

Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают "цивилизованные вандалы" - люди, видящие в культуре лишь предмет зависти).

Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены).

Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека (важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту).

Проблема соответствия природы народу, который живёт на той или иной территории (пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте).

Проблема коммерциализации культуры (обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей - свидетельство упадка общей культуры).

Проблема национального менталитета (важнейший ориентир в воспитании - органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры; жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими).

Проблема национального характера русских (в нашем национальном характере "скрещиваются" противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских - в их легковерии).

Проблема влияния фамилии на отношение к человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение изменилось).

Проблема отношения человека к своей фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей; недоброжелатели могут превратить фамилию в "оружие" против этого человека).

Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека).

Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).

Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).

Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо отличать от псевдокультуры).

Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).

Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин появления литературного произведения - потребность что-то сказать людям).

Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант - дар природы, его нужно развивать).

Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).

Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности - ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).

Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают возможности совершенствовать речь, мыслить).

Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки).

Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить образование в молодости).

Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека).

Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах).

Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).

Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь видеть и слышать).

Проблема духовной "глухоты" и "слепоты" человека (постоянная смена пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).

Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных и то же время он индивидуален).

Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей).

Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).

Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).

Проблема использования времени (рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение).

Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу жизнь стабильной и предсказуемой).

Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).

Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).

Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства).

Проблема роли искусства в жизни человека (произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).

Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека

(всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека).

Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес - развлекательные программы).

Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).

Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).

Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)

Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)

Проблема благодарности (умение благодарить людей)

Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)

Л.Е. Улицкая «Дочь Бухары»

В семье Дмитрия и Алечки родилась Милочка с синдромом Дауна. Мужчина предал жену и ребёнка. Все тяготы жизни легли на хрупкие плечи матери. С появлением Милочки внешняя красота Али стала уходить на второй план (а с болезнью и вовсе исчезла), а внутренняя красота – расцветать. Она все прекрасно понимала про свою дочь и окружила её такой заботой, любовью и вниманием, какими только может наградить настоящая мать своего дитя. Аля все принесла в жертву этому ребенку солнца.

«Жена Дмитрия словно и не замечала неполноценности девочки. Она наряжала ее в цветные шелковые платьица, повязывала нарядные бантики на жидкие желтые волосы и любовалась плоской бессмысленно-жизнерадостной мордочкой с маленьким раздавленным носом и всегда приоткрытым мокрым ртом».

Она принимает свою дочь такой, какой она родилась, любит ее, пытается обучить доступному для таких людей ремеслу. Когда героиня понимает, что смертельно больна, она все отмеренное ей время посвящает будущему своей дочери

«Бухара уволилась из школы и поступила в диспансер, в регистратуру, чтобы находиться рядом с дочерью и помогать ей в трудовой деятельности.

Бухара разносила медкарты по кабинетам и целеустремленно изучала посетителей. Времени у нее было мало. Она торопилась, как торопится обреченный художник завершить перед смертью великое полотно».

Ей удается выдать Милочку замуж за инвалида Гришу Бермана, выстроить защиту для своей дочери, окружив ее порядочными, добрыми людьми. До конца своей жизни все мысли матери были связаны с больной дочерью, всю свою жизнь она безропотно подчинила своему материнскому долгу.

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

«Тихий Дон» поднимает также и проблему материнского чувства. Ильинична прощает Михаила Кошевого за убийство своего сына и принимает его как зятя. Так велика ее материнская любовь, что она распространяется даже на убийцу сына.

И.С. Тургенев «Воробей»

Воробей защищает от страшного «чудовища» (собаки) выпавшего из гнезда птенца. Этот эпизод говорит о том,

что родители на всё готовы ради своих детей.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой - и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса - и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

В.П. Астафьев «Капалуха»

Мы приближались к альпийским уральским лугам, куда гнали колхозный скотна летнюю пастьбу.

Тайга поредела. Леса были сплошь хвойные, покоробленные ветрами и северной стужей. Лишь кое-где среди редколапых елей, пихт и лиственниц пошевеливали робкой листвой берёзки и осинки да меж деревьев развёртывал свитые улитками ветви папоротник.

Стадо телят и бычков втянулось на старую, заваленную деревьями просеку. Бычки и телята, да и мы тоже, шли медленно и устало, с трудом перебирались через сучковатый валежник.

В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек, сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки, и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнётся увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

Вкусна ягода черника, когда созреет, но цветёт она скромно, пожалуй, скромнее всех других ягодников.

У черничного бугорка поднялся шум. Побежали телята, задрав хвосты, закричали ребятишки, которые гнали скот вместе с нами.

Я поспешил к бугорку и увидел, как по нему с распущенными крыльями бегает кругами глухарка (охотники чаще называют её капалухой).

Гнездо! Гнездо! - кричали ребята. Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда нигде не видел.

Да вот же, вот! - показали ребятишки на зелёную корягу, возле которой я стоял.

Я глянул, и сердце моё забилось от испуга - чуть было не наступил на гнездо. Нет, оно не на бугорке было свито, а посреди просеки, под упруго выдавшимся из земли корнем. Обросшая мхом со всех сторон и сверху тоже, затянутая седыми космами, эта неприметная хатка была приоткрыта в сторону черничного бугорка. В хатке утеплённое мхом гнездо. В гнезде четыре рябоватых светло-коричневых яйца. Яйца чуть поменьше куриных. Я потрогал одно яйцо пальцем - оно было тёплое, почти горячее.

Возьмём! - выдохнул мальчишка, стоявший рядом со мною.

А что будет с капалухой? Вы поглядите на неё! Капалуха металась в стороне. Крылья у неё всё ещё разброшены, и она мела ими землю. На гнезде она сидела с распущенными крыльями, прикрывала своих будущих детей, сохраняла для них тепло. Потому и закостенели от неподвижности крылья птицы. Она пыталась и не могла взлететь. Наконец взлетела на ветку ели, села над нашими головами. И тут мы увидели, что живот у неё голый вплоть до шейки и на голой, пупыристой груди часто-часто трепещется кожа. Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце.

А пух -то она выщипала сама и яйца греет голым животом, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птицам, - сказал подошедший учитель.

Это как наша мама. Она всё нам отдаёт. Всё-всё, каждую капельку... - грустно, по-взрослому сказал кто-то из ребят и, должно быть застеснявшись этих нежных слов, произнесённых впервые в жизни, недовольно крикнул: - А ну пошли стадо догонять!

И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею. Но глаза её уже не следили за нами. Они целились на гнездо, и, как только мы немного отошли, она плавно слетела с дерева, заползла в гнездо, распустила крылья и замерла.

Глаза её начали затягиваться дрёмной плёнкой. Но вся она была настороже, вся напружинена. Сердце капалухи билось сильными толчками, наполняя теплом и жизнью четыре крупных яйца, из которых через неделю-две, а может, и через несколько дней появятся головастые глухарята.

И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдает детям всё, иной раз даже жизнь свою.

«За цыплёнка и курица лютый зверь», – гласит русская народная пословица. Таким лютым зверем показала себя росомаха из одноимённого рассказа детской писательницы Веры Чаплиной. Уступая по размерам и силе противнику, она яростно защищала росомашек от двух свирепых волков. Измотанная борьбой, ослабевшая и истерзанная, мать готова ценой своей жизни спасти детёнышей.

Среди сильных героев повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба » мы увидели слабую маленькую женщину, которая любит своих детей. Она очень переживала, что они так мало будут дома, всю ночь не спала, глядела на Остапа и Андрия и не могла наглядеться. Сыновья для женщины, так рано состарившейся из-за тяжёлой судьбы, – самое дорогое в жизни, смысл её существования.

В рассказе с символическим названием «Прости меня, мама…» А. Алексин размышляет о запоздалой оценке человеком роли матери в собственной жизни. Мы высказываем ей раздражение по пустякам, забываем позвонить, стесняемся выразить словами свою любовь к ней, бездумно воспринимаем жертвенность материнского чувства как само собой разумеющееся. И слишком поздно произносим: «Прости…» – когда мамы уже нет рядом.

В России создана общероссийская общественная организация «Комитет солдатских матерей». В зону боевых действий выезжают матери военнослужащих. Им удаётся освободить несколько десятков российских солдат и офицеров.


28.04.2016

Типичные проблемы текстов, предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ, можно сгруппировать в несколько блоков.

1. Взаимоотношения отцов и детей.
· Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных возрастных поколений (Что влияет на взаимоотношения отцов и детей, на возникновение различий в их мировосприятии? Как научиться представителям разных поколений уважать взгляды друг друга?)
· Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви.
· Проблема предательства детьми своих родителей.

2. Роль детства в становлении личности человека, его нравственных ориентиров.
· Проблема влияния детства на формирование жизненной позиции человека, а также на становление его нравственных ориентиров.
· Проблема роли неравнодушного взрослого человека в формировании личности подростка (Как взрослые могут повлиять на жизнь подростков?).
· Проблема влияния событий детства, детских и юношеских переживаний на формирование характера человека, его дальнейшую судьбу (Какое влияние оказывают на формирование характера человека события, которые произошли в детстве?).

3. Роль классической литературы в духовном развитии современного общества.
· Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии современного общества.
· Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе (Почему современная молодёжь стала меньше читать? Изменилось ли в обществе отношение к книге? Может ли телевидение стать альтернативой книге?).
· Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?).

4. Сложность и противоречивость человеческих поступков.
· Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений (Возможно ли продолжение дружбы после предательства?).
· Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации.
· Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.

5. Человеческое благородство.
· Проблема чести как одного из главных факторов, влияющих на нравственный выбор человека.
· Проблема совести и ответственности человека за свои поступки (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?).
· Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей.
· Проблема человеческого благородства (В чём заключается истинное величие человека?).

6. Честь и человеческое достоинство.
· Проблема утраты моральных ценностей (К чему приводит утрата моральных ценностей?).
· Проблема защиты чести и собственного достоинства.
· Проблема истинных и ложных жизненных ценностей.

7. Отношения человека с другими людьми.
· Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми.
· Проблема самоотдачи в отношениях с человеком, которого считаешь своим другом.
· Проблема истинной дружбы.
· Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?).
· Проблема отношения к пожилым людям (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?).
· Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя.

8. Восприятие человеком окружающего мира.
· Проблема утраты современным человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
· Проблема обретения радостного мировосприятия (Почему нужно учиться культуре радости?).

9. Одиночество человека.
· Проблема одиночества человека (Когда и почему человек чувствует себя одиноким? Как можно помочь ему избавиться от этого чувства?).
· Проблема одиночества ребёнка в мире взрослых людей (Почему недопустимо, чтобы ребёнок ощущал себя одиноким?).
· Проблема одинокой старости.

10. Человек и искусство.
· Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?).
· Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?).
· Проблема восприятия музыки человеком.

11. Отношение человека к миру природы.
· Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы.
· Проблема восприимчивости ил невосприимчивости человека к красоте природы.
· Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека.
· Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?).
· Проблема бездомных животных (Обязан ли человек помогать бездомным животным?).

12. Бережное отношение человека к языку.
· Проблема экологии языка (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Как относятся современные россияне к культуре своей речи? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?).

13. Человек и власть, которой он наделён.
· Проблема влияния власти на характер и поступки человека, наделённого ею (Как должны вести себя по отношению к окружающим люди, получившие особые полномочия и привилегии? Почему даже минимальная власть делает некоторых людей жестокими и грубыми?).

14. Сострадание окружающим.
· Проблема наличия или отсутствия у человека способности к сочувствию (Как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности? Нужно ли воспитывать у человека чувство сострадания?).
· Проблема действенного сострадания.
· Проблема сочувствия и активной помощи человеку.

15. Отношение человека к войне.
· Проблема отношения человека к войне (Почему человеческое сознание не может признать сам факт войны?).
· Проблема душевного состояния человека в условиях войны (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?).
· Проблема поведения человека на войне (Как война заставляла человека вести себя? Что помогало людям в годы войны вести себя героически? Что привело советских людей к Победе?).
· Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны? Что может быть под силу обыкновенному человеку в экстремальных ситуациях?).
· Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.

Смотреть в PDF:


Сохранить ссылку: