Правила браковки текстильных строп. Браковка строп

При строповке тяжёлых и габаритных грузов предпочтение часто отдаётся цепным стропам. Они, в сравнении с канатными, имеют увеличенную гибкость, а также расширенный температурный диапазон применения, что и используется при перемещениях «горячих» грузов. Кроме того, цепные стропы гораздо легче выбраковывать. Достаточно установить факт механического повреждения материала одного из звеньев.

Маркировка и грузоподъёмность цепных стропов

Цепные стропы имеют типовую конструкцию: цепь, состоящая из нескольких звеньев, два переходных звена и опционно – концевое овальное звено, которое может соединяться с переходными звеньями разъёмным, либо неразъёмным способами. Ключевой классификационный признак – количество цепей. По этому параметру различают:

  1. Стропы одноветвевые (маркируются 1СЦ).
  2. Стропы двухветвевые (2СЦ).
  3. Стропы трёхветвевые (3СЦ).
  4. Стропы четырёхветвевые (4СЦ).
  5. Стропы в виде единичной цепной ветви, которая может быть разомкнутой (ВЦ), и замкнутой, в виде кольца (УСЦ-К).

Цепные стропы более сложного исполнения получают комбинированием вышеперечисленных видов.

Классификацию цепных строп производят также по их грузоподъёмности, которая определяется классами прочности отдельных частей приспособления. Чем выше класс прочности, тем меньше удельная материалоёмкость цепных строп, и выше их долговечность.

На практике используются стропы следующих классов прочности:

  • 3-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 100 кг;
  • 5-го класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 300 кг;
  • 8 класса – предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 800 кг;
  • 10 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 1200 кг;
  • 12 класса — предельная грузоподъёмность при температурах до 200ºС – не более 3150 кг;

Нагрузки указаны из расчёта на одну цепь. При повышении температуры эксплуатации более, чем 200ºС допустимые нагрузки снижаются на 10…15%.

Внутри каждого из классов, цепные стропы различают также по диаметру цепного звена. Приведенные выше нормативы соответствуют изделиям, диаметр цепи для которых имеет минимальное значение, предусмотренное стандартом. Например, цепная стропа класса прочности 10 с диаметром звена не 4, а 22 мм, обладает установленной грузоподъёмностью 22 т.

ГОСТ на немеханизированные исполнения цепных строп отсутствует, поэтому их изготовление производится согласно нормативным требованиям РД 11-07-2007. В стандартное обозначение данных приспособлений вводят такие их характеристики как класс прочности, условное наименование/тип, установленную для диапазона температур -40º…+200ºС грузоподъёмность и длину в мм. Например, обозначение 10-4СЦ-17,0-6500 соответствует 10 класса прочности, четырёхветвевому, с допустимой нагрузкой на каждую ветвь 17 т, длиной 6500 мм. В обозначение могут входить и дополнительные элементы, например, климатический класс.

Цепные стропы могут комплектоваться не только захватными крюками, но также концевыми ограничителями, что отмечается в паспорте на изделия.

Класс прочности данных изделий определяется маркой стали, из которой производятся цепные звенья. Для цепных строп 3 и 5 классов звенья изготавливаются из стали Ст.3 ГОСТ 380, что удобно для последующей сварки. В остальных случаях звенья производят из цементуемых конструкционных сталей типа Сталь 20 ГОСТ 1050. Для особо тяжёлых условий эксплуатации звенья и соединительные элементы выполняют из низколегированных строительных сталей типа 18Г2С или 20ГС по ГОСТ 19281.

Строп цепной 4СЦ

Полнокомплектные четырёхветвевые цепные стропы состоят из:

  1. Цепных ветвей ВЦ.
  2. Верхнего и нижнего концевых звеньев, при этом в качестве верхнего звена может использоваться крюк.
  3. Захватного органа.
  4. Промежуточных звеньев (используются в тех случаях, когда электросварка, как способ соединения звеньев не может быть использована).
  5. Ограничителя (применяется для предотвращения раскрытия строп на нерекомендуемый по соображениям безопасности угол).

Диапазон оптимального использования стропов данного типа – грузы общей массой от 2500 кг до 26500 кг (в первом случае размеры цепного звена составляют 6×18 мм, а во втором — 20×60 мм; первая цифра в обозначении указывает на диаметр цепи, а вторая – на длину звена).

Стропы 4СЦ запрещается применять при температурах менее -40ºС, когда работа грузозахватного приспособления сопровождается периодическими ударными нагрузками. Для повышения долговечности своей эксплуатации цепные стропы могут изготавливаться с поверхностным покрытием по методу воронения (так называемые «чёрные стропы»). В результате такой обработки образуется поверхностная плёнка, состоящая из высокотемпературных оксидов железа. Наличие такой плёнки блокирует коррозионные процессы, активность которых особенно возрастает при эксплуатации цепных строп в кислых средах, имеющих показатель РН<7.

Основными показателями, которые обеспечивают безопасную эксплуатацию четырёхветвевых цепных строп, считаются:

  • Предельная нагрузка на цепное звено. Нормативный запас прочности принимается в соотношении 4:1;
  • Угол раскрытия между крайними ветвями, который не должен превышать 90º;
  • Соответствующий условиям использования класс прочности (определяет гибкость стропа).


Цепные стропы типа 4СЦ (на сленге строителей такие стропы называются «цепной паук») являются наиболее универсальным исполнением цепных строп, поскольку в полной мере учитывают нестандартность конфигурации поднимаемого груза. Их основными эксплуатационными преимуществами являются:

  • Повышенная ремонтопригодность: при выявленной пластической деформации одного из звеньев (эффект ползучести материала) достаточно укоротить все ветви стропа на одно звено;
  • Жёсткость цепи, которая практически не зависит от условий применения;
  • Возможность перемещать грузы, которые имеют острые грани и кромки;
  • Удобства при хранении (стропы данного типа легко складываются и раскладываются);
  • Минимальный удельный вес приспособления в расчёте на массу поднимаемого с его помощью груза.

Цепные стропы 4СЦ легко агрегатируются с иными деталями захватных приспособлений, например, скобами различного вида (в том числе, и изготавливаемыми по чертежам заказчика).

Нормы браковки цепных стропов

Требования межотраслевых норм безопасного проведения погрузочно-разгрузочных работ РМ-07-2008 предусматривают периодическую проверку работоспособности грузовых строп, в том числе, и цепных. Такая браковка производится уполномоченными на то лицами не реже, чем раз в 10 дней (исключение составляют редко применяемые стропы, для которых срок выбраковки по согласию с органами Госгортехнадзора может быть увеличен до момента очередного использования цепных строп).

Цепные стропы осматриваются с целью выявления таких дефектов, как целостность цепей, крюков, скоб, захватов, наличия поверхностных трещин, частичного повреждения сварного шва и т. д.

Критериями браковки рассматриваемых приспособлений являются:

  1. Отсутствие паспорта на стропы, в котором отмечен год выпуска изделия, даты предыдущих его осмотров, отсутствие чётко различаемой маркировки на звеньях и тому подобная информация.
  2. Разность длин отдельных ветвей стропа при его свободном подъёме превышает 15 мм.
  3. Звенья ветвей – целостные, однако длина звена увеличена (по сравнению с нормативной) более чем на 5% от первоначального значения.
  4. Поперечное значение диаметра звена цепи в любом месте своего контакта со смежным звеном, скобой или крюком уменьшено на 8%, причём по поверхности звена имеются следы износа – борозды, местные выемки и т. д.
  5. Хотя бы на одном из соединительных элементов цепного стропа отсутствуют предохранительные замки.
  6. Металл крюков, скоб, и сварных звеньев имеет окисную плёнку, поверхностные трещины, волосовины, а сварной шов – несплошной.
  7. Хотя бы одно из звеньев цепи имеет поперечную деформацию, которая заключается в повороте звена относительно общей оси стропа.

Общая проверка несущей способности цепных стропов выполняется следующим образом. Изделие нагружается статическим усилием, которое в 4 раза превосходит указанное в паспорте. Снятие усилия производится не ранее, чем через 3 минуты. Цепной строп, который после такого испытания не получил перечисленных выше повреждений и деформаций, считается годным к дальнейшей эксплуатации.

При обнаружении хотя бы одного из указанных отклонений от нормы, цепной строп выбраковывается, причём его ремонт не допускается. Если изделие находится на гарантии производителя, то его замена годным цепным стропом того же исполнения производится в сроки, указанные в паспорте.

Цена цепных стропов зависит от их исполнения и допускаемой грузоподъёмности. Для приспособлений типа 1СЦ она колеблется в пределах 1500…15000 руб., 2СЦ – 2000…20500 руб, 4СЦ — 4000…60000 руб. за комплект.

Основное правило - эксплуатация грузоподъемных приспособлений возможна только уполномоченными лицами!

Ниже мы приведем несколько правил, которые позволят Вам безопасно и с удовольствием работать не только текстильными, но и другими типами строп:

1. Грузоподъёмные устройства не должны подвергаться нагрузкам, превышающим допустимые.

2. Грузоподъёмные приспособления должны использоваться таким образом, чтобы груз не выпал или не выскользнул при транспортировке.

ЗАПРЕЩЕНО!РАЗРЕШЕНО! РАЗРЕШЕНО!

3. Меры по защите против выскальзывания - текстильные ленточные и круглопрядные стропы запрещено использовать как показано на рис. слева. Правильно рис. справа!

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

4. На транспортируемый груз запрещено класть дополнительные грузы!

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

5. При строповке грузовкрюки должны быть закреплены таким образом, чтобы была исключена возможность самопроизвольного высвобождения (соскальзывания) груза!

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

6. Крюки ненагруженных ветвей грузозахватных приспособлений необходимо подвесить, если существует опасность того, что они будут цепляться при транспортировке.

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

7. Поднимать и опускать грузы нужно таким образом, чтобы было исключено их непреднамеренное падение, соскальзывание или разъединение.

ЗАПРЕЩЕНО! РАЗРЕШЕНО!

8. Текстильные ленточные и круглопрядные стропы запрещено использовать без защитных приспособлений при подъеме грузов, имеющих острые углы или шершавые поверхности.

При острых углах = защитные накладки SECUTEX .

SECUTEX - лучшая защита от острых углов.

При шершавых поверхностях = защитная поверхность

9. Текстильные ленточные и круглопрядные стропы запрещено укорачивать путем перекручивания стропов!

10. Текстильные ленточные и круглопрядные стропы запрещено завязывать в узел или соединять узлом друг с другом для их удлинения. Удлинение или соединение возможно толькопри помощи соответствующих комплектующих. Необходимо учитывать соответсвие размеров.

11. Груз нельзя опускать на грузозахватные приспособления, если они в этом случае могут быть повреждены.

Некоторые примеры выбраковки текстильных строп

В нашей компании вы можете заказать и приобрести грузовые стропы всех типов, включая оцинкованное исполнение для канатных стропов, согласно морского регистра. Все грузовые стропы нашего производства имеют паспорта.

Нормативы и ГОСТы:

  • стропы грузовые канатные регламентируют ГОСТ 25573, ИСО 7531-87,ТУ-3150-001-59293747-03 и РД- 10-33-93.
  • стропы грузовые цепные регламентированы ГОСТ 30441-97, ИСО 7593, ТУ-3150-002-5929747-03, ПБ 10-382-00.
  • стропы грузовые текстильные на территории РФ не регламентированы нормами ГОСТ, ТУ и РД
  • для всех типов строп предусмотрены нормативные сроки замены и правила браковки .

Выбраковка стропов - нормы и правила

Нормы браковки строп регламентированы "Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов" ПОТ РМ-007-98 и их многочисленными приложениями. Согласно их требованиям, перед использованием грузоподъемных стропов для работы по подъему и перемещению грузов необходимо произвести их тщательный осмотр. Осмотр выполняется стропальщиками или другими ответственными лицами.

При постоянной эксплуатации, выбраковка строп обычно проводится регулярно, результаты осмотра заносятся в журнал. Инженерно-технический персонал, несущий ответственность за содержание грузоподъемных механизмов в рабочем состоянии, включая работников, отвечающих за исправную работу кранов должны проводить осмотр и грузоподъемных стропов каждые 10 дней. В тех случаях, когда строп используется редко и выбраковка стропов не производится систематически, осмотр проводится непосредственно перед его эксплуатацией (то есть выдачей стропальщикам для работы).

Основное внимание при осмотре текстильных грузоподъемных стропов обращается на состояние и целостность ленты, крюков, захватов, подвесок и мест их креплений. Если проводится осмотр и выбраковка канатных стропов основное внимание рекомендуется обращать на состояние тросов, мест заплетки троса или мест обжима тросов втулкой, крюков и подвесок. При проведении осмотра цепных стропов необходимо проверить состояние всех составляющих его элементов: цепей, крюков, соединительных звеньев и т.п.

Браковка текстильных стропов - нормы и правила

Выбраковка ленточных строп произведенные по РД 24-С3К-01-01 обязательна в следующих случаях:

  • При отсутствии на стропе бирки или нечитаемости сведений о нем.
  • При наличии на несущих лентах текстильного стропа узлов
  • При поперечных порезах или разрывах на ленте текстильного стропа
  • В том случае если на ленте текстильного стропа имеются продольные разрывы или порезы с суммарной длиной более 10% от всей его длины, а также при наличии единичных порезов или разрывов длиной более 50мм.
  • При наличии местных расслоений ленты текстильного стропа (кроме мест заделки краев ленты) на длине, по сумме более чем 0,5 м. на одном из крайних или на двух и более внутренних швах. (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  • Если присутствуют местные расслоения лент текстильного стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2м. на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (в случае разрыва трех и более строчек шва).
  • В случае отслоения края ленты или сшивки лент у петли на длину более 10% от длины заделки концов ленты.
  • При наличии поверхностных обрывов нитей ленты, образующихся путем трения стропа об острые края груза, длина которых превышает 10% от общей длины ленты.
  • В случае если лента повреждена воздействием химических веществ (кислоты, щелочи, нефтепродукты) при общей величине таких повреждений более 10% от длины или ширины текстильного стропа или в случае единичных повреждений более 10% от ширины стропа и более 50мм. длиной.
  • При выпучивании ниток из ленты текстильного стропа на расстояние более чем 10% от ширины ленты и при наличии сквозных отверстий от острых предметов, диаметр которых превышает 10% от ширины ленты.
  • При наличии прожженных отверстий от брызг раскаленного металла, диаметр которых составляет более 10% от ширины ленты, а также при наличии более трех сквозных отверстий при расстоянии между ними менее 10% от ширины ленты (независимо от их диаметра).
  • Если лента загрязнена более чем на 50% нефтепродуктами, смолами, красками, цементом или грунтом - браковка стропа обязтельна незамедлительно.
  • При расслоении нитей на лентах текстильного стропа.

При появлении любого из этих признаков производится выбраковка текстильных строп, т.к. их последующая эксплуатация небезопасна.

Ремонтировать текстильный строп самостоятельно запрещается.

На конструкционных элементах текстильного стропа (таких как скобы, кольца, петли, подвески, звенья и т.п.) недопустимы:

  1. трещины любых размеров - браковка таких строп обязателна, трещины не могут быть уменьшены и устранены.
  2. износ поверхности или вмятины, приводящие к уменьшению площади поперечного сечения элемента на 10% и более.
  3. Деформации элемента, приводящие к изменению его первоначального размера более чем на 3%.
  4. Повреждения креплений и резьбовых соединений. Браковка строп обязательна, согласно руководящего документа.

Цены и характеристики таких строп смотрите в разделе

Браковка канатных стропов нормы и правила

Полная информация о типах и характеристиках таких строп доступна в разделе

Не допускаются к работе стальные канатные стропы (т.е. обязательна выбраковка таких канатных строп или ремонт или утилизация), изготовленные по ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93 в случаях:

  • Отсутствие паспорта на строп или бирки с указанными сведениями о стропе
  • При наличии на тросе узлов, перегибов, заломов или при перекручивании троса.
  • В случае если диаметр троса уменьшился из-за износа или коррозии на 7% и более
  • В случае уменьшения диаметра наружных проволок троса из-за износа или коррозии на 40% и более - строп просто опасен, выбраковка такого сторопа необходима незамедлительно
  • В случае обрыва пряди каната.
  • При выдавливании наружу сердечника каната
  • Если строп поврежден воздействием температуры или дуговым электрическим разрядом
  • В случае если коуш стропа деформирован -выбраковка стропа должна быть произедена без задержки. Этот стороп уже опасен.
  • Если износ сечения коуша превышает 15%
  • При наличии трещин на опрессовочной втулке или изменении ее размеров более чем на 10%
  • При отсутствии предохранительных замков на крюках или других грузозахватных элементах канатного стропа

При появлении любого из этих повреждений осуществляется браковка канатных строп. Дальнейшее использование такого стропа опасно.

Ремонтировать канатный строп самостоятельно запрещается.

На конструкционных элементах канатного стропа (таких как звенья, крюки, подвески и т.п.) недопустимы:

  1. деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 3%.
  2. Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений.

Полные характеристики и цена таких строп доступна в разделе

Браковка цепных стропов - нормы и правила

Детальную информацию о характеристиках и ценах таких строп смотрите в разделе стропы цепные

Выбраковка цепных стропов, произведенных согласно ПБ-10-382-00 и ТУ 3150-001-52466920-2005, обязательна если:

  • При отсутствии и повреждении бирки стропа, а также при отсутствии паспорта на строп
  • При нечитаемости маркировочных обозначений на элементах стропа
  • При разности длин ветвей стропа во время свободного провиса более 15мм - выбраковка стропа обязательна
  • В случае удлинения звена цепи, соединительных звеньев и подвесок более чем на 5% от первоначального их размера
  • Если вследствие износа уменьшился диаметр сечения звеньев цепи или соединительных звеньев более чем на 8%
  • При отсутствии предохранительных замков на крюках или грузозахватных элементах цепного стропа

При обнаружении любого из перечисленных дефектов производится выбраковка цепных строп, дальнейшее использование небезопасно.

Самостоятельный ремонт цепных стропов запрещен.

На конструкционных элементах цепного стропа (таких как скобы, крюки, соединительные звенья и т.п.) недопустимы:

  1. трещины любых размеров, расслоения, надрывы и волосовины
  2. износ поверхности и вмятины, которые приводят к уменьшению площади поперечного сечения элементов стропа на 10% и более
  3. деформации, приводящие к изменению размеров элемента стропа более чем на 5%
  4. Повреждение креплений элементов и резьбовых соединений - это явный признак необходимости браковки строп.

Подробная информация о цепных стропах, их характеристики и цены в разделе стропы цепные

Сроки эксплуатации стропов.

Испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,3 раза в течении 3 минут. Текстильный строп изготавливается в соответствии с РД 24-С3К-01-01. Правильная работа текстильного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 1,5 месяцев со дня начала его эксплуатации. Срок годности текстильного стропа составляет 6 месяцев со дня его изготовления при условии правильного хранения и эксплуатации.

Канатные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа в 1,3 раза в течении 3 минут. Канатные стропы изготавливаются в соответствии с ГОСТ 25573-82 и РД-10-33-93.
Правильная работа канатного стропа гарантируется при работе в одну смену в течении 3 месяцев для стропов УСК1(СКП) и УСК2(СКК) и 6 месяцев для ветвевых стропов и стропов типа ВК (время считается со дня ввода канатного стропа в эксплуатацию).

Цепные стропы испытываются статической нагрузкой, которая превышает грузоподъемность стропа вдвое в течении 3 минут. Цепные стропы производятся в соответствии с требованиями ПБ-10-382-00 и ТУ 3150-001-52466920-2005.
Правильная работа цепного стропа гарантирована при работе в одну смену в течении18 месяцев со дня ввода стропа в эксплуатацию.

Также запрещено применять стропы для подъема и страховки людей.

Приложение 6. Нормы браковки канатных и цепных стропов, а также текстильных стропов на полимерной основе Браковка канатных и цепных стропов, находящихся в эксплуатации, должна производиться по инструкции изготовителя, определяющей порядок и методы осмотра и браковочные показатели.

При отсутствии у владельца инструкции браковка элементов канатных и цепных стропов производится в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.

Канатный строп из стальных канатов подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице.

Примечание. d - диаметр каната, мм.

Цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера (рис. 1) и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% (рис. 2).

При осмотре текстильных стропов на полимерной основе необходимо обратить внимание на состояние лент, швов, крюков, скоб, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений. Стропы не должны допускаться к работе, если:


  • отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе, которые содержат информацию об изготовителе, грузоподъемности стропа и т.д;

  • имеются узлы на несущих лентах стропов;

  • имеются поперечные порезы или разрывы ленты независимо от их размеров;

  • продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10 % длины ленты ветви стропа, а также единичные порезы или разрывы длиной более 50 мм;

  • местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на суммарной длине более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва;

  • местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах, сопровождаемые разрывом трех и более строчек шва, а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10 % длины заделки (сшивки) концов лент;

  • поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10 % ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза;

  • повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов и т. п.) общей длиной более 10 % ширины ленты или длины стропа, а также единичные повреждения более 10 % ширины ленты и длиной более 50 мм;

  • выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 % ширины ленты;

  • сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия острых предметов;

  • прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия брызг расплавленного металла или наличие трех и более отверстий при расстоянии между ними менее 10 % ширины ленты независимо от диаметра отверстий;

  • загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т. д.) более 50 % длины стропа;

  • совокупность всех вышеперечисленных дефектов на площади более 10 % ширины и длины стропа;

  • размочаливание или износ более 10 % ширины петель стропа.
Запрещается эксплуатация стропов со следующими дефектами и повреждениями металлических элементов (колец, петель, скоб, подвесок, обойм, карабинов, звеньев и т.п.):

  • трещинами любых размеров и расположения;

  • износом поверхности элементов или наличием местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % и более;

  • наличием остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3 %;

  • повреждением резьбовых соединений и других креплений.

Приложение 7. Рекомендуемая знаковая сигнализация при перемещении грузов с применением ПС


Операция

Рисунок

Сигнал

Поднять груз, или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)


Прерывистое движение рукой вверх на уровне пояса, ладонь обращена вверх, рука согнута в локте

Опустить груз или грузозахватный орган (грузозахватное приспособление)



Прерывистое движение рукой вниз перед грудью, ладонь обращена вниз, рука согнута в локте

Передвинуть ПС


Движение вытянутой рукой, ладонь обращена в сторону требуемого движения

Передвинуть грузовую тележку ПС


Движение рукой, согнутой в локте, ладонь обращена в сторону требуемого движения тележки

Повернуть стрелу ПС


Движение рукой, согнутой в локте,. ладонь обращена в сторону требуемого движения стрелы

Поднять стрелу ПС


Движение вверх вытянутой рукой, предварительно опушенной до вертикального положения, ладонь раскрыта

Опустить стрелу ПС


Движение вниз вытянутой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения, ладонь раскрыта

Стоп (прекратить подъем или передвижение)


Резкое движение рукой вправо и влево на уровне пояса, ладонь обращена вниз

Осторожно (применяется перед подачей какого-либо из перечисленных выше сигналов при необходимости незначи-тельного перемещения)




Кисти рук обращены ладонями одна к другой на небольшом расстоянии, руки при этом подняты вверх

Ответственность.

Обязанности стропальщиков (зацепщиков) при возникновении аварийной ситуации или несчастном случае, связанном при эксплуатации крана.

6.1. При возникновении аварийной ситуации или несчастном случае, стропальщик(зацепщиков) обязан:

а) подать сигнал аварийной остановки машинисту крана.

б) поставить в известность лицо ответственное за безопасное производство работ кранами (бригадира, мастера, начальника участка, начальника смены).

в) оказать до врачебную помощь

г) место аварии или несчастного случая нужно оградить.

д) не допускать в зону аварии посторонних лиц.

7.1 Стропальщик (зацепщик), обученный и аттестованный несёт ответственность за нарушение изложенных в настоящей инструкции указаний.

1. Стальной канат имеет следующее строение:

а) внутри пеньковый сердечник. (редко стальной)

б) вокруг сердечника оплетаются пряди, количество прядей в канате зависит от его назначения, диаметра и т.д. На предприятии используется стальной канат из шести прядей.

в) каждая прядь свита из отдельных, стальных специальных проволочек. Количество проволок в одной пряди зависит от диаметра каната и других факторов.

2. Бракуется строп или чалка по следующим признакам:

а) порыв хотя бы одной пряди

б) наружный износ или коррозия проволок до 40 % от их первоначального диаметра (определяется с помощью мерительного инструмента)

в) порыв или выдавливания сердечника

г) строп или чалка попали под напряжения (при осмотре обнаружено несколько пережженных проволок)

д) стропы или чалки имеют резкие переломы, перегибы, раздавливание прядей.

3. Нормы браковки цепных строп.

3.1 Цепные стропы (как и канаты) изготавливаются на предприятиях имеющих разрешение (лицензию) Госгортехнадзора.

3.2. Каждый строп после испытания снабжается маркировочной биркой, на которой указано:

а) порядковый номер

б) грузоподъёмность

в) дата (число, месяц, год) изготовления и испытания, одна и таже дата.

3.3. Испытываются стропа один раз на предприятии изготовители нагрузкой на 25 % превышающей их грузоподъёмность, выдерживаются под нагрузкой 10 минут, после чего осматриваются и выдаются заказчику.

3.4. Осмотр строп на участке осуществляется:



а) стропальщиком(зацепщиком) , когда берёт стропы в работу

б) работником РСС на кого возложены приказом эти обязанности (каждые десять дней с записью в специальном журнале)

3.5. При осмотре строп обращать внимание:

а) на состояние крюков: разогнутость, износ в зеве крюка не должен превышать 10% от первоначальной высоты крюка.

б) звенья цепи не должны иметь трещин, деформации, износ колец допускается до 10% от первоначального диаметра прутка, из которого они изготовлены.

в) основное кольцо стропа не должно иметь трещин по сварке на месте соединения.

3.6. Все ветви многоветвевого стропа должны быть одной длинны и крюки должны быть на одном уровне.

3.7. Выявленные в процессе осмотра поврежденные стропы изымаются с места производства работ и отправляются на ремонт.

4. Нормы браковки тары.

4.1. Тара изготавливается на предприятии имеющим разрешение (лицензию) Госгортехнадзора.

4.2. Тара на предприятии – изготовителе не испытывается. Проверяется контрольным мастером, качество сварных швов, параметры согласно чертежа и выдается заказчику.

4.3. На таре должны быть указаны:

б) грузоподъёмность

в) собственный вес пустой тары

г) для чего предназначена (шихты, кирпича, мусора и т.д.)

4.4. Тара проверяется стропальщиком, когда берёт её в работу и работником РСС, на кого приказам по предприятию возложены эти обязанности, один раз в месяц с записью в специальный журнал.

4.5. При осмотре тары обратить внимание:

а) чтобы все имеющиеся петли находились в исправном состоянии

б) чтобы сварные швы не имели трещин

в) чтобы днище тары не имело дыр

г) чтобы тара не была деформирована.

Приложение 2

Инструктивные указания по проведению погрузочно-разгрузочных работ грузоподъёмными кранами.

1. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов кранами на базах, складах и площадках должны выполнятся по технологическим регламентам и картам, разработанным с учётом требованием действующих стандартов и Правил устройств и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов утверждённых Госгортехнадзором Республики Казахстан 21 апреля 1994 года.

При выполнении погрузо-разгрузочных работ, связанных с использованием средств железнодорожного или автомобильного транспорта, следует, кроме того, соблюдать Правила по технике безопасности и производственной санитарии при погрузо-разгрузочных работах на железнодорожном транспорте и Правила технике безопасности для предприятий автомобильного транспорта. С технологическими регламентами и картами должны быть ознакомлены РСС, ответственные за безопасное производство работ кранами, крановщики и стропальщики (зацепщики).

2. Места (площадки) производства погрузо-разгрузочных работ должны иметь твёрдое покрытие и уклон не более 5 0 .

3. Погрузо-разгрузочные площадки и места складирования грузов должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями и технологической

оснасткой (кассеты, пирамиды, стеллажи, лестницы, подставки, подкладки, стропы, тара, оттяжки и т.д.)

На площадках для укладки грузов должны быть обозначены границы штабелей, проходов и проездов между ними.

Не допускается размещать грузы в проходах и проездах.

4. Места производства погрузо-разгрузочных работ должны иметь естественное достаточное и искусственное освещение. Освещённость должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих.

5. Погрузка и разгрузка краном открытого железнодорожного подвижного состава (полувагоны, платформы) и автомашин должны производится с соблюдением следующих Правил безопасности:

а) если работа производится крюковым краном, из кабины которого не обозревается площадь полувагона, не разрешается поднимать или опускать груз, когда в полувагоне находятся люди. Стропальщик (зацепщик) должен выходить из полувагона при каждой операции подъема и опускания.

б) если работа производится с помощью крана, из кабины которого хорошо обозревается площадь полувагона и стропальщик (зацепщик) имеет возможность отойти от висящего на крюке груза на безопасное расстояние, то пребывание его в полувагоне допускается, но работа должна проводится по техническому регламенту (карте).

в) во всех случаях не допускается нахождение людей во время подъёма и опускания груза в кузове автомобиля.

г) нахождение людей в полувагоне, на платформе или в кузове автомашины при погрузке или разгрузке их магнитным или грейферным краном категорически запрещается, так как травма может быть нанесена не только в момент подъема груза, но порожним грейфером или магнитом при опускании или раскачивании их.

6. Для обеспечения удобства и безопасности производства работ в местах постоянной погрузки и разгрузки полувагонов и автомашин должны устраиваться специальные эстакады (площадки) с настилом, расположенным несколько ниже борта автомашины и полувагона или на уровне борта.

Эстакады снабжаются инвентарными лестницами для обеспечения доступа в полувагон и ограждением

В качестве эстакады может быть применена специальная передвижная площадка. На площадке следует иметь инвентарные лестницы для спуска в полувагон и крючья для разворота груза.

7. Укладка груза в полувагоны, на платформы и автомашины должна производиться таким образом, чтобы была обеспечена возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке. Для этого должны применяться специальные прокладки, подкладки, многооборотные стропы, контейнеры и т.д.

8. Прокладки и подкладки в штабелях складируемых материалов и конструкций, а таже в полувагонах, на платформах и кузовах автомобилей следует располагать в одной вертикальной плоскости. Толщина применяемых подкладок и прокладок при укладке панелей, блоков, плит перекрытия и т. п. должна быть больше высоты выступающих монтажных петель не менее чем на 20 мм. Погрузка сортового металла должна

производиться пачками, имеющими дополнительные хомутовые обвязки для удобства разгрузочных работ. Ответственность за прочность хомутовых обвязок несёт грузоотправитель. Хомутовые обвязки перед подъёмом груза необходимо проверить с целью определения их состояния.

9. Не допускается нахождение людей и передвижение транспортных средств в зоне возможного падения грузов при погрузке и разгрузке с подвижного состава, а также при перемещении грузов кранами.

10. Грузы при высоте штабеля до 1.2 метра должны находится от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или кранового пути на расстоянии не менее 2 метров, при большей высоте- не менее 2,5 м.

11. Перед подъемом и перемещением грузов должны быть проверены устойчивость грузов и правильность их строповки.

12. Способы укладки груза должны обеспечивать:

а) устойчивость штабелей, пакетов и грузов находящихся в них:

б) механизированную разборку штабеля и подъём груза навесными захватами:

в) безопасность работающих на штабеле или около него:

г) соблюдение требований к охранным зонам линий электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

13. При разгрузке автомобильными стреловыми самоходными кранами вблизи котлованов и траншей установка автомобилей и кранов должна производится на расстоянии не менее 1 метра от верхней бровки угла естественного откоса грунта.

14. Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.

15. При загрузке автомобилей кранами водителю и другим лицам запрещается находиться в кабине автомобиля.

16. При укладке грузов должны быть приняты меры, предотвращающие защемление и примерзание их к покрытию площадки.

17. Грузы на транспортных средствах должны быть установлены и закреплены (уложены) так, чтобы во время транспортирования не происходило их смещение и падение.

18. При погрузке и разгрузке товарно-штучных грузов следует применять их пакетирование с использованием поддонов, контейнеров и других пакетообразующих средств. В пакетах грузы должны быть скреплены.

19. Работающие не должны находится на контейнере и внутри него во время подъема, опускания и перемещения, а также на рядом расположенных контейнерах.

20. Штабеля сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для грузов данного вида, или должны быть ограждены прочными подпорными стенками.

21. Укладку и разборку груза следует производить равномерно, без нарушения установленных для складирования груза габаритов и без загромождения проходов и проездов, чтобы расстояние от выступающих элементов поворотной части самоходного крана до груза было не менее 1 метра.