Паркет: история технологии паркета; возникновение и развитие паркета. История появления паркета

Высоко ценили паркетные полы императоры китайских династий, высшая персидская знать и представители многих других цивилизаций.

Европа - родина слова «паркет»

В государствах Европы древесина как материал для укладки полов активно начала вытеснять традиционный камень в средние века; до наших дней дошли шедевры мастеров, созданные в XIV-XVI вв., которыми любуются туристы, посещая соборы и дворцовые комплексы Великобритании, Франции, Германии и других стран. Примечательно, что во многих дворцах, ныне превращенных в музеи, даже не потребовалось выполнять восстановление паркета : настолько качественно было создано покрытие.

Самим термином «паркет» мир обязан французскому языку. Во Франции словом «parquet» называли часть зала для королевских и прочих высокопоставленных аудиенций, в которой должны были стоять важные гости; обычно этот участок был особо красиво оформлен - поначалу коврами, а затем художественной деревянной мозаикой.

Русские паркетные традиции

Наверное, из-за иностранного происхождения слова «паркет» многие считают, что для России такой тип пола - заимствование из европейских традиций. Ничего подобного! В силу того, что древесиной наша страна была богата во все времена, полы из деревянных досок разного размера русские мастера настилали испокон века: как в деревенских избах, так и в домах аристократии.

Переход к классической технологии паркета был лишь вопросом времени, и уже в XVI в. появились «косящатые полы» - созданные из мелких плашек, набранных «елочкой». Именно русским умельцам принадлежит честь открытия щитовой технологии, согласно которой деревянные элементы перед укладкой соединялись в крупные единицы - щиты. А художественные российские паркеты XVIII-ХIХ вв. могут поспорить с лучшими европейскими образчиками, часто превосходя их по красоте и качеству. В этом может убедиться каждый, посетив Зимний дворец в Петербурге, или Китайский и Останкинский в Москве. Яркий пример тому, что паркетные традиции не были утрачены и в советский период - деревянные полы в Московской мэрии или в гостинице «Москва».

Сегодня паркет остается столь же популярным и востребованным, как и сотни лет назад, а современные технологии и инновационные материалы позволяют, с одной стороны, создавать еще более яркие шедевры, а с другой - делают паркетный пол доступным для самого широкого круга россиян.

Паркет – это деревянное покрытие для пола. Современный паркет и разнообразный, и многоликий. Сейчас, на российском строительном рынке можно встретить любой вид паркета: от привычного штучного, до искусственного заменителя – ламината. Впервые упоминание о паркете пошло из готической Европы, конец XIII-начало XIV века. Он появился в домах вельмож, где полы выстилались специально подобранными дощечками из различных пород древесины, формировавших красивые напольные покрытия в виде различных орнаментов. В те далекие времена средневековых строителей посетила мысль о расчленении обычной половой доски на дощечки определенной геометрической формы, уложенных особым способом, которые привносили хоть какое-то разнообразие в серый быт городских жителей. Таким образом и появился штучный паркет. Позже паркет становится обязательной частью интерьера замков и домов богатых людей. Так что же такое паркет? Энциклопедический словарь дает следующее определение: «Дубовые или ясеневые дощечки, плотно укладываемые в виде различных орнаментов на рамах или фундаментах с крестообразными поперечинами из сосновых досок». Данное определение уже устарело, ведь материал, из которого производится современный паркет, уже давно не ограничивается всего двумя породами древесины. У людей в возрасте на слово паркет возникают ассоциации со скрипящими под ногами деревяшками, уложенными «елочкой». Но те времена уже давно прошли, а современный паркет кардинально изменился. Штучный паркет – это деревянные дощечки (планки), шириной от 3см до 9 см и длиной от 15см до 50 см. Он снабжен пазами и гребнями для крепежа. Этот вид паркета изготавливается исключительно из сухих материалов высокого качества. Особое внимание уделяется к верхней внешней стороне пластины. Здесь не допускаются царапины, трещины и т.д. Штучный паркет не очень популярен в России, вследствие его высокой стоимости, а также больших трудностей при его укладке. При использовании этого вида паркета можно выложить из него что угодно, любой орнамент! Кроме особых эстетических качеств, паркет обладает неплохими характеристиками. Ко всему этому его изготавливают из натурального дерева, а это значит, что он экологичный, чистый материал.

Паркетная доска Паркетные доски состоят из верхнего и нижнего слоев. Верхний слой состоит из твердых пород дерева, длиной 15-20 см и толщиной 0,6 см. Нижний – из низкосортной древесины. Чтобы избежать деформации в брусках нижнего слоя, их изготавливают из одной породы древесины и делают в них пропилы. Два крайних бруска имеют паз и гребень для стыковки планок. Слои склеены между собой водостойким клеем. Верхний слой досок отполирован и покрыт слоем лака для повышения срока службы. Мозаичный паркет Мозаичный паркет– это, по сути, не просто художественный паркет. Те, кто занимался укладкой этого паркета, уверяют, что это целое искусство, которое позволяет создавать рисунки и мозаичные панно по вашему желанию. Все это достигается путем комбинирования различных сортов дерева. Подавляющая часть мозаичных паркетов создается путем использования четырех видов техники мозаики: интарсия, инкрустация, паркетри и маркетри. В последнее время состоятельные люди могут позволить себе заказать выполнение художественной кладки паркета в виде картин (в основном это классические произведения). Цена подобных полов не редко достигает нескольких десятков тысяч долларов. Наборный паркет (модульный) Этот вид паркета включает в себя элементы с набором различных цветов и текстур. Здесь модули состоят из одного вида древесины, а декоративный эффект получается на игре света в волокнах деталей, уложенных в разных направлениях. И в зависимости от источника света декоративные эффекты будут меняться. Наборный паркет состоит из пластин толщиной 0,8-1,2 см с определенным рисунком, наклеенным лицевой стороной на бумажный лист. В результате пластины на месте укладки подбирать уже не надо. После укладки паркета бумажный лист удаляется. Паркетные щиты Состоят из планок, квадратов шпона или фанерной плиты, которые с рисунком наклеены на основание. Производитель может изготавливать щиты из планок разных пород древесины. Паркетные щиты состоят из двух слоев. Основание произведено из низкосортной древесины, а верхний слой – пластины – из ценных пород дерева. В нижнем слое есть только пазы. Верхний слой состоит из пластин, где располагаются кромки и нет пазов и гребней. Ламинат Считается самым популярным из паркетов. Из его характеристик особое внимание стоит обратить на прочность, долговечность и невысокие цены. Это покрытие (ламинированный паркет, ламинированная доска) укладывается сегодня больше, чем в половине строящихся квартир в России. В процессе производства ламинат подвергается испытаниям на устойчивость к воздействию различных факторов (излому, воздействию ультрафиолетового излучения, устойчивости к выгоранию, сопротивляемости возгоранию и др.). В результате таких тестов покрытию присваивается тот или иной класс, например, класс 32 или класс 33 (самые распространенные). Всего насчитывают шесть классов. Каждый класс соответствует определенному уровню износоустойчивости верхнего слоя напольного покрытия. Эти шесть классов сгруппированы по типам. Различают два типа ламината. Первый тип предназначен для жилых помещений, где предполагаются небольшие нагрузки на напольное покрытие. Второй тип – для общественных помещений, учитывается повышенная нагрузка на верхний слой ламината. Он имеет правильную геометрическую форму, выдерживает немалые вертикальные нагрузки благодаря древесноволокнистой плите высокой плотности в его составе. А самый популярный класс (32 и 33) ко всему этому обладает высокой влагостойкостью и не разбухает при длительном контакте с водой.

Точной даты, когда возник паркет – нет. Начиная с 11 века, в домах люди полы делали деревянными. Они тщательно проектировали их и сочетали со стенами и потолком. В те времена пол был грубым и однообразным и не украшал помещение. Ближе в середине 11 века, на полы стелили толстые строганные половицы, изготовленные из сосны, пихты или ели.

В Европе, постепенно монолитную деревянную доску заменили геометрические планки правильной формы, которые изготавливали из разных пород древесины. С того времени полы начали делать красивыми. Где-то с того времени и начал появляться штучный, а также художественный паркет. Средневековая знать из мрачных дворцов делала роскошные дворцы, используя при этом не струганную доску для оформления пола.

Именно в то время появилось искусство по укладке распиленных дощечек небольшого размера. При помощи таких небольших досок выкладывали на полу уникальные рисунки, которые до сих пор украшают музеи и дворцы, принадлежащие ранее знати. Зажиточная буржуазия не отставала от вельмож, они украшали свои дома штучным паркетом, который популярен и в наше время. Сегодня разрабатывают на основе древних узоров современные методы укладки.

Родоначальником моды на укладку декоративных деревянных полов, является Франция. Именно в этой стране употребили впервые слово «паркет». В 16 столетии мода на укладку паркетных полов дошла и до России. Массивные большие доски, которые вытягивались на всю длину помещения, начали заменять «дубовыми кирпичиками».

В те времена на территории России уже пользовалась популярностью резьба по дереву. Умельцам удалось не только развить, но и разнообразить такое искусство. Впервые русские мастера укладывали паркет на специальную щитовую основу. До сих пор напольное покрытие такого типа называют «щитовым паркетом».

Обычно деревянный настил делали из бревен, которые раскалывали по всей длине. Также такую основу делали в южных районах для глинобитных полов. В некоторых случаях паркет прибивали к балкам с использованием деревянных гвоздей.

Пик развития паркета припал на вторую половину 18 века. В то время не только развивался, но и совершенствовался метод изготовления и укладки паркетной доски, использовались новые материалы, при помощи которых создавались настоящие шедевры. Именно этот период времени через некоторое время назовут Золотым веком для художественного паркета.

До сих пор наибольшая ценность натурального паркета – природная структура и окрас древесины. Специалисты укладывают срез разными способами, в разных направлениях и под разными углами. Так создаются оригинальные рисунки, которые длительный период радуют глаз хозяина.

Похожие новости:

История паркета
Издавна самым излюбленным, а в основном и единственным стройматериалом на обширной территории Руси являлось именно дерево – самый доступный и довольно легкий в обработке материал. ...

История паркета очень длинная. Она берет начало с древних времен, когда люди стали выкладывать пол простыми деревянными бревнами. Древесина легко поддавалась обработке. Конечно, среди пород древесины были редкие по своим качествам, следовательно, дорогостоящие и элитарные сорта. Если сосна или дуб годились для простого настила из бревен или "кирпичей", то породы типа клена, ясеня, яблони, ольхи (не говоря уже о ценных сортах красного, черного дерева) требовали более изысканной обработки. Из редких сортов дерева стали изготовлять изящные паркетные плитки.

Само слово "паркет" имеет благородное французское происхождение. Однако в средние века во Франции им обозначали небольшой парк, немного спустя - предназначенную для аудиенций часть зала, покрытую ковром. Ковры постепенно исчезли, а название закрепилось за настилами из деревянных планок и распространилось за пределами Франции. В европейских барочных замках, выполненных в стиле рококо, паркетные полы стали частью интерьера, так же искусно выполненной, как настенные гобелены, лепные потолки, изящная резная мебель. Начиная с XVI в. полы в России стали настилать из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который носил название "в елочку", а сам пол назывался "косящатым". Клепки, как правило, укладывали на грубораспиленное основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Исконное и широко распространенное народное искусство резьбы по дереву, а также навыки в художественной обработке и укладке пола в древнерусском зодчестве создали все предпосылки для быстрого развития художественного паркета в России.

Европейский паркет XVII века можно сравнить с искусством ковра или мозаики: прихотливый орнамент вручную выкладывался из деревянных плиток различных оттенков либо инкрустировался в цельную деревянную основу. Такой паркет получил название "художественный". В России паркетные полы были нововведением Петра I, который привез целый цех краснодеревщиков с Запада, в частности, из Германии. До того времени пол в русских соборах, богатых домах и общественных зданиях выстилали деревянными досками или укладывали дубовыми кирпичами. Их клали на известковую основу, а между деталями кладки заливали известь, смешанную со смолой. В Храме Василия Блаженного на Красной площади в Москве времен Ивана Грозного был именно такой дубовый пол. Вскоре исконно русское искусство резьбы по дереву нашло применение в изготовлении модных на Западе паркетных плиток, и полы в русских постройках, начиная со времен Петра, приобрели иной, художественный, вид. Лучшие русские резчики по дереву и металлу в ту пору работали в Оружейной палате московского Кремля. В 1711 г. Петр I издал указ о закрытии мастерских Оружейной палаты, а резчиков направил на строительные работы по возведению северной столицы. Новшество, примененное в укладке полов петербургских зданий, вскоре было подхвачено московскими градостроителями. Во дворце московской усадьбы Останкино, Китайском дворце г. Ломоносова сохранились памятники паркетного искусства XVIII века.

Архивные документы свидетельствуют, что из "столярных подмастерьев адмиралтейства Гаврила Семенов, Владимир Беклемишев и десять столяров из корабельных и галерных плотников, знающих столярные работы, да их охтинских столяров всего в количестве 38 человек были взяты в команду архитектора Чевакинского для устройства штучных полов для Зимнего дворца" (ЦГИА С. Петербурга, фонд 470, опись 209/643, дело № 38. 1761г.)

Для дворцовых паркетных в 1749г. было прислано из Астраханской губернии 26 косяков и 64 креста дубового леса, которые хранили в запасном Смольном дворе вместе с косяками грушевого дерева, кизилового карагача, чинары, самшита, ясеня и буковых кряжей - об этом мы узнаем из истории Царского села, выпущенной в свет в 1827г. Весь перечисленный запас древесины в 1750 г. был отправлен в Царское село и послужил материалом для первых наборных паркетов. В дальнейшем ассортимент деревьев, употребляемых для паркета увеличился, и наряду с местными породами стали все более широко применять редкие и дорогостоящие сорта привозных "заморских" деревьев, среди которых были якаранда, жикитоба, чефраз.

В XIX веке знаменитые образцы художественного паркета выкладываются в Государственном Русском музее и Зимнем дворце. И в этом же столетии искусство художественного паркета переживает свой закат. К последней четверти века существует изрядное количество фабрик, специализирующихся на массовом производстве паркета. Так, в Петербурге было целых три фабрики, изготовлявшие паркет. В Москве - восемь. Постепенно количество фабрик увеличивалось, и расширялась их география. В 1914 году паркет в России изготавливали уже на 85 предприятиях. Именно это время и следует считать началом применения паркета в жилищном строительстве.

В XX веке фабричный паркет находит широкое применение в строительстве жилых домов, художественный же практически полностью исчезает примерно до середины столетия. Мастера художественного паркета работают над реставрацией памятников искусства, а работы по созданию нового паркета возрождаются только в связи со строительством московских "сталинских" высоток.

Сейчас, в самом начале ХХI века, несмотря на развитие науки и техники, можно сомневаться - все ли технологические тайны старых мастеров-паркетчиков удалось восстановить. Можно сказать, что благодаря буквально нескольким мастерам-рестовраторам искусство художественного паркета в нашей стране сохранилось до наших дней. Правда технология со временем изменяется, детали орнамента и рисунка сегодня вырезаются уже не вручную, а на станках и даже с применением лазера и компьютера, появилось много машин, облегчающих труд. Ее использование способствует увеличению точности вырезания деталей, но есть и контраргументы: многие считают, что лазер повреждает древесину. Фабричный паркет изготовляется из недорогостоящих пород древесины, таких как ель, сосна, дуб, и укладывается "в елочку", "палубным" настилом или "вьетнамкой" ("плетенкой"). По краю, чтобы сгладить неровности, обычно делается бордюр, а сверху паркет покрывается лаком или натирается мастикой.

По способу изготовления паркет можно классифицировать следующим образом:

Эксплуатация паркета требует затрат на поддержание его внешнего вида, особенно если это художественный паркет. Оптимальный уровень влажности в помещении не должен превышать или быть ниже 50-70%, температуры +18+22 С.

В качестве материала паркетчиками используются почти все известные сорта деревьев: береза, орех, сосна, лиственница, клен, дуб, бук, граб, ясень, вяз, вишня, груша, яблоня, ольха, можжевельник, карагач, кизил; бразильские породы - якандр (разновидность палисандра), жикитба (шелковица), цебра, чефраз; африканские - дуссия, ироко, сапели, акаджо, венге; ценные и дорогостоящие - черное эбеновое дерево, палисандр, амарант, желтое и красное сандаловое дерево, табачное дерево, лимонное, или померанцевое, карагач атласное, или сатиновое дерево, пальмогут, оливковое, железное, фернебуковое, тисс, чинара, белый и красный кипарис, туя, литьтерн, красный магон, самшит, сахандр и др..

Некоторые фирмы, предлагающие услуги по настилу художественного паркета, рекламируют товар из африканских или других заморских пород и утверждают, что "по прочности и твердости они превосходят дуб, а уникальная цветовая гамма и микроструктура древесины делают этот паркет привлекательным для самых искушенных эстетов". К тому же, некоторые из этих пород (такие как дуссие), у себя на родине считаются священными. Изделия из них используют в качестве оберегов. По поверьям, эти деревья еще умеют лечить.

Эфирные масла, содержащиеся в древесине, создают в помещении чудодейственную ауру. По такому паркету советуют чаще ходить босиком. Есть примеры, когда при помощи подобной терапии люди избавлялись от недугов. Разработка и изготовление художественного паркета на российском рынке производства паркета - достижение 1990-х годов. В эти годы появился ряд крупных фирм, предлагающих разработку нового паркетного полотна или создание копии существующего исторического образца художественного паркета. Но существует и другая точка зрения: художественный паркет принадлежит дворцам навсегда ушедшей от нас эпохи, он - неотъемлемая часть интерьера, разработанного знаменитыми архитекторами. В последнее время на отечественном рынке сильно расширился выбор импортного паркетного материала. Однако в России есть заводы, которые производят паркет из отечественного сырья (в Краснодарском крае, в Адыгее, в Кировской и Калужской обл.). У них есть своя история, свои традиции, свой опыт. Импортный или отечественный, бытовой или художественный, паркет сегодня - это модно, красиво, комфортно и экологически чисто(!).

Паркет - один из самых дорогих материалов для напольных покрытий , технология его укладки гораздо сложнее, чем, например, линолеума или ковролина, он требует более тщательного ухода при эксплуатации. Именно эти особенности являются сдерживающими факторами для многих россиян, которые из всех возможных видов покрытия отдали бы предпочтение паркету. Производством различных видов паркета занимается в России более 100 предприятий из числа крупных и средних. Общий объем производства всех видов паркета по крупным и средним предприятиям в 2000 г. составил по данным Госкомстата РФ около 2 млн. кв. м (что на 14,5% меньше предыдущего года).

Итак, штучный паркет представляет собой деревянные планки ("клепки") с габаритными размерами: длина от 200 до 450 мм, ширина от 40 до 70 мм, толщина от 14 до 22 мм (наиболее распространенные - 15 и 22 мм). Штучный паркет изготавливается из массива ценных пород древесины; на боковых и торцевых гранях, как правило, имеются шипы и пазы для лучшей связки паркетных планок между собой при их сборке. Долговечность штучного паркета определяется толщиной "рабочего" слоя (расстояние от лицевой поверхности паркетной планки до шипов). Например, у паркета толщиной 15 мм "рабочий" слой составляет 8 мм, и соответственно, срок его эксплуатации составляет около 50 лет. К преимуществам штучного паркета, кроме его массивности (однородности строения) и долговечности, относится также широкий выбор вариантов его укладки: простых ("ёлочки", "разбежки", "квадраты" и т.д.) и художественных ("звезды", "бордюры", "ромбы", "плетенки" и т.д.).

На последок J пословица русского народа о далеком-близком: Ворона прямо летает, да за море не попадает; касатка крюками летает, да за море попадает.

Паркет появился в результате стремления человечества к созданию качественного, прочного и долговечного напольного покрытия. Само название "паркет" возникло только в средних веках.

На художественную форму напольного покрытия напрямую влияют архитектура разных времен и стилистическое развитие искусства. Жители Древний Руси украшали полы с помощью дерева, досок или "деревянных кирпичей". В 16 столетии они начали применять дубовые клепки. Их укладка осуществлялась на распиленное основание из мягкого дерева (как правило, из сосны). Поскольку в Древней Руси было много мастеров, художественный паркет развивался довольно быстро.

В 17 веке появился прием укладки паркета "дубовый кирпич". На известковую основу укладывались ламели в виде кирпичей. Швы, которые образовывались между ними, заполнялись известью с добавлением смолы. Вдоль стен, как правило, размещался дубовый бордюр.

Паркет, возникший в 18 веке, напрямую ассоциируется с резьбой по металлу и дереву, которая была распространена в московских мастерских Оружейной палаты. По приказу Петра I мастерские закрывались, а их работники, в свою очередь, направлялись на корабельные верфи в Петербург. После этого Петр I им наказал принимать участие в строительстве петербургских дворцов.

О дальнейшем развитии паркета гласит история Царского села, которая была издана в 1827 году. В ней указывалось, что в 1749 году из Астраханской губернии было отправлено 26 косяков и 64 креста дубового леса. В Смольном дворе они хранились с остальными косяками (грушей, ясенем, буком, чинарой). После этого все сырье было перевезено в Царское село, где начали изготавливаться первые наборные паркеты. Применение разнообразных материалов, в том числе "заокеанских сортов", подтолкнуло мастеров на создание роскошных узоров. Более того, это привело к появлению следующих названий паркета:

  • цветной (использовались привозные деревья);
  • полуцветной (применялись местные и привозные породы древесины);
  • штучный (состоит только из местных пород);
  • дубовый.

В те времена паркет носил название "щитовой". Его изготавливали в форме щитов. Они, в свою очередь, могли обладать разнообразными формами.

Паркет стал настолько востребованным отделочным материалом потому, что он всегда отличался уникальным цветовым оттенком. Неправильно подобранные или уложенные клепки, ошибка при расколе древесины нарушали игру дерева на свету, поэтому изготовлением этого напольного покрытия занимались только мастера. Спустя некоторое время они начали создавать довольно оригинальные цветовые оттенки паркета. К примеру, чтобы получить материал зеленого цвета, древесину пропитывали медным или железным купоросом.

В 18-19 веках это напольное покрытие производилось вручную, а в 70-х годах его начали изготавливать на фабриках. В 80-х годах большим спросом пользовался фабричный паркет. К сожалению, своим внешним видом он существенно отличался от того, который производился вручную. Это было связано с применением дешевого сырья и простой укладкой.