Но вы какой то толпою окружен. Анализ стихотворения лермонтова как часто пестрою толпою

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. Оно было создано под впечатлением светского новогоднего бала. И.С. Тургенев, при­сутствовавший на этом балу, вспоминал: «Лермонтова я видел на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год… Внут­ренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба… На балу… ему не дава­ли покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его пре­красное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки…».

Стиль произведения — романтический, основная тема — противостояние лирического героя и толпы.

Стихотворение построено на резком контрасте действитель­ности и идеала поэта. Основные образы реального мира — это «пестрая толпа», «образы бездушных людей», «приличьем стя­нутые маски». Толпа эта лишена индивидуальности, люди не­различимы, все краски и звуки здесь приглушены:

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…

Картина маскарада напоминает нам кошмарный сон, время здесь словно застыло, стало неподвижным. Чтобы подчеркнуть это, поэт использует немногочисленные глаголы в форме насто­ящего времени. И внешне герой погружен в эту застывшую, без­жизненную стихию. Однако внутренне он свободен, обращен мыслями к своей «старинной мечте», к тому, что ему по-настоя­щему дорого и близко:

И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться, — памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребенком, и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей.

Основные образы «старинной мечты» лирического героя — это «родные места», «спящий пруд», «высокий барский дом», «темная аллея», зеленые травы, угасающий луч солнца. Мечта эта подобна «цветущему островку среди морей». Исследовате­ли отмечали здесь ситуацию скованности мечты окружающей враждебной стихией. Именно так силен порыв героя к свободе, желание его преодолеть эту скованность, вырваться из враж­дебного плена. Порыв этот запечатлен в финальных строках про­изведения:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Композиционно мы можем выделить в стихотворении три части. Первая часть — описание маскарада (две первые стро­фы). Вторая часть — обращение лирического героя к своей ми­лой мечте. И третья часть (последняя строфа) — возвращение его к реальности. Таким образом, мы имеем здесь кольцевую композицию.

Стихотворение написано с помощью сочетания шестистоп­ного и четырехстопного ямба. Поэт использует различные сред­ства художественной выразительности: эпитеты («пестрою тол­пою», «при диком шепоте», «лазурного огня», «с улыбкой розо­вой»), метафору («Ласкаю я в душе старинную мечту», «И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!»), анафору и сравнение («С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье»), лексический повтор («лечу я вольной, вольной птицей»). На фо­нетическом уровне отметим аллитерацию и ассонанс («С глаза­ми, полными лазурного огня»).

Таким образом, в стихотворении звучат различные мотивы. Это романтический конфликт мечты и реальности, конфликт в душе лирического героя, трагическая раздвоенность его созна­ния (что было характерно затем для лирического героя Блока). Мы можем рассматривать это произведение в контексте лирических размышлений поэта о своем месте в мире, об одиноче­стве, отсутствии взаимопонимания и счастья — стихотворений «Утес», «Листок», «Выхожу один я на дорогу..», «И скучно и гру­стно…».

Темы стихов Лермонтова всегда отличались разнообразием, но особое место в творчестве великого русского классика занимала лирика. Михаил Юрьевич, будучи подростком, всегда мечтал попасть на бал, блистать в но когда его мечта, наконец-то, сбылась, он понял, насколько лицемерны все окружающие его люди. Мужчина быстро охладел к приемам, высокопарным разговорам, которые были бессмысленны и кардинально отличались от окружающей действительности.

Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова позволяет понять, насколько сложно поэту было находиться среди надевающих приветливые маски, но не имеющих сердца, жалости и совести. Сам Михаил Юрьевич не умел вести светскую беседу, никогда не говорил комплименты женщинам, а когда по этикету нужно было поддерживать разговор, то становился чересчур язвительным и резким. Поэтому Лермонтова называли грубияном и невоспитанным человеком, презирающим этикет.

Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» было написано в январе 1840 года, как раз в этот период писатель получил отпуск и приехал на несколько недель погостить в Москву. В это время один за другим проводились зимние балы, хоть Михаил Юрьевич и не хотел посещать светские мероприятия, но и проигнорировать их не мог. Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова позволяет понять, насколько автору чужды окружающие его люди. Он находится среди суеты пестро одетых дам и кавалеров, ведущих светские беседы, а сам погружается в мысли о безвозвратно минувших днях.

Михаил Лермонтов хранил в памяти воспоминания о своем детстве, когда еще был счастлив. Мысли переносят поэта в село Михайловское, где он проживал вместе с родителями. Ему дорог тот период беззаботного детства, когда была жива его мама, а он мог часами бродить по саду с разрушенной теплицей, ворошить опавшие желтые листья и жить в высоком барском доме. Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова показывает, насколько отличается идеалистическая картинка, нарисованная воображением автора, от действительности, в которой его окружают образы бездушных людей, слышится «шепот затверженных речей».

На светских приемах Михаил Юрьевич предпочитал уединяться в укромном местечке и там предаваться мечтам. Он олицетворял свои грезы с таинственной незнакомкой, он сам придумал ее образ и находил его настолько очаровательным, что мог часами просиживать, не замечая суеты и шума толпы, снующей вокруг. Анализ «Как часто пестрою толпою окружен» Лермонтова позволяет понять, как трудно было сдерживать свои чувства поэту и прикрывать свои порывы бесчувственной маской.

Минуты уединения Михаила рано или поздно заканчивались, и кто-то из присутствующих прерывал его грезы бессмысленной болтовней. В момент возвращения в реальный мир жеманства и лжи ему очень хотелось бросить в глаза лицемерам что-то колкое, облить их злостью и горечью, испортить веселье. Стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен» идеально характеризует непредсказуемый и противоречивый внутренний мир поэта, потому как оно сочетает в себе как романтику, так и агрессию.

Как часто, пестрою толпою окружен...

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки,-
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю, люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.



На праздник нзванную гостью,


Облитый горечью и злостью!…

31 декабря, в новогоднюю ночь нового, 1840 года, Лермонтов был среди гостей в зале Благородного собрания в Москве на пышном костюмированном балу, где присутствовал весь “цвет” петербургской аристократии.
Иван Сергеевич Тургенев, в ту пору ещё совсем молодой человек, только начинающий пробовать свои силы в литературе, видел Лермонтова среди гостей на том балу и запомнил, как к нему поминутно приставали маски, брали его за руки, старались заинтриговать. “А он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, - пишет Тургенев, - что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества…”
Среди гостей находились дочери Николая I – одна в голубом широком плаще с капюшоном, другая – в розовом, обе в черных масках. Всем было известно, кто скрывался под этими масками; тем не менее все делали вид, будто не могут разгадать эту тайну. Однако почтительно расступались перед знатными “незнакомками”.
Приблизившись к Лермонтову, дочери императора заговорили с ним надменно и самоуверенно. Сделав вид, будто ему и в голову не приходит, кто эти замаскированные дамы, Лермонтов ответил им вызывающе смело да еще прошелся с ними по залу. Возмущенные, разгневанные, великие княжны поспешили скрыться и тотчас отправились домой. А через две недели в “Отечественных записках” появилось стихотворение Лермонтова, которое поэт нарочно пометил числом “1-е Января”. В этом стихотворении говорится о том, как, созерцая блеск и суету великосветского маскарада – “образы бездушные людей”, “приличьем стянутые маски”, поэт старается забыться, уйти в мир своей мечты. Его посещает вдохновение. И Лермонтов заканчивает стихотворение строфой:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник нзванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!…

Это стихотворение было ответом и на повесть Соллогуба, и на новогоднюю встречу с дочерьми российского императора. Лермонтов заявил о том, что между ним и великосветским обществом лежит глубокая, непроходимая пропасть.
В Зимнем дворце прекрасно понимали, о каком происшествии вспомнил поэт, и многие строчки показались царедворцам “непозволительными”
Так через три года после гибели Пушкина началась травля другого великого поэта России.
Лермонтов был очень честным и правдивым человеком. Он ненавидел лицемерие и ложь и не терпел этого от других. В раннем детстве его бабушка выгнала его отца, не позволяла ему видеться с сыном. Маленькому Лермонтову приходилось разрываться между одинаково любимыми им людьми, приходилось менять себя для бабушки, скрывая свою истинную натуру. Это наложило сильный отпечаток на характер будущего поэта: он был скрытным, замкнутым и почти всегда прятал свои теплые мысли и чувства. На том балу он столкнулся именно с тем, что так сильно ненавидел: с лицемерием, двуличностью и обманом, как внешним, так и внутренним. Лермонтов всем сердцем желает перенестись в свои родные места, где он чувствует себя более менее спокойно. Строки о Тарханах наполнены почти ощутимой любовью; Лермонтов описывает природу и обстановку очень нежно, трепетно и с благоговением. Но после резкого возвращения из мира грез в мир реальности он понимает всю безнадежность своего положения, и от осознания того, что он н e
может искоренить эти ненавидимые им черты и в то же время свойственные ему самому, его нравственный нарыв прорывается обличительными фразами этого стихотворения:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!…

Лермонтов понимал, что он не в силах изменить этот мир, но и никогда не сможет с ним примириться, и поэтому он был обречен существовать в непрерывной борьбе с жизнью и с самим собой. Его стихи невероятно грустные и наполненные горечью, и в то же время гениальные, как будто эти откровения ему подсказаны свыше. Дальнейшая судьба Лермонтова была предрешена, потому что он был пророк, а Россия расстреливает своих пророков. Два гения, два пророка – и одинаковая судьба: смерть от пули, пущенной безжалостной рукой…

Изучив данное произведение я считаю, что это автобиографическое произведение. Это становится понятно со второй строчки, когда он описывает ситуацию именно перед своими глазами. Он дает понять читателю, что рассказывает именно про себя, вводит в собственные чувства.

Если прочесть чуть дальше, то становится понятно, что эти воспоминания не самые радостные. Он называет образы людей на балу «бездушными». Говорит, что на них всех надеты маски. Далее автор вспоминает свое детство, когда он был ребенком и сам хотел находиться в светском обществе. А после воспоминаний он подводит итоги, иначе говоря, понимает, что рано или поздно узнает обман.

Лично у меня особенная точка зрения на эту тему. Те, кто изучал биографию Лермонтова, наверняка знают, что он был не многословной личностью, ему было сложно поддержать беседу, потому что не хотел этого. Именно в этом произведении Михаил Лермонтов и показал, что у него творится в голове в такие моменты. Это не означает, что все из светского общества бездушные и ужасные, просто Лермонтов особенно на это смотрел!

В данном стихотворении в большинстве присутствует сравнение. Для того, чтобы показать всю радость детства, когда он еще был вдали от балов, он сравнивает счастливую улыбку с молодым огнем. А чтобы показать весь ужас балов, он просто использует прилагательные. Например, даже руки девиц для него кажутся бестрепетными, значит-ничего не боящимися. Жанр стихотворения-лирика. Здесь Лермонтов показывает всю «трагедию» жизни, что мечты оказались совсем ужасными.

Данное произведение Лермонтов написал в январе 1840г.. В то время он приехал в Москву чтобы отдохнуть, а это был самый разгар гуляний. Он просто не мог находиться там, но его заставляли и уговаривали. Поэтому он и показывает в своем стихотворении, что хочет смутить веселость остальных, бросив им в глаза стих.

Анализ стихотворения Как часто пестрою толпою по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов 6 класс

    Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе

  • Анализ стихотворения Лермонтова Листок 6 класс

    Данное стихотворение очень лично, лирическим героем выступает сам автор. Стихотворение построено на метафоре, когда М.Ю. Лермонтов отождествляет себя с оторванным от ветки дубовым листиком

  • Анализ стихотворения Тютчева День и ночь

    Блестящий дипломат, умный государственный деятель Ф. И. Тютчев был тонким лириком и признанным философом своего времени. Со временем поэт стал понимать гармонию устройства Вселенной

  • Анализ стихотворения Русская песня (Соловей мой, соловей…) Дельвига

    Произведение, являющееся составной частью авторского сборника «Стихотворения барона Дельвига», относится по жанровой направленности к фольклорной идиллической лирике поэта

  • Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

    У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке

31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге был устроен новогодний бал-маскарад, на котором присутствовал высший свет и Николай 1 с членами своей семьи. На этом балу был и Михаил Лермонтов.

Впоследствии И. С. Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества» Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружён … » написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января».

Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Главная тема стихотворения — обличение жизненного «маскарада» и холодной
бездушности светского общества. у произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры.

В стихотворении три смысловые части. В первой части дана картина великосветского бала. Во второй — поэт уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли.
Два первых шестистишия представляют собой одно сложноподчинённое предложение с двумя
придаточными:
Как часто, пёстрою толпою окружён …
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
Перечитывая два распространённых придаточных, читатель явно ощущает нагромождение образов, мелькание пёстрых фигур и масок. Такие эмоциональные ощущения, созданные сложной синтаксической конструкцией, сближают читателя с лирическим героем. Герою скучно среди «пёстрой толпы », «дикого шёпота затверженных речей», среди «бездушных людей» и «приличьем стянутых масок». Женщины на этом балу, хоть и красивы, но очень похожи на кукол-марионеток. Лирическому герою неприятны их кокетливость, жесты, отрепетированные перед зеркалом, «давно бестрепетные» руки, не знающие ни волнения, ни смущения. Эти городские красавицы знают себе цену и уверены, что никто не устоит перед их чарами. Но герою скучно среди них.

Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки, В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе:
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете». Родной дом и детство для Лермонтова — символы «идеального мира » (он показан в произведениях «Родина», «Мцыри», «Воля»). Но «идеальный мир » существует только в воспоминаниях, и герой «памятью к недавней старине » летит «вольной птицей ».
Поэт нарисовал романтический пейзаж. Здесь есть все романтические атрибуты: спящий пруд, дымка, туманы, тёмная аллея. Создана поэтическая атмосфера таинственности и Божественного присутствия.

Именно в такой момент лирический герой обращается к теме любви. Он рассказывает то ли о своём сне, то ли о своей мечте. Образ прекрасной девушки для него — воплощение чистоты и нежности:
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Эти глаза и розовая улыбка — полный контраст с масками бездушных людей на балу. Только в этом мире лирический герой счастлив — здесь он ощущает гармонию. Получается, что душа лирического героя принадлежит миру идеальному, а жить он вынужден в мире реальном — среди «пёстрой толпы ». Его трагедия — трагедия всех романтических героев. Она заключается в том, что герой обречён на вечные скитания между этими двумя мирами. Картины детства в сравнении с картинами бала так прекрасны, что когда лирический герой вновь оказывается среди ненавистной ему толпы, он уже не может выносить эту удушающую атмосферу, и
у него возникает желание бросить гневный вызов царству масок:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью! ..
Выразительные средства языка помогают поэту раскрыть идейное содержание стихотворения. Оно целиком построено на антитезе (противопоставлении). Поэт изображает два мира, используя резкие контрасты. В стихотворении контрастно всё — звуки, цвета. Мир суеты нарисован словами пёстрая, мелькают, маски — здесь яркость и блеск смешиваются в одну безликую массу. Рисуя идеальный мир, поэт использует совершенно другую палитру — это лазурь, зелень трав, сиянье, розовая улыбка, жёлтые листья. Звуковой тон в этих мирах тоже различается. Праздник масок сопровождается шумом музыки, пляски, «диким шепотом: — всё это очень дисгармонично. Звуки идеального мира складываются в тихую мелодию — это тишина, шуршание листьев,
плач человека.