Классный час на тему: "Растения в легендах и преданиях". Легенды о растениях

«Растения в легендах и преданиях»

Любовь к растениям, в особенности к цветам, свойственна с давних времен всем народам. Многообразие форм, яркая окраска цветов поражала человеческую мысль, заставляла задуматься о происхождении растений. В далёкие времена люди не знали законов природы, многие явления им казались таинственными, необъяснимыми, и человеческая фантазия породила множество мифов о превращении людей и богов в растения.

К числу более древних легенд о происхождении цветов относятся римские и греческие. В стихотворной форме эти легенды были изложены выдающимся римским поэтом Публием Овидием Назоном (43 до н.э.-17 н.э.) в его знаменитых «Метаморфозах» (Превращениях).

Под впечатлением этой книги французский художник Никола Пуссен (1594-1665 г.г.) написал картину «Царство Флоры.» В центре картины Пуссен изобразил богиню цветов Флору. Одетая в лёгкий светло-зеленый хитон, улыбаясь, она движется в танце, осыпая землю цветами, рождающимися в её руках. На голове Флоры венок из цветов, и подобно венку, вокруг богини расположены фигуры юношей и девушек.

Нарцисс.

Прекрасный юноша Нарцисс склонился над серебряным кувшином с водой и любуется своим отражением. Легенда повествует о том, что этот юноша ни кого не любил, и боги его наказали: он влюбился в самого себя, от этой роковой страсти он погиб и превратился в цветок нарцисс. Посмотрите на этот белоснежный цветок, он всегда наклонен вниз, будто любуется своим отражением в воде.

Ландыш.

Об одном и том же растении разные народы слагали разные легенды. В греческой легенде рассказывается о том, как богиня охоты Диана,спасаясь от преследований фавнов, долго и быстро бежала.Всё её загорелое тело покрылось капельками пота, который ароматными жемчужинами падал вокруг и превращался в цветы ландыша.

В старинной славянской легенде говорится о том, что цветы ландыша возникли из слёз водяной царицы ревнивой и гордой Волховы, когда она узнала о горячей любви Садка к Любаве.

В немецкой сказке о Белоснежке рассказывается о том, что цветы ландыша – это рассыпавшееся ожерелье девушки, которая спасалась от преследований злой мачехи.

Очень красива и поучительна мордовская сказка о ландыше. В ней рассказывается о скромной и трудолюбивой девушке, которую звали Ландыш. Носила Ландыш волшебное ожерелье, подаренное ей дочерью лесного царя – Лесной Красой. Жертва зависти, Ландыш погибает, из рассыпавшихся бусинок её ожерелья вырастают белоснежные, благоухающие цветы ландыша.

О, первый ландыш! Из-под снега

Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

А.Фет

Не только легенды, сказания, стихи посвящались очаровательному цветку, в его честь устраивались праздники, гуляния. С 17 века накануне майского воскресения отмечают праздник ландышей французы. Ландыши считались символом любви. Если девушка приколет цветок, подаренный юношей, к причёске или платью, это означало, что она согласна за него выйти замуж, если бросит на землю – значит, его предложение не принято.

Сирень.

Цветет сирень в мае. Во время массового цветения сирени тихой вечерней порой кажется, что густой нежный неповторимый аромат заполнил всю землю.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось!

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая дрожь.

А появилась сирень однажды весной, когда богиня цветов Флора отправилась будить Солнце, чтобы скорее услышать пение птиц,полюбоваться яркой зеленью трав и деревьев и разукрасить землю цветами. Солнце вместе с богиней радуги Иридой спустилось на землю, и Флора принялась за работу. Она стала смешивать золотые лучи Солнца с разноцветными красками радуги и щедро разбрасывать их по земле. Земля покрылась яркими цветами – синими, красными, жёлтыми,голубыми.Вдруг заметила Флора, что остались у неё две краски: лиловая и белая, и этими красками она решила окрасить кусты. Получилось удивительно красиво! На элегантно склонившихся ветках сирени будто подвешаны маленькие розовые сердечки. Поэтому, наверное, об этом цветке сложено много легенд, но чаще всего это легенды о несчастной любви.

Древнегреческая легенда повествует: молодой Пан-бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву-сирень. Сиреневые сады есть во многих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью, хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.

Поутру на заре,

По росистой траве

Я пойду свежим утром дышать.

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать.

В жизни счастье одно

Мне найти суждено

И то счастье в сирени живет,

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье живёт.

М.Бекетова.

Роза.

Роза – символ божественной тайны.

О ней поют поэты всех веков.

Нет в мире ничего нежней и краше,

Чем этот свёрток алых лепестков,

Раскрывшихся благоуханной чашей.

Как он прекрасен, холоден и чист,-

Глубокий кубок, полный аромата.

Как дружен с ним простой и скромный лист

Темно-зелёный, по краям зубчатый.

За лепесток заходит лепесток,

И все они своей пурпурной тканью

Струят неиссякаемый поток

Душистого и свежего дыханья.

С.Маршак.

Древние греки и римляне создали множество легенд и сказаний об этом прекрасном цветке. Анакреон писал, что роза появилась из белоснежной морской пены, падавшей с тела Афродиты, богини любви и красоты, когда богиня с первыми лучами утренней зари выходила из моря.

Рассказывают, что египетская царица Клеопатра, когда принимала Марка Антония, приказала усыпать пол в зале пиршеств лепестками роз. По христианской мифологии роза – символ милосердия, душевной чистоты, любви к богу. Розе, особенно её аромату, приписывали целебные свойства.

Ромашка.

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвём на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Рождественский.

Ромашка – милый, обаятельный цветок. Он смотрит на нас, будто доверчивые детские глаза. По народному преданию, ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда.

Её обычно сопровождают эпитеты «скромная»,

«полевая», но трудно обойтись без неё, сплетая венок, собирая букет полевых цветов.Есть у ромашки и другие названия– нивяница, поповник, рамонок.

Колокольчики.

У колокольчиков есть много имён – балаболки, звонцы, бубны, неботочки, но во всех этих названиях звучит любовь к нему.

В самом облике этого цветка и в названии слышится нежная музыка.

Колокольчики мои, цветики степные,

Что глядите на меня, тёмно-голубые?

И о чём звените вы в день весёлый мая,

Средь некошеной травы, головой качая?

А. Толстой

Василёк.

Всё васильки, васильки,

Много мелькает их в поле,

Помнишь у самой реки

Их собирали для Оли.

Красивый, стройный парень Василек и русалка полюбили друг друга, но не сложилось у них счастье: Василёк не мог жить без земли, а русалка – без воды. Превратила русалка своего любимого в цветок, надеясь, что когда-нибудь дождевой поток принесёт его в реку, но он крепко держится корнями за родную землю.

Совсем иным поэтический образ цветка предстаёт во фронтовой лирике:

Синевой небесной, нестерпимой,

Полыхая, словно огоньки,

Как глаза детей, глаза любимых,

На бойцов глядели васильки.

Через миг, усталость пересилив,

Вновь пошла в атаку цепь стрелков.

Им казалось: то глядит Россия

Синими глазами васильков.

Б.Кежун

Гвоздика.

Легенды, возникшие много сотен лет назад и связанные с каким-то растением, сменяются другими, с новым содержанием, которое подсказывается самой жизнью. Так было и с гвоздикой.

В древнегреческой легенде рассказывается о том, что после неудачной охоты разгневанная богиня Диана повстречала мальчика пастушка, играющего на свирели. Она подумала, что это он своей игрой распугал всех зверей и птиц. В неистовстве она схватила мальчика и вырвала ему оба глаза. Когда окровавленные глаза покатились по траве, она поняла тяжесть своего наказания и глаза мальчика были превращены в цветы гвоздики.

В 19 веке красная гвоздика стала символом борьбы за свободу счастье всех людей. В дни Парижской Коммуны рабочие-коммунары умирали на баррикадах с гвоздикой в петлицах. Как рассказывают легенды того времени, цветы гвоздики вырастали везде, где только пролилась кровь коммунаров. В 1952 году греческие фашисты учинили кровавую расправу над патриотом Никосом Белояннисом. Славный сын греческого народа, борец за свободу умирал с гвоздикой в руке, она была его единственным другом, свидетелем при расстреле. Возникла новая легенда о гвоздике, она говорила о справедливой борьбе, взывала к возмездию.

И ходит легенда по свету,

И в песнях поётся о том,

Что кровь патриота к рассвету

Встаёт раскалённым цветком.

Напрасно жандармы срывают

И топчут багровый цветок

Он вновь на земле вырастает

Как только зардеет восток.

Люди не только сложили много красивых легенд и сказок о растениях, о цветах, но и своим трудом создали множество новых сортов растений, цветов поистине сказочных, таких, каких нет в природе, создали на основе знаний, вооружённые современной наукой. И счастлив тот человек, который умеет видеть красоту цветка, умеет радоваться ей, стремится создать её своими руками.

Анютины глазки

Древняя легенда рассказывает – жила когда-то на свете красавица Анюта. Она всей душой полюбила своего хладнокровного соблазнителя. Юноша разбил доверчивой девушке сердце, и иона умерла от горя и тоски. На могиле бедной Анюты выросли фиалки, окрашенные в тир цвета. Каждый из них олицетворял три чувства, которые она испытывала: надежду на взаимность, удивление от несправедливой обиды и печаль от неразделённой любви. Для древних греков тир цвета анютиных глазок были символами любовного треугольника. Согласно легенде Зевсу приглянулась дочь аргосского царя Ио. Однако супруга Зевса Гера превратила девушку в корову. Лишь после долгих скитаний Ио снова обрела человеческий облик. Чтобы порадовать свою возлюбленную, громовержец вырастил для неё трёхцветные фиалки. В римской мифологии эти цветы связаны с образом Венеры. Римляне верили, что в анютины глазки боги превратили мужчин, которые тайно подсматривали за купающейся богиней любви. С древних времён анютины глазки символизировали верность в любви. У многих народов ест обычаи, связанные с этими цветами. Например, польские девушки дарили возлюбленному анютины глазки, если тот надолго уезжал. Это символизировало сохранение верности и любви дарившей. Не случайно и во Франции трёхцветные фиалки называли «цветами на память». В Англии они были «сердечной усладой», их преподносили друг другу возлюбленные 14 февраля – в День святого Валентина.

Астра

Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название «астра» (лат. aster – «звезда»). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание. Это цветы общаются со звёздами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь. В Китае астры символизируют красоту, точность, элегантность, очарование и скромность.
Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей. Цветок астры является символом женщин, рождённых под астрологическим знаком Девы.

Бархатцы

Латинское название растение получило в честь сына Гения и внука Юпитера – Тагеса (Тагета). Этот персонаж древнегреческой мифологии прославился тем, что умел предсказывать будущее. Тагес был мальчиком, однако его интеллект был необычайно высок, и он обладал даром предвидения. Похожие мифы существовали и у этрусков. Тагес предстал людям в виде младенца, которого пахарь нашёл в борозде. Ребёнок рассказал людям о будущем мира, обучил гадать по внутренностям животных, а затем исчез также неожиданно, как и появился. Предсказания бога-младенца были записаны в пророческие книги этрусков и преданы потомкам. В Китае бархатцы являются символом долголетия, поэтому их называют «цветами десяти тысяч лет».
В индуизме этот цветок олицетворялся с богом Кришной. На языке цветов бархатцы означают верность.

Василёк

Латинское название этого растения связано с кентавром Хироном – древнегреческим мифологическим героем – полулошадью и получеловеком. Он обладал знаниями о целебных свойствах многих растений и с помощью василька смог вылечиться от раны, нанесённой ему отравленной стрелой Геркулеса. Это и послужило поводом назвать растение centaurea, что в дословном переводе означает «кентаврово».
Происхождение русского названия этого растения объясняет старинное народное поверье. Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюблённые не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

Дельфиниум

Древнегреческие легенды рассказывают, как под стенами Трои сражался Ахиллес – сын Пелея и морской богини Фетиды. Мать подарила ему великолепные доспехи, выкованные самим богом-кузнецом Гефестом. Единственным уязвимым местом Ахиллеса была пятка, за которую его в детстве держала Фетида, когда решила окунуть младенца в священные воды реки Стикс. Именно в пятку и был поражён Ахиллес стрелой, пущенной из лука Парисом. После смерти Ахиллеса его легендарные доспехи были присуждены Одиссею, а не Аяксу Теламониду, который считал себя вторым героем после Ахиллеса. В отчаянье Аякс бросился на меч. Капли крови героя упали на землю и превратились в цветы, которые мы теперь называем дельфиниумами. Считается также, что название растения связано с формой его цветков, напоминающий спину дельфина. Согласно другому древнегреческому мифу жестокие боги превратили в дельфина юношу, который изваял свою погибшую возлюбленную и оживил её. Каждый день подплывал он к берегу, чтобы встретиться со своей любимой, но никак не мог её найти. Однажды, стоя на скалистом берегу, девушка увидела дельфина. Она помахала ему рукой, и он подплыл к ней. В память о своей любви печальный дельфин выбросил к её ногам синий цветок дельфиниума. У древних греков дельфиниум символизировал печаль. По русскому поверью, дельфиниумы обладают лечебными свойствами, в том числе помогают сращению костей при переломах, поэтому до недавних пор в России эти растения называю живокостью. В наше время растение чаще именуют шпорником. В Германии народное название дельфиниума – рыцарские шпоры.

Ирис

Родовое название растений происходит от греческого слова iris – «радуга». Согласно древнегреческой мифологии богиня радуги ирис (Ирида), порхала на лёгких, прозрачных, радужных крыльях по небу и выполняла поручения богов. Люди могли её увидеть в каплях дождя или на радуге. В честь златокудрой ирис был назван цветок, оттенки которого были также великолепны и разнообразны, как и цвета радуги.
Мечевидные листья ириса символизируют у японцев смелость и мужество. Вероятно поэтому в японском языке «ирис» и «воинский дух» обозначены одним и тем же иероглифом. В Японии существует праздник, который называется «День мальчиков». Его отмечают 5 мая. В этот день в каждой японской семье, где есть сын, выставляют множество предметов с изображением ирисов. Из цветков ириса и померанца японцы готовят напиток, называемый «майским жемчугом». В Японии верят, что употребление этого напитка сможет вселить в души будущих мужчин отвагу. Кроме того, по японским поверьям «майский жемчуг» обладает лечебными свойствами, он способен излечить многие недуги.
В Древнем Египте ирисы считались символом красноречия, а на Востоке они символизировали печаль, поэтому белые ирисы высаживали на могилах.

Календула

Научное название календулы происходит от латинского слова calendae, обозначающего первый день каждого месяца. Можно предположить, что поводом для отождествления растения с началом нового цикла послужили его соцветия, которые во время цветения постоянно сменяют друг друга. Видовое название календулы – officinalis – связано с её лечебными свойствами (от лат. officina – «аптека»). Благодаря своеобразной форме плодов в народе календулу называют ноготками. В русском фольклоре сохранилось древнее сказание о происхождении этого названия. В нем повествуется о том, что водной бедной семье родился мальчик. Рос он больным и слабым, поэтому звали его не по имени, а просто Заморышем. Когда мальчик подрос, он познал секреты целебных растений и научился с помощью них лечить людей. Со всех окрестных деревень стали приходить к Заморышу больные. Однако нашёлся злой человек, который позавидовал славе лекаря и решил извести его. Как-то в праздничный день поднёс он Заморышу кубок вина с ядом. Тот выпил, а как почувствовал, что умирает, позвал людей и завещал закопать после смерти ноготок с его левой руки под окном отравителя. Выполнили его просьбу. Выросло на том месте лекарственное растение с золотыми цветками. В память о добром лекаре люди назвали этот цветок ноготками. Первые Христиане называли календулу «Золото Марии» и украшали ею статуи матери Спасителя. В древней Индии из календулы плели гирлянды и украшали ими статуи святых. Календулу называют иногда «невеста лета» из-за тенденции цветка поворачиваться за солнцем.

Ландыш

Родовое название ландыша переводится как «лилия долин» (от лат. ocnvallis – «долина» и греч. lierion – «лилия») и намекает на его место обитания. Видовое наименование указывает на то, что растение цветёт в мае. В Богемии (Чехословакия) ландыш зовут цавкой – «булкой», вероятно, потому что цветки растения напоминают круглые аппетитные булочки.
Согласно древнегреческому мифу богиню охоты Диану во время одной из её охотничьих прогулок захотели поймать фавны. Они её подстерегли, но богиня бросилась бежать. С её разгоряченного лица разлетались капельки пота. Они были необычайно ароматны. И там, куда они падали, вырастали ландыши.
В русских преданиях белые цветки ландыша называются слезами морской царевны Волхвы, которая полюбила прекрасного гусляра Садко. Однако сердце юноши принадлежало его невесте Любаве. Узнав об этом, гордая царевна решила не открывать своей любви. Только иногда по ночам при свете луны можно было видеть, как на берегу озера сидит красавица Волхва и плачет. Вместо слез, девушка роняла на землю крупные белые жемчужины, которые, коснувшись земли, прорастали очаровательными цветами – ландышами. С тех пор на Руси ландыш символизирует скрытую любовь. Если белоснежные и ароматные цветки ландыша олицетворялись с чем-то радостным и прекрасным, то его красные ягоды во многих культурах символизировали печаль по утраченному. Одно христианское сказание повествует о том, что красные плоды ландыша произошли из горючих слёз Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у тела распятого Христа.

Лилия

Древнегреческие мифы приписывали лилии божественное происхождение. Согласно одному из них, однажды богиня Гера кормила младенца Ареса. Капли брызнувшего молока упали на землю и превратились в белоснежные лилии. С тех пор эти цветы стали эмблемой богини Геры.
У древних египтян лилия наряду с лотосом была символом плодородия. Любовь к ней переняли и христиане, сделав символом Девы Марии. Прямой стебель лилии олицетворяет её ум; поникшие листья – скромность, нежный аромат – божественность, белый цвет – целомудрие. Согласно Святому Писанию, лилию держал архангел Гавриил, когда оповестил Марию о скором рождении Христа. О лилии сибирской красной, или саране в Древней Руси существовала легенда. Говорили, будто бы она выросла из сердца погибшего казака, принимавшего участие в завоевании Сибири под предводительством Ермака. В народе её также называли «царские кудри».

Лотос

С незапамятных времён в Древнем Египте, Индии и Китае лотос является особо почитаемым и священным растением. У древних египтян цветок лотоса символизировал воскрешение из мёртвых, а один из иероглифов изображался в виде лотоса и означал радость. В древнегреческой мифологии лотос был эмблемой богини красоты Афродиты. В Древней Греции были распространены рассказы о людях, питающихся лотосом, - «лотофагах», или «поедателях лотоса». По преданию, тот, кто отведает цветов лотоса, никогда не захочет с родиной этого растения. У многих народов лотос символизировал плодородие, здоровье, процветание, долголетие, чистоту, духовность, твёрдость и солнце. На Востоке это растение до сих пор считается символом совершенной красоты. В ассирийской и финикийской культурах лотос олицетворял смерть, но одновременное возрождение и будущую жизнь.
У китайцев лотос олицетворял прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение одновременно имеет бутоны, цветы и семена.

Пион

Согласно историческим источникам пион получил своё название в честь Пеонии – местности, откуда произошёл один из его видов. Однако существуют и другие версии. Согласно одной из них, название этого растения связано с именем персонажа древнегреческой мифологии – Пионом, который был талантливым учеником врача Эскулапа. Однажды Пион вылечил владыку загробного мира Плутона, раненного Геркулесом. Чудесное исцеление повелителя подземного царства возбудило в Эскулапе зависть, и он решил убить своего ученика. Однако Плутон, узнавший о злых намерениях Эскулапа, в благодарность за оказанную ему помощь, не дал Пиону умереть. Он превратил искусного врача в красивый лекарственный цветок, названный в честь него пионом. В Древней Греции этот цветок считался символом долголетия и целительства. Одарённых греческих врачей называли «пиониями», а лекарственные растения «травами пионий».
Другая античная легенда рассказывает, как однажды богиня Флора собралась в путешествие на Сатурн. На время своего длительного отсутствия она решила найти помощника. Богиня объявила о своём намерении растениям. Через несколько дней подданные Флоры собрались на лесной опушке, чтобы выбрать своего временного покровителя. Все деревья, кустарники, травы и мхи отдали свой голос в пользу очаровательной розы. Лишь один пион кричал, что он лучше всех. Тогда Флора подошла к дерзкому и глупому цветку и сказала: «В наказание за твою гордыню ни одна пчела не сядет на твой цветок, ни одна девушка не приколет его себе на грудь». Поэтому у древних римлян пион олицетворял напыщенность и чванство.

Роза

Царицу цветов – розу – люди воспевали с древнейших времён. Об этом великолепном цветке они сложили много легенд и мифов. В античной культуре роза была символом богини любви и красоты Афродиты. Согласно древнегреческой легенде Афродита появилась на свет, выйдя из моря у южного побережья Кипра. В этот момент совершенное тело богини покрывала белоснежная пена. Именно из неё и возникла первая роза с ослепительно-белыми лепестками. Боги, увидев красивый цветок, обрызгали его нектаром, который придал розе восхитительный аромат. Цветок розы оставался белым до тех пор, пока Афродита не узнала о том, что её возлюбленный Адонис смертельно ранен. Богиня стремглав побежала к любимому, не замечая ничего вокруг. Афродита не обратила внимания, как наступила на острые шипы роз. Капли её крови окропили белоснежные лепестки этих цветов, сделав их красными.
Существует древняя индусская легенда о том, как бог Вишну и бог Брама затеяли спор о том, какой цветок самый красивый. Вишну отдал предпочтение розе, а Брама, который никогда раньше не видел этого цветка, похвалил лотос. Когда же Брама увидел розу, он согласился с тем, что этот цветок прекрасней всех растений на земле.
Благодаря совершенной форме и чудному аромату для христиан роза с древних времён символизировала рай.

По материалам книги «Всё о растениях в легендах и мифах»
Рой Маккалистер

  • В книге «Великан на поляне» (с. 101 — 103) найди и прочитай легенды о растениях, которые в народе называют «кукушкины слёзки» и «одолень-трава». Почему появились эти названия?

КУКУШКИНЫ СЛЁЗКИ

На лесной полянке сидел маленький Саша. Он рассматривал травинки, наблюдал за крошечными букашками, которых так много здесь и все такие разные.
Раздвинув стебли трав, Саша приятно удивился. Перед ним возникло растение, которого он никогда раньше не видел. Внизу у него были сочные зелёные листья, а наверху - много ярких розовых цветков.
Саша замер, рассматривая замечательную находку. Порадовавшись красавцу цветку, он не сорвал его, пожалел. И очень хорошо поступил. Ведь ему посчастливилось встретить редкое растение - ятрышник. В природе живут разные виды ятрышников. Все они очень красивы. Обитают ятрышники в лесах, зарослях кустарников, на лугах, по окраинам болот. Сильно страдают они от людей, которые рвут их, не жалея. Большой вред им приносит и скашивание травы.
Если тебе встретится ятрышник, не срывай его, пожалей красивый цветок, как пожалел его маленький Саша. Лучше рассмотри повнимательнее его длинные листья. Возможно, ты увидишь на них кое-что интересное - множество тёмных пятнышек. Они есть у некоторых видов ятрышников. Эти пятнышки люди заметили ещё в давние-давние времена. И тогда появилось поверье, что это не просто пятнышки, а следы от кукушкиных слёз. Кукушка, мол, не просто грустно кукует, она ещё и плачет, роняя горькие слёзы в траву. От её слёз будто бы и появляются пятнышки на листьях ятрышника. Из-за этого поверья ятрышник получил в народе ещё одно название - «кукушкины слёзки».
Впрочем, не только из-за этого. В народе верили, что и сам цветок появился на свет из кукушкиных слёз. Вот что рассказывает старинная легенда. У одной бедной женщины было трое сыновей, но таких ленивых и беззаботных, что она не захотела с ними жить, обратилась в птицу-кукушку и улетела в лес. Опомнились дети, побежали за матерью, зовут её назад. Но она не слушает, не хочет возвращаться. Так и не вернулась. А потом, когда обида прошла, стала горевать, жалеть покинутых детей и горько плакать. И там, где падали её слёзы, вырастали цветы - кукушкины слёзки.
Грустная история. Но сам ятрышник вряд ли о ней знает. И стоит себе, радостно глядя на мир яркими глазами- цветками. Давайте и мы порадуемся встрече с ним, одним из самых замечательных украшений нашей природы.

КАК ОДОЛЕЛИ «ОДОЛЕНЬ-ТРАВУ»

Наши предки-славяне называли кувшинку одолень-травой. Они верили, что это растение помогает одолевать беды, болезни и даже нечистую силу. Отправляясь в дальний путь, человек прятал у себя на груди кусочек корневища кувшинки. «Одолень-трава! - просил путешественник, - одолей ты злых людей… Одолей мне горы высокие, долы низкие, озёра синие, берега крутые, леса тёмные, пеньки и колоды…»
А теперь перенесёмся из далёкого прошлого в наше время.
По реке плывёт лодка. В ней отдыхают взрослые. Хорошо им. Ведь как это интересно и приятно - путешествовать на лодке. Но вот люди, плывущие в лодке, замечают недалеко от берега крупные белые цветки. Кувшинка! Цветков всего несколько, а как они украшают реку.
Подплыв к цветам, отдыхающие с весёлым смехом срывают их и направляются дальше.
И сразу как-то скучно становится в этом месте реки, пусто, неуютно без этих дивных цветков.
Печальна их судьба, так как вскоре, оставшись без воды, оторванные от материнского растения, они завянут и погибнут. А люди даже не подумают о том, что сделали что- то не очень хорошее, не совсем то, что можно и нужно. Не надо было срывать кувшинки. Вполне можно было бы просто полюбоваться ими и плыть дальше…
Кувшинка - растение замечательное! Она живёт в реках и речках с медленным течением. На дне спрятано корневище кувшинки, а крупные листья, словно отдыхая, лежат на воде.
Самое чудесное у кувшинки - цветок! Он большой, и в нём множество чистых, белоснежных лепестков.
Мало того, что цветки крупные и красивые, они ещё и ведут себя необыкновенно. В первой половине дня раскрываются, а к вечеру, между 16 и 19 часами, закрываются и погружаются в воду. В дождливую погоду цветки обычно вообще из воды не показываются.
Когда цветение заканчивается, цветок снова погружается в воду, где на его месте созревает удивительный плод. Он напоминает кувшин с очень коротким горлышком. Именно из-за него кувшинка получила своё необычное название.
Растение это уже стало редкостью. Можно прожить долгую жизнь, но так никогда и не увидеть белоснежную красавицу. А ведь за свою красоту кувшинка получила от народа высочайший титул - «царица вод». Ещё её называют водяной лилией, хотя, если разобраться, цветки кувшинки совсем не похожи на цветки настоящих лилий. Их объединяет только одно - необыкновенная, волшебная красота.
Может быть, и вправду кувшинка помогала нашим предкам одолевать разные беды. Но сейчас по вине людей она сама попала в беду. И теперь мы должны помочь исчезающему цветку.

  • Придумай сказочную историю о дикорастущем или культурном растении, которое тебе нравится.

Легенда о винограде

Однажды ветер занёс в сад одного старика семечко дикого винограда. Прошло несколько недель и старик заметил в своём саду незнакомый росток. Он принёс воды, полил его и через некоторое время росток разросся и его новые молодые побеги стали стелиться по земле. Старик принёс ветки сухого дерева и сплёл ограду вокруг винограда. Растение окрепло, стало тянуться к солнцу и ему захотелось вырваться на свободу. Тогда Виноград обратился к Ветру: «Смог бы ты, друг Ветер, сломать мою ограду и выпустить меня на свободу?» Ветер гулял повсюду и видел много растений, которые растут без ограды, сами по себе, и решил исполнить просьбу Винограда. Он подул с такой силой, что сломал ограду и выпустил Виноград на свободу. Побеги вновь упали на землю, почувствовав свободу. Но надалеко от дома старика паслись коровы, они увидали зелёные побеги винограда и пришли попробовать молодое растение. В это время старик возвращался с поля и увидел, что нет его ограды, и что коровы хозяйничают на его участке. Он побежал и стал отгонять коров, которые вытоптали уже почти весь виноград. Старик принёс новые сухие ветки и смастерил новую ограду, прочнее прежней и подвязал оставшиеся ветки винограда к ограде. На следующее утро налетел ветер, стал трепать листья Винограда, но Виноград попросил его утихнуть, чтобы тот не сломал ограду. Ветер удивился и напомнил ему, что тот совсем недавно молил о свободе. Виноград ответил, что, когда о тебе есть кому позаботиться, это ценнее всякой свободы.

Ответы на вопросы с. 71

1. Объясни, какие растения называют дикорастущими, а какие — культурными.

Растения, которые растут в природе сами по себе, называются дикорастущими. Растения, которые выращивают люди, называются культурными.

2. Расскажи, для чего люди выращивают культурные растения.

Люди выращивают культурные растения для своего питания (томат, картофель), для изготовления тканей (лён, хлопок), для животных (овёс), для красоты (розы, хризантемы).

3. Как с помощью схем можно показать разнообразие культурных растений?

↓ ↓ ↓

↓ ↓ ↓ ↓ ↓

Цветы это прекрасно. Меня давно интересовали легенды и мифы о цветах. Вот Нашла несколько из них. Мне кажется это очень интересно.

Жасмин

Существует очень красивая легенда о жасмине... Согласно ей, когда-то все цветы были белыми, но однажды появился художник с набором ярких красок и предложил окрасить их в разные цвета, какие им захочется. Жасмин был ближе всех к художнику; он хотел быть золотистого цвета, цвета его любимого солнца. Но художнику не понравилось, что жасмин был первее розы, королевы цветов, и в наказание он оставил его ждать до самого конца, взявшись за раскрашивание всех остальных цветов. В результате облюбованная Жасмином желто-золотая краска почти вся досталась одуванчикам. Жасмин не стал снова просить художника раскрасить его в желтый цвет, а в ответ на требование поклониться ответил следующее: "Я предпочитаю сломаться, но не согнуться". Так он и остался белым хрупким жасмином.

Мак

Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

Подснежник

Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел снег, и Ева замерзла. Тогда несколько снежинок, желая утешить ее, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у нее появилась надежда на лучшие времена. Отсюда и символ подснежника – надежда.

А русская легенда утверждает, что однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

Роза

Греки сложили свою удивительную легенду о происхождении розы: однажды после успокоившегося от шторма моря к берегам Кипра прибило морскую пену, из которой возникла прекрасная богиня любви Афродита. Разгневанная Земля решила сотворить нечто подобное и появился цветок розы, красота которого бросает вызов даже красоте богини. Еще один греческий эпос утверждает, что цветок розы изначально был белым, и появился на земле в результате упавших с Олимпа капель нектара. А когда Афродита любовалась, очарованная прелестью цветка, и протянула руку, чтобы сорвать его - то проколола острыми шипами пальцы и испачкала розу в кровь. С тех пор появились красные розы. Другая древнегреческая легенда повествует о происхождении красной розы из белой по вине бога любви Эроса. Во время исполнения танца на празднике в честь любви, Эрос ненароком опрокинул амфору с нектаром. В тот же миг цветущие вокруг белые розы стали алыми и пропитались необыкновенным ароматом божественного напитка.

Наиболее трогательной является легенда древних римлян, по которой богиня охоты Диана приревновала Амура к юной и красивой нимфе по имени Розас. Воинственная Диана однажды подстерегла нимфу в одиночестве, схватила и забросила в дикие заросли колючих кустов шиповника. Израненная в кровь острыми шипами, нимфа Розас так и не смогла выбраться, и потеряв кровь, осталась навсегда пленницей колючих зарослей. Узнав о страшной участи любимой, Амур примчал на место преступления. Но понимая, что опоздал, он разрыдался от всего сердца об утраченной любви. Безутешные слезы влюбленного юноши сотворили чудо: колючие кусты покрылись благоухающими и прекрасными, как его Розас, цветами роз.

Нарцисс

Древнегреческий миф рассказывает историю, о прекрасном юноше по имени Нарцисс. Нарцисс был сыном беотийского речного бога КефиссаНарцисс, юноша, мужчина, скульптура юноши и нимфы Лириопы. Родители юноши обратились к оракулу Тиресею, их интересовало его будущее. Прорицатель сказал, что Нарцисс проживет до старости, если не увидит своего лица (или своего отражения). Нарцисс вырос юношей необычайной красоты, и его любви добивались многие женщины, но он был безразличен ко всем. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, самовлюбленный красавец отверг ее чувства. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью прокляла юношу: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит". А отвергнутые Нарциссом женщины потребовали у Богини правосудия Немесиды наказать его.

Когда утомлённый зноем Нарцисс наклонился попить из ручья, он в его струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс такой красоты и потому потерял покой. Каждое утро влюблённый в своё отражение юноша приходил к ручью. Нарцисс не ел, не спал, он был не в силах отойти от ручья. Так день за днём юноша таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели, последний раз, вырос белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии стали украшать свои головы венками из нарциссов.

Согласно другой легенде, у Нарцисса была сестра-близнец, и после ее неожиданной смерти он увидел ее черты в собственном отражении.

Анютины глазки

По легенде о фиалке (об анютиных глазках): в трехцветных лепестках анютиных глазок отразились три периода жизни девушки Анюты с добрым сердцем и доверчивыми глазами. Жила она в деревне, каждому слову верила, любому поступку находила оправдание. Повстречала на свою беду коварного обольстителя и всем сердцем полюбила его. А юноша испугался ее любви и поспешил в дорогу, уверяя, что скоро вернется. Долго смотрела Анюта на дорогу, тихо угасая от тоски. А когда погибла, на месте ее погребения появились цветы, в трехцветных лепестках которых отразилась надежда, удивление и печаль. Это русское предание о цветке.

Пион

И у китайцев есть множество красивых сказок и легенд о пионе. Вот одна сказка про преданного пионам садовода, который вывел совершенно невероятный сорт. Естественно, и тут нашелся человек, который захотел все это испортить, и что особенно неудачно - он оказался принцем. Так что садовод со слезами наблюдал, как подлый негодяй топчет и ломает цветы, но потом все же не выдержал и отколотил принца палкой. Тут кстати подвернулась пионовая фея, которая волшебством восстановила все поломанное и добавила еще много того, чего не было. Естественно, принц распорядился казнить садовода, а сад уничтожить, но тут все пионы превратились в девушек, взмахнули рукавами - их было так много, что неуравновешенного пиононенавистника унесло ветром, от чего он и разбился насмерть. Восхищенная публика освободила садовода, и он еще долго жил и продолжал свое пионовое дело.

Хризантема

Легенда же гласит, что в седую старину, когда Китаем правил жестокий император, прошел слух, что на неком острове растет хризантема, из сока которой можно приготовить жизненный эликсир. Но сорвать цветок должен лишь человек с чистым сердцем, иначе растение потеряет чудодейственную силу. На остров отправили 300 юношей и девушек. Только неизвестно, нашли ли они то растение или нет. Никто не вернулся, микадо умер, а молодежь основала на том острове новое государство - Японию.

Ландыш

Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окруженная венцом из серебристых ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость. Когда ландыш отцветает, вырастает маленькая круглая ягодка - горючие, огненные слезы, которыми ландыш оплакивает весну, кругосветную путешественницу, рассыпающую всем свои ласки и нигде не останавливающуюся. Влюбленный ландыш также безмолвно перенес свое горе, как нес и радость любви. В связи с этим языческим преданием, возможно, возникло христианское сказание о происхождении ландыша из горючих слез Пресвятой Богородицы у креста ее распятого сына.

Древние римляне считали, что ландыш - это капельки душистого пота богини охоты Дианы, падавшие на траву, когда она убегала от влюбленного в нее Фавна. В Англии рассказывали, что ландыши растут в лесу на тех местах, где сказочный богатырь Леонард победил страшного дракона. В других легендах говорится, что ландыши выросли из бусинок рассыпавшегося ожерелья Белоснежки. Они служат фонариками для гномов. В них живут маленькие лесные человечки - эльфы. В ландышах прячутся на ночь солнечные зайчики. Из другой легенды узнаем о том, что ландыши - это счастливый смех Мавки, жемчужинами рассыпавшийся по лесу, когда она впервые ощутила радость любви.

Кельты полагали, что это - ни больше, ни меньше, как сокровища эльфов. По их легенде, молодые охотники, устроив засаду на диких зверей в лесной чаще, увидели эльфа, летевшего с тяжелой ношей в руках, и выследили его путь. Оказалось, что он нес жемчужину на гору перлов, высившуюся под старым раскидистым деревом. Не устояв перед искушением, один из охотников решил взять себе крохотный перламутровый шарик, но при прикосновении к нему гора сокровищ рассыпалась. Люди кинулись собирать жемчужины, забыв о предосторожности, и на шум их возни прилетел эльфийский король, обративший весь жемчуг в душистые белые цветы. И с тех пор эльфы мстят алчным людям за потерю своего клада, а ландыши любят настолько, что каждый раз натирают их салфетками, сотканными из лунного света...

Бальзамин (лат. Impatiens) – вид однолетних или многолетних травянистых, растений семейства Бальзаминовых (Balsaminaceae).Вечноцвет».

Подобное происхождение имени вполне объяснимо. Бальзамин получил его благодаря своей потрясающей возможности цвести практически без перерыва круглый год. {14}

Но подобной радости удостаивается отнюдь не каждый владелец растения. Лишь те, кто всем сердцем полюбит его, могут рассчитывать на красоту вблизи себя.

Бальзамин в мире имеет множество названий, с которыми связаны как легенды, так и простые наблюдения. Например, есть легенда, которая обьясняет, почему бальзамин называют «Огонек». «Случилось это давным-давно. Проводила девушка своего жениха на битву с врагами. Обещал парень вернуться и попросил девушку засветить в окошке красный огонёк, чтобы звал и манил он домой усталого воина. Но не помог ему огонёк в девичьем окошке - не вернулся воин домой, пал в кровавой битве. Не хотела верить в это девушка, всё ждала своего любимого, а в её окошке всё горел красный огонёк. Прошло время, девушка состарилась и умерла, а огонёк превратился в красивое растение со светящимися цветочками, которые будто зовут и манят кого-то домой…» {4}

«Недотрога». Такое название связано с тем, что коробочка бальзамина с созревшими семенами при малейшем прикосновении резко раскрывается и выстреливает семена. Растение как бы предупреждает, что не стоит лишний раз трогать нежный стебель и созревшую коробочку.

«Ванька Встанька». Такое название бальзамин получил за способность стебля поворачиваться кверху, какое бы положение не занимал цветочный горшок.

«Ванька мокрый». Русское название, возможно, произошло по одной из дух причин. К самой простой следует отнести выступающие на прожилках или краешках листьев капельки жидкости. Вторая же появилась из легенды. В ней говорилось о прогулке двух влюбленных. Парень настолько спешил нарвать букет любимой на берегу речки, что сорвался в воду. Несмотря на весьма жалкий вид ухажера, девушка бережно приняла уцелевшие цветочки из его рук. Но вскоре не удержала все в тайне, разболтав подружкам о явлении «Ваньки мокрого». С тех пор красивые цветочки служили напоминанием того, что природа обязательно укажет на место человеку, который излишне спешит.{15}

«Прекрасная венка». Так говорят о бальзамине в Австрии. Для местных жителей растение очень сильно напоминает красивую девушку. Русские же отлично знают, как на самом деле должны выглядеть красавица,поэтому подобное название вызывает лишь усмешку по поводу вкусов австрийцев.

В Англии бальзамин называют «болтушкой Люси», «хлопотуньей Лиззи» (Busy Lizzie), в Германии – «усердная Лиза». Это имя возможно растение бальзамин получил из-за постоянного цветения без устали.

Существует еще одна красивая легенда об этом цветке, которая перекликается по смыслу с той, которая была описана выше. Провожала девица Лада жениха на сечу. Уходил он с княжеской дружиной далеко, в степи дикие, половецкие. Горели костры, гремел звон набатный, а Лада никак не могла от суженого оторваться: будто сердце её беду чуяло.

– Я вернусь к тебе, зорька моя ясная, – говорил жених, – на самом краю света отыщу тебя. А чтоб легче искать мне было, засвети огонёк в своём оконце, он мне дорогу укажет.

Ушёл в поход храбрый русич и домой не воротился. Сложил буйну голову у Каялы-реки, на краю степи половецкой. А Лада всё ждала его, и светился огонёк в её окошке. Год ждала, и другой, и третий. Так и прошла вся жизнь в тоске и печали по суженому. Думала: вот-вот постучит в дверь, огонёк завидев. Состарилась Лада, умерла, а огонёк заветный так и остался светить – он в красивый цветок превратился.{16}

Базили́ к (лат. Ócimum) - род однолетних и многолетних трав и кустарников семейства Яснотковые (Lamiaceae).

Представители рода - уроженцы тропических и тёплых умеренных областей Старого Света.

Видовое название базилика происходит от древнегреческого слова «basilikohn», которое переводится как «королевский», намекая на отношение древних греков к этому растению как к благородной пряности. Древние римляне называли базилик «королем пряных трав».{9}

Во многих христианских странах существует обычай в пасхальную неделю украшать базиликом кресты, находящиеся в доме. Появление этой традиции объясняет древнегреческая легенда о том, что на могиле Христа вырос базилик, который указал его ученикам на место погребения Учителя.

Однако на острове Крит существует другая легенда, объясняющая этот обычай. В ней говорится о том, что запах базилика, указал святой Елене путь к кресту, на котором был распят Христос. Теперь на этом месте расположен один из самых древних и знаменитых христианских православных монастырей — Ставровуни . Индусы считают, что если в гроб с усопшим положить лист базилика, то он поможет ему попасть в рай.

В христианской религии с базиликом связан необычный способ испытания веры. В праздник Воздвижения Креста прихожанам в церкви раздают по веточке базилика, которую они приносят домой, и ставят в воду. У прилежных прихожан базилик стоит долго, даже новые листики прорастают, а у тех, кто много грешил, растение завянет. {10}

Народные названия базилика – пахучка, душк, душистый василек. Здесь у некоторых авторов происходит путаница. Однако, если обратиться к словарю Даля, то все становится на свои места:» Василек в Малороссии волошка, а василек или душистые васильки, зовут там растение из семейства мят, Ocimum Basilicum, базилик, душки».

По преданиям и легендам базилик-символ любви, бессмертия, семейного благополучия. На Украине его вместе с другими растениями вплетают как оберег в свадебный венок. По народным поверьям он обладает способностью усиливать любовь, привораживать и потому девушки кладут его за пазуху, зашивают в подол платья, добавляют в пищу своему избраннику. {11}

Между прочим, в старину на Руси и в Украине в крестьянских домах, кроме традиционной герани, выращивали и базилик в горшках на окнах из-за его красивого вида и приятного запаха. В разных странах с базиликом связано много поверий. В Древнем Египте базилик использовали при мумифицировании, венки из базилика найдены в пирамидах. В древних трактатах описаны лечебные свойства базилика. Издавна известно: базилик обладает дезинфицирующим свойством, его эфирное масло обладает бактерицидным действием. Базилик оказывает благоприятное действие на желудочно-кишечный тракт, на систему кровообращения, на центральную нервную систему. Отвар листьев базилика применяют при простудных заболеваниях верхних дыхательных путей, при лечении мочевыводящих путей. Помогает базилик при стоматите и аллергическом дерматите, при плохом аппетите.{12}

В античности базилик считался священным растением, применялся в ритуальных обрядах и имел божественную силу. В сегоднешней Греции, базилик охотно выращивают как декоративное растение и используют в религиозных ритуалах как символ изобилия. Древние римляне считали базилик символом плодородия, любви и семейного благополучия.

Существует легенда, что базилик получил свое название от ужасающего василиска, полуящерицы, полудракона, мифического существа со смертельным взглядом, согласно греческой мифологии. Базилик считался противоядием от взгляда, дыхания или даже укуса василиска. Хотя эти сведения перешли в область преданий, позднее, в средневековье, базиликвсе еще считался лекарственным средством от ядовитых укусов.{4}

А вот в Индии базилик до сих пор признается самым священным после Лотоса растением. Это чистая Саттва. Базилик раскрывает ум и сердце, наделяет энергией любви и божественной преданности. Силу этого растения связывают с богом Вишну. Оно усиливает веру, сострадание и ясность ума. Из его стеблей делают четки, а употребленный внутрь он дает божественную защиту, очищает ауру и укрепляет иммунную систему. По легенде, базилик содержит семя Шивы, которое наделяет силой чистого сознания. Живой базилик в виде комнатного растения рекомендуют, иметь в каждом доме для очищения жизненного пространства.

В Индии существует легенда, что Прекрасная Тулси когда-то была возлюбленной Вишну…

В разных странах с базиликом связано много поверий. В Индии верили, что листик базилика предоставляет для умершего «паспорт» в рай. Индусы считают, что если в гроб с усопшим положить лист базилика, то он поможет ему попасть в рай. Также в Индии базилик считается растением-воплощением богини Туласи — богини верности. По легенде когда-то жила на свете женщина по имени Вринда. Была она замужем за мужчиной, который принадлежал к низшей касте, звали его Джаландхар. Вринда настолько сильно любила своего мужа, что ее любовь сделала ее мужа сильным и непобедимым воином.

Однажды бог Вишну заметил Вринду. Красивая, целомудренная женщина, она сразу понравилась богу. Тогда решил он обманным путем соблазнить ее. Так, приняв облик ее мужа, он овладел ею во сне. Но после этого муж ее, Джаландхар, потерял свою силу и был убит в бою. По индийским обычаям Вринда вместе с телом своего мужа была сожжена живьем на погребальном костре. Сожалея о содеянном, Вишну превратил погибшую женщину в богиню Туласи, имя ее значит «несравненная». Земным ее воплощением стало растение тульси – один из видов базилика. Поэтому тульси считается в Индии священным растением. И, срывая его листья, необходимо совершить особый ритуал.{13}

Распространение базилика в Европе связано с христианскими легендами, превращая тем самым базилик в священное христианское растение. Согласно одной из них, Елену, мать первого христианского императора Константина, божественное откровение привело к зарослям базилика, среди которых она обрела остатки креста Христова.{10}

А в средневековой Италии базилик стал символом любви. Итальянские девушки прикрепляли веточку базилика к платью, чтобы показать целомудрие. В позднем средневековье отношение к базилику изменилось на противоположное. В 16 веке знаменитые ботаники не рекомендовали базилик для внутреннего употребления – считалось, что его запах привлекает мух и червей, а помещенный под камень базилик превращается в скорпиона. Эта легенда без сомненья отражает остатки древнегреческих мифов. К 17 веку базилик, как и многие местные пряные травы, получил переоценку и в период расцвета садов и парков стал использоваться в букетиках цветов, которые нюхали для освежения.

Монасты́рь Ставрову́ни - православный монастырь на острове Кипр. Основан в 327 году императрицей Еленой. Считается, что монастырь был заложен императрицей Еленой, которая во время бури приказала остановиться на острове Кипр.

так в Индии называют и базилик

Асфодель (лат. Asphodelus) - типовой род растений подсемейства Асфоделовые (Asphodelaceae), включаемого в семейство Ксанторреевые (Xanthorrhoeaceae).

С древности асфодель считался символом смерти, траура, скорби и загробной жизни. Согласно античным представлениям он служил пищей, умершим в царстве Аида и был посвящен владычице подземного царства Персефоне. Согласно мифам она была дочерью богини плодородия Деметры. Заполучить Персефону в жены Аиду помогла богиня земли Гея. Она вырастила в долине, где любила гулять Персефона, волшебный цветок. Как только девушка сорвала его, перед ней разверзлась земля, и оттуда вылетела колесница, запряженная черными конями мрака. Правящий ею Аид схватил Персефону и скрылся под землей. Понимая, что силой он не вырвет у нее согласие стать его женой, Аид заставил ее выпить глоток воды из подземной реки Леты, которая давала забвение о всех земных радостях и горестях.

Скорбь Деметры вызвала на земле неурожаи и голод. Тогда Зевс послал к Аиду Гермеса с приказом освободить Персефону. Аид не ослушался громовержца. Он разбудил Персефону, но перед тем как расстаться дал ей зернышко граната — символ плодородия и брака. Не сказал Персефоне Аид, что, вкусив этих волшебных зерен она никогда не забудет о царстве смерти. «На асфодельных лугах блуждают тени умерших», — говорили древние греки. Они верили и в то, что асфоделъ способен изгонять из жилищ злых духов.{17}

Как и сказано раннее, клубни асфоделя служили пищей умершим в подземном царстве, но при необходимости их ели и живые: считалось, что они спасают при отравлениях. Бледные веточки цветов с латинским названием «hastula regia» служили для украшения изображений богов. В средиземноморских странах асфодил по старой традиции еще и сегодня является символом траура, а согласно античным представлениям, он мог изгонять злых духов, его связывали с планетой Сатурн.

Семейство однодольных цветковых растений, включённое в порядок Спаржецветные (Asparagales).

А́стра (лат. Aster) - род травянистых растений семейства Астровые, или Сложноцветные (Asteraceae), включающий более 230 видов, широко распространенных в культуре как декоративные растения с красивыми цветами.

Астра очень древнее растение. Так при вскрытии царской гробницы 2000 летней давности около Симферополя увидели изображение астры.Древние греки считали астру амулетом. {69}

Тонкие лепестки астры немного напоминают лучи далёких звёзд, поэтому красивый цветок и получил название «астра» (лат. aster – «звезда»). Древнее поверье гласит – если в полночь выйти в сад и встать среди астр, то можно услышать тихое перешептывание.

Это цветы общаются со звёздами. Уже в Древней Греции люди были знакомы с созвездием Девы, которое ассоциировалось с богиней любви Афродитой. Согласно древнегреческому мифу астра возникла из космической пыли, когда Дева смотрела с неба и плакала. Для древних греков астра символизировала любовь.{9}

Китайская легенда появления астры также напрямую связана со звездным происхождением цветков. Однажды два монаха отправились в далекий путь, чтобы увидеть вблизи звезды. Они бродили по дремучим лесам, карабкались по горным высотам, пробирались через ледники и наконец достигли гору Алтай. На самой вершине монахи поняли, что звезды все также далеки от них, как и в самом начале пути. Разочарованные они отправились в обратный путь. Долго спускались они по горам без воды и пищи и внезапно увидели перед собой восхитительный луг. На лугу тек ручей с прозрачной и чистой водой, и повсюду виднелись прекрасные цветы. Премудрый монах сказал своему спутнику:

– Мы столько путешествовали, чтобы постичь красоту и загадку звезд на небе, а достигли ее на земле.

Монахи взяли несколько цветков в монастырь для разведения, назвав их астрами.

Индейцы из племени онеида рассказывают такое предание об этом цветке. Молодой охотник полюбил девушку, но та оставалась к нему равнодушна.

– Если я собью с неба звезду, ты станешь моей? – спросил он у гордой красавицы.

Никто еще из племени не мог осчастливить невесту таким подарком, и девушка, подумав, что охотник просто хвастун, согласилась. Когда узнали об этом индейцы из соседних вигвамов, они стали смеяться над юношей. Но охотник стоял на своем.

– Приходите вечером на большой луг, – сказал он.

Когда вечером на небе вспыхнули яркие звезды, все мужчины из племени онеида собрались посмотреть, сумеет ли молодой охотник выполнить свое обещание. Юноша поднял лук, натянул тетиву и послал стрелу ввысь. А еще через мгновение высоко в небе разлетелась на мелкие искры серебристая звезда – ее поразила меткая стрела охотника.

Только обошло стороной юношу желанное счастье. Рассердился бог на простого смертного, который осмелился сбивать с неба звезды. Ведь если и другие влюбленные последуют его примеру, то на небе совсем не останется звезд, да и луна вряд ли уцелеет. Наслал он на землю страшную бурю. Три дня и три ночи свирепствовал жестокий ураган. Все на земле окуталось густым мраком. Море вышло из берегов, а там, где прежде был океан, образовалась суша. Когда буря утихла, никто не мог найти смельчака, сбившего с неба звезду. Превратился он в маленький цветок, которому индейцы дали имя «падающая звезда».{70}

Для венгров этот цветок ассоциируется с осенью, поэтому в Венгрии астру называют «осенней розой». В древние времена люди верили, что если в костер бросить несколько листьев астры, то дым от этого костра способен изгнать змей.

Астра – символ грусти. Этот цветок считался подарком человеку от богов, его оберег, амулет, частица его далекой звезды. Поэтому символизируемая им грусть – это грусть по утраченному раю.

В начале XVII века одному французскому ботанику прислали из Китая семена неизвестного растения. Семена посеяли в Парижском ботаническом саду, и растение расцвело красным лучистым цветком с желтой серединкой. Оно походило на большую маргаритку. Французам очень понравился этот цветок, и они назвали его «королевой маргариток». Ботаники и садовники стали выводить всё новые и новые сорта «королевы маргариток» всевозможных окрасок. И спустя два года расцвел невиданный махровый цветок.

Астильба (лат . Astilbe) - род многолетних растений семейства Камнеломковые (Saxifragaceae), объединяет 18 видов.

Некоторые виды известны как «ложная спирея» или «ложный козлобородник».Название этого декоративного растения произошло от греческого слова «блестящий» («а» – «очень» и «stilbe» – «блеск»). {66}

В эпоху романтизма считалось, что веточка астильбы – это тонкий намек на зарождающееся чувство любви. Существует легенда о том, что на самом краю земли, в маленькой деревне, затерянной в лесах, жил юноша по имени Пюш-Пак. Много лет его семья занималась заготовкой целебных растений, в том числе корня женьшеня. Постепенно их запасы в окрестных лесах оскудели. Задумал Пюш-Пак разведать новые места, а перед уходом зашел попрощаться к своей невесте Ю-Ли. Узнав, что он уходит в дальние леса, девушка вынесла из дома мешочек с мелкими семенами и попросила, чтобы в пути Пюш-Пак время от времени бросал семена на землю. Удивился юноша, но обещал так и сделать. Долго бродил он по лесам, а когда пришло время возвращаться домой, обнаружил, что заблудился. Пюш-Пак повернул назад и вдруг увидел незнакомое растение с белыми метелками цветков, которое светлым пятном выделялось в темноте леса. Юноша подошел к нему и невдалеке увидел другой такой же цветок, а подальше — еще один. Так, переходя от одного растения к другому, Пюш-Пак нашел дорогу домой, и помогла ему в этом астильба, выросшая из семян Ю-Ли.{67}

Распространенная в заболоченных местностях Дальнего Востока, Китая, Японии и Кореи астильба долго оставалась неизвестной для широкой публики. История становления культурного рода астильб началась, когда шотландский естествоиспытатель лорд Гамильтон, путешествуя по миру в 1825 году в поисках новых сортов растений, посетил Китай.

Надо сказать, что дикорастущий цветок слабо впечатлил ученого. Недаром Гамильтон дал растению латинское название астильба, что в переводе означает «без блеска». Тем не менее, Гамильтон захватил с собой образцы неприметного цветка. Так астильба попала в Европу, где ее начали выращивать в качестве декоративного растения на срезку. И долгое время астильба имела статус цветка, не предназначенного для посадки в саду.{68}

Первым человеком, который смог по достоинству оценить оригинальное многолетнее растение астильбу, стал французский ботаник Виктор Лемуан, знаменитый селекционер декоративных растений. Именно Виктор в начале ХХ века обратил внимание ученых на этот цветок и добился первых успехов в разведении садовых сортов астильбы.

Эстафету перехватил немецкий ученый Георг Арендс, посвятивший селекции астильбы всю свою жизнь. Под руководством Арендса было выведено 84 культурных разновидности растения. Так последователь Лемуана стал, своего рода, создателем астильбы.

Вот только все усилия талантливого ученого едва не пропали втуне. После его смерти в середине ХХ века астильбу фактически вычеркнули из списка популярных садовых цветов. И если бы не исследования, развернувшиеся в Латвии и Голландии в 60-х годах, уникальное в своем роде растение вполне могло затеряться среди тысяч других безызвестных цветов. Так и получилось, что, несмотря на почти столетнюю историю своей селекции, астильба сейчас переживает свое второе рождение.

Багу́ льник (лат. Lédum) - род или подрод растений из семейства Вересковые (Ericaceae). В западной литературе все виды этого рода с 1990-х годов включены в род Рододендрон, в русскоязычной непереводной литературе такой взгляд на классификацию этого рода до настоящего времени (2015 год) не поддерживается.

Произрастает в субарктическом и умеренном поясах Северного полушария.{1}

Название произошло по одной версии от латинского «laedere» — «вредить, мучить», из-за сильного удушающего запаха, вызывающего головокружение. По другой — от греческого «ledon», которое означало «ладан»: и багульник, и ладан имеют сходный смолистый запах. По третьей — он назван в честь Леды, жены спартанского царя, в которую влюбился Зевс — за красоту и дурманящий запах цветов. Русское название происходит от старославянского «багулить», то есть «отравлять», за ядовитость всех частей растения. Народные названия: болиголов, головолом, розмарин лесной, клоповая трава, болотная одурь, багно , багунник. Цветы багульника символизируют мужество и презрение к смерти. {2}

Прежде, чем говорить об этом растении, необходимо важное уточнение. Зимой на рынках часто продают веточки, по словам продавцов, багульника, расцветающие дома красивыми розово-лиловыми цветками. Так в Восточной Сибири неправильно зовут дикорастущий рододендрон, преимущественно рододендрон даурский. Однако он к настоящему багульнику, о котором сейчас пойдет речь, прямого отношения не имеет, хотя и относится тоже к семейству вересковых.

Но название «багульник» так прочно вошло в обиход, что зачастую можно встретить вот такие словосочетания: «Рододендрон даурский, или багульник розовый…сибирский… дальневосточный и т.п.». В толковом словаре Ожегова дается точное и верное определение: «Багульник. 1) Вечнозеленый кустарник семейства вересковых с дурманящим запахом, растущий на торфяных болотах. 2) Народное название кустарникового растения с нежными сиренево-розовыми цветками — одного из видов рододендрона».

Не вдаваясь в профессиональные тонкости, можно выделить несколько очевидных различий между ними.

  1. Багульник предпочитает влажную, болотистую землю, о чем красноречиво говорит само его название, а рододендрон даурский засухоустойчив.
  2. У багульника сильный одурманивающий запах. При длительном пребывании в его зарослях он пьянит и вызывает сильную головную боль. У рододендрона даурского приятный, похожий на земляничный, аромат.
  3. И, наконец, у багульника цветы белые, а у рододендрона даурского они лилово-розовые. {3}

Различные свойства и особенности этих растений, естественно, нашли свое отражение и в сфере их использования, и в народных легендах и поверьях о них. Жили в далекие времена на болотах два брата: старшего звали Багул, а младшего – Верес. Как-то Багул сказал: — Скоро я приведу в наш дом красивую девушку, которая станет мне женой, а тебе – сестрой. Верес очень обрадовался: теперь он сможет больше времени проводить в лесу и на болотах, заниматься любимым делом – изучать природу.

И вот в их доме появилась Голубушка. Рядом с мощным, сильным и властным Багулом она выглядела хрупкой тростинкой. Багул её не обижал, он безумно любил свою юную жену, но был по натуре грубоватым, немногословным и замкнутым. Голубушка старалась встать пораньше, переделать все дела и убежать к Вересу – на болота. Они стремились друг к другу, не сознавая, что это была любовь. Багул начал замечать, что жена реже обнимает и целует его. А Верес стал сторониться брата, чувствуя себя виноватым. Братья начали ссориться, а когда однажды Багул замахнулся на Вереса, Голубушка не выдержала и убежала на болота.

Она бежала по трясине, не замечая, что приближается к опасным местам. Из её глаз сыпались крупные слёзы, которые, падая на болотный мох, превращались в синие ягоды, покрытые сизым налётом, словно омытые слезами. Ягодные кустики шептали девушке вслед: – Остановись, остановись – там опасно… Но Голубушка продолжала идти по топям, став почти невесомой от выплаканных слёз и говорила: – Я останусь с вами, милые сестрицы… Так она и осталась на болотах, превратившись в замечательную ягоду – голубику…

Обнаружив исчезновение Голубушки, братья отправились на поиски. До позднего вечера ходили они по болотам и, наконец, увидели на кочке, среди самого топкого места, багряный свет. Подойдя ближе, они поняли, что это любимый шарфик Голубушки освещает гиблое место. Впервые в жизни мужественный Багул заплакал. Он остался на болотах охранять свою любимую жену и со временем он превратился в болотное растение, которое назвали багульником. Потеряв брата и любимую девушку, Верес решил посвятить свою жизнь людям. Он превратился в красивое вечнозелёное растение – вереск. {4}

А вот еще одна старинная легенда. В большом болоте жил Болотный владыка. Влюбился он в прекрасную лесную нимфу, но она со смехом отвергала его ухаживания. Однажды, получив очередной отказ красавицы нимфы, разгневался владыка, разбушевался и давай громить все вокруг. От случайной искры вспыхнуло болото, и дым от сгоревшего багульника ветром отнесло к лесу, где жила нимфа и одурманил ей голову. На запах дыма она пришла к самому болоту, где Болотный владыка и заманил её. С тех пор считается, что если на болоте туман, значит нимфа, отрезвев, пытается убежать от владыки, а он напускает туман, что бы она заблудилась. А если горят болота, значит, нимфа убежала от владыки и он в отчаянии пытается её заманить обратно к себе. {5}

На Дальнем Востоке есть древнее поверье, отдаленно похожее на легенду о папоротнике, что багульник — это волшебный куст. Он умеет разговаривать, знает все тайны, в том числе и о том, где зарыты клады. В полнолунье он может открыть свой секрет и отвести к кладу. Но клад он показывал не каждому, а лишь девственнице, которая, распустит волосы и принесет ему немного молока или меда.

Жила когда-то юная девушка, мать которой умерла еще при родах. Была она красива, умна и до поры беспечально жила во дворце своего отца. У нее было много друзей и поклонников, однако были и завистники, вот они то и распустили слух о том, что она лишилась невинности. Чтобы вернуть себе свое честное имя бедняжка решила пойти в полнолуние в лес и отыскать клад багульника. Когда луна взошла над замком, она незаметно выскользнула за ворота, держа в руках кувшин с молоком. Волосы ее спадали кудрявыми прядями на плечи, шелковое платье не спасало от холодного ветра, однако она твердо шла вперед, не обращая внимания ни на что. Достигнув цели, девушка обильно полила кустик багульника молоком и стала ждать. Тот словно ожил, засветился приветливым белым светом и заговорил с девушкой:

— Здравствуй, странница, я вижу, что ты вполне заслужила получить клад, однако слушай внимательно: иди домой, не оборачиваясь. Мои слуги будут нести сундуки с сокровищами вслед за тобой. Однако стоит тебе оглянуться, как вмиг все исчезнет, а ты расстанешься с жизнью.

Девушка согласно кивнула и пошла домой. Она слышала за своей спиной лязг и небывалый для ночного леса шум, но помнила слова багульника. Лишь перед самой опушкой она оглянулась. Может, хотела убедиться, что все в порядке, а может, любопытство взяло верх. Однако тут же бедняга опустилась на траву и больше не встала.

Нашли ее только утром. Придворный врач, осмотрев девушку, сообщил, что та умерла от отравления ядовитым растением. Отец долго оплакивал любимую дочь, а потом, не вынеся горя, и думая, что дочь из-за наветов покончила с собой, выбросился из окна. {6}

В народных поверьях багульнику приписывается немало волшебных свойств. В одних местах считали, что с его помощью можно наслать безумие, вызвать злого духа, а в других багульник почитался одним из самых действенных любовных снадобий. Так, в карпатских легендах он рисуется сильным приворотным средством. Жил когда-то красивый парень, руки у него были золотые. Делал он затейливые сундучки для приданого, с музыкой, украшенные деревянными цветами и разноцветными речными камешками. Ходил он от села к селу, немало, девичьих сердец присушил, немало голов закружил, только это ему ни к чему — выполнит заказ, да и дальше пойдет. {4}

Однажды, отправившись в очередной раз к горному ручью за камешками, увидел он дивную красавицу, которая из горных трав и цветов плела себе венок. Парень так и обомлел, пальцы его выпустили собранные камешки, ноги подкосились. Собравшись с силами, подошёл он к красавице. Но слова путались, руки не знали куда деться, голос охрип, и парень попросил у девушки попить. Ей он тоже понравился, и она омыла лицо его водой душистой, и дала напиток из трав, в котором был и багульник. Выпив его, остался мастеровой красавец с ней на всю жизнь.

Знали люди и о целебных свойствах багульника, верили, что он гонит прочь болезни телесные, и мысли недобрые. В Уссурийском крае до сих пор жива легенда о таинственном Змее – Целителе, который живет в тайге. Его можно вызвать, если поджечь веточку багульника. Он придет на дурманящий запах, обовьется вокруг человека и выгонит из него любую болезнь.{5}

В прошлом при эпидемиях лесные ненцы окуривали стойбища и жилища его дымом. Свежие или сухие ветки и сейчас используют охотники и рыболовы, чтобы отпугивать мошек, комаров и других насекомых, нередко с этой же целью их применяют и в домах. В отваре из багульника буряты и другие народы Сибири купают новорожденных.

По многим древним северным поверьям сильный и яркий запах багульника отгоняет «злых духов», прогоняет нечисть из дома. На этих представлениях основано широкое использование багульника шаманами удэгейцев, ульчей, нанайцев, нивхов и орочей, облегчая им переход в транс. Они пили настойку из багульника до и во время обрядов, вдыхали дым его горящих веток. Специальный дымокур для этого был обязательным атрибутом шамана наряду с поясом, костюмом и бубном. Дым воздействовал на психику самого шамана и присутствующих, создавал в закрытом помещении благоприятную среду для сеанса общения с духами.{7}

Надо помнить, что багульник болотный - довольно ядовитое растение, правда, не настолько как, например, красавка или белена, но длительное вдыхание его запаха может вызвать сильную головную боль, головокружение и серьезное отравление. В старые времена сельские кабатчики нередко настаивали багульник в самогоне, чтобы одурманить клиента и выудить у него побольше денег.

Название Ledun произошло от древнегреческого имени Леда. Имя дано растению за красоту и дурманящий запах цветков. Леда своей дурманящей красотой покорила Зевса. Влюбившись в красавицу, он в образе лебедя явился к Леде. После чего Леда снесла яйцо, из которого вышла на свет Елена, ставшая впоследствии причиной Троянской войны. {8}

В уссурийской тайге Приморья живет таинственный змей. Стоит поджечь багульник, явится змей на его одуряющий запах и впитает в себя все ароматы дыма. Затем обмотается кольцами вокруг больного человека и изгонит из него болезнь.

На Дальнем Востоке раньше существовало поверье, что багульник в полнолуние способен открыть смертному свой секрет и отвести его к кладу.

«багно» по древнерусски – болото, топь

Артишо́ к (лат. Cȳnara) - род растений семейства Астровые (Asteraceae). Многолетние травянистые растения с прямым стеблем.

Артишок имеет два названия. Собственно- « артишок», от арабского «ardi shauki» (أرضي شوكي) .И «цинара», по латыни Cynara scolymus. «Scolymus» -означает колючий, точнее: похожий на обычный чертополох. Внешне он очень напоминает это растение, как по размерам, так и по виду листьев и красивых цветков. {65}

Согласно эгейской легенде и поэту Квинту Горацию Флакку, артишоком стала молодая девушка по имени Кинара (Цинара) , жившая на острове Зинари.

Легенда гласит: однажды Зевс, будучи в гостях у своего брата Посейдона, увидел гулявшую по берегу прекрасную девушку Кинару. Зевс долго за ней наблюдал, боясь спугнуть смертную женщину. Но Цинара не испугалась присутствия бога, и Зевс соблазнил её. Он был настолько очарован Цинарой, что предложил ей стать богиней и жить рядом с ним на Олимпе. Цинара согласилась.Всякий раз, когда жены Геры не было рядом, Зевс, словно влюблённый мальчишка, спешил на свидание с прекрасной Цинарой.

Но однажды молодая богиня, затосковавшая по матери и своему дому, тайком от Зевса ушла навестить своих родных в мир смертных. Когда Цинара вернулась, разгневанный Зевс решил наказать её. В гневе он толкнул женщину; упавшая на землю Цинара превратилась в невиданное растение — артишок. Такэто растение получило мелодичное женское имя – Цинара. {9}

Говорят, эта легенда была переложена на стихи известным римским поэтом Горацием (65–8 до н. э.) . Миф упоминается как хорошо известный д-ром Ф. Рабле (1494-1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Многие римские писатели были неравнодушны к необычному овощу артишоку. Так, Плиний называл его «пищей богачей» – артишок помогал бороться со многими болезнями тогдашних нуворишей. Такие люди не знали меры в употреблении пищи, в результате чего страдали заболеваниями желудка, нарушением работы кишечника и печени.

В древних Греции и Риме люди считали артишок деликатесом и сильным афродизиаком. Ему приписывали волшебное свойство – способствовать рождению мальчика. Чтобы наслаждаться тонким вкусом артишоков круглый год, римские богачи делали заготовки из этого овоща с добавлением уксуса, тмина и меда. {24}

Однако артишок был запрещен во Франции. Его нельзя было употреблять женщинам, так как он славился своими «эротическими» свойствами. Но такой запрет обходил стороной Марию Медичи. Королева была уверена: артишок добавляет пикантность любовным играм. Катерина Медичи, сочетавшаяся в возрасте 14 лет браком с французским королем Генрихом II, говоривала: «Той девице, что поела артишоков, мы хотим указать дверь на улицу. Сегодня девицы стали более продвинутыми, чем пажи при дворе». Сама же она французские артишоки очень любила.

В пору, когда артишоки цветут и, на дереве сидя,

Быстро, размеренно льет из-под крыльев трескучих цикада

Звонкую песню свою средь томящего летнего зноя, –

Козы бывают жирнее всего, а вино всего лучше,

Жены всего похотливей, всего слабосильней мужчины:

Сириус сушит колени и головы им беспощадно,

Зноем тела опаляя.

Гесиод (кон. VIII – нач. VII вв. до н. э.) «Р аботы и дни

Первое научное описание артишока принадлежит греческому философу и натуралисту Теофрасту (371–287 до н. э.) .

Древние греки и римляне, да и позднее, рассматривали артишок как деликатес и как средство, усиливающее половое чувство. Так, в 1576 г. д-р Бартоломео Больдо в «Книге природы» вновь напомнил, что «достоинство артишока заключается в провоцировании Венеры, как у мужчин, так и у женщин, делая женщин более желанными и помогая мужчинам, которые имеют в этом деле затруднения» {24} .