Киргизия вступила в таможенный союз. Таможенный союз россии, белоруссии и казахстана

Таможенный союз формируется с целью создания единой территории, и в ее пределах действуют таможенные налоги и экономические ограничения. Исключение составляют компенсационные, защитные и Таможенный союз подразумевает применение единого и прочих мер, призванных регулировать торговлю товарами с третьими странами.

Определение

Таможенный союз - это объединение нескольких государств-участников, которые проводят совместные мероприятия в сфере таможенной политики. Также упраздняются таможенные сборы и границы между участниками, а для других государств вводится единый таможенный тариф.

История

Первый подобный союз возник в девятнадцатом веке, участниками которого стали Франция и Монако.

В начале двадцатого века заключившие Таможенный союз - это Швейцария и Также можно привести в качестве примера заключение в двадцатом веке Генерального соглашения о тарифах и торговле, в 1957 году было учреждено Европейское экономическое сообщество, которое устраняло все ограничения в торговле между участниками, и создан общий таможенный тариф на торговлю с третьими странами. В 1960 году была образована Европейская ассоциация которая отменяла налоги на таможне и количественные ограничения торговли членов ассоциации.

В и ЕАСТ все еще присутствуют отличия в таможенных правилах и нет единых пошлин в торговле, в социалистических странах нет Таможенного союза, но заключены соглашения, предполагающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни.

Были введены единые документы, методы и формы по оформлению груза как выставочного, так и ярмарочного. Были подписаны соглашения по упрощению их оформления на таможне. Эти договора ускоряют продвижение грузов, укрепляют мировой рынок и предупреждают всевозможные нарушения.

В 2010 году был создан единый Таможенный союз, в состав которого вошли Россия, Казахстан и республика Беларусь. Это подразумевает создание единой таможенной территории и обеспечивает все контрольные функции.

В текущем году вступила в Таможенный союз Киргизия, Россия при этом усиливает свои позиции.

Принятие Таможенного союза

6 октября 2007 года был заключен Договор между Российской Федерацией, Республиками Беларусь и Казахстан о переходе в единый Таможенный союз.

С 1 июля 2010 года в соответствии с таможенным кодексом начала функционировать единая таможенная территория трех стран-участниц.

Устранили декларирование и оформление на таможне на границах этих трех государств. Товары могут перемещаться без оформления, что исключает возникновение издержек. Они перемещаются намного проще и сокращаются расходы на доставку грузов.

В дальнейшем на территории союза возникнет с работающим единым который помимо торговли включает в себя услуги и множество прочих сфер деятельности.

2015 год Таможенного союза ознаменовался новым событием. Вступление очередного члена организации вносит некоторые изменения в геополитике. А новый состав организации Таможенный союз (Киргизия, Россия, Казахстан и другие) позволит расширить торговые отношения в странах ТС.

Общие сведения

Таможенный союз - это объединение, нацеленное на повышение экономического уровня в государствах-участниках. Созданный рынок насчитывает более 180 миллионов человек с денежным оборотом в 900 миллиардов долларов.

Заключение Таможенного союза позволило товарам беспрепятственно передвигаться по всей территории с действием универсального контроля.

Если факт экспорта документально подтвержден, то акцизы уплачивать не нужно, и ставка по НДС нулевая.

В случае импорта товаров в Россию из Казахстана и Белоруссии российские налоговые органы взимают акцизы и НДС. Таможенный союз - это легкая и выгодная форма взаимодействия.

Состав

Участники организации ТС (Таможенный союз):

Россия и Казахстан (с 01.07.2010 года).

Беларусь (с 06.07.2010 года).

Армения (с 10.10.2014 года).

Киргизия (с 08.05.2015 года).

Кандидаты на вступление:

Таджикистан.

Вступление в Таможенный союз стран-кандидатов рассматривается в самое ближайшее время. Расширение организации способно улучшить мировой рынок. Вход стран-кандидатов в Таможенный союз (Таджикистан, Сирия, Тунис) - это перспектива для более развитых стран за счет расширения их позиций.

Руководящие органы

Высший орган управления - Международный совет глав государств и правительств. Также согласно договору учреждена Комиссия Таможенного союза, которая является постоянно действующим органом регулирования.

Высшие органы учреждения в 2009 году провели комплексные мероприятия, которые позволили закрепить договорную и правовую основу Таможенного союза.

По решению президентов стран-участниц союза была создана экономическая комиссия как постоянный регулирующий орган наднационального управления, который находится в подчинении у Высшего Евразийского экономического совета.

Основные преимущества

Главными плюсами Таможенного союза для субъектов хозяйствования в сравнении с зоной свободной торговли являются:

  • На территориях Таможенного союза значительно снизились расходы по созданию, переработке и перемещению товаров.
  • Затраты времени и финансов, возникающие по причине административных барьеров, заметно уменьшились.
  • Количество таможенных процедур, обязательных для прохождения при ввозе товара из третьих стран, сократилось.
  • Стали доступными новые рынки сбыта товаров.
  • Унификация таможенного законодательства привела к его упрощению.

Таможенный союз и ВТО

В процессе создания Таможенного союза было высказано множество опасений по поводу противоречия правил ТС правилам ВТО.

В 2011 году организация подвела все свои нормы к полному соответствию к нормам ВТО. В случае если государства Таможенного союза вступят в ВТО, приоритетными будут считаться нормы ВТО.

В 2012 году Россия вступила в ВТО, что привело к обновлению Единого таможенного тарифа для стран Таможенного союза в соответствии с требованиями ВТО. Уровень 90 процентов импортных пошлин остался прежним.

Внутренние конфликты

В ноябре 2014 года был запрещен импорт мяса из Белоруссии в Россию. Объем составлял около 400 тысяч тонн. Вместе с тем российской стороной были приняты меры по ужесточению контроля товаров, которые пересекают границу Белоруссии, что противоречит упрощенным правилам по перевозке грузов, действующим на территории Таможенного союза.

Наблюдателями отмечено хорошее сочетание механизма Таможенного союза и механизма реэкспорта в Россию запрещенных европейских товаров. К примеру, импорт рыбы из Белоруссии, которая не имеет выхода к морю, в Россию увеличился на 98 процентов.

Белорусский президент А.Г. Лукашенко был возмущен запретами российской стороны и обвинил Россию в нарушении правил Таможенного союза и пренебрежение нормами международных прав.

По отметкам наблюдателей, в правилах есть пункт, согласно которому в случае введения ограничений со стороны России по торговле и перевозке товаров белорусская сторона имеет право не соблюдать условия договора.

В 2015 году Белоруссия вернула на российскую границу пограничный контроль, тем самым нарушив условия договора ЕАЭС. Также было объявлено о вероятном отказе от рубля как от расчетной валюты и возвращении расчетов в долларах США. Российские эксперты считают, что в такой ситуации под удар попадает региональная интеграция.

Критика

В 2010 году силами оппозиции была предпринята попытка организовать референдум за денонсацию соглашений. Казахстан выступил с претензией об ущемлении суверенных прав.

Также были высказаны критические комментарии Таможенного союза по следующим пунктам:

  • Плохо проработаны условия торговли и сертифицирования товара.
  • Условия ВТО были навязаны Россией Казахстану и Белоруссии, которые членами вышеупомянутой организации не являются.
  • Доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между странами-участниками.
  • Таможенный союз невыгоден как проект нынешним и потенциальным участникам.

Между тем исследования указывают на то, что по ряду идеологических причин Таможенный союз в разной степени выгоден его участникам.

Также было высказано мнение о том, что Таможенный союз является фантомом, он не жизнеспособен как искусственное политическое образование.

Мнения в обществе

В 2012 году Центром интеграционных исследований при Евразийском банке развития был проведен социологический опрос. В опросе участвовали страны СНГ и Грузия. Был задан вопрос: "Как Вы относитесь к тому, что Казахстана и России объединились?". Были получены следующие ответы стран, входящих и претендующих на вступление в таможенный союз:

Таджикистан: «положительно» 76%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 2%.

Казахстан: «положительно» 80%, «безразлично» 10%, «отрицательно» 5%.

Россия: «положительно» 72%, «безразлично» 17%,«отрицательно» 4%.

Узбекистан: «положительно» 67%, «безразлично» 14%, «отрицательно» 2%.

Киргызстан: «положительно» 67%, «безразлично» 15%,«отрицательно» 8%.

Молдова: «положительно» 65%, «безразлично» 20%, «отрицательно» 7%.

Армения: «положительно» 61%, «безразлично» 26%, «отрицательно» 6%.

Белоруссия: «положительно» 60%, «безразлично» 28%, «отрицательно» 6%.

Украина: «положительно» 57%, «безразлично» 31%, «отрицательно» 6%.

Азербайджан: «положительно» 38%, «безразлично» 46%, «отрицательно» 11%.

Грузия: «положительно» 30%, «безразлично» 39%, «отрицательно» 6%.

Мнения экспертов

По заявлению секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева, ТС выгоден как в плане геополитики, так и в плане экономики. Это важное достижение, которое дает множество неоспоримых выгод государствам-участникам.

По словам руководителя ФТФ России Андрея Бельянинова на конференции в 2009 году, Таможенный союз в начале своего функционирования будет создавать проблемы бизнесу и органам таможни, но это не более чем переходный период.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко дает определение Таможенного союза как очередного шага к тому, чтобы создать единое экономическое пространство, которое будет являться правильной формой экономических отношений между странами-участниками.

Таможенные союзы нескольких государств на протяжении многих веков являются одним из основных факторов сближения стран-участниц в вопросах экономики, торговли, финансов, а впоследствии, возможно, и политического курса. Уже в начале XIX века из большинства немецких государств, согласившихся отменить все таможенные преграды между собой, а из пошлин, взимаемых на границах территории союза, образовать общую кассу был создан Германский таможенный союз. Европейский союз, одно из основных экономических и политических объединений современного мира, также начинался как Объединение угля и стали, впоследствии перешедшего в Таможенный союз, а затем и в зону единого рынка. Безусловно, процессы этих переходов проходили не без проблем и противоречий, однако общие экономические цели и политическая воля наклонили чашу весов в свою сторону.

Исходя из вышесказанного, стремление бывших республик СССР, вступивших на демократический путь развития, создать на рубеже веков аналогичный институт является вполне логичным и обоснованным. Спустя четыре года после распада Союза, главы трёх теперь уже независимых государств – России, Казахстана и Белоруссии – подписали пакет документов о создании Таможенного союза, целью которого являлось свободное перемещение товаров, услуг и капитала в рамках границ данных стран, а также создание единого курса торговой, валютной, таможенной и налоговой политики.

Несмотря на то, что уже с 1999 принимались практические меры по созданию единой таможенной территории, единых ставок таможенных пошлин и единой тарифной и торговой политики, Единый таможенный кодекс начал применяться лишь в 2010 году и, соответственно, именно с этого момента де-факто началось существование Таможенного союза. Уже на следующий год таможенный контроль на границах России, Белоруссии и Казахстана был упразднён и перенесён на внешний контур границ Таможенного союза. В процессе присоединения к союзу находится Киргизия, также над вступлением думают правительства Таджикистана и Армении. Начиная с 2012 года, на базе ТС России, Белоруссии и Казахстана создано Единое экономическое пространство, целью которого стало более полноценное и эффективное обеспечение товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы стран-участниц ЕЭП.

Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что ТС России, Белоруссии и Казахстана стал первым по-настоящему действующим интеграционным объединением государств на территории бывшего СССР. Такое объединение было просто необходимо ввиду того, что в наше время политики государств постсоветского пространства всё чаще вынуждены реализовать совместное ведение хозяйства в условиях управляемой интеграции. Причиной этому являются различные экономические потрясения в различных государствах СНГ и слабо ощутимые результаты преодоления этих потрясений.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение Таможенного союза как вида международной экономической организации. Для её достижения поставлены нижеуказанные задачи:

  • оценка мирового опыта по созданию экономических союзов;
  • рассмотрение предпосылок создания и этапов формирования Таможенного союза;
  • обнаружение экономических проблем Таможенного союза и предложение путей их решения.

1.1 Сущность и этапы экономической интеграции

Для того чтобы понять цели и мотивы создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, сначала следует разобраться в самой сущности экономической интеграции. Это достаточно высокая, эффективная и перспективная ступень развития мировой экономики, качественно новый и более сложный этап интернационализации хозяйственных связей. Экономическая интеграция приводит не только к сближению национальных экономик, но и обеспечивает совместное решение экономических задач. Следовательно, экономическую интеграцию можно представить как процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Следует отметить, что большинство интеграционных союзов появились относительно недавно, в течение последних 50 лет. Среди них Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли НАФТА, Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана и многие другие. Все они отличаются друг от друга как по уровню взаимодействия между предприятиями государств-членов, так и по степени сращивания национальных хозяйств. Венгерский экономист Бела Балашша выделял пять форм экономической интеграции, идущих от низшей к высшей, – зона свободной торговли, таможенный союз, единый рынок, экономический союз и политический союз . Однако в настоящее время в вопросе о количестве этих форм единогласия не существует. Одни учёные выделяют четыре или пять этапов, другие шесть. Некоторые считают, что следует отмечать также переход от валютного союза к экономическому союзу, а некоторые наоборот.

Если же говорить о принципах деятельности интеграционных группировок, то ими являются: содействие торговле; расширение международной и межрегиональной кооперации, причём как в производственной, так и в финансовой и научно-технических сферах; развитие международной транспортной инфраструктуры . Как результат, на данный момент мы имеем огромный объём международного движения товаров и услуг, гигантские потоки миграции рабочей силы, трансфер знаний и идей, трансграничный обмен капиталом. Всё это невозможно представить в ситуации, где каждое государство ведёт свою экономическую деятельность самостоятельно. С другой стороны, масштабы и скорость всех этих процессов вызывают в научных кругах бурные дискуссии, получившие особый резонанс после ратификации НАФТА в 1993 году. Среди этих дискуссий вопросы о том, опасны или полезны региональные экономические организации для либерализации мировой торговли, о выгоде от торговли и об эффективности модели глобальной экономической интеграции.

Продолжая тему целесообразности экономической интеграции, следует вспомнить статью Р. Липси и К. Ланкастера «Общая теория второго лучшего» . Исходя из данного труда, несмотря на то, что только свободная торговля приводит к эффективному распределению ресурсов, пока существуют торговые барьеры в отношении третьих стран, об экономических эффектах для стран-участниц интеграционной группировки судить нельзя. Делается вывод о том, что небольшое снижение тарифов с большей вероятностью может оказать положительный эффект на благосостояние стран, чем полная отмена тарифов, характерная, например, для таможенных союзов. Однако этот вывод нельзя назвать однозначно верным, поскольку, при прочих равных условиях, чем больше внутри страны потребляется местной продукции и чем меньше импортной, тем больше вероятность улучшения её благосостояния в результате формирования таможенного союза. Такой улучшение будет объясняться тем, что замена товаров, произведённых в стране, на товары стран-участниц таможенного союза приведёт к эффекту создания торговли, так как при производстве будут использоваться сравнительные преимущества национальных производителей. Таким образом, таможенный союз будет стимулировать торговлю между странами-участницами, тем самым повышая их благосостояние.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание таможенного союза не даёт никаких гарантий роста благосостояния государств-членов, однако введение единых таможенных тарифов или единой валюты может дать положительные эффекты, как в производстве, так и в потреблении.

Рассмотрим теперь примеры различных экономических интеграций на мировой арене и конкретно на территории бывшего СССР.

Как указано выше, первой формой экономической интеграции является зона свободной торговли (ЗСТ). Её главный принцип – ликвидация тарифных и количественных ограничений на товарооборот между государствами. В основе соглашения о создании ЗСТ обычно лежит принцип взаимного моратория на увеличение пошлин, следуя которому партнеры не имеют права в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить новые торговые барьеры. При этом каждое государство вправе определять свою торговую политику в отношении стран, не являющихся членами ЗСТ, самостоятельно. Примером ЗСТ на мировом уровне может служить Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), участниками которой являются Соединённые Штаты Америки, Мексика и Канада. Среди пунктов соглашения о создании данной ЗСТ, вступившего в силу в 1994 году, — ликвидация таможенных тарифов и нетарифных барьеров для промышленных и сельскохозяйственных товаров, выработка общих правил для инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности и разрешение торговых споров между странами-участницами. На территории Европы как ЗСТ можно рассматривать Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), в которой в данный момент участвуют Исландия, Норвегия, Швеция и Лихтенштейн. Говоря о ЗСТ на постсоветском пространстве, в первую очередь стоит упомянуть Зону свободной торговли СНГ, в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия и Украина. Кроме того, после распада СССР также существовали Балтийская зона свободной торговли (создана в 1993 году между Латвией, Литвой и Эстонией) и Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (создана в 1992 году, участники – Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Словения и Чехия), однако со вступлением стран-участниц в Европейский союз соглашения по данным ЗСТ утратили свою силу.

Следующий этап экономической интеграции, являющийся самым интересным для нас в контексте данной работы, — таможенный союз (ТС), который можно определить как соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле между ними. Исходя из XIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), ТС заменяет несколько таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри ТС и создании единого внешнего таможенного тарифа. Заметим, что таможенные союзы имеют популярность в развивающихся странах, так, все страны Латинской Америки являются членами ТС, также ими являются и страны Центральной и Южной Африки. Самым большим по площади ТС является Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, о котором более подробно будет рассказано в следующих пунктах данной работы. Также следует отметить Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР (соглашение о ТС между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой) и Бенилюкс (объединение Бельгии, Нидерланд и Люксембурга).

Более высокой ступенью интеграции является единый рынок. На постсоветском пространстве он существует в виде Единого экономического пространства, созданного участниками ТС России, Белоруссии и Казахстана. На западе же основным представителем является Европейский союз (ЕС).

Таможенный союз упраздняет таможенные пошлины для стран-участников и вырабатывает единую таможенную политику для товаров третьих стран, тем самым создавая предпосылки для перехода к единому рынку. Однако для этого перехода необходимо реализовать некоторые задачи, которые в рамках таможенного союза осуществить не представляется возможным. В первую очередь это разработка общей политики по развитию отдельных секторов экономики, при которой необходимо учитывать степень её важности для интеграции, а также её влияние на общество и на изменение в нуждах и потребностях потребителей. К примеру, при создании единого рынка в ЕС основными такими секторами были определены транспорт и сельское хозяйство. Кроме того, необходимо создать условия для беспрепятственного перемещения услуг, капитала и рабочей силы между государствами-участниками.

Спорной ступенью в классификации интеграционного развития является валютный союз. В дополнение к уже осуществлённым договорам о едином рынке и единой валютной политике добавляется постепенный переход к общей валюте, соответственно, организуется единый центральный банк или система центральных банков, которые и проводят валютную и эмиссионную политику, согласованную между странами-участницами. Плюсы валютного союза очевидны – сокращение расходов на расчётное обслуживание операций, большая прозрачность цен, усиление конкуренции, улучшение предпринимательского климата. Однако стоит учитывать различное экономическое положение стран-членов валютного союза, различия в котором могут послужить существенной проблемой для его нормального функционирования. С этим в данный момент сталкивается основной валютный союз – Еврозона, в которую входят 18 стран ЕС и особые территории ЕС. На постсоветском пространстве на данный момент валютных союзов не существует. Не так давно появились слухи о скором введении на территории Единого экономического пространства единой валюты под названием «алтын» , однако председатель Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко эти слухи опроверг .

Наивысшей формой экономической интеграции является экономический союз, где единый рынок и валютный союз действуют с применением общей экономической политики. Экономический союз характеризуется появлением надгосударственных экономических органов, чьи экономические решения становятся обязательными для стран-участниц данного союза. Россия, Белоруссия и Казахстан планируют создать к 2015 году Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который станет первым экономическим союзом на постсоветском пространстве .

2. Перспективы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

2.1 Предпосылки и этапы создания Таможенного союза

Несмотря на то, что первый договор о заключении Таможенного союза был подписан бывшими советскими республиками в 1995 году, для того, чтобы проследить предпосылки его создания, необходимо вернуться чуть дальше в прошлое. За два года до этого Российская Федерация, Азербайджан Армения, Молдавия, Узбекистан, Таджикистан, Белоруссия, Грузия, Казахстан и Киргизия заключили договор о создании Экономического союза. В данном договоре нас интересует ст. 4, в которой указано, что Экономический союз создаётся путём поэтапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ. Именно здесь впервые фигурирует Таможенный союз как одна из форм этой интеграции.

Следующим шагом стало Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности» от 12 апреля 1994 года. Это первый пример унификации таможенного законодательства, который предусматривал, что Республика Беларусь введёт на своей территории таможенные тарифы, налоги и сборы в отношении ввоза и вывоза товаров, полностью идентичные таковым на территории Российской Федерации. Благодаря данному соглашению товары, происходящие с территории России и Беларуси, могли быть перемещены с таможенной территории одного из этих государств на таможенную территорию другого без каких-либо ограничений и взимания таможенных пошлин и налогов. Оно и стало ключевым шагом для последующего создания Таможенного союза.

Лишь спустя год, 6 января 1995 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. Менее чем через месяц, 20 января 1995 г., Республика Казахстан решила присоединиться к данному соглашению, причём договор был подписан одновременно с Россией и Беларусью, которые выступали в качестве одной стороны . В 1996 г. к данным Соглашениям присоединилась Киргизия. Именно в этом соглашении и были обозначены основные цели создания Таможенного союза :

  • обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
  • гарантирования устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
  • укрепления координации экономической политики своих стран и обеспечения всестороннего развития национального народного хозяйства;
  • создания условий для формирования общего экономического пространства;
  • создания условий для активного выхода государств — членов Таможенного союза на мировой рынок.

В 1997 г. между Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией было заключено Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза.

В 1999 г. к данному экономическому объединению присоединяется Таджикистан и также присоединяется к Соглашению о Таможенном союзе 1995 г.

Одной из следующих основных ступеней ввода Таможенного союза в действие был 1999 год – именно тогда участники Соглашения о Таможенном союзе 1995 года заключили Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Целая глава из трёх разделов в нём была посвящена условиям для завершения формирования Таможенного союза. Среди них наличие единой таможенной территории и таможенного тарифа; режима, не допускающего каких-либо тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле; однотипных механизмов регулирования экономики и торговли, базирующихся на универсальных рыночных принципах хозяйствования и гармонизированном экономическом законодательстве; проведение единой таможенной политики и применение единых таможенных режимов; упрощение и последующая отмена таможенного контроля на внутренних таможенных границах. Также в договоре было введено понятие единой таможенной территории и определён исполнительный орган Таможенного союза, действующий на этапе его формирования, — Интеграционный комитет, располагавшийся в Казахстане в городе Алматы.
Следующее продвижение в создании Таможенного союза произошло с учреждением в 2000 г. Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). В ст. 2 договора о его учреждении чётко прописано, что ЕврАзЭС создается для эффективного продвижения процесса формирования договаривающимися сторонами Таможенного союза .

6 октября 2007 г. был подписан целый ряд договоров, являющихся основополагающими в создании Таможенного союза. Во-первых, в Договор об учреждении ЕврАзЭС были внесены изменения, в соответствии с которыми был образован высший орган Таможенного союза — Межгосударственный совет. Он является как высшим органом ЕврАзЭС, так и высшим органом Таможенного союза, но решения по вопросам Таможенного союза принимаются членами Межгоссовета от государств-участников Таможенного союза. Также Протоколом от 6 октября 2007 г. о внесении изменений в Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. расширена компетенция Суда ЕврАзЭС, который получил право рассматривать дела о соответствии актов органов Таможенного союза международным договорам, формирующим правовую базу Таможенного союза. Во-вторых, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза закрепил само понятие «Таможенный союз», а также список мероприятий, необходимых для завершения формирования Таможенного союза. В-третьих, Договор о Комиссии Таможенного союза учредил новый орган — Комиссию Таможенного союза — единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза, одним из принципов которой является добровольная поэтапная передача Комиссии части полномочий государственных органов.

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза, а 1 июля 2010 года на территории трёх государств начал применяться Единый таможенный кодекс .

Исходя из всех вышеперечисленных документов, можно сделать два основных вывода: несмотря на начало фактической работы Таможенного союза с 2010 года, возможность его создания была юридически закреплена ещё в 1993 году, а страны-участницы принимают решения по его созданию единым блоком с 1995 года. Справедливости ради, стоит заметить, что о Таможенном союзе трёх государств в широких массах заговорили только когда были достигнуты высокие обороты по его созданию, то есть примерно в 2009 году, хотя идея Таможенного союза России и Беларуси была широко известна.

Что до причин создания Таможенного союза, то одной из них определённо являлась геополитическая ситуация. После распада СССР и так называемого «парада суверенитетов» Россия оказалась окружена интеграционными объединениями, такими как НАТО и Европейский союз. К тому же, некоторые соседние страны, как Грузия и Украина, также пошли по прозападному политическому вектору. Противостоять им в одиночку становилось всё сложнее. Видимо, руководство нашей страны осознало, что в таких условиях дальнейшее развитие возможно только при наличии реальных союзников, а таможенный союз является одним из лучших средств экономической интеграции государств.

Вторая причина – экономическая. Как известно, относительно недавно, в 2012 году, Россия стала 156 членом Всемирной Торговой Организации (ВТО). Однако переговоры о вступлении России в данную организацию велись с 1993 года, при этом твёрдого отказа председатели ВТО не давали. Чтобы не терять времени даром, руководством страны было решено создать торговый блок, альтернативный ВТО. Учитывая, что на тот момент шансы вступить в ВТО у Белоруссии и Казахстана были нулевыми, создание такого блока имело успех. Кроме того, имел место прагматический интерес трёх государств: Россия получала новые рынки сбыта, Казахстан – переориентацию на себя китайских товаропотоков с последующим их направлением в Россию, Белоруссия – беспошлинное получение энергоносителей (что, кстати, на какой-то момент времени стало камнем преткновения в переговорах трёх стран и даже поставило под вопрос членство Белоруссии в Таможенном союзе).

Возможно, существовала и идея о том, что торговые преимущества Таможенного союза позволят нам быть самодостаточными в производстве и торговле своими товарами, не испытывая проблем от отсутствия членства в ВТО всех трёх государств. В случае же вступления в ВТО предполагалось, что в составе «тройки» это будет сделать легче, впоследствии Россия неоднократно озвучивала этот факт как аргумент к ускорению этого процесса. Однако, как показала практика, экономическая ситуация в Казахстане и Беларуси пока не позволяет этим государствам стать частью ВТО следом за Россией. И если в 2013 году на тот момент генеральный директор ВТО Паскаль Лами говорил, что Казахстан находится на достаточно продвинутом этапе переговоров по вступлению в ВТО, то в вопросе по Белоруссии переговоры идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро .

2.2 Проблемы функционирования Таможенного союза

Основным фактором при создании любого торгового союза служит товарооборот между государствами-членами. Как было сказано ранее, после образования региональных торговых союзов начинается процесс переориентации местных потребителей на внутринтеграционные источники. Чем теснее торговые связи между этими источниками, тем успешнее будет и союз в плане достижения целей интеграции.

Заметим небольшую закономерность – чем больший вес имеет торговый союз в мировом экспорте, тем выше доля взаимной торговли между его членами в общем объёме внешней торговли союза. В этом отношении торговля стран-участниц Таможенного союза друг с другом очень сильно уступает торговле с третьими странами. Возьмём для сравнения самый успешный пример экономической интеграции нового времени – Европейский союз, на необходимость применения опыта которого в процессе евроазиатской интеграции не раз ссылались В. В. Путин и Д. А. Медведев . Когда рынки государств-членов Евросоюза объединялись, то это объединение было направлено в первую очередь внутрь . Как следствие, более 60% внешней торговли стран, входящих в ЕС, направлено на торговлю в рамках Евросоюза. Именно этот фактор и отличает процессы развития евразийской и европейской интеграции. Ниже представлены данные об экспорте по некоторым экономическим союзам:

Таблица 2.2.1. Экспорт экономических союзов в 2013 г., %

Интеграционное объединение Доля в мировом экспорте товаров (в том числе внутрисоюзный экспорт) Доля экспорта в рамках союза (в общем объёме внешнего экспорта) Доля экспорта в третьи страны (в общем объёме внешнего экспорта)
Евросоюз 30,65 63,86 37,15
АСЕАН 6,87 25,85 74,17
НАФТА 12,95 48,54 51,47
УНАСУР 3,61 19,31 80,72
ТС России, Белоруссии и Казахстана 3,22 10,7 89,9
ЭКОВАС 0,87 7,16 92,88

В качестве обратного примера возьмём Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС). В данном региональном союзе объём торговли между странами-участницами предельно низок и составляет лишь 7,15%. Таким образом, видим, что при отсутствии прочных внутрисоюзных торговых связей появляются преграды на пути развития экономической интеграции.

Для того чтобы идентифицировать следующую проблему Таможенного союза, рассмотрим крупнейших торговых партнёров России, Белоруссии и Казахстана в 2013 году.

Таблица 2.2.2. Основные внешнеторговые партнёры стран-участниц ТС и ЕЭП, 2013 г.

Место Внешнеторговый партнёр Доля во внешнем обороте, %
Партнёры Белоруссии
1 Россия 47,81
2 Нидерланды 8,7
3 Украина 8,59
12 Казахстан 1,3
Партнёры Казахстана
1 Китай 19,74
2 Россия 15,8
3 Италия 12,03
23 Белоруссия 0,7
Партнёры России
1 Нидерланды 11,3
2 Китай 11,17
3 Германия 8,95
5 Белоруссия 4,81
12 Казахстан 2,75

По данным вышеприведённой таблицы видно, что основными торговыми партнёрами Белоруссии являются Россия, Нидерланды и Украина. Казахстан же не входит даже в первую десятку и находится лишь на 12-м месте.

Относительно Казахстана можно увидеть, что его основными торговыми партнёрами являются Китай, Россия и Италия. В этом случае Белоруссия находится ещё дальше, на 23-м месте.

Что касается России, то её крупнейшими внешнеторговыми партнёрами являются Нидерланды, Китай и Германия. Ни одна из стран-участниц Таможенного союза в тройку не вошла, Белоруссия находится на пятом месте, Казахстан – на 12-м.

Как видим, присутствует весьма неприятный для регионального объединения факт – двухсторонние торговые страны государств-членов ТС с некоторыми внешними торговыми партнёрами намного более интенсивны, чем друг с другом, что снижает эффективность данного союза.

Для дальнейшего выявления проблем Таможенного союза используем Индекс зависимости от торговли (ИЗТ) – показатель, представляющий собой отношение внешнеторгового оборота страны к её ВВП. Динамика данного параметра поможет сделать вывод о том, насколько увеличил и увеличил ли Таможенный союз взаимную торговлю стран-членов.

Таблица 2.2.3. Индекс зависимости от торговли для России, 2003-2013 гг.

Год ИЗТ Белоруссии, % ИЗТ Казахстана, %
2003 3 1,37
2004 2,73 1,45
2005 2,15 1,32
2006 1,87 1,4
2007 1,94 1,28
2008 2,17 1,25
2009 1,77 1,07
2010 1,65 0,94
2011 2,11 0,98
2012 1,77 1,13
2013 1,97 1,27

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод о том, что начиная с 2010 г. (вступление в силу Единого таможенного кодекса) индексы России по отношению к Белоруссии и Казахстану имеют тенденцию к росту, но очень слабовыраженную. Следовательно, для России Таможенный союз не стал переломным моментом, радикально влияющим на степень её торговли с Белоруссией и Казахстаном.

Что касается ИЗТ Белоруссии, то из нижеуказанной таблицы можно заметить, что по отношению к России объём торговли с 2010 года имеет тенденцию к росту. Однако что касается Казахстана, то здесь видно, что на протяжении 2010 года индекс несколько падал, а затем наметился противоположный тренд. Исходя из данных, можно сказать, что для Белоруссии Таможенный союз даёт возможность усилить торговые связи с Россией, но не с Казахстаном.

Таблица 2.2.4. Индекс зависимости от торговли для Белоруссии, 2003-2013 гг.

Год ИЗТ России, % ИЗТ Казахстана, %
2003 70,24 0,4
2004 77,35 0,62
2005 52,3 0,76
2006 54,48 0,91
2007 58,15 1,17
2008 56,63 0,93
2009 48,31 0,78
2010 51,2 1,57
2011 72,15 1,48
2012 76,27 1,6
2013 78,21 1,75

По поводу Казахстана можно заметить, что с момента создания Таможенного союза значимость торговли с Россией и Белоруссией для него хоть и возросла, но незначительно. Данные по Казахстану приведены в таблице ниже:

Таблица 2.2.5. Индекс зависимости от торговли для Казахстана, 2003-2013 гг.

Год ИЗТ России, % ИЗТ Белоруссии, %
2003 6,34 0,04
2004 6,57 0,04
2005 5,21 0,05
2006 4,68 0,09
2007 4,56 0,12
2008 4,71 0,13
2009 3 0,05
2010 2 0,03
2011 4,07 0,05
2012 3,24 0,04
2013 3,15 0,03

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что среди трёх стран-участниц Таможенного союза существенный вклад в укрепление двусторонних связей ощущает только одно государство — Белоруссия, что является не самым лучшим показателем для интеграционного объединения.

Итак, исходя из анализа взаимной торговли России, Белоруссии и Казахстана, которая является основным показателем степени интегрированности группы стран, можно сказать, что уровень товарооборота между странами-участницами Таможенного союза пока остаётся низким. Следовательно, Таможенный союз на данный момент нельзя считать в полной мере эффективным инструментом внешней экономической политики и увеличения объёмов внешней торговли.

2.3 Основные направления развития Таможенного союза

Говоря о перспективах и основных используемых методах и направлениях в развитии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, можно заметить, что, как уже было сказано выше, Президент и Председатель правительства России предлагают действовать с оглядкой на опыт Европейского союза. Не будем ставить под сомнение компетентность вышестоящих лиц нашей страны, но отметим, то сравнивать Европейский союз и Таможенный союз не совсем корректно. В случае Евросоюза изначально имелось несколько стран-лидеров, имеющих примерно одинаковое экономическое положение и уравновешивающих друг друга. В случае с Таможенным союзом, очевидно, что уровень экономического развития России намного превосходит оные у Казахстана и Белоруссии. Поэтому неудивительно, что в евразийском интеграционном объединении Россия взяла на себя роль лидера, а российская экономика выступает в качестве ядра интеграционного процесса. При таком раскладе намного корректнее сравнивать Таможенный союз с НАФТА, в котором также участвуют три страны, а роль центральной экономики выполняют Соединённые Штаты Америки. Основное же сходство, позволяющее сравнивать эти интеграционные группировки, это серьёзные различия в социально-экономическом уровне развития стран.

Известный экономист Дж. Маджоне, рассматривая в своей монографии процессы евроинтеграции с критических позиций, замечает, что существенные различия в социально-экономическом уровне государств-участников интеграционного процесса обязательно приведут к разной расстановке политических приоритетов. В этом случае гармонизация национальных законодательств неуместна, а наоборот, в целях повышения благосостояния государств-членов интеграционной группировки необходима дифференциация правовых норм . Дж. Бхагвати и Р. Худек в одной из своих работ, посвящённых свободной торговле и гармонизации национальных законодательств, также утверждали, что централизованная унификация в некоторых случаях может ухудшить социально-экономические показатели . Следовательно, некоторые традиционные методы интеграции, в число которых входит централизованная гармонизации правовой системы, которая использовалась в Европе, несостоятельны в рамках Таможенного союза.

Другим важным принципом европейской интеграции является экономическая и социальная солидарность, которая предполагает выравнивание уровня материального благосостояния во всех странах-членах Европейского Союза . В случае с Таможенным союзом, основные перспективы его расширения связаны с вступлением в него в будущем Киргизии и Таджикистана. Уровень жизни населения этих стран намного ниже российского, белорусского или казахстанского, а что касается экономической ситуации, то размер экономик этих государств несопоставим с экономиками Казахстана и Белоруссии, не говоря уже о России. Исходя из этого, снова имеем неприменимость развития интеграции Таможенного союза по примеру Евросоюза.

Если говорить о присоединении новых государств к числу членов Таможенного союза, в первую очередь стоит упомянуть Киргизию. Переговоры России, Белоруссии и Казахстана с этой страной по поводу вступления в Таможенный союз идут с 2011 года, однако периодически они топчутся на месте в течение довольно продолжительных периодов времени. Основной причиной таких простоев является так называемая «дорожная карта» — список условий, на которых Киргизия настаивает при вступлении в ТС. Дело в том, что многие представители бизнес-сообщества опасаются за некоторые отрасли страны, которые могут быть доведены до банкротства. Среди них – реэкспорт китайских товаров. Не секрет, что таможенные ставки на многие китайские товары в Киргизии нулевые или близки к нулю, что позволило местным предпринимателям создать огромные вещевые рынки, на которые часто приезжают оптовые торговцы из соседних стран, включая Казахстан и Россию. На таких рынках работает несколько сотен тысяч человек, и потеря ими работы в случае вступления страны в Таможенный союз, грозит также социальными волнениями . Именно поэтому правительство Киргизии просит дать крупнейшим рынкам страны статус зон свободной торговли, предоставить временные льготы по многим товарным позициям, а также подписать соглашение о безпрепятственном перемещении трудовых мигрантов в рамках Таможенного союза, что рассматривает как «подушку безопасности» для страны . Данные условия были признаны членами Таможенного союза, в особенности Казахстаном, неприемлемыми, что даже привело к временному приостановлению Киргизией процесса интеграции в декабре 2013 года . Однако в марте 2014 года первый вице-премьер-министр Киргизии Джоормат Оторбаев заявил, что в «дорожную карту» были внесены поправки, и что страна может вступить в Таможенный союз уже в этом году . Так ли это будет или нет, покажет время.

Что касается Таджикистана, также считающегося одним из претендентов на интеграцию со странами ТС, то, несмотря на заявления президента Эмомали Рахмона о серьёзности намерений о переговорах по вступлению в Таможенный союз ещё в 2010 году, на данный момент переговоры так и не начались . Правительство страны хочет убедиться в целесообразности данного шага, в первую очередь, оценив результат вступления в Таможенный союз Киргизии. Свою роль здесь играет и географический фактор – Таджикистан не имеет общих границ с Россией, Белоруссией или Казахстаном, зато граничит с Киргизией. В случае вступления в Киргизии в Таможенный союз, следующим претендентом будет Таджикистан, что и подтвердил президент России В. В. Путин .

Политическое противостояние России и Соединённых Штатов Америки в некоторых вопросах также играет свою роль в возможном присоединении стран к Таможенному союзу. Так, в октябре 2013 года желание о вступлении в Таможенный союз изъявило правительство Сирии. По словам вице-премьера Кадри Джамиля, все необходимые документы уже готовы, а переговоры с российскими партнёрами уже завершены . В данный момент ведутся переговоры со сторонами Белоруссии и Казахстана. Усложняет ситуацию, как и в случае с Таджикистаном, географическая проблема – Сирия не имеет общих границ ни с одной из стран-участниц Таможенного союза.

Контрпримером может служить ситуация с Украиной, в которой остро стоял вопрос интеграции с одним из объединений – Таможенным союзом или Европейским союзом. Несмотря на огромное количество внешнеторговых операций со странами СНГ, в 2013 году Украина отказалась вступать в Таможенный союз, в свою очередь Россия посчитала недопустимым предложение Украины о сотрудничестве по типу «3+1», отказав в выборочных льготах при торговле с союзом . В связи с государственным переворотом в Киеве и приходом к власти правительства, направленного на интеграцию с западными странами, сейчас шанс на вступление страны в Таможенный союз можно считать практически нулевым. Однако ситуация на Украине меняется ежедневно, и, учитывая различные настроения восточного и западного регионов страны, сейчас очень трудно спрогнозировать её решение по дальнейшему вопросу интеграции.

В заключение хотелось бы отметить, что при развитии Таможенного союза крайне важно учитывать всех внешних игроков в регионе. Это подтверждает тезис о том, что вступление России в ВТО является ключевым фактором процесса евразийской интеграции, поскольку поспособствует более грамотному разрешению всех вопросов, возникающих в торговых отношениях России, Белоруссии и Казахстана. Согласно обязательствам России перед ВТО, участники союза должны следовать правилам глобального регулятора международной торговли. Также положительный эффект от вступления России в ВТО проявится в повышении совместимости торговых и экономических отношений на постсоветском пространстве. Таким образом, рассматривать сценарии развития Таможенного союза без его присоединения к ВТО в обозримом будущем совершенно неприемлемо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всего четыре года прошло с момента вступления в силу Единого таможенного кодекса и переноса таможенных границ России, Белоруссии и Казахстана на внешнюю границу Таможенного союза. Лишь два года назад был совершён переход к Единому экономическому пространству. Конечно же, за такой короткий срок времени Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана даже при самых благоприятных условиях не смог бы добиться уровня интеграции, схожего с уровнем Европейского союза или НАФТА. В данный момент постепенная экономическая интеграция стран постсоветского пространства идёт вполне стабильно, однако для ощутимых результатов необходимо время. Также необходимо помнить, что в вопросе Таможенного союза многих, особенно граждан Белоруссии и Казахстана, волнует возможная политическая подоплека, так называемый возврат к временам СССР с Россией в качестве доминирующего государства. Именно поэтому стоит ещё раз поднять вопрос о том, чтобы строить интеграцию Таможенного союза, основываясь на опыте союза НАФТА, который никогда не преследовал целей создания наднациональных органов и разработки нового законодательства, в отличие от Европейского союза. Полное соответствие НАФТА правилам ВТО в области регулирования движения капитала позволяет использовать его как модель для инвестиционных соглашений в рамках Евразийского экономического пространства.

Сделаем теперь несколько выводов. Для достижения максимальных эффектов в региональной интеграции Таможенный союз должен удовлетворять минимум трём условиям: поддержание высокого удельного веса внутрирегиональной торговли в общем объёме внешней торговли, то есть, поддержание высокого товарооборота между странами-участницами; создание глубокой производственной и технологической кооперации между странами-участницами; проведение грамотной политики, учитывающей разницу в уровнях социально-экономического развития стран-участниц.

Также нельзя забывать о существенных различиях европейской и евразийской интеграции, среди которых:

  1. разный уровень внутрирегиональной торговли (удельный вес торговли между странами-участницами Евросоюза в общем объёме внешней торговли во много раз выше, чем таковой в Таможеном союзе);
  2. отсутствие в Европейском союзе так называемого «ядра», двигателями там являются несколько уравновешивающих друг друга стран, когда в Таможенном союзе основной страной является Россия;
  3. небольшая разница в уровнях экономического развития стран Европейского союза также неприменима в отношении Таможенного союза, где экономические различия между странами намного выше;
  4. движущей силой Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии должна становиться экономическая выгода для этих государств, на данном этапе неприемлемо превращать экономический союз в геополитический.

В случае пренебрежения вышеупомянутыми отличиями и полной постановки развития Таможенного союза по курсу Европейского союза может привести к такой ситуации, когда Россия просто-напросто окажется государством-донором в региональном объединении.

Что касается прогресса Таможенного союза в вопросе присоединения новых участников, то можно предположить, что со временем все развивающиеся государства постсоветского пространства, не входящие в иное региональное объединение, присоединятся к Единому экономическому пространству. На данный момент такие государства, как Таджикистан, Армения и Сирия, планируют подать заявку на вступление в Таможенный союз. Вопросы о том, вступать или не вступать в Таможенный союз, возникают лишь у тех государств, у которых есть вариант вступления в иную региональную группировку, – как Украина, планирующая вступить в Европейский союз, или Киргизия, долго раздумывавшая над тем, что будет благоприятнее для экономики страны – интеграция в Единое экономическое пространство, или сохранение таможенных льгот на ввоз продукции из Китая.

Подводя итог, можно сказать, что при развитии Таможенного союза необходимо использование комбинированного подхода в заимствовании опыта западных региональных группировок. При этом обязательным условием должна являться приверженность всех стран-участниц нормам и правилам ВТО во всех экономических взаимоотношениях в сфере торговли товарами и услугами как в рамках Единого экономического пространства, так и за его пределами.

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Таможенный союз – это организация, призванная облегчить ведение внешнеэкономической деятельности между странами Евразии. На сегодняшний момент в список стран таможенного союза входит Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. В данной статье мы подробнее остановимся на истории союза, а также на правах и обязанностях, которые есть у его членов.

Таможенный союз: этапы становления

Таможенный союз был впервые создан в 1995 году, когда шесть стран-участников подписали первый договор о начале действия данной организации. Первоначально, в список стран таможенного союза входил Узбекистан и Таджикистан, но позже они (по ряду причин) из данного союза вышли. Окончательно таможенный союз был закреплен документом от 2007 года, а в 2011 весь таможенный контроль был вынесен за пределы государств, входящих в союз. Таким образом, торговля и перевоз грузов внутри стран, входящих в состав данной организации, значительно упрощен.

В разное время к Таможенному союзу хотели присоединиться другие страны с континента. Например, в 2013 году такое намерение выразила Сирия и Таджикистан. А в 2016 году о такой возможности даже говорили в Тунисе. На особых условиях осуществляется и торговля с Сербией, которая подписала соглашения об упрощении таможенного режима со всеми странами Таможенного союза. Многие ошибочно полагают, что в список стран таможенного союза также входила и Украина. Однако на самом деле, подобное соглашение никогда не было подписано, так как это не сочеталось с намерениями Украины вступить в ЕС.

Преимущества таможенного союза

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.