Какое событие связано с кунсткамерой. Первый музей, открытый петром первым

Говорят, что идея создать, музей где будут собраны всевозможные диковинные вещи, пришла Петру Великому во время прогулки. Как-то раз, гуляя по городу, император увидел дерево, ветви которого причудливо срослись в необычное кольцо.

Царь дал приказ срубить сосну и выстроить на этом месте музей. Экспонатами кабинета должны были стать самые необычные вещи со всего света. Вот почему музей назвали Кунсткамера. С немецкого это слово переводится как «кабинет редкостей».

Изначально все лоты хранили в комнатах Летнего дворца, но со временем коллекция стала пополняться, и возникла необходимость возведения отдельного здания. Начали строить Кунсткамеру в 1718 году, а закончили стройку спустя 16 лет. К тому моменту со дня смерти Петра Великого прошло уже девять лет.

На время строительства редкости были размещены в особняке А. В. Кикина. Он был первым начальником Петербургского адмиралтейства, но был обвинен в заговоре против государя и казнен. Стоит сказать, что в музей люди шли не очень охотно.

Поэтому Петр повелел угощать всех посетителей чашечкой кофе или стопкой водки. Такой способ привлечения людей оказался весьма действенным. На угощение из царской казны выделялось 400 рублей ежегодно. Тогда это была очень большая сумма.

На что стоит посмотреть в Кунсткамере

Губернаторам наказали привозить в Петербург людей, пернатых и животных с различными патологиями. Именно их потом выставляли в Кунсткамере. А сам Петр в 1717 году приобрел у патологоанатома Фредерика Рюйша 2 тысячи экспонатов для музея.


Одним из лотов Кунсткамеры является скелет слуги Петра – Николя Буржуа. Попал он туда из-за своего размера. Рост Буржуа составлял 226 см.

Еще в стенах музея хранится копия самого большого глобуса. Его создателем был Адам Олеария. Глобус-оригинал весил 3,5 тонны, а его размер в диаметре равнялся трем метрам.
В 1713 году его подарили Петру Алексеевичу.

Везли его в Россию три года. Однако судьба этого гиганта оказалась печальной: он сгорел при пожаре, который произошел в здании в 1747 году.

Вот уже на протяжении 300 лет уникальные коллекции Кунсткамеры продолжают привлекать посетителей. Об интересных фактах о не менее интересном музее - в нашем материале

1

Кабинеты кунштов

Путешествуя по Европе в 1697-1698 годах, Петр I так заинтересовался «кабинетами кунштов» (то есть чудес) в богатых домах, что он решил и у себя собрать подобную коллекцию. Для этого правитель отвел отдельное помещение и стал активно закупать экспонаты.


Фото: cityguidespb.ru 2

Расширение коллекции

В 1718 году царь подписал указ, которым велел приносить всё, что «зело старо и необыкновенно», так что коллекция очень стремительно начала расти, и в результате было решено построить для нее отдельное здание.

Штраф

Тогда как в обмен на доставленных в Петербург уродов Петр I обещал большое вознаграждение, тех, кто скрывал от государства «подарки природы», ждал штраф, превышающий размер награды в несколько раз.


Фото: wildwildworld.net.ua 4

Выбор места

Однажды, прогуливаясь по Васильевскому острову, император увидел странную сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав полукольцо. Петру I так это понравилось, что он велел вырезать интересный фрагмент и построить на месте дерева здание для музея. Часть этой сосны до сих пор хранится в музее.

Затяжное строительство

Однако новое здание «Палаты Санкт-Петербургской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры» Петру І так и не судилось увидеть: строительство музея продолжалось шестнадцать лет, и к моменту смерти царя (1725 год) были возведены лишь стены. К 1726 году в еще незаконченное здание, возведенное в стиле петровского барокко, перевезли коллекции.


Фото: cityguidespb.ru 6

Царское поощрение

Кунсткамера открыла свои двери для посетителей в 1719 году. Петр I решил сделать просмотр коллекции бесплатным да еще и выдавать посетителям угощение - чашечку кофе или рюмку водки. Таким образом император позаботился о том, чтобы просмотр уникальных экспонатов был доступен абсолютно всем.

Живые экспонаты

«Жуткая» особенность музея - зал живых экспонатов. Это были люди с нестандартной внешностью и разного вида уродствами. «Монстры» жили при Кунсткамере. Одним из самых известных был коротышка Фома, проживший в стенах музея 16 лет. Его рост составлял 126 см, а на ногах и руках было всего по два пальца, так что конечности напоминали клешни краба.


Фото: pg21.ru 8

Коллекция Рюйша

Коллекция голландского анатома Фредерика Рюйша - одна из жемчужин экспозиции. Заспиртованных младенцев и отдельные части человеческого тела ученый собирал на протяжении 50 лет. Петру I понадобилось 20 лет, чтобы уговорить Рюйша расстаться со своей коллекцией за весьма солидную сумму. Вместе с экспонатами в Россию был привезен и рецепт сохранения и бальзамирования трупов.

Готторпский глобус

Коллекция музея была полна самых разнообразных и удивительных вещей. Не исключением был и удивительный Готторпский глобус, который преподнесли правителю в качестве подарка. Этот огромный шар диаметром около 3 м, на наружной поверхности которого была карта земли, а внутри - звездного неба, переживший пожар и блокаду, восстановлен и сейчас находится на четвертом этаже Кунсткамеры.


Фото: kolibri31.ru

Разделы музея

В Кунсткамере собраны богатейшие коллекции по истории, культуре и быту народов из разных уголков мира: Северной Америки, Японии, Африки, Китая, Монголии, Индии, Индонезии, Австралии и Океании. Отдельного внимания заслуживает известный анатомический раздел, где собраны экспонаты с физическими уродствами и разнообразные природные редкости.

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» - «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.

Известно, что со своим «Великим посольством» Петр I побывал в Голландии, где помимо корабельного дела обучался другим полезным вещам. Там он и познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем, чья коллекция необычных препаратов ужасала и восхищала всю Европу. За 30 тыс. гульденов государь купил у врача несколько тысяч экспонатов, они и составили основной фонд музея. Среди самых интересных – двухголовый скелет ребенка.

6. Бронзовая кошка

Кису, приносящую несчастья, сотрудники спрятали в запасники музея от греха подальше – по легенде, кошка время от времени моргает и того, кто при этом присутствует, ждет скорая смерть. Некий студент однажды решил переночевать в одном помещении со статуэткой… Под утро беднягу не нашли. И только бронзовая животинка зловеще ухмылялась.

7. Еще одна легенда гласит, что неисправные часы из красного дерева, привезенные из заграничного военного похода одним офицером, умеют предсказывать смерть. Иногда стрелки начинают двигаться в обратном направлении сами по себе. И как только они останавливаются на отметке 9:45, умирает кто-то из сотрудников Кунсткамеры.

В настоящее время уникальная коллекция редкостей носит название «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук» (МАЭ РАН). На некоторые медицинские экспонаты, прекрасно сохранившиеся и до наших дней. поражающие натурализмом и каждой мельчайшей деталью, слабонервным лучше не смотреть.

Вам может быть интересно:

Последние слова самых известных убийц перед казнью
Как живётся надзирателям в российских тюрьмах?
4 самых известных преступника России, спрятавшихся за границей

31 января Кунсткамере, знаменитому «кабинету редкостей», исполняется 302 года, но несмотря на столь солидный возраст, старейший музей России по-прежнему не теряет хватку и продолжает удивлять своими необычными экспонатами как взрослых, так и совсем маленьких посетителей. В связи с этой важной датой мы приготовили для вас небольшой ликбез по истории этого легендарного места – 7 фактов, которые вас по-настоящему удивят.

Факт № 1: как Петру I пришла идея открыть подобный музей

Однажды император прогуливался по Васильевскому острову, как вдруг заметил весьма необычное дерево – сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав, тем самым, своеобразное кольцо. Петр I был чрезвычайно рад своей находке – сосна с легкой руки императора получила прозвище «дерево-монстр». Позднее она была срублена, а на её месте был построен музей Кунсткамера.

Факт № 2: тонкости русского гостеприимства, или почему Петр I угощал посетителей музея водкой


Изначально уникальная коллекция Кунсткамеры располагалась в доме опального боярина Александра Кикина – в так называемых Кикиных палатах. Позднее император отдал приказ о том, что диковинные экспонаты должны быть доступны всем, вне зависимости от их сословия – как простолюдинам, так и мещанам.

Кроме всего прочего, Петр I явно знал толк в маркетинге, так как придумал следующую любопытную «пиар-акцию»: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».

Факт № 3: Кунсткамера – рай для начинающих шаманов


В число наиболее интересных экспонатов Кунсткамеры входит уникальная флейта, сделанная из бедренной кости человека. Звучит, конечно, жутко, но, по всей видимости, в этом и была задумка – инструмент изготовил шаман одного монгольского племени.

Не пытайтесь сыграть на этой диковинной флейте веселую мелодию, если только не хотите вызвать какого-нибудь злобного духа – в былые времена инструмент использовался в ритуальных целях, для общения с потусторонними силами.

Факт № 4: в Кунсткамере можно заглянуть внутрь земного шара


До пожара 1747-го года в коллекции старейшего музея России были по-настоящему удивительные экспонаты, утрату которых было совершенно невозможно восполнить. Так, например, любителей географии и астрономии мог обрадовать глобус-планетарий, представляющий собой шар диаметром в три метра, снаружи которого располагалась карта Земли, а внутри – изображение звездного неба.

В глобус можно было проникнуть через специальный люк и хоть часами наслаждаться вращением таинственных небесных тел. К сожалению, этот уникальный экспонат был уничтожен в роковом пожаре 1747-го года, и его пришлось восстанавливать по металлическому каркасу. Копия получилась достаточно удачной, поэтому во время блокады в целях сохранения её даже вывозили из города – сейчас её можно увидеть на четвертом этаже музея.

Факт № 5: почему Петр I выставил скелет бывшего слуги в музее


Француз Николя Буржуа был не просто хорошим слугой Петру I: кроме покладистого характера он обладал еще одной отличительной особенностью – его рост составлял аж 226,7 сантиметра. Неудивительно, что после смерти Николя от апоплексического удара, император решил, что тело верного слуги вполне может послужить просвещению и развлечению петербуржцев – так Кунсткамера обзавелась собственным человеком-гигантом.

Интересный факт: во время пожара 1747 года скелет Николя Буржуа совершенно не пострадал, правда, лишился одной весьма существенной детали – головы. Кто её взял и вообще зачем она могла кому-то понадобиться – до сих пор неизвестно. Но по легенде, голова преданного слуги императора по-прежнему находится в Кунсткамере, но все никак не может найти свое тело – зато отменно пугает сторожей и охранников музея.

Факт № 6: пропавшая голова английской шпионки Марии Гамильтон


К слову, Николя Буржуа был не единственный, кто лишился головы – уже в послепетровское время из музея была украдена голова казненной английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон – причем вместе со спиртом из колбы, в которой она стояла.

Сотрудники музея решили, что спирт не вылили, а попросту выпили. В хищении же ценного экспоната обвинили английских моряков, стоявших в то время в петербургском порту. Последние клятвенно обещали вернуть Марию Гамильтон (точнее то, что от нее осталось), но не сдержали свое обещание и уехали. Правда, через год их видимо все-таки замучила совесть, и они преподнесли в подарок музею три мужские головы, в результате чего были прощены.

Факт № 7: живые экспонаты музея


После основания легендарной Кунсткамеры в ней наравне с предметами различных культов, а также пробирками и колбами со спиртом находились в качестве экспонатов живые люди. Так, например, горожане того времени могли проведать в музее Федора Игнатьева, человека чрезвычайно маленького роста – всего 126 сантиметров. Но не это делало его столь необычным – у бедолаги на правой руке и ногах было два пальца, а на левой руке было несколько пар таких же странных рук…

Адрес: Университетская набережная, дом 3

Часы работы: с 11:00 до 18:00, понедельник – выходной день, последний вторник каждого месяца – санитарный день

Стоимость: взрослый билет – 250 рублей, школьный, студенческий, пенсионный билет – 50 рублей