Как получить благословение у батюшки на брак. Зачем православные просят благословения у батюшки

Церковь – это своего рода дом, который содержит множество традиций и законов. Получение благословения так же имеет свои . Итак, как просить благословения у батюшки,какие правила нужно соблюдать и в каких случаях лучше отложить свою просьбу на более благоприятный день?

Понятие «благословение» содержит две составляющие: «благо» и «слово». «Благо» в данном контексте несет в себе Божье начало. Бог единый имеет наивысшую благость, то есть чистоту. «Слово» означает Божье действие, ведь всем верующим известно, что «вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Из этого мы можем сделать вывод, что сам термин «благословение» означает Божью благодать, помощь, одобрение человеку, который просит благословить его.

Благословения стоит просить лишь в том случае, если человек уже имеет то, на что просит благословить. Например, если вы хотите получить одобрение вашего желания создать семью, то вы должны уже иметь договоренность о браке, только потом идти за благословением. Если вы хотите быть благословленным на покупку квартиры, то сначала присмотрите новое жилье, только потом просите на него благословение. То же самое касается работы, поступления в вуз на какую-либо специальность, переезда в другой город и прочего.

Не пугайтесь, если служитель церкви спросит, не будет ли то, на что вы просите благословения, плохо для вас. К примеру, в случае женитьбы священник узнает, не является ли ваш жених (или невеста) неверующим человеком или не относится ли он (она) к иной вере.

Основные правила

  • Благословляя, священнослужитель должен сложить пальцы рук так, чтобы они образовали буквы Ic и Xc, что означает Иисус Христос. Это положение руки означает, что через священника нас благословит сам Иисус Христос.
  • Если, будучи в храме, вы слышите слова общего благословения, обязательно необходимо поклониться.
  • Человеку, который желает быть благословленным, необходимо сложить руки специальным образом: крестом, правую сверху левой, ладони должны смотреть вверх.
  • После получения благословения человек целует руку батюшке, тем самым он символически целует руку самого Христа.

Если перед вами стоит не один священник, а несколько, у которого из них просить благословить вас? В первую очередь стоит обратить внимание на их чин. Соответственно, благословение нужно получать у того, кто чином выше остальных.

Можно ли просить благословить вас вне церкви? Даже когда священник не в церковных одеяниях и находится вне церкви, вы можете попросить у него благословения. Но это вовсе не значит, что стоит подходить к незнакомому священнослужителю на улице с такой просьбой.

Нежелательно подходить за благословением, когда батюшка проводит службу, причащает, то есть в неурочный час. Даже если абстрагироваться от , мешать человеку, который чем-то занят, просто невежливо.

Не нужно подходить к священнику несколько раз в день и просить благословить вас. За благословением стоит идти только в добром настрое, когда в голове нет других проблем и мыслей. Вы должны настроиться лишь на получение благословения от Господа, ведь ваше отношение к происходящему – это самое важное.

Бывают также случаи, когда требуется снятие благословения. Если вы просили священника благословить вас на продажу квартиры, но в скором времени обстоятельства поменялись, и вы передумали, то необходимо прийти к батюшке и известить его об этом, попросить снять с вас благословение. Ибо благословение – Божий дар, которым нужно дорожить.

Приняв к сведению простые правила, как просить благословения у батюшки,вы будете благословлены на любое дело!

Строка поиска: благословение на чтение молитв

Найдено записей : 35

Здравствуйте, батюшка. Поясните, пожалуйста, для чего берется благословение на чтение молитв, акафистов (часто встречаю в Ваших ответах), если по сути это благочестивое и доброе дело? Или чтобы не навредить себе? (Читала книгу про матушку Селафиилу, в которой показаны последствия молитвенного труда). Так сложилось, что я читаю акафисты, но никогда не брала благословения. А потом был случай, что на проповеди наш батюшка высказал мнение о том, что когда человек берет благословение на Великий пост, то тем самым он перекладывает ответственность на священнослужителя, если не сможет его выдержать. Данное мнение вызывает противоречивые мысли. Заранее спасибо за ответ.

Наталья

Наталья, если Вы хотите регулярно читать акафисты, нужно посоветоваться со священником, у которого Вы обычно исповедуетесь, и взять благословение, во-первых, чтобы не творить свою волю, а проявить послушание. Многие неразумно начинают читать множество молитв и акафистов, забывая о ежедневном утреннем и вечернем правиле. Во-вторых, с благословением дается благодать, которая поможет в добром деле и оградит от искушений.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы отмолить дочь от пьянства, нужно ли брать благословение священника на чтение акафиста "Неупиваемая Чаша"в течение 40 дней и на заказывание сорокоуста в Высоцком монастыре?Такой же вопрос стоит в отношении меня относительно табакокурения. И что вообще реально делать в подобной ситуации?

Мария

Мария, для того, чтобы заказать сорокоуст, благословение брать не нужно. А перед чтением акафиста лучше взять благословение у священника и попросить его молитв. Нужно просить Господа, чтобы укрепил в добром намерении и помог справиться с греховной страстью.

иерей Владимир Шлыков

Очень прошу, помогите! Мой сын покончил собой, хочу молиться за него, но не знаю, какие молитвы можно читать? Какими молитвами я ему могу помочь?

Елена

Елена, за самоубийц Церковь не молится, но Вам как матери можно попросить благословение на молитву за сына. Обратитесь в ближайший храм. Там Вам подскажут, к какому священнику обратиться за таким благословением и прочтением специальных молитв. Кроме того с благословения священника дома можно будет читать молитву преподобного Льва Оптинского: "Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя".

иерей Владимир Шлыков

Мария

Чтение Псалтири - занятие, в основном, монашеское. Какого-то особого устава для чтения псалтири нет. Можно читать по одному псалму или по кафизме, прочитав перед ней начальные молитвы (с Царю Небесный... по Отче наш). Лучше всего побеседовать на эту тему с батюшкой в храме, определившись с количеством и взяв благословение. Во время занятий физическим трудом можно читать краткие молитвы, которые Вы знаете наизусть: Иисусову молитву, Богородице Дево, радуйся... и т.п.).

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Пишет Вам раба Божья Юлия. Батюшка, скажите, пожалуйста, можно ли читать акафист Киприану и Иустине без благослоения священника? Дело в том, что у меня заболела сестра, в один миг стало болеть все. Мы знаем, что наша родная бабушка занималась колдовством. После смерти папы мы с ней перестали общаться. Пожалуйста, ответьте, батюшка, можно ли читать акафист без благословения? Спаси Вас Господи!

Юлия

Здравствуйте, Юлия. Акафисты как раз для домашних молитв и писались, специально брать благословение на их чтение не нужно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, обязательно ли нужно благословение от батюшки, чтобы читать дома акафист? Моя мама купила икону Божьей Матери "Скоропослушница" на рынке, продавец сказала, что икона освящена. Но у меня сомнения, можно ли освятить икону, и каким образом? Не будет ли грехом, если вдруг икона будет освящена два раза?

вера

Здравствуйте, Вера. Благословение священника обязательно надо брать на регулярное чтение акафиста, когда Вы берете на себя особый подвиг, добавляете акафист к молитвенному правилу. А на разовые чтения, раз в неделю, например, благословения можно не спрашивать. Икону можно отнести в храм и попросить освятить, так будет лучше. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, разрешите задать несколько вопросов! 1) Если, например, застолье или общая трапеза с нецерковными сродниками, нужно ли молиться при них, или читать молитву перед едой мысленно? И как тогда перекрестить еду, чтобы никого не смутить? 2) При чтении молитвенного правила дома (вечерних и утренних молитв, акафистов и т.д.) нужно читать вслух? Голова должна быть покрыта? Всегда нужно зажигать лампадку? 3) Сколько кафизм в день читается о здравии? 4) Мой папа душевно болен, можно ли о нём читать Псалтирь? 5) Как молиться за человека, который сильно сквернословит?

Катерина

Екатерина, можно прочитать краткую молитву перед едой и перекрестить ее. Этим Вы никого не смутите. 2. При чтении молитвенного правила дома голову женщине нужно покрывать. Читать можете вслух или про себя – как Вам удобнее. Зажженная лампада символизирует милость Божию к нам и наше молитвенное горение к Богу, поэтому хорошо, если Вы будете молиться с зажженной лампадой или свечой. 3. Чтение Псалтири обсудите со своим духовником. Особого устава для домашнего чтения кафизм нет, поэтому лучше взять благословение у батюшки в Вашем храме и посоветоваться, в каком объеме это будет для Вас по силам и на пользу. 4. Можно и нужно молиться о душевнобольных, в том числе читать Псалтирь. 5. Молиться о сквернословящем нужно как о болящем (духовно) человеке.

иерей Владимир Шлыков

Спаси Вас Господь. Необходимо ли просить благословления на чтение Богородичного правила? Благословляется ли чтение Евангельских отрывков, из Апостолов и поучений Святых отцов о том, о чем следует поминать при чтении Богородичного правила после каждого десятка? Могу ли я почитать за духовного наставника человека, который не знает меня, но через наставления которого я пытаюсь прийти к покаянию?

Николай

Николай! На любое правило, которое Вы собираетесь исполнять, нужно испрашивать совет и благословение духовника или священника на исповеди. Если Вы ежедневно читаете утренние и вечерние молитвы, а жизненные обстоятельства позволяют Вам увеличить свое молитвенное правило, то батюшка Вас благословит. Нужно молиться за своих наставников, но не забывайте, что книги могут только дополнить, а не заменить личное общение со священником на исповеди и обсуждение с ним своих духовных вопросов.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, надо ли брать благословение в храме на прочтение акафиста Николаю Чудотворцу дома, или это не обязательно? Спасибо.

Светлана

Светлана, если Вы не собираетесь добавлять этот акафист к своему ежедневному молитвенному правилу на постоянной основе, а хотите просто почитать несколько раз, то брать благословение у священника не нужно. Читайте дома акафист без всякого смущения.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка, сегодня умерла моя бабушка, раба Божья Парасковья, скажите мне, пожалуйста, чем я могу помочь ее душе, какой молитвой за нее помолится чтоб укрепить, спасти ее душу на том свете? Спасибо.

Инна

Инна, прежде всего, нужно заказать поминовение в храме на литургии. Это может быть разовое поминание, сорокоуст (когда об усопшем молятся сорок дней) или годовое поминание. Ближайшая заупокойная служба и панихида возможна после Пасхи, на Радоницу. Дома читайте молитву об усопших в составе утренних молитв, а если есть желание и соответствующая подготовка, можно попросить благословение у священника в храме на чтение Псалтири.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Благодарю за вашу помощь и мудрые советы. Я купила "Полный молитвослов и Псалтирь", для чтения которого, как написано во ведении, необходимости брать благословение у священника, потому что "употребление множества указанных в книге молитв может вместо пользы принести вред и ввести в прелесть". Почему чтение молитв может ввести в прелесть, и как различать ее "симптомы"? Спасибо!

Анна

Анна, это странно, что для чтения молитв из этого молитвослова требуется благословение. И тем более странно то, что написано дальше в аннотации про вред, который якобы могут принести эти молитвы. Я предполагаю, что издатели включили в молитвослов те молитвы, которые значатся в Требнике – книге, по которой совершает требы священник. Я бы не стал пользоваться таким молитвословом. Да и вообще, зачем покупать какие-то «полные» молитвословы? Разве нам надо искать на каждый случай жизни свои «специальные» молитвы? Это же язычество! На каждый чих не наздравствуешься! Читайте утреннее и вечернее правило, Псалтирь и Евангелие, и довольно Вам, как мирянке. А если есть силы, прибавьте канончики – Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Вопрос такой: можно ли читать Евангелие о болящих? Перед чтением предлагается такая молитва: "Спаси, Господи и помилуй Раба Твоего (имя) словами Святаго Евангелия Твоего и попали, Господи, терние всех его прегрешений и да вселится в него благодать Твоя опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". И можно ли не об одном человеке читать, а о многих, перечисляя их имена? Спаси Господи за ответ!

Виктория

Да, можно, Виктория, Бог Вам в помощь! Можно и о многих. Возьмите лишь благословение на этот труд и обсудите со священником, будет ли он Вам по силам.

игумен Никон (Головко)

Как правильно читать Псалтирь? Скажите, пожалуйста, является ли правильным чтение Псалтири без вычитывания тропарей и молитв в конце каждой кафизмы? Я их не читаю, но если без них чтение Псалтири недействтельно, то я тогда попытаюсь их читать. Благословение на чтение Псалтири взяла, а спросить у того батюшки об этом не могу, так как он очень далеко. Спасибо.

Тамара

Можно и без тропарей, просто кафизму за кафизмой, это тоже правильно. И вообще не ставьте так вопрос: действительно - недействительно. Это странно как-то. Все, что делаем, действительно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. У меня 15 ноября cкоропостижно умерла мама. После похорон стала читать Псалтирь, чтобы помочь её душе. Теперь мне говорят, что без благословения читать Псалтирь нельзя. Если действительно нужно брать благословение, то благословите меня, пожалуйста. Псалтирь я читаю на русском языке, а молитвы на церковнославянском. Можно ли так?

Евгения

Евгения, не нужно смущаться, как читали Псалтирь, так и читайте. Брать благословение на чтение псалтири по умершим не нужно. Берут благословение на другие случаи. Читать на русском языке можно. Не забывайте в церковь ходить и там тоже молиться, сами исповедуйтесь и причащайтесь. С Богом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня сложилась очень трудная ситуация в семье с выплатой кредитов. Я постоянно хожу в церковь, молюсь, ставлю свечки. Мне посоветовали читать молитву Спиридону Тримифутскому и аАкафист, я начала читать, говорят, он помогает. Скажите, пожалуйста, надо было брать благословение у батюшки, чтобы читать акафист? Сейчас мне очень тяжело и трудно. У меня нет возможности поехать и приложиться к его мощам.

наташа

Наташа, лично я вообще противник кредитов. Я считаю, что нужно жить тем, что есть, и тогда не будет таких проблем. В жизни всегда хочется большего, но нужно учиться жить по средствам, а не в долг. На чтение акафиста благословение не требуется, молитесь, чтобы Господь помог. На будущее я бы посоветовал воздержаться от кредитов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! После поездки к иконе "Неупиваемая Чаша" в Серпуховский монастырь я стала читать акафист этой иконе. Узнала, что читать нужно 40 дней. В молитве упоминала несколько имен страдающих недугом пьянства, в том числе и имя мужа моей подруги. Сейчас он стал еще больше пить, обстановка в семье накаленная. Что делать, продолжать читать акафист? Можно ли заочно получить благословение священника на чтение данного акафиста?

Ирина

Ирина, на чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Хотела бы почитать акафисты св. Ксении Петербургской, Петру и Февронии, Вере, Надежде Любви и их матери Софии, и "Умягчение злых сердец", в надежде, что молитвы помогут мне сохранить отношения с любимым. Но сомневаюсь, узнала, что на чтение акафистов нужно благословение! Скажите, правда это? Как Вы думаете, у меня есть шансы сохранить отношения с любимым и растопить его сердце, которое немного затуманилось и охладело ко мне? И с помощью каких молитв помочь любимому избавиться от прошлых воспоминаний, которые тяготят его душу, сердце, мысли и разум? Я вижу, как ему тяжело. Дай мне сил Боже! Простите, спаси Вас, Господи!

Наталия

Наташа, дорогая! Что же Вы акафисты превращает в любовный приворот, отдачи такой от них ждете?! А не стоит ли Вам рассказать о реальных проблемах с любимым, «про воспоминания» и т.п.? Может, лучше начать с анализа проблем? Кстати, я так понял, что у вас сожительство было, а не законный брак?

протоиерей Максим Хижий

Спасибо огромное за ваши ответы и спасибо тем, кто создал и следит за работой этого сайта. Помогите разобраться еще с одним вопросом. Я очень хочу исповедоваться и найти своего духовника, но я не знаю, что нужно для исповеди. Расскажите, пожалуйста, как происходит исповедь и как к ней готовиться, подробно. Спасибо.

Здравствуйте, Оля. К первой исповеди стоит не полениться и составить для себя конспект-шпаргалку. Не нужно описывать историю своей жизни, надо просто назвать своими именами те Ваши поступки, мысли, желания, которые тяготят совесть, противоречат Вашему мировоззрению, осуждаются Вами. Лучше всего для первой исповеди подойти к священнику и попросить его назначить Вам время для индивидуальной исповеди. Можно взять благословение на определенное правило подготовки к исповеди. Оно может включать в себя молитвенное чтение канонов, псалмов, молитв. Не лишним будет почитать пособие готовящимся к исповеди. Например, «В помощь кающемуся» святителя Игнатия (Брянчанинова) или «Опыт построения исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина). Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! если нет возможности взять благословения на чтение акафиста (отсутствие церкви в поселке, а возможность выезжать в город появляется раз в год), можно ли у вас попросить его? И другой вопрос: почему необходимо брать благословение на чтение акафиста или выполнение молитвенного правила?

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать. Если в данный момент у Вас нет возможности попасть в храм, можно читать акафист, а когда будете в храме, скажите об этом батюшке и возьмите благословение. Поинтересуйтесь также, может быть, у вашего храма есть сайт в интернете, через который Вы могли бы общаться со священником между посещениями храма или есть возможность решить важные проблемы по телефону. Все-таки лучше общаться с тем священником, которому Вы знакомы, который Вас окормляет.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, скажите, пожалуйста,я курила очень долго, потом Бог миловал, я молилась, просила, и в один день после причастия бросила. Но случилось ужасное. Как-то, тоже после причастия, у меня был большой скандал, я очень сильно гневалась, и закурила, мало того, еще и хорошо выпила (очень сильно жалею и каюсь). После я покаялась и причастилась, но курить не перестала. Я очень виновата. Теперь так трудно вернуть то былое состояние. А ведь так легко было мне бросить, даже сама удивлялась. Как же быть? И еще, батюшка меня благословил на чтение молитвы Богородице на четках, чтение должно быть ежедневным? Спасибо за Вашу помощь.

Ангелина

Про то, как часто молиться и в каком количестве, лучше уточните у батюшки, который дал на это благословение. Что касается курения, то первый раз Вам Господь сделал подарок, а теперь придется «заработать» свободу от этой страсти. Старайтесь постепенно уменьшать количество выкуриваемых сигарет и молитесь о том, чтобы Господь дал Вам сил освободиться от этой страсти.

диакон Илья Кокин

1

Церковная Священноиерархия

Духовенство – понятие, объединяющее священнослужителей всех степеней. Делится на белое духовенство, состоящее из лиц женатых, и черное – из лиц, принявших монашество.
Церковь изначально имеет священную иерархию с ее тремя степенями: диаконской, пресвитерской и епископской. Эти степени апостольского происхождения, и они пребудут до скончания века. Церковь не властна отменить ни одну из них; не может она и умножить число священных степеней.

Предстоятелем Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом.В Синод, кроме Патриарха, постоянно входят Митрополиты: Киевский, Петербургский, Крутицкий, Минский.

Архиерей - это высшая степень Священства. В каждой области (Епархии) есть свой Архиерей. Архиереем можно называть всякого Священнослужителя, находящегося на этой ступени (Патриарха, Митрополита, Архиепископа и Епископа). Ступенью ниже стоят Священники (Пресвитеры). Им поручается возглавлять церковную жизнь на Приходах, городских и сельских.

Священники делятся на Иереев и Протоиереев. Старший Священник в приходе называется Настоятелем.

Диаконы – Низшая степень Священства. Они помогают при совершении таинств Архиереям и Священникам, но сами не совершают их. Старшие Диаконы называются Протодиаконами.

Монахов («отшельников» – в переводе) в Православии называют «черным» духовенством, как давших обет безбрачия (в отличие от «белого», женатого).
Существуют три степени монашества: рясофор, мантия (или малая схима) и схима (или великая схима). Низшая степень, рясофор, означает «носящий рясу» (ряса — повседневное длиннополое одеяние монахов, с широкими рукавами). Малая и великая схима («форма», «образ») — высшие степени. Они отличаются более строгими обетами.

Все архиереи являются монахами. Их наименования в переводе с греческого означают:
Патриарх родоначальник,
Митрополит человек из главного рода,
Епископ блюститель,
Архиепископ старший Пастырь.

Патриархи или Митрополиты являются главными (Предстоятелями) всех Церковных организаций в Православных странах.

Как правильно обращаться к прихожанам

Поскольку мы едины во Христе, «брат» или «сестра» – это наилучшее обращение верующих между собой. Именно так обращаются ко всему собранию верующие: «Братья и сестры» .

В церковной среде не принято даже пожилых людей называть по отчеству, обращаются только по имени (то есть так, как мы подходим к Причастию, ко Христу).

Эти прекрасные слова выражают то глубинное единение верующих, о котором сказано в молитве: «Нас же всех от единаго Хлеба и Чаши причащающихся соедини друг ко другу во Единаго Духа Святаго Причастие». В широком смысле слова и епископ, и священник для мирянина — тоже братья.

При встрече мирян мужчины обычно одновременно с рукопожатием целуют друг друга в щеку, женщины обходятся при этом без рукопожатия. Аскетические правила накладывают ограничения на приветствия мужчины и женщины через целование: достаточно поприветствовать друг друга словом и наклоном головы (даже на Пасху рекомендуются разумность и трезвенность, чтобы не привнести в пасхальное целование страстности).

Отношения между верующими должны быть исполнены простоты и искренности, смиренной готовности при неправоте тотчас же просить прощения. Для церковной среды характерны небольшие диалоги: «Прости, брат (сестра)». — «Бог простит, ты меня прости» . Расставаясь, верующие не говорят друг другу (как это принято в миру): «Всего доброго!», но: «Храни, Господи», «Прошу молитв», «С Богом», «Помощи Божией», «Ангела хранителя» и т.п.

Если в миру часто возникает смущение: как отказать в чем-либо, не обидев собеседника, — то в Церкви этот вопрос решается самым простым и лучшим образом: «Простите, я не могу на это согласиться, потому что это грех» или «Простите, но на это нет благословения моего духовника» . И таким образом быстро снимается напряжение; в миру для этого пришлось бы приложить немало усилий.

Как правильно обратиться к священнику

«Батюшка» или «отец» – так называют священников как совершителей таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Обычно после слов «отец» добавляют имя , например, «отец Владимир» . К диакону можно обращаться «отец диакон» , к настоятелю храма (монастыря) «отец настоятель».

В церковной практике не принято приветствовать священника словами: «Здравствуйте», «Добрый день». При встрече говорят «Благословите». Если вы знаете имя священника, то говорите: «Благословите, отец (имя)», если имени священника вы не знаете, то скажите просто: «Благословите, батюшка».

При прощании, как и при встрече, мирянин вновь испрашивает благословения у священника: «Простите, батюшка, и благословите».
В разговорах православных людей часто слышится слово «отче» . Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к священнику. Нельзя, к примеру, сказать «меня благословил отче Андрей», это неграмотно.
Обращаться к священнослужителям «святой отец» , как это принято в католических странах, не стоит . Святость человека познается по его смерти. Говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче» ).
Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом «Матушка».

К Архиереям, Епископам, Митрополитам, Патриарху – нужно обращаться «Владыка» , как к облеченным церковной властью.

При письменном обращении к:

Патриарху «Ваше Святейшество»;
Архиепископу или Митрополиту «Ваше Высокопреосвященство»;
Епископу «Ваше Преосвященство»;
Протоиерею, Игумену, Архимандриту «Ваше Высокопреподобие»;
Иерею, Иеромонаху, Монаху (Монахине) «Ваше Преподобие»;
Диакону и Иеродиакону «Ваше Благовестие».

Как правильно просить благословение у священника

Всякий верующий человек считает непременным при встрече с Батюшкой испросить у него Пастырское Благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести. Благословение имеет много значений. Первое из них - приветствие (или прощание). Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану , все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него.

Благословение берется на совершение какого-либо благого дела. Для чего священнику вкратце излагается суть вопроса, а затем испрашивается благословение на совершение данного дела. Священнического благословения - это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения. Для того, чтобы испросить благословение нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой на уровне груди, чтобы принять в них благословляющую руку священника. После этого, человек, получающий благословение, целует благословляющую руку священника, как руку Самого Христа, который и дает благодатную силу благословению. Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Православный священник благословляет не своей силой и своим именем, а Силой Божией и святым именем Господа нашего Иисуса Христа. Когда священник или епископ благословляет нас рукой, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы IС ХС, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос.

Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением. Христианин получает благословение от Самого Господа и Бог покровительствует ему в делах и путях его.

Если вы оказались в обществе, где несколько священников, то благословение берут, в первую очередь, у священников старших по званию, то есть вначале у протоиереев, затем у иереев. Если не все они вам знакомы, и это для вас затруднительно, скажите: «Благословите, честные отцы» и поклонитесь.

Если для получения благословения подходят несколько человек, то вначале подходят мужчины — по старшинству (если среди собравшихся есть церковнослужители, то они подходят в первую очередь). Затем подходят — женщины (тоже по старшинству).
Если под благословение подходит семья, то вначале подходят муж, жена, а затем дети (по старшинству). Если хотят представить кого-то священнику, говорят, например: «Отец Алексий, это моя супруга, Надежда. Прошу вас, благословите ее».
Если вы встретились со священником на улице, в транспорте, в общественном месте (в магазине, на улице и т.п.) вы можете подойти к нему для получения благословения, даже, если на священнике мирская одежда. Но только в том случае, если будете уверены, что не помешаете его личным делам, и не поставите его своим обращением в неловкое положение.
В случае невозможности взять благословение, можно ограничиться приветствием в виде легкого поклона.

Цвета богослужебных облачений. Символика цветов

Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий.

В праздники, посвященные Господу Иисусу Христу , а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей цвет облачений царский – золотой или желтый всех оттенков.
В Богородичные праздники (а также Сретение) цвет облачений – синий или голубой, а в дни памяти бесплотных Ангельских сил – белый.
В дни памяти Креста Господня фиолетовый или темно-красный , знаменующий силу духа и крестный подвиг Спасителя.
В праздники преподобных и юродивых зеленый . В зеленых облачениях всех оттенков, символизирующих цвет вечной жизни, празднуются также дни Пятидесятницы, Духа Святого и Вербное Воскресенье.
В обычные дни Великого поста служат в ч ерных облачениях , в субботы и воскресенья, Великий Четверг, Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и Сорок мучеников Севастийских – фиолетовых , в родительские субботы, Лазареву и Великую Субботыбелых , Вербное воскресенье – зеленых, в Субботу Акафиста (и Благовещение, если оно приходится на Великий пост) – синих . Что же касается остальных постов, то цвет облачений в это время не меняется по сравнению с остальными днями церкового года.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях, ибо для христиан смерть является лишь переходом в лучший мир. Белый цвет определен и в праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения Господня и Преображения Господня, потому что он знаменует собой Божественный свет, освещающий и преображающий творение Божие.
Праздник Воскресения Христова начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, но основной пасхальный цвет – красный с золотом. Красный цвет облачений принят также в дни памяти мучеников, а фиолетовый – в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Белый цвет , объединяющий в себе все цвета радуги, – символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения; в них начинается Пасхальная утреня. Белые ризы полагаются для совершения крещений и погребений.

Красный цвет , вслед за белым, продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Это – символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников.

Желтый (золотой) и оранжевый цвета являются цветами славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням как дням Господа Царя Славы; кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей.

Зеленый цвет – слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет) и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в день Святой Троицы, Вербное Воскресенье, Понедельник Святого Духа.


Голубой или синий – цвет праздников Пресвятой Богородицы. Это – цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе.


Фиолетовый цвет принят в дни памяти Креста Господня. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения, и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо.


Черный или темно-коричневый цвет наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это – символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния.


Что значит - взять благословение у батюшки на какое-то дело? Теоретически, задумав нечто хорошее, человек просит священника, чтобы тот призвал Божию благодать на совершение задуманного. Фактически Сам Господь при благословении снисходит к человеку в самое сердце, исправляя его к лучшему.

На практике этот обычай порой претерпевает различные мутации. Кто-то склонен воспринимать благословение как волшебство: получил - всё сбылось, не получил - прахом пошло. Как по щучьему веленью. Только вот за щукой нужно погоняться, а попа всяко проще поймать.

Батюшка, благослови дачу продать!

А? Что? Бог благословит! - пронесся пастырь, шурша рясой.

А большего и не нужно было. «Сработает» благословение, купят дачу, значит, этот батюшка сильный, можно к нему с нужными делами еще подходить. Ну, а ежели не «сработает», знать, не имеет ни силы, ни должного дерзновения перед Богом. Впрочем, это еще не значит, что батюшка бесполезен. Его же можно использовать для тех случаев, когда положительный исход не планируется.

«Как это?» - спросите вы. А вот как:

Благословите, батюшка, со свекровью помириться!

А на самом деле свекровь та даром не сдалась ни злая, ни добрая. Мира не случилось за отсутствием человеческих усилий. Зато совесть не мучает. Не послушал Бог попа - вины моей нет. Молился бы тот лучше да бороду длиннее отпустил, тут и результат совсем другой был бы.

А священники все разные. Кто раздаёт благословения направо и налево, не дослушав, а кто может всю душу вынуть, пытая, что да почему. Да еще возьмет и не благословит. А что? Случается и не такое. Вот и приходится присматриваться да выяснять, к кому, как и когда лучше подходить.

Вот сестра попросила присмотреть за детьми сутки, пока ей нужно за мужем после операции поухаживать. Неохота, ох, как неохота. А откажешь - будешь плохая. Стало быть, подожди, сестра, я должна сначала взять благословение на это. А подойдет на этот случай вовсе не любой священник, а непременно монах. Лучше всего игумен или архимандрит. Со славой. Чтоб первые полдня не дозвониться до него, а другие полдня чтоб он молился и думал над ответом, ну а там уже сестра сама найдет своим отпрыскам другую сиделку.

А бывает так:

Дорогой ты наш церковный благотворитель и владелец пароходов! У нас диакон такие песни духовные сочиняет - заслушаешься! Ему бы их записать, а гитары приличной нет. Помоги, а? Тебе же не трудно.

А благотворитель и отвечает:

Надобно спросить духовного отца. Если благословит, так и быть, куплю твоему диакону гитару.

Но духовный отец не благословил. Прошло несколько лет, диакон накопил денег и сам купил себе шестиструнную лиру. Только вот голос подрастерял к тому времени, так и не записав своих сочинений.

А вот скажите, батюшка, как мне быть: внучка просится прописаться и пожить на время обучения в институте. Девица неверующая, конечно. С характером. Благословите или нет?

В смысле, вы хотите сказать, - изумляюсь я, - что если не благословлю, то вы с чистым сердцем откажете внучке?

Женщина мнется, уловив мое недовольство.

Почему же вы считаете, что у меня есть моральное право решать, как вам поступить с внучкой?

Право решать, как поступить, кое-кто передает священнику - чтобы снять с себя ответственность

А моральное право человек дал священнику, чтобы снять с себя ответственность. Пятьдесят на пятьдесят - вероятность получить предпочтительный ответ. И не придется утруждать себя беготней к паспортистам. И рот лишний не кормить. А можно и сманипулировать попом, подведя под нужный ответ.

Батюшка, а вот меня попросили за женщину одну молиться, а я сомневаюсь, молиться или нет. Как вы благословите?

«О, горе мне!» - думаю я, а вслух вопрошаю:

А что на это говорит апостол Павел?

Благо, прихожанка читает Священное Писание и понимает, что я имею в виду.

Он говорит: молитесь друг за друга, - отвечает она.

А были ли там какие-нибудь поправки: дескать, но вот за такую-то женщину не молитесь?

Нет, батюшка.

А что ж вы тогда решили на мое мнение положиться? Вдруг я с ума сойду и запрещу вам молиться, пойдя наперекор апостолу? Кого послушаете из нас двоих?

И женщина удаляется, пока еще не научившись жить по Евангелию без человеческих подсказок или указаний старцев.

Благословите, батюшка, я повез в детский дом ящик свежих яблок!

Бог благословит!

Благословите меня, я решил помириться с женой и сохранить семью!

Благословен Господь!

Благословите на предстоящий день!

Бог в помощь!

И входит Бог в чье-то сердце, из сердца другого Он и не уходил никуда, а в иное сердце и рад войти, но там уже бывает занято давно, хоть и висит красивая табличка: «Милости просим!»

Благословение является внешним знаком подачи благодати Святого Духа либо Самим Богом (см.: Быт. 1: 22; Мк. 10: 16), либо людьми, действующими по воле Бога. Оно совершается словом, рукою, крестом, Евангелием, иконою. Благословение есть дар и выражение Божественной любви. Оно может относиться не только к принимающему его человеку, но также к его семье, потомкам.

Само желание получить благословение и внешнее символическое выражающее этого желания (раскрытые ладони рук) уже является молитвенным обращением к Богу. Поэтому достаточно сказать священнослужителю: «Благословите». Если благословение берется на особые дела (операция, путешествие, вступление в брак и др.), тогда нужно об этом сказать священнослужителю, у которого берется благословение.

«Крестное знамение священника или архиерея есть выражение благословения или благоволения Божия человеку во Христе и ради Христа. Какой радостный, знаменательный, драгоценный обряд! Блаженны все, с верою приемлющие сие благословение! Как должны быть внимательны священники при подании благословения верным!» (Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. М., 2002. С. 501).