Как начисляют за отопление в году. Период корректировки – I квартал

С 14 марта 2017 года начисления платы за отопление происходят по-новому – без использования повышающего коэффициента. Это изменение широко озвучивалось в СМИ, поэтому потребители активизировались и начали требовать от управляющих организаций возврата излишне уплаченных средств.

В статье мы рассмотрим существующие правила перерасчета платы за отопление, а также различные общие и частные связанные с этим ситуации.

Отмена повышающего коэффициента

По общему правилу в России плата за коммунальные ресурсы, потребление которых рассчитывается с помощью приборов учета, начисляется с использованием повышающего коэффициента, если в многоквартирном доме не установлены положенные ОДПУ. Эта мера направлена на стимулирование потребителей к экономии воды, газа, электричества и тепла.

В марте 2017 года данное правило частично было изменено. Из ПП № 354 от 06.05.11 убрали норму, позволяющую исполнителю КУ использовать повышающий коэффициент при отсутствии в доме общего счетчика тепла. До 14 марта ПК применялся при соблюдении трех условий:

  • имеется техническая возможность установки общедомового счетчика;
  • собственники квартир обязаны произвести установку этого прибора;
  • несмотря на два первых пункта МКД не оснащен ОДПУ тепла.

Указанные изменения появились благодаря выходу ПП № 232 от 27 февраля 2014 года. Эксперты журнала разобрались, .

Почему отмена ПК стала основанием для перерасчета за отопление

Главная тонкость описанных изменений ПП № 354 заключалась в том, что нормативный акт начал работать в марте, но новые правила осуществления расчетов вводились с 1 января того же года. Говоря юридическим языком, корректировки законодательства получили обратную силу.

В результате у управляющих организаций появилась необходимость сделать перерасчет по отоплению именно по основному руководящему в таких вопросах документу – 354 постановлению. Выполняется он стандартным способом – определяется сумма переплаты, которая затем вычитается из платежей собственника квартиры.

Оплата за теплоснабжение рассчитывается по одной из двух формул в зависимости от того, начисляется она только в отопительном сезоне или равными долями на протяжении всего года. Полученная цифра при отсутствии ОДПУ тепла умножалась на повышающий коэффициент 1,5. Для наглядности назовем ее «Сумма 1». Для того чтобы пересчитать плату за отопление, эту цифру нужно поделить на тот же размер ПК. Так получится величина оплаты без отмененного коэффициента, которую назовем «Сумма 2». При вычитании второй суммы из первой и получится та самая переплата, которую требуется возвратить потребителю.

Для наглядности приведем упомянутые расчетные формулы на рисунке.

Изменения правил расчета произошли в марте, а значит, потребители уже успели оплатить коммуналку за первые два месяца года. Перерасчет платы за отопление им потребовалось произвести за январь и февраль, так как эти два месяца в формулу подставлялся повышающий коэффициент. В марте при расчетах ПК уже не применялся.

РАСЧЕТЫ ЗА ОТОПЛЕНИЕ ПРИ ВЫХОДЕ ИЗ СТРОЯ ОДПУ

До 1 января 2017 года расчет платы за отопление при выходе из строя ОДПУ законодательно не был урегулирован. Споры между УО и РСО об определении объема поставленной в МКД энергии суды разрешали по-разному. О том, какие позиции занимали судьи ранее, как правильно считать плату с 1 января 2017 и в каких случаях применяют повышающие коэффициенты, .

Особенности возврата переплаты задним числом

По действующим правилам исполнители коммунальных услуг не должны возвращать излишне уплаченные суммы собственникам помещений наличными средствами или в безналичной форме. Такая переплата зачисляется на лицевой счет потребителя и учитывается при оплате последующих расчетных периодов.

Возвратить образовавшуюся переплату управляющая компания может двумя способами:

  • снижением величины оплаты за тепло в следующие месяцы (или в следующем отопительном периоде, если плата выставляется только в холодном сезоне);
  • уменьшение размера задолженности потребителя за теплоснабжение, если она имеется.

Не всегда переплату удается зачислить сразу после того, как произведен перерасчет за отопление. В такой ситуации остаток учитывается при будущих платежах. Описанный порядок возвращения можно считать общим, так как в ПП № 354 никакого особого порядка для подобных случаев не предусматривается. По каким правилам нужно возвращать излишне начисленные средства за коммунальные услуги, говорится в пунктах 61, 99, 102 и 155 (2) правительственного постановления.

ПП № 232 от 27 февраля 2016 года не устанавливает конкретного срока, в течение которого должны быть возвращены денежные средства из-за вступивших в силу изменений. В то же время исполнитель КУ не имеет права удерживать деньги дольше положенного времени. Он должен в полном объеме учитывать их при оплате отопления за следующие периоды.

В некоторых случаях зачет излишне уплаченных сумм приходилось переносить на осень 2017 года. Например, мартовские счета некоторые потребители успевали оплатить до того, как был произведен перерасчет платы за отопление. В апреле УК уже учитывала переплату, но весь ее размер за один расчетный период выбирался не всегда. Если отопительный сезон на этом заканчивался, и плата за отопление летом не начислялась, то остаток суммы переносился на осень. В целом все добросовестные исполнители КУ учли переплату января-февраля до конца 2017 года, и этот вопрос был закрыт.

С отопительного сезона 2016-2017 гг. Екатеринбург перешел на новый порядок расчетов за тепло, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации № 354.

Порядок расчета за отопление в жилых и многоквартирных домах
(в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг
(в ред. от 28.12.2018)

В 2019 году законодатели пересмотрели подход к расчетам за отопление. Если раньше начисления по приборам учета проводились только в случае, если дом оборудован общедомовым прибором и 100% помещений оборудованы индивидуальными приборами, теперь показания индивидуальных счетчиков будут учитываться в любом случае.

Также будут учитываться ситуации, когда в схеме дома заложены помещения, которые не подключены к централизованной системе отопления.

Первые счета, рассчитанные по новым правилам, жители Екатеринбурга увидят в феврале.

По сути, в итоговую сумму за отопление, которую мы видим в квитанции в соответствующей строке, теперь входит условно две составляющие: часть, которая приходится на индивидуальное потребление, и часть, которая распределяется между всеми помещениями пропорционально площади - общедомовое потребление.

Формально законодатель не разделяет услугу на индивидуальное потребление и потребление в целях содержания общего имущества, поэтому в квитанции по-прежнему останется одна строка. Однако формула учитывает эти две составляющие.

При расчетах за отопление возможны следующие ситуации:

1. Дом оборудован общедомовым прибором учета.

a) Во всех квартирах (и нежилых помещениях) есть индивидуальные приборы учета отопления.

В этом случае для жителей ничего не изменилось. Начисления проводятся с учетом показаний индивидуального и общедомового приборов ежемесячно. Сумма для каждого собственника складывается из объема, рассчитанного по показаниям индивидуального прибора учета в его квартире. Сумму объемов тепла по всем жилым и нежилым помещениям вычитают из общего объема (определенного по показаниям общедомового прибора учета) - и распределяют остаток на всех собственников пропорционально площади помещений.

b ) Индивидуальных приборов учета нет ни в одном помещении дома.

В порядке начислений ничего не изменилось. Объемы по общедомовому прибору учета будут распределяться по всем лицевым счетам пропорционально площади помещений.

с) Индивидуальный прибор учета установлен в одной и более квартирах (или нежилых помещениях).

В этом случае порядок расчетов значительно изменился. Если раньше в этом случае показания индивидуальных приборов учета НЕ применялись для начислений вообще. То есть учитывались только показания общедомового прибора учета, а объемы потребления распределялись на всех собственников пропорционально площади помещений.

То теперь формула учитывает индивидуальное потребление в квартирах и общедомовый остаток.

Как проводятся расчеты?

Для квартир с приборами учета индивидуальная часть рассчитывается по показаниям этих приборов. Для квартир без счетчиков тепла - используется средний объем тепла на квадратный метр, рассчитанный исходя из потребления в квартирах со счетчиками.

Далее объем во всех помещениях, рассчитанный по показаниям приборов учета и по среднему коэффициенту на м 2 , вычитается из объема, поставленного в дом. Так определяется остаток, который распределяется в «общедомовую часть» пропорционально площади жилого помещения.

Важно помнить, что все эти операции заложены в новые формулы (изучить формулы можно в разделе «Полезная информация/Порядок расчетов за отопление»). В квитанции же потребитель получает единую строку с начислениями за отопление.

2. Дом НЕ оборудован общедомовым прибором учета.

Фактически принцип начислений не изменился. Начисления проводятся исходя из нормативов потребления, утверждённых органами местного самоуправления.

3. В доме есть помещения, не подключенные к центральной системе отопления (с установленными индивидуальными источниками тепловой энергии или без отопления вообще, что указывается в технической документации дома).

Раньше в этом случае по закону начисления проводились для всех собственников. Если квартира была официально не подключена к системе центрального отопления, начисления все равно могли проводиться в полном объеме, так как иное не предусматривалось Правилами предоставления коммунальных услуг.

Теперь же формула, в которую заложены условные «индивидуальная часть» и «общедомовая часть», дает возможность не проводить начисления за обогрев квартиры без централизованного отопления, а оставить только часть, которая приходится на общедомовые нужды.

Какие есть ситуации в этом случае?

a ) В доме с общедомовым прибором учета и индивидуальными приборами не во всех помещениях.

Для квартир с приборами учета применяются объемы по счетчикам.

Для квартир без счетчиков применяются средние объемы потребления на квадратный метр помещения, определенные по данным из квартир, оборудованных приборами учета.

Для квартир, не подключенных к центральной системе отопления, начисления проводятся только из «общедомовой части» - пропорционально площади жилых помещений.

При этом объем, который раньше мог распределяться на такие помещения (несмотря на то, что по факту потребления тепла не было), теперь будет переходить в «общедомовую часть» и распределяться на всех жильцов - пропорционально площади квартиры.

b) В доме БЕЗ общедомового прибора учета тепла.

Для квартир с центральным отоплением начисления проводятся по нормативам потребления

Для квартир, не подключенных к центральной системе, по формуле выделяется «общедомовая часть», счет за которую выставляется в квитанции.

Тарифы и Нормативы

Постановлением правительства РФ № 603 от 29 июня 2016 года предложило различные варианты оплаты отопления. О некоторых нюансах население уже оповещено. Отдельные так и остались непонятны.

Итак, напомним, с 1 июля 2016 года уже официально перестали действовать Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, по котором россияне жили в соответствии с постановлением правительства РФ № 307. В некоторых регионах начали жить по-новому раньше, но теперь это стало обязательным для всех.

Постановление вышло 23 мая 2006 года и провозглашало платежи в течение календарного года. Было довольно много возмущений по поводу того, что за тепло приходится платить летом, а также в первый месяц осени и в последний месяц весны, когда услуга не оказывается. В итоге, 6 мая 2011 года шестой пункт Постановления правительства РФ № 354 отменил действие 307-го законодательного акта. Отмена была назначена на текущий год - 2016. Причём, практически ежегодно в это Постановление вносились поправки. Последний раз это случилось в декабре 2015 году.

Незадолго до этого регионам дали право самим решать, каким образом собирать платежи - в течение всего года или только в отопительный период. Новый закон провозглашает такую очередность: услуга сначала предоставляется, потом оплачивается. Но, опять-таки, разрешаются варианты. И даже можно вернуться к старой системе - по многочисленным просьбам населения и по решению региональных властей. Подобные просьбы, кстати, уже появились. Не всех устроил переход на оплату по факту потребления. Ведь при новой системе появляется большая разница в платежах.

Размер платежа зависит от температуры воздуха на улице. В холодные месяцы платежи, естественно, резко выросли и никому это не понравилось. В некоторых регионах уже начались призывы платить, к примеру, как раньше, равномерными платежами, а потом ресурсоснабжающая организация сделает перерасчет. Законодатель, в принципе, разрешает и такую систему расчетов. Правда, уже не позволяет своевольничать и назначать различное количество месяцев для распределения таких платежей. Теперь они должны делиться не на семь, к примеру, месяцев, а на двенадцать. И, конечно, это касается в первую очередь многоквартирных домов, в которых так и не появились приборы учета тепла.

Отметим, что законодатель не обязывает устанавливать счётчики в ветхих, аварийных объектах, подлежащих сносу или капитальному ремонту в ближайшие годы, а также в многоквартирных домах, где тепловая нагрузка меньше 0,2 гигакалорий. Избавлены от этой обязанности и МКД, где технически невозможно установить прибору учета. Все остальные будут платить по повышенному тарифу. По закону стоимость тепла у «нормативщиков», которые могли, но не захотели поставить прибор учета тепла, должна вырасти весьма существенно. На деле во многих регионах этой настоятельной рекомендацией пока воспользоваться не спешат, принимая во внимание и без того тяжелое положение населения.

В постановлении № 354 есть отдельные пункты по размеру оплаты за отопление, сказано о необходимости корректировки расчетов. Прописаны формулы подсчёта повышающего коэффициента к отдельным категориям собственников. Учтена и смена исполнителя коммунальной услуги по отоплению. И выход из строя общедомового прибора учета тепловой энергии. Если это случилось: сломался, кончился срок эксплуатации, украли, то через два месяца плата будет взиматься по нормативу.

Решение о способе оплаты коммунальной услуги принимается субъектом РФ за год до начала отопительного сезона, во время которого нужно будет перейти на выбранный способ. При изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению исполнитель осуществляет корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 1 квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты.

Подчеркнём, собственники жилья не могут выбрать на собрании способ оплаты отопления. Это не допускается нормами жилищного законодательства.

Правила № 354 устанавливают запрет на предъявление потребителям коммунальных услуг к оплате стоимости сверхнормативного объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в расчетном периоде, в котором образовался такой сверхнормативный объем. Возмещение исполнителям коммунальных услуг выпадающих доходов осуществляется за счет средств, получаемых им в качестве оплаты за соответствующие оказываемые услуги.

Согласно 354-му Постановлению Правительства РФ, владельцы многоквартирных домов получили ряд преимуществ, касающихся оплаты потребления ЖК услуг. Например, граждане имеют право обратиться с заявлением, содержащим требование выполнить перерасчет за отопление. Знание своих прав и выполнение обязанностей поможет потребителю избежать конфликтных ситуаций с поставщиком услуг, и вести самостоятельный контроль потребления и оплаты.

Долгое время проверка и перерасчет оплаты за потребление коммунальных благ проводились только в случаях, обязывающих потребителей доплачивать за предоставленные услуги. Конституционные права граждан РФ грубо нарушались. На самом деле, исполнитель может выполнять перерасчет за отопление каждый год в удобное для него время. Для перерасчета используют установленные формулы и правила.

Корректировка оплаты

Ежегодная корректировка оплаты за поставляемые услуги должна обязательно проводиться поставщиком. Если таковая не проводилась, жилец имеет право требовать проведения перерасчета.

Стоимость услуг отопления – одна из самых больших статей расхода за потребление услуг ЖКХ. Понятное желание каждого потребителя – сэкономить.

Собственники квартир многоквартирных домов оплачивают поставку тепла из расчета за каждый м 2 в период сентябрь – май. Сумма формируется произведением установленного регионального тарифа на общую площадь квартиры.

Если в помещении не установлены приборы учета теплопотребления, расчет оплаты проводит организация-поставщик услуги. Порядок расчета установлен Постановлением Правительства РФ.

Для потребителей более выгоден и прозрачен учет услуг по общедомовому счетчику. Именно показания прибора учета позволяют контролировать расход потребления и понимать, почему происходит колебание ежемесячной суммы оплаты.

Выявленная при перерасчете разница между суммой, полученной с потребителя и суммой, выплаченной ресурсоснабжающей организации, возвращается домовладельцу. Перерасчет оплаты за теплопоставку проводят, вне зависимости от наличия приборов учета в помещении.

Обратившись с требованием перерасчета, стоит помнить, что этот процесс охватывает весь период сезона отопления. Некоторые компании идут на хитрость, проводя перерасчет только за месяц май, когда теплопоставка была прекращена.

Перерасчет в пользу поставщика

Невыполнение оговоренных обязанностей потребителем дает право компании-поставщику произвести самостоятельный перерасчет в сторону увеличения суммы оплаты. Именно факт нарушения потребления тепла (игнорирование сроков поверки, повреждение пломб счетчика, несанкционированное нарушение целостности трубопровода) определяет формулу перерасчета.

Повреждение пломбы на счетчике ведет к перерасчету оплаты по нормативам потребления с учетом количества, проживающих человек на обозначенной жилплощади. Несанкционированная врезка или иное самостоятельное вмешательство, нарушающее целостность функционирования учета прибора также проводится на основании общих нормативов. Кроме того, подобные действия со стороны потребителя могут иметь более серьезные последствия. Например, применение административных санкций.

Перерасчет в пользу потребителя в 2018-2019 году

Исходя из положений нового постановления, можно отметить ряд нарушений со стороны поставщика, которые являются основанием для проведения перерасчета оплаты за поставку тепла:

  • в период теплопотребления температура помещения не должна быть ниже 18°С (угловое помещение 20°С);
  • в регионах со среднесуточной температурой ниже -31°С, общепринятые показатели увеличивают на 2°С;
  • время аварийного прекращения теплопоставки не должно быть больше 16 часов единовременно и 24 часов суммарно за месяц (если во время отключения температура помещения была выше 12°С перерасчет не производят);
  • установленные нормы температурного режима допускают отклонения ±4° (понижение температуры допустимо только в ночное время не больше чем на 3°).

Отклонение от вышеуказанных норм служит основанием для перерасчета теплопотребления.

То есть основанием для перерасчета является:

Основанием для перерасчета может стать и длительное отсутствие потребителей в квартире.

Что потребуется

Перед тем как обратиться с требованием перерасчета в управляющую компанию, нужно подготовить следующую информацию:

  • квитанции об оплате теплопотребления за период перерасчета (если квитанция была утеряна, ее может заменить выписка от соответствующей организации);
  • запросить в управляющей компании карточки теплоучета;
  • информация о площади помещения и общий метраж всех жилых и нежилых комнат многоквартирного дома.

Чтобы зафиксировать оказание некачественных услуг, управляющая компания осуществляет проверку помещения. Если представители компании проигнорировали просьбу о проведении экспертизы, проверку проводят самостоятельно. Все необходимые измерения, подтверждающие нарушения, совершают в присутствии двух свидетелей и фиксируют данные в акте:

  • дата, время, показатели температуры в помещении;
  • период отсутствия или нарушения теплопоставки.

Зафиксированные временные показатели в акте являются началом отчета периода нарушения. После составленный документ передают в управляющую компанию.

Доказательством длительного отсутствия жильца в помещении могут стать:

  • транспортные билеты и счета;
  • командировочные листы;
  • больничные выписки;
  • документ о временной регистрации в другом месте;
  • копия загранпаспорта с отметками въезда и выезда;
  • выписка садово-дачного товарищества.

Порядок и сроки

Потребитель передает заявление с требованием перерасчета услуг подачи тепла за время его отсутствия в соответствующую организацию не позже окончания месячного срока с момента прибытия. Расчет происходит по строго установленному порядку. Управляющая компания рассматривает акты при подаче заявления на перерасчет, который будет проведен на 6 месяцев.

До 1 июля 2016 года корректировка платы за отопление при внесении ее равномерно в течение календарного года было предусмотрено прежними Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, действие которых неоднократно продлевалось, но наконец прекратилось. Одновременно Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 в актуальные Правила предоставления коммунальных услуг были внесены поправки, согласно которым оплата отопления равномерно в течение календарного года стала равноправным способом наряду с оплатой в течение отопительного периода. Каким образом теперь должна проводиться корректировка платы? В чем отличие от порядка, который применялся ранее? Такой вопрос поступил в редакцию от читателя. Давайте разбираться.

Формулы не изменились

Порядок оплаты отопления прописан в п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг. В данном пункте нет положений о проведении корректировки платы. Они приведены в п. 3(2) Приложения 2 к Правилам.

где P k.пр – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год ;

S i – общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в МКД;

S об – общая площадь всех жилых и нежилых помещений в доме;

P fn.i – общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в МКД за прошедший год.

Как видим, данные формулы идентичны тем, которые приведены в прежних Правилах предоставления коммунальных услуг и использовались до 01.07.2016. Однако разница в правовом регулировании все-таки есть. В пояснениях к действующим в настоящее время формулам даны весьма конкретные указания.

Прежде всего, расчетным периодом является год. Учитывая указание на I квартал года, следует прийти к выводу, что речь идет о календарном годе. Таким образом, плата за отопление за месяцы с января по декабрь 2017 года должна рассчитываться исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за 2016 год.

Корректировка платы за отопление представляет собой разницу между суммарной платой за отопление за все месяцы 2017 года и платой за отопление, определенной исходя из показаний ОПУ за тот же период. Если в течение года повышался тариф, для корректировки это никаким особым образом не учитывается, поскольку формула 3(2) оперирует итоговыми показателями в рублях.

Период корректировки – I квартал

Корректировка платы проводится в I квартале года, следующего за расчетным. То есть плата за отопление за 2017 год должна быть скорректирована в платежном документе за январь, февраль или март 2018 года.

Таким образом, если корректировка ожидается в пользу потребителей и ее сумма не была отражена в платежных документах за первые три месяца года, следующего за расчетным, потребитель вправе обратиться к исполнителю за пояснением и в письменной форме потребовать уплаты штрафа за необоснованное завышение размера платы за коммунальные услуги на основании ч. 6 ст. 157 ЖК РФ (см. Н.М. Софийской “Штрафы за неправильный расчет платы за КУ” на с. 60).

Корректировка платы за отопление если ОПУ выходил из строя

Условия проведения корректировки – внесение платы равномерно в течение календарного года (согласно решению региональных властей) и наличие в течение всего расчетного года исправного ОПУ тепловой энергии.

Если в течение года ОПУ выходил из строя или был утрачен, каким образом можно определить показатель P k.пр, необходимый для корректировки? Ранее Минстрой России полагал, что в случае отсутствия сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год размер платы за отопление определяется с учетом нормативов потребления и корректировка размера платы за отопление не производится (Письмо от 12.11.2014 N 25263-ОД/04).

Обратим внимание, что в пояснениях к формуле 3(2) нет отсылок к п. 59 , , Правил предоставления коммунальных услуг, в которых описывается порядок расчета платы за отопление при выходе прибора учета из строя (кстати, такие ссылки есть в пояснениях к формуле 3(4) , посвященной корректировке платы за отопление в случае, когда дом оснащен ОПУ и во всех помещениях в нем установлены ИПУ тепловой энергии). Тем не менее в аналогичных ситуациях правовое регулирование должно быть одинаковым. Кроме того, судебная практика, сложившаяся по вопросу расчетов на основании прежних Правил предоставления коммунальных услуг, говорит о возможности проведения корректировки с учетом среднемесячного объема потребления (нормативов потребления). Выше мы установили, что актуальные формулы совпадают с ранее действовавшими, поэтому, полагаем, можно применять данные принципы более широко, тем более что они не нарушают права потребителей (не предполагают выставление платы в большем размере, чем предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг).

Судебный акт Описание ситуации Вывод арбитров
Постановление АС ЗСО от 14.01.2016 N Ф04-28496/2015 по делу N А46-2846/2015 В течение 2013 года расчет платы за отопление в МКД осуществлен исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. Однако в период с августа по декабрь 2013 года ОПУ в МКД отсутствовал в связи с его демонтажем для проведения государственной поверки. Допуск к эксплуатации узла учета тепловой энергии после поверки ОПУ в доме состоялся 11.02.2014 При отсутствии сведений об объемах потребления тепловой энергии за истекший год общество должно было произвести корректировку платы за отопление за 2013 год по нормативу потребления
Постановление АС УО от 20.12.2016 N Ф09-10157/16 по делу N А71-2879/2016 В 2014 году плата за отопление начислена по среднемесячным объемам потребления за 2013 год. В период с 08.09.2014 по 16.11.2014 ОПУ не допущен к эксплуатации Поскольку ОПУ установлен и допущен к повторной эксплуатации, ТСЖ правомерно провело корректировку платы за отопление с учетом объема потребления тепловой энергии на отопление МКД, предъявленного РСО, и объема тепловой энергии, оплаченного потребителями

Иначе говоря, если в начале года исполнитель имел все основания для расчета платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления за прошедший год, а впоследствии ОПУ вышел из строя, корректировка должна быть проведена несмотря на то, что показатель P k.пр невозможно определить именно по данным ОПУ. Следует воспользоваться иными расчетными величинами (среднемесячным объемом потребления в первые три месяца, нормативом потребления в последующие месяцы).

Тем более это логично, поскольку цель корректировки – приведение объема тепловой энергии, оплачиваемого потребителями, в соответствие с объемом, поставленным в дом в целом. А РСО имеет возможность определять такой объем в доме, оснащенном ОПУ, при выходе его из строя, утрате и др. в соответствии с пп. “в(2)” п. 21 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, содержание которого соотносится с содержанием п. 59(1)

Разъяснения аналогичного характера дал Минстрой России в прошлогоднем Письме от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04, выпущенном в связи с принятием Постановления Правительства РФ N 603:

“Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3(1) и из Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с п. 42(1) , и Правил предоставления коммунальных услуг”.

При этом, очевидно, перекладывать на потребителей оплату повышающего коэффициента 1,1 (установлен пп. “е” п. 22 Правил заключения договоров ресурсоснабжения) исполнитель не имеет права.

мена потребителя в течение расчетного года

На практике многие (если не все) исполнители коммунальных услуг, которые рассчитывают плату за отопление равномерно в течение календарного года с ежегодной корректировкой, столкнулись с тем, что собственник квартиры, купивший ее в расчетном году, не желает уплачивать полную сумму корректировки (доначисление в пользу УК), а согласен внести лишь часть платы пропорционально времени владения квартирой в году, за который осуществляется перерасчет. УК этот вариант невыгоден, поскольку для получения суммы корректировки, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, необходимо установить его новое место жительства. В связи с этим получить деньги во внесудебном порядке становится весьма сложно. Но и при судебном взыскании необходимо иметь информацию о месте жительства должника. Она должна быть указана в заявлении о вынесении судебного приказа (п. 3 ч. 2 ст. 124 ГПК РФ), в противном случае судья возвратит заявление (п. 3 ч. 1 ст. 125 ГПК РФ).

Тем не менее взыскивать с нового собственника сумму корректировки в части, приходящейся на период владения квартирой прежним собственником, незаконно. Так, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента наделения его правом собственности на помещение. Исключение составляют взносы на капитальный ремонт: при переходе права собственности на помещение в МКД к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт МКД, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Способ исчисления платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год с последующей корректировкой (доведением до фактического объема потребления по итогам расчетного года) – это вариант, принятый для удобства расчетов. Цель – обеспечить оплату фактического объема тепловой энергии равномерно в течение года. Поэтому представляются вполне обоснованными рекомендации Минстроя России из Письма N 28483-АЧ/04: “Если в течение года корректировки произошла смена потребителя коммунальных услуг по отоплению, исполнитель проводит корректировку размера платы за коммунальные услуги по отоплению каждому потребителю за расчетные периоды в году корректировки, в которые у каждого потребителя возникали обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями ст. 153 ЖК РФ”.

Неправильно было бы считать, что гражданин, купивший квартиру после окончания отопительного периода, вообще не должен оплачивать корректировку платы за отопление за год приобретения квартиры. В случае равномерного внесения в течение года плата за отопление и стоимость фактически оказанной услуги в разрезе каждого месяца не совпадают (а при расчетах в течение отопительного периода и при наличии в доме ОПУ – совпадают). При этом у собственника возникает обязанность по внесению платы за отопление, а не по оплате фактически оказанных услуг. Также есть обязанность уплачивать часть суммы корректировки платы за отопление. К примеру, если в доме отсутствует ОПУ и плата рассчитывается исходя из норматива потребления, новый собственник не имеет оснований отказаться от внесения платы за услугу, которая ему фактически не была оказана (если он владел квартирой только в течение неотопительного периода).

Некоторые исполнители полагают, что могут произвести корректировку платы за отопление за часть расчетного года на дату перехода права собственности. Это удобно, поскольку нередко одной из обязанностей продавца по договору купли-продажи квартиры является полная уплата долгов за жилищно-коммунальные услуги. Однако насколько это законно? По мнению автора, данный подход не подкреплен положениями нормативно-правовых актов. Прежде всего, корректировка проводится в определенный момент – в I квартале следующего года, а не на дату перехода права собственности. Кроме того, и это главное, необходимый для корректировки показатель – размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний ОПУ, установленного в МКД, за прошедший год. В течение расчетного года соотношение платы, исчисленной по среднемесячному потреблению за прошлый год, и фактической платы может колебаться (быть как положительным, что вызывает корректировку платы в пользу потребителей, так и отрицательным, что указывает на необходимость ее корректировки в пользу исполнителя). Итоговый результат, позволяющий соблюсти требования Правил предоставления коммунальных услуг, известен только по окончании расчетного года. Именно поэтому корректировка, произведенная на любую дату в течение года, может быть оспорена.

Корректировка платы за отопление если произошла с мена исполнителя в течение расчетного года

Еще один вопрос того же рода: каким образом проводится корректировка платы за отопление, если в течение расчетного года поменялся исполнитель коммунальной услуги?

В соответствии с пп. “а” п. 25(1) Правил заключения договоров ресурсоснабжения в редакции Постановления Правительства РФ N 603 в случае принятия органом государственной власти субъекта РФ решения об осуществлении оплаты отопления равномерно в течение календарного года объем ресурса, подлежащего оплате по договору ресурсоснабжения, определяется для МКД, оснащенного ОПУ, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям ОПУ за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний – исходя из норматива потребления) с учетом корректировки один раз в год до стоимости объема тепловой энергии, потребленного за прошедший год и измеренного коллективным ОПУ, определенной в порядке, установленном п. 22 данных Правил. Иначе говоря, исполнитель ведет с РСО расчеты за отопление точно так же, как и с потребителями.

Вместе с тем на момент прекращения договора управления и прекращения договора ресурсоснабжения с соответствующим управляющим МКД фиксируются показания ОПУ (пп. “д(1)” п. 18 Правил заключения договоров ресурсоснабжения), осуществляются расчеты за фактически поставленный в период управления домом объем тепловой энергии. Поэтому вполне законно стремление УК, утратившей право управления домом, получить от потребителей плату за объем фактически оказанной до прекращения договора управления коммунальной услуги по отоплению.

В Письме Минстроя России N 28483-АЧ/04 дано такое разъяснение: корректировка размера платы за отопление проводится каждым исполнителем соответственно объемам тепловой энергии, поставленным в МКД, жилой дом в расчетные периоды предоставления коммунальной услуги по отоплению соответствующим исполнителем, в году корректировки и применяемым таким исполнителем тарифам на тепловую энергию в соответствующие расчетные периоды, а также с учетом положений п. 59(1) и Правил предоставления коммунальных услуг.

Однако не уточняется, в какой момент прежний управляющий может провести корректировку: на дату прекращения управления или в I квартале следующего года? Полагаем, что ответ на данный вопрос может быть приведен в тексте договора управления либо решения общего собрания о смене управляющего (выборе нового способа управления). Очевидно, что прежнему управляющему в целях обеспечения как можно более полной и скорой оплаты выгодно включить суммы корректировки в платежный документ за последний месяц периода управления домом. В пользу данного варианта можно привести следующий аргумент: поскольку правоотношения между исполнителем и потребителем завершились, объем тепловой энергии, фактически поставленной в дом на момент прекращения правоотношений, известен. Удержание потребителями стоимости отопления свыше предъявленной к оплате означает их неосновательное обогащение за счет прежнего управляющего и потому должно быть произведено. Это общее правило, справедливое и для других ситуаций: когда корректировка размера платы за отопление должна быть проведена в пользу потребителей, когда прежний управляющий не вправе удерживать отчисления в фонд текущего ремонта и, соответственно, когда собственники помещений обязаны оплатить прежнему управляющему ремонтные работы, стоимость которых была согласована, но полностью не возмещена до прекращения управления домом.

Также вполне жизнеспособным является еще один вариант, описанный в Постановлении АС ВВО от 20.09.2016 N Ф01-3635/2016 по делу N А28-143/2016. Прежняя УК предоставила новой копии ведомостей учета тепловой энергии по ОПУ за месяцы ее управления домом, сообщила размер среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год, который использовала для расчета платы в начале расчетного года. А новая УК (агент) приняла на себя обязательство по перерасчету платы за отопление по лицевым счетам домов, ранее находившихся под управлением прежней УК (принципала). Доказательств, свидетельствующих о взыскании с жильцов дома платы в большем размере, чем это предусмотрено законодательством, в материалах дела не имеется.

Сравнив положения прежних и действующих сегодня правил предоставления коммунальных услуг в части проведения корректировки платы за отопление в случае внесения платы равномерно в течение года при наличии в доме ОПУ тепловой энергии, мы увидели, что формулы не изменились, а это дает основания применять старые наработки и сегодня. Одновременно в пояснениях к новым формулам уточнены некоторые вопросы, которые ранее не были урегулированы и вызывали разногласия. Так, корректировка проводится всегда в I квартале года, следующего за расчетным, среднемесячный объем потребления считается за прошедший календарный год. Пояснения Минстроя с учетом правоприменительной практики позволяют прийти к выводу, что при смене потребителя и исполнителя в течение года корректировка проводится для каждого из них за период фактического владения помещением и управления домом соответственно. Если в течение расчетного периода ОПУ временно не эксплуатировался, но начисление платы исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за прошедший год в определенных месяцах было законным, корректировку провести необходимо.