Интересные методические игры для педагогов. Представление членов жюри

Цель : способствовать повышению интереса педагогов к рассматриваемой проблеме, творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства.

Участники игры: инструктора по ФК, воспитатели дошкольных групп

Сценарий игры:

1 . Организационный момент.

В зале полукругом стоят 3 стола и стулья для участников деловой игры. Ведущий, обращается к участникам:

Уважаемые коллеги, продолжением нашего с вами общения сегодня станет деловая игра, посвященная проблеме формирования интереса к физической культуре и спорту у детей дошкольного возраста. Но прежде, чем мы начнем, я предлагаю вам обратить внимание вот на этот столик с предметами и выбрать себе один из них. О том, для чего нужны нам эти предметы и действительно ли их можно использовать только так, а не иначе, мы узнаем в конце нашей сегодняшней игры.

Рядом с ведущим стоит столик, на котором разложены различные предметы: мяч, ручной эспандер, кубок, кокошник для подвижной игры, лента, медаль и др.

Ведущий предлагает всем присутствующим выбрать по одному предмету из тех, что разложены на столе, и занять место за любым из трех столов - получается три команды.

2. Представление команд «Визитная карточка»

После того, как участники игры, выбрав предметы, рассядутся за столы, слово берет ведущий. Он обращает внимание гостей на то, что они все расположились за тремя столами, образовав тем самым три команды.

А раз есть команды, значит, у нее должно быть название и капитан. Предлагаю вам, выбрать капитана, придумать название команды и представиться команде соперников.

Участники команд выбирают капитанов, придумывают приветствие и название. Идет представление команд.

3 . Ведение в тему игры.

После того, как представление команд закончилось, слово берет ведущий.

Деловая игра, как известно, это в определенной степени репетиция деятельности педагога. Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах, встав на место ребенка, его родителей или коллеги. Сегодня все вместе мы попробуем проиграть те способы, которые способствуют формированию интереса у детей к занятиям физической культурой и спорту.

Актуальность данной темы заключается в том, что, в современном мире на детей ложится большая психологическая нагрузка, быстрый темп жизни требует выносливости и хорошей физической формы, в то время как доля физического труда человека в быту и в производстве все более снижается. Задача всех взрослых научить ребенка культуре физического воспитания, приучить его к тому, что поддержание спортивной формы - это естественный и постоянный процесс. Тогда ребенок в дальнейшей жизни будет воспринимать физическую нагрузку, как часть нормального образа жизни.

Педагоги дошкольных учреждений, как известно, используют разнообразные способы формирования у детей положительного отношения к физической культуре и спорту.

Давайте все вместе, попробуем их перечислить. Для этого каждый из вас, по - очереди, должен будет закончить следующую фразу «Я воспитываю интерес детей к физической культуре и спорту через….» (ежедневную утреннюю гимнастику; через совместные спортивные занятия; через совместные подвижные игры; прогулки в парк, походы в лес, на стадион; совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов; совместных физкультурных праздников, развлечений, соревнований; взаимодействие с родителями; покупку ребенку спортивного инвентаря; создание дома спортивного уголка; встречи с известными спортсменами и т.д.)

Ведущий проводит игру «Закончи предложение» с помощью мяча. Каждый участник, начиная с ведущего, берет в руки мяч, произносит начало предложения, заканчивает его собственным высказыванием и передает мяч следующему игроку.

После проведения игры, ведущий предлагает участникам авторские материалы для стендовой консультации по теме «Воспитание интереса детей к занятиям физической культурой и спортом»

Ведущий продолжает:

Как известно, интерес - это осознанное избирательное положительное

отношение человека к чему-либо, побуждающее его проявлять активность для познания интересующего объекта. В связи с этим в интересе выделяют эмоциональный и познавательный компоненты. В дошкольном возрасте большее значение имеет эмоциональный компонент интереса.

Именно поэтому педагоги ДОУ стараются подобрать или придумать такие формы работы с детьми, которые были бы интересны детям, максимально эффективны, и что сегодня немаловажно, основывались на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

Команды вытягивают листочки с указанием конкретного живого существа («рыба», «медведь», «орел»), придумывают комплекс упражнений и под руководством капитана его демонстрируют.

Поскольку наша сегодняшняя игра посвящена воспитанию интереса детей к физической культуре и спорту. Мы закрепим и пополним свои знания по данной теме. Ведь чтобы о чем-то рассказывать детям, к чему-то формировать их интерес, педагогам необходимо самим в достаточной мере владеть познавательной информацией.

Ведущий раздает командам кроссворды, с разными вопросами, но одним ключевым словом. Команды разгадывают кроссворды, находят и выделяют в них ключевое слово «интерес»

Ведущий продолжает, обращаясь к командам:

Интерес детей к занятиям физической культурой можно также формировать и с помощью разыгрывания небольших этюдов спортивной тематики. Такие пантомимы подарят детям массу радостных эмоций и познавательной информации. Например, информацию об обратной стороне спорта, как в нашем следующем задании.

«Штангист, который не успел отпрыгнуть от штанги», «Горнолыжница, не успевшая убежать от снежной лавины», «Гимнаст, неудачно упавший мимо батута», «Футболист, мяч которого не попал в ворота» и т.д.

Команды вытягивают листочки с указанием названия скульптурной композиции и всей командой ее создают.

Интересу детей к физической культуре способствуют различные игры-соревнования, как на личное, так и на командное первенство.

Каждому капитану предлагается сделать по 5 бросков по кольцебросу правой рукой с расстояния 2-х метров.

Капитаны по - очереди делают броски по кольцебросу.

Уважаемые участники команд, в начале игры каждый из вас выбрал себе предмет. О том, для чего нужны эти предметы знает каждый из вас. А вот, как использовать эти предметы для того, чтобы вызвать у ребенка интерес и сформировать положительное отношение к физическим упражнениям и спорту вы и попробуете сейчас подумать и рассказать другим.

Каждый участник, по - очереди, высказывает мысли о вариантах использования данного предмета с целью заинтересовать ребенка занятиями спортом и физкультурой. Заканчивает конкурс ведущий, предлагая свои варианты использования выбранного предмета - картинки с изображением разных видов спорта.

9. Подведение итогов игры

Ведущий благодарит участников за плодотворное сотрудничество и напоминает педагогам слова Василия Александровича Сухомлинского:

«Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие каждого»

Приложение

Кроссворд № 1

Вопросы:

  1. Строевая команда
  2. Беговые, фигурные, хоккейные… О чем речь?
  3. Спортивная командная игра
  4. Гонки на академических судах
  5. Лицо, временно переменившее место жительства с познавательной, спортивной целью
  6. Специалист в определенном виде спорта
  7. Величина противоположная глубине


Кроссворд №2

Вопросы:

1. Сооружение для водных видов спорта
2. Победитель соревнований
3. Прибор для измерения физической силы
4. Напольное покрытие, используемое в тренажерных залах, стадионах и спорткомплексах (мн.число)
5. Гири для ручных силовых упражнений

Кроссворд № 3

Вопросы:

1. Вдающийся биолог, анатом, антрополог, врач, педагог, создатель
научной системы физического воспитания, прогрессивный общественный деятель России
2. Один из видов основного движения (бросание предмета)
3. Религия восточных единоборств
4. Народная игра (часто используется в дошкольных учреждениях)
5. Синоним «реквизита»
6. Гири для ручных силовых упражнений
7. Развлечение, забава, увеселение. Радостное времяпрепровождения
8. Малоподвижный вид спорта, где даже ходят исключительно сидя
9. Малыш, которому еще рано заниматься серьезными видами спорта
10. Голкипер
11. Площадка для ног, которая держится на колесах и имеет руль

Деловая игра для воспитателей детского сада на тему «Особенности игр в дошкольном возрасте»

Деловая игра для воспитателей "Особенности игр в дошкольном возрасте"

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение новых игр в работе с детьми; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе; раскрывать творческий потенциал каждого педагога
Ход деловой игры:
Сегодняшнюю деловую игру хочется начать словами известного педагога В.А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире». Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, формирования полезных навыков и пр. Игра – Это форма жизни дошкольника.
А сейчас немного разомнемся:
1. Как спрыгнуть с десяти метровой лестницы и не ушибиться? (надо спрыгнуть с нижней ступеньки)
2. Какой месяц короче всех? (Май – три буквы)
3. Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет говорить)
4. Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (все)
5. Что распускается весной: деревья, население, партии и союзы?
6. Кто спасает зайцев от весеннего половодья: Дед Мазай, дед Мороз, МЧС России?
7. Что Красная шапочка несла бабушке: акции Газпрома, пирожки, слабительное?
8. Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
Задание 1
И начнём нашу деловую игру с задания «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
Вопросы к обсуждению:
Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? (в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс», «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры, всё зависит от игровых предпочтений детей)
Назовите условия, необходимые для развития игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации)
Допустима ли в игре регламентация (установление правил) и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
Задание 2
Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста и способствует всестороннему развитию личности ребенка. А вот значение и роль игры мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю выбрать одну из карточек и ответь на поставленный вопрос, как вы об этом думаете.
1. В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
2. Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?
3. В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение. В игре развивается воображение.
Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.
Задание 3
Сейчас мы вам предлагаем проявить свои творческие способности. Вам предложены различные предметы, а вы должны придумать варианты использования этих предметов в игре.
Упражнение «Забавный штурм»
Инструкция: педагогам предлагается какой-нибудь подручный материал, каждая команда должна придумать варианты его использования в игре.
Задание 4
При организации, руководстве и проведении игр многие из вас сталкивалось с определёнными проблемами, которые вам требовалось решить. Мы думаем, для вас не будет сложностей выполнить наше следующее задание «педагогические ситуации»
Ситуация 1: Детям для игр дали старые, потертые кубики, а из нового строительного материала воспитатель построила высотное задание. «Это для оформления игрой новой комнаты, дети еще маленькие, плохо строят - пусть учатся!» - объясняет воспитатель. ...На полке красуется великолепный сервиз для кукол, но дети его не берут. «Эти игрушки брать нельзя! Они для занятий!» - объясняют дети. И поэтому достают старенькую посуду и сервируют для кукол стол.
Вопросы:Нужен ли в группе материал, «дразнящий детей»? Какие требования предъявляются к подбору игрушек в
группе? Были ли у вас в детстве любимые игрушки, и почему Вы их любили?
Ситуация 2: Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести эту игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы: Объясните, почему не получилась игра? Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли?
Ситуация 3: Во время умывания дети расшалились, стали играть в «фонтанчики», пускать мыльные пузыри, а уже подходило время завтрака.
Вопросы:Как должен поступить воспитатель? Как бы вы поступили?
Задание 5
А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра»
Вопросы к кроссворду:
По горизонтали
1. Ход игры по - другому? (содержание)
2. Любимая самостоятельная деятельность детей? (игра)
3. Вид спортивной игры с использованием мяча? (футбол)
4. Старинная настольно-печатная игра? (лото)
5. Необходимый компонент игры- без чего не начнёшь игру? (замысел)
6. Первая игрушка малыша? (погремушка)
7. Место покупок в быту и в игре? (магазин)
По вертикали
1. Игры, обогащённые жизненным опытом? (сюжетные)
4. Современный лёгкий детский конструктор? (лего)
8. Атрибуты как для подвижной, так и для театрализованной игры? (маски)
9. Разговор между двумя лицами? (диалог)
10. Что распределяют между собой участники игры? (роли)
11. Пособия для организации сюжетно-ролевой игры? (атрибуты)
12. Спутник жизни детей? (игрушка)
13. Свод требований, предъявляемый к кому-то, к чему-то? (правила)

Задание 6 - домашнее задание
Наша деловая игра подошла к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир.

Семинар для воспитателей ДОУ

Цель и задачи игры . Расширять и обобщать знания по теме «Игра как основной вид деятельности дошкольников»; уточнять знания о видах игр, формах, методах и приемах работы с детьми; посредством игрового моделирования создать условия для проявления творческой инициативы; вызвать осознание необходимости знакомиться с опытом коллег для повышения качества своего профессионального труда; знакомить с новой методической литературой по игре.

Оборудование. Настенный алфавит с кармашками для заданий, где вместо букв Ъ, Ь, Ы, Ё, Й помещены лица-эмоции, все остальные буквы имеют расшифровку (например, А – азартная игра, Б – быстрая, В – вредная, Г – грандиозная игра и т.д., а в ходе игры воспитатели будут давать определения, что это за игры, как они это понимают.)

Карточки красного, синего, зеленого цвета (не менее 10 штук каждого цвета) – ими обозначаются буквы и задания для каждой команды и гостей. Полоски с заданиями, разложенные в кармашки (33 штуки). Настенный планшет, куда будут крепиться высказывания выдающихся личностей об игре. Мольберт, указка, два колокольчика, две коробки с бросовым материалом. Стендовая информация, которая будет служить подсказкой во время игры. Тематические газеты «Хорошо, когда с утра начинается игра», которые создавали дети, воспитатели и родители (стихи, рисунки, рассказы, сказки, коллажи т.д.). Проекты сюжетно-ролевых игр на бумаге (паутинки).Ведущий.
Хорошо, когда с утра
Начинается игра!
Смех, веселье, беготня,
Когда играет ребятня.
Позавидуешь детишкам:
И девчонкам, и мальчишкам.
Взрослым хочется играть,
Да нужно меру соблюдать.
Но сегодня день особый,
Собрались мы неспроста.
И у взрослых, и у взрослых,
Начинается игра!
Перед вами вот висит
«Игровой алфавит»!
В правила игры вникайте,
Что за чем запоминайте!
Не скучайте, не ленитесь
И в игру нашу включитесь.
Что ж, друзья, встречать пора
Команды «Букварь» и «Азбука»!
Звучит музыка, команды входят в зал и рассаживаются за столы.

Ведущий.
Чтоб команды оценить,
Жюри нужно пригласить.
Чтоб не сбиться нам со счета
И очки все подсчитать,
Счетную комиссию нужно выбирать.

Что ж, начнем!

Правила игры. Жюри оценивает команды по трехбалльной шкале за все выполняемые задания. Команды по очереди отвечают на вопросы и представляют выполненные задания.Время выполнения заданий (в зависимости от сложности) от 1 до 5 минут.Гости имеют право участвовать в игре. Выбор заданий для гостей делает ведущий. В каждой команде может участвовать от 6 до 12 педагогов.

Мозговой штурм (разминка). Командам надо внимательно посмотреть на игровой алфавит и объединить буквы в пары по ассоциациям, противоположным или аналогичным. Назвать не менее трех пар.Помощник ведущего расставляет цветовые карточки с заданиями по парам букв, определенных командами. Команда «Букварь» – красные карточки, команда «Азбука» – зеленые, гости и болельщики – синие карточки. Команда, которая готова отвечать первой, оповещает ведущего колокольчиком, что дает право на выбор игрового задания, т.е. очередной буквы.

Первое задание: команде «Букварь» – найти противоположное значение, команде «Азбука» – найти аналогичное значение. Команды называют пары, помощник расставляет карточки.
Второе задание выполняется на основе домашнего задания. Каждый участник должен найти, какие определения игре давали известные люди. Команды зачитывают определения по очереди, внимательно слушая друг друга и не повторяясь. Помощник ведущего прикрепляет высказывания на планшет. Каждая команда должна придумать свое определение игре и зачитать его. На это дается 1 минута. Пока команда готовится, гости подбирают слова-определения: какими могут быть игры на букву Щ (например, щепетильная, щадящая, щедрая) – и поясняют, что это за игры.
Раскрыть этапы становления сюжетно-ролевой игры, которые готовят ребенка к коллективной игре: команде «Азбука» по Е. Кравцовой, команде «Букварь» по Д. Эльконину.
Изготовление образных и шумовых игрушек. Представление образной игрушки
стихотворением, песней, танцем, мимикой, пантомимой, образом и т.д. Озвучание стихотворения при помощи шумовых самодельных игрушек из бросового материала. Время на изготовление игрушек – 5 минут.

Команде «Букварь» предлагается стихотворение «Лягушата».


На зелененькой опушке –
ква-ква-ква! –
Собрались, сидят лягушки –
ква-ква-ква!
«Мух ловить – ням-ням-ням! –

Очень вкусно нам, нам, нам!
А потом по лужам прыгать –
шлеп-шлеп-шлеп!».
Ох, веселый, лягушата,
лягушачий вы народ!

Команде «Азбука» предлагается стихотворение «Дождик».

Закачались деревья, зашумела трава –
Ша-ша-ша, ша-ша-ша!
На деревьях запела, заиграла листва –
Ла-ла-ла, ла-ла-ла!

И по небу прокатился шалунишка громкий гром –
Бом-бом-бом!
И закапали капели, тихо песенку запели –
Кап-кап-кап!
Вот по крыше, по стеклу –

Кап-кап-кап!
По крылечку моему –
Кап-кап-кап!
Все сильнее, все сильней лягушатам веселей!

Хи-хи-хи! Да ха-ха-ха! Вот какая красота!

Игра «Ромашка» со зрителями «Чему учится ребенок в игре?» (раздать лепестки ромашки и маркеры всем желающим гостям, после выполнения задания выложить ромашки на ковре и зачитать, какие знания, умения и навыки получает ребенок в процессе игры).

Представление командами игрушек.

5. Фрагмент занятия с использованием концептуальной позиции «Право ребенка на игру».

Основа – домашнее задание. На показ фрагментов занятий отводится 8–10 минут. Задание для гостей и болельщиков.«На игровом алфавите вы видите лица-эмоции. Какое вам больше всего нравится? (Веселое.) Чтобы ваше настроение было таким же веселым, послушайте гимн воспитателей».
Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны огромной,
О которой мы поем.
Каждый день наполнен смехом,
Удивленьем, красотой,
Пониманьем и вниманьем,
Удивительной игрой.
И в эту страну все спешит
И спешит детвора.
Их мамы и папы
За ручку приводят сюда.
В стране этой самой веселой,
Встречают их сказкою новой.
Страна эта в сердце всегда

Зовется «Детсадия»!

6. Игра с карандашами.
Ведущий. Внимание! Вот символы, к которым нужно подобрать как можно больше игр (настольно-печатных, подвижных, интеллектуальных, сюжетно-ролевых и др.), подходящих к выбранным символам, например игры к символу «круг» – «Ловишка из круга», хороводные игры, настольно-печатная игра «Дроби» и т.д. На подготовку отводится 3 минуты.

Команды делают выбор. Пока команды заняты, гости отвечают на вопрос: чем сюжетно-ролевые игры отличаются от театрализованных?

7. Представление проектов сюжетно-ролевых игр «Пароход», «Больница» (паутинки, альбомы с фотографиями, детские рисунки и т.д.).

8. Блиц-опрос.

Блиц-опрос для команды «Букварь»
Действия ребенка с игрушкой. (Игра.)
Как называются игры, в которых дети максимально используют свой запас знаний, мыслительные способности?(Интеллектуальные игры.)
Назовите любую экологическую игру. (С какого дерева какой листочек?)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы матрос, капитан, кок? (Пароход.)
Кто автор этого высказывания «Игра – это детство, а детство – это игра»? (В.А.Недоспасова.)
О существовании каких двух миров говорил в своем открытии Ж. Пиаже? (Мир детей и мир взрослых.)
Как называются игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия куклу, действуя при этом в двух планах, то есть за себя и за куклу? (Режиссерские игры.)
Как называются предметы, которые заменяют ребенку игрушку? (Предметы-заместители.)
Старший дошкольник в игре больше нуждается в пространстве или игрушках? (В пространстве.)

Блиц-опрос для команды «Азбука»
Как называется любимое занятие детей с игрушками? (Игра.)
Кто автор высказывания «Мы играем не потому, что мы дети. Но само детство нам дано для того, чтобы мы играли»? (Карл Гросе – немецкий психолог.)
Назовите любую подвижную игру с мячом. (Ловишка за кругом.)
В какой сюжетно-ролевой игре задействованы визажист, мастер по прическам, клиент, кассир. (Парикмахерская.)
Как называются игры, во время которых дети могут без вмешательства взрослых придумывать сюжеты игр, распределять роли, менять игровую среду?(Самостоятельные.)
Кто считал, что «игра – это сфера страданий детей, которая находится по ту сторону удовольствия»? (Зигмунд Фрейд.)
Сколько этапов развития сюжетно-ролевой игры, по мнению Кравцовой, должен пройти ребенок, чтобы быть готовым к коллективной игре? (Пять этапов.)
Что является «сердцем игры»? (Роль.)
В каких играх дети уходят в мир, где сбываются все детские мечты? (Творческие.)
Задание обеим командам

Составить слова из букв, отмеченных на «Игровом алфавите» цветовыми карточками, буквы могут повторяться. Постараться составить слова, относящиеся к теме «Игра».

На педсовете можно использовать такие разновидности деловых игр:

  • тренинги — закрепление профессиональных навыков;
  • научно-исследовательские — изучение различных методик по конкретным направлениям;
  • проектировочные — составление собственного проекта, плана действий, алгоритма деятельности и его защита;
  • управленческие — воспроизведение конкретных управленческих функций;
  • организационно-деятельные — моделирование прежде неизвестного содержания деятельности;
  • ситуативные — воспроизведение конкретной ситуации;
  • имитационные — копирование действий определенного персонажа с последующим проведением анализа его поведения;
  • операционные — воспроизведение определенных оперативных действий во время урока;
  • инсценировка — постановка, воспроизведение обстановки и эмоций.

Процесс проведения деловой игры охватывает четыре основных этапов.

  • Вступительная часть — ознакомление с теоретическим материалом по теме.
  • Разработка модели игры — определение целей и задач игры, составление сценария и инструкции к проведению, определение прогнозируемых результатов.
  • Проведение игры — имитация реальной ситуации, поиск решений, организация коллективной дискуссии.
  • Подведение итогов игры — анализ хода игры, оценка достигнутых результатов и значения.

Приведем несколько наиболее популярных деловых игр, которые можно использовать при проведении педсоветов.

Мозговая атака

Деловая игра «Мозговая атака» используется при необходимости проведения поиска идей, разработки путей решения проблем. Основной принцип такой игры — высказывать мысли, которые возникают сразу же после оглашения темы обсуждения. Можно озвучивать самые неординарные предложения, а вот критика услышанных мнений недопустима.

Для проведения игры необходимо . Первая группа — это «генераторы идей». Задача участников за короткий период времени предложить максимум вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом нельзя допускать обсуждения возникающих идей. Все озвученные мысли должны быть зафиксированы в полном объеме. Можно записывать или использовать диктофон.

Вторая группа является «аналитиками». Их задание проанализировать полученные списки предложенных вариантов. Участникам данной группы добавлять свои идеи не разрешается. В результате работы этой группы должны быть отобраны наиболее подходящие и разумные предложения, которые потом озвучиваются всему коллективу.

После прохождения первого этапа игры группы должны поменяться ролями. Далее игра проходит по тому же сценарию.

Продуктивная деловая игра

Такая игра является разновидностью «мозговой атаки». С ее помощью удается выявить существующие проблемы и наметить способы их устранения, которые впоследствии можно внести в проект решения педсовета или программный документ образовательного учреждения.

Для проведения игры коллектив делится на ролевые группы: учителя, ученики, родители, администрация. Первый этап работы групп имеет условное название «негатив». Ведущий объявляет тему игры, и участники каждой группы должны продолжить предложение «Меня не устраивает в …». Все озвученные мнения протоколируются, а эксперты, изучив все записи, классифицируют их и формулируют наиболее актуальные проблемы.

После этого приступают ко второму этапу игры — наработка «позитива». Группа экспертов озвучивает выявленные проблемы, а участники групп теперь высказывают свои идеи относительно вопроса «Что вы можете предложить?».

Третий этап предполагает коллективную работу. Необходимо из всех предложенных идей выбрать наиболее продуктивные мнения и принять совместное решение. В результате разрабатывается программа по совершенствованию образовательной практики.

Защита инноваций

Данная разновидность деловой игры проводится для обсуждения особенностей педагогических инноваций, и принятия решения о целесообразности их применения. Она также предполагает организацию групповой работы.

Каждой группе дается предварительное задание: ознакомиться с сутью и опытом ее применения. Им необходимо составить лаконичное описание данной инновации и представить рекомендации по ее использованию на практике. Результаты своей работы группы презентуют на педсовете.

Для выступления среди участников выбираются исполнители таких ролей:

  • автор-новатор — озвучивает передовые идеи и их суть;
  • оптимисты — последователи новатора, пропагандисты и защитники инновационных идей;
  • пессимисты — скептики и консерваторы, которые озвучивают негативные моменты в практике использования инновационных методов;
  • реалисты — эксперты-аналитики, которые, взвесив все положительные и отрицательные стороны инновационной технологии, делают выводы и подводят итог.

Возможно и другое распределение ролей: учитель — ученик — родители или учитель — администрация — общественность и т.д.

В завершение игры после знакомства со всеми предложенными инновациями, принимается решение о том, какие именно технологии целесообразно внедрять в практику работы коллектива. Также возможно создание творческих групп, которые должны будут реализовывать утвержденные задания.

Игры - телешоу

Довольно продуктивным является проведение педсоветов в виде игр телешоу. Например, можно провести заседание в форме игры «Что? Где? Когда?». Команде знатоков будут предлагаться видеофрагменты уроков, и их задание определить . Группа авторов будет подтверждать или дополнять их ответы.

Группа экспертов фиксирует не только количество правильных ответов, но и инновационные формы, которые демонстрировали педагоги. В завершение подводится итог о степени использования инновационных технологий в образовательном учреждении.

Можно использовать и другие типы ток-шоу: «Минута славы» (для презентации передового педагогического опыта), «Большая стирка» (для анализа педагогических ситуаций), «Модный приговор» (для анализа открытого урока и предложение рекомендаций по исправлению его недостатков) и т.д.

Тренинг — это особый вид игры, который организовывается не столько для проигрывания и анализа ситуации, сколько для отработки правильных моделей поведения, совершенствования профессиональных навыков. Тренинги проводятся для:

Тренинги включают в себя различные упражнения:

Рассмотрим пример проведения педсоветов - тренингов.

Тренинг «Инновационная деятельность как путь саморазвития педагога»

Проходит по следующему плану.

Организационный этап

  • Вступительная беседа — объявляется тема и задачи педсовета, правила коллективной работы.

Мотивационный этап

  1. Упражнение «Ожидания» — каждый участник должен назвать свое имя и качество своего характера, первая буква которого совпадает с первой буквой имени. После этого нужно озвучить свои ожидания от тренинга.
  2. Упражнение «Притча» — ведущий рассказывает притчу о короле, который хотел выбрать себе министра.

Король предложил испытание, чтобы выбрать достойного на пост министра. Собралось множество людей. Он подвел всех к двери в дальнем углу сада. Дверь была огромная. «Кто сможет открыть ее?» спросил король.

Придворные по очереди выходили вперед, оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно.

Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

После прослушивания проводится обсуждение:

  • Почему многие не захотели попробовать открыть?
  • О каких чертах характера свидетельствует поступок последнего придворного?

Ведущий и другие участники приходят к выводу: нельзя всецело оценивать ситуацию, ориентируясь только на ощущения, всегда важно проверять свои ощущения на практике. Поэтому во время тренинга им будет предложено не только ознакомиться с теоретическим материалом и высказать свое мнение об инновационных технологиях, но и попрактиковаться в некоторых видах инновационной деятельности.

  • Упражнение «Я рисую инновацию» — педагоги объединяются в группы и каждая группа должна изобразить инновацию в человеческом облике. При этом участникам нельзя разговаривать между собой.

После проводится демонстрация каждого рисунка и его обсуждение. Сначала все зрители высказывают свои ощущения от картинки, а потом авторы рисунка рассказывают, что они хотели передать в своей работе.

  • Упражнение «Коррекция эмоционального состояния» — проводится путем составления сенкана или на тему «Инновация». После прослушивания получившихся стихотворений нужно обсудить негативные мнения об инновациях, которые могут прозвучать.

Теоретический этап

  1. Теоретическое ознакомление с процессом инновации проводится на основе обсуждения ситуаций из сказки «Царевна-лягушка». Участникам педсовета будет предложено сопоставить сюжет сказки с основными этапами инновационного процесса.

Выберите для себя одно отрицательное эмоциональное состояние и проследите:

— В какой ситуации герои испытывали его?

— Каким способом в сказке пытались его преодолеть?

— Предположите, что бы произошло:

  • если бы царь-отец не дал сыновьям такое задание…
  • если бы царевич Иван поддавался своим сиюминутным желаниям…
  1. После этой беседы подводится итог с помощью упражнения «Неоконченное предложение»:
  • Катализатором инновационной деятельности является… (появление проблемы).
  • Вспомогательными факторами в инновационном процессе являются… (нравственные черты характера, быть смелым и т.д.).
  • Итогом инновационной деятельности является… (радость, достижение целей).
  1. Теоретический доклад.

Практический этап

  • Интерактивная игра «Карусель» — в процессе групповой работы (записывать свое мнение на листе бумаги и передавать его по кругу) участники педсовета выделяют основные этапы инновационной деятельности.
  • Упражнение «Зеркало» — педагогам предлагается услышать «Негативные убеждения» об инновациях и превратить их в аффирмации (намерено сформулированные позитивные мысли, которые повторяются для того, чтобы заменить негатив).

Рефлексивный этап

  • Упражнение «Дружественная ладошка» — все участники получают лист бумаги, на котором обводят свои ладошки. Для этого выбирают такой цвет, который отразит их впечатление от тренинга. На ладошке каждый пишет свое имя и передает листок своим коллегам по кругу. Все на ладошках пишут пожелания друг другу в процессе осуществления инновационной деятельности.

Тренинг заканчивается обменом мнениями о ходе педсовета и принятием решения о порядке проведения инновационной деятельности в школе.

Повышение профессионального мастерства педагогов является одной из важнейших задач методической работы в ДОУ. Очень важно найти такие формы работы, которые развивали бы у воспитателя детского сада потребность в самосовершенствовании, пополнении своих знаний и умений, побуждали к активной творческой деятельности. Хочу предоставить вашему вниманию деловую игру в форме «Пойми меня!» как одну из форм работы с педагогами на тему: «Формирование творческих способностей педагогов по технологии ТРИЗ - РТВ».

Ход игры:

1.Представление и приветствие команд (название, девиз)

2. Представление членов жюри. Проведение жеребьевки.

Ведущий: Для того чтобы начать наш I дин, необходимо установить очередность: я читаю стихи, вы их заканчиваете, кто правильно все сделает, будет начинать первым.

Стихи-рифмовки:

Иглы колкие торчат прямо с детства у... (ежат)

В аквариум чистой водицы нальешь, плавать, плескаться будет там... (ерш)

Через горы и леса в край родной летит... (птица)

Устают, наверно, скулы грызть орехи у …(белки)

Из цыпленка вышел толк вырос бравый храбрый... (петух)

Звонок цокают подковы на копытах у... (коня)

Ведущий: Напоминаю правила I дина: я задаю по очереди три слова каждой команде. За 30 секунд члены команды, начиная с первого, пытаются объяснить по цепочке друг другу заданное слово, не произнося его (допускается использовать жесты). За правильность ответов жюри начисляет один балл. Тот, кто уже поучаствовал, становится в конец команды. Надеваем наушники, отворачиваемся друг от друга. Слова для первой команды на листке (вытаскивает участник сам, текстом внутрь).


Слова для первой команды - физкультура, прогулка, экологический центр.

Слова для второй команды - экология, тихий час, план.

Жюри подводят итог I дина.

Ведущий: Правила этого дина коренным образом отличаются от первого: я задаю по два слова каждой команде, у вас имеются листы и маркеры и 40 секунд. Первый член команды объясняет слово своему соседу, но тот не должен произносить ни слова вслух, но может использовать мимику, жесты, чтобы переспросить. Как только он поймет, о чем идет речь, пишет слово на листке и переворачивает его, не перевернуть лист - ошибка, затем, стучит по плечу следующего игрока и пытается объяснить то, что он понял от первого. Ну вот, собственно и все, надеваем наушники.

Слова для первой команды - игрушка, занятие.

Слова для второй команды - ручей, Башкирия.

Жюри подводят итог II дина.

5. Третий дин

Ведущий: Я задаю каждой команде по одному слову, капитан называет 4 ассоциации, возникающие у него с этим словом. После этого я называю слово вслух для всех членов команды. Каждый игрок, начиная со второго, называет в свою очередь собственные ассоциации в течение 5 секунд, после этого он обязан передать право названия ассоциаций следующему члену команды и так далее. Количество очков выставляется в соответствии с количеством ассоциаций членов команды, совпавших с ассоциациями капитана команды.

Слово для первой команды - Стерлитамак.

Слово для второй команды - ребенок.

Жюри подводят итог III дина.

6. Четвертый дин

Ведущий: К этому дину вы готовили домашнее задание - рисовали несуществующее животное на формате A3, сейчас ваша задача обменяться рисунками с соперниками и за 20 секунд рассказать и представиться от лица этого животного. Жюри оценивает оригинальность, артистизм, воображение представителя команды.

Жюри подводят итог IV дина.

7. Награждение команд

Победившей команде - грамоту, проигравшей - сертификат участника.

8. Заключение

Ведущий: Что удавалось лучше: формулировать понятия или угадывать слова? Какие методы и приемы были использованы в игре из технологии ТРИЗ-РТВ? (метод ассоциаций, мозговой штурм, рисуночный тест, эмпатия, логическая цепочка, стихи-перевертыши ).

Ведущий: Какие вы используете приемы в своей работе с детьми по формированию творческих способностей, развитию логического мышления, воображения (метод гирлянд и ассоциаций, хорошо - плохо, прямая аналогия, ММЧ, метод фокальных объектов, средства моделирования ).

Ведущий: И, напоследок, проведем игру «Открытый микрофон» - участник берет в руки микрофон и говорит, что ему понравилось или запомнилось в процессе совместной деятельности.

О себе: Мой педагогический стаж - 15 лет, 6 лет в данной должности, пока нигде раньше не печаталась, хорошо, что появились такие порталы и сайты, куда можно посылать накопленный материал, да еще за свою работу можно получить диплом участника всероссийского масштаба. Спасибо, надеюсь на продолжительную и плодотворную работу.