Интересные факты о почве. Занятие в старшей группе ДОУ «Знакомство с почвой Свойства и состав почвы для детей

Природа наградила наш мир почвой, которая является основополагающим критерием существования всего живого на Земле. Из почвы мир получает все жизненно необходимые элементы. Именно поэтому ее нужно оберегать, удобрять и избавлять от негативных факторов.

Почва в природе

Почва является одной из главных составляющих педосферы - геофизической оболочки планеты.

Основной функцией почвы, как отдельного элемента в природе, является обеспечение жизни в целом. Ведь именно она дает возможность существования, роста и размножения всему живому - различным микроорганизмам, экосистемам, растениям, животным, человеку.

Почва является основой для образования всех жизненно необходимых элементов - воды и элементов минерального питания в виде химических соединений.

Пример: 1) растение в горшке с песком; 2) растение в горшке с глиной; 3) растение в горшке с почвой

Почва является не только необходимым условием для жизни на Земле, но и также следствием этой жизни.

Почва необходима для запаса энергии. Именно в ней проходят процессы фотосинтетической деятельности растительного мира. Примером такой деятельности является использование человеком огромного количества топлива, пищи и кормов, образующихся в недрах земного покрова. Уголь, газ, нефть, торф - все это следствие фотосинтетических процессов.

Почва играет большую роль в природе. Она обеспечивает безостановочное взаимодействие геологического и малого биологического обмена веществ. Круговорот кислорода, углерода, азота осуществляется именно через нее. Через почву эти элементы поступают в корни растений, создавая необходимые условия для пищевых цепочек. Таким образом она регулирует состав атмосферы и гидросферы.

Почва регулирует различные процессы, происходящие в природе. Одним из них является биосферный процесс. Роль почвы в этом процессе - стабилизация плотности и продуктивности всего живого на Земле.

Земельные ресурсы в жизни человека

Земельные ресурсы - земли, используемые человеком в хозяйственной деятельности.

Земельные ресурсы определяются по нескольким критериям. Огромную роль играет рельеф определенной местности. Он может быть удобен, не удобен или непригоден для осуществления конкретной деятельности. Равнинные территории подходят для взращивания культурных пород или определенной обработки. Горная и бугристая местность не достаточно удобна для орошения или удобрения растительных пород. А есть территории, на которых невозможно заниматься какой-либо целенаправленной деятельностью - расчлененные овраги, каменистые возвышенности, болота и другие.

Плодородие земельных ресурсов также важно для осуществления человеческой деятельности. Хороший почвенный покров сможет напитать все растения достаточным количеством необходимых веществ и элементов.

Почва и земельные ресурсы играют важную роль в жизни человека. Именно из почвы мы получаем все необходимое для жизни - пищевые ресурсы.

Земельные ресурсы помогают в осуществлении сельскохозяйственной деятельности и лесоводства. Также земля является источником строительных материалов, благодаря которым строятся современные сооружения.

Загрязнение окружающей среды почвы

Практически каждый вид деятельности человека наносит огромный вред почвенному покрову. Промышленные отходы черных и цветных металлов, отходы химической промышленности, органические химические соединения, продукты неорганической химии - все это сказывается на качестве почвы и земельных ресурсов.

Предприятие, не устанавливающие очистительные фильтры, выбрасывают в атмосферу диоксид серы, оксид углерода, пыль, золу, дым, сульфаты и нитраты.

Предприятия, занимающиеся простым органическим синтезом, оставляют отпечаток на почве. Они выбрасывают технологические отходы, которые не перерабатываются в условиях естественной среды.

Производство высокомолекулярных соединений сказывается на состоянии почвы. При осуществлении подобной деятельности в природу попадают мономеры, катализаторы, растворители, стабилизаторы, пластмасса, резина и другие вещества, загрязняющие окружающую среду почвы.

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного изучения темы «Почва и её состав». В ходе этого занятия вы сможете познакомиться с главным свойством почвы - плодородием. Учитель расскажет о составе почвы, благодаря которому растения могут получать из нее элементы, необходимые для своего роста.

Если в стакан с водой опустить кусочек сухой почвы, как объяснить появление пузырьков воздуха в воде? Этот опыт показывает, что в состав почвы входит воздух.

После того как опустить почву в стакан с водой, нужно размешать и дать ей отстояться. С помощью пипетки берется несколько капель этой воды и помещается на предметное стекло. Теперь нужно нагреть стекло над огнем свечи. После испарения воды на стекле остался тонкий белый налет, это минеральные соли. Этот опыт показал, что почва содержит минеральные соли, которые могут растворяться в воде.

Можно положить почву в крышечку, затем следует ее нагреть над пламенем свечи. Над почвой держится стекло. Стекло сначала становится влажным, а потом на нем появляются капельки воды. Это вода, которая содержится в почве, при нагревании она испаряется. Водяной пар поднимается вверх, встречает на своем пути холодное стекло, охлаждается и превращается в мельчайшие капельки воды (рис. 2).

Рис. 2. Опыты над почвой ()

Этот опыт показывает, что в почве присутствует вода. Если продолжать нагревать почву, то вскоре появится дым и неприятный запах. Это сгорает часть почвы, которая состоит из перегнивающих остатков растений и мелких животных. Это составная часть почвы - перегной. Если очень долго прокаливать почву на огне, то перегной полностью сгорит и почва приобретет серый цвет. Это доказывает, что перегной придает почве темный цвет.

Если вы опустите немного почвы в стакан с водой, перемешаете и дадите отстояться, то увидите, как на дно осядет слой песка, поверх него - слой глины, а сверху слой темного цвета - это перегной. Это доказывает, что в почве содержится песок и глина (рис. 3).

Рис. 3. Опыты над почвой ()

Каковы же результаты проведенных опытов и наблюдений? Мы узнали, что в состав почвы входят воздух, вода, минеральные соли, перегной, песок и глина.

В почве всегда есть и живая природа: корни растений, бактерии, дождевые черви, муравьи, жуки-навозники и многие другие. Они грызут корни растений, что-то измельчают, перетаскивают, собирают.

Что же получают растения из почвы? Во-первых, воздух, корни растений дышат воздухом, который находится в почве. Во-вторых, воду. Растения вместе с водой поглотают питательные вещества. Остатки погибших растений и животных перерабатывают бактерии и насекомые, которые находятся в почве. Так, почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений. Кроме того, животные, обитающие в почве, рыхлят ее, и в почву лучше проникают воздух и вода.

Когда говорят, что земля - кормилица, имеют в виду почву. Растения берут из почвы воду и растворенные в ней питательные вещества. Растениями питаются очень многие животные. Насекомые едят корни растений, стебли, листья (рис. 4), зерноядные птицы лакомятся плодами. Растительный корм поедают коровы, лошади, лоси.

Растительноядные животные становятся добычей для хищников. Следовательно, хищные животные зависят от плодородия почв.

Человек на земле выращивает зерновые, овощные, бобовые, плодово-ягодные и декоративные растения. Плодородная почва обеспечивает людей одеждой из хлопка и льна, домашних животных - кормом, а они дают человеку молоко, мясо, яйца, мед, шерсть и многие другие продукты. Почва - это важнейшее богатство страны, поэтому земледельцы заботятся о повышении ее плодородия и охраняют ее.

Как люди заботятся о почве? Для того чтобы почва лучше пропускала воздух и удерживала воду, ежегодно ее перекапывают и рыхлят. При осенней перекопке после сбора урожая комья земли не разбиваются, зимой между ними задерживается снег, поэтому весной почва лучше пропитывается водой. Рыхлят почву весной, перед самым посевом (рис. 5). В рыхлой земле лучше прорастают семена, быстрее пробиваются наружу ростки, хорошо развивается корневая система.

Рис. 5. Рыхление почвы ()

В почве очень мало растворенных солей, поэтому необходимо ежегодно пополнять запасы солей. На заводах производят удобрения, которые содержат все необходимые для роста растений минеральные соли. Но есть и очень хорошие природные удобрения, это торф и навоз. Их наносят на почву осенью. Чем богаче почва перегноем, тем она плодороднее. Благодаря темному цвету, почва лучше прогревается под солнечными лучами.

Что наносит вред почве? Вред почве причиняют овраги (рис. 6), сильные ветры, ливневые дожди, колеса проезжающих автомобилей, бытовой мусор. Но люди научились бороться с оврагами, например, их склоны распахивают не вдоль, а поперек.

Ростки задерживают воду, и она не стекает вниз по склону и не размывает почву. Еще, чтобы остановить рост оврагов, высаживают кустарники и деревья на вершинах и склонах оврага. В тех местах, где сильные ветры частые, люди высаживают лесозащитные полосы и сеют травы.

Сегодня на уроке вы получили знания о составе почвы. Также вы узнали значение почвы для жизни человека.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Krugosvet.ru ().
  2. Zaiko-mich.narod.ru ).
  3. Схемо.РФ ().

Домашнее задание

  1. Каково главное свойство почвы?
  2. Состав почвы?
  3. Как люди заботятся о почве?

Орг. момент.

Повторение.

Д/и «Знаем, знаем»

Введение.

О каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая»:

«Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая существует и на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется?»

Ребята, вы уже догадались, о чем идет речь?

После ответов детей, на фланелеграфе появляются иллюстрации почв.

Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте.

Кто это?

Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам?

Это не простой крот, а ученый.

Крот: Здравствуйте, меня зовут Умняшка, и принес я вам письмо с правильным ответом.

Ребята, неужели мы с вами ошиблись и неправильно разгадали сказку – загадку?

Умняшка: молодцы!

Что мы подразумеваем под словом Земля?

После ответов детей, воспитатель вешает табличку.

А что такое почва, где находится, из чего состоит, как образовалась мы сегодня и попытаемся узнать.

Изучение нового материала:

1. Что такое почва.

У.: Я вам помогу разобраться, но для этого необходимо вспомнить, как устроена наша планета Земля. Что у нее внутри.

Где же находится почва?

- Какой вывод можем сделать?

Почва – верхний слой земной коры.

Ребята, вспомните, какой самый главный секрет почвы? Чем она отличается от камней?

Что мы с вами узнали о почве?

После ответов детей, на доске появляется соответствующая табличка.

У.: плодородие – главное свойство почвы. Толщина почвы может быть от 2 – 3 см до 150 – 200 см

Воспитатель демонстрирует соответствующие полоски.

2. Физ. минутка

П/и «Выращиваем дерево».

3. Свойства почвы.

Ребята, давайте внимательно рассмотрим почву. Что мы можем о ней сказать?

У.: Я вам подскажу, посмотрите на мои карточки – подсказки.

Легко ли проходит палочка в почву?

Какая она?

После ответов детей появляется соответствующая табличка.

Какой вывод можем сделать?

4. Состав почвы.

У.: ребята, а вы экспериментировать любите? Я вам предлагаю побыть маленькими исследователями! Готовы?

Возьмите лупы, небольшое количество почвы. Рассмотрите почву под лупой и попробуйте предположить из чего состоит почва? Какого она цвета? Имеет ли она определенный запах?

1) Опыт №1.

У.: А теперь я вам предлагаю взять небольшой кусочек почвы и опустить его в воду.

Что вы видите?

Откуда в воде появились пузырьки?

У.: Верно, какой вывод можно сделать?

2) Опыт №2.

Положите комочек почвы на бумагу, прижмите ее плотно к листу.

Что вы видите? Что получилось?

О чем «говорит» нам это пятно?

У.: я вам предлагаю пройти к экспериментальному столу и нагреть немного почвы.

Ребята, что мы должны увидеть, если при нагревании мы над почвой будем держать стеклышко?

Воспитатель проводит опыт, и дети убеждаются в правильности своих предположений.

Ребята, какой вывод можем сделать?

После вывода на фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

Итак, мы с вами определили, что в почве есть вода и воздух.

3) Опыт №3.

Воспитатель продолжает нагревать почву.

Что вы видите, чувствуете?

Как вы думаете, почему появился неприятный запах и дым? Знаком ли вам этот запах? Из чего состоит почва?

При затруднении или неправильном ответе, педагог предлагает поджечь высушенный лист дерева.

Похожи ли запахи?

О чем это говорит?

Вы совершенно правы. В почве находятся остатки умерших растений и животных, которые образуют перегной.

На фланелеграфе появляется соответствующая табличка.

Итак, из чего состоит почва?

У.: перегной придает почве темный цвет. Плодородие почвы зависит от перегноя. Чем его больше, тем плодороднее почва.

4). Опыт №4.

У.: это еще не все составные части почвы. Давайте посмотрим, что еще входит в состав почвы. Для этого мы прокалим почву до серого цвета.

Во время проведения опыта воспитатель комментирует:

Такой цвет образуется после сгорания перегноя. А теперь давайте оставшуюся почву поместим в стакан с водой и перемешаем.

Что мы видим?

На дне стакана осел песок, а сверху слой глины.

Какой вывод можем сделать?

После выводов, дети вешают на фланелеграф соответствующую табличку.

Итак, мы сегодня узнали, что почва состоит из….

Ребята, как вы думаете, какие компоненты жизненно необходимы для жизни растений?

У.: есть еще один важный компонент. Хотите узнать какой? Поможете мне? Помните, как мы в самом начале занятия опускали в воду кусочек почвы?

Она уже хорошо настоялась, поэтому мы можем взять капельку воды и нагреть эту капельку.

Ребята, что произойдет с водой?

Что останется на ложке?

5) Опыт №5.

Воспитатель нагревает воду. После испарения дети наблюдают белый налет.

Что у нас осталось?

При затруднении воспитатель сам называет компонент.

Какой вывод можем сделать?

Давайте вспомним, что сегодня узнали.

Заключение:

1. Закрепление. Самостоятельная работа.

Какое ключевое слово у нас получилось?

Что делает почву более плодородной?

- Давайте попробуем посадить баклажаны в разные виды почв: в плодородную, песчаную и глинистую и посмотрим прорастут ли наши баклажаны.

Какие условия необходимы для жизни растений, животных и человека?

На доске появляется табличка:

«Одним из главных условий обитания растений, животных и человека является наличие в этих местах почвы».

На следующем занятии мы с вами узнаем, как образовалась почва, какие виды почв бывают и зачем необходимо охранять почву.

У.: ребята, мне очень понравилось у вас и хочу снова к вам придти и рассказать все, что знаю о почвах. До скорых встреч.

Итог.

Ребята, как вы считаете, хорошо ли вы сегодня занимались? Если да, то в тетрадях нарисуйте улыбающееся солнышко, а если вы считаете, что могли заниматься лучше, то нарисуйте спокойное солнышко.

Окончание занятия.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СВЕТЛЯЧОК»

140054 г. Котельники, Московской обл., мкр. Ковровый д. 34 тел. 559-73-44 ___________________________________________________________________

Конспект открытого занятия по ознакомлению

С окружающим в старшей группе д/с

На тему: «Почва-живая земля».

Подготовила: Джаббарова Галия Харрасовна

Г.Котельники

ТЕМА ЗАНЯТИЯ : Почва-живая земля.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ : 1) познакомить детей с почвой, ее составом на основе опытов; 2)познакомить с некоторыми почвенными обитателями; 3)учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов; 4)показать в игре «волшебные превращения» листьев в почву; 5)прививать бережное отношение по отношению к природе; 6)развивать мелкую моторику рук, воображение.

ОБОРУДОВАНИЕ: схема-картинка «состав почвы»; для опытов-земля, стакан с водой; картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка);кроссворд с использованием загадок о почвенных обитателях; для игры-листья, стаканчики с землей (по количеству детей),наголовники с изображением дерева-2 шт., и с изображением дождевого червя-2 шт.,обруч-4 шт.; для рисования-цветные карандаши или мелки, альбомные листы.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Сегодня на занятии мы поговорим с вами о почве, узнаем из чего она состоит, кто в ней живет и как мы можем сохранить ее.

Что же такое почва?

Как вы думаете дети? (ответы детей)

Конечно же, вы правы, почва – это земля. Все мы ходим по земле.В сухую погоду ворчим что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Вы спросите зачем?

Дело в том, что почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают почву.

Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

А куда они потом деваются? (ответы детей)

Секрет в том, что все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

Как вы думаете из чего состоит почва? (ответы детей)

Почва состоит: из песка, глины, воды, воздуха, перегноя.

Сейчас мы с вами проверим это на опытах.

Мы сказали, что в почве есть воздух. Находиться он между комками и комочками почвы в свободных местах. И чтобы доказать вам это – сделаем опыт.

ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него ком почвы.Если в ней есть воздух,то мы увидим пузырьки,которые будут подниматься на верх.

Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта? (в почве есть воздух)

Еще мы говорили,что в почве есть вода,потому и растут растения.

Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно,дети.Вода попадает в почву,когда идет дождь.Она проникает в глубь и сохраняется в свободных местах.

Есть в почве и песок с глиной.

ОПЫТ 2 : Размешаем почву в стакане с водой.Через некоторое время увидим,что на дне стакана осел песок,сверху вода помутнела из-за глины,а на поверхности плавает мусор,корешки растений – это и есть перегной.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

Это легкая забава- (повороты туловища вправо-влево)

Повороты вправо-влево.

Нам известно всем давно-

Там стена,а там окно.

Приседаем быстро,ловко. (приседания)

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать,

Надо чаще приседать.

А теперь ходьба на месте, (ходьба на месте)

Это тоже интересно.

Мы размяться все успели,

И на место снова сели.

Мы узнали,что в почве есть вода,воздух – значит там можно жить.

Скажите,пожалуйста,каких почвенных обитателей вы знаете?

Кто живет под землей? (ответы детей)

1.КРОТ - небольшой зверек,живет на опушках леса,в полях,и везде ведет роющий образ жизни,поэтому его трудно увидеть.Он прорывает себе подземные ходы,чтобы охотиться на насекомых,личинок,а также для отдыха,где крот устраивает гнездо.

2.ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ – он всю свою жизнь проводит в почве.Питается останками перегнивших листьев.Все тело покрыто слизью,чтобы легче было двигаться.На поверхности можно увидеть во время дождя.

3.МУРАВЬИ – живут семьями в домах-муравейниках,большая часть,которых находится под землей.Каждый муравей выполняет свою работу: муравьи-солдаты-защищают муравейник,муравьи-строители-строят муравейник,муравьи-няньки-заботятся о потомстве.

4.МЕДВЕДКА – насекомое,немного похоже на сверчка,но очень крупного.Лапы приспособлены для активного рытья,внешне они напоминают совки экскаватора.Чаще селится на огородных участках и роет там ходы.

5.ПОЛЕВАЯ МЫШЬ (ПОЛЕВКА) – мелкий зверек,живет на лугах,полях.День проводит в норе,а ночью выходит на поверхность.Питается корешками растений,останками перегнивших листьев и веток,останками насекомых,личинками.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей».Предлагаю разгадать кроссворд.Я буду загадывать загадки,а отгадки будем вписывать в наш кроссворд.

1)Маленький рост,длинный хвост,

Буроватая шубка,остренькие зубки,

Под землей таится,в поле ходит покормиться. (полевка)

2)Землеройная машина,без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит,строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3)Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)

4)Погляди на молодцов:веселы и бойки

Волокут со всех концов,материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,тут народ хороший.

Без работы,хоть убей жить не может…(муравей)

5)Скачет зверушка,не рот,а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Пришло время поиграть в игру.Сейчас мы увидим,как листочки превращаются в почву.

ИГРА «ДЕРЕВЬЯ И ЧЕРВЯЧКИ»

Дети делятся на две команды.В каждой команде свой «червяк» и свое «дерево».В одном конце помещения на полу на одной линии,но на расстоянии положить два обруча.Это будут «норки» червяков.От каждой команды выделяется ребенок,исполняющий роль дождевого червя.Он становится в круг,здесь же,в кругу на полу находятся стаканчики с землей.В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей,которые будут выполнять роль «деревьев».Эти дети также встают в круг,в руках у них листья.На голове у детей соответствующие наголовники.Остальные участники становятся друг за другом.По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-деревья дают лист своему участнику,тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей.Потом возвращается с ним к дереву и отдает.Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему дереву.

Послеигры дети приглашаются на свои места.Педагог подводит итог занятия.

Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва»,напомните мне,пожалуйста что это?из чего состоит,кто в ней обитает?(ответы детей)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(не загрязнять почву,поливать чистой водой,не разводить костры,не вытаптывать растения,оберегать «подземных жителей»-ведь они нужны почве.

Спасибо вам,что внимательно слушали,отвечали на мои вопросы.

Я бы хотела предложить вам зарисовать кого-то из «подземных жителей»,который вам понравился больше всех.

Предварительный просмотр: