Иерей григорий маркович ковалев запрещен в служении. Хочешь жить - умей кусаться

Недавно я отказалась в паломнической поездке окунуться в святом источнике, а моя знакомая сказала, что значит, я и не христианка вовсе. Дело было так: с группой паломников мы поехали из Тамбова в Троице-Сергиеву лавру. У деревни Малинники свернули к источнику преподобного Сергия Радонежского. Было многолюдно и холодно. Все сразу устремились к обустроенной у источника купальне, обсуждали, в каком источнике вода холоднее, где от каких болезней лучше окунаться, как это делать - 3 раза по три погружения, 3 захода по 3 раза по 3 погружения. Я быстро запуталась и решила вообще не окунаться, да и к тому же с нетерпением ожидала прибытия в Лавру. Но потом поняла, что большинство паломников меня осудили. Посещение купальни в паломничестве - это на самом деле обязанность каждого православного христианина? И правда ли, что по температуре воды можно определить ее благодать? И как разобраться со всеми этими 3 по 3 по 3?

С уважением, Алевтина Жукова, 23 года

Игумен Пётр (Мещеринов), насельник Свято-Данилова монастыря

Дорогая Алевтина!
Вы столкнулись с очень распространенным в Русской Церкви явлением. По научному оно называется «двоеверием» – когда под христианскую внешность «приспосабливаются» языческие обычаи. Само почитание источников по происхождению – обычай именно языческий, к христианству он не имеет прямого отношения. Православие воцерковляет все стороны жизни, поэтому и почитание источников вошло в церковный обиход. Но окунание в источники должно стоять в христианстве на 125-м месте; а ваши коллеги по паломничеству поставили его, судя по всему, на первое…
Господь дал нам Новый Завет; хранит его и живет им. Суть Нового Завета – поклонение Богу в духе и истине; при этом ни место, ни время, ни какое другое внешнее обстоятельство не имеет определяющего значения. Христианская новозаветная жизнь – вещь непростая, она требует и свободы, и ответственности, и ума, и преодоления всего ветхого, что есть в человеке. Людям все это тяжело; ветхий человек требует реальных, зримых, вещественных, магически-действенных форм богопочитания. В самом деле, гораздо легче «освятиться» тем, что трижды, или трижды по трижды окунуться в источник, и считать себя при этом настоящим (не то, что другие!) православным, чем понуждать себя освящаться добротой, вниманием к другим, честностью, трезвомыслием, смирением и неосуждением.
Не только посещение купальни в паломничестве, но и само паломничество не является непременной обязанностью каждого православного христианина. Чем перемещаться шумными и неровными компаниями по городам и весям нашего необъятного Отечества, лучше познавать богатство Предания Церкви посредством чтения Священного Писания, святых отцов и современных церковных авторов, чаще участвовать в таинствах, молитве и добрых делах.
Благодать ни по температуре воды, ни по каким иным вещественным факторам не определяется, а определяется она мирным устроением сердца и любовью к Богу и ближнему, каковую любовь, если угодно, можно стараться стяжевать в столь экстремальной обстановке, как паломническая поездка.
Наконец, в полукликушеской народной нумерологии разбираться и вовсе не надо. Арифметику люди проходят в первом классе школы, а во взрослом состоянии хорошо бы уже обращать внимание на более важные и серьезные вещи.
Бог вам в помощь!

Иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев), насельник Свято-Данилова монастыря
Купание в источнике является благочестивой традицией, но ни в коем случае не обязанностью христианина. Естественно, температура воды о благодати не свидетельствует (какое-то языческое понимание благодати).
Три захода по три погружения совершают в честь Святой Троицы и таинства крещения, во время которого мы тоже погружаемся в купель троекратно. Но это опять же только традиция, в отличие от крещения никак канонически не обусловленная.
Купание в холодной воде больше укрепляет тело. Конечно, если источник освящен, мы по вере нашей получаем и благодатную помощь. Хорошая традиция, но к спасению она имеет опосредованное отношение. Если человек по каким-то причинам не хочет окунаться в источник, это не говорит ни о его испорченности, ни о греховности.

Священник Григорий КОВАЛЕВ, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе
Надо искать золотую середину. В паломнические поездки ездят разные люди, в том числе только начинающие воцерковляться. Как правило, более воцерковленные спутники (и руководители паломнических групп) начинают их учить. И порой говорят такое, что душа леденеет: например, «классифицируют» источники по болезням и т.д. Часто они намекают на собственную просвещенность, отличающую их от остальных членов группы. А на самом деле их советы взяты с потолка: где-то что-то услышали. Неудивительно, что обилие таких сомнительных советов вызвало у вас сомнение. Корить вам себя в данном случае не за что.
Купание в святом источнике должно совершаться с верой. Есть хоть капля веры в благодатную силу источника – наверное, надо себя пересилить и окунуться. Хорошо, если для начала получится один раз. Но вбегать в источник с дикими воплями, потому что тебе сказали «надо»?.. Это странно. Нет пока веры, а холодная вода пугает – лучше воздержаться. Не смотрите на других (это относится и к тем, кто любит поучать новоначальных), а молитесь об укреплении своей веры.

16 апреля 2018 года, на 96 году жизни отошел ко Господу заштатный клирик Брянской епархии протоиерей Григорий Ковалев.

Григорий Степанович Ковалев родился 27 июня 1922 г. в с. Деремна Брянской области в семье крестьян. Во время Великой Отечественной войны помогал партизанам. По гражданской специальности был сапожником.

В 1976 году епископом Орловским и Брянским Глебом был рукоположен во диакона, и в августе того же года - во иерея.

После принятия священного сана служил настоятелем храмов в с. Хохловка, с. Деремна, с. Баклань Брянской области.

В 1980 г. был переведен в Сумскую епархию и служил настоятелем Вознесенского храма г. Коноток Сумской области, с 1981 г. - настоятелем Вознесенского храма с. Тростянец Сумской области.

В 1981 г. архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием был награжден правом ношения набедренника и камилавки.

В 1982 г. снова перешел в Брянскую епархию и служил настоятелем Иоанно-Богословского храма в с. Чепово Погарского района Брянской области.

В 1985 г. был награжден наперсным крестом, а в 1988 г. архиепископом Орловским и Брянским Варфоломеем награжден саном протоиерея.

В 1986 г. епископом Орловским и Брянским Паисием награжден правом ношения палицы.

С 1998 г. служил в Свято-Никольской церкви с. Деремна Мглинского района.

В 2000 г. награжден крестом с украшениями.

По причине преклонного возраста и состояния здоровья был почислен за штат. Будучи заштатным священником, помогал совершать требоисполнения в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери г.Брянска.

18 апреля 2018 г. в храме во имя Cвятителя Николая с. Деремна Мглинского района, на малой родине отца Григория, было совершено его отпевание. Чин возглавил протоиерей Димитрий Снегирев, благочинный Климовского церковного округа Клинцовской епархии. Его Высокопреподобию сослужили благочинный Почепского церковного округа протоиерей Ростислав Козак, духовенство Почепского и Мглинского благочиний Клинцовской епархии. Новопреставленный протоиерей Григорий был погребен на местном кладбище с. Деремна рядом со своей супругой.

Выражаем соболезнования родственникам усопшего, да упокоит Господь душу новопреставленного протоиерея Григория в селениях праведных, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная!

Вечная ему память!

Русская православная церковь запретила в служении скандального протоиерея Владимира Головина из города Болгар. Теперь ему возбраняется читать проповеди, проводить встречи с паломниками и совершать еретические обряды. Во всей этой истории удивительно одно: почему так долго деятельность Головина оставалась без внимания священноначалия? Псевдостарец долгие годы действовал от имени православной церкви, умудрился привлечь к своей персоне множество сторонников..

Фекальная тематика

Главное место в своих проповедях протоиерей Головин любит отводить фекальной тематике и походам в туалет. Его очень волнуют эти стороны человеческого бытия. С особым удовольствием он начинает рассуждать на эти темы, когда удаётся собрать вокруг себя молодёжь.

«Духовный учитель» позволяет себе при детях смаковать туалетные подробности из земной жизни Спасителя, монахов называть «уродами», обсуждать женское нижнее белье, повествовать о подробностях собственной сексуальной жизни. Кроме того, батюшка открыто призывает прихожан смотреть порнофильмы.

Среди адептов Головина - актёр Антон Макарский и его супруга Виктория. Священник изобрёл так называемую соборную молитву по соглашению. Совершается она за определенную плату, причём за дополнительные капиталовложения обещается «усиление молитвы» в известных храмах и монастырях. А если нет денег - тогда, как говорится, нет любви. Никто не помолится.

Община «Спасская»

Головин решил открыть в себе мистические способности к исцелению. Паломники могут принять участие в его личном чине «духовного лечения». Для этого нужно приобрести специальную рубаху с дырками за 350 рублей, свечу за 50 рублей и заплатить за молебен 300 рублей. Итого - 700 рублей.

Священник накладывает руки на каждого адепта в нелепой рубахе и что-то бормочет. Так как священноначалие упорно не замечало деятельности Головина, он решил не останавливаться на достигнутом.

В пригороде Болгар отец Владимир построил себе скит и общину «Спасская». Как подчёркивает сам Головин, в скиту и общине будут жить те, «кто хочет жить действительно по-православному». Чтобы привлечь как можно больше людей, Головин публикует в интернете видеоролики с «проповедями».

Протоиерею долгое время не давали покоя древнеегипетские фараоны. Ведь когда они ещё были живы, многочисленные рабы строили для них величественные пирамиды-усыпальницы. Видимо, поэтому рядом со скитом вскоре появилась часовня Воскресения Господня. В нижней части часовни построена гробница персонально для отца Владимира. В интернете есть несколько фото с Головиным, который щеголяет рядом с будущей усыпальницей в подряснике леопардовой расцветки. Отдельные вопросы возникают к дизайнерам подрясника.

Конец прекрасной эпохи

Впервые широкая общественность узнала о выходках болгарского протоиерея в начале 2018 года. Протоиерей Александр Новопашин, относящийся к той же епархии, что и Головин, выступил с докладом на православных Рождественских образовательных чтениях в Москве. Тогда он рассказал всем собравшимся о нетрадиционном богословии отца Владимира.

То ли Головин мог хорошо делиться выручкой с начальством, то ли ещё по каким-то причинам, но реакция на обвинения в адрес Головина последовала не сразу. Лишь в конце марта была назначена богословская комиссия по расследованию скандальной деятельности протоиерея. Её учреждению предшествовали многочисленные статьи и публикации передовых сектоведов, призывавших немедленно разобраться с еретиком.

Наконец, 24 августа Головину сделали последнее китайское предупреждение. Штатному клирику Чистопольской епархии предписывалось к 1 сентября удалить все свои ролики с так называемыми проповедями. Помимо прочего, протоиерею приказали удалить несколько сайтов и пабликов и изменить информацию на сайте его прихода, отказаться от сомнительных обрядов.

Еретики не сдаются

В ответ Головин 31 августа обнародовал видео на своём YouTube-канале. Он обвинил патриархию в запугивании. И якобы он четыре года просился на покой, но всем так нравился, что его не отпускали. Протоиерей настаивает, что у него последователи по всему миру. На протяжении нескольких часов псевдостарец отстаивал свою правоту. Он также уличил всех обвинителей во лжи.

Головин даже пригрозил РПЦ расколом, если она не отступится. Однако ответственность возложил опять-таки на оппонентов. Всех несогласных, то есть, священноначалие, он сравнил с профессиональными киллерами и выставил себя затравленной жертвой. С особым удовольствием батюшка попытался выставить себя мучеником.

Реакция Церкви не заставила себя долго ждать. Протоиерей запрещён в служении с 3 сентября. Правда, сроком всего на три месяца. Ему по-прежнему оставляют возможность раскаяться и встать на путь истинный. Но Головин предпочитает развлекаться с адептами в новом скиту и готовиться к захоронению в собственной гробнице. Едва ли он откажется от своих идей и власти. Бог Кузя ведь не отказался.

У Андерсена есть сказка про крестьянина, который поехал на ярмарку, чтобы продать единственное богатство, которое они нажили вместе с женой, -- лошадь. По пути в город лошадку он поменял на корову, корову -- на овцу, овцу -- на гуся, гуся -- на курицу, а курицу… на мешок гнилых яблок. В гостинице, где произошла последняя мена, крестьянин повстречал англичан-путешественников, уверенных, что незадачливого торговца ждет нагоняй от жены. Но крестьянин утверждал -- жена его расцелует. Конец у сказки счастливый: за мешок гнилых яблок старичок получил поцелуи от жены и меру золота от англичан. Вопрос о том, возможны ли в жизни между супругами сказочные отношения, изучала корреспондент «НС» Алиса ОРЛОВА.


Сказка -- ложь?

Такая реакция жены на поступок мужа кажется странной, но вспомним противоположный пример -- старуху из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке. Лично вам какая из старух симпатичнее? Есть еще одна литературная героиня, во всем согласная с предметом своей любви, -- чеховская «Душечка». Вы встречали женщин, которым она служит примером для подражания? Даже жены святых не во всем с ними соглашались. Часто роптала на мужа, праведного Филарета милостивого, его жена Феозва. Филарет был богатым вельможей, но враги, напавшие на его страну, разграбили имущество Филарета. У него остались пара волов, корова, несколько ульев и дом. Но и это, последнее, он постепенно раздал бедным. Кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных, такое богатство и такие сокровища, -- отвечал он родным, -- которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь». И Господь воздал Филарету за его милосердие: когда была отдана последняя мера пшеницы, его старый друг прислал ему сорок мер, а после того как была отдана нищему теплая одежда, к нему вернулось богатство. Жития святых, впрочем, являют нам немало примеров кротких женщин -- например, мать блаженного Августина, святая Моника. Именно кротостью, молчанием и терпением удавалось ей смягчать нрав своего вспыльчивого и жестокого мужа, язычника Патрикия, перед которым трепетали все остальные. Когда к ней приходили подруги с жалобами на своих мужей, она говорила: «Вы на каждое оскорбительное слово отвечаете взаимным оскорблением и тем больше их огорчаете. А я, когда вижу, что муж мой сердит, молчу и только молюсь Богу, чтобы возвратилась тишина в его сердце». Но это не значит, что она во всем с ним соглашалась: выбрав тихую минутку, Моника умела подойти к нему и спокойно объяснить, в чем он был неправ. Эта мера всегда имела успех. Вспыльчивый, но любящий свою жену Патрикий покорно выслушивал от Моники тихие упреки и старался загладить нанесенные в гневе оскорбления.

Женская гордыня и солнышко зеленое
А что же в нашей сегодняшней жизни? Большинство женщин, с которыми мы обсуждали эту сказку, согласны с андерсеновской доброй старушкой: мужа надо слушаться. Все женщины мужьям послушны… на словах, а на практике -- ох, нелегко приходится! Что мешает? «Гордыня мешает, привычное наше женское своеволие, -- считает матушка Ксения, жена отца Иоанна Охлобыстина. -- Но и награда за женское послушание велика -- дети видят пример нормальных отношений. В семьях, где глава семьи мужчина, а не женщина, меньше проблем с воспитанием детей, иерархия выстраивается сама собой -- если мама слушается отца, то и дети меньше конфликтуют с родителями».

Что такое послушание, все понимают по-своему, многие считают, что нужно, формально признавая лидерство мужчины, потихонечку, незаметно его воспитывать и направлять. Бывает, женщины переходят на термины, более уместные в устах педагога-дефектолога или дрессировщика. Вот, например, мнение одной из посетительниц интернет-форума: «С мужем надо быть честной, но крайне тактичной и мудрой. С юмором делать замечания. Или же, поругав, тут же утешить. Встречаются, наверное, такие, кого можно слушаться беспрекословно. Нормальной женщине подчиниться такому мужу -- радость. Но, увы, чаще жена в поте лица воспитывает своего суженого. Мастерицы делают это незаметно или необидно».

Но не рискует ли женщина таким образом получить вместо мужа еще одного беспомощного ребенка? Именно такую воительницу описывал в одном из романов Клайв Льюис: «Я из него человека сделала! Я ему жизнь отдала! А он? Эгоизм, сплошной эгоизм. Нет, ты слушай, когда я за него вышла, он получал сотен шесть. И до смерти бы их получал, если бы не мои заботы. Я его буквально тащила за руку. У него абсолютно нет честолюбия, его тащить -- как мешок с углем. Я его силой заставила поступить на другую работу. Иногда он меня просто не слышал. Хоть бы из вежливости…Он, видите ли, хотел книгу написать... Куда ему? Ну, я из него дурь выбила».

Конечно, мужья бывают разные. Одна из женщин, обсуждавших сказку на интернет-форуме, рассказывала: «Мой бывший муж говорил: «Я -- глава семьи. Если я скажу, что солнце -- зеленое, ты должна соглашаться». Если я за мужем как за каменной стеной, то, в общем, я не против «зеленого солнца». Но почему-то все житейские проблемы "глава семьи" предоставлял решать мне».

О добрых плодах послушания рассказала одна из прихожанок нашего храма: «Наша семья решила купить дом. Хотели, чтобы на природе, но близко от электрички и чтобы там был газ. А муж нашел дом, в котором ни одно из этих условий выполнено не было. Я пришла в ужас. Но почему-то решила его послушаться, мне сложно сейчас объяснить это рационально… В результате все получилось хорошо -- готовим мы на электрической плите, в город добираемся на машине, а дом оказался чудесный».

Муж -- орудие смирения?
Смирение, терпение, послушание -- это хорошо, но радость-то где? Иногда кажется, что жизнь в православной семье -- это союз двух добровольных мучеников. Причем речь часто идет о смирении не внутреннем, а внешнем. Бывает, женщина, не согласная с мужем, не говорит ему об этом, а «смиряется» -- кивает, соглашается, но внутри раздражение копится, как пар под крышкой, и рано или поздно выплескивается в шумной семейной сцене «на ровном месте». Что же делать, чтобы этого не произошло? Об этом мы спросили у психолога Оксаны Орловой, прихожанки храма Космы и Дамиана в Шубине: «В сказке Андерсена мне очень нравится не только то, что жена не рассердилась на мужа, но и то, что, принимая очередное решение, муж всегда учитывает мнение жены: “Она часто говорит: «Ах, кабы у нас был гусь!» Ну вот, теперь есть случай добыть его...”

Еще важно научится проговаривать свои эмоции, в том числе и отрицательные. Ведь часто в семейной жизни отрицательные эмоции имеют свойство накапливаться и превращаться в "бомбу", которая может сработать в неожиданный момент. Особенно в православных семьях, где жена часто использует мужа как некий инструмент для воспитания у себя смирения. К такому "смирительному орудию" испытывать любовь все сложнее. Как этого избежать? Не стесняться сказать мужу о том, что женщину беспокоит, и не ждать, пока он догадается сам, ведь муж не умеет читать мысли. В семье очень важна возможность проговаривать свои переживания и чувства, причем высказывать их не в виде претензии и упрека: "Почему ты до сих пор не сделал то-то?", а просто и спокойно: "Я волнуюсь по этому поводу, я не знаю, как с этим быть", важно говорить обо всех моментах, которые вас смущают: "Мой папа выпивал, а мама из-за этого страдала. Поэтому когда ты выпиваешь рюмку водки, я подсознательно думаю: «Сейчас начнется», и начинаю тебя бояться". Конечно, чтобы высказывать такие вещи, нужен определенный уровень доверия между супругами. Так и создается семейный уклад, в котором семья может комфортно существовать».

«Женская мудрость» - дорога к счастью?
«Отказаться от своей воли очень нелегко, в настоящее время это практически невозможно, -- считает иерей Григорий Ковалев, клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе. -- Женское и мужское равенство вообще-то штука хорошая, и христианство никогда против этого не выступало, но равенство не значит обмен ролями, когда мужчина ведет себя как женщина, а женщина действует как мужчина. Когда происходит тупое уравнивание, получаются все те проблемы, которые общество имеет на сегодняшний день. Женщины рады равенству, но не знают, что с ним делать, кроме как становиться мужчиной. А мужчины обижаются и устраняются от дел -- раз можешь все сама, так и делай сама. Тем, кто сетует на нынешние особенности взаимоотношения полов, стоит попытаться передать детям правильную картину мира. Если бабушка феминистка и внучка в этом с детства воспитана, вот тогда уже ситуация близка к необратимой».

Бывает, что женщина лукавит и подчиняется мужу на словах, а при этом хочет тайком гнуть свою линию и называет это женской мудростью. «Обычно так говорят женщины, которые уже успели в жизни разочароваться, но еще не приобрели настоящей мудрости, -- говорит отец Григорий. -- Это обиженная позиция, это форма протеста, а не форма взаимодействия. А вот за поступками героев сказки, наоборот, угадывается определенный жизненный опыт.

Постоянная жертвенность дает самый долгосрочный результат. Смиряться должны и мужчина, и женщина, но каждый должен "со своей колокольни" это делать. Ведь любовь -- это действие, забота, внимание, участие, жертвенность на житейском, на бытовом уровне, проявляющаяся в мелких уступках. Вряд ли можно стать счастливым, не сделав счастливым кого-то. Возраст вносит коррективы в поведение, и если не было взаимной отдачи, то рано или поздно можно с удивлением увидеть, что рядом с тобой -- чужой человек.

Настоящая хозяйка во все времена, в том числе и в дохристианские, понимала, что самое большое богатство в любой семье -- это мир и лад между супругами. Покой в доме не купишь ни за какие деньги. Сказки о хорошей жене, которые есть у разных народов, чуть разнятся по финальной морали, но общий смысл в том, что послушание всегда выигрышно. С христианской точки зрения послушание -- дать возможность Богу творить Его волю; придя в послушание, ты не будешь Богу мешать и получишь от Него благодать. В данном случае -- и материальную тоже. Но что еще мудрее и еще глубже -- послушание лишает нас возможности делать собственные глупости. Если человек крайне послушлив, он, во-первых, становится чистым листом бумаги для Бога, а во-вторых, не делает тех глупостей, которые по своеволию мог бы совершить.


Там, где есть любовь, терпение способно творить чудеса. Но, конечно, на одном терпении без любви ничего не построишь. У терпения всегда должна быть какая-то цель. Терпят не просто так, а ради чего-то. Терпеть можно Христа ради или "ради человеков", ради детей например, за какую-то идею, но, когда эта идея себя исчерпает, брак, основанный на одном терпении, тоже рухнет. Любовь -- лучший фундамент терпения».

Зачем нам лошадь, если мы любовь потеряем?
Сказка Андерсена прежде всего о любви. Не только супружеской, но и христианской. А еще -- о счастье. Счастье -- странная вещь: его нельзя заслужить, добиться или заработать. Вот что говорит об этом кандидат психологических наук, профессор МГПУ, психолог-консультант Православного центра при храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне Андрей Копьев: «С точки зрения психологии в этой сказке наиболее интересна позиция жены. Поведение мужа мне кажется откровенно провокационным и безответственным, нелепым. Единственное, что можно сказать в его пользу, -- он неплохо к своей жене относится и намеренного вреда в его действиях нет. Даже эти англичане, вознаграждающие любовь мешками денег, -- это такой искусственный финал, некие ангелы, спустившиеся с небес.

То, что в результате муж выигрывает пари и получает хорошие деньги, происходит только благодаря духу мира и любви, который в этой семье существует.

То, что делает эта замечательная супруга из сказки Андерсена, это не из области логики, это из области высшей мудрости. В рамках земных она выглядит дурочкой или блаженной. Это логика любви, которая выше справедливости и здравомыслия и выше ума. Той любви, о которой говорил апостол Павел: "Любовь не превозносится, не ищет своего…". "Если мы сохраним лошадь, а любовь потеряем, то зачем нам эта лошадь?" -- так рассуждает героиня Андерсена.

Было бы странно призывать женщин следовать ее примеру буквально -- из сказки Андерсена нельзя извлечь рецептов. Здесь не смирение, а именно -- любовь.

Счастье дается любящим не как результат каких-то действий, а просто так, даром. Такая любовь кажется нам простой и даже глуповатой. Гоголевские старосветские помещики тоже существуют в состоянии тихого трепетного умиления. Говорят банальные вещи, совершают обычные действия, но живут как бы в коконе взаимной любви, они открыты, беззащитны друг перед другом. Хотела бы современная женщина такого итога своего брака, как в "Старосветских помещиках"? Возможно, далеко не всякая согласилась бы коротать свои дни с человеком, все интересы которого -- поесть-попить, мировыми событиями супруг не интересуется, ничего увлекательного не рассказывает… А ведь эти помещики счастливы, они принимают друг друга такими, какие они есть, и им этого хватает.

Можно сказать: делай то-то и получишь определенный результат, но нельзя сказать: делай вот это и будешь счастлив. Так что в это андерсеновское пространство любви маршрут у каждого свой. Кому-то приходится и лошадку поменять на мешок гнилых яблок. "Правда -- хорошо, а счастье – лучше".

Дополняя друг друга
Собирая материалы для статьи, я заметила странную вещь. На одну и ту же тему мужчины и женщины рассуждали совершенно по-разному, и женский взгляд принципиально отличался от мужского. Можно сказать, что мужчины сумели подняться над ситуацией и обобщить ее, в то время как женщины сосредоточились на мелких, тактических деталях. Получается, что мужская и женская точки зрения, дополняя друг друга, дают некий целостный взгляд -- так две картинки в стереоскопическом бинокле создают ощущение объема. Кстати, требования к женам, которые выдвигали мужчины, оказались намного ниже, чем женские: женщины мечтали о том, чтобы муж был главой семьи, за которым как за каменной стеной, помогал в воспитании детей, но при этом оставлял женщине простор для творческого роста, а мужчины просили всего лишь, чтобы жена не ворчала по пустякам и не портила настроения.

Аппликации Дмитрия ПЕТРОВА и Анны МАРКОВОЙ