Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Россошь

Исповедь (таинство Покаяния) в нашей обители совершается ежедневно во время утреннего богослужения: с понедельника по субботу – в 7.00, в воскресенье – в 6.30 и 9.00.

В период Великого поста исповедь совершается по средам, пятницам и субботам в 7.00, по воскресеньям в 6.30 и 9.00.

Дети до 7 лет могут причащаться без исповеди.

О таинстве Покаяния

В таинстве покаяния христианину подается очищение от грехов, совершенных после крещения. Кающийся исповедует свои грехи Господу и Его Церкви, в лице ее представителя - епископа или священника, по молитвам которого Господь прощает исповеданные грехи и воссоединяет покаявшегося с Церковью.

Всякий грех есть отказ от Божественного света. Для того, чтобы увидеть свое зло, надо видеть свет или красоту Божией правды, которая воссияла более всего в лице Господа Иисуса Христа, в Его Евангелии, а также в святых людях. Поэтому надлежит каяться перед лицом Господа, Которому Отец Небесный отдал весь суд на земле. Суд же состоит в том, что Господь есть свет, а отвергающий этот свет сам в себе несет наказание, уходя во тьму.

Всякий грех есть грех против любви, так как Сам Бог есть любовь. Нарушая закон любви, всякий грех ведет к разъединению с Богом и людьми, и, следовательно, является грехом против Церкви. Поэтому согрешающий отпадает от Церкви и должен каяться перед нею. В древности грешник каялся перед всем церковным собранием; теперь же священник один принимает исповедь от лица Господа и Церкви.

Грех заключается не только в отдельных поступках человека, он является постоянной болезнью, которая не допускает человека принимать дар Божественной благодати, т.е. лишает его источника истинной жизни. Для искоренения таких грехов, как гордость или эгоизм, требуется постоянное внимание к себе, борьба с дурными помыслами и горькое сожаление о частых оплошностях. Это и есть постоянное покаяние. Чтобы вдыхать благодать, надо постоянно выдыхать перегар греха. Постоянно проверяющий себя и хотя бы на вечерней молитве вспоминающий свой прошедший день, успешнее кается и во время исповеди. Кто же пренебрегает ежедневной гигиеной души, легко впадает в большие грехи, иногда их даже не замечая. Покаяние, предшествующее исповеди, требует, во-первых, осознание своих грехов; во-вторых, горькое сожаление о них и, наконец, решимость исправиться.

Хорошо кающийся находит и причины греховных поступков. Например, он поймет, что неумение переносить и прощать обиды, даже самые ничтожные, объясняются гордостью, с которой и будет бороться.

Борьба с грехом должна необходимо выражаться в раскрытии своей души перед Богом и другими людьми, так как корень греха есть самолюбивое самозамыкание человека. Исповедь и есть, прежде всего, этот выход из болезненной субъективности; она требует и самопожертвования (своим самолюбием), без которого нет настоящей любви. Кроме того, рассказ о грехе, нередко сопровождаемый жгучим стыдом, помогает отсечению греха от здорового ядра личности. Иная болезнь неизлечима без лезвия хирурга или прижигания. Исповеданный грех становится чуждым человеку, а скрытый производит нагноение всей души. Мы исповедуемся не столько для того, чтобы избежать наказания, сколько, чтобы излечиться от грехов, т. е. избавиться от их повторения. Принимая кающегося, священник обращается к нему: “Будь внимателен, ты пришел во врачебницу, не уйди отсюда невыздоровевшим”.

Грех разлагает нашу личность, а вернуть ее целость, т. е. исцелить, может только Божественная любовь. Мы и приходим за нею в Церковь, где Сам Христос исцеляет нас Своею любовью. И как не разгореться в сердце кающегося благодатной любви, когда Господь говорит ему: “И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши” (Иоан. 8:11 ), или, что тоже самое, когда иерей произносит слова разрешительной молитвы? Власть разрешать грехи Господь дал Своей Церкви, сказав Апостолам: “Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” (Матф. 18:18 ).

Подготовкой к исповеди служит, во-первых, духовная жизнь человека, с постоянным упражнением совести, о чем было сказано выше; и, затем, особые средства, как-то: уединение для размышления о своих грехах, молитва, пост, чтение Священного Писания и духовных книг.

Исповедь должна быть полной, точной, без самооправдания. Надо сперва помянуть наиболее досаждающие грехи (страсти, пороки), с ними и бороться надо в первую очередь, а также грехи против любви (осуждение, злоба, вражда). Если такие грехи имеются, они должны быть предметом постоянного покаяния и борьбы, так как Бог есть любовь. По этой же причине перед исповедью надо примириться со всеми, прощая и прося прощения. Господь сказал: “Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (Матф. 6:15 ).

Все, что говорится на исповеди, священник хранит как безусловную тайну. Как духовно-лечебное средство священник может наложить на кающегося епитимью, например, назначить ему особые духовные упражнения, или временно не допустить до святого Причащения.

(Составлено по книге епископа Александра (Семенова-Тянь-Шанского) Православный катехизис).

Пример исповеди

Приводим примерный образец исповеди, которым можно руководствоваться для того, чтобы лучше разобраться в себе во время подготовки к таинству Покаяния. Однако этот образец – всего лишь ориентир, помогающий построить личную исповедь, в которой будут названы те грехи, которые имели место именно в вашей жизни.

"Приношу Тебе, милостивый Господи, тяжелый груз моих бесчисленных согрешений, которыми я грешил перед Тобой, начиная с моей ранней юности и до сегодняшнего дня.

Я согрешил перед Тобой, Господи, неблагодарностью Тебе за Твои милости, забвением Твоих заповедей и равнодушием к Тебе. Согрешил маловерием, сомнением в вопросах веры и вольнодумством. Согрешил суеверием, безразличием к истине и интересом к неправославным вероучениям. Согрешил хульными и скверными мыслями, подозрительностью и мнительностью. Согрешил привязанностью к деньгам и к предметам роскоши, страстными увлечениями, ревностью и завистью. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил услаждением греховными мыслями, жаждой удовольствий, духовной расслабленностью. Согрешил мечтательностью, тщеславием и ложным стыдом. Согрешил гордостью, презрением к людям и самонадеянностью. Согрешил унынием, мирской печалью, отчаянием и ропотом. Согрешил раздражительностью, злопамятностью и злорадством. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил пустословием, ненужным смехом и насмешками. Согрешил разговором в храме, напрасным употреблением имени Божия и осуждением ближних. Согрешил резкостью в словах, сварливостью, язвительными замечаниями. Согрешил придирчивостью, оскорблением ближних и преувеличением своих способностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил неприличными шутками, рассказами и греховными разговорами. Согрешил ропотом, нарушением своих обещаний и ложью. Согрешил употреблением бранных слов, оскорблением ближних и проклятиями. Согрешил распространением порочащих слухов, клеветой и доносами. Согрешил ленью, напрасной тратой времени и непосещением богослужений. Согрешил частыми опозданиями на богослужения, небрежной и рассеянной молитвой и отсутствием духовного горения. Согрешил пренебрежением нуждами своей семьи, пренебрежением к воспитанию своих детей и неисполнением своих обязанностей. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил чревоугодием, объедением и нарушением постов. Согрешил курением, злоупотреблением спиртными напитками и употреблением возбудительных средств. Согрешил чрезмерной заботой о своей наружности, смотрением с вожделением и похотью, смотрением непристойных картин и фотографий. Согрешил слушанием буйной музыки, слушанием греховных разговоров и неприличных рассказов. Согрешил соблазнительным поведением, рукоблудием, блудом и нарушением супружеской верности. Согрешил одобрением аборта или участием в нем. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил любовью к деньгам, увлечением азартными играми. Согрешил увлечением своей карьерой и успехами, своекорыстием и расточительностью. Согрешил отказом в помощи нуждающимся, жадностью и скупостью. Согрешил жестокостью, черствостью, сухостью и отсутствием любви. Согрешил обманом, кражей и взяточничеством. Согрешил посещением гадалок, призыванием злых духов и исполнением суеверных обычаев. Прости и помилуй меня, Господи.

Согрешил вспышками гнева, злобой и грубым обращением с ближними. Согрешил непримиримостью, местью, наглостью и дерзостью. Согрешил непослушанием, упрямством, лицемерием. Согрешил небрежным обращением со священными предметами, святотатством, кощунством. Прости и помилуй меня, Господи.

Еще согрешил в словах, в мыслях, в поступках и всеми моими чувствами, иногда невольно, а чаще всего сознательно по своему упорству и греховному обычаю. Прости и помилуй меня Господи. Некоторые грехи я вспоминаю, но большинство из них по моему нерадению и духовной невнимательности я совершенно забыл.

Я искренне раскаиваюсь во всех моих сознательных и неведомых грехах, и имею решимость делать все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи".

Тем, кто желает глубоко и основательно подготовиться к таинству исповеди, рекомендуем прочесть книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина "Опыт построения исповеди" .

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро-детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд-ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не-хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не-движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо-гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни-щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из-лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво-боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При-своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от-мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри-стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду-шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре-станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш-ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш-нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде-ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про-чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе-ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият-ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете-ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры-тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра-чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз-вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни - причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
  • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
  • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
  • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
  • Не соблюдение Закона Божия.
  • Обида на Бога.
  • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
  • Осуждение священнослужителей.
  • Забота только о земной жизни.
  • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
  • Непосещение или редкое посещение храма.
  • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
  • Неисполнение обещаний, данных Богу.
  • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
  • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
  • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
  • Отсутствие христианской любви.
  • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
  • Совершение уголовных преступлений.
  • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
  • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
  • Зависть . Злоба, ненависть.
  • Ложь, обман.
  • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
  • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
  • Любая недобросовестность.
  • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.

Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

  • Расточительность.
  • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
  • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:

разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

про. секты - сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

- Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

  • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
  • Любые игры и действия с картами.
  • Пьянство, наркомания, курение.
  • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
  • Несохранение брака. Развод.
  • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
  • Нежелание трудиться для своего спасения.

По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

Боже! Милостив буди мне грешному (грешной)

Краткое наставление перед исповедью (по материалам православных изданий)

Возлюбленные о Христе братия и сестры! Готовясь приступить к великому таинству святой исповеди, взирая на милосердие Божие, спросим самих себя, оказали ли мы милосердие ближним, со всеми ли примирились, не имеем ли в сердце своем вражды на кого-либо, вспомнив заветные слова Святого Евангелия: "аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14). Вот условие, которое должны мы понять и соблюсти в спасительной деле святого покаяния. Однако для того, чтобы покаяться и получить оставление грехов, необходимо увидеть свой грех. А это не так просто. Мешает этому самолюбие, саможаление, самооправдание. Дурной поступок, в котором нас обличает совесть, мы склонны считать "случайностью", винить в нем обстоятельства или ближних. Между тем, всякий грех делом, словом или мыслию есть следствие живущей в нас страсти - своего рода духовной болезни.

Если нам трудно осознать свой грех, то еще труднее увидеть страсть, укоренившуюся в нас. Так, можно жить, не подозревая в себе страсти гордыни, пока кто-то не заденет нас. Тогда страсть откроется через грех: пожелание зла обидчику, резкое оскорбительное слово и даже месть. Борьба со страстями - главное делание для каждого христианина.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: "Ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал", - так многие часто начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: "Никтоже согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов. Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к таинству покаяния, а затем и к Причастию - говение. Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувств, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, больше обычного молиться дома, посвящать время чтению творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, корни - от листьев и плодов. Следует остерегаться также впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, - покаянное чувство; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и "плоти неможение" так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Но это не может быть причиной для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства.Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное - даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех - окаменное нечувствие - исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться сердца и во время самой исповеди - смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.

Условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом действенно - прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми. Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Разрешены же грехи могут быть только в церковном таинстве покаяния, совершаемом священником.

Исповедь - это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения во грехе.

Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина, но исповедь - это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.

Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния - ненависть и отвращение ко греху, чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Жизнь человеческая настолько разнообразна, настолько таинственна глубина нашей души, что трудно даже перечислить все прегрешения и грехи, которые мы совершаем. Поэтому, приступая к таинству святой исповеди, полезно напомнить себе об основных нарушениях нравственного закона Святого Евангелия. Внимательно будем проверять свою совесть и каяться о своих согрешениях пред Господом Богом. Таинство святого покаяния имеет основную цель - пробудить наше духовное сознание, открыть нам очи на самих себя, опомниться, глубоко понять, в каком губительном состоянии находится наша душа, как необходимо искать спасения у Бога, просить слезно и сокрушенно прощения наших бесчисленных грехов перед Ним. Господь Иисус Христос ждет от нас преискреннего сознания наших отступлений от Его святой воли и смиренного обращения к Нему, как недостойных Его рабов, много прегрешивших и оскорбивших Его Божественную любовь к нам.

Нам нужно помнить и глубоко верить в бесконечное милосердие Божие, простирающее свои объятия каждому обращающемуся грешнику. Нет греха, которого Бог по Своему неизреченному милосердию не простил бы человеку, явившему чистосердечное раскаяние в своих грехах, твердую решимость исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним согрешениям. Приступая к исповеди, будем молить Бога, чтобы Он Своей всемогущей помощью отверз нам двери покаяния, примирил и соединил с Собою, даровал Духа Святаго для новой и обновленной жизни. Аминь!

Примерный образец исповеди.

Исповедую я, многогрешный(ая) раб(а)божий(ия) (имя…), Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, и тебе, честный отче, все мои грехи вольные и невольные, содеянные словом, или делом, или помышлением.

Согрешил(а) несохранением обетов, данных мною при крещении, но во всем солгал и преступил, и непотребным себя соделал пред лицом Божиим.

Согрешил маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, замедлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, кощунством и насмешками над святыней, сомнением в бытии Божьи, суеверием, обращению к «бабкам», целителям, екстрасенсам, гаданием, игрою в карты, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией, не благодарил Бога за все.

Согрешил непокорностью к действиям промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему, человекоугодием, пристрастной любовью к вещам. Не старался познавать волю Божию, не имел благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его, ибо Он прославляется чистым сердцем и добрыми делами.

Согрешил неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, забывая о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполнением Его святой воли.

Согрешил порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, курению, наркомании, пристрастию к играм, зрелищам и увеселениям.

Согрешил божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в плохих делах, желаниях, мыслях.

Согрешил непочитанием праздников церковных, не ходил в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стоял неблагоговейно; согрешил разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, хождением по храму во время богослужения без нужды; выходил из храма до окончания службы.

Согрешил нерадением к утренним и к вечерним молитвам, оставлением чтения Святого Евангелия, Псалтири и других Божественных книг, святоотеческих поучений.

Согрешил забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокрушения; не прилагал старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходил на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал приступать к Причастию.

Согрешил нарушением постов и нехранением постных дней - среды и пятницы, которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспоминания страданий Христовых. Согрешил невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.

Согрешил непослушанием начальству и старшим, самоволием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнением порученных дел. Согрешил непочитанием родителей своих, оставлением молитвы за них, не воспитанием детей в вере православной, не почитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенравием и непокорством, грубостью, упрямством.

Согрешил неимением христианской любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, драками и ссорами, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, воровством, приготовлением и продажей самогона, «отматыванием» электросчетчика, присвоения госимущества.

Согрешил немилосердием к бедным, не имели сострадания к больным и калекам; согрешили скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием, помыслами и попытками к самоубийству.

Согрешил лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.

Согрешил забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.

Согрешил невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, сквернословием, смехотворством, рассказывал анекдоты; согрешили разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью, неумеренным смотрением телевизора, увлечением азартными и компьютерными играми.

Согрешил невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, невоздержанием в супружеской жизни, различными плотскими грехами, желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил неимением прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, не охраняли и не защищали честь других. Согрешили неимением любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия.

Согрешили унынием, тоской, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каюсь и в прочих моих грехах, которые я забыл и не вспомнил.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего всеми своими грехами, искренно об этом жалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих и исправляться. Господи Боже наш, со слезами молю Тебя, Спаса нашего, помоги мне утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные мною грехи прости, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Называть нужно только свои соделанные грех из здесь перечисленных. Не перечисленные здесь грехи надо сказать духовнику особо. Для удобства грехи можно записать на листе бумаги и прочитать перед священником. Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не следует, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяем, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь. Говоря о грехах, не следует называть излишние подробности и имена других лиц - соучастников греха. Они должны сами раскаяться за себя. Навыки ко греху искореняются молитвой, постом, воздержанием, добрыми делами. Исповедь совершается в храме после вечерней службы или по договоренности со священником влюбое время. Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.

Данный перечень рассчитан на начинающих церковную жизнь людей и, желающих покаяться перед Богом. Готовясь к исповеди, выпишите из списка обличающие Вашу совесть грехи. Если их много, нужно начать из самых тяжких - смертных. Причащаться можно только с благословения священника. Покаяние ПЕРЕД БОГОМ предполагает не равнодушное перечисление своих плохих поступков, А ИСКРЕННЕЕ ОСУЖДЕНИЕ СВОЕЙ ГРЕХОВНОСТИ И РЕШИМОСТЬ ИСПРАВЛЯТЬСЯ!

Я (имя) согрешил(а) перед БОГОМ: слабой верой (сомнением в Его бытии). Не имею к Богу ни любви, ни должного страха, поэтому редко исповедуюсь и причащаюсь, (чем доводил(а) душу до окамененного нечувствия по отношению к Богу), Редко посещаю Церковь в воскресенья и праздники (работой, торговлей, развлечением в эти дни). Каяться не умею, грехов не вижу. Не вспоминаю о смерти и не готовлюсь предстать на Суд Божий (Память о смерти и будущем суде помогает избегать греха).

Согрешил(а): не благодарю Бога за Его милости. Не покорностью воле Божьей (желаю, чтобы всё было по-моему). По гордости надеюсь на себя и людей, а не на Бога. Приписыванием успехов себе, а не Богу. Боязнью страданий, нетерпением скорбей и болезней (они попущены Богом для очищения души от греха). Ропотом на жизненный крест (судьбу), на людей. Малодушием, унынием, печалью, обвинением Бога в жестокости, отчаянием в спасении, желанием (попыткой) самоубийства.

Согрешил(а): Опаздыванием и ранним уходом из церкви. Невниманием во время службы (к чтению и пению, разговорами, смехом, дреманием...). Хождением по храму без нужды, толкаясь и грубя. По гордости уходил (а) с проповеди критикуя и осуждая священника. В женской нечистоте дерзала прикасаться к святыне.

Согрешил(а): по лености не читаю утренние и вечерние молитвы (полностью из молитвослова), сокращаю их. Молюсь рассеянно. Молилась с непокрытой головой, имея неприязнь на ближнего. Небрежным изображением на себе крестного знамения. Не ношением нательного креста. Неблагоговейным почитанием св. икон и святынь Церковных. В ущерб молитве, чтению Евангелия, Псалтири и духовной литературы смотрел(а) телевизор (Богоборцы через фильмы учат людей нарушать заповедь Бога о целомудрии до брака, супружеской измене, жестокости, садизму, повреждают психическое здоровье молодежи. Прививают им через «Гарри Потер...» нездоровый интерес к магии, чародейству и незаметно втягивают в гибельное общение с дьяволом. В СМИ, это беззаконие перед Богом, преподносится как нечто положительное, в цвете и романтическом виде. Христианин! Уклонись от греха и сохрани себя и своих детей для Вечности!!!). Малодушным молчанием, когда при мне богохульствовали, стыдом креститься и исповедовать Господа при людях (это один из видов отречения от Христа). Хулой на Бога и на всякую святыню. Ношением обуви с крестами на подошве. Употреблением для бытовых нужд газет..., где написано о Боге... Называл(а) животных именами людей "Васька", "Машка". О Боге говорил(а) не благоговейно и без смирения.

Согрешил(а): к Причастию дерзал(а) приступать без должной подготовки (не читая каноны и молитвы, утаивая и умаляя грехи на исповеди, во вражде, без поста и благодарственных молитв...). Дни Причастия не проводил(а) свято (в молитве, чтении Евангелия..., а предавался(лась)развлечениям, объедению, многоспанию, празднословию...).

Согрешил(а): нарушением постов, а также среды и пятницы (Постясь в эти дни, мы почитаем страдания Христовы). Не (всегда) молюсь перед едой, работой и после (После еды и работы читается благодарственная молитва). Пресыщением в пище и питии, упиванием допьяна. Тайноядением, лакомством (пристрастие к сладкому). Ел(а) кровь животных (кровянку...). (Запрещено Богом - Левит 7,26-27; 17, 13- 14, Деян. 15, 20-21,29). В постный день праздничный (поминальный) стол был скоромным. Усопших поминал(а) с водкой (это язычество и с христианством не согласуется).

Согрешил(а): празднословием (пустые разговоры о житейской суете...). Рассказом и слушанием пошлых анекдотов. Осуждением людей, священников и монахов (а своих грехов не вижу). Слушанием и пересказом сплетен и кощунственных анекдотов (о Боге, Церкви и священнослужителях). (Этим через МЕНЯ сеялся соблазн, и хулилось имя Божие среди людей). Поминанием имени Божия всуе (без нужды, в пустых разговорах, шутках). Ложью, обманом, неисполнением данных Богу (людям) обещаний. Сквернословием, матерной (это хула на Божью Матерь) руганью с упоминанием нечистой силы (призываемые в разговорах злобные демоны нам же и навредят). Клеветой, распространением худых слухов и сплетен, разглашением чужих грехов и слабостей. Слушал(а) злословие с удовольствием и согласием. По гордости унижал(а) ближних насмешками (подколки), глупыми шутками... Неумеренным смехом, хохотом. Смеялся над нищими, калеками, чужим горем... Божбою, лживой клятвой, лжесвидетельством на суде, оправданием преступников и осуждением невиновных.

Согрешил(а): леностью, не желанием работать (жизнь за счет родителей), исканием телесного покоя, негою в постели, желанием наслаждаться греховной и роскошной жизнью. . . Курением (у американских индейцев, воскурение табака имело ритуальное значение -поклонение духам-демонам. Курящий христианин - предатель Бога, демонопоклонник и самоубийца - вредит здоровью). Употреблением наркотиков. Слушанием эстрадной и рок-музыки (воспевая человеческие страсти, возбуждает низменные чувства). Пристрастием к азартным играм и зрелищам (карты, домино, компьютерные игры, телевизор, кинотеатры, дискотеки, кафе, бары, рестораны, казино...). (Богоборческая символика карт, при игре или гадании, призвана кощунственно издеваться над страданиями Христа Спасителя. А игры разрушают психику детей. Они, стреляя и убивая, становятся агрессивными, склонными к жестокости и садизму, со всеми вытекающими для родителей последствиями).

Согрешил(а): растлевал(а) свою душу чтением и рассматриванием (в книгах, журналах, фильмах...) эротического бесстыдства, садизма, нескромных игр, (Растленный пороками человек отображает в себе качества демона, а не Бога), танцев, сам(а) танцевал(а), (Они привели к мученической кончине Иоанна Крестителя, после которой танцы для христиан - глумление над памятью Пророка). Услаждением блудными мечтами и воспоминанием прежних грехов. Не удалением от греховных свиданий и соблазна. Похотным воззрением и вольностью (нескромность, объятия, поцелуи, нечистые осязания тела) с лицами другого пола. Блудом (половая связь до венчания). Блудными извращениями (рукоблудие (онанизм), позы, оральный и анальный блуд). Содомскими грехами (гомосексуализм, лесбиянство, скотоложство, кровосмешение (блуд с родственниками).

Вводя в соблазн мужчин бесстыдно одевалась в короткие и с РАЗРЕЗАМИ юбки, брюки, шорты, облегающую и просвечивающуюся одежду, (этим попиралась заповедь Божия о внешнем виде женщины. Она должна одеваться красиво, но в рамках христианского стыда и совести. Христианка должна являть собой образ Божий, а не богоборческий, обстрижено-обнажено перекрашенный, с когтистой лапой вместо человеческой руки, образ сатаны) стриглась, красилась... В таком виде, не уважая святыню, дерзала входить в храм Божий. Участием в конкурсах "красоты", фотомоделей, маскарадах (маланка, вождение козы, праздник хелловин...), а также в танцах с блудными действиями. Был(а) нескромен(на) в жестах, телодвижениях, походке. Купанием, загоранием и обнажением в присутствии лиц другого пола (противоречит христианскому целомудрию). Соблазнением на грех. Торговлей своим телом, сутенерством, сдачей помещения для блуда.

Согрешил(а): прелюбодеянием (измена в браке). Не венчанным браком. Похотливой невоздержностью в супружеских отношениях (в посты, воскресенья, праздники, при беременности, в дни женской нечистоты). Извращениями в супружеской жизни (позы, оральный, анальный блуд). Желая жить в свое удовольствие и избегая жизненных трудностей, предохранялся(лась) от зачатия детей. Употреблением "противозачаточных" средств (спираль, таблетки не препятствуют зачатию, а убивают ребенка на ранней стадии). Убивал(а) своих детей (аборты). Советом (принуждением) других на аборт (мужчины, с молчаливого согласия, или принуждавшие жен... к аборту также детоубийцы. Врачи делающие аборты, - убийцы, а ассистенты - соучастники).

Согрешил(а): губил(а) души детей, готовя их только для земной жизни (не учил(а) о Боге и вере, не прививал(а) им любви к церковной и домашней молитве, посту, смирению, послушанию. Не развивал (а) чувство долга, чести, ответственности... Не смотрел(а) чем занимаются, что читают, с кем дружат, как ведут себя). Наказывал(а) их слишком жестоко (вымещая злобу, а не для исправления, обзывал(а), проклинал(а). Своими грехами соблазнял(а) детей нтимными отношениями при них, руганью, сквернословием, просмотром безнравственных телепередач).

Согрешил(а): совместной молитвой или переходом в раскол (Киевский патриархат, УАПЦ, старообрядчество...), унию, секту. (Молитва с раскольниками и еретиками ведет к отлучению от Церкви: 10, 65, Апостольские правила). Суеверием (вера снам, приметам...). Обращением к экстрасенсам, "бабкам" (выливание воска, качание яиц, сливание страха...). Осквернял(а) себя уринотерапией (в ритуалах сатанистов употребление мочи и кала имеет кощунственное значение. Такое «лечение» является мерзким осквернением и дьявольской насмешкой над христианами), употреблением «наговоренного» ворожеями... Гаданием на картах, ворожением (для чего?). Боялся(ась) колдунов больше чем Бога. Кодированием (от чего?).

Увлечением восточными религиями, оккультизмом, сатанизмом (указать чем). Посещением сектантских, оккультных... собраний. Занятием йогой, медитацией, обливанием по Иванову (осуждается не само обливание, а учение Иванова, приводящее к поклонению ему и природе, а не Богу). Восточными единоборствами (поклонение духу зла, - учителя, и оккультное учение о раскрытии "внутренних возможностей" приводит к общению с демонами, одержимости...). Чтением и хранением запрещенной Церковью оккультной литературы: магии, хиромантии, гороскопов, сонников, пророчеств Нострадамуса, литературы религий Востока, учения Блаватской и Рерихов, Лазарева "Диагностика кармы", Андреева "Роза мира", Аксенова, Клизовского, Владимира Мегре, Таранова, Свияж, Верещагина, Гарафины Маковий, Асауляк... (Православная Церковь предупреждает, что сочинения этих и прочих оккультных авторов с учением Христа Спасителя ничего общего не имеет. Человек через оккультизм, вступая в углубленное общение с демонами, отпадает от Бога и губит свою душу, а психические расстройства будут должным возмездием за гордость и самонадеянное заигрывание с бесами). Понуждением (советом) и других к ним обращаться и этим заниматься.

Согрешил(а): воровством, святотатством (воровство церковного). Сребролюбием (пристрастие к деньгам и богатству). Неуплатой долгов (заработной платы). Жадностью, скупостью на милостыню и покупку духовных книг... (а на прихоти и развлечения трачусь не скупясь). Корыстолюбием (пользование чужим, жизнь за чужой счет...). Желая обогащаться давал(а) деньги под проценты. Торговлей водкой, сигаретами, наркотиками, противозачаточными средствами, нескромной одеждой, порно... (этим помогал(а) демону губить себя и людей - соучастник их грехов). Общитывал(а), обвешивал(а), выдавал(а) плохой товар за хороший...

Согрешил(а): самолюбием, завистью, лестью, лукавством, неискренностью, лицемерием, человекоугодием, подозрительностью, злорадством. Принуждением других к греху (солгать, украсть, подглядеть, подслушать, доносить, выпить спиртное...). Желанием славы, уважения, благодарности, похвал, первенства... Деланием добра напоказ. Хвастовством и любованием собой. Красованием перед людьми (остроумием, внешностью, способностями, одеждой...).

Согрешил(а) : непокорностью родителям, старшим и начальникам, оскорблением их. Капризами, упрямством, прекословием, своеволием, самооправданием. Леностью к учебе. Небрежным уходом за престарелыми родителями, родственниками... (оставлял(а) их без присмотра, пищи, денег, лекарства..., сдавал (а) в дом престарелых...).

Согрешил(а) : гордостью, обидчивостью, злопамятством, вспыльчивостью, гневом, мстительностью, ненавистью, непримиримой враждой. Наглостью и дерзостью (лез(ла) без очереди, толкался(ласъ). Жестокостью к животным. Оскорблял(а) домашних, был(а) причиной семейных скандалов. Не несением совместных трудов по воспитанию детей и содержанию хозяйства, тунеядством, пропиванием денег, сдаванием детей в детдом... Занятием боевым искусством и спортом (профессиональный спорт повреждает здоровье и развивает в душе гордыню, тщеславие, чувство превосходства, презрение, жажду обогащения...), ради славы, денег, разбоя (рэкетирства). Грубым обращением с ближними, причинением им вреда (какого?). Рукоприкладством, избиванием, убийством. Не защитой слабых, избиваемых, женщины от насилия... Нарушением правил дорожного движения, ездой в нетрезвом виде... (чем подвергал опасности жизнь людей).

Согрешил(а) : небрежным отношением к работе (общественной должности). Общественное положение (таланты...) использовал(а) не к славе Божьей и пользе людей, а для личных выгод. Притеснением подчиненных. Даванием и принятием (вымогательством) взяток (что могло привести к вреду государственному и частным трагедиям). Расхищал(а) государственную и коллективную собственность. Имея руководящее положение, не заботился(лась) о пресечении обучения в школах безнравственным предметам, не христианских обычаев (разлагающих нравственность народа). Не оказывал(а) помощь в распространении Православия и пресечению влияния сект, чародеев, экстрасенсов... Прелыцался(лась) их деньгами и сдавал(а) им помещения в аренду (чем способствовал(а) погибели душ людей). Не защищал(а) церковные святыни, не оказывал(а) помощи в строительстве и ремонте храмов и монастырей...

Леностью ко всякому доброму делу (не навещал(а) одиноких, больных, заключенных...). В жизненных вопросах не советовался(лась) со священником и старшими (что приводило к непоправимым ошибкам). Давал(а) советы, не зная, угодны ли они Богу. Пристрастною любовью к людям, вещам, занятиям... Своими грехами соблазнял(а) окружающих.

Оправдываю свои грехи житейскими нуждами, болезнью, слабостью, и что нас никто не научил вере в Бога (но мы и сами не интересовались этим). Совращал(а) в неверие людей. Посещал(а) мавзолей, атеистические мероприятия...

Холодной и бесчувственной исповедью. Согрешаю сознательно, попирая обличающую совесть. Нет твёрдой решимости исправить свою греховную жизнь. Каюсь, что своими грехами оскорблял(а) Господа, искренно об этом сожалею и буду стараться исправиться.

Указать и другие грехи, какими согрешил(а).

_______________________________________________________

Примечание! Что касается возможного соблазна от приводимых здесь грехов, то действительно, что блуд мерзок, и о нем надо говорить аккуратно. Апостол Павел говорит: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас» (Еф. 5,3). Однако, через телевидение, журналы, рекламу... он настолько вошел в жизнь даже самых юных так, что блудные грехи многими не считаются грехом. Поэтому об этом надо говорить на исповеди и призывать всех к покаянию и исправлению.


Периодически исповедоваться, раскаиваться в своих грехах необходимо каждому верующему человеку. Во время исповеди человек очищает свою душу, разум и тело от негатива.

Искреннее сознание о содеянных неправильных поступках подразумевает связной текст, подкрепленный настоящими чувствами, эмоциями.

Обратите внимание ! Грехи на исповеди основываются на 7 главных грехов, описанных в Библии. Раскаиваясь в произошедших поступках, человек обязуется далее не повторять своих ошибок.

Православная церковь предлагает перечень возможных грехов для исповеди. Все они делятся на мужские, женские, детские.

Ниже будет рассмотрен краткий основной список грехов для женщин и мужчин :

Женские Мужские
Нарушение поведения в храме, несоблюдение правил чтения молитв Отлынивание от работы, невыполнение обязанностей
Допущение половой жизни до брака Допущение разговоров в храме во время службы
Совершение абортов и допущение мыслей о них Уклонение от армейской службы
Чтение книг, просмотр фильмов порнографического содержания Отказ от помощи нуждающимся людям
Создание сплетен, чувство зависти, обиды, лени Смех над убогими, нежелание им помочь
Пристрастие к пагубным привычкам, еде Соблазн на грехи – чревоугодие, блуд, пьянство
Избегание оказания помощи другим людям Осуществление краж
Обращение к магии, ворожбе Отказ от веры, сомнения
Боязнь старения, появление мыслей о самоубийстве Ненависть, оскорбление, участие в драках
Чрезмерное обнажение тела для привлечения внимания Презрение, наглость, излишнее хамство

Не стоит подряд перечислять все содеянные грехи. Если составить полный список для раскаяния – исповедь станет формальной отчетностью.

Важно говорить от чистого сердца , по-настоящему раскаиваясь в совершенных поступках.

Подготовка к исповеди и с каких слов ее начать перед батюшкой?

Решившись посетить храм для осуществления исповеди, важно правильно к ней подготовиться. Первое, что необходимо сделать – кратко написать список своих грехов на листке.

Стоит отметить , что перед батюшкой не нужно зачитывать перечень по бумаге – его нужно помнить мысленно. Большинство священников не любят подход заранее сформулированных слов.

Многих людей, желающих покаяться, интересует вопрос, с каких слов начать исповедь. Не существует определенного текста, который нужно заучить.

Формулировка начала происходит своими словами. Они должны исходить от чистого сердца и тревожить внутренние чувства человека.

Подготовка к процедуре содержит такие моменты :

  1. Чтение литературы . Чтобы лучше понимать, как происходит процесс, для чего он необходим – изучите церковную литературу о таинстве исповеди и причащении.
  2. Не ищите оправдания грешным поступкам . Лучше признаться в содеянном грехе священнику и больше не возвращаться к старым делам.
  3. Тщательно вспомните каждый свой день – не был ли он омрачен негативными поступками. После этого запишите все основные грехи на листок – это будет своеобразная памятка.
  4. Перед тем, как исповедаться, необходимо простить всех , кто причинил обиду. Также важно попросить прощение у людей, которые подверглись оскорблению и хамству.
  5. В течение нескольких дней перед процедурой , необходимо на ночь читать молитвы Богородице и Ангелу Хранителю.
  6. Если возникают затруднения при составлении списка – обратитесь в церковную лавку.

    Там можно найти специальную книгу, где указано перечисление главных грехов по заповедям с объяснением по каждому. Самые распространенные из них представлены и насчитывают 473 штуки.

Образец списка , слова для покаяния можно также найти в данной книге. Приходить на исповедь нужно с чистыми помыслами и пожеланиями покаяться.

Нельзя осуществлять покаяние в грехах, которые считаются основными: важно учесть все проступки и рассказать о них.

Не стоит выражаться общими фразами перед батюшкой , лучше сформулировать речь, используя конкретные выражения.

Как проходит исповедь?

Наиболее частые вопросы, которые задают люди, желающие исповедаться, состоят из незнания правил поведения на процедуре. Незнание последовательности исповеди порождает страх и стыд сделать что-то неправильно.

  1. Стоит отметить , что к исповеданию допускаются все взрослые люди и дети, достигшие возраста 7 лет. Малыши младше данного возраста допускаются только к причастию.
  2. Посещая храм человеку необходимо подойти к тому месту, где проходит исповедь. Может быть так, что образовывается очередь, которую необходимо заблаговременно занять.
  3. Ожидая очереди , еще раз продумайте свои грехи, о которых пойдет речь. Мысленно вспомните о содеянных поступках, чтобы при покаянии упомянуть все из них.
  4. Не стоит слушать чужую исповедь – это недопустимо. Когда предыдущий человек исповедуется перед батюшкой, лучше немного отойти в сторону.
  5. Подойдите к священнику , назовите свое имя, склоните голову над крестом и Евангелием.

    В православии принято упоминать свои грехи, обращая внимание к Господу, но не к батюшке. Поэтому важно сделать заметки на листке или попросить священника о наводящих вопросах.

  6. В завершении перечисления , человек должен обратиться к Богу, попросить прощение за грехи. Если священник разорвет листок с грехами — человек допускается к молитве.
  7. Некоторые храмы по завершению молитвы обязывают человека целовать руку священнослужителю.

    Если исповедание происходит впервые – необходимо узнать у батюшки заранее о нормах и последовательности процедуры.

  8. После прочтения молитвы батюшка разрешает исповедующемуся человеку причаститься. Помощь кающемуся придет, если он действительно осознает ошибку совершенных проступков.

Во время исповедания батюшка накрывает голову человека частью своей одежды. Он читает молитву и может назначить наказание за содеянные грехи, а также дать наставления.

Важно ! Таинство совершается бесплатно. Никто не может заставить человек исповедаться – это его личное решение.

Для некрещенных людей исповедь имеет свои особенности, о которых стоит заранее уточнить в церкви, перед тем как принять веру.

Полезное видео

    Похожие записи