Группы людей, которым разрешается давать садака. Кому и как лучше подавать милостыню

Милостыня (садака) является одним из важнейших методов поклонения Всевышнему, который способен принести большую пользу как в мире земном (посредством милостыни совершается поддержка нуждающихся), так и в мире вечном (за дачу садака человеку полагается большая награда от своего Создателя).

Милостыня в исламе представляет собой добровольный акт помощи всем нуждающимся в ней. Как правило, говоря о садака, подразумевается материальная поддержка незащищённых слоев населения, хотя данное понятие гораздо шире.

Виды садака

1. Материальная милостыня

Первым видом садака является материальная поддержка нуждающихся путём выплаты им денежных средств, а также покупки иных жизненно необходимых вещей: продуктов питания, лекарств и так далее. В Священном Коране Всевышний призывает нас:

«И расходуйте, о верующие, из имущества, которым Мы вас наделили…» (63:10)

2. Оказание помощи

Оказание любой помощи тем, кому она в данный момент необходима, тоже является милостыней, равноценной денежной поддержке. Пророк (с.г.в.) говорил: «Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи). Исходя из этого хадиса можно сделать вывод о том, что любое благое деяние, которое так или иначе способствует оказанию помощи нуждающимся, является милостыней.

Часто пожертвования подразделяют по длительности их полезного действия:

Разовые - награда за них будет, пока человек не умрёт;

Милостыня, награда за которую не прекращается даже после смерти жертвователя;

Непрерываемая милостыня, которую называют «садака джария».

От Абу Хурайры (р.а.) передаётся, что Милость миров Мухаммад (с.г.в.) наставлял свою умму: «Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх -действующей милостыни («садака аль-джария»), используемого знания и когда праведный ребёнок молится за него» (приводится Муслимом).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

То есть верующий, посадивший яблоню (или иное дерево), плоды которого употребляют в пищу другие люди, животные и птицы, даже если другой человек сядет отдохнуть под тенью этого дерева, также будет получать савап (т.е. вознаграждение) до той поры, пока дерево не высохнет или не будет срублено.

Правила раздачи садака

1) Милостыню следует раздавать скрыто

При даче садака верующим желательно делать это так, чтобы привлечь как можно меньшее внимание людей, так как скрытое благое деяние для верующего лучше, чем открытое. В Своём Откровении по этому поводу Всевышний говорит:

«Если вы раздаёте милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаёте её нищим, то это ещё лучше для вас» (2:271)

В случае, когда верующий жертвует садака напоказ с намерением, чтобы казаться щедрым в глазах окружающих, то такое деяние считается показухой и сильно порицается в Шариате.

Особым достоинством в исламе обладает прощение долга или покрытие финансовой задолженности другого человека. Последнее так же следует делать скрытно, чтобы сам должник никогда не узнал имя своего благодетеля.

2) Активно раздавать в Рамазан

Особое усердие в деле раздачи садака следует проявлять в лучший месяц в году - Священный месяц Рамазан, так как благие дела именно в этот месяц, по воле Господа, могут быть многократно приумножены. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Лучшая садака - это милостыня в Рамазан» (ат-Тирмизи).

Можно выделить три разновидности милостыни, приуроченных Благословенному месяцу Аллаха: это фидия (садака, выплачиваемая теми, кто не в состоянии соблюдать уразу ввиду неизлечимой болезни и иных аналогичных причин, при которых возмещение поста в последующем невозможно - её размер определяется в сумме, достаточной чтобы накормить одного постящегося за каждый день несоблюдения обязательного поста), (один из столпов ислама, обычно совершаемый в месяц Рамазан) и фитр-садака (специальное пожертвование в пользу неимущих накануне Ураза-байрама с целью предоставить им возможность вкусить радость праздника). Размеры этих видов садака для верующих утверждаются местными религиозными организациями (муфтиятами) до начала Священного месяца.

3) Жертвовать из заработанного дозволенным трудом

Необходимо помнить, что делать садака следует из имущества, которое было заработано с исламской точки зрения путём. В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает его Своей правой рукой, затем взращивает его до того, пока он не станет с размером в гору» (приводится в сборниках аль-Бухари и Муслима).

Пророк ислама (с.г.в.) пояснял: «Тот, кто накопил запретное имущество и раздал его в качестве милостыни (садака), не получит за это никакой награды и ещё понесёт за это бремя греха».

Упоминания об этом встречаются и в более распространённых хадисах: «О люди! Поистине, Аллах - Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (хадис передал Муслим). «Кто бы не сделал садака благоприобретённого достояния, а Аллах не принимает ничего, кроме благого!» (Бухари, Муслим).

Следует помнить, что всё купленное на харамные средства является харамом. Даже такое пропитание признаётся харамным, и у такого человека, как минимум, 40 дней не будут приниматься дуа, не будет награды за совершённые намазы. Поэтому милостыня тоже не будет принята Всевышним. Если человек будет раздавать милостыню от заработанных нечестным трудом денег, то, по мнению исламских богословов, он не получит награду за это, однако таким образом он может очистить своё имущество и не обрекать себя на новые грехи.

Также мусульманские учёные считают, что деньги, которые человек нашёл случайно (будь то крупная сумма или мелочь), ему не дозволены. Если он отдаст эти деньги в качестве садаки, то награды не будет, но и греха тоже, зато вознаграждение получит тот, кто потерял эту сумму.

4) Не скупиться на милостыне

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) как-то сказал: «Мне бы не понравилось, будь я владельцем золота (размером) с (гору), если бы на 3-й год у меня всё ещё что-нибудь от него оставалось. Разве только динар, который я припас бы для покрытия своего долга» (аль-Бухари и Муслим).

5) Нежелательно заниматься попрошайничеством

Мусульманам, которые оказались в бедственном положении, нежелательно просить для себя подаяния. На это имеется указание в хадисах: «Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек просит своего правителя или оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи); «Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Милостыня в исламе должна идти только на разрешённые Аллахом вещи. Если для того, чтобы накормить голодного, были приобретены нехаляльные продукты (например, с содержанием свинины), потрачены на обучение ребёнка наукам, противоречащим исламу (астрология, магия), то это не зачтётся дающему милостыню в качестве награды.

Также садака, данная не ради довольства Всевышнего, приближения к Нему и очищения от прегрешений, а для славы, получения одобрения общественности, создания благоприятного имиджа, не даст жертвователю ничего, кроме того, что он хотел. Свидетельством этому служит известный хадис о намерениях:

«Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям, и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение к Всевышнему и Посланнику Его переселится к Всевышнему и Посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (приводится в сборниках Бухари и Муслима).

Достоинства милостыни

  • Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам:

«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274)

  • Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (с.г.в.) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень - Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).
  • Садака - средство защиты от Адского пламени. Мухаммад (с.г.в.) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня Ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).
  • Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
  • Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется:

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заём, он будет увеличен» (57:18)

  • За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).
  • Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят:

«Вы не обретёте благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92)

  • Раздача садака - это подражание Пророку (с.г.в.). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (с.г.в.) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
  • Милостыня - одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).

Дуа за садака

Когда человеку дают пожертвование, то желательным действием является сделать дуа (мольбу) за подающего. В этом случае, по воле Всевышнего, будут учтены немерения того, кто раздает милостыню. Не обязательно это делать на арабском, важнее искреннее пожелание на родном языке. В иных случаях можно сказать:

«БЭРАКАЛЛАХУ ЛЭКЯ ФИИ ЭХЛИКЯ УЭ МЭЭЛИКИ"»

Перевод: «Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние»

Когда садака не принимается

Хотя милостыня является поощряемым действием в исламе, не каждая садака, как было отмечено выше, может быть принята. Первая причина - это неправильное намерение человека. Желает ли подающий довольства своего Создателя или хочет расположить к себе того или иного человека, либо просто похвастаться. В хадисе от Бухари и Муслима передаётся, что «дела оцениваются по намерениям». Соответственно, награда за милостыню будет зависеть от нията человека. Вторая причина, из-за которой пожертвование может быть не принято - харамный заработок. За раздачу милостыни из запрещенного имущества человеку не будет ни награды, ни греха. Это лишь способствует очищению от запретного. В-третьих, человек, раздающий садака, должен и в делах быть праведным. То есть он не должен относиться пренебрежительно и высокомерно по отношению к тем нуждающимся, кому раздаёт часть своего имущества, не должен ни делом, ни словом оскорблять людей, которые принимают от него помощь. Всё это стирает всю награду за благодеяние. А Аллаху известно лучше.

Ислам - это одна из самых распространенных религий на земном шаре. Ученые считают, что через несколько десятилетий уже каждый второй будет считать себя мусульманином. Чем же обусловлена такая популярность ислама? На эту тему религиоведы могут рассуждать часами в долгих философских дискуссиях. Но простые люди, следующие в своей жизни текстам Корана, утверждают, что ислам предписывает заботиться обо всех правоверных во имя Аллаха. Особенное отношение в исламе к садака. Этот термин является довольно глубоким и емким, поэтому требует подробного разъяснения. Сегодня мы расскажем вам о видах садака в исламе, его назначении и правилах, касающихся его в Коране.

Что такое садака?

Термин «садака» в исламе встречается довольно часто. С его толкованием в первую очередь должны разобраться правоверные, которые пришли к Аллаху недавно. Обычно об этом им должны рассказать старейшины либо более мудрые члены семьи.

В узком понимании значения садака в исламе можно сказать, что которая дается нуждающимся на добровольной основе. Но в более широком смысле слова, в котором и нужно рассматривать садака, он обозначает абсолютно любое благодеяние, свершенное ради Аллаха. Считается, что каждый, кто подает такую милостыню, получает благословение Всевышнего и тем самым накапливает добрые дела в своей земной жизни. Примечательно, что часто садака имеет нематериальный характер, подобное отношение к подаянию было принято еще в древние времена. В настоящее время в большинстве случаев милостыня выражается именно в денежном эквиваленте.

Перевод слова с арабского языка

Интересно, что перевод слова «садака» с арабского полностью отражает смысл, который оно несет. В дословном переводе термин означает «искренность», ведь только искренние намерения правоверного, подающего милостыню, могут стать основанием для получения одобрения Аллаха.

Во многих старейших религиях мира существуют слова, однокоренные садака. Подобными терминами пользуются евреи и даже христиане. А в исламе существуют имена производные от данного слова.

Значение садака

Искренние и добровольные благодеяния имеют очень важное значение в исламе. Садака позволяет сгладить разницу между бедными и богатыми мусульманами, таким образом восстанавливается справедливость и формируются братские отношения между всеми социальными слоями правоверных.

Лучше всего подавать эту милостыню тайно, в таком виде она имеет большую ценность в глазах Аллаха. Тот, кто может одаривать другого и не кричать об этом на весь мир, получит благословение Всевышнего и его поддержку в делах. Но и открытый, прилюдный садака не возбраняется. Он может стать вдохновением для других людей, которые в будущем станут более щедрыми к неимущим, что очень важно для настоящего правоверного.

Закят и садака: отличия и сходство

Многие люди не видят разницы между этими двумя терминами и даже путают их, однако на самом деле, несмотря на то, что оба слова имеют отношение к подаяниям, они несут абсолютно разный смысл и значение.

Закят считается обязательной милостыней. Она должна подаваться каждым мусульманином и считается его священным долгом. Величина подаяния зависит от имущественного положения правоверного, отказаться от выплаты данной милостыни нельзя.

Садака, напротив, является добровольным подаянием, которое может выражаться в любых благих делах. Эта милостыня может восприниматься своеобразной ступенькой на пути духовного развития правоверного. Он должен дорасти до садака и совершать благодеяния с чистой душой и радостью в сердце. Причем величина подаяния ничем не регламентируется, она зависит только от намерений дающего.

Садака и ее виды в исламе

Мусульмане знают множество видов добровольной милостыни, которая будет ценной в глазах Аллаха. Сам Пророк Мухаммад выделял восемь видов благодеяний, которые могут сделать правоверные, не имеющие возможности раздавать садака в денежном эквиваленте:

  • чтение зикр;
  • порицание всех дурных поступков и взывание к возвращению на путь истинный;
  • очищение дорог от обломков и мусора, которые могут помешать передвижению других людей;
  • помощь в пути слепому;
  • посредничество в общении между глухонемым и остальными людьми;
  • помощь любому, кто взмолится о ней;
  • сопровождение человека, который не может идти по причине потери сил;
  • способствование общению людей, которым сложно это делать самостоятельно.

Как можно понять из этого списка, садака - это настоящий свод правил милосердного и доброго человека. Ведь заслужить благословение и одобрение Аллаха в первую очередь можно благими делами и уже потом деньгами.

На сегодняшний момент мусульмане считают хорошим садака согласно Корану, следующий список дел:

  • денежная помощь членам своей семьи;
  • финансовая поддержка родственников, несмотря на степень близости с ними;
  • помощь неимущим от здорового и опасающегося бедности человека;
  • милостыня от малоимущего мусульманина;
  • помощь другим людям в любых благих делах.

Примечательно, но Коран предписывает людям разумно раздавать садака. Они должны давать столько, сколько могут взять от своей семьи без вреда для их достатка. К тому же хозяин дома должен рассчитывать размер подаяния и на каждого из своих домашних, которые находятся на его попечении. Он обязан выплачивать садака и за них тоже.

Подаяние в месяц Рамадан

С древних времен фитр-садака считается обязательным для всех, кто обладает продуктовыми излишками. Ведь заключается милостыня именно в различных продуктах. На сегодняшний день - это мука, крупы, финики и так далее. Данное подаяние должно уйти именно тем, кто испытывает реальную нужду, поэтому многие мусульмане отдают фитр-садака специально избранным членам общины, занимающимся раздачей милостыни малоимущим правоверным. В принципе возможно подаяние и в денежном эквиваленте непосредственно в руки нуждающихся, данный вариант не самый популярный, но и его не запрещает ислам.

Какую молитву читать получившему садаку в священный месяц? На этот вопрос вам сможет ответить каждый мусульманин. Дело в том, что отдать милостыню в Рамадан необходимо до чтения праздничной Ид аль-фитр. Ведь даже нуждающиеся должны радоваться вместе со всеми и восхвалять Аллаха за его милость.

Какое садака считается в исламе самым лучшим?

На этот вопрос довольно сложно ответить, ведь многое зависит от того, кто подает милостыню и каково его финансовое положение. Интересно, что садака в адрес членов своей семьи и родственников всегда считается наиболее предпочтительной. То же можно сказать, когда деньги подает неимущий человек, у которого каждая сумма находится на учете.

Но более всего ценится садака, который не прерывается со смертью человека. Это может быть строительство мечети в отдаленной деревне, школы для детей, не имеющих возможности ездить в город и получать образование, приюта для сирот или, к примеру, посадка фруктовых деревьев, с которых все члены общины могут собирать урожай.

Также ценна передача знаний. Каждый мусульманин, обучающий мудрости других, может считать это вид деятельности - садака и быть уверенным в одобрении своего поступка Аллахом.

Несколько слов вместо заключения

Не стоит считать, что каждое подаяние должно выражаться в денежном эквиваленте. Если вы хотите очистить свою душу и каждый день отдавать садака во славу Всевышнего, то просто будьте милосердны, добры, заботливы ко всем окружающим и не забывайте начинать свой день с улыбки и благодарной молитвы.

Вопрос: Если у нас в селе 3–4 мечети, и разница во времени по 5 минут, то после какого из азанов я должна совершать намаз, чтобы не опоздать?

Ответ: Конечно, вовремя совершённая молитва – это одно из лучших и ценных деяний, как говорится об этом в хадисах. Из-за прохождения пяти минут молитва не опоздает, вы можете следовать за любым азаном, но для уверенности можно подождать, пока все провозглашат призыв к молитве.

Главное чтобы в мечети азан не провозглашали преждевременно, до наступления времени молитвы. Если вы точно знаете, что в какой-то мечети преждевременно звучит азан, то необходимо подождать пока действительно наступит время молитвы.

Упущения в молитве

Вопрос: Если во время намаза, например, во втором ракаате появились сомнения, прочитал ли ты в первом ракаате суру «аль-Фатиха» или нет, или в третьем ракаате не можешь вспомнить, читал ли ты «Аттахият» во втором ракаате, что делать в таком случае, надо ли дважды совершить земной поклон?

Ответ: Если вы сомневаетесь, прочитали суру «аль-Фатиха» или нет перед совершением поясного поклона, то вы обязаны прочитать, если вы сомневаетесь в этом после совершения поясного поклона, то нужно вернуться и прочитать, если вы ещё в данном ракаате. Но если вы уже в следующем ракаате, то нужно продолжить молитву, далее совершить ещё один дополнительный ракаат и два земных поклона (желательно) перед салямом. Если сомневаетесь весь третий ракаат прочитали вы «Аттахият» или нет во втором ракаате, то желательно совершить два земных поклона перед салямом.

Примечание : два земных поклона из-за забвения не обязательно совершать, но желательно, соответственно, если вы их не совершите, молитва не нарушается.

Нечисть на одежде

Вопрос: Если перед ночным намазом сделал омовение, и после того, как сделал ночной намаз и исполнил соответствующие суннаты перед сном, увидел на своём нижнем белье каплю нечистоты, что нужно сделать в этом случае, возмещать ли намаз?

Ответ: Да, если вы увидели наджас, то нужно возмещать молитву, удалив этот наджас, помыв или сняв эту одежду при молитве.

Помощь покойным

Вопрос: Чем можно помочь покойному?

Ответ: Как сказано в хадисе, умерший человек подобен утопающему человеку, которому необходима любая помошь. Любое богоугодное действие, сделанное за его душу, ему помогает, будь то садака, зикр, мавлид и т. д.

Конфеты и печенье

Вопрос: Иногда в праздничный день говорят, чтобы не дарили вместе с конфетами ещё и печенье. Правильно ли делать такой запрет на определённые виды продуктов питания?

Ответ: В Исламе нет запрета на то, что можно раздавать. Человек сам выбирает, что ему подходит, нравится и что он в состоянии подарить или раздать в качестве садака.

Дуа за покойного

Вопрос: Что обязательно прочесть тому, кто взял садака, розданное после смерти человека?
Ответ: Нет обязательных молитв, которые надо прочесть, приняв садака, а желательным является сделать хорошее дуа умершему. Просить чтобы Аллах простил грехи умершего и смилостивился над ним.

Милостыня за покойного

Вопрос: В некоторых сёлах после смерти человека раздают сахар, муку и др. А в некоторых местностях этого не делают, говоря, что нельзя. Так ли это?

Ответ: Раздавать садака или расходовать из имушества умершего разрешается, если эти расходы не превышают одной трети части его имущества. А если расходы превышают, то нельзя расходовать, так как это доля наследников и без их согласия тратить не разрешается.

Ибн Аббас (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Среди них есть такие, которые обещали Аллаху: «Если Он одарит нас из своих щедрот, то мы непременно станем раздавать милостыню и будем одними из праведников . Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (ат-Тауба, 9/75-76),

был ниспослан в отношении Саляба ибн Хатима аль-Ансари. Саляба день и ночь находился в мечети Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). То есть, за исключением времени, которое он проводил с семьей, все свое время он проводил в мечети Пророка (салаллаху алейхи ва саллям). И поэтому его прозвали «голубь мечети». От большого количество земных поклонов, его лоб стал похож на колени верблюда.

Спустя какое то время Саляба стал уходить из мечети, сразу же после того как Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) завершал утренний намаз, не дожидаясь тасбиха и дуа. Заметив это, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) однажды сказал ему:

— О, Саляба! Что с тобой случилось, что ты, выходя из мечети (не дожидаясь тасбиха и дуа), стал совершать действия мунафиков.

— О, Посланник Аллаха! Я очень беден, беднее, чем ты думаешь. У нас всего одна рубашка. Я одеваю эту рубашку и совершаю намаз, а моя жена в это время ждет. Закончив намаз, я снимаю рубашку и отдаю ее своей жене. Затем она совершает намаз. О, Посланник Аллаха! Сделай дуа Аллаху, чтобы Он даровал мне богатство.

— О, Саляба! Горе тебе! Откажись от этого желания, ибо малое имущество, за которое ты способен благодарить, лучше, чем богатство, за которое ты не сможешь быть благодарным.

Спустя некоторое время Саляба вновь повторил свою просьбу. В этот раз Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему следующее: «Разве ты не хотел бы быть человеком похожим на меня? Клянусь Аллахом, в чьей длани моя душа, если бы я захотел, чтобы горы, превратившись в золото и серебро, шли следом за мной, это бы обязательно произошло. Однако я твердо знаю, мирская жизнь является уделом тех, кто лишен ахыра, и только умалишенный человек может обмануться мирской жизнью» .

Спустя еще некоторое время Саляба вновь пришел к Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) и сказал: «О, Посланник Аллаха! Клянусь Аллахом, Который отправил тебя с истиной, что если ты сделаешь за меня дуа Аллаху, я буду раздавать имущество каждому, кто имеет на это право».

В ответ на настойчивые просьбы Салябы, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сделал следующее дуа: «О, Аллах! Дай Салябе богатство».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) трижды повторил эти слова.

После дуа Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба купил одну овцу. Эта овца расплодилась. Дошло до того, что стаду Салябы стали тесны улицы Медины. Поэтому Саляба отвел стадо в одну долину. Из-за этого он перестал совершать все пять намазов джамаатом. Спустя еще немного времени овцы еще больше размножились и Саляба был вынужден перебраться в еще более отдаленное от Медины место. Теперь он не приходил в мечеть даже на джума-намаз.

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спрашивал у сподвижников:

— Где Саляба, я его не вижу?

— О, Посланник Аллаха! Его имущество увеличилось и теперь не помещается даже в одной долине. Он размещает его в нескольких долинах. Поэтому он был вынужден переехать в отдаленное место.

— Горе Салябе!

Спустя некоторое время был ниспослан аят, содержавший повеление о выплате закята:

«Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них» (ат-Тауба, 9/103).

После ниспослания аята о закяте, Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) назначил для сбора закята двух человек, одного из числа ансаров, а другого из племени Бану Сулейм. Кроме этого, он дал им с собой письмо, в котором были написаны аяты, говорившие об обязательности закята, а также разъяснения, касающиеся того, с каких видов имущества и в каком количестве следует получать закят.

Эти два человека отправились для сбора закята. Люди, узнав о ниспослании аятов предписывающих выплату закята, подготовили необходимое к выплате количество имущества и передали его сборщикам. Сборщики закята пришли и к Салябе, сказали ему о необходимости выплаты закята и показали письмо Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Саляба сказал им: «Это всего лишь джизья. Это не что иное, как брат джизьи. Вы идите, а я немного подумаю».

Аллах Всевышний в следующем аяте говорит о поведении таких, как Саляба: «Когда же Он одарил их из своих щедрот, они стали скупиться и отвернулись с отвращением» (ат-Тауба, 9/76)

«Стали скупиться» означает, что они не выплачивают закят, являющийся правом Аллаха. А «отвернулись» означает, что они отвернулись от повиновения Аллаху. В сущности, способность «отворачиваться» есть их отличительная особенность.

Сборщики закята вернулись к Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Не успели они ничего сказать, как Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) дважды произнес: «Горе Салябе».

В связи с этими событиями был ниспослан вышеуказанный аят. Как только этот аят был ниспослан, Умар (радыаллаху анх) сел на верховое животное и отправился к Салябе. Приехав к нему, он сказал: «О, Саляба! Горе тебе! Аллах Всевышний ниспослал по поводу тебя эти аяты» и прочитал ниспосланные аяты. Услышав это, Саляба тотчас собрал имущество для выплаты закята и отвез Посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Аллах запретил мне брать твой закят».

Саляба стал посыпать голову землей. Однако делал он это не потому, что раскаялся в своем двуличии, а потому что стеснялся людей, которые станут говорить «Закят Салябы не был принят».

Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: «Непринятие садака – это наказание за сказанные тобой слова «это не что иное, как брат джизьи». Я приказал тебе выплатить закят, а ты его не выплатил».

После смерти Посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), Саляба принес закят Абу Бакру. Однако Абу Бакр (радыйаллаху анху) не принял его. Когда халифом стал Умар (радыйаллаху анху), Саляба принес закят ему. Умар также не принял его закят. А во времена правления Усмана (радыйаллаху анху) Саляба сгинул» (Рухуль-Байан 3/469).

Такой конец исходит от жадности, безграничной любви к мирскому,и отказа от подаяния. Пророк (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Есть три признака лицемерия — это обман при разговоре, невыполнение обещанного, предательство в доверенном» (Бухари, Тирмизи).

Однажды к Посланнику пришли некоторые сахабы и спросили:

— О Посланник Аллаха, после твоей смерти что будет лучшим для нас — быть на земле или под землей? Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Если ваши предводители будут из лучших, богатыми и щедрыми, дела вы будете решать путем советов, то жизнь на земле для вас лучше. Если же предводители будут из худших, богатые и скупые, а дела ваши — в руках женщин, то смерть для вас лучше (так как не будет возможности жить религией) (Тирмизи).

Аиша (радыАллаху анха) передает, что Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Щедрость – это дерево из Рая,ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви,тот войдет в Рай. Скупость – это дерево в Аду, ветви которого вытянуты в этот мир: кто ухватится за эти ветви, тот войдет в Ад» (Байхаки, Шуабуль Иман).

В другом хадисе говорится:

«За себя и умерших старайтесь давать садака, пусть это будет хотя бы стакан воды. Если не можете, то читайте для них Коран, если не знаете Коран, то просите у Аллаха Его Милости и Прощения, так как Аллах обещает принять ваши молитвы» (Хаятуль-Кулюб филь- Мавида).

Как увеличивается садака

«Того, кто из халяльного заработка даст садака в размере финика, Всевышний Аллах возьмет правой рукой (наградит довольством и обилием) и увеличит его садака до размера горы» (Бухари).

В этом хадисе объясняется, что Аллах увеличивает садака не по количеству, а увеличивает баракат данного имущества, так как в суре Бакара говорится:

«Аллах уничтожает лихву (риба) и приумножает пожертвования (садака). Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников» (Бакара, 276).

По какой причине полагается такая большая награда за садака?

По сравнению с другими деяниями, самое сложное для человека – отдавать что-либо из имущества. Несомненно, это любимее всего для Аллаха, поэтому за него полагается и увеличенная награда. Так как Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самое наилучшее деяние — которое дается с трудом »

Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом (Али Имран, 92).

Джабир (радыАллаху анху) передает однажды Посланник Аллаха во время хутба сказал:

«О, люди, пока не настигла вас смерть, совершайте покаяние; пока есть возможность, совершайте хорошие деяния. Вспоминайте больше Аллаха, тайно и явно давайте садака, вы будете близки к Аллаху, если будете таковыми, получите помощь Аллаха и найдете утерянное» (Ибн Маджа).

Посланник (салаллаху алейхи ва саллям) говорит:

«Садака препятствует семидесяти бедам» (Табарани, аль-Муджамуль-Кабир)

Виды награды за садака

Саваб за садака делится на четыре вида:

1. Один к десяти.
2. Один к семидесяти.
3. Один к семисот.
4. Один к семи тысячам.

Один к десяти — это садака, данная бедным. Один к семидесяти – садака, данная нуждающимся родственникам. Один к семисот – садака, данная братьям и сестрам. Один к семитысячи, садака, данная тем, кто получает знания ради Аллаха. Это подтверждается в следующем аяте:

«Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе - по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах - Объемлющий, Знающий» (Бакара, 261).

Анас бин Малик (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха сказал:

«У кого есть имущество, пусть дает садака с имущества. Если нет его, пусть дает знания.Если нет знаний и имущества, а есть сила (физические возможности), пусть помогает силой».

Садака может ускорить скорость ветра

Также Анас бин Малик (радыАллаху анху) передает, что Посланник Аллаха сказал так:

«Когда Всевышний Аллах создал этот мир,то земля начала трястись, затем Всевышний установил горы, таким образом земля перестала трястись, чему ангелы очень удивились и спросили Всевышнего:

— О Аллах, есть ли что-либо сильнее гор?

— Да, железо.

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее железа?

— Огонь!

— О Аллах, есть ли еще то, что сильнее огня?

— Вода!

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее воды?

— Ветер!

— О Аллах есть ли еще то, что сильнее ветра?

— Да, садака, данная скрыто — что правоя рука не знает, что делает левая. Эта садака сильнее ветра» .

Как нужно давать садака?

Как и было сказано в хадисе, садака, данная скрыто, сильнее ветра. И в суре Бакара говорится

«Но если вы скрываете это и раздаете ее неимущим, то это еще лучше для вас» (271 аят).

В одной из предшествующих общин случился голод. Бедный человек пришел к дому богатого и попросил что-нибудь поесть. Дочь богатого сразу же угостила его свежеиспеченным хлебом. Когда вернулся отец, и узнал об этом, он велел отрезать правую руку дочери.

Но со временем положение этого человека стало ухудшаться, имущество как будто испарилось, он стал нищим и умер. Дочь после смерти отца стала бродить по улицам и просить на пропитание, а она была очень красивой. В один день она пришла к дверям щедрых людей. Хозяйка дома заметила, что девушка была очень скромной и красивой, пригласила к себе в дом, а затем предложила выйти замуж за своего сына, и она согласилась.

В ночь свадьбы они сели с мужем за ужин, и девушка вытянула левую руку. Супруг удивился:

— Я слышал, что бедные не знают правил приличия. Значит, ты ешь левой рукой. Ешь, пожалуйста, правой!

Но девушке пришлось снова вытянуть левую руку, и муж снова настоял на правой.

«О рабыня моя! Вытяни правую руку и ешь ею. Ты только ради довольства Моего подала кусочек хлеба, Я же возвращаю твою правую руку». Девушка высунула правую руку и стала есть. С помощью и силой Аллаха рука была в сохранности (Зубтадуль Ваизин).

Дурратуль-ваизин

Перевод с турецкого Аиша Хумейра

Если человек в состоянии поститься, то ему необходимо восполнить не соблюденный по той или иной причине пост только постом . Удобнее поститься зимой, когда дни наиболее коротки. Говорят, что «зима - это весна верующего. В короткие зимние дни он совершает дополнительный пост, а в длинные зимние ночи - молится» . Кстати, нет обязательности восполнять пропущенные дни поста подряд, вполне допустимо восстанавливать, исходя из возможностей, ритма жизни, графика рабочей недели и т. д.

Срок восполнения поста

Необходимо восполнить до наступления следующего месяца Рамадан . Кормящие матери, конечно же, являются исключением.

Если человек не успел восполнить до наступления следующего Рамадана, то как быть? Обязательность восполнения остается на нем долгом, который следует безотлагательно погасить. Чего-то дополнительного при этом он не делает - лишь восполняет пропущенный пост постом .

Можно ли соблюдать дополнительный, желательный (сунна, нафиля) пост , не восполнив долговой обязательный? Такое канонически возможно, но восполнение долгового все-таки первостепенно .

Фидья-садака

А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .

Восполнение поста за умершего

Для умирающего целесообразным является учет пропущенных им дней поста и завещание наследникам выплатить фидью за эти дни из его имущества. Дети покойного могут выплатить фидью и из своих личных сбережений от его имени .

«Если человек пропустил какое-то количество дней поста по уважительной причине и умер, так и не имея физической возможности восполнить их, то за него эти дни не восполняемы постом, выплачивается фидья . Если же он имел возможность, но не постился, откладывая на потом, и внезапно умер, то желательно, чтобы за него постился кто-то из его родных или, что также возможно, были накормлены нищие, неимущие, число которых определяется количеством пропущенных дней, то есть выплачивается фидья» .

В своде хадисов имама ат-Тирмизи приводятся слова Ибн ‘Умара: «Если кто-либо умер и на нем остался долг поста, то пусть за него накормят по одному нищему за каждый день пропущенного поста» . В сводах хадисов аль-Бухари и Муслима передается от ‘Аиши о том, что Пророк (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Если кто-то умер, а на нем остался долг поста, то пусть за него постится родственник» .

Большинство мусульманских ученых (джумхур) считает, что родственник не обязан поститься за покойного, даже если за последним остался долговой пост. Основным мнением ученых (в том числе мнением богословов шафиитского и ханафитсткого мазхабов) является то, что «за умершего пост, как и молитва-намаз, не соблюдается», лишь можно накормить нищих, передать фидью от его имени в счет погашения долгового поста. Упомянутое в хадисе «пусть за него постится родственник» они трактуют именно так. Опираются они в этом на слова Ибн ‘Аббаса о том, что «один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост». Также опираются на слова ‘Аиши, приведенные в св. х. ‘Абдур-Раззака: «Не поститесь за ваших умерших, а накормите от их имени (выплатите фидью)». Известный мухаддис имам аль-Аскаляни отмечает низкую степень достоверности обеих приведенных цитат, а слова ‘Аиши о недопустимости относит вообще к недостоверному (да‘иф джидден), то есть не имеющему на самом деле к ней отношения. К тому же слова Ибн ‘Аббаса («один за другого не совершает молитву-намаз и не соблюдает пост») можно отнести как к «при жизни», так и к «после смерти». Отмечу, что переданный ‘Аишей и приведенный выше хадис из св. х. аль-Бухари (№ 1952) и Муслима является абсолютно достоверным хадисом от Пророка, недвусмысленно дозволяющим соблюдение поста от имени покойного его родным или близким. Также обращу внимание читателя на то, что в комментарии имама аль-‘Аскаляни к хадису № 1953 св. х. аль-Бухари говорится, что им (соблюдающим пост от имени покойного) может быть не только кровный родственник, но любой близкий человек.

Напомню основополагающее мнение мусульманского богословия относительно «может ли один заменить другого»: недопустимо совершать какие-либо формы физического (телесного) поклонения за другого ни при жизни, ни после смерти. Исключением являются те случаи, относительно которых имеются прямые аргументы, например достоверный хадис. Именно таковым и является рассматриваемый нами случай .

Вопросы по теме восполнения поста и выплаты фидьи-садаки

Я не держал пост до последних 3 дней Рамадана. В дни, когда не держал, безбожно курил марихуану, были на то причины. Только с последней недели Рамадана я завязал и продержал пост последние 3 дня. А после окончания я позволил себе расслабиться один день, но очень сожалею об этом.

У меня есть хороший друг, который сказал, что я могу держать пост и после Рамадана. Сейчас я уже второй день соблюдаю пост. Не курю даже сигареты. Подскажите, правильно ли я делаю? Радик.

Вам необходимо восполнить все пропущенные дни обязательного поста один к одному.

Что касается курения марихуаны и сигарет, то настоятельно советую вам прочитать мою книгу «Мужчины и Ислам». Изучите, какие качества и характеристики должны быть присущи мужчине-мусульманину.

Мы проспали сухур и намаз, к сожалению. Мама встала, когда солнце уже взошло, и попила воды, сказав, что надо закрыть рот (то есть начать пост). Потом произнесла намерение. Об этом она слышала у своей знакомой. Я прочитал всю информацию о посте на сайте нашего муфтията и вопросы-ответы на вашем сайте и пришел к выводу, что маме следует восполнить пост за этот день. Один к одному. Как правильно? Максат, Казахстан.

Ей нельзя было пить воду, если намеревалась поститься. Придется восполнить этот день.

Уважаемый Шамиль Рифатович, дело в том, что я пропустил сухур, а родители и так были не рады, что я держал пост, поэтому настояли на том, чтобы я поел завтрак. Мне 16 лет. Как искупить свою вину? Что бы вы посоветовали, чтобы впредь избежать таких ситуаций? Азамат.

Непродолжительный дневной сон поможет вам вставать ранним утром на сухур. Если пост в упомянутый день был пропущен, тогда восполните его по завершении месяца Рамадан.

Я проспал утренний прием пищи, и поэтому пост в этот день не держал, Можно ли мне восполнить этот день после окончания месяца Рамадан? Я думал, что так можно делать! Руслан.

Вам нужно восполнить этот день после окончания месяца поста. Если вы вдруг проспали утренний прием пищи, то все равно следует поститься.

Когда я в прошлом году держал уразу, то пропустил несколько дней (4–7 дней) из-за лечения. Как мне возместить, я не помню, сколько дней я пропустил. Ф.

Возместите предположительно пропущенное количество дней. Главное, чтобы в предстоящий месяц Рамадан вы не пропустили ни одного дня. Восполнение пропущенных дней не откладывайте на неопределенное «потом».

У меня несколько дней долга по посту, но времени осталось очень мало, и я подсчитала, что один день все равно останется долгом. Можно ли его восполнить после этой уразы. Будет ли считаться пост за прошлый год полноценным или нет? Молдир.

Вам следует восполнить после завершения предстоящего месяца Рамадан, и все будет считаться полноценным.

Если я без уважительной причины пропустил один день поста, правда ли, что мне надо держать пост 30 дней после месяца Рамадан? Mikail.

Если человек соблюдает религиозную практику на протяжении нескольких лет, а потом бросает, в том числе не постится в Рамазан, получается, что он должен будет восполнить каждый пропущенный день 60-ю днями поста? Алибек.

Неправда. Каждый пропущенный день необходимо восполнить одним днем поста .

У меня небольшие проблемы со здоровьем по урологической части, и, так как я сам учусь на врача (студент 5 курса), решил не затягивать и заняться этим вопросом. Но проблема в том, что я в учебное время не успевал сходить сдать анализы и оставил до лета. Летом же освободился только к 1 августа .

Врач предложил мне оперативное вмешательство, однако совсем не хотелось бы пропускать более недели поста. Я решил сдать спермограмму и в зависимости от результатов решить, делать все-таки операцию сейчас или подождать до зимних каникул. Я сдал в тот день анализы на спермограмму, а насколько мне известно, это нарушает пост. Если нарушает, то как мне восполнить это? Ислам.

Восполните одним днем поста.

У меня обнаружили неизлечимое наследственное заболевание, мне необходимо быть на пожизненной специальной диете и пожизненном приеме лекарств. Лекарства следует принимать 4 раза в день. В случае отказа от них может наступить смерть или тяжелые осложнения. Я каждый год держала пост в священный месяц Рамадан и хотела бы продолжать это делать, но моя болезнь не дает мне такой возможности. Я даже не смогу возместить пост в другое время, так как, повторюсь, прием лекарств назначен пожизненно. Слышала, что человек в таком случае должен накормить бедняка за каждый пропущенный день поста.

1. Скажите, права ли я и как следует это сделать? То есть я должна ежедневно раздавать еду или могу подсчитать, сколько в среднем трачу на еду в день, и каждый день отдавать эту сумму нуждающимся людям? Или можно подсчитать, сколько трачу на еду в месяц, и в начале Рамадана отдать всю эту сумму?

2. Если я отдаю людям деньгами, а не раздаю еду, то имеет ли значение, пойдут эти деньги на еду или нет? А если они пойдут на лекарства, к примеру? К.

1. Все три варианта возможны. В третьем лучше дождаться завершения месяца Рамадан.

2. Главное - с каким намерением вы передаете эти деньги неимущему либо по иным направлениям передачи закята . То, как он или они их потратят, вас не касается.

Я - новообращенный мусульманин. Держу пост, но почувствовал боль в области печени, предположил, что это из-за моего хронического гепатита B. Врач наверняка скажет воздержаться от поста. Если прекращу поститься, то правильно ли я рассчитал фидью-садаку: каждый день надо давать 1,75 кг муки. Ее цена 15 руб. за кг. Значит 1,75х15х31(день)=813,75 - моя фидья за Рамадан. Верно ли? Для меня этот вопрос важен, так как это мой первый Рамадан и я имел искреннее намерение соблюсти пост. Leon.

Вы неверно и не точно информированы. Если вы в состоянии поститься, то восполните пост постом. А вот выплата фидьи-садаки актуальна для тех, кто предположительно больше уже не будет иметь физических возможностей для соблюдения поста . Фидья-садака - это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше - из расчета среднесуточных затрат на собственное питание) восполняющего таким образом пропущенные дни поста .

У меня сахарный диабет второго типа. Если не поем вовремя, начинается гипогликемия. Как мне быть в такой ситуации? Денис.

Не поститесь и выплачиваете фидью-садаку.

Я собираюсь держать пост в Рамадан, но проблема в том, что я пью таблетки 3 раза в день во время еды (соответственно, запиваю их водой). Как мне быть? Принимать таблетки или воздержаться от поста, а когда закончу курс лечения, поститься? Орхан.

Если данный курс лечения крайне необходим для вас с точки зрения поддержания здоровья и жизни, тогда вам нужно его завершить, а пропущенные дни поста восполнить после месяца Рамадан один к одному.

Я читаю намаз с 26 лет, держу уразу с 27 лет. Мой друг, читающий намаз, сказал, что у меня есть долг за намаз 13 лет (с 13 до 26 лет) и за уразу - 14 лет (с 13 до 27 лет). Прав ли он? Жомарт.

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, тогда все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит , ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить, начиная с периода полового созревания.

В этом году я постилась только первую неделю Рамадана. Потом пришлось прервать пост из-за насморка, который до сих пор продолжается.

Будет ли мне такой же саваб за пост в восполняемый день, как и за день поста в месяц Рамадан? Дина.

Вам в любом случае нужно восполнить пропущенные дни поста, и это - обязанность пред Богом, а то, насколько будет вознаграждаемо, одному Всевышнему ведомо. Насморк я все-таки не отнес бы к тяжелым заболеваниям, из-за которых нужно прерывать пост.

Здесь полезно напомнить хадис: «Если верующий, не относившийся к какой-либо из категорий, освобожденной от соблюдения поста, не соблюдал пост в один из дней месяца Рамадан, [то пусть знает, что] этот день он не сможет восполнить и целым веком поста. [То есть каждый день обязательного поста крайне важен и ценен. Если человек, для которого соблюдение поста обязательно, оставил это без внимания, пренебрег данной формой поклонения Творцу, пропустил день, то ни один из дней земной жизни не сможет возместить эту потерю. Масштабы огромны и исключительны. Конечно же, верующий восполняет пропущенное в последующем, но особой значимости каждого из дней месяца Рамадан ни один иной день года не имеет]» .

Возможные исключения перечислены в моем материале «Пост женщины».

См.: Аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 3 т. Т. 3. С. 263.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если человек восполняет пропущенный обязательный пост, то ему выбирать: либо в разбивку, либо подряд [все пропущенные дни один за другим]». См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 4. С. 248, хадис № 1690.

По этому поводу есть несколько хадисов. Степень достоверности у них не высокая, но в общей массе они имеют вес, дают основание именно для такого богословского заключения, а потому большинство ученых (джумхур) были согласны с возможностью выбора в данном вопросе. См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 248; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 236.

См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]: В 11 т. Дамаск: аль-Фикр, 1997. Т. 3. С. 1735; аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 47.

Следует упомянуть о наличии авторитетного мнения, что если человек просрочил восполнение пропущенного до наступления очередного месяца обязательного поста, то он постится в наступивший Рамадан, а после восполняет ранее пропущенное, дополнительно кормя при этом по одному бедняку за каждый день (фидья). Замечу, что достоверных хадисов на этот счет нет. В богословской литературе это упоминается как мнение нескольких сподвижников. Большинство мусульманских богословов (в том числе богословы-шафииты) говорят о необходимости этого. Часть ученых, среди которых богословы ханафитского мазхаба и имам аль-Бухари, не соглашались с этим, говоря, что достаточно поста, а относительно чего-то большего соответствующих аргументов нет. Так же считал и имам аш-Шавкяни. Подробнее об этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237–239; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1735, 1746; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-Буты Р. Машурат иджтима‘ия [Советы людям]. Дамаск: аль-Фикр, 2001. С. 41.

О том, в какие дни помимо месяца Рамадан предпочтительно, желательно соблюдать пост, читайте в соответствующем материале.

См., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, 250; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 237; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1746.

Можно перевести это в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

См., например: Аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 44.

См., например: Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1700.

См.: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 236, хадис № 717; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 249, хадис № 1693; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, хадис № 2034.

Хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари, Муслима, Ахмада и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 543, хадис № 9038, «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 2. С. 580, хадис № 1952; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 251, хадис № 1696; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Т. 4. С. 1408, хадис № 2033.

Подробнее обо всем этом см., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 241–243, хадисы № 1952, 1953 и комментарии к ним; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 250–253, хадис № 1696 и комментарии к нему; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 4. С. 1408, 1409, хадисы № 2033–2035 и комментарии к ним.

Отмечу, что касательно молитвы-намаза мнение ученых едино, то есть разногласия отсутствуют относительно того, что один не может совершать намазы за другого ни при жизни того, ни после смерти. Ныне здравствующие не совершают долговые обязательные молитвы-намазы за покойных. См., например: Аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. В 20 т. Т. 17. С. 75; Амин М. (известный как Ибн ‘Абидин). Радд аль-мухтар. Т. 1. С. 355.

См., например: Махмуд А. Фатава [Фетвы]. В 2 т. Каир: аль-Ма‘ариф, [б. г.]. Т. 2. С. 60.

Подробнее об этом читайте в моем материале «60 дней или нет? Преднамеренное нарушение поста».

Фидью можно передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях см. в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

«…Те же, кто не сможет восполнить пост [именно постом] в другие дни [по причине старческой немощности или неизлечимой болезни], должны накормить бедняка [из среднего, обычного, чем кормят семью]. Кто сделает больше [чем накормит бедняка], то это лучше для него самого…» (см.: Св. Коран, 2:184). Также см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

«…Из среднего [обычного], чем вы кормите семью» (см.: Св. Коран, 5:89). Подробнее о том, чем может измеряться фидья, и о том, что Сунной размер ее не определен и не ограничен каким-то продуктом питания, см., например: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 4. С. 247; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощью Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 244; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 4. С. 1408.

Можно перевести это (среднесуточные расходы на питание) в денежный эквивалент, передать деньгами по тем направлениям, по которым передается ежегодный закят. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1743, 1744.

Подробнее об этих направлениях смотрите в моем переводе смыслов Священного Корана (9:60). Т. 2. С. 194, 195.

Неофит - новый приверженец какой-нибудь религии.

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и др. См., например: Ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 238, хадис № 722; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 272, хадис № 2396; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 183, хадис № 1672; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 517, хадис № 8492, «хасан»; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 308.