Теплотехнические испытания котла проводят с тем, чтобы установить соответствие его характеристик техническим условиям на поставку (требованиям заказчика), то есть определить пригодность испытуемого котла для энергетической установки судна. Испытания производят на полной, максимальной, минимальной и частичных нагрузках при ручном и автоматическом управлении.
При испытаниях определяют:
– спецификационные характеристики котла – расход топлива, паропроизводительность, параметры выдаваемого котлом пара, влажность насыщенного пара, коэффициент полезного действия, величину газовоздушных сопротивлений, коэффициент избытка воздуха, а также теплохимические характеристики котла (солесодержание котловой воды, перегретого пара, режим продувки и т. д.);
– надежность работы котла в целом и всех его элементов, о которой судят по температурному режиму элементов, прочности конструкции котла, плотности арматуры и обшивки, качества кирпичной кладки и изоляции, устойчивости процесса горения и поддержания уровня воды в пароводяном коллекторе и т. д.;
– маневренные характеристики котла – продолжительность разводки, подъема и сброса нагрузки, устойчивость параметров пара;
– эксплуатационные особенности котла – удобство, доступность и продолжительность разборки и сборки отдельных частей котла (горловин, лазовых затворов, внутренних частей пароводяного коллектора, коллектора ПП и др.) доступность чистки и осмотров, ремонтопригодность (удобство глушения вышедших из строя трубок, ремонта частей котла, ПП, ВЭ, ВП), эффективность сажеобдувочных устройств, удобство контроля за работой котла.
Теплотехнические испытания осуществляют в два этапа:
1) наладочные – на стенде завода-изготовителя, во время которых отрабатывают все системы управления и защиты, производят отладку процесса горения и водного режима, проверяют соответствие полученных характеристик проектным, готовят котел к сдаточным испытаниям;
2) гарантийно-сдаточные – в условиях, когда всесторонне учитывают особенности работы судовой энергетической установки (СЭУ), для которой предназначен испытуемый котел; эти испытания выполняют при номинальной и максимальной нагрузках, а также на долевых режимах, соответствующих 25-, 50-, 75-и 100%-ной нагрузкам по расходу топлива. Теплотехнические испытания утилизационных котлов проводят во время испытаний СЭУ.
Наладочным испытаниям предшествуют детальные осмотры котла и обслуживающих его систем, а также паровая проба. Ее цель – проверка плотности и прочности котла и отдельных его частей, а также деформации элементов котла при постепенном прогревании. По результатам паровой пробы настраивают предохранительные клапаны.
До начала сдаточных испытаний котел должен проработать без чистки не менее 50 ч. На основе результатов сдаточных испытаний окончательно устанавливают все характеристики котла и корректируют документацию; технические условия на поставку, технический формуляр, описание и инструкции по эксплуатации.
Схема стендовой установки для проведения теплотехнических и теплохимических испытаний показана на рис. 8.1.
Пар из пароводяного коллектора котла 1 поступает через дроссельно-увлажнительное устройство 2 в конденсатор 6 , откуда конденсатный насос 7 направляет конденсат в мерные баки 9 . Обычно один бак наполняют, а из другого насосом 10 осуществляется питание котла. Стрелкой 5 отмечена подпитка котла добавочной водой. Для возможности изменения химического состава котловой воды имеются мерные баки 5 , которые заполнены растворами различных химических реагентов. Подача реагентов может осуществляться и непосредственно в котел специальными дозаторами-вытеснителями.
Для обеспечения котла топливом и замера его расхода имеются мерные топливные баки 13 , один из которых заполнен топливом, а из другого топливо подается через фильтры 15 насосом 14 к форсунке. При работе котла на мазутах и моторных топливах используется топливоподогреватель и система рециркуляции для предварительного подогрева топлива до температуры 65–75°С. Воздух в котел поступает от вентилятора 18 .
На главном паропроводе установлено пароотборное устройство, из которого проба пара направляется в конденсатор 3 . Полученный конденсат поступает непосредственно в солемер, либо в колбу 4 и далее – в лабораторию для химического анализа. Результаты анализа позволяет определить влажность пара. Отбор проб котловой воды осуществляется через холодильник 17 , из которого охлажденная вода сливается в сосуд 16 для дальнейшего химического анализа. Состав продуктов сгорания определяют с помощью газоанализатора. Эти данные используют для расчета коэффициента избытка воздуха. Вода, удаленная из котла при верхнем и нижнем продувании, через холодильник 12 поступает в мерную емкость 11 . Параметры пара, питательной воды, воздуха, продуктов
Условные обозначения приборов
<жиннь/й монометр для замера (г) давлений пара р } топлива р?л
TJ~ образный нанометр Зля замера ^2 статических давлений ВВоздуш-ном коробе Ъ. в,ВтопкеЪ. Г) Вдымна-
®иеЬ, А Термометры (термопары) для is мера температур воздуха tr B j7ion/lu-ва t 7 fi,уходящих газов й^ х.
Рис. 8.1. Принципиальная схема стенда для проведения теплотехнических и теплохимических испытаний котлов
сгорания измеряют с помощью приборов, часть которых имеют устройства для автоматической записи показаний. Для того чтобы определить теплотехнические и эксплуатационные характеристики котла в широком диапазоне нагрузок, проводят его балансовые испытания при стационарном режиме работы.
Паропроизводительность
котла определяют по расходу питательной
воды при неизменном уровне воды в
пароводяном коллекторе и плотно закрытых
клапанах верхнего и нижнего продувания,
в этих условиях
.
Расходы
питательной воды и топлива измеряют с
помощью заранее тарированных мерных
баков. Для этого необходимо замерить
изменение уровня
воды
(топлива) в баке за время .
Тогда расход питательной воды (топлива) можно рассчитать по формуле
Расход пара определяют также с помощью расходомерных диафрагм, установленных на главном паропроводе. Температуру воды, топлива, воздуха измеряют техническими ртутными термометрами, а температуру уходящих газов – термопарами; давление пара, питательной воды и топлива – пружинными манометрами, а давление в газовоздушном тракте – U-образными водяными манометрами. Показания всех приборов стенда фиксируют по общему сигналу через 10–15 мин. Продолжительность выхода на стационарный режим – 2 ч. Режим считают стационарным (установившимся), если показания приборов, измеряющих основные параметры, не выходят за пределы допускаемых отклонений от среднего значения. При измерениях допускаются отклонения: давление пара ±0,02 МПа, давления газов и воздуха ±20 Па; температура питательной воды и уходящих газов ±5°С. Средние значения показаний приборов во времени находят как среднеарифметические за время испытаний. В расчет не принимают значения, отличающиеся от среднего, более допустимого. Если число таких показаний превышает 17% общего числа произведенных замеров, то опыт повторяют.
К. п. д. котла определяют по формулам (3.13) и (3.14), тепловые потери с уходящими газами и от химического недожога формулам (3.3), (3.24), (3.26) и (3.27), а потери в окружающую среду , рассчитывают по уравнению теплового баланса
Для расчета коэффициента избытка воздуха а используют данные газового анализа и расчетные зависимости (2.35)–(2.41). По результатам испытаний строят графики (Рис. 8.2), представляющие собой зависимости от расхода топлива В . Такой полный объем испытаний предназначен для вновь разработанных котлов. Для серийных образцов объем испытаний может быть сокращен, что предусматривается специальными программами.
Высокоэкономичная и безопасная эксплуатация котла на судне может быть обеспечена при условии выполнения всех требований Регистра СССР, который осуществляет надзор за их реализацией. Этот надзор начинается с рассмотрения технической документации, чертежей, расчетов, технологических карт и т. д. Надзору подлежат все главные, вспомогательные и утилизационные котлы, их перегреватели, экономайзеры с рабочим давлением 0,07 МПа и более.
Представители Регистра СССР подвергают котлы освидетельствованию, которые могут совпадать по времени с освидетельствованием судна в целом или проводиться самостоятельно. Они бывают первоначальные, очередные и ежегодные.
Первоначальное освидетельствование проводят для того, чтобы установить возможность присвоения класса судну (при этом учитывают техническое состояние и год постройки судна, механизмов, в том числе и котлов), очередное ,– чтобы возобновить класс судну и проверить соответствие технического состояния механического оборудования и котлов требованиям Регистра СССР; ежегодное освидетельствование необходимо для контроля работы механизмов и котлов. После ремонта или аварии судно проходит внеочередное освидетельствование. Во время освидетельствований представитель Регистра может производить внутренние и наружные осмотры, гидравлические испытания котлов, регулировку и проверку на срабатывание предохранительных клапанов; осмотр средств подготовки и подачи питательной воды, топлива и воздуха, арматуры, контрольно-измерительных приборов, систем автоматики; проверку срабатывания защиты и т. д.
Пробные
давления гидравлических испытаний
составляют обычно
,
но не меньше, чем
МПа (
рабочее
давление). Для пароперегревателей и их
элементов
если
они работают при температуре
,
равной
350°С и выше.
0,1 0,2 0,3 В,кг/с
Рис. 8.2. Характеристики котла
Паровой котел и его элементы (ПП, ВЭ и ПО) выдерживают при пробном давлении в течение 10 мин, затем давление снижают до рабочего и продолжают осмотр котла и его арматуры. Гидравлические испытания считаются успешными, если пробное давление в течение 10 мин не снижалось, а при осмотре не обнаружены течи, видимые изменения формы и остаточные деформации деталей котла.
Регулировка
предохранительных клапанов должна быть
выполнена на следующие давления
открытия: для
МПа;
для
МПа.Максимальное
давление при действии предохранительного
клапана
.
При освидетельствовании производят наружные осмотры котлов вместе с трубопроводами, арматурой, механизмами и системами при рабочем давлении пара.
Результаты освидетельствования заносят в регистровую книгу парового котла и главного паропровода, которая выдается инспектором Регистра СССР при первоначальном освидетельствовании каждого котла.
К атегория:
Обслуживание и ремонт котла и паравой машины
Техническое освидетельствование котлов
Крановые котлы как сосуды, работающие под давлением, должны удовлетворять требованиям Правил устройства, установки, содержания и освидетельствования паровых котлов, пароперегревателей и водяных экономайзеров.
Согласно этим правилам каждый эксплуатируемый котел подвергается в установленные сроки техническому освидетельствованию инспекцией Котлонадзора. Целью освидетельствования является проверка технического состояния котла, исправности действия приборов и приспособлений и правильности обслуживания котла.
Виды и сроки технических освидетельствований котла установлены следующие: – наружный осмотр - не реже одного раза в год; – внутренний осмотр - не реже одного раза в три года; – гидравлическое испытание - не реже одного раза в шесть лет.
-
При гидравлическом испытании котла обязательно производится его внутренний осмотр. Когда котел по условиям работы не может быть остановлен для технического освидетельствования в установленное время, а по своему техническому состоянию его дальнейшая эксплуатация не вызывает опасений, срок освидетельствования может быть продлен инспекцией Котлонадзора до трех месяцев.
Досрочное гидравлическое испытание котла производит инспекция Котлонадзора в случаях, когда: – котел до пуска в работу находился в бездействии более одного года; – котел был демонтирован и переставлен на другой кран или в другое место; – сменено более 50% общего количества экранных и кипятильных ‘ труб или 100% пароперегревательных, экономайзерных и дымогарных труб; – сменено более 15% общего числа связей любой стенки котла; – сделана замена хотя бы части листа стенок котла или переклепано не менее 15 рядом стоящих или не менее 25% всех заклепок в каком-либо шве; – при ремонте котла была применена сварка его частей, находящихся под рабочим давлением (за исключением трубчатых поверхностей нагрева); – при ремонте котла выправлялись выпучины, вмятины на основных его элементах (жаровые трубы, листы топок, барабанов и т. п.).
Инспектору Котлонадзора предоставлено право досрочно освидетельствовать любой вид котла, если по его состоянию такая проверка необходима. Причины, вызвавшие досрочно освидетельствование котла, записывают в шнуровую книгу.
Наружный осмотр производит инспектор Котлонадзора во время работы котла. При этом он проверяет внешнее состояние котла и его арматуру, знание крановыми бригадами правил технической эксплуатации котла.
К внутреннему осмотру котел должен быть соответствующим образом подготовлен. Его охлаждают, промывают, очищают от накипи и сажи, удаляют колосники, снимают изоляцию вдоль швов котла и у штуцеров арматуры в местах подтеков.
При осмотре проверяют состояние стенок, связей, заклепочных и сварных швов, плотность постановки труб, смотрят, нет ли трещин, выпучин, разъеданий металла котла и других дефектов, и обращают внимание на чистоту стенок котла. Внутренний осмотр обычно выполняют при среднем и капитальном ремонте крана.
Гидравлическому испытанию котел подвергают для того, чтобы проверить его прочность, плотность труб, заклепочных и сварных соединений. При испытании котел наполняют водой, которую накачивают под давлением насосом. Давление во время испытаний должно быть для котлов, работающих при давлении свыше 5 кг/см2, на 25% выше рабочего давления, но не менее +3 кг/см; для котлов, рабочее давление которых менее 5 кг/см2, - на 50% больше рабочего давления, но не менее 2 кг/см2. Под пробным давлением котел должен находиться в течение 5 мин. Подъем и снижение давления производят постепенно. Давление, равное рабочему, поддерживают в течение всего времени, необходимого для осмотра котла.
Пробное давление измеряют контрольным манометром инспектора Котлонадзора. Котел признается выдержавшим гидравлическое испытание, если: – в нем нет признаков разрыва; – не замечена течь; при этом выход воды через заклепочные швы в виде мелкой пыли или капель («слезинок»), а также выход воды из-за неплотностей арматуры – течью не считается, если не наблюдается снижение пробного давления; – не замечено остаточных после испытания деформаций.
При появлении «слезинок» и потения в сварных швах котел считают не выдержавшим испытания. Дефектные места таких швов вырубают и заваривают вновь.
При гидравлическом испытании производят и внутренний осмотр котла.
О результатах осмотра делают запись в книге парового котла (форма ЯКУ № 1), скрепленной сургучной печатью. Кроме этой книги, имеется еще книга работы парового котла (форма ЯКУ № 2).
После окончания всех ремонтных работ (до нанесения защитных покрытий и изоляции) паровые котлы подвергают гидравлическому испытанию и паровой пробе в присутствии инспектора Регистра.
Гидравлические испытания проводят при условии полного заполнения котла водой и удаления воздуха, при наличии двух опломбированных манометров и при температуре воды и окружающего воздуха не ниже + 5 С. При этом, разность температур воды и окружающего воздуха должна исключать возможность отпотевания.
При испытании давление не должно быстро повышаться, запрещается выполнение на судне работ, вызывающих шум или стук.
Гидравлическое испытание проводят в следующем порядке: подъём давления до рабочего, предварительный осмотр при рабочем давлении, подъём давления до пробного с выдержкой (при отключённом насосе) в течение 10 минут, понижение давления до рабочего и осмотр.
Если во время гидравлического испытания в котле будут услышаны стуки или замечены другие ненормальные явления, испытания прерывают и после выпуска воды котёл тщательно осматривают для определения места и характера повреждения. После устранения дефекта испытание повторяют.
Котёл признают исправным, если при осмотре не обнаружено течи, остаточных деформаций, разрывов швов и других признаков нарушения целостности каких-либо частей и соединений.
Паровую пробу котла проводят в комплексе с арматурой, оборудованием, обслуживающими механизмами и трубопроводами, при рабочем давлении. При этом необходимо убедиться в исправности водоуказательных приборов (водомерных стёкол, пробных кранов, дистанционных указателей уровня воды и т.д.), а также верхнего и нижнего продувания котла. Проверяют состояние арматуры, действие приводов, отсутствие пропусков пара, воды, топлива в сальниках, фланцах и других соединениях.
Предохранительные клапаны проверяют в действии на срабатывание. Они должны быть отрегулированы на следующие давления открытия: Р откр. меньше 1,05Рр (при Рр меньше 1,0 МПа); Р откр. больше 1,03Рр (при Рр больше1,0 МПа), где Рр — рабочее давление.
Максимально допустимое давление открытия клапана не должно превышать 1,1 Рр. Предохранительные клапаны пароперегревателей должны быть отрегулированы на срабатывание с некоторым опережением котельных клапанов.
Проверяют в действии ручные приводы подрыва предохранительных клапанов. При положительных результатах их опломбирует инспектор Регистра.
Проверяют работу систем автоматического регулирования ВПК: безотказность и своевременность срабатывания сигнальных, защитных и блокирующих устройств (при понижении уровня воды в котле ниже допустимого, прекращении подачи воздуха в топку, погашении факела в топке и в других случаях, предусмотренных системой автоматики).
Проверяют работу ВПК при переходе с автоматического на ручное управление и наоборот.
После окончания паровой пробы и устранения выявленных дефектов приступают к изоляции котла. Поверхности котла, подлежащие изоляции, а также каркас и обшивку очищают и окрашивают суриком или краской АЛ 177.
Изоляционный материал размачивают в горячей воде и наносят на горячие изолируемые поверхности слоем 10-30 мм. После высыхания первого слоя накладывают второй и так далее, до получения изоляции нужной толщины. Толщина изоляции зависит от температуры рабочей среды (для котлов — 60-100 мм).
В качестве изоляционного материала для судовых котлов применяют асбест-пушонку, асбестовую ткань, асбестовый картон, асбестовый шнур, диатомит (инфузорную землю), асбозурит (смесь асбеста с диатомитом), совелит и ньювель — смесь магнезии MgO и гидрата окиси магния Mg(OH)2 с асбестом.
Для экономии дорогостоящих изолирующих материалов (совелит, ньювель) изоляцию составляют из разных материалов. Например, первый слой — 10 мм — наносят из асбест-пушонки, второй — толщиной 40-50 мм — из совелита или ньювеля, третий — толщиной 10 мм — из асбозурита.
Изоляционные материалы, наложенные на поверхности котлов, скрепляют металлической сеткой и покрывают обшивкой из оцинкованного кровельного железа. Поверх накладывают стальные бандажи. Котлы изолируют также матрацами из асбестовой ткани с наполнителем из совелита или ньювеля. Матрацы сшивают латунной проволокой, укладывают на изолируемые части котла, обтягивают бандажами и покрывают металлическим кожухом.
Стенки топочной камеры и газоходов водотрубных котлов обшивают съёмными щитами из тонких стальных листов, изолированных асбестовым картоном (или другим изоляционным материалом)толщиной не менее 10 мм. Асбест крепят к щитам болтами, а щиты прикрепляют к каркасу котла на задрайках. Все соединения обшивки котла выполняют на асбестовых прокладках, чем достигается газонепроницаемость обшивки.
Для проверки прочности конструкции, качества ее изготовления все элементы котла, а затем и котла в сборе подвергаются гидравлическим испытаниям пробным давлением р пр. Гидравлические испытания проводят по окончании всех сварочных работ, когда изоляция и защитные покрытия еще отсутствуют. Прочность и плотность сварных и вальцовочных соединений элементов проверяют пробным давлением р пр = 1.5р р, но не менее р р + 0.1 МПа (р р – рабочее давление в котле).
Размеры элементов, испытываемых пробным давлением р р + 0.1 МПа, а также элементов, испытываемых пробным давлением более высоким, чем указано выше, должны подвергаться проверочному расчету на это давление. При этом напряжения не должны превышать 0.9 предела текучести материала σ t s , МПа.
После окончательной сборки и установки арматуры котел подвергается окончательному гидравлическому испытанию давлением р пр = 1.25р р, но не менее р р + 0.1 МПа.
При гидравлических испытаниях котел заполняют водой и доводят рабочее давление воды до пробного давления р пр специальным насосом. Результаты испытаний определяют визуальным осмотром котла. А также по скорости падения давления.
Котел признается выдержавшим испытания, если давление в нем не падает и при осмотре не обнаруживаются течи, местные выпучины, видимые изменения формы и остаточные деформации. Отпотевание и появление мелких капелек воды у вальцовочных соединений течью не cчитается. Однако появление росы и слезинок у сварных швов не допускается.
Паровые котлы после установки на судно должны быть подвергнуты паровой пробе при рабочем давлении, которая заключается в том, что котел приводится в эксплуатационное состояние и проверяется в действии при рабочем давлении.
Газовые полости утилизационных котлов испытывают воздухом давлением 10кПа. Газоходы вспомогательных и комбинированных ПК испытаниям не подвергаются.
4. Наружный осмотр котлов под паром.
Наружный осмотр котлов в комплекте с аппаратурой, оборудованием, обслуживающими механизмами и теплообменными аппаратами, системами и трубопроводами производится под паром при рабочем давлении и по возможности совмещается с проверкой в действии судовых механизмов.
При осмотре необходимо убедиться в исправном состоянии всех водоуказательных приборов (водомерных стекол, пробных кранов, дистанционных указателей уровня воды и т.п.), а также в исправном действии верхнего и нижнего продувания котла.
Должно быть проверено состояние аппаратуры, исправность действия приводов, отсутствие пропусков пара, воды и топлива в сальниках, фланцах и других соединениях.
Предохранительные клапаны должны быть проверены в действии на срабатывание. Клапаны должны быть отрегулированы на следующие давления:
давление открытия клапана
Р откр ≤ 1.05 Р раб для Р раб ≤ 10 кгс/см 2 ;
Р откр ≤ 1.03 Р раб для Р раб > 10 кгс/см 2 ;
Максимально допустимое давление при действии предохранительного клапана Р max ≤ 1.1 Р раб.
Предохранительные клапаны пароперегревателей должны быть отрегулированы на срабатывание с некоторым опережением котельных клапанов.
Должны быть проверены в действии ручные приводы подрыва предохранительных клапанов.
При положительных результатах наружного осмотра и проверки в действии один из котельных предохранительных клапанов должен быть опломбирован инспектором.
Если проверка предохранительных клапанов на утилизационных котлах на стоянке не представляется возможной вследствие необходимости длительной работы главного двигателя или невозможности подачи пара от вспомогательного котла, работающего на топливе, то проверка регулировки и опломбирование предохранительных клапанов могут быть произведены судовладельцем в рейсе с оформлением соответствующего акта.
При освидетельствовании должно быть проверено действие систем автоматического регулирования котельной установки.
При этом следует убедиться, что сигнализация, защита и блокирующие устройства работают безотказно и срабатывают своевременно, в частности при понижении уровня воды в котле ниже допустимого, при прекращении подачи воздуха в топку, при погашении факела в топке и в других случаях, предусмотренных системой автоматики.
Следует также проверить работу котельной установки при переходе с автоматического на ручное управление и наоборот.
Если при наружном осмотре будут обнаружены дефекты, причина проявления которых не может быть установлена данным осмотром, то инспектор может потребовать проведения внутреннего освидетельствования или гидравлического испытания.
Гидравлические испытания котлов
проводятся после завершения всех сварочных работ и до установки изоляции и нанесения защитных покрытий. При испытаниях на прочность и плотность краны и клапаны (пружинные) стопорят или заглушают. Котел заполняют водой при температуре не ниже плюс 70С. И не выше 40-500 С. Температура в котельном отделении должна быть не ниже + 50С. Давление создается ручным насосом с проверкой по контрольному манометру. Время подъема давления 10-15 минут. Осмотрпроизводят при рабочем давлении (10 мин), при пробном (5мин) и вновь при рабочем давлении. Если при осмотре не обнаружено течи, разрывов сварных швов, остаточных деформаций и других дефектов, то котел признается исправным. Результаты испытаний заносятся в шнуровую книгу котла.
Величина пробного давления Рпр для котлов устанавливается для двух случаев: — при изготовлении или ремонте; — в собранном виде вместе с арматурой. Величины пробных давлений зависит от типа котлов и условий его работы. Для котлов, пароперегревателей, экономайзеров и их элементов, ра-ботающих при температурах до 3500С, пробное давление равно 1,5 величины рабочего давления Рр, но не менее (Рр +0,1) МПа. А в собранном виде с арматурой – 1,25Рр, но не менее (Рр +0,1) МПа.
Для пароперегревателей и их элементов, работающих при температурах выше 3500С, пробное давление рассчитывается по формуле:
где — предел текучести материала при температуре 3500С, МПа.
— предел текучести материала при рабочей температуре, МПа.
Арматура котлов испытывается на двойное рабочее давление, при ис-пытаниях на герметизацию закрытия – при давлении 1,25Рр. Питательные клапаны котлов испытываются на давление 2,5Рр. А газовые полости утилизационных котлов – воздухом под давлением 0,01МПа.
После гидравлических испытаний производится паровая проба котла при рабочем давлении. Предохранительные клапаны должны регулироваться на следующие давления открытия (в МПа):
При паровых испытаниях давление поднимается ступенями и с остановками, во время которых производятся промежуточные осмотры. При рабочем давлении котел проверяется не менее 30 минут.
Швартовые испытания котла проводятся после паровой пробы. Их целью является регулировка и проверка в действии на работающем котле всех систем, устройств и средств автоматики. При швартовых испытаниях оценивается надежность работы котельной установки и определяются рабочие параметры, а также контролируется температурное расширение котла на опорах.
Заключительным этапом являются ходовые испытания. При этом опре-деляются надежность и безопасность работы всей котельной установки на определенных режимах и проводятся комплексные теплотехнические испытания.
При ремонте котлов полная программа испытаний определяется Реги-стром. Объем программы зависит от категории проводимого ремонта.